МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Майкопский государственный технологический университет»
Политехнический колледж Утверждаю
Директор политехнического колледжа
____________________ Х.И. Борс
«___» __________________ 2011г.
Рабочая программа учебной дисциплины
История
Майкоп, 2011
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования
111801 Ветеринария
Организация разработчик: политехнический колледж ФГБОУ ВПО «МГТУ»
Разработчик: Рябухина Г.А., преподаватель первой категории
Рекомендована предметной (цикловой) комиссией истории и права
Председатель ПЦК ____________ Рябухина Г.А.
№ _____ от ___ _______ 2011г.
СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины
Структура и содержание учебной дисциплины
Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины.
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины
«История»
Область применения учебной программы.
Рабочая программа учебной дисциплины «История» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 111801 Ветеринария
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «История» относится к циклу общеобразовательных дисциплин.
Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:
воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
формирование исторического мышления — способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
В результате изучения учебной дисциплины «История» обучающийся должен
знать/понимать:
основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;
периодизацию всемирной и отечественной истории;
современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
основные исторические термины и даты;
уметь:
анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 176 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 117 часов;
самостоятельной работы обучающегося - 59 часов.
2. Структура и содержание учебной дисциплины
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Объём часов
| Максимальная учебная нагрузка (всего)
| 176
| Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
| 117
| в том числе:
|
| лабораторные занятия
| -
| практические занятия
| -
| контрольные работы
| -
| курсовая работа (проект)
| -
| Самостоятельная работа обучающегося (всего)
| 59
| в том числе:
|
| внеаудиторная самостоятельная работа (работа над материалом учебника, конспекта лекций, выполнение индивидуальных заданий, тестирование и т.д.);
| 19
| подготовка рефератов по темам:
| 40
| Зарождение буддизма и его основные принципы.
|
| Зарождение ислама и его основные принципы.
| Великое переселение народов: основные вехи.
| Повседневная жизнь западноевропейцев в Средние века.
| Варяги в истории Древней Руси.
| Кочевники в истории Древней Руси: война и мир.
| Александр Невский — государственный деятель и полководец.
| Государственная и политическая деятельность Ярослава Мудрого.
| Владимир Мономах и его время.
| Человек Древней Руси в повседневной жизни.
| Дмитрий Донской — государственный деятель и полководец.
| Иван Грозный — человек и политический деятель.
| Борьба русского народа с польской интервенцией в годы Смуты.
| Церковь и государство в России XVII в. Раскол в Русской православной церкви.
| Титаны эпохи Возрождения.
| Герои Великих географических открытий (Колумб, Магеллан и др.).
| Вольтер — «патриарх» Просвещения.
| Образование США.
| Культурные преобразования в Петровскую эпоху.
| Споры о Петре I: личность в оценках современников и потомков.
| М.В.Ломоносов. Становление отечественной науки.
| Споры о Екатерине II: личность в оценках современников и потомков.
| Отечественная война 1812 г. и ее последствия для России.
| Александр II: человек и государственный деятель.
| Повседневная жизнь дворян в России XIX в.
| Повседневная жизнь крестьян в России XIX в.
| Столыпинская реформа: ход, результаты, значение.
| В.И.Ленин: человек и политик.
| ГУЛАГ и его роль в жизни СССР.
| Тегеранская, Крымская и Потсдамская конференции: послевоенное устройство Европы.
| «Холодная война»: причины и основные вехи.
| Советская культура в эпоху «оттепели».
| Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта
|
|
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «История»
Содержание разделов и тем
| Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихся
| Объём часов
| Уровень усвоения
| обязат. академ.
| сам. работа
| Введение
| Российская история как часть мировой и европейской истории. Закономерности и особенности русской истории. Периодизация всемирной истории.
| 2
|
| 1
| Раздел 1. ДРЕВНЕЙШАЯ СТАДИЯ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
| 2
|
|
| Тема 1.1 Первобытный мир и зарождение цивилизаций
| Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Выделение человека из животного мира.
| 1
|
| 1
| Тема 1.2 Неолитическая революция
| Очаги возникновения земледелия и скотоводства в Старом и Новом Свете. Социальные последствия перехода от присваивающего хозяйства к производящему.
Предпосылки возникновения цивилизации.
| 1
|
| 2
| Раздел 2. ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕГО МИРА
| 4
|
|
| Тема 2.1 Ранние цивилизации, их отличительные черты
| Хронологические и географические рамки истории Древнего мира. Ранние цивилизации: Египет. Передняя Азия. Индия. Китай.
| 1
|
| 1
| Тема 2.2 Расцвет цивилизаций бронзового века и железный век Востока
| Новоегипетская держава. Вавилон времен Хаммурапи. Ассирийская военная держава. Персидское «царство царств». Древняя Индия. Древний Китай.
| 1
|
| 2
| Тема 2.3 Античная цивилизация
| Античная цивилизация. Становление полисной цивилизации в Греции. Александр Македонский и эллинизм.
Древний Рим: этапы становления общества и государства.
| 1
|
| 2
| Тема 2.4 Религии Древнего мира и культурное наследие древних цивилизаций
| Религии Древнего мира. Язычество на Востоке и на Западе. Возникновение мировых религий. Буддизм. Конфуцианство. Религия древних евреев. Раннее христианство.
Сам. работа: творческая работа в форме реферата на тему «Зарождение буддизма и его основные принципы».
| 1
| 2
| 3
| |