1 Общая характеристика специальности
0907 Бурение нефтяных и газовых скважин 1.1 Специальность 0907 Бурение нефтяных и газовых скважин утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 2 июля 2001г. № 2572 «Об утверждении государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования - Классификатора специальностей среднего профессионального образования». 1.2 Формы освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности 0907 Бурение нефтяных и газовых скважин:
очная;
очно-заочная (вечерняя);
заочная.
1.3 Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности при очной форме обучения, образовательная база приема
Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы при очной форме обучения:
на базе среднего профессионального образования базового уровня – 10 месяцев;
на базе среднего (полного) общего образования – 3 года 10 месяцев;
на базе основного общего образования – 4 года 10 месяцев.
Абитуриент при поступлении должен иметь один из документов:
диплом о среднем профессиональном образовании базового уровня;
аттестат о среднем (полном) общем образовании;
аттестат об основном общем образовании;
диплом о начальном профессиональном образовании с указанием о полученном уровне общего образования и оценками по дисциплинам Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений;
диплом об образовании более высокого уровня.
1.4 Квалификация выпускника – старший техник. 1.5 Квалификационная характеристика выпускника
Выпускник должен быть готов к профессиональной деятельности по выполнению производственных задач в области бурения нефтяных и газовых скважин в качестве старшего техника на предприятиях нефтяной и газовой промышленности и в организациях различных организационно-правовых форм. Основные виды деятельности старшего техника:
производственно-технологическая – проведение буровых работ в соответствии с разработанным технологическим процессом; разработка и осуществление технологических и технических мероприятий по бурению нефтяных и газовых скважин; контроль за реализацией производственных процессов бурения нефтяных и газовых скважин; обеспечение промышленной и экологической безопасности при проведении буровых работ; организационно-управленческая – в масштабах вверенного участка производства организация работы и управление коллективом исполнителей по реализации производственных процессов бурения нефтяных и газовых скважин; планирование мероприятий по эффективности производственных процессов, совершенствованию технологий и контроля выполнения производственных заданий. Выпускник должен уметь: организовывать работу вахты, бригады по бурению нефтяных и газовых скважин и осуществлять руководство на порученном участке в соответствии с технологическими регламентами и современной системой управления персоналом; разрабатывать мероприятия по совершенствованию технологических процессов; выполнять технические расчеты с использованием современных информационных систем; выбирать рациональный режим бурения скважин и обеспечивать контроль, качество и безопасность проводимых работ; обосновывать выбранные способы бурения нефтяных и газовых скважин с учетом решения задач энерго- и ресурсосбережения, а также защиты окружающей среды от техногенных воздействий производства; составлять рабочую карту ликвидации газонефтеводопроявлений; оценивать эффективность производственной деятельности с учетом системы менеджмента качества; оформлять техническую документацию в соответствии с действующими нормативными документами. Выпускник должен знать: нормативную базу при разработке и оформлении технической документации по бурению нефтяных и газовых скважин; технику и технологию проводки сверхглубоких скважин; требования промышленной и экологической безопасности при выполнении технологических процессов; влияние нефтегазоводопроявлений на технологию бурения скважин и комплекс мероприятий по их предупреждению и ликвидации; технико-технологические расчеты с использованием современного программного обеспечения; способы и средства контроля технологических процессов бурения; общие принципы управления персоналом; метрологические правила, нормы, нормативно-технические документы по стандартизации и сертификации. 1.6 Перечень направлений углубленной подготовки1:
бурение наклонно направленных и горизонтальных стволов скважин;
подземный ремонт скважин;
естественно-математическая подготовка2;
организация управления производством;
предпринимательская деятельность;
информационно-коммуникационные технологии;
промышленная экология.
1.7 Возможности продолжения образования выпускника
Выпускник, освоивший основную профессиональную образовательную программу среднего профессионального образования повышенного уровня по специальности 0907 Бурение нефтяных и газовых скважин, подготовлен:
к освоению основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования;
к освоению основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования по специальностям направления подготовки 650700 Нефтегазовое дело в сокращенные сроки.
2 Требования к уровню подготовки выпускника по основной профессиональной образовательной программе повышенного уровня по специальности 0907 Бурение нефтяных и газовых скважин Требования к уровню подготовки лиц, закончивших обучение по основной профессиональной образовательной программе среднего профессионального образования базового уровня, изложены в государственном образовательном стандарте в части Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0907 Бурение нефтяных и газовых скважин, которые утверждены 4 февраля 2002 г., регистрационный № 12-0907-Б. 2.1 Общие требования к образованности выпускника Выпускник отвечает следующим требованиям:
обладает гражданской зрелостью, правовым самосознанием, профессиональной этикой, нравственным сознанием, твердостью моральных убеждений, гуманностью, толерантностью, ответственностью за порученное дело;
обладает научно-гуманистическим мировоззрением, необходимым для данного уровня деятельности, профессиональной культурой, сформированной профессиональной самооценкой, социальной ответственностью за результаты труда, информационной и коммуникативной культурой;
готов к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда;
готов к проявлению творческой инициативы, рационализаторству, изобретательству, внедрению достижений отечественной и зарубежной науки, техники; имеет опыт применения сформированных знаний и умений в условиях внедрения передовых технологий;
владеет основами законодательства и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, относящимися к его профессиональной деятельности;
ориентирован в смежных областях деятельности, готов к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности;
владеет современными информационными и телекоммуникационными технологиями в сфере профессиональной деятельности;
владеет методами оценки и контроля качества в профессиональной деятельности;
владеет знаниями методов управления и организации работы коллектива;
способен самостоятельно формулировать задачи и определять способы их решения в рамках своей профессиональной компетенции;
способен принимать управленческие решения, организовывать работу трудовых коллективов;
способен самостоятельно анализировать свою профессиональную деятельность и процесс собственного труда, осуществлять постановку и реализацию задач в области профессионального самосовершенствования и повышения деловой квалификации, оценивать соответствие своей профессиональной деятельности изменяющимся требованиям к ней.
2.2 Требования к уровню подготовки выпускника по циклам дисциплин По циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин выпускник должен в области иностранного языка:
владеть лексическим (3000 лексических единиц) и грамматическим минимумом, необходимым для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности;
уметь понимать диалогическую и монологическую речь в сфере профессиональной деятельности;
в области физической культуры:
знать основы физической культуры и здорового образа жизни;
владеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей;
уметь использовать физкультурно-спортивную деятельность для укрепления здоровья и профессиональных целей.
По циклу математических и общих естественнонаучных дисциплин выпускник должен знать:
основные понятия аналитической геометрии и линейной алгебры, виды задач линейного программирования и алгоритм их моделирования;
классификацию информационных систем;
виды технологических процессов обработки информации в информационных системах, особенности их применения;
методы и приемы обеспечения информационной безопасности;
уметь:
решать системы уравнений с несколькими переменными, моделировать и решать несложные задачи линейного программирования;
использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах;
обеспечивать достоверность информации в процессе автоматизированной обработки данных.
По циклу общепрофессиональных дисциплин выпускник должен иметь представление:
о кадровом, информационном, техническом и правовом обеспечении системы управления персоналом;
о последствиях своей профессиональной деятельности с точки зрения единства биосферы и биосоциальной природы человека;
о методике проведения патентных исследований;
знать:
основные положения систем менеджмента качества и требования к ним;
методы и нормативную документацию по управлению качеством продукции;
основные методы оценки качества и надежности изделий;
правила предъявления и рассмотрения рекламаций по качеству сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий и готовой продукции;
организационную структуру службы управления персоналом;
общие принципы управления персоналом;
принципы организации кадровой работы;
психологические аспекты управления, способы разрешения конфликтных ситуаций в коллективе;
основные термины и определения, используемые при формировании документов в области научно-исследовательской деятельности;
виды охранных документов (авторское свидетельство, патент, лицензия, формула изобретения);
правила оформления документации по патентно-лицензионной работе и изобретательству;
виды ответственности за нарушение прав автора и патентообладателя;
основные понятия и определения метрологии, стандартизации и сертификации;
основные положения Государственной системы стандартизации Российской Федерации и систем комплексов общетехнических и организационно-методических стандартов;
роль сертификации в управлении качеством продукции и повышении конкурентоспособности;
уметь:
оформлять документацию по управлению качеством продукции;
оценивать качество и надежность изделий;
применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов;
применять документацию систем качества;
применять основные положения Государственной системы стандартизации Российской Федерации и систем комплексов общетехнических и организационно-методических стандартов.
По циклу специальных дисциплин выпускник должен знать:
причины возникновения газонефтеводопроявлений (ГНВП), взаимосвязь между признаками ГНВП;
условия возникновения аномально высоких пластовых давлений (АВПД);
влияние показателей бурового раствора на гидростатическое и гидродинамическое давление;
противовыбросовое оборудование и его обвязку, условия их обслуживания для предупреждения ГНВП в процессе бурения, промывки, спускоподъемных операций, крепления скважин;
мероприятия по охране недр и окружающей среды при газонефтеводопроявлениях и обслуживании противовыбросового оборудования;
уметь:
определять горное, пластовое давление, давление гидроразрыва пластов;
обнаруживать пласты с аномально высоким давлением;
выбирать конструкцию скважины в зависимости от градиента пластового давления, давления гидроразрыва пласта, назначения скважины и наличия зон осложнений и ГНВП;
проводить технические расчеты по выбору плотности бурового раствора и его утяжелению;
по направлению углубленной подготовки «Бурение наклонно направленных и горизонтальных стволов скважин» знать:
технологию бурения наклонно направленных и горизонтальных стволов скважин;
методы ликвидации осложнений и аварий при наклонном и горизонтальном бурении;
оборудование и инструмент для проводки наклонно направленных и горизонтальных скважин;
забойные двигатели – отклонители для наклонно направленных и горизонтальных стволов скважин;
приборы и методы контроля проводки наклонно направленных и горизонтальных скважин;
прикладное программное обеспечение при разработке и решении технологических задач проводки наклонно направленных и горизонтальных скважин;
методики проектирования профиля наклонно направленных и горизонтальных скважин;
уметь:
производить расчеты проектных траекторий наклонно направленных и горизонтальных скважин;
использовать пакеты прикладных программ по расчету проектной и фактической траектории ствола скважины;
по направлению углубленной подготовки «Подземный ремонт скважин» знать:
состав и физические свойства природных нефтей, газов и пластовых вод;
способы борьбы с различными осложнениями при добыче нефти;
свойства поверхностно-активных веществ (ПАВ) и химических реагентов, применяемых в различных технологических процессах добычи нефти и газа;
оборудование, инструменты, приспособления для подземного ремонта скважин (ПРС);
виды и технологию подземного ремонта скважин;
нормативно-техническую документацию по ремонту скважин;
правила охраны труда, недр и окружающей среды при проведении подземного ремонта скважин;
уметь:
подбирать ПАВ и химические реагенты для различных технологических процессов добычи нефти;
проводить ликвидацию аварий с глубинным оборудованием;
проводить глушение скважины перед ПРС соответствующей жидкостью глушения, разбирать и собирать устьевое оборудование;
осуществлять замену глубинного оборудования;
проводить расчеты обработок пласта кислотами, очистки скважины от песчаных пробок;
проводить промывку и чистку скважины от песчаных пробок, парафина и неорганических солей;
проектировать и выполнять расчеты ремонтно-изоляционных работ;
по направлению углубленной подготовки «Естественно-математическая подготовка» знать:
математические модели простейших систем и процессов производства;
вероятностные модели для конкретных производственных процессов с проведением необходимых расчетов в рамках построенной модели;
физические явления и основные законы физики;
методы теоретического и экспериментального исследования физических процессов;
энергетику химических процессов, химическое и фазовое равновесие, скорость реакции и методы ее регулирования;
физико-химические методы исследования химического состава нефти, нефтепродуктов и газов;
уметь:
решать прикладные задачи, формулируя их на языке математики;
формулировать основные законы физики и условия их применимости;
определять физические величины;
записывать физические законы в дифференциальной и интегральной формах;
использовать математические формулы при количественном анализе различных физических явлений;
проводить вычисления основных физических величин, используя единицы СИ и других систем;
определять состав нефтепромысловых газов;
составлять материальный баланс фракционной перегонки нефти;
прогнозировать возможные последствия протекания химических реакций при взаимодействии нефтяных систем и пород с химическими реагентами, их последствия;
анализировать ситуации, возникающие в процессе бурения и эксплуатации скважин, с позиции физико-химического взаимодействия в системе «порода-нефть-вода-химический реагент»;
управлять равновесными химическими процессами;
приготавливать растворы различной концентрации;
по направлению углубленной подготовки «Организация управления производством» знать:
механизмы ценообразования, методы нормирования труда;
формы и системы оплаты труда;
основы управленческого учета;
требования рациональной организации труда;
основные технико-экономические показатели производственной деятельности;
порядок разработки и оформления технической документации и ведения делопроизводства;
задачи и содержание автоматизированной системы управления производством;
основы организации труда и управления;
уметь:
рассчитывать по принятой методологии основные технико-экономические показатели производственной деятельности;
оформлять документацию в соответствии с требованиями документационного обеспечения управления;
использовать данные бухгалтерского учета и отчетности в практической деятельности;
использовать программное обеспечение, компьютерные и телекоммуникационные средства для решения экономических и управленческих задач;
по направлению углубленной подготовки «Предпринимательская деятельность» знать:
цели, задачи, функции, виды, условия и процессы предпринимательской деятельности;
методы, системы и источники предпринимательского права, организационно-правовые формы и правовое регулирование предпринимательской деятельности;
принципы организации финансов, особенности финансов организаций разных организационно-правовых форм, налоговое регулирование и внутрифирменный финансовый контроль;
концепции рыночной экономики, составные элементы маркетинговой деятельности и их характеристику;
маркетинговую классификацию товаров (услуг), составные элементы товарной политики;
виды конкуренции, критерии оценки конкурентоспособности товаров (услуг), методы ее обеспечения;
особенности внешнеэкономической деятельности, формы, средства и методы обеспечения внешнеэкономической деятельности;
цели, задачи, методы, системы логистики, логистические процессы;
уметь:
применять нормативно-правовую базу и организовывать предпринимательскую деятельность;
осуществлять поиск необходимых документов и применять федеральные законы, регулирующие предпринимательскую деятельность;
обеспечивать эффективное использование финансов организаций;
изучать потребности и спрос, применять средства и методы маркетинга;
анализировать и оценивать товарную политику, рассчитывать, оценивать и обеспечивать конкурентоспособность товаров (услуг);
применять средства и методы обеспечения внешнеэкономической деятельности;
осуществлять логистические процессы, обеспечивать товародвижение методами логистики;
по направлению углубленной подготовки «Информационно-коммуни-кационные технологии» знать:
законодательную базу, основные угрозы информационной безопасности и методы повышения информационной безопасности;
технологии обработки информации в базах данных;
адресацию в глобальных сетях, технологии работы в глобальных сетях;
уметь:
пользоваться программными средствами повышения информационной безопасности: криптографическими, антивирусными программами, администрированием сетей и компьютеров;
работать с профессионально ориентированным программным обеспечением;
находить необходимую информацию, пользоваться основными службами глобальных сетей;
использовать сетевые программные и технические средства в профессиональной деятельности;
по направлению углубленной подготовки «Промышленная экология» знать:
мероприятия по охране окружающей среды;
виды и источники загрязнения природной среды, критерии и оценки качества окружающей среды;
методы переработки, утилизации и захоронения промышленных отходов;
основные понятия, цели, задачи, методы и приемы организации и порядка проведения экоаудита;
состав и структуру экологических паспортов промышленных предприятий;
основные принципы организации и функционирования на промышленных предприятиях экологических служб;
уметь:
осуществлять на предприятиях экологический контроль за соблюдением установленных требований и действующих норм правил и стандартов;
рассчитывать экологический риск и оценивать ущерб окружающей среде;
документально оформлять результаты экоаудита промышленных предприятий.
|