Коммуникативный подход и историческая концепция юргена хабермаса





Скачать 315.11 Kb.
НазваниеКоммуникативный подход и историческая концепция юргена хабермаса
страница1/3
Дата публикации22.04.2015
Размер315.11 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > История > Автореферат
  1   2   3


На правах рукописи

БЕРБЕРИХ МАРИНА ВЛАДИМИРОВНА
КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД И ИСТОРИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЮРГЕНА ХАБЕРМАСА

Специальность – 07.00.09 – историография, источниковедение,

методы исторического исследования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени

кандидата исторических наук

Волгоград 2011

Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении

высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный университет»


Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор

Рамазанов Сергей Павлович


Официальные оппоненты: доктор исторических наук, профессор

Николаева Ирина Юрьевна

кандидат исторических наук, доцент

Румянцева Марина Фёдоровна
Ведущая организация: ФГОУ ВПО «Южный федеральный

университет»


Защита состоится 10 июня 2011 г. в 10:00 на заседании диссертационного совета Д 212.029.02 при ГОУ ВПО «Волгоградский государственный университет» по адресу: 400062, г. Волгоград, Университетский проспект, 100, ауд. 4 -13 A.

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке ГОУ ВПО «Волгоградский государственный университет» по адресу: г. Волгоград, Университетский проспект, 100.

Автореферат разослан «___» мая 2011 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета, О.Ю. Редькина

доктор исторических наук

Научная значимость и актуальность исследования. Выдвинутый Ю.Хабермасом коммуникативный подход, с его вниманием к процессу обмена мнениями, направленностью на изучение содержания, формы и степени воздействия коммуникации на общественную эволюцию, значим для осмысления историком тенденций социально-исторического развития. Особый интерес этот подход представляет для понимания реалий современной жизни, например, виртуальной коммуникации, которая достигла в последние годы колоссального масштаба в большинстве развитых стран мира и порождает потребность в новых способах постижения исторического развития. Таким образом, коммуникативный подход, не воспринятый до сих пор методологией истории, несомненно, способен обогатить теорию исторического познания. Анализ взглядов немецкого мыслителя содействует пониманию тенденций общемировой исторической мысли, что особенно важно в условиях, когда российская социо-гуманитарная наука более интенсивно входит в русло общемировой.

Творчество Ю.Хабермаса, посвященное общественно-политической проблематике, прекрасно передает интеллектуальную, духовную атмосферу, которая наполняла немецкое общество изнутри в разные исторические периоды. И жизненный путь, и труды мыслителя способствуют глубокому проникновению в сущность исторического развития Европы, особенно Германии.

Работы Ю.Хабермаса, посвященные анализу идеи демократии, могут помочь более чёткому пониманию сопряжённых с ней ценностей, что возможно окажется особенно полезным в условиях, когда российское общество находится на пороге очередной модернизации.

Степень изученности проблемы. Изучению проблем коммуникации в творчестве Ю.Хабермаса посвящали свои труды многие ученые, как в России, так и за рубежом1. Как правило, эти труды созданы либо философами, либо социологами. Хотя в зарубежной литературе имеются работы, авторы которых использовали отдельные категории коммуникативного подхода для осмысления исторических проблем, выяснением достоинств и недостатков этого подхода для практики исторического исследования никто из историков не занимался. Отечественные учёные возможностям применения коммуникативного подхода для практики исторических исследований внимания также не уделяли.

Попытка применить одну из составляющих теоретической конструкции Ю.Хабермаса была предпринята американским историком русского происхождения Б.Горшковым2. Автор проанализировал отношения внутри крестьянской общины в дореформенной России на основе категории «общественность», сформулированной Ю.Хабермасом. Ещё одним опытом применения отдельного элемента теоретической концепции мыслителя можно считать статью учёного М.П. Райн, использовавшую понятие «публичного» в методологических воззрениях Ю.Хабермаса для описания деятельности женщин в Америке XIX века3.

Этим вклад историков в дело осмысления сущности методологии Ю.Хабермаса и необходимости её реализации в исторических исследованиях ограничивается. Вопрос о возможности применения коммуникативного подхода Ю.Хабермаса к пониманию процесса всемирной истории, истории отдельных стран мира до сегодняшнего момента практически не ставился. Вместе с тем, затрагивая отдельные аспекты исторических взглядов Ю.Хабермаса, историки не связывали их с его методологическими позициями. Так, американский историк К.М. Бэкер воссоздал образ Франции XVIII века в трудах немецкого мыслителя, а учёный Д. Царет изучил описания Великобритании семнадцатого столетия. В статье «Хабермас и немецкое объединение» С. Пистоун изложил взгляды Ю.Хабермаса на объединение ГДР и ФРГ4.

Среди исторического сообщества ФРГ Ю.Хабермас снискал известность благодаря участию в так называемом «Споре историков», разгоревшемся в Германии в 80-х годах прошлого столетия вокруг подходов к исследованию истории Третьего Рейха. После этого «спора» появились эссе немецких исследователей Д. Шульца и С. Майера, в которых авторы попытались установить происхождение общественно-политической позиции Ю.Хабермаса, определить его место среди плеяды других немецких историков ФРГ5, либо, как в случае с учёным И.Гайсом, подвергнуть критике воззрения мыслителя6.

Также существуют труды, в которых предпринимается попытка оценки Ю.Хабермаса, как личности, как ведущего интеллектуала, общественно-политического деятеля. Особый интерес представляют монографии Р. Виггерсхауса, М. Б. Мутустика, М. Дж. Спектера. Для освещения творческого наследия мыслителя авторы предпочли тему биографии7.

Тем не менее, исторических исследований о Ю.Хабермасе чрезвычайно мало, в основном это статьи либо короткие эссе из коллективных монографий, посвящённых творчеству мыслителя, что свидетельствует о спорадическом характере научного интереса, проявляемого историками к трудам немецкого учёного. Как в зарубежной историографии, так и в отечественной литературе о Ю.Хабермасе отсутствуют масштабные работы, в которых бы предпринималась попытка осмысления исторических и историко-методологических взглядов Ю.Хабермаса. Конечно, методология мыслителя уже была проанализирована учеными философами, социологами со своих позиций, однако они не учитывали значение методологических воззрений Ю.Хабермаса для исторической науки. Судя по литературе, существующей как в России, так и за рубежом, Ю.Хабермаса позиционируют, прежде всего, как социолога, философа, политического теоретика, и весьма редко – как историка и методолога исторической науки. Однако целый ряд идей Ю.Хабермаса напрямую связан с проблемами этой отрасли знания.

Цель диссертационного исследования – раскрыть сущность коммуникативного подхода как методологии исторического исследования и реализацию этого подхода в исторической концепции Ю.Хабермаса.

Достижение этой цели предполагает решение конкретных задач:

– реконструировать историческую концепцию Ю.Хабермаса;

– обосновать значимость коммуникативного подхода немецкого мыслителя как методологии исторического исследования для развития исторической науки;

– раскрыть воздействие общефилософских воззрений Ю.Хабермаса на формирование его взглядов в области методологии истории и на его историческую концепцию;

– выделить основные этапы идейно-теоретической эволюции Ю.Хабермаса и выявить биографические корни происхождения мировоззренческих и идейно-теоретических взглядов мыслителя, повлиявших на его историческую концепцию;

– установить особенности происхождения общественно-политической позиции Ю.Хабермаса в контексте исторического развития Германии и Западной Европы.

Хронологические рамки работы. Поскольку автор диссертации сосредотачивается на изучении исторических, идейно-политических и философских воззрений Ю.Хабермаса в их взаимосвязи, основное внимание уделяется периоду с 1961 по 2010 год. Выбор нижней границы обусловлен выходом в свет в 1961 году первой крупной работы Ю.Хабермаса исторического содержания – «Структурные изменения общественности», верхней же – тем, что размышления над одной из главных категорий исторической концепции Ю.Хабермаса – «общественности» ведутся мыслителем до сих пор.

Источниковую базу диссертации составляют два больших раздела. К первому относятся труды самого Ю.Хабермаса, ко второму – работы предшественников и современников мыслителя, повлиявших на формирование и эволюцию его воззрений.

В первом разделе можно выделить несколько групп источников. Один из самых крупных блоков состоит из философско-методологических работ Ю.Хабермаса8. Обращение к этим работам позволило проследить становление методологических воззрений учёного, выявить степень воздействия философии мыслителя на становление его исторических и общественно-политических взглядов. Отдельно необходимо выделить труды Ю.Хабермаса исторического и историко-теоретического содержания9. Большинство исторических работ у Ю.Хабермаса составляют статьи из научных журналов, публицистические статьи из немецких газет, отдельные параграфы из монографий. Особую ценность для изучения исторической концепции Ю.Хабермаса представляли такие работы как «Границы неоисторизма», «Историческое сознание и посттрадиционная идентичность», «Уроки истории?»10, посвященные методологическим проблемам исторической науки.

Другой группой источников являются интервью с Ю.Хабермасом,11 автобиографические материалы. Эти источники помогли понять, что побудило учёного задуматься над теми или иными вопросами, каковы были мотивы перемены тематики в научных исследованиях, например от историко-социологических к философско-методологическим проблемам. Особенно ценной для написания диссертации оказалась книга «Автономность и солидарность»12, являющаяся сборником диалогов Ю.Хабермаса с журналистами, коллегами, единомышленниками, учениками. Автобиографическая работа Ю.Хабермаса13, а также опубликованное письмо к М.Хоркхаймеру14 обогатили представления о Ю.Хабермасе как о личности, пролили свет на сугубо человеческие черты этого учёного, что способствовало лучшему пониманию мировоззренческих позиций мыслителя.

Произведения Ю.Хабермаса наполнены критикой воззрений других ученых. Для более основательного понимания позиций мыслителя автору диссертации потребовалось рассмотреть некоторые положения философских концепций Т.В.Адорно, М.Вебера, Х.Г.Гадамера, И.Канта, К. Маркса, Г. Маркузе, Э.Нольте, К. Поппера, Н.Хомского, М.Хоркхаймера.

Методология исследования. Освещая исторические и идейно-теоретические воззрения Ю. Хабермаса, автор диссертации руководствовался принципом историзма, позволившего рассмотреть взгляды мыслителя в их развитии и динамике, выявляя специфические особенности каждого этапа творческого и жизненного пути Ю.Хабермаса, а также факторы, повлиявшие на становление этих этапов. Принцип целостности позволил систематизировать порой кажущиеся разными и полярными воззрения Ю.Хабермаса в одну единую концепцию. Оригинальность и уникальность воззрений Ю.Хабермаса удалось обосновать благодаря использованию сравнительно-исторического метода, что позволило преодолеть традиционное для советской историографии представление Ю.Хабермаса исключительно как продолжателя традиций Франкфуртской школы. Выявление идейного своеобразия взглядов Ю.Хабермаса стало возможным только после сопоставления его концепций с разработками классиков Франкфурсткой школы. Оценить вклад Ю.Хабермаса в дело либерализации и демократизации германской культуры, а также установить значение общественно-политической позиции Ю.Хабермаса и его влияния на историю современной Германии позволил системно-структурный метод. Именно он помог поместить личность Ю.Хабермаса в определенный исторический контекст и рассмотреть его взгляды в тесной взаимосвязи с развитием западногерманского общества. Ценным для раскрытия истоков формирования воззрений Ю.Хабермаса, причин возникновения некоторых его идей был биографический подход. Он позволил расширить строгие рамки традиционного для большого пласта литературы изображения Ю.Хабермаса с сугубо профессиональной точки зрения. Историко-генетический метод сделал возможным рассмотрение взглядов Ю.Хабермаса в их эволюции и развитии. Поскольку многие работы Ю.Хабермаса написаны на стыке социологии, философии, истории, культурологии, политологии в диссертации был применён междисциплинарный подход. Так, благодаря междисциплинарному видению удалось понять применимость методологических воззрений Ю.Хабермаса, ранее считавшихся плодотворными исключительно для философии, в исторической науке.

В реализации принципов и методов исторических исследований помогли труды таких отечественных учёных как М.А. Барг, И.Я. Биск, И.Д. Ковальченко, О.М. Медушевская, Б.Г. Могильницкий, Н.А. Мининков, И.Ю. Николаева, С.П. Рамазанов, Л.П. Репина, М.Ф. Румянцева, Н.И. Смоленский.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

  1. В диссертации впервые раскрывается сущность коммуникативного подхода Ю.Хабермаса как способа исторического исследования, демонстрируется роль и значение коммуникативного подхода, базирующегося на концепции «трансформаций общественности», для исторической науки, выявляются его достоинства и недостатки.

  2. Реконструирована историческая концепция Ю.Хабермаса, элементы которой содержатся не только в монографиях, но и многочисленных статьях, порой напрямую не связанных с рассмотрением исторической тематики.

  3. Ю.Хабермас представлен как историк и теоретик исторической науки, до настоящего времени исторические и историко-методологические воззрения учёного не подвергались всестороннему анализу.

  4. Выявлена степень воздействия идейной эволюции Ю.Хабермаса на формирование его исторических взглядов, что было достигнуто посредством выделения этапов творчества мыслителя при помощи историко-биографического метода.

  5. Предпринята попытка комплексного анализа философско-методологических, исторических и общественно-политических взглядов мыслителя в их взаимосвязи.

Практическая значимость диссертации. Результаты, достигнутые в работе, могут быть использованы при создании обобщающих трудов и чтении курсов лекций по историографии, теории и методологии истории, всеобщей истории, а также – философии и политологии. Историческая концепция Ю.Хабермаса может быть использована политиками и политологами в их обоснованиях политической трансформации современного общества. Анализ ряда положений этой концепции имеет значение для практики социально-политического развития современной России в условиях постановки задач её модернизации.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации излагались на научных конференциях: международная научная конференция «Россия и Восток: проблема толерантности в диалоге цивилизаций», г. Астрахань, май 2007г., международная конференция «Человек в современных философских концепциях» г. Волгоград, май 2007г., международная конференция «Язык и культура» г. Киев, 2008 г., международная научная конференция «Образ войн и революций в исторической памяти», г. Пятигорск 24-25 апреля 2009 г., региональная конференция молодых исследователей Волгоградской области, Волгоград, ноябрь 2006г., XV межвузовская научно-практическая конференция молодых учёных и студентов, г. Волжский, май, 2009 г.; научных семинарах: международный научно-практический семинар «Старые» и «новые» границы Евразии и Северной Америки» г. Волгоград, май 2007г., научный семинар «Судьба исторической науки в современной Восточной Европе», декабрь 2007г.; международных курсах повышения квалификации: междисциплинарные курсы повышения квалификации для молодых преподавателей гуманитарных и социальных наук классических университетов и педагогических вузов РФ при поддержке ИВИ РАН, ГУГН, университета Темпл (Филадельфия, США), Корпорации Карнеги: «Россия и мир в ХХ веке», Звенигород, 10 – 22 декабря 2007 года, междисциплинарные курсы повышения квалификации для молодых преподавателей гуманитарных и социальных наук классических университетов и педагогических вузов РФ при поддержке ИВИ РАН, ГУГН, университета Темпл (Филадельфия, США), Корпорации Карнеги: «Россия и мир в ХХ веке: экономическая модернизация и социально-политические трансформации», Санкт-Петербург, 21июля – 2 августа 2008 года, европейская школа (при поддержке представительства Европейской Комиссии в России; Немецко-русского обмена (Берлин – Санкт-Петербург), Ростов-на-Дону, 24 – 26 октября, 2008 года; курсы повышения квалификации для преподавателей гуманитарных и социальных наук при поддержке университета Темпл (Филадельфия, США), Корпорации Карнеги: «Россия, её соседи и европейское пространство», Крым, Украина, 17 – 28 июля, 2010 года. Диссертация была обсуждена на заседании кафедры истории и философии Волжского гуманитарного института (филиала) Волгоградского государственного университета. Основные положения диссертации изложены в 7 статьях и в 3 тезисах, общий объём опубликованных работ составляет 2,4 п.л., в том числе две статьи, содержащиеся в журналах, рецензируемых ВАК.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Коммуникативный подход и историческая концепция юргена хабермаса iconКонцепция развития информационного общества Европейского Сообщества 12 Выводы: 17
Информационное общество – концепция постиндустриального общества; новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными...
Коммуникативный подход и историческая концепция юргена хабермаса iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Коммуникативный подход и историческая концепция юргена хабермаса iconУрок немецкого языка по теме: «За окнами листопад»
Урок разработан на базе умк «Шаги» И. Л. Бим, Л. М. Санниковой, Л. В. Садомовой, в основу которого положен личностно ориентированный...
Коммуникативный подход и историческая концепция юргена хабермаса iconРеферат На тему: Использование современных методов сюжетных и ролевых...
Коммуникативный подход – современная методика обучения иностранному языку
Коммуникативный подход и историческая концепция юргена хабермаса iconА. В. Небайкина Педагогический институт Саратовского госуниверситета...
Для проведения такого урока необходимо заранее разделить учащихся на следующие группы: литературоведы, искусствоведы, артисты. Каждая...
Коммуникативный подход и историческая концепция юргена хабермаса iconЭвристический подход при изучении физики
Концепция школьной научно-практической конференции учащихся «Наука и творчество»
Коммуникативный подход и историческая концепция юргена хабермаса iconУрока Тема урока Кол-во
Гуманизм лирики Пушкина. И ее национально-историческое и общечеловеческое содержание. Слияние гражданских, философских и личных мотивов....
Коммуникативный подход и историческая концепция юргена хабермаса iconРеферат по дисциплине: «Проблемы развития информационного общества»
Информационное общество — теоретическая концепция постиндустриального общества, а также историческая фаза возможного развития цивилизации,...
Коммуникативный подход и историческая концепция юргена хабермаса iconИсторическая концепция общественного развития. К. Маркс
История есть совершенно особая реальность, которая неотделима от деяний человека и одновременно не исключает влияние природных факторов,...
Коммуникативный подход и историческая концепция юргена хабермаса iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мк для 6 класса, а именно обучение иноязычной культуре. В основу данного умк положен коммуникативный подход к овладению всеми аспектами...
Коммуникативный подход и историческая концепция юргена хабермаса iconТематическое планирование по истории в 5 классе
Что изучает история. Историческая хронология (счет лет «до н э.» и «н э.»). Историческая карта. Источники исторических знаний. Вспомогательные...
Коммуникативный подход и историческая концепция юргена хабермаса iconСемь простых (старых) инструментов контроля и управления качеством
Концепция Всеобщего Управления Качеством (tqm). Процессный подход
Коммуникативный подход и историческая концепция юргена хабермаса iconМ. Вебер: концепция понимающей социологии
Целью данной работы является рассмотрение методологической основы социологии М. Вебера, предпосылки формирования, основные понятия,...
Коммуникативный подход и историческая концепция юргена хабермаса iconМ. Вебер: концепция понимающей социологии
Целью данной работы является рассмотрение методологической основы социологии М. Вебера, предпосылки формирования, основные понятия,...
Коммуникативный подход и историческая концепция юргена хабермаса iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Что изучает история. Историческая хронология (счёт лет «до н э.» и «н э.»). Историческая карта. Источники исторических знаний. Вспомогательные...
Коммуникативный подход и историческая концепция юргена хабермаса iconБент фливбьерг
Конкретно, "этика дискурса" Хабермаса противопоставляется "силовым"' анализу и этике Фуко и дается оценка их полезности для всех...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск