Среднего профессионального образования





Скачать 319.19 Kb.
НазваниеСреднего профессионального образования
страница1/2
Дата публикации31.10.2014
Размер319.19 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
  1   2
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Альметьевский колледж физической культуры»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.01. Анатомия

2013г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО):

050141 Физическая культура;

Организация-разработчик:

Альметьевский колледж физической культуры

Разработчик:

Э.И. Камалова, к.п.н., преподаватель специальных дисциплин

СОДЕРЖАНИЕ





стр.

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


15

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

17



  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОП.01. Анатомия
1.1. Область применения примерной программы.

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 050141 «Физическая культура».

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: профессиональный цикл.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в среднем профессиональном образовании для подготовки специалистов по специальности 050141 «Физическая культура».

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины: в результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

-определять топографическое расположение и строение органов и частей тела;

-определять возрастные особенности строения организма человека;

-применять знания по анатомии в профессиональной деятельности;

-определять антропометрические показатели, оценивать их с учетом возраста и пола обучающихся, отслеживать динамику изменений;

-отслеживать динамику изменений конституциональных особенностей организма в процессе занятий физической культурой и спортом;

знать:

-основные положения и терминологию цитологии, гистологии, эмбриологии, морфологии и анатомии человека;

-строение и функции систем органов здорового человека: опорно-двигательной, кровеносной, пищеварительной, дыхательной, покровной, выделительной, половой, эндокринной, нервной, включая центральную нервную систему (ЦНС) с анализаторами;

-основные закономерности роста и развития организма человека;

-возрастную морфологию, анатомо-физиологические особенности детей, подростков и молодежи;

-анатомо-морфологические механизмы адаптации к физическим нагрузкам;

-динамическую и функциональную анатомию систем обеспечения и регуляции движения;

-способы коррекции функциональных нарушений у детей и подростков;

Изучение дисциплины будет способствовать формированию следующих компетенций:

Код компетенции

Формируемые компетенции

ОК.1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК.2

Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК.3

Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК.4

Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК.5

Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК.6

Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с коллегами и социальными партнерами

ОК.7

Ставить цели, мотивировать деятельность занимающихся физической культурой и спортом, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество учебно-тренировочного процесса и организации физкультурно-спортивных мероприятий и занятий.

ОК.8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК.9

Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания и смены технологий.

ОК.10

Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья занимающихся.

ОК.11

Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм, ее регулирующих.

ОК.13

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

ПК.1.1

Определять цели и задачи, планировать учебно-тренировочные занятия

ПК.1.2.

Проводить учебно-тренировочные занятия.

ПК.1.3.

Руководить соревновательной деятельностью спортсменов

ПК.1.4.

Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности спортсменов на учебно-тренировочных занятиях и соревнованиях.

ПК.1.5.

Анализировать учебно-тренировочные занятия, процесс и результаты руководства соревновательной деятельностью.

ПК.1.6.

Проводить спортивный отбор и спортивную ориентацию.

ПК.2.1.

Определять цели, задачи и планировать физкультурно-спортивные мероприятия и занятия с различными возрастными группами населения.

ПК.3.3

Систематизировать педагогический опыт в области физической культуры и спорта на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

ПК 3.5. 

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области образования, физической культуры и спорта.


1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 126 час, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 80 часа, самостоятельной работы обучающегося 46 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Всего часов

III

IV

Аудиторные занятия (всего)

80

30

50

В том числе:










Лекции (Л)

36

16

20

Лабораторные и практические работы (ЛПР)

44

14

20

Самостоятельная работа (всего)

46

20

26

Вид промежуточной аттестации (диф.зачет, экзамен)




диф.

зачет

экзамен

Максимальная учебная нагрузка



126

50

76



    1. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.01. Анатомия

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы,

практические занятия,

самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1 Введение. Опорные понятия.

Предмет и задачи курса. Значение анатомических знаний в системе физкультурного образования. Методы исследования строения организма.

Краткие исторические сведения о развитии анатомии.

Основные анатомические понятия: организм, внешняя и внутренняя среда. Части, области, поверхности тела. Условные плоскости и оси.


2

1




Самостоятельная работа студентов:

Конспект: «Значение работ отечественных ученых в развитии анатомии: Н.И.Пирогов, П.Ф. Лесгафт, И.М.Сеченов, И.П.Павлов, А.Н.Крестовников, М.Ф.Иваницкий и др.»


2

1

Тема 1.1. Основы клеточной теории

Практическая работа студентов:

Основные понятия по теме «Цитология», «Гистология». Основные методы изучения клеток организма. Основные органоподобные образования клеток разных форм, величин


2

2




Самостоятельная работа обучающихся

Составить таблицу по цитологии.

Конспект: «Специфические клетки организма человека»



4


1

Тема 1.2. Гистология


Основные понятия по теме «Гистология» Основные методы изучения тканей организма. Строение и функции 4-х видов тканей в организме человека.

Практическая работа студентов:

Эпителиальная ткань. Соединительная ткань. Мышечная ткань. Нервная ткань. Понятие об органах, системах и аппаратах

Самостоятельная работа студентов:

Составить таблицу по гистологии

Классификация, их анатомо-физиологическая характеристика.


2

4

1


2

1

Раздел 2. Характеристика опорно-двигательного аппарата

Скелет, его части и функции. Общая характеристика костей и их соединений.

Кость как орган. Химический состав, форма, внутреннее строение, рост, развитие и адаптация костей.

Виды соединений костей. Непрерывные соединения и их характеристика. Прерывные соединения — классификация, основные элементы сустава, форма, оси вращения и движения в суставах.

Скелет туловища. Позвоночный столб. Строение, функции и возрастные особенности позвоночного столба. Влияние физических упражнений на позвоночный столб.

Грудная клетка. Строение грудины и ребер. Соединение костей грудной клетки. Формы, подвижность, возрастные и индивидуальные особенности грудной клетки. Влияние физических упражнений на грудную клетку.

Скелет головы. Отделы черепа и их характеристика. Кости мозгового отдела черепа и их характеристика. Соединение костей головы.

Скелет верхней конечности. Кости пояса верхней конечности и их соединения.

Кости свободной верхней конечности и их соединения. Возрастные особенности и адаптация скелета верхней конечности.

Скелет нижней конечности. Кости и соединения тазового пояса. Так как целое. Возрастные и половые особенности строения таза.

Кости свободной нижней конечности. Соединение костей свободной нижней конечности. Функциональная характеристика стоны. Своды стоны, плоскостопие и его профилактика.

Мышечная система. Строение и функции мышц. Классификация мышц по: форме, положению, направлению волокон, отношению к суставам. Функциональные группы мышц. Мышца как орган. Мышцы туловища, шеи, головы. Общая характеристика мышц туловища. Функциональные группы мышц, участвующие в движении головы. Мышцы, принимающие участие в механизме внешнего дыхания.

Мышцы верхней конечности. Общая характеристика мышц верхней конечности.

Функциональные группы мышц, производящие движения пояса верхней конечности.

Функциональные группы мышц, производящие движения в плечевом суставе.

Функциональные группы мышц, производящие движения в локтевом суставе.

Функциональные группы мышц, производящие движения кисти и пальцев.

Мышцы нижней конечности. Общая характеристика мышц нижней конечности.

Функциональные группы мышц, участвующие в движениях бедра в тазобедренном суставе. Функциональные группы мышц, производящие движения голени в коленном суставе. Функциональные группы мышц, производящие движения стопы и пальцев. Мышцы, укрепляющие своды стопы.
Лабораторные работы:

1 и 2 . Проекция основных анатомических образований скелета туловища и головы на поверхность тела человека и их использование в практике физического воспитания.

З и 4 . Проекция мышц туловища и конечностей на поверхность тела человека и морфологический контроль за их развитием.
Практическая работа студентов:

Составить таблицы по мышцам

-туловища и головы;

-верхних конечностей и нижних конечностей.

2

2


2

2

2


2

4


4


4

4

1

1


1

1

1


1

3


3


2

2





Самостоятельная работа студентов:

Конспект: «Возрастные особенности развития ОДА».

Реферат: «Травмы опорно-двигательного аппарата».

Реферат: «Возрастные особенности и адаптация скелета».



2
4
4


1
2
2

Раздел 3. Нервная система

Общий обзор нервной системы. Строение и функция нервной системы. Классификация по топографическому и функциональному признакам.

Нейрон — основная структурно-функциональная единица нервной системы. Виды нейронов.

Центральная нервная система.

Спинной мозг. Местоположение, форма, строение и функции. Нервные центры. Значение спинного мозга в регуляции мышечного тонуса.

Головной мозг. Отделы головного мозга.

Продолговатый мозг. Строение, функции, жизненно важные центры. Задний мозг. Мозжечок, его функции и значение в регуляции мышечного тонуса и координации движений. Средний мозг и его функции Промежуточный мозг и его функции. Конечный мозг. Полушария, внешнее и внутреннее строение. Кора больших полушарий как высший отдел центральной нервной системы. Сенсорные и моторные зоны коры как органа психической деятельности

Периферическая нервная система.

Вегетативная нервная система.
Лабораторные работы:

5 Проекция периферических нервов на поверхность тела человека.
Практическая работа студентов:

Составить таблицу: «Черепные нервы, ход основных ветвей и области иннервации». «Спинномозговые нервы, их сплетения, ветви и области иннервации».


2

2

2


2


2

1

1

1


2


2




Самостоятельная работа студентов:

Конспект: «Спинномозговые нервы»;

«Вегетативная нервная система»

4

1

Раздел 4. Сенсорные системы

Общая характеристика сенсорных систем. Их строение, функции. Основные физиологические свойства сенсорных систем.

Двигательная сенсорная система и ее значение для координации движений и пространственных восприятий.

Зрительная сенсорная система. Строение глаза. Центральное и периферическое зрение, поле и острота зрения.

Слуховая сенсорная система. Строение и функции.

Вестибулярная сенсорная система. Вестибулярный аппарат, его строение и функции.
Практическая работа студентов:

Составить схемы строения: «Тактильная, болевая и температурная сенсорные системы»

2

2

1

2




Самостоятельная работа студентов:

Конспект, схемы: «Строение двигательной, вкусовой, обонятельной сенсорных систем»

«Значение сенсорных систем при двигательной деятельности».


4

1

Раздел 5. Эндокринная система

Анатомо-физиологическая характеристика желез внутренней секреции. Понятие о гормонах, их значение. Гипофиз, эпифиз, щитовидная, паращитовидная, вилочковая, поджелудочная железы. Надпочечники, половые железы.
Лабораторная работа:

6 Проекция желез внутренней секреции на поверхность тела человека.
Практическая работа студентов:

Составить таблицу: «Железы внутренней секреции».

Составить схему: «Свойства и функции гормонов»

2
2


2

2

1
3


2

2




Самостоятельная работа студентов:

Реферат: «Местоположение и строение желез внешней и внутренней секреции».

4

2

Раздел 6. Система крови

Система крови и её функции. Кровь как внутренняя Среда организма. Эритроциты, гемоглобин, и их значение для жизнедеятельности. Виды лейкоцитов и их функции. Тромбоциты и их функции. Группы крови. Плазма крови, её состав и свойства. Изменение состава крови при мышечной деятельности.
Практическая работа студентов:

Конспект: «Иммунная система. Иммунитет и его виды. Иммунный дефицит».

2

2

1

1

Раздел 7. Сердечно-сосудистая система

Общий обзор сосудистой системы. Сердце. Местоположение, форма, вес, размеры. Камеры сердца. Строение стенки, клапанный аппарат, сосуды, функции сердца.

Сосуды малого круга кровообращения. Артерии большого круга. Аорта и её части. Артерии шеи и головы. Артерии верхней конечности. Артерии грудной и брюшной полости. Артерии нижней конечности. Вены большого круга кровообращения. Система нижней полой вены. Система верхней полой вены. Система воротной вены.

Лимфатическая система. Общая характеристика.
Лабораторная работа:

7 Проекция сердца и сосудов на поверхность тела человека.
Практическая работа студентов:

Составить схемы: «Строение сердца и клапанной системы сердца».

Составить компьютерную презентацию: «ССС»

2


2

2


2

1


1

3


2




Самостоятельная работа студентов:

Реферат: «Гипертрофия миокарда»;

«Отличие лимфы от крови. Пути, проводящие лимфу. Лимфоидные органы»


4

4


2

2

Раздел 8. Система органов дыхания

Общий обзор органов дыхания. Воздухопроводящие пути. Легкие, плевра, средостения. Особенности строения, функции.


2

1

Раздел 9. Система органов пищеварения

Практическая работа студентов:

Общий обзор органов пищеварения.

