Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (СПО)
21.02.02 Бурение нефтяных и газовых скважин базовой подготовки
Организация-разработчик: ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского» Геологический колледж СГУ
Разработчик: Никитина Т.Б.- руководитель физического воспитания Геологического колледжа СГУ имени Н.Г.Чернышевского
СОДЕРЖАНИЕ
| стр.
| ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 4
| СТРУКТУРА И содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 5
| условия реализации учебной дисциплины
| 12
| Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
| 13
|
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Физическая культура
Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС по специальности СПО
21.02.02 Бурение нефтяных и газовых скважин базовой подготовки 1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: дисциплина входит в состав общего гуманитарного и социально-экономического цикла. 1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;
основы здорового образа жизни. 1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 336 часов, в том числе:
-обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 168 часов;
-самостоятельной работы обучающегося168часов.
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Объем часов
| Максимальная учебная нагрузка
| 336
| Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
| 168
| в том числе:
|
| практические занятия
| 168
| Самостоятельная работа обучающегося (всего)
| 168
| Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
|
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Физическая культура »
Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала и практические занятия, самостоятельная работа обучающегося.
| Объем часов
| Уровень усвоения
| 1
| 2
| 3
| 4
| Раздел 1 Легкая атлетика
|
| 164
|
| Тема 1.1 Бег на короткие дистанции
| Практические занятия
| 16
|
| Техника бега на короткие дистанции. Старт: стартовый станок и колодки, расположение стартовых колодок, положение бегуна по командам: «на старт», «внимание» и при отталкивании от передней колодки после команды «марш».
|
|
| Стартовый разгон: техника низкого старта, стартовый разбег, первые шаги, положение тела. Сдача контрольных нормативов: прыжок в длину с места.
| Бег по дистанции:положение туловища, работа рук и ног.
Финиширование:финишный рывок.
| Особенности техники бега по виражу на стадионе.
Сдача контрольных нормативов -30 м,60 м.
| Тема 1.2 Бег на средние дистанции
| Практические занятия
| 16
|
| Техника бега на средние и длинные дистанции:
Старт и стартовый разгон: техника высокого старта, стартовый разбег, первые шаги, положение тела.
|
|
| Бег по дистанции: положение туловища, работа рук и ног.
Финиширование: финишный рывок.
| Переменный бег, повторный бег, эстафетный бег.
| Сдача контрольных нормативов – 500 м (девушки),1000 м (юноши).
| Тема 1.3 Бег на длинные дистанции
| Практические занятия
| 16
|
| Техника бега на длинные дистанции:
Старт и стартовый разгон: техника высокого старта, стартовый разбег, первые шаги, положение тела.
|
|
| Бег по дистанции:положение туловища, работа рук и ног.
| Финиширование: финишный рывок. Особенности техники бега на сверхдлинные дистанции и кроссового бега.
| Развитие выносливости.
Сдача контрольных нормативов – 2000 м (девушки),3000 м (юноши).
|
| Тема 1.4 Прыжки в длину с разбега
| Практические занятия
| 16
|
| Техника выполнения прыжка в длину с разбега способом «согнув ноги».
Разбег: начало разбега, набор скорости разбега, подготовка к отталкиванию.
|
|
| Отталкивание: постановка ноги на место отталкивания, фаза амортизации.
| Полет: взлет, полетная фаза, положение тела.
Приземление: подготовка к приземлению.
| Сдача контрольных нормативов - прыжок в длину с разбега.
| Тема 1.5 Общая физическая подготовка
| Практические занятия
| 18
|
| Развитие общей физической подготовки(ОФП). Воспитание и развитие основных физических качеств.
Сдача контрольных нормативов: подтягивание в висе на перекладине.
|
|
| Круговая тренировка. Метод дозирования физических нагрузок в ходе занятий. Сдача контрольных нормативов: прыжки через скакалку.
| Методика проведения корригирующей гимнастики при нарушении осанки.
| 6-ти минутный бег, эстафеты с элементами ОФП.
Сдача контрольных нормативов: сгибание и разгибание рук в упоре лежа.
| 12-ти минутный бег. Самоконтроль. Самостраховка. Методы контроля за физическим развитием и состоянием здоровья.
| Самостоятельная работа: выполнение домашних заданийпо разделу 1.
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Составить план основных этапов бега (короткие, средние, длинные дистанции),
Совершенствование техники бега и прыжков, развитие аэробных качеств.
Составление и выполнение комплексов упражнений для развития основных физических качеств.
| 82
|
| Раздел 2 Гимнастика
|
| 84
|
| Тема 2.1 Строевые и общеразвивающие упражнения
| Практические занятия
| 6
|
| Основные понятия о строе, строевые приемы.
Выполнение команд, строевые построения и перестроения, передвижения размыкание и смыкание.
|
|
| Классификация общеразвивающих упражнений.
Основные задачи, решаемые с помощью ОРУ, положение рук, ног, туловища. Обучение ОРУ, способы проведения ОРУ, строевые упражнения.
| Общеразвивающие упражнения в паре, на гимнастической стенке и скамейке, с гимнастическими палками, гантелями. Сдача контрольных нормативов: угол на гимнастической стенке.
| Тема 2.2Акробатические упражнения
| Практические занятия
| 14
|
| Методика обучения акробатических упражнений.
Группировки, перекаты, кувырок вперед, кувырок в сторону, стойка на лопатках. Сдача контрольных нормативов: поднимание ног лёжа на спине
|
|
| Развитие гибкости. Стойка на лопатках согнув ноги, кувырок назад, «мост» с помощью.
Сдача контрольных нормативов: наклон туловища вперёд из положения сидя.
| Стойка на голове согнув ноги, длинный кувырок вперёд, кувырок вперед через препятствие высотой 90см.
| Стойка на руках махом одной и толчком другой, переворот в сторону. Кувырок назад через стойку на руках с помощью.
| Выполнение акробатических упражнений в объеме программы, отработка и совершенствование акробатической связки.
Сдача контрольных нормативов: акробатическая связка
| Тема 2.3 Атлетическая гимнастика
| Практические занятия
| 18
|
| Инструктаж по технике безопасности на тренажерах. Воспитание силовой подготовки.
Сдача контрольных нормативов: поднимание туловища из положения лежа на спине (сесть-лечь).
|
|
| Общеразвивающие упражнения, упражнения в паре с партнером, упражнения с гантелями, упражнения с мячом, с обручем (девушки), упражнения на тренажёрах.
| Воспитание силовой выносливости.
Сдача контрольных нормативов: поднимание ног из положения лежа на спине.
| Метод повторных усилий. Круговой метод тренировки для развития силы основных мышечных групп с эспандерами, амортизаторами из резины, гантелями, гирей, штангой.
|
| Метод максимальных усилий. Сдача контрольных нормативов: сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях.
| Упражнения для профилактики профессиональных заболеваний (упражнения в чередовании напряжения с расслаблением, упражнения для коррекции нарушений осанки, упражнения на внимание, висы и упоры, упражнения у гимнастической стенки). Упражнения для коррекции зрения. Комплексы упражнений вводной и производственной гимнастики.
| Тема 2.4 Дыхательная гимнастика
| Практические занятия
| 4
|
| Классические методы дыхания при выполнении движений. Дыхательные упражнения йогов.
|
|
| Современные методики дыхательной гимнастики (Лобановой-Поповой, Стрельниковой, Бутейко).
| Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 2.
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
1.Составить комплекс общеразвивающих упражнений.
2.Составление и выполнение комплексов упражнений, развивающих гибкость, координацию, силу.
3.Составление комплексов упражнений по атлетической гимнастике.
4.Применение методов дыхания в домашних условиях.
| 42
|
| Раздел 3 Спортивные игры
|
| 88
|
| Тема 3.1 Настольный теннис
| Практические занятия
| 8
|
| Техника игры. Краткий исторический обзор игры. Место занятий, оборудование и инвентарь. Правила игры, правила соревнований. Судейство.
|
|
| Изучение техники подач, вращение мяча, игра в нападении и защите. Совершенствование технических и тактических приемов во время игры.
| Совершенствование техники владения мячом. Учебно-тренировочная игра в настольный теннис.
| Технические и тактические приемы игры. Двухсторонняя и четырехсторонняя игра.
|
| Тема 3.2 Волейбол
| Практические занятия
| 12
|
| Воспитание физических, нравственных, психических качеств. Специальные упражнения.Стойки. Передвижения.ОРУ на месте. Передача и прием мяча в парах.
|
|
| Техника игры в нападении. Выполнение: разбега, напрыгивания, толчка, удара по мячу. Выполнение нападающего удара-прямого, по ходу ( из зоны 4 и 2 ).
| Подачи: нижняя прямая и боковая, верхняя прямая и боковая. Тактика игры в волейбол.
| Обучение тактическим приемам игры в нападении и в защите, выбор места игроком для получения мяча, различные варианты схем попадания и защиты, двухсторонние учебно-тренировочные игры, изучение правил соревнований, судейство.
| Блокирование, тактика нападения, тактика защиты.Техника безопасности игры. Игра по правилам.
| Тема 3.2 Баскетбол
| Практические занятия
| 12
|
| Техника безопасности игры. Техника игры в нападении. Технические приемы игры в баскетбол, ведение мяча, выполнение перемещений, стоек, прыжков, остановок и поворотов баскетболиста, выполнение бросков мяча в корзину, выполнение отвлекающих движений ( финты ), выполнение ловли и передач мяча на месте и в движении.
|
|
| Техника игры в защите. Выполнение перемещений, защитных стоек, передвижений обычными и приставными шагами в разных направлениях. Техника владения мячом и противодействий.Овладение мячом при отскоке от щита или корзины, перехваты и выбивание мяча.
| Перехваты мяча. Тактика игры в нападении.Обучение индивидуальным тактическим действиям игрока с мячом и без мяча.Варианты тактических систем в нападении.
| Взаимодействие двух и трех игроков без противника и с противником. Выполнение заслонов. Выполнение индивидуальных, групповых и командных действий.
| Зонная и смешанная защита. Правила игры. Судейство. Игра по упрощенным правилам баскетбола. Игра по правилам.
|
| Тема 3.3 Футбол
| Практические занятия
| 12
|
| Правила игры. Техника безопасности игры. Ведение мяча, передача мяча, остановка мяча на месте и в движении.
|
|
| Удар по мячу головой на месте и в прыжке. Остановка мяча стопой, коленом, грудью. Отбор мяча, обманные движения.
| Техника игры вратаря. Тактика защиты, тактика нападения.
| Индивидуальные тактические действия игрока с мячом и без мяча.Варианты тактических систем в нападении.
| Взаимодействие двух и трех игроков без противника и с противником. Игра по упрощенным правилам на площадках разных размеров. Игра по правилам.
| Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 2.
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
1. Составить схемы нападения и защиты в игре (волейбол, баскетбол, футбол).
2. Посещение факультативов и секций (волейбол, баскетбол, футбол, настольный теннис).
| 44
|
| Темы рефератов для студентов специальной медицинской группы:
1.Роль физической культуры в общекультурном,
профессиональном и социальном развитии человека.
2. Основы здорового образа жизни. 3. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями.
4. Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом.
Контроль уровня совершенствования профессионально важных психофизиологических качеств.
5. Психофизиологические основы учебного и производственного труда. Средства физической культуры в регулировании работоспособности
|
|
| Всего:
| 336
|
| Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. –ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3.условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы дисциплины требует наличия спортивной базы:
игровой зал, теннисный зал, тренажерный зал, спортивная площадка. Оборудование спортивной базы:мячи (баскетбольные, волейбольные,
футбольные),баскетбольные щиты, волейбольная сетка, футбольные ворота, теннисные столы, сетка, теннисные ракетки, шарики для настольного тенниса, прыжковая яма в длину, гимнастические маты, коврики, штанга, блины, гири, гантели, скакалки, обручи, гимнастические палки.
Тренажеры: комбинированный станок, стойка для блинов, скамья для пресса, скамья для жима горизонтальная, беговая дорожка, мини - степпер, велотренажёр. Технические средства обучения: видеокамера, фотоаппарат, компьютер, секундомер, свисток, рулетка.
3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники:
1. Решетников Н.В. Физическая культура: учебник для средних профессиональных учебных заведений – 11- е изд., стер.- М.: Академия, 2011. – 176 с. Дополнительные источники:
1. Барчуков И.С. Физическая культура и физическая подготовка: учебник для студентов вузов, курсантов и слушателей образовательных учреждений высшего профессионального образования МВД России (электронный ресурс) – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.- 431 с.- http://www.znanium.com Журналы:
«Физкультура и спорт»
Интернет-ресурсы:
1. http:/rusbook.net/Физическая культура/prdcp-603681.html
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.
Контрольи оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
| Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
| уметь:
использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
| Практические занятия, индивидуальные задания, внеаудиторная самостоятельная работа.
Сдача контрольных нормативов, тестов.
Итоговая аттестация в форме дифференцированногозачета.
| знать:
о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;
основы здорового образа жизни.
| Практические занятия, индивидуальные задания, внеаудиторная самостоятельная работа.
Сдача контрольных нормативов, тестов.
Итоговая аттестация в форме дифференцированногозачета.
|
|