Среднего профессионального образования





Скачать 186.57 Kb.
НазваниеСреднего профессионального образования
Дата публикации05.03.2016
Размер186.57 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САЛЬСКИЙ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ ТЕХНИКУМ»



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОДБ.06 География для специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям)

2014

ОДОБРЕНА

на заседании ЦК

гуманитарно- правовых дисциплин

Протокол № 1

от 29 августа 2014 г.

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

______________О.А. Морозова

подпись Ф.И.О.

Председатель цикловой комиссии

______________ Брежнева Е.В.

подпись Ф.И.О.







Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.06 География специальностей среднего профессионального образования социально- экономического профиля.

Рабочая программа разработана на основе примерной программы учебной дисциплины ОДБ.06 География для специальностей среднего профессионального образования, одобренной и рекомендованной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобразования России (16.04.2008 г.).

Рабочая программа учебной дисциплины разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего образования и среднего профессионального образования с учетом получаемой специальности СПО.

Организация – разработчик: НОУ СПО «Сальский экономико-правовой техникум»
Разработчик: Нейжмак Людмила Алексеевна, преподаватель, НОУ СПО «СЭПТ»

Рецензенты: Председатель ЦК гуманитарно-правовых дисциплин Брежнева Е.В.


Рецензенты



СОДЕРЖАНИЕ
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ 4 ДИСЦИПЛИНЫ

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ 6 ДИСЦИПЛИНЫ

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 10 УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ 11 УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОДБ.06 География

1.1 Область применения рабочей программы учебной дисциплины

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям),38.00.00 Экономика и управления.

1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл и относится к базовым общеобразовательным дисциплинам.

1.3 Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • определять и сравнивать по разным источникам информации гео­графические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

  • оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

  • применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

  • составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, моде­ли, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

  • сопоставлять географические карты различной тематики;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для выявления и объяснения географических аспектов различных теку­щих событий и ситуаций;

  • нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических со­бытий международной жизни, геополитической и геоэкономической си­туации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возмож­ного развития;

  • понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.


В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

  • особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и ди­намику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

  • географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социаль­но-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;

  • особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;


1.4 Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 58 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 39 часов; самостоятельной работы обучающегося 19 часов.




2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количест во часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

58

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

39

в том числе:




лабораторные занятия

-

практические занятия

10

Контрольная работа

4

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

19

в том числе:




Составление схем, графиков

2

Подготовка рефератов

8

Выписка из текста

2

Подготовка сообщений

4

Работа с дополнительной литературой

3

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ОДБ.06 География



Наименование тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Тема 1 Источники географической информации

Содержание учебного материала Географическая карта – особый источник информации о действительности.

Статистические материалы. Другие способы и формы получения географической информации: использование космических снимков, моделирование. Геоинформационные системы.

2

2

Практическое занятие № 1

Анализ карт различной тематики, в том числе сравнительный. Обозначение на контурной карте основных географических объектов.

2




Тема 2 Политическая карта мира

Содержание учебного материала Страны на современной политической карте мира. Их группировка по площади территории, по численности населения. Примеры стран. Экономическая типология стран мира по ВВП. Примеры стран. Социальные показатели состояния развития стран мира. Доходы на душу населения в странах разных типов. Государственное устройство стран мира.

2

2

Практическое занятие № 2

Знакомство с политической картой мира. Обозначение на контурной карте первых пяти стран по численности населения и размерам территории.

2




Самостоятельная работа обучающихся Составление схем, графиков Использование статистической информации и геоинфорационных систем разной формы и содержания; обработка, анализ и представление географической информации в графической и картографической форме. «Горячие точки» планеты.

2




Тема 3 География населения мира

Содержание учебного материала Численность и динамика населения мира, крупных регионов и стран. Воспроизводство и миграции населения, их типы и виды. Состав и структура населения (половая, возрастная, расовая, этническая, религиозная, по уровню образования). Демографическая политика в разных регионах и странах мира. Географические аспекты качества жизни населения.

Культурные традиции разных народов, их связь с природно-историческими факторами. Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения в крупных странах и регионах мира. Понятие о качестве трудовых ресурсов.

Расселение населения..

4


2


Практическое занятие № 3

Определение особенностей расселения населения в разных странах. Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов.

2




Самостоятельная работа обучающихся Подготовка рефератов на темы: Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира. Экологические проблемы больших городов. Специфика городских и сельских поселений. Сопоставление культурных традиций разных народов. Международные сравнения.

4




Тема 4 География мировых природных ресурсов

Содержание учебного материала Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Природные ресурсы Земли, их виды. Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий. Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли. Основные типы природопользования.

Экологические ресурсы территории. Источники загрязнения окружающей среды. Геоэкологические проблемы регионов различных типов природопользования.

3


2


Самостоятельная работа обучающихся Выписка из текста в виде таблицы: Территориальная структура хозяйства на примере стран разных типов.

2




Тема 5 География мирового хозяйства

Содержание учебного материала Мировое хозяйство. География важнейших отраслей, их технологические особенности и факторы размещения. Международное географическое разделение труда.

Внешние экономические связи, создание свободных экономических зон.

Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы.

Международная торговля. Главные центры мировой торговли.

4


2


Контрольная работа № 1 по теме: География мирового хозяйства

2




Самостоятельная работа обучающихся Подготовка сообщений: Экономические и экологические проблемы отраслей мирового хозяйства

4




Тема 6 Регионы и страны мира



Содержание учебного материала Различия стран современного мира. Типы стран. Экономически развитые и развивающиеся страны.

Географическое положение, история открытия и освоения, природно-ресурсный потенциал, население, хозяйство, проблемы современного социально-экономического развития на примере стран Европы, Азии, Африки, Америки, Австралии. Международные сравнения.

6


2


Контрольная работа № 2 Регионы и страны мира







Тема 7 Россия в современном мире (повторительно-обобщающий)

Содержание учебного материала Россия на политической карте мира. Изменение географического, геополитического и геоэкономического положения России. Характеристика современного этапа развития хозяйства. Россия в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда.

2

2

Практическое занятие № 4

Определение роли России и ее отдельных регионов в международном географическом разделении труда.

2




Самостоятельная работа обучающихся Работа с дополнительной литературой: Современные функции и проблемы крупных городов. Традиционные и новые формы внешних экономических связей.

4




Тема 8 Географические аспекты современных глобальных проблем человечества

Содержание учебного материала Географические аспекты глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. Сырьевая, демографическая, продовольственная, экологическая проблемы как особо приоритетные, пути их решения. Проблема преодоления

2

2

Практическое занятие № 5

Выявление по картам регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества.

2




Самостоятельная работа обучающихся Подготовка рефератов на темы: Демографическая ситуация и демографическая политика в России, странах и регионах мира.

Стратегия устойчивого развития и решение глобальных проблем человечества.

Урбанизация – всемирный процесс: проблемы и перспективы.

4







3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3. 1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины осуществляется в кабинете общепрофессиональных дисциплин.

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места, столы и стулья по количеству обучающихся;

  • рабочее место преподавателя;

  • комплект учебно-наглядных пособий «Атлас - экономическая и социальная география мира»;

  • комплект контурных карт.

  • раздаточный материал (Физическая карта мира, Политическая карта мира, Субрегионы зарубежной Европы, Природные условия и ресурсы России).

3.2 Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:
1. Барабанщиков Е.В. «География для профессий и специальностей социально-экономического профиля» учебник издательский центр «Академия»М., 2012

2. Петрусюк О.А. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля. Практикум: учеб. пособие для учреждений сред. проф. образования / О.А. Петрусюк, Е.В. Баранчиков. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013
Дополнительные источники:

1. Максаковский В.П. «Экономическая и социальная география мира». 10 кл. -

М., 2005

        1. Экономико-географическое расположение России Форма доступа: http://geography.kz/slovar/ekonomiko-geograficheskoe-polozhenie-rossii/

        2. География России Форма доступа: http://geography.kz/rossiya/

        3. Экономическая география Форма доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/153191/

        4. Экономико-географические карты. Форма доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/153186/%D0%AD%D0%BA%D0%BE% D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%BE

        5. Географический атлас учителя средней школы. Большой атлас географических карт России и мира. Атлас карт по географии для учителя и ученика. Форма доступа: http://kontur-map.ru/geographical_atlas_scool_techer_579244.html




4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:




Определять и сравнивать по разным источникам информации гео­графические тенденции развития природных, социально -экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

Контроль за выполнением практического задания № 1 самостоятельных работ.

Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

Наблюдение за выполнением самостоятельной работы, ходом практического занятия № 2

Применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

Выполнение самостоятельных работ

Составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, моде­ли, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

Выполнение самостоятельных работ

Сопоставлять географические карты различной тематики;

Экспертная оценка хода практического занятия № 5

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

Выполнение самостоятельных работ

Для выявления и объяснения географических аспектов различных теку­щих событий и ситуаций;

Выполнение самостоятельных работ

Нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических со­бытий международной жизни, геополитической и геоэкономической си­туации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возмож­ного развития;

Контроль за выполнением практического задания № 4

Понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.

Выполнение самостоятельных работ

Знания:




Основные географические понятия и термины

Ответы на устные вопросы

Особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания

Тестирование

Географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей

Фронтальный опрос

Особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда

Фронтальный опрос




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Среднего профессионального образования iconГосударственный образовательный стандарт среднего профессионального...
Министерства образования Российской Федерации от 2 июля 2001 г. №2572 «Об утверждении государственного образовательного стандарта...
Среднего профессионального образования iconСреднего профессионального образования
«естествознание» предназначена для изучения естествознания в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную...
Среднего профессионального образования iconУчебный план основной профессиональной образовательной программы...
Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования, утвержденного приказом...
Среднего профессионального образования iconМурманской области среднего профессионального образования
Министерства образования и науки РФ от 17. 05. 2012 г. №413, и примерной программы учебной дисциплины «История» для профессий начального...
Среднего профессионального образования iconРабочая программа профессионального модуля пм. 02 «Осуществление...
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Среднего профессионального образования iconОсновная образовательная программа среднего профессионального образования...
Государственным автономным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Альметьевский государственный институт...
Среднего профессионального образования iconУчреждение среднего профессионального образования
Разработана в соответствии с фгос среднего профессионального образования по специальности 111801 Ветеринария, утвержденным Министерством...
Среднего профессионального образования iconПрограмма профессионального модуля «Web-технологии в профессиональной деятельности»
Составлена на основе фгос для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования,...
Среднего профессионального образования iconГосударственный образовательный стандарт среднего профессионального...
Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания...
Среднего профессионального образования iconДиплом о среднем профессиональном образовании базового уровня
Министерства образования Российской Федерации от 2 июля 2001 г. №2572 «Об утверждении государственного образовательного стандарта...
Среднего профессионального образования iconОсновная профессиональная образовательная программа
Специальность утверждена Приказом Министерства образования Российской Федерации от 02. 07. 2001 №2572 «Об утверждении Государственного...
Среднего профессионального образования iconРабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального...
Организаций для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования (2008г.)...
Среднего профессионального образования iconПорядок организации текущего контроля знаний и промежуточной аттестации...
«О рекомендациях по организации промежуточной аттестации студентов в образовательных учреждениях среднего профессионального образования»,...
Среднего профессионального образования iconА. Ф. Киселев «17» июня 2002 г
Музыкальное искусство эстрады утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 02. 07. 2001г. №2572 «Об утверждении...
Среднего профессионального образования iconСреднего профессионального образования
Рабочая программа учебной дисциплины одб. 02 Литература специальностей среднего профессионального образования социально- экономического...
Среднего профессионального образования iconСреднего профессионального образования
Основная профессиональная образовательная программа среднего профессионального образования, реализуемая по специальности 230401....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск