Появление тьюторского сопровождения в образовательном учреждении





Скачать 241.38 Kb.
НазваниеПоявление тьюторского сопровождения в образовательном учреждении
Дата публикации27.04.2015
Размер241.38 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
История тьюторского сопровождения

Содержание:

Появление тьюторского сопровождения в образовательном учреждении.
Рекомендуем почитать:

1.Тьюторство: исторические реконструкции

2.Из истории тьюторства.

3.Тьютор как персонаж английского образования.
Беспалова Галина

школа №24, г.Брянск
Появление тьюторского сопровождения

в образовательном учреждении
«Тьюторское сопровождение» - термин, несмотря на частое употребление, достаточно новый: в отечественной педагогической науке еще только формируется его четкое и однозначное понимание. В обычной педагогической практике словосочетание «тьюторское сопровождение» сразу вызывает ассоциации с английским элитарным образованием, средневековыми университетами и наставниками нерадивых «школяров». В российских школах тьюторы появились совсем недавно – буквально в последние 10-15 лет. Вместе с тем тюторские программы – в том или ином виде – в настоящее время существуют примерно в 30 школах России.

Возникновение тьюторского движения и оформление его как педагогической практики в России тесно связано с именем д.п.н.Ковалевой Татьяны Михайловны, которая создала в г.Томске школу «Эврика-развитие». Именно эта школа стала «рассадником» тьюторства в России. Именно в Томске стали проводиться всероссийские тьюторские конференции. Именно томские педагоги поехали работать в Москву первыми московскими тьюторами.

Как уже было сказано, сейчас школ, реализующих тьюторские программы довольно много, но далеко не все школы, заявившие о своем стремлении использовать тьюторскую технологию, сохранили своих тьюторов, пережили период становления. Тьюторские технологии распространяются в школах России, но довольно медленно. Возникает впечатление, что далеко не в каждом образовательном учреждении тьюторство как технология образования может закрепиться и эффективно действовать.

Какими же признаками (характеристиками) должно обладать образовательное учреждение, чтобы в нем «прижился» тьютор?

В первую очередь, это образовательное учреждение должно быть инновационного типа. Тьютор как особая педагогическая позиция принципиально, качественно отличается от учителя. Главным образом это связано с совершенно иным взглядом тьютора на смысл и результат обучения. Для тьютора важны не конкретные усвоенные знания, а те изменения в отношении к учению, которые появляются у ребенка. Для тьютора важны не сформированные навыки и умения, а овладение учеником обобщенными способами познавательной деятельности. Соответственно, образовательное учреждение должно быть готово на уровне доминирующей педагогической позиции, на уровне концепции школы к «тьюторскому» взгляду на ученика. Хорошо соотносятся с идеями и принципами тьюторского сопровождения компетентностный подход в образовании, личностно-ориентированные модели образования, технологии развивающего обучения. Плохо – традиционная, классическая, советская классно-урочная система обучения. Совсем не обязательно, чтобы все 100% учителей школы разделяли идеи гуманитарного и гуманистического образования, существуют некоторые критические пороги – доля учителей, которая достаточна для развития тьюторства в школе. По нашим наблюдениям – это примерно треть педагогического коллектива. Может быть у кого-то этот порог будет еще ниже. Но совершенно обязательной является «инновационность» администрации образовательного учреждения.

Вторым обязательным условием становления тьюторства в школе является наличие не просто «инновационной» администрации, но администрации профессиональной, эффективной и компетентной, т.к. появление тьютора в школе всегда ведет к обострению управленческих проблем.

В третьих – наличие опыта командной работы. Тьюторы – это всегда команда, которая готова продвигать очень сложный проект «тьюторское сопровождение». Это команда, которая постоянно должна учиться, рефлексировать опыт своей деятельности, взаимодополнять и страховать друг друга.

И четвертое это готовность администрации финансировать обучение тьюторов: отправлять на семинары и конференции, выделять время для внутрикомандных семинаров и индивидуальной самообразовательной деятельности, приглашать консультантов.

Есть еще один очень важный момент. Довольно часто тьюторство возникает как альтернатива традиционного обучения. Далеко не всегда родители, местное сообщество готовы понять ценность новой педагогической технологии. Часто надо время на постепенное «завоевывание своего места под солнцем» – среди образовательных запросов родителей. Поэтому большая школа, в которой учиться порядка тысячи учащихся, имеет дополнительный ресурс для освоения тьюторской технологии: возможность «найти своего ученика». Среди тысячи всегда найдется человек 50 детей и их родителей, с которыми можно начинать и успехи которых станут лучшей рекламой для остальных родителей и ребят.


Ирина Проскуровская
ТЬЮТОРСТВО: ИСТОРИЧЕСКИЕ РЕКОНСТРУКЦИИ

(на материале истории английских университетов)
Доклад прочитан на Всероссийской тьюторской конференции «Ин­дивидуально-ориентированная педагогика» (Томск, 6-8 февраля 1997 года).
Одна из наиболее заметных линий реформирования современного образования связана с появлением за последние несколько лет достаточ­но большого числа попыток введения новых образовательных профессий. Редкая школа, претендующая на место в инновационном движении, не «пригласила» в свой штат социальных педагогов, психологов, освобож­денных классных руководителей (воспитателей) или гувернеров. Далеко не последнее место в этом списке занимают тьюторы. И сегодня, когда реализация и практика тьюторства приобретают если не массовый харак­тер, то, во всяком случае, популярность, вопрос о концептуальных осно­ваниях тьюторской деятельности кажется уже решенным.

Однако то, с какой скоростью и в какие сроки идея тьюторства стала очевидной для российского педагогического сообщества, заставляет вни­мательнее приглядываться к такой очевидности. Что-то кажется здесь тревожащим, когда вспоминается фраза Б. Д. Эльконина (сказанная, правда, в несколько ином контексте) о том, что «модели создаются не для того, чтобы ими пользоваться, но чтобы модельно мыслить». Поэтому мы исходим из того, что прежде чем обсуждать возможные направления реа­лизации тьюторства, вопрос о нем еще нужно поставить. Мы рассматри­ваем данную статью как один из возможных шагов к такой постановке.

Понятно, что разнообразие «мест» в образовательной системе, по отношению к которым обсуждается тьюторство, определяет ту пестроту смыслов, которые лежат сегодня за различными его трактовками. Меж­ду тем, уже становится ясно, что в рамках такого разнообразия склады­ваются два противоположных подхода, каждый из которых заявляет себя в качестве держателя идеи тьюторства как проектной идеи.

В основании этих подходов лежат различные ответы на вопрос о существе проблемной ситуации в современном образовании, а, следо­вательно, различные по направленности способы интерпретации, по­нимания сути возникающих противоречий в образовательной практике, того, каковы их наиболее характерные проявления и способы преодо­ления.

Первый подход, в рамках которого строится идеология и практика тьюторства, связывает наиболее значимые проблемы современного образования с рассогласованиями внутри традиционно сложившихся процессов воспроизводства. Поэтому, как правило, деятельность тью­тора в этой логике оформляется в ориентации на компенсаторную функцию, фокусируясь на проблемах успеваемости, дисциплины, адек­ватных форм досуга и так далее. Именно здесь возникает представле­ние об индивидуальном подходе как средстве преодоления «несоот­ветствия между уровнем учебной деятельности, который задается про­граммами, и реальными возможностями ученика усвоить их. Учет осо­бенностей учащихся осуществляется на каждом этапе обучения: при восприятии цели, мотивации учения, решении учебных задач, опреде­лении способов действий и пр.». Тьюторская позиция пони­мается здесь как необходимое средство умощнения основной педаго­гической позиции — позиции учителя, помогающее устранить или ком­пенсировать такие нежелательные «помехи» в процессе нормального воспроизводства, как непонимание ученика, его физиологические и психологические особенности, характер социального окружения, лич­ную историю и т. д.

Второй подход объединяет направления, полагающие сам принцип воспроизводства в качестве проблемы. Основной критический пафос этих направлений связан с идеей «антропологической катастрофы» как следствием «дегуманизации образования», утери образованием собст­венно человеческого измерения. Отмечается, что в образовании сего­дня не происходит главного — самоопределения личности, выбора че­ловеком самого себя в мире истории и культуры. А потому в рамках указанной тенденции все попытки «учета индивидуальных особенно­стей учащихся» оборачиваются комплексом мероприятий по реабили­тации того, что индивидуальностью в собственном смысле слова не является. В этой связи образование призвано культивировать осо­бую технику — технику «пробы сил» по установлению «соразмерности порядка индивидуальной души с миром вокруг нас, то есть с тем, что заведомо больше самого человека» (М. К. Мамардашвили).

Принятие идеи воспроизводства как «рамки» для педагогического самоопределения с необходимостью ведет к обсуждению того узла проблем и метаморфоз, с которыми связана история этой идеи. Поэто­му было бы ошибочным утверждать, что перспективы тьюторства,как и любой другой профессии в образовании, могут строиться автономно от обсуждения принципа и идеи воспроизводства, являющейся по своему смыслу философской.

Известно, что идея воспроизводства явилась продуктом идеи, унас­ледованной европейской культурой от античности — идеи различения двух миров — явного, открытого (натурального) и скрытого, действительного (идеального), который, чтобы быть понятым, требует специальных проце­дур, актов мышления и который еще нужно узнать, а не просто увидеть. Именно через отнесенность к истинному миру, к тому, что больше человека (независимо от категоризации — Космос, Бог, Природа, История и т. д.), человек становится самим собой. Осознание этого обстоятельства позво­лило грекам предположить, что человек есть то, что впервые возникает в процессе приобщения к пространству идеального — в образовании — и вне него не возникает. Вместе с тем, эта принципиальная идея — идея гетерогенности мира, названная М. К. Мамардашвили трансценденталь­ным принципом (основанием) европейской культуры, предопределила двойственность трактовки и две различные интерпретации, из которых следуют противоположные по направленности философские и педагогиче­ские программы.

