Конкурс для старшеклассников «человек в истории. Россия ХХ век»





НазваниеКонкурс для старшеклассников «человек в истории. Россия ХХ век»
страница1/5
Дата публикации02.05.2015
Размер0.55 Mb.
ТипКонкурс
100-bal.ru > История > Конкурс
  1   2   3   4   5
Материалы в помощь участнику конкурса
ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНКУРС ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

«ЧЕЛОВЕК В ИСТОРИИ. РОССИЯ — ХХ век»


ЖЮРИ КОНКУРСА


Даниил Александрович Гранин

писатель, Санкт-Петербург

Александр Юльевич Даниэль

директор программы «История инакомыслия в СССР»

Международного «Мемориала», Москва

Сергей Аркадьевич Иванов

профессор СПбГУ, Москва

Ирина Владимировна Карацуба

историк, доцент МГУ имени М. В.Ломоносова

Александр Валерьевич Кобак

исполнительный директор Международного благотворительного фонда имени Д. С. Лихачева, Санкт-Петербург

Владимир Фотиевич Козлов

заведующий кафедрой региональной истории и краеведения РГГУ, председатель Союза краеведов России, Москва

Ксения Андреевна Ларина

журналист, обозреватель радиостанции «Эхо Москвы»

Мария Александровна Липман

главный редактор журнала «Pro et Contra», Московский центр Карнеги, Москва

Александр Давидович Марголис

генеральный директор Международного благотворительного фонда спасения Петербурга-Ленинграда, Санкт-Петербург

Арсений Борисович Рогинский

председатель правления Международного «Мемориала», Москва

Никита Павлович Соколов

шеф-редактор журнала «Отечественные записки», Москва

Ирина Лазаревна Щербакова

председатель Оргкомитета конкурса, Москва

Ирина Евгеньевна Ясина

вице-президент фонда "Либеральная миссия"

ИНФОРМАЦИЯ О РЕГИОНАЛЬНОМ КООРДИНАТОРЕ


В Красноярском крае и Республике Хакасия организацией конкурса занимается Красноярское общество «Мемориал». Региональный координатор конкурса по Красноярскому краю – Алексей Андреевич Бабий (e-mail memorial@maxsoft.ru,
Тел. 8-913-521-95-81, ул.Урицкого, 61 (Дом науки и техники), к. 4-27. Вы сможете получить методические материалы, консультации, ознакомиться с работами победителей, поработать с архивом Красноярского общества «Мемориал», получить компакт-диск для учителей истории. Важно: если вы не успели отправить работу до 10 января 2014 года, не отчаивайтесь – ее можно до конца января 2014 г. передать непосредственно региональному координатору. Важно: Просим обязательно выслать региональному координатору электронную копию работы для опубликования на сайте www.memorial.krsk.ru по электронной почте memorial@maxsoft.ru и/или alexstalker@yahoo.com (тема письма должна быть: МЕМОРИАЛ – ШКОЛЬНЫЙ КОНКУРС), или прислать дискету или компакт-диск обычной почтой на адрес 660049, Красноярск, а/я 25491, Мемориал.

Все публикуемые материалы предоставлены архивом общества “Мемориал”

© “Мемориал”, 2011

КОНКУРС

исторических исследовательских работ

старшеклассников
ЧЕЛОВЕК В ИСТОРИИ

РОССИЯ ХХ ВЕК

Материалы в помощь

участнику конкурса
Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Международный благотворительный фонд имени Д. С. Лихачева, Союз краеведов России, Кафедра региональной истории и краеведения Российского государственного гуманитарного университета

Министерство образования и науки Красноярского края

объявляют

XV ЕЖЕГОДНЫЙ ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ИСТОРИЧЕСКИХ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

«ЧЕЛОВЕК В ИСТОРИИ. РОССИЯ – ХХ ВЕК»


Цель конкурса – побудить молодых людей заняться самостоятельными исследованиями, посвященными российской истории минувшего века. Общая тема конкурса 2013-2014 гг. – Судьба человека в российской истории ХХ века. Она может быть конкретизирована в одной из более частных тем:

История семьи Человек, общество, армия

Цена победы Границы и соседи в российской истории ХХ века

Человек и малая родина Свои – чужие: другая национальность, другая Человек и власть религия, другие убеждения


Работа может быть посвящена и любой другой теме, отвечающей общей идее конкурса.

Выбор темы История семьи поможет воссоздать в исследовательских работах повседневность прошлых лет, детали быта и судьбы обыкновенных людей, ваших родных и близких. Именно семья служила людям поддержкой в самые трудные моменты нашей истории. Мы ждем от вас работ, в которых отражалось бы отношение разных поколений к прошлому, примеры того, как передается семейная память.

Мы надеемся, что участники конкурса посвятят свои исследования по теме Цена победы судьбе обычного человека, обратят свое внимание на тех, кому победа принесла не только радость освобождения, но и новые страдания. Мы хотим, чтобы участники конкурса занялись темами, которые до сих пор остаются «белыми пятнами» – то есть историями, связанными с партизанским движением, с немецкой оккупацией. Словом, чтобы наши конкурсанты задумались над тем, какую невероятную цену пришлось заплатить за победу в Отечественной войне. В рамках темы Цена победы мы предлагаем конкурсантам провести исследования на тему Когда закончилась война. Попробуйте проследить, как происходил процесс адаптации отдельного человека, семьи, общества в целом к мирной жизни, что пришлось преодолеть, как соединялись радость от победы и горе потерь, какие последствия войны оказались наиболее устойчивыми.

Взаимоотношения личности, общества и государства – огромная и разнообразная тема, которая заставляет задуматься над тем, что значат в нашей сегодняшней жизни свобода, право, человеческое достоинство. Молодые исследователи, которые столкнутся с этой проблематикой, не должны ограничиваться простым описанием механизмов, посредством которых государство осуществляло свою власть над отдельным человеком и над страной в целом. Не менее ценно найти свидетельства того, как люди отстаивали свою гражданскую и духовную свободу.

Важно, чтобы будущие участники конкурса обратили внимание на тему Свои – чужие, на тех, кто живет или жил рядом с вами и принадлежит к другой национальности, к другой религии, придерживается других взглядов. Какова степень понимания и терпимости по отношению к этим людям? Работая над этой темой, постарайтесь изучить исторические корни проблемы: кто и при каких обстоятельствах оказывался «чужим» в вашем городе или деревне – в ту или иную эпоху.

Важной для нашего конкурса является тема: Границы и соседи в российской истории ХХ века. Мы предлагаем участникам конкурса посвятить свои исследования отношениям с близкими и дальними соседями (в Восточной и Центральной Европе и на бывшем советском пространстве), обратить внимания на ту роль, которую сыграли разного рода границы в жизни российских людей в ХХ веке, как они разделяли семьи и ломали судьбы, как складывались отношения с соседями, находившимися по ту сторону границы. Это могут быть истории, связанные с жизнью людей из Беларуси, Украины, Казахстана и Молдовы, стран Балтии и Польши.

Удачной и интересной может также стать работа, в которой прослеживается история какого-либо здания, памятника, улицы, или, например, экспоната краеведческого музея. Предметом исследования также может стать и какое-либо значимое событие из прошлого вашего города, поселка или деревни, представленное в рассказах очевидцев, дополненных архивными документами и публикациями. Однако и в подобных работах должно быть выполнено главное условие конкурса – улицы, здания, памятники должны быть связаны с конкретными человеческими судьбами.

В рамках основных направлений конкурса вниманию участников предлагается также тема Человек, общество, армия. Эта тема призвана привлечь внимание конкурсантов к изучению прошлого и настоящего российской армии, содействуя воспитанию в сегодняшних молодых людях сознательного отношения к одной из непростых тем в жизни российского общества. Лучшие работы будут награждены призами от Международной сети правозащитных организаций «Общество и армия».

Три конкурсные работы, посвященные судьбе человека в XX столетии (вне зависимости от выбранного направления исследования) будут награждены специальной премией им. Василия Гроссмана, учрежденной Исследовательским Центром «Василий Гроссман» (Италия, Турин).

Исторические источники, на которых строится конкурсная работа, могут быть самыми разными: устные свидетельства, материалы (в том числе и кинофотодокументы) домашних и государственных архивов, дневники, воспоминания, статьи, подшивки старых газет и т.д. Однако, если вы хотите добиться успеха, необходимо, чтобы все документы были тщательно прокомментированы и подвергнуты критическому анализу. Это, собственно, и есть главный критерий оценки работы, хотя жюри, без сомнения, отметит найденный новый ценный исторический материал и умение участника конкурса излагать свои мысли.

Мы будем приветствовать удачные поиски новых форм, например, в видео- или электронных вариантах. Работы, присланные в электронном виде, должны обязательно сопровождаться полным текстом на бумажном носителе. К фильму должен прилагаться сценарий.

Работы на конкурс обязательно должны быть снабжены титульным листом, где следует указать: фамилию, имя и отчество автора (полностью), адрес автора и школы с почтовым индексом, класс и номер школы, телефон (автора и школы). Если работа выполнена под чьим-либо руководством, просим вас указать фамилию, имя, отчество и должность руководителя. Не забудьте о библиографии: все источники, которыми вы пользовались и на которые ссылаетесь, следует в ней отразить.

Максимальный объем исследовательских работ, присылаемых на конкурс, не ограничен. Жюри не оценивает работы объемом в 3–4 страницы, а также работы, не отвечающие теме конкурса. Работа может быть оформлена как научная статья или записанный и прокомментированный участником конкурса рассказ свидетеля исторического события. Желательно присылать два экземпляра работы, набранные на компьютере (просим не присылать ксерокопии рукописных работ). Документы, фотографии, аудио- и видеозаписи (если только основной работой не является сделанный вами видеофильм) служат лишь приложением к тексту.

Участники конкурса: приглашаются учащиеся общеобразовательных учреждений и учреждений среднего профессионального образования России в возрасте от 14 до 18 лет. Работа может быть выполнена как индивидуально, так и коллективно. Если в качестве наставников начинающих исследователей выступят учителя, родители и даже профессиональные историки, это будет только приветствоваться. Единственное условие: роль руководителя и степень его участия должны быть обязательно отражены в соответствующей записи в работе. Работы, выполненные коллективно, должны быть снабжены кратким описанием истории их создания, чтобы жюри могло оценить вклад каждого участника.

Срок отправки работ на конкурс – до 10 января 2014 (по почтовому штемпелю).

Подведение итогов. Результаты конкурса будут опубликованы в мае 2014 года. Авторов 40 лучших работ пригласят в Москву для подведения итогов конкурса. Лучшие учителя, отмеченные жюри, также будут приглашены в Москву на церемонию награждения победителей в мае 2014 года. По решению жюри и оргкомитета конкурса 5 победителей получат возможность поехать в международные школы лауреатов исторических конкурсов.

В 2009 г. Фонд Михаила Прохорова учредил именные однократные стипендии для победителей конкурса, поступивших на гуманитарные факультеты вызов. Стипендии предоставляются на конкурсной основе. В Стипендиальном конкурсе Фонда Михаила Прохорова могут принимать участие лауреаты конкурса «Человек в истории. Россия – ХХ век», заканчивающие средние и средние специальные учебные заведения в текущем учебном году.

Наставники, активно участвовавшие в конкурсе, будут приглашены в Москву для работы в научно-практическом семинаре.

Авторы работ, вышедшие в финал, будут награждены книжными подарками, которые будут высланы по почте.

Присланные на конкурс работы после подведения итогов не возвращаются и будут храниться в специальном архивном фонде, открытом для всех желающих (оставляйте себе копии!). Лучшие работы могут быть опубликованы полностью или фрагментарно в ежегодном сборнике «Человек в истории», в периодической печати и Интернете на безгонорарной основе.

Запрос на получение методических материалов в помощь участникам конкурса можно присылать до 15 ноября 2013 г. (материалы высылаются только по электронной почте).

Запросы и работы присылайте по адресу: Россия, 127051, Москва, Малый Каретный переулок, 12, Международный Мемориал, «На школьный конкурс».

Тел.: (495) 699-65-04 (с 12.00 до 18.00) Факс: (495) 609-06-94 E-mail: konkurs@memo.ru
Сайт «Уроки Истории»
В мае 2009 г. Открыт сайт www.urokiistorii.ru. Наша цель – создать консультационный и методический портал для подготовки исторических исследований, дискуссионную площадку для обсуждения сложных, неоднозначных страниц отечественной истории. Сайт освещает актуальные события, касающиеся современного состояния культуры памяти и исторической политики, развития истории XX века.

На сайте размещаются работы участников конкурса «Человек в истории. Россия - XX век». Мы публикуем методические материалы для подготовки исследовательских работ, в том числе разработки наших коллег из Германии и Польши. На сайте регулярно размещается информация о российских и международных конкурсах, выставках, описание учебников, книг, научных статей, рецензий на фильмы, теле- и радиопередачи, затрагивающие историческую тематику.
Конкурс проводится при поддержке Правительства Москвы, Фонда ≪Память, ответственность и будущее≫ (ФРГ), Фонда Михаила Прохорова (РФ), Фонда имени Генриха Бёлля (ФРГ), Филиала ≪Фонд Фридриха Науманна за свободу≫ (Германия) в Российской Федерации, Фонда Кёрбера (ФРГ), Исследовательского Центра ≪Жизнь и судьба≫ (Италия).
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О КОНКУРСЕ

В истории нет неинтересных периодов, и вопросов, которые она ставит перед исследователями, множество. И все же мы сужаем круг возможных тем – работы конкурсантов должны быть посвящены отечественной истории ХХ столетия.

Причин тому несколько. Первая – ХХ век стал одним из самых драматических в истории России. Вторая – вокруг нас много живых свидетелей и участников грандиозных исторических событий, и надо сделать все возможное, чтобы то, что они хранят в памяти, было зафиксировано, стало историческим документом. И, наконец, третья – мы живем в переломное время. В такие периоды люди становятся стихийными историками, то есть, стремясь понять настоящее, начинают (кто с горечью, кто с любовью) особенно внимательно вглядываться в прошлое, оценивать его. Приговор, который они выносят своему времени, зачастую определяется хоть и очень важными для человека, но преходящими обстоятельствами: семейная традиция, личный опыт, материальные трудности, крушение идеалов, изменение социального статуса и т. д.

Мы надеемся, что молодые люди, занявшись в процессе написания конкурсной работы сбором и критической оценкой исторических материалов (устных и письменных свидетельств, разного рода документов), смогут выработать трезвое отношение к советскому прошлому страны, в котором было много трагических страниц: массовые репрессии, затронувшие фактически каждую семью, голод, война, унесшая миллионы жизней.

Цель конкурса – побудить молодых людей, увлекающихся историей, заняться самостоятельной исследовательской работой.

Мы призываем будущих участников конкурса обратиться прежде всего к истории повседневности. Это значит — к близкой им российской истории, той, что заключена в судьбах рядом живущих людей, семей, зданий, учреждений, предприятий или деревень, поселков и городов. Любая такая судьба неразрывно связана с судьбой страны. Поэтому мы ожидаем, что в ваших работах эта связь будет прослежена.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конкурс для старшеклассников «человек в истории. Россия ХХ век» iconВторой исторический конкурс для старшеклассников "Человек в истории. Россия ХХ век"
Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования. Вопросы заочной олимпиады по истории 2004...
Конкурс для старшеклассников «человек в истории. Россия ХХ век» iconКонкурс исследовательских работ старшеклассников «Человек и война. Цена Победы»
Краевой конкурс исследовательских работ старшеклассников «Человек и война. Цена Победы» (в рамках шестого Всероссийского исторического...
Конкурс для старшеклассников «человек в истории. Россия ХХ век» icon«Новый взгляд на историю лицея №11» (Копия диплома прилагается)
П всероссийский конкурс исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия. ХХ век»
Конкурс для старшеклассников «человек в истории. Россия ХХ век» iconКонкурс Фаррахова Ф. А., с. Аккузево Наименование объекта
Илишевского района неотделима от истории человечества. Ранняя её часть делится на каменный, бронзовый и ранний железный века. Самый...
Конкурс для старшеклассников «человек в истории. Россия ХХ век» icon«Человек в истории. Россия- XX век» Российская история в семейной коллекции марок
Е91 Курс эпохи Водолея. Апокалипсис или возрождение. — Спб.: Иг «Весь», 2011. — 400 с: ил. Язвы 978-5-9573-2262-7
Конкурс для старшеклассников «человек в истории. Россия ХХ век» iconРабочая программа по истории россия в XX
По истории россия в XX веке (44ч) и истории всеобщей (24 час) 9 класс при параллельном изучении курсов
Конкурс для старшеклассников «человек в истории. Россия ХХ век» iconДанилов А. А., Косулина Л. Г. Учебник История России, XIX век
Рабочая программа по истории для 8 класса состоит из двух больших модулей: Новая история ( 19 век) и история России (19 век); составлена...
Конкурс для старшеклассников «человек в истории. Россия ХХ век» iconДанилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX век: учебник для...
Истории России. XIX век (1800-1900 гг.); истории Нового времени (1800-1913) (8 класс)
Конкурс для старшеклассников «человек в истории. Россия ХХ век» iconРеферат по литературе на тему: Россия в лирике А. А. Блока
Гражданственно-патриотическая поэзия А. Блока и тема будущего Родины. Россия прошлого и новый век. «На поле Куликовом»
Конкурс для старшеклассников «человек в истории. Россия ХХ век» iconРеферат "Золотой век" русской культуры в XIX веке
Золотым веком Русской культуры становиться XIX век. От Петровских реформ, по сути, подготовили силы для того, что бы Россия в XIX...
Конкурс для старшеклассников «человек в истории. Россия ХХ век» iconКонкурс викторина «Недаром помнит вся Россия…»
Заочный конкурс-викторина «Недаром помнит вся Россия…», посвященный неделе военно-патриотического воспитания «Военный городок»
Конкурс для старшеклассников «человек в истории. Россия ХХ век» iconКнига в жизни детей и подростков
В компьютерный век, в век высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Наша страна всегда считалась самой читаемой страной....
Конкурс для старшеклассников «человек в истории. Россия ХХ век» iconКонкурс «Человек и природа 2012» Конкурс «Человек и природа»
Почти три четверти Земли покрыто Мировым океаном, его площадь примерно 361 млн кв км. Для удобства Мировой океан разделяют на отдельные...
Конкурс для старшеклассников «человек в истории. Россия ХХ век» iconМуниципальный этап конкурса «Инициатива молодых»
В компьютерный век, в век высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Наша страна всегда считалась самой читаемой страной....
Конкурс для старшеклассников «человек в истории. Россия ХХ век» iconАлексашкина Л. Н. Новейшая история XX век: учебник для общеобразовательной школы
Рабочая программа по истории для 9 класса составлена на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта...
Конкурс для старшеклассников «человек в истории. Россия ХХ век» iconТесты по истории России. ХIХ век / Под ред. А. А. Данилова. М.: Владос, 1996. 208 с
Литература, рекомендуемая для подготовки к Межрегиональной олимпиаде по истории для учащихся 8- 9 классов


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск