ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Альметьевский колледж физической культуры»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.01. Анатомия
2013г. Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО):
050141 Физическая культура;
Организация-разработчик:
Альметьевский колледж физической культуры
Разработчик:
Э.И. Камалова, к.п.н., преподаватель специальных дисциплин
СОДЕРЖАНИЕ
| стр.
| 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 4
| 2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 6
| 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 15
| 4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 17
|
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.01. Анатомия 1.1. Область применения примерной программы.
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 050141 «Физическая культура».
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: профессиональный цикл.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в среднем профессиональном образовании для подготовки специалистов по специальности 050141 «Физическая культура».
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины: в результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
-определять топографическое расположение и строение органов и частей тела;
-определять возрастные особенности строения организма человека;
-применять знания по анатомии в профессиональной деятельности;
-определять антропометрические показатели, оценивать их с учетом возраста и пола обучающихся, отслеживать динамику изменений;
-отслеживать динамику изменений конституциональных особенностей организма в процессе занятий физической культурой и спортом;
знать:
-основные положения и терминологию цитологии, гистологии, эмбриологии, морфологии и анатомии человека;
-строение и функции систем органов здорового человека: опорно-двигательной, кровеносной, пищеварительной, дыхательной, покровной, выделительной, половой, эндокринной, нервной, включая центральную нервную систему (ЦНС) с анализаторами;
-основные закономерности роста и развития организма человека;
-возрастную морфологию, анатомо-физиологические особенности детей, подростков и молодежи;
-анатомо-морфологические механизмы адаптации к физическим нагрузкам;
-динамическую и функциональную анатомию систем обеспечения и регуляции движения;
-способы коррекции функциональных нарушений у детей и подростков;
Изучение дисциплины будет способствовать формированию следующих компетенций: Код компетенции
| Формируемые компетенции
| ОК.1
| Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
| ОК.2
| Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
| ОК.3
| Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
| ОК.4
| Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
| ОК.5
| Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
| ОК.6
| Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с коллегами и социальными партнерами
| ОК.7
| Ставить цели, мотивировать деятельность занимающихся физической культурой и спортом, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество учебно-тренировочного процесса и организации физкультурно-спортивных мероприятий и занятий.
| ОК.8
| Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
| ОК.9
| Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания и смены технологий.
| ОК.10
| Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья занимающихся.
| ОК.11
| Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм, ее регулирующих.
| ОК.13
| Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
| ПК.1.1
| Определять цели и задачи, планировать учебно-тренировочные занятия
| ПК.1.2.
| Проводить учебно-тренировочные занятия.
| ПК.1.3.
| Руководить соревновательной деятельностью спортсменов
| ПК.1.4.
| Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности спортсменов на учебно-тренировочных занятиях и соревнованиях.
| ПК.1.5.
| Анализировать учебно-тренировочные занятия, процесс и результаты руководства соревновательной деятельностью.
| ПК.1.6.
| Проводить спортивный отбор и спортивную ориентацию.
| ПК.2.1.
| Определять цели, задачи и планировать физкультурно-спортивные мероприятия и занятия с различными возрастными группами населения.
| ПК.3.3
| Систематизировать педагогический опыт в области физической культуры и спорта на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
| ПК 3.5.
| Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области образования, физической культуры и спорта.
|
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 126 час, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 80 часа, самостоятельной работы обучающегося 46 часов. 2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Всего часов
| III
| IV
| Аудиторные занятия (всего)
| 80
| 30
| 50
| В том числе:
|
|
|
| Лекции (Л)
| 36
| 16
| 20
| Лабораторные и практические работы (ЛПР)
| 44
| 14
| 20
| Самостоятельная работа (всего)
| 46
| 20
| 26
| Вид промежуточной аттестации (диф.зачет, экзамен)
|
| диф.
зачет
| экзамен
| Максимальная учебная нагрузка
| 126
| 50
| 76
|
Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.01. Анатомия
Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала, лабораторные работы,
практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся
| Объем часов
| Уровень освоения
| 1
| 2
| 3
| 4
| Раздел 1 Введение. Опорные понятия.
| Предмет и задачи курса. Значение анатомических знаний в системе физкультурного образования. Методы исследования строения организма.
Краткие исторические сведения о развитии анатомии.
Основные анатомические понятия: организм, внешняя и внутренняя среда. Части, области, поверхности тела. Условные плоскости и оси.
| 2
| 1
|
| Самостоятельная работа студентов:
Конспект: «Значение работ отечественных ученых в развитии анатомии: Н.И.Пирогов, П.Ф. Лесгафт, И.М.Сеченов, И.П.Павлов, А.Н.Крестовников, М.Ф.Иваницкий и др.»
| 2
| 1
| Тема 1.1. Основы клеточной теории
| Практическая работа студентов:
Основные понятия по теме «Цитология», «Гистология». Основные методы изучения клеток организма. Основные органоподобные образования клеток разных форм, величин
| 2
| 2
|
| Самостоятельная работа обучающихся
Составить таблицу по цитологии.
Конспект: «Специфические клетки организма человека»
|
4
|
1
| Тема 1.2. Гистология
| Основные понятия по теме «Гистология» Основные методы изучения тканей организма. Строение и функции 4-х видов тканей в организме человека.
Практическая работа студентов:
Эпителиальная ткань. Соединительная ткань. Мышечная ткань. Нервная ткань. Понятие об органах, системах и аппаратах
Самостоятельная работа студентов:
Составить таблицу по гистологии
Классификация, их анатомо-физиологическая характеристика.
| 2
4
| 1
2
1
| Раздел 2. Характеристика опорно-двигательного аппарата
| Скелет, его части и функции. Общая характеристика костей и их соединений.
Кость как орган. Химический состав, форма, внутреннее строение, рост, развитие и адаптация костей.
Виды соединений костей. Непрерывные соединения и их характеристика. Прерывные соединения — классификация, основные элементы сустава, форма, оси вращения и движения в суставах.
Скелет туловища. Позвоночный столб. Строение, функции и возрастные особенности позвоночного столба. Влияние физических упражнений на позвоночный столб.
Грудная клетка. Строение грудины и ребер. Соединение костей грудной клетки. Формы, подвижность, возрастные и индивидуальные особенности грудной клетки. Влияние физических упражнений на грудную клетку.
Скелет головы. Отделы черепа и их характеристика. Кости мозгового отдела черепа и их характеристика. Соединение костей головы.
Скелет верхней конечности. Кости пояса верхней конечности и их соединения.
Кости свободной верхней конечности и их соединения. Возрастные особенности и адаптация скелета верхней конечности.
Скелет нижней конечности. Кости и соединения тазового пояса. Так как целое. Возрастные и половые особенности строения таза.
Кости свободной нижней конечности. Соединение костей свободной нижней конечности. Функциональная характеристика стоны. Своды стоны, плоскостопие и его профилактика.
Мышечная система. Строение и функции мышц. Классификация мышц по: форме, положению, направлению волокон, отношению к суставам. Функциональные группы мышц. Мышца как орган. Мышцы туловища, шеи, головы. Общая характеристика мышц туловища. Функциональные группы мышц, участвующие в движении головы. Мышцы, принимающие участие в механизме внешнего дыхания.
Мышцы верхней конечности. Общая характеристика мышц верхней конечности.
Функциональные группы мышц, производящие движения пояса верхней конечности.
Функциональные группы мышц, производящие движения в плечевом суставе.
Функциональные группы мышц, производящие движения в локтевом суставе.
Функциональные группы мышц, производящие движения кисти и пальцев.
Мышцы нижней конечности. Общая характеристика мышц нижней конечности.
Функциональные группы мышц, участвующие в движениях бедра в тазобедренном суставе. Функциональные группы мышц, производящие движения голени в коленном суставе. Функциональные группы мышц, производящие движения стопы и пальцев. Мышцы, укрепляющие своды стопы. Лабораторные работы:
№ 1 и 2 . Проекция основных анатомических образований скелета туловища и головы на поверхность тела человека и их использование в практике физического воспитания.
№ З и 4 . Проекция мышц туловища и конечностей на поверхность тела человека и морфологический контроль за их развитием. Практическая работа студентов:
Составить таблицы по мышцам
-туловища и головы;
-верхних конечностей и нижних конечностей.
| 2
2
2
2
2
2
4
4
4
4
| 1
1
1
1
1
1
3
3
2
2
|
| Самостоятельная работа студентов:
Конспект: «Возрастные особенности развития ОДА».
Реферат: «Травмы опорно-двигательного аппарата».
Реферат: «Возрастные особенности и адаптация скелета».
|
2 4 4
|
1 2 2
| Раздел 3. Нервная система
| Общий обзор нервной системы. Строение и функция нервной системы. Классификация по топографическому и функциональному признакам.
Нейрон — основная структурно-функциональная единица нервной системы. Виды нейронов.
Центральная нервная система.
Спинной мозг. Местоположение, форма, строение и функции. Нервные центры. Значение спинного мозга в регуляции мышечного тонуса.
Головной мозг. Отделы головного мозга.
Продолговатый мозг. Строение, функции, жизненно важные центры. Задний мозг. Мозжечок, его функции и значение в регуляции мышечного тонуса и координации движений. Средний мозг и его функции Промежуточный мозг и его функции. Конечный мозг. Полушария, внешнее и внутреннее строение. Кора больших полушарий как высший отдел центральной нервной системы. Сенсорные и моторные зоны коры как органа психической деятельности
Периферическая нервная система.
Вегетативная нервная система. Лабораторные работы:
№5 Проекция периферических нервов на поверхность тела человека. Практическая работа студентов:
Составить таблицу: «Черепные нервы, ход основных ветвей и области иннервации». «Спинномозговые нервы, их сплетения, ветви и области иннервации».
| 2
2
2
2
2
| 1
1
1
2
2
|
| Самостоятельная работа студентов:
Конспект: «Спинномозговые нервы»;
«Вегетативная нервная система»
| 4
| 1
| Раздел 4. Сенсорные системы
| Общая характеристика сенсорных систем. Их строение, функции. Основные физиологические свойства сенсорных систем.
Двигательная сенсорная система и ее значение для координации движений и пространственных восприятий.
Зрительная сенсорная система. Строение глаза. Центральное и периферическое зрение, поле и острота зрения.
Слуховая сенсорная система. Строение и функции.
Вестибулярная сенсорная система. Вестибулярный аппарат, его строение и функции. Практическая работа студентов:
Составить схемы строения: «Тактильная, болевая и температурная сенсорные системы»
| 2
2
| 1
2
|
| Самостоятельная работа студентов:
Конспект, схемы: «Строение двигательной, вкусовой, обонятельной сенсорных систем»
«Значение сенсорных систем при двигательной деятельности».
| 4
| 1
| Раздел 5. Эндокринная система
| Анатомо-физиологическая характеристика желез внутренней секреции. Понятие о гормонах, их значение. Гипофиз, эпифиз, щитовидная, паращитовидная, вилочковая, поджелудочная железы. Надпочечники, половые железы. Лабораторная работа:
№6 Проекция желез внутренней секреции на поверхность тела человека. Практическая работа студентов:
Составить таблицу: «Железы внутренней секреции».
Составить схему: «Свойства и функции гормонов»
| 2 2
2
2
| 1 3
2
2
|
| Самостоятельная работа студентов:
Реферат: «Местоположение и строение желез внешней и внутренней секреции».
| 4
| 2
| Раздел 6. Система крови
| Система крови и её функции. Кровь как внутренняя Среда организма. Эритроциты, гемоглобин, и их значение для жизнедеятельности. Виды лейкоцитов и их функции. Тромбоциты и их функции. Группы крови. Плазма крови, её состав и свойства. Изменение состава крови при мышечной деятельности. Практическая работа студентов:
Конспект: «Иммунная система. Иммунитет и его виды. Иммунный дефицит».
| 2
2
| 1
1
| Раздел 7. Сердечно-сосудистая система
| Общий обзор сосудистой системы. Сердце. Местоположение, форма, вес, размеры. Камеры сердца. Строение стенки, клапанный аппарат, сосуды, функции сердца.
Сосуды малого круга кровообращения. Артерии большого круга. Аорта и её части. Артерии шеи и головы. Артерии верхней конечности. Артерии грудной и брюшной полости. Артерии нижней конечности. Вены большого круга кровообращения. Система нижней полой вены. Система верхней полой вены. Система воротной вены.
Лимфатическая система. Общая характеристика. Лабораторная работа:
№7 Проекция сердца и сосудов на поверхность тела человека. Практическая работа студентов:
Составить схемы: «Строение сердца и клапанной системы сердца».
Составить компьютерную презентацию: «ССС»
| 2
2
2
2
| 1
1
3
2
|
| Самостоятельная работа студентов:
Реферат: «Гипертрофия миокарда»;
«Отличие лимфы от крови. Пути, проводящие лимфу. Лимфоидные органы»
|
4
4
|
2
2
| Раздел 8. Система органов дыхания
| Общий обзор органов дыхания. Воздухопроводящие пути. Легкие, плевра, средостения. Особенности строения, функции.
| 2
| 1
| Раздел 9. Система органов пищеварения
| Практическая работа студентов:
Общий обзор органов пищеварения.
Органы и железы пищеварительной системы
|
2
2
|
1
1
|
| Самостоятельная работа студентов:
Составить презентацию: «Органы и железы пищеварительной системы»
|
4
|
2
| Раздел 10. Мочеполовая система
| Практическая работа студентов:
Почки. Нефрон — структурно-функциональная единица почек. Мочевыводящие пути. Местоположение, строение и функции. Влияние мышечной работы на функции органов выделения.
Строение и функции половых органов.
|
2
2
|
1
1
| Раздел 11. Динамическая анатомия
| Вклад отечественных ученых в развитие учения о движениях. Анатомо-физиологическая характеристика положений и движений тела человека. План анализа положений и движений тела человека по Иваницкому. Практическая работа студентов:
Анатомо-физиологическая характеристика положений и движений тела человека (по виду спорта)
| 2 2
| 1 2
|
| Самостоятельная работа студентов:
Составить видео- или компьютерную презентацию: «АФХ движений спортсмена» (по своему виду спорта)
| 2
| 3
| 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Учебный кабинет:
- рабочие места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-методической документации:
Государственные требования к содержанию и уровню подготовки выпускников по специальности. Рабочая программа учебной дисциплины с календарно-тематическим планированием. Учебно-методические комплексы по разделам и темам дисциплины. Сборник тестовых заданий по разделам дисциплины. Материалы для промежуточной аттестации студентов и государственной (итоговой) аттестации выпускников по специальности 050141 «Физическая культура». Инструкции по охране труда, противопожарной безопасности. Перечень материально-технического и учебно-методического оснащения кабинета.
Технические средства обучения:
компьютер;
принтер;
мультимедиапроектор;
Микроскоп уч..
Газоанализатор.
Метроном.
Толстометр.
Ростомер.
Весы.
|