Органы и железы пищеварительной системы


2

2


1

1




Самостоятельная работа студентов:

Составить презентацию: «Органы и железы пищеварительной системы»


4


2

Раздел 10. Мочеполовая система

Практическая работа студентов:

Почки. Нефрон — структурно-функциональная единица почек. Мочевыводящие пути. Местоположение, строение и функции. Влияние мышечной работы на функции органов выделения.

Строение и функции половых органов.


2

2


1

1

Раздел 11. Динамическая анатомия


Вклад отечественных ученых в развитие учения о движениях. Анатомо-физиологическая характеристика положений и движений тела человека. План анализа положений и движений тела человека по Иваницкому.
Практическая работа студентов:

Анатомо-физиологическая характеристика положений и движений тела человека (по виду спорта)

2
2

1
2




Самостоятельная работа студентов:

Составить видео- или компьютерную презентацию: «АФХ движений спортсмена» (по своему виду спорта)

2

3

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.

Учебный кабинет:

- рабочие места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-методической документации:

Государственные требования к содержанию и уровню подготовки выпускников по специальности. Рабочая программа учебной дисциплины с календарно-тематическим планированием. Учебно-методические комплексы по разделам и темам дисциплины. Сборник тестовых заданий по разделам дисциплины. Материалы для промежуточной аттестации студентов и государственной (итоговой) аттестации выпускников по специальности 050141 «Физическая культура». Инструкции по охране труда, противопожарной безопасности. Перечень материально-технического и учебно-методического оснащения кабинета.

Технические средства обучения:

  • компьютер;

  • принтер;

  • мультимедиапроектор;

  • Микроскоп уч..

  • Газоанализатор.

  • Метроном.

  • Толстометр.

  • Ростомер.

  • Весы.


  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Среднего профессионального образования iconГосударственный образовательный стандарт среднего профессионального...
Министерства образования Российской Федерации от 2 июля 2001 г. №2572 «Об утверждении государственного образовательного стандарта...
Среднего профессионального образования iconСреднего профессионального образования
«естествознание» предназначена для изучения естествознания в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную...
Среднего профессионального образования iconУчебный план основной профессиональной образовательной программы...
Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования, утвержденного приказом...
Среднего профессионального образования iconМурманской области среднего профессионального образования
Министерства образования и науки РФ от 17. 05. 2012 г. №413, и примерной программы учебной дисциплины «История» для профессий начального...
Среднего профессионального образования iconРабочая программа профессионального модуля пм. 02 «Осуществление...
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Среднего профессионального образования iconОсновная образовательная программа среднего профессионального образования...
Государственным автономным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Альметьевский государственный институт...
Среднего профессионального образования iconУчреждение среднего профессионального образования
Разработана в соответствии с фгос среднего профессионального образования по специальности 111801 Ветеринария, утвержденным Министерством...
Среднего профессионального образования iconПрограмма профессионального модуля «Web-технологии в профессиональной деятельности»
Составлена на основе фгос для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования,...
Среднего профессионального образования iconГосударственный образовательный стандарт среднего профессионального...
Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания...
Среднего профессионального образования iconДиплом о среднем профессиональном образовании базового уровня
Министерства образования Российской Федерации от 2 июля 2001 г. №2572 «Об утверждении государственного образовательного стандарта...
Среднего профессионального образования iconОсновная профессиональная образовательная программа
Специальность утверждена Приказом Министерства образования Российской Федерации от 02. 07. 2001 №2572 «Об утверждении Государственного...
Среднего профессионального образования iconРабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального...
Организаций для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования (2008г.)...
Среднего профессионального образования iconПорядок организации текущего контроля знаний и промежуточной аттестации...
«О рекомендациях по организации промежуточной аттестации студентов в образовательных учреждениях среднего профессионального образования»,...
Среднего профессионального образования iconА. Ф. Киселев «17» июня 2002 г
Музыкальное искусство эстрады утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 02. 07. 2001г. №2572 «Об утверждении...
Среднего профессионального образования iconСреднего профессионального образования
Рабочая программа учебной дисциплины одб. 06 География специальностей среднего профессионального образования социально- экономического...
Среднего профессионального образования iconСреднего профессионального образования
Рабочая программа учебной дисциплины одб. 02 Литература специальностей среднего профессионального образования социально- экономического...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск