Скачать 485.19 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет» Факультет ___ИСТОРИЧЕСКИЙ_____ Кафедра ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ_____ ПРОГРАММА дисциплины ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА Направление подготовки: 032000.62 Зарубежное регионоведение Профиль «Европейские исследования» Квалификация (степень): Бакалавр зарубежного регионоведения со знанием иностранного языка Составитель: кандидат исторических наук, доцент Ашихмин И.Л. 2012 год Выписка из протокола заседания кафедры всеобщей истории об утверждении программы дисциплины «Политическая карта мира» Данная программа составлена в соответствии с Федеральным государственным стандартом высшего профессионального образования № _794 от 22. 12. 2009_ по направлению подготовки 032000.62 Зарубежное регионоведение Протокол № __11___ от __3 июля__2012 г. Зав. кафедрой______________________ Т.Н. Гелла (подпись) Данная программа обсуждена и утверждена на заседании научно – методического совета университета ______________________________( для дисциплин блоков ГСЭ, ЕН) Данная программа обсуждена и утверждена на заседании научно – методического совета исторического факультета (для дисциплин блока ОПД) Протокол №_____ от ____ __________2012 г. Председатель научно – методического совета _______________ (подпись) АННОТАЦИЯ ПРОГРАММЫ Дисциплина “Политическая карта мира” относится к циклу гуманитарных, социальных и экономических дисциплин ООП, его вариативной части. Полноценное высшее образование невозможно без всеобъемлющей гуманитарной подготовки. Важное место в системе такого образования занимает курс “Политическая карта мира”. Он призван раскрыть как главные и общие закономерности геополитического развития стран и народов мира, так и их наиболее важные региональные особенности. Исходя из принципов научности и историзма, программа учитывает, что основу знаний по изучению политической карты мира должно составлять постижение фактического материала. Поэтому в программе курса большое место отводится эмпирическим проблемам и вопросам современной геополитики. Наконец, программа выделяет самые значительные частные проблемы и детали, касающиеся картографии стран, этносов, демографических, военно-политических и иных явлений в мире. Цель дисциплины “Политическая карта мира” – познакомить студентов с понятийным аппаратом геополитической науки, ее главными исследовательскими методами, научными концепциями, историей формирования политической карты, а также дать студентам представление о современном облике карты мира и его основных региональных особенностях. Этот курс позволит будущим регионоведам получить необходимые для них знания по регионалистике, политологии, картографии и географии, понять их связь с другими историческими и гуманитарными дисциплинами. Задачами курса “Политическая карта мира” являются: − познакомить студентов с периодизацией формирования политической карты Европы, дать комплексную характеристику каждого из исторических этапов; − охарактеризовать современные особенности политической карты мира и его субрегионов; − ознакомить студентов с основными классификациями стран и государств; − дать сравнительную политико-географическую характеристику разных социально-экономических типов стран мира; − провести географический обзор современных политических, этнических и социокультурных проблем стран мира; – познакомить студентов с основными геополитическими источниками и методами исследований, дать характеристику теоретико-методологических и источниковедческих проблем науки, изучить типы и разновидности источников, ознакомить с основными приемами поиска, сбора, переработки и интерпретации информации; – проанализировать роль геополитического фактора в мировой истории, этнических процессах, военно-политических, религиозных, расовых и этнических конфликтах. – выработать у студентов умения интегрировать картографическую информацию со знаниями по регионалистике, истории, географии, политологии, обосновывать собственную точку зрения на современные глобальные и региональные процессы. – сформировать у студентов навыки владения научной терминологией, работы с географическими и историческими картами и атласами, схемами, диаграммами, статистическими справочниками (навыки чтения кодированной информации, соотнесения ее с нарративными источниками). − привить студентам навыки самостоятельных политико-географических исследований; – воспитать у студентов чувства гражданской ответственности, патриотизма и гордости за свое Отечество, уважение к обычаям и традициям, культуре стран и народов мира. Место дисциплины в структуре ООП. Дисциплина “Политическая карта мира” относится к вариативной части цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин ООП. Студенты проходят ее в 1-ом семестре. Поэтому до изучения данной дисциплины учащиеся знакомятся с ней лишь частично в школьных курсах географии, всеобщей истории, истории России, а также курсе «История мировых цивилизаций» (11 класс). В результате освоения материалов по этим дисциплинам у студентов 1 курса должны быть сформированы компетенции в рамках школьного образовательного стандарта. Однако в 1-м семестре студенты получат знания и навыки, предусмотренные такими предметами, как «Этнология стран Европы», «История России», «Страны Европы глазами русских», «История зарубежных стран», «Введение в регионоведение», «Культурно-религиозные традиции современного мира», «Россия и Европа в зеркале взаимного восприятия» и некоторые другие. Поэтому в результате освоения материалов по этим дисциплинам у студентов должны быть сформированы следующие компетенции: уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народов России и зарубежья, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-1); владеть культурой мышления и речи, основами профессионального и академического этикета (ОК-2); обладать навыками рефлексии, адекватно оценивать свои образовательные и профессиональные результаты (ОК-5); следовать учебной и трудовой дисциплине, нести персональную ответственность за результаты своей образовательной и профессиональной деятельности (ОК-16). Требования к результатам освоения дисциплины: Студент по направлению подготовки: 032000 Зарубежное регионоведение, профиль – «Европейские исследования» по итогам изучения курса должен дополнительно к выше указанным компетенциям обладать следующими новыми компетенциями: владеть профессиональной лексикой, быть готовым к участию в научных дискуссиях на профессиональные темы (ОК-4); осознавать социальную значимость будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессионального долга (ОК-6); владеть основами методологии научного исследования, различать творческий и репродуктивный компоненты научной деятельности (ОК-8) (начальные навыки); обладать базовыми навыками самостоятельного поиска профессиональной информации в печатных и электронных источниках, включая электронные базы данных, свободно осуществлять коммуникацию в глобальном виртуальном пространстве (ОК-12) (базовые навыки); уметь оценивать качество и содержание информации, выделять наиболее существенные факты и концепции, давать им собственную оценку и интерпретацию (ОК-13); творчески подходить к порученному заданию, уметь проявлять разумную инициативу и обосновывать ее перед руководителем (ОК-15). составлять комплексную характеристику региона специализации с учетом его физико-географических, исторических, политических, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, культурных, религиозных и иных особенностей (ПК-1) (начальные навыки), владеть понятийно-терминологическим аппаратом общественных наук, свободно ориентироваться в источниках и научной литературе по стране (региону) специализации (ПК-7) (начальные навыки), описывать общественно-политические реалии стран(ы) региона специализации с учетом их/ее лингвострановедческой специфики (ПК-15) (начальные навыки). В результате изучения дисциплины студент должен:
|
Практическая работа Политическая география. Урок контроля знаний по теме № «Современная политическая карта мира» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Политическая карта мира (пкм) – «не застывающая картинка», которая меняется в результате развития международных отношений; географическая... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Протокол согласования рабочей программы дисциплины (дисциплины специализации) "политическая карта мира" с другими дисциплинами специальности... | I: Предмет, цели курса и методы исследования 1 час Программа дисциплины «Политическая и экономическая карта мира» составлена в соответствии с примерной программой общей профессиональной... | ||
Тематическое планирование уроков географии в 11 классе Многообразие стран мира и их типы. Современная политическая карта мира. Этапы формирования. Практическ раб. 1 | А карта города б политическая карта в политико-административная карта Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт) | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок Предмет экономической и социальной географии мира. Содержание и структура курса. Методы изучения и источники географической... | Бедов А. Профессиональное самоопределение в проектной деятельности Оборудование: современная политическая карта мира, раздаточный материал, словари | ||
Чернышева Виктория Александровна. Программно-методические обеспечение:... «Дрофа»: «Физическая карта мира», «Климатическая карта мира», «Климатические пояса и области мира» | Тематическое планирование для 10 класс Предмет, содержание и структура курса. Методы изучения и источники. Современная политическая карта мира. Этапы ее формирования | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Политическая карта мира. Развитие экономики. Буржуазия и пролетариат. Особенности развития эпохи | Зачёт №1 «Политическая карта мира. Природные ресурсы. Население» зачёт №2 «Мировое хозяйство» Охватывает собой себя и все остальное | ||
Сценарий урока в 10 классе Тема урока: Политическая карта мира как историческая категория Организация деятельности школы, направленная на обеспечение доступности общего образования | Конспект урока по обществознанию в 9 классе на тему: «Международное... Оборудование: современная политическая карта мира, раздаточный материал, словари | ||
Конспект урока по биологии в 11 классе по теме «Глобальные экологические проблемы человечества» Средства обучения: магнитная доска, мел, компьютер, проектор, экран, авторская power-point-презентация, отпечатанный сжатый конспект... | Методические рекомендации по изучению дисциплины «политическая социология» Цель освоения дисциплины «политическая социология» усвоение студентами основных категорий и понятий политической социологии как эмпирической... |