Обсуждая этот вопрос, М. К. Мамардашвили говорит о постоянно происходящих в истории попытках мифологизации и натурализации трансцендентальных оснований культуры, сформулированных Платоном, которые привели в рамках схоластической и естественнонаучной пара­дигмы к представлению о педагогике как передаче Общей Картины Мира. «И продуктом такого процесса явилось представление о некоторой сверх­чувственной реальности, стоящей над эмпирической, «посюсторонней» реальностью, существовании некоторых идеальных предметов в этой сверхчувственной реальности». В этом смысле образование пе­рестает быть восхождением к Истине, ее поиском, а становится набором представлений и предписаний, которые сами претендуют на истинность.

Между тем, абстракция сущности или «рациональной структуры ве­щи», введенная Платоном, предполагала, как условие постижения Исти­ны, выполнение особого бытийно-личностного акта — акта трансцендирования, фиксирующего не «что» такое Истина, но то, каким образом, как осуществляется полагание чего-либо в качестве истинного или в качестве неистинного (сравнить: «есть трансцендирование, но нет трансцендентно­го»). Согласно П. Г. Щедровицкому, Истина Платона не есть кон­кретное высказывание авторитетного человека, а представляет собой особый организационный принцип взаимодействия, коммуникации, «жиз­ни»; она принадлежит не области эпистемологии, а области онтологии.

Кратко суть различия двух программ может быть также проиллюст­рирована на примере реконструкции спора между Фомой Аквинским и Ансельмом Кентерберийским относительно способа доказательства бы­тия Бога. В чем состоял принципиальный смысл их расхождений? Со­гласно Ф. Бадеру, доказательство Фомы и его критика «онтологического аргумента» Ансельма Кентерберийского строились на формально­логических основаниях, в то время как Ансельм закладывал в основание доказательства бытия Бога деятельностную конструкцию. «Считая, что сущность Бога познается непосредственно и не схватывается в понятии (определении), Ансельм описывал в доказательстве не объект, противо­стоящий познающему его интеллекту, а принцип самоорганизации, благо­даря которому человек может выйти к переживанию божественной реаль­ности».

Теперь, обозначив исходные линии, попытаемся наметить возмож­ный вариант реконструкции исторических оснований тьюторства, исполь­зуя материал истории становления первых английских университетов.

Тьютор (от англ, tutor) означает «домашний учитель, репетитор, (школьный) наставник, опекун». (Интересно, что в Британской энцикло­педии последнего издания понятие "tutorвстречается в двух случаях — в статье "Computer-assisted instruction" и в статье "Special education"). Тьюторство как одна из институционализированных форм наставничест­ва возникло в первых Британских университетах — Оксфорде (XII в.) и Кембридже (XIII в.), главной задачей которых была подготовка духовен­ства, являвшегося в Европе практически единственным грамотным со­словием, имеющим отношение к процессу воспроизводства культуры. По традиции эти университеты давали только гуманитарное образование.

В отличие от немецкой модели университета, основывающейся на системе кафедр и учебной программе, закрепленной за каждой кафедрой, английский университет не заботился о том, чтобы студенты слушали именно определенные курсы. Каждый профессор читал и комментировал свою книгу. Студенту предстояло самому решать, каких профессоров и какие предметы он будет слушать. Университет же предъявлял свои тре­бования только на экзаменах, и студент должен был сам выбрать путь, которым он достигнет знаний, необходимых для получения степени. Пер­вые пять постоянных кафедр (греческого и еврейского языков, римского права и медицины) были введены только в начале XVI века.

В средние века университет как школьная корпорация, образовав­шаяся на основе научных интересов, являлся видовым понятием обще­го понятия «университет», которое, согласно терминологии римского права, означало любую общественную организацию или любой органи­зованный союз людей, свободно объединившихся в каких-либо целях или интересах. Так, и город как союз граждан, и ремесленный цех были universitas. Университеты являлись корпорациями преподавателей и студентов, universitates magistrorum et scolarium, различавшихся лишь тем, что в одних заправляли всеми делами студенты, а в других — пре­подаватели. Формальную границу между ними в средневековом анг­лийском университете провести было практически невозможно. Так, бакалавр был, с одной стороны, преподавателем, а с другой — про­должал оставаться учеником. Магистр какого-либо низшего факультета (например, искусств — artium), стремившийся получить ученую степень по одному из высших (юридическому, медицинскому или богословско­му), становился в положение школяра, а затем бакалавра, и только по­том порывал связь с прежним факультетом. Школяр зарабатывал себе деньги преподаванием, чтобы скопить необходимую сумму для посе­щения лекций какого-либо прославленного профессора. И учащие, и учащиеся одинаково были лицами духовного звания, а зачастую и од­ного возраста. «Те и другие были люди безбрачные и бессемейные, одинаково присягали в повиновении ректору и статутам, пользовались общими университетскими привилегиями и подлежали общей дисциплине, даже одинаково отличались в разных историях, веселых похож­дениях, попойках и свалках, одинаково жили в коллегиях ..., на диспутах ... школяр мог побить любого бакалавра и магистра».

В этой связи интересно отметить, что в средние века различались корпорация, существование которой было вызвано школьными интере­сами (university), и сама школа — в смысле организованного школьного, или учебного дела (stadium). Пребывание в университете не счита­лось формальным приобретением знаний.

Первые профессора и студенты стекались в местечко Оксфорд из разных уголков Англии, Франции и Германии в поисках благоприятных местных законов для чужеземцев, занимающихся наукой. Основная их часть пришла из Франции, где в одном из городов произошла ссора с местными жителями из-за чрезмерно высокой платы за жилье. В Окс­форде городская община согласилась предоставлять льготы тем жите­лям, которые сдавали внаем свободные помещения школярам за низ­кую плату. Школяры, в свою очередь, играли роль нанимателей, вхо­дивших в договорные соглашения (относительно гонорара и помеще­ния для аудиторий) с теми лицами, лекции которых они хотели слушать и под руководством которых собирались заниматься. Поскольку город заботился только о своих гражданах, чужестранцы, привлекаемые сла­вой тех или иных профессоров, объединялись в землячества. Эти сою­зы постепенно получили привилегии и грамоты, дававшиеся универси­тетам королем или местными управителями: «... господствовала идея, что наука принадлежит целому миру, что штудирующие собираются в данное место со всех концов мира и образуют здесь свою общину чу­жеземцев в противоположность местной городской общине». Университет и возник как своего рода гильдия — ассоциация чужезем­цев, пришлых людей, озабоченных поиском средств к спокойному су­ществованию на чужбине. Согласно русскому исследователю истории средневековых университетов Николаю Суворову, именно квартирный вопрос, являющийся наиболее острым для пришлых в университетский город людей, позднее привел к образованию коллегий. Частные лица стали завещать университетам свои земли, имения и целые состояния. В XIII веке большая часть школяров жила уже в частных пансионах, где и читались лекции. В XIV веке частные пансионы стали заменяться фундированными стипендиальными коллегиями, также существовав­шими на пожертвования, завещания и доход от собственности.

Первая коллегия в Оксфорде, так называемая University-College, открылась в 1249 году; в Кембридже — St.-Peters-College — в 1280 году. Сегодня в этих двух старейших университетах Англии дей­ствуют 39 и 29 коллегий соответственно. Они представляют собой самоуправляемые единицы университета, которые входят в состав университета, но от него не зависят. Именно коллегии контролируют прием и обучение студентов, предоставляют им жилье, питание и пр. В свою очередь студент, поселяясь в коллегию и получая полное со­держание, обязан подчинить свою жизнь режиму, установленному в ней. Деятельность коллегии регулируется товариществом преподава­телей (fellows), членом которого можно стать после пяти лет пребыва­ния в коллегии и возглавляется heads, которых fellows выбирают из своей среды.

Первоначально коллегии не имели целью давать пожизненное со­держание. Однако многие коллегиальные воспитанники духовного зва­ния с ученой степенью по окончании учебного курса оставались без бенефиции (места) или продолжали учиться дальше для получения высших ученых степеней. Они жили в коллегиях в качестве причислен­ных к университету под названием tutors и со временем образовали глав­ную составную часть коллегий. Эти тьюторы, получая в коллегии общее содержание, обязаны были содержать определенное дарителем или за­вещателем количество студентов. Тьюторам вменялся надзор над опре­деленным числом школяров; они сопровождали жизнь студента во время пребывания в коллегии, включая его быт, готовили к академическим лек­циям и руководили в частных занятиях.

К концу XVI века тьютор становится центральной фигурой в уни­верситетском образовании, отвечая, прежде всего, за воспитание подо­печных. В XVII веке сфера деятельности тьютора расширяется — все большее значение начинают приобретать образовательные функции. Тьютор определяет и советует студенту, какие лекции и практические занятия лучше всего посещать, как составить план своей учебной работы, следит за тем, чтобы его ученики хорошо занимались и были готовы к университетским экзаменам. Тьютор — ближайший советник студента и помощник во всех затруднениях; фактически, тьютор заменяет студенту родителей. В XVII веке тьюторская система официально признается ча­стью английской университетской системы, постепенно вытесняющей профессорскую. В течение XVIII—XIX веков в старейших университетах Англии тьюторская система не только не сдала своих позиций, но заняла центральное место в обучении; лекционная стала служить дополнением к ней. Сегодня примерно 90 % занятий в Оксфордском и 75 % в Кембриджском университете проводится тьютором с одним или двумя студентами.

Традиционная структура тьюторской системы включает в себя три элемента: руководство занятиями (кураторство), обеспечивающее учебу студентов и работу в каникулярное время; моральное наставни­чество, предполагающее сопровождение жизни студента в университе­те в самом широком смысле слова; собственно тьюторство, осуществ­ляющее обучение студента в течение триместра или учебного года.

Светлана Дудчик
Из истории тьюторства
Тьютор (в переводе с английского tutor) означает «домашний учитель, наставник, опекун, репетитор». В Англии тьюторское сопровождение признано «ключевым методом университетского образования» и ценнейшим средством персонального руководства студентами. Тьюторское сопровождение существует со времен средневековых Оксфордского и Кембриджского университетов XII – XIII век. К концу XVI в. тьютор становится центральной фигурой в университетском образовании, отвечая главным образом за воспитание подопечных. В XVII в. сфера деятельности тьютора значительно расширяется: большое значение начинают приобретать его образовательные функции; тьюторская система официально признается частью английской университетской системы, постепенно вытесняя профессорскую.

В течение 18 – 19-го столетий (правда только в старейших университетах страны) тьюторская система заняла центральное место в обучении, а лекционная стала служить дополнением к ней. Такое положение сохранилось и в наши дни.

Структура тьюторского сопровождения включает в себя три элемента: руководитель занятий (Director of studies), обеспечивающий учебу студентов и дающий им советы по работе в каникулярное время; моральный наставник (moral tutor), отвечающий за жизнь студента в университете в самом широком смысле этого слова; тьютор (tutor), осуществляющий сопровождение обучения студента в течение учебного года. В Оксфордском университете эти три функции выполняет, как правило одно и то же лицо, В Кембриджском, а также в ряде других университетов тьютор, ведущий практические занятия со студентами, называется «supervisor».

Английские педагоги убеждены в том, что понимание и истинное знание приходят только к тому, кто учится сам. Они считают, что научиться работать самостоятельно – «…самая нужная вещь, для которой студент должен использовать весь курс обучения в университете». Например в качестве средства, индивидуализирующего процесс обучения тьюторами используются:

1)обучение сверстниками (обучение на равных, взаимное обучение);

2)персонализированное обучение (обучение в индивидуальном темпе по специально подготовленным печатным материалам, предусматривает еженедельные встречи и письменные отчеты);

3)модульное обучение (обучение с помощью учебных пакетов);

4)проведение аудиотьюториалов (использование магнитофонной записи и набора вспомогательных материалов: схем, графиков и т.д.).

Своеобразие деятельности тьютора заключается в том, что она органично сочетает в себе научную и педагогическую работу. Работа тьютора протекает в условиях общения со студентами, суть которого не исчерпывается информационным обменом. Личностное взаимодействие студента и наставника приобретает вид сотрудничества. А.Керр следующим образом комментирует роль тьюторов в учебно-воспитательном процессе: «Иметь хорошего наставника для студентов гораздо важнее, чем посещать хорошего лектора. Почти все, что изучает студент можно получить из книг, но ничто не может заменить постоянного общения с человеком, который учит его мыслить и постоянно организовывать работу».

Сфера применения тьюторского сопровождения не ограничивается британскими университетами. Тьюторское сопровождение, например, реализуется в английских грамматических школах, где учебная работа ведется на основе дифференцированного учебного плана. Тьюторский метод используется и в английских «паблик скулз» (общественных школах-интернатах), в которых основное внимание уделяется самостоятельной работе учащихся.

Система тьюторства получила довольно широкое распространение и в элементарных американских школах, Она высоко оценивается американскими педагогами как средство повышения уровня знаний и интереса к учебным предметам.

Элементы (или принципы) тьюторского сопровождения в той или иной форме применяются в некоторых европейских странах, хотя название «тьюторское сопровождение» может и не употребляться.

Например в Голландии смысл обсуждаемого понятия передается через английское: «school counselling and guidance and career counselling», что переводится как система педагогической помощи и поддержки ребенка в образовательном процессе.

В Америке действует целая служба – «guidance», включающая в себя помощь ребенку в любой затруднительной ситуации, когда личность стоит перед необходимостью выбора, принятия решения, адаптации к новым условиям, развития своих способностей и интересов.

Ситуация в России, в образовательной культуре России складывалась иначе.

«Германская модель университета, которую унаследовала Россия, не предполагала института тьюторов. Ко времени возникновения первого университета в России (1755 год – на 600 лет позже, чем в Европе), университет как институт образования «оброс» системой кафедр и программ изучения каждого курса. В России это было введено как должное. Своих и иностранных преподавателей было мало, То есть никаких условий для возникновения внутреннего и внешнего свободного и открытого образовательного пространства, а значит и сопровождения движения в нем не было».

Наставничество складывалось среди домашних учителей, «но если сравнивать их с тьюторами то видно, что им не хватает корпоративности, открытого образовательного пространства, - существовал только индивидуальный подход к подопечному».

«В русскую педагогическую практику слово тьютор (тутор) было введено англофилом М.Н.Катковым (13 января 1868 года был учрежден Лицей Цесаревича Николая в Москве, где предусматривалась эта должность). Главной задачей тьютора – индивидуальное воспитание вверенных ему учеников».

Исследованием особенностей реализации тьюторской технологии в высших учебных заведениях занимались педагоги нашей страны (М.С.Бернштейн, Н.К.Гончаров, Т.А.Ильина, Т.М.Ковалева и др.) В частности, на необходимость введения тьюторского сопровождения в отечественных университетах было указано в 1975году на научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава и аспирантов МГУ, и в качестве примера был приведен опыт применения тьюторского сопровождения в Англии.

Имеется и практический опыт применения тьюторского сопровождения в нашей стране. С 1993 года проводится исследовательская работа по внедрению тьюторской технологии в Новосибирском и Ростовском и Красноярском государственных университетах.

Тьюторское сопровождение в современной школе сегодня уже перестает быть делом отдельных педагогов-энтузиастов. На сегодняшний день, в России существуют школы в которых существует тьюторское сопровождение. Это школа «Эврика - развитие» в Томске, общеобразовательная школа № 24 в Брянске, школа Самоопределения А.Н.Тубельского, ряд частных школ («Росинка», «Центр «ЮССТ» и др.). Гуманитарное (тьюторское сопровождение) основывается на идеях и принципах культурно-исторического подхода Л.С.Выготского, психологии развития (теории продуктивного действия) Б.Д.Эльконина, гуманитарно-технологического подхода в философии и методологии.

Анатолий Букин
Тьютор как персонаж английского образования
Англия – страна персонажей, которые любят учить. Страна нонсенса. Говоря о литературе, или образовании, или английском характере, все равно приходишь к такому определению. Хотя бы потому, что смотришь и говоришь из другой культуры. В системе образования этой страны, подчиненной идее прагматизма, есть уникальный персонаж – тьютор
В "Оксбридже" каждый студент обучается по индивидуальному плану, здесь создана уникальная система, именуемая тьюторство. Тьютор - буквально - наставник. Каждый, кто выдержал вступительные экзамены, попадает в руки наставника. Тьютор - средневековое изобретение, он не следит, аккуратно ли застелена студенческая постель, подобающим ли образом студент одет. Его дело - помочь составить рабочий план, подобрать литературу, выбрать тему реферата (курсовой работы по-нашему), проконсультировать - короче, помочь учиться. И в сущности, учеба в "Оксбридже" - это самоподготовка, ежедневная самостоятельная организация студентом всей своей жизни. Тьюторы не только консультанты. Они читают студентам лекции, от которых многие профессора стремятся отлынить. Потому что в "Оксбридже" профессор - скорее не преподаватель, а своего рода заведующий научной лабораторией. Ведь, как ни странно, "Оксбридж" - прежде всего научно-исследовательское заведение.
Человек, ответственный за ответственность. Своеобразный двойник английского ученика. Какой sense кроется в тьюторе? Зачем он, собственно, нужен? Ответим на эти вопросы, на время заглянув в пространство щепетильной британской школы. Помощником в знакомстве будет прямая речь Максима ЛУГАНСКОГО, несколько лет назад покинувшего стены одной из частных школ.

ВСТРЕЧА
Начнем с того, где тьютора можно встретить. Для российских школьников встреча с ним неизбежна на ступенях британского образования, которые представляют собой стартовую площадку для разбега, к высшим учебным заведениям. Чаще всего такой площадкой становятся последние три года неполной средней школы и «Sixth Form» («Шестой класс») – заключительные два года полной средней. (Есть тьюторы и на подготовительных Foundation, и в университетах, но там их роль не так всеобъемлюща. Если хотите, менее заметна – сводится в основном к проверке успеваемости.)

Максим: – Я учился в обычной квакерской школе, которая терпимо относится к выходцам из разных культур. В отличие от более консервативных католических или протестантских учебных заведений. Учеников в нашей школе было примерно 500. Преподавателей – человек пятьдесят. Поскольку у нас каждый преподаватель выполнял роль тьютора, к каждому оказалось прикреплено около десяти подопечных.

Напомним, что общеобразовательная английская школа делится на три слагаемых. Первое, вполне самостоятельное, – начальная школа (возраст учащихся 5 – 11 лет), она часто даже географически отделена от средних учебных заведений. С первых классов наши соотечественники, как правило, учиться не начинают. Слишком накладно получается. Второе – неполная средняя школа. Она предполагает пятилетнее обучение (с 11 до 16 лет). Именно последние три года этой ступени рассматриваются как весьма привлекательные для иностранцев, решивших «взять» британское образование. Это время выбора. Помимо десяти обязательных предметов в конце третьего года «неполной» поток учеников начинает течь в двух направлениях: академическом (с профильным набором предметов) и облегченном (без оных). Облегченное направление завершает обязательное среднее образование, академический поток – готовит к «вышке». Именно конец третьего года годится для внедрения 14-летнего подростка в английскую систему. У него появляется возможность не только освоиться в чужой «картине мира», но и определиться насчет профессионального высшего будущего, изучая те предметы, которыми будут заполнены два последних года «Шестого класса». Здесь наш человек впервые встречает тьютора.

Максим: – Как только я приехал в школу, меня сразу познакомили с преподавателем, который затем четыре года следил за моим академическим и личным развитием. Звали его Тим. Он был не приходящим тьютором (бывают и такие), то есть жил в школьном общежитии.

Таким образом ученик приближается к Sixth Form, завершающему среднее образование. Два года обучения в «Шестом классе» – достаточно узкий мост, перекинутый на университетский берег. На этом мосту британским образованием вам также назначена встреча с ответственным двойником.

Максим: – Тим преподавал в нашей школе дизайн и технологию. В мой набор предметов этот курс не входил, поэтому в академическом процессе мы никогда не сталкивались. Я изучал математику, хотя Тим часто говорил мне: «Максим, для тебя этот предмет – не такой важный, ты, в сущности, гуманитарий».

ДЛЯ ЧЕГО?
Кто он такой, этот тьютор? Заглянем для верности в англо-русский словарь. Как существительное tutor – домашний учитель; репетитор; руководитель группы студентов; опекун. Как глагол tutor существует в значении – обучать, давать уроки; наставлять. Эта семантика точно передает образ. Он или она (соответственно – tutoress) назначаются новичку сразу по прибытии в школу. С этого момента жизнь становится неизбежно совместной. Тьютор не только следит за успеваемостью, но и выполняет все сопутствующие роли матери-квочки воспитательные маневры. С этим российскому ребенку бывает трудно смириться.

Максим: – Помимо того, что Тим вел мою академическую успеваемость в нужном направлении, он помогал мне разрешать конфликты, которые первое время достаточно часто возникали. И вот почему. Я был в первой волне российских подростков, попавших в британское среднее образование. Первым мальчиком из России, появившимся в этой школе в 1995 году. До меня, на год раньше, в школе учился наш человек, к сожалению, немного полоумный. Однажды он вылил синильную кислоту в аквариум. Погибли рыбки, которых учитель химии выращивал в течение 15 лет. Потом мальчик перешел в другую школу, потом в специальную школу. Потом к специальному учителю. Но память о его странностях осталась. Поэтому ко мне было, мягко говоря, неадекватное отношение.

Мало того, что за пределы пространства школы не выйдешь, не попросив разрешения, даже в выходной день. Нельзя рассчитывать на равнодушие, такое спасительное для нашего школьника в нашей общеобразовательной системе. Тьютору известно, что твой возраст – переходный. Ему известно, что, как правило, даже у нордических подростков период адаптации к чужой жизни вызывает неминуемую депрессию. Еще бы, курить нельзя (а кто не пробовал в этом революционном возрасте?), смотреть фильмы с ограничением «по возрасту», включая детского для российской ментальности «Терминатора», нельзя, влюбленности, переходящей в действие, – строжайшее нет. В одной из британских школ это «нет» превратилось в «пищалку» – пропускные ворота, реагирующие на тепло человеческого тела. Идея пришла в голову хаус-мастеру, тьютору в масштабе общежития. Ровно в 22.00, когда вход на половину девочек закрыт уставом школы, он лично ее подключает. Само собой, «пищалка» исправно выдает нарушителей. Местом встречи учеников и учениц, как правило, служит рекреация. На девичью половину до пограничного времени забегать не возбраняется только за книжкой.

Максим: – Я решал свои проблемы сам. Иногда с помощью кулаков. Тим, узнав об этом, обсуждал со мной ситуацию, помогая разобраться в мотивации поступков, приводящих к конфликту: почему тот или иной ученик так себя ведет, как избежать кулачных отношений. По сути, он в то время заменил мне родителей. Тем более, сразу так сложилось, что друзей в английской школе у меня было немного. Еще он помогал мне ладить с учителями.

Наркотики и алкоголь, что говорить, категорически запрещены. К такому пригляду российский ученик непривычен вовсе. И ведь, что интересно, не увернешься. Если школьника один раз застукали за курением, пусть вне школьных стен, покоя ему не видать как мамы с папой. За тобой все время будет наблюдать недремлющее тьюторское око. Это у них называется «повышенное внимание к каждому ученику». Тьютор списывается с родителями ученика на предмет получения у них письменного разрешения буквально на каждый шаг несовершеннолетнего подопечного. Родители шлют в школу письма, разрешающие: выходить из школы в субботу и воскресенье, самостоятельно ехать в аэропорт и обратно и так далее. Но все-таки «двойник» – не надзиратель, как может с непривычки показаться российскому подростку, это, скорее, классический наставник, такой вот сдержанный английский друг, с которым ученик может поделиться практически любой проблемой, будучи в полной уверенности, что тьютор ее разделит. У него работа такая.

Максим: – На уроках математики я часто плевал в потолок, так как уровень английской математики четвертого-пятого классов, как известно, упрощенный, если сравнить его с нашим уровнем. У меня были хорошие оценки, но учителю мое скучающее лицо не нравилось. «Не надо скучающего лица, Максим, надо уважать его работу», – говорил Тим.

Во всех случаях неформального поведения тьютор, выносливый и подготовленный к подростковым колкостям, будет беседовать с тобой, терпеливо объясняя, что так нельзя. Если слово не возымеет действия, определит форму наказания. Система наказаний в британских школах отличается от нашей характером. Наказанный ученик так или иначе осознает, что сам усложнил себе иноземное существование. На него никто не воздействует высокими обертонами. Не называет «дураком» и морали не читает. Наказывают по-английски. Например, за непозволительный проступок могут отправить на каникулы на неделю раньше или попросить приехать с каникул на неделю позже. Казалось бы, вот лафа-то. Наши подрастающие соотечественники по первости так и размышляют, шибко пакуя чемоданы. Но когда возвращаются «с родины» в учебный процесс, очень скоро понимают, что радоваться, оказывается, особенно нечему. Нагонять приходится пропущенную учебную неделю за счет свободных часов и выходных дней. Причем как минимум месяц. Кстати, чтобы ребенка исключили из школы, ему надо весьма постараться: английская школа изо всех сил ищет в ученике хоть какие-нибудь способности. И, как правило, находит.

Максим: – Была еще одна проблема, с которой тьютор помог справиться. Это языковая адаптация. Он научил меня, например, выдерживать правильную интонацию в общении. Моя размеренная (на самом-то деле просто неуверенная) интонация часто принималась англичанами за агрессивный тон. Тим, следя за моей речью, говорил: «Максим, вот ты сказал так, а это звучит агрессивно». Согласитесь, это очень важный момент, когда рядом с тобой носитель языка, внимательный к твоей речи.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Появление тьюторского сопровождения в образовательном учреждении iconМетодические рекомендации по ведению тьюторского сопровождения профессионального...
Методические рекомендации разработаны в рамках реализации областного проекта «Формирование системы тьюторского сопровождения профессионального...
Появление тьюторского сопровождения в образовательном учреждении iconРаботы с аспирантами как важнейшее направление научной и научно-методической...
Открывая новый 2012–2013 учебный год сотрудники кафедры тьюторского сопровождения образовательной деятельности всесторонне обсудили...
Появление тьюторского сопровождения в образовательном учреждении iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Организация тьюторского сопровождения для детей с овз в условиях инклюзивной практики 9
Появление тьюторского сопровождения в образовательном учреждении iconОб утверждении типового положения об образовательном учреждении дополнительного
Утвердить прилагаемое Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)...
Появление тьюторского сопровождения в образовательном учреждении iconТьюторское сопровождение студентов Института психоанализа Методический комплекс
Е. В. Гайманова, кандидат педагогических наук, доцент, директор центра тьюторского сопровождения Института психоанализа
Появление тьюторского сопровождения в образовательном учреждении iconРекомендации для ответственных в образовательном учреждении за реализацию проекта
Для обеспечения учебного процесса на дому со школьником с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении необходимо...
Появление тьюторского сопровождения в образовательном учреждении icon«Эукариотическая клетка» (10 класс)
«Технология тьюторского сопровождения процесса повышения квалификации учителей биологии города Костромы», реализации Программы стажировки...
Появление тьюторского сопровождения в образовательном учреждении iconРекомендации по созданию официальных сайтов для образовательных учреждений
«Об утверждении Правил размещения в сети Интернет и обновления информации об образовательном учреждении» информирует о необходимости...
Появление тьюторского сопровождения в образовательном учреждении iconО текущей аттестации, итоговом контроле и ликвидации академической...
Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российская академия народного...
Появление тьюторского сопровождения в образовательном учреждении iconЛ. Г. Глухих Организация музыкально-эстетической деятельности в образовательном учреждении
Глухих Л. Г. Организация музыкально-эстетической деятельности в образовательном учреждении. Учебно-методический комплекс. Рабочая...
Появление тьюторского сопровождения в образовательном учреждении iconПостановление Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 610 "Об утверждении...
Утвердить прилагаемое Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)...
Появление тьюторского сопровождения в образовательном учреждении iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Появление тьюторского сопровождения в образовательном учреждении iconЭкологический мониторинг и фитосанитарное оздоровление засоренных...
М бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российский государственный аграрный университет – мсха...
Появление тьюторского сопровождения в образовательном учреждении iconИнформационный бюллетень был специально подготовлен сотрудниками мбоу «Центр пмсс «Содружество»
Мбоу «Центр пмсс «Содружество» города Чебоксары для участников одной из секций августовской конференции работников образования 2010,...
Появление тьюторского сопровождения в образовательном учреждении iconОтчет по результатам деятельности региональной опорной площадки «Технология...
Опорная площадка открыта решением областного Экспертного совета 16 июня 2009 года (Приказ Департамента образования и науки Костромской...
Появление тьюторского сопровождения в образовательном учреждении iconЗаседания диссертационного совета д 208. 026. 01 при Государственном...
Д 208. 026. 01 при Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Дальневосточный государственный...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск