Скачать 408.59 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Суксунская средняя общеобразовательная школа №2 »-Базовая школа Книга в жизни детей и подростков Выполнила: Анферова Юлия ученица 8 «А» класса Руководитель: Патрушева Л.Л. Суксун 2010 Оглавление 1. Введение………………………………………………………………………..3 2. Особенности чтения школьника………………………………………............5 2.1. Исследование читательских интересов школьников………………........5 2.1.1. Что предпочитают читать наши школьники………………………..6 2.1.2. Периодика и ее читатели……………………………………………...7 2.1.3. Источники литературы………………………………………………..8 2.1.4. Видеокультура и детское чтение…………………………………....10 2.1.5. Книга, компьютер, интернет: новые ориентации школьников…....11 2.2. Анализ читательских формуляров ……………………………………...13 2.3. Связь между досуговым чтением и учебой …………………………….14 3. Заключение……………………………………………………………………..16 4. Список используемой литературы……………………………………………19 5. Приложение…………………………………………………………………….20 1. Введение «Нет, быть может, дней в нашем детстве, прожитых с такой полнотой, как дни, проведенные с любимой книгой». Марсель Пруст В компьютерный век, в век высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Наша страна всегда считалась самой читаемой страной. Именно с книги начинается самовоспитание, индивидуальная духовная жизнь. Хорошая книга – это друг, наставник и учитель. Дети должны стремиться к уединению с книгой, к размышлению и раздумью над содержанием прочитанного. Это и есть начало самовоспитания мыслей и чувств. Отсутствие интереса к чтению приводит к тому, что процессы интеллектуальной деятельности замедляются. Народная мудрость гласит: «Неграмотный, как слепой, а книга глаза открывает», «Книга подобна воде – дорогу пробьет везде». А.М. Горький сказал: «Всем хорошим во мне я обязан книгам». Самовоспитание мыслей, чувств, убеждение и взглядов возможно только при условии, когда книга входит в жизнь маленького человека как духовная потребность. Ни для кого, ни секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье и основа его – привычка ребенка читать. Известно, что чтение является важнейшим способом освоения того многообразия знаний, который накоплен сегодня в мире, источником получения информации из разных образовательных областей. Однако в условиях современного общественного развития наблюдается резкое снижение интереса к чтению, что проявляется как в высокоразвитых странах, так и в тех, где уровень общего образования населения значительно ниже. Эта проблема актуальна и для России. Доля систематически читающей молодежи сократилась в нашей стране с 48% в 1991 году до 28% в 2007 году. Если 1991 году 79% жителей России читали хотя бы одну книгу в год, то к 2007 году эти показатели снизились до 66%. По статистике, в семидесятые годы домашним чтением занимались 80% семей, сегодня – всего 7%. (данные взяты из ж.Книжное обозрение,№39,2005) Цифры говорят сами за себя. На вопрос: «Что делать, чтобы восстановить утраченный статус самой читающей страны?» - следует ответ: «Читать!» Разумеется, надо читать. Но как этого добиться? Как, например, активизировать чтение детей. Чтобы понять, насколько остра эта проблема для нашей школы, я провела исследовательскую работу «Книга в жизни детей и подростков». В ней приняли участие ученики V-XI классов. Я поставила перед собой ЦЕЛЬ: выяснение причин пониженного интереса к чтению. Для этого мне нужно решить следующие ЗАДАЧИ:
2.Особенности чтения школьников 2.1. Исследование читательских интересов школьников В течение четырех лет я работаю в школьном активе библиотеки. И не понаслышке знаю, кто и как посещает ее. Читателей у нас не так много как хотелось бы в основном это учащиеся начальных классов и старшеклассники. А где же читатели из среднего звена? И я решила узнать, в чем дело, почему у детей с 5 по 7 класс пропадает интерес к чтению. “Что читают нынешние дети?” Задаю этот вопрос учителям, родителям— и слышу в ответ безоговорочное: “Да ничего они не читают!” В голосе одних — раздражение, других — привычная скука, третьих — надежда “зацепить” и продолжить разговор на волнующую тему. Детское чтение — тема, которая, как мне кажется, не может не волновать всех нас. Что происходит в этой сфере, какова картина чтения детей в сегодняшней России? Однако на самом деле мало кто может ответить на вопрос о том, что читают ученики не по школьной программе и читают ли они хоть что-нибудь. Между тем проблемы детского чтения (и “нечтения”) не менее важны, чем, к примеру, обсуждение вопросов ЕГЭ, выпускного сочинения и прочих, несомненно, важных вещей. Потому что без книги, без детской литературы, без осведомлённости учителя в этом вопросе, без знания им круга чтения современных детей и подростков невозможно становление настоящего читателя. Другое дело, что каждый понимает время, проведённое с книгой, по-своему. Для одних это возможность вместе с автором поразмышлять над вечными проблемами, для других — поваляться на диване с детективом, ну а для третьих — полистать небрежно последний номер глянцевого журнала. В общем, каждому своё. Но ведь именно свободное чтение — наиболее естественный вид чтения для любого человека — будь то взрослый или ребёнок. Итак, что читают нынешние дети? И как читают? 2.1.1.Что предпочитают читать наши школьники Я буду опираться, прежде всего, на результаты социологического исследования чтения школьников 5-10-х классов нашей школы. Согласно этим данным, в среднем преобладающая часть детей и подростков на досуге читала. Но, как правило, тех, кто любит читать, это преимущественно дети младшего школьного возраста. Чем старше, тем меньше времени занимает чтение на досуге, и тем меньше они любят читать. Если доля тех, кто выбрал вариант ответа «мне нравится читать, много читаю», в младшем возрасте составляет 43%, то к 10 классу она падает до 17%, и, в то же время доля тех, кто ответил среди младших вариант ответа «читаю редко, не люблю» возрастает с 8% до 17% в старших классах (Приложение № 1). Отношение к чтению – важная характеристика, и она свидетельствует как о том, что в целом позитивное отношение у школьников к чтению сохраняется, так же как и о том, что учебные нагрузки, вместе с другими факторами приводят к тому, что происходит отторжение от чтения в старших классах. Чем старше школьник, тем больше «деловое» чтение по школьной программе» теснит досуговое, не оставляя времени на чтение любимых книг и просто на возможность поразмышлять над новой книгой, получить радость от самого процесса свободного чтения. В среднем же около трети опрошенных ответили «люблю читать, но не хватает времени», и почти каждый третий выбрал ответ «когда читаю, люблю почитать что-нибудь легкое, развлекательное» (Приложение № 2). Результаты исследования говорят о том, что лишь один из десяти опрошенных школьников не читает ничего кроме книг, необходимых для выполнения уроков. В целом же репертуар чтения детей и подростков довольно разнообразен: в нем – романы, фантастика, сказки – у младших, фэнтези у более старших, с интересом читаются приключения и «ужастики», детективы (особенно для детей и подростков), книги о природе и животных. Если же посмотреть на репертуар чтения подростков в целом, то около 40% в нем составляет преимущественно литература развлекательного характера, тогда как книги научно-познавательные занимают вдвое меньше (21%). Таким образом, круг чтения подростков «смещен» в сторону развлекательной литературы, а также иллюстрированных журналов. 2.1.2. Периодика и её читатели Исследуя роль периодических изданий (Приложение№3) в жизни наших учеников, я сделала ещё одно важное наблюдение. Оказалось, что у мальчиков и девочек разные предпочтения. Мальчикам интересна конкретная, четкая и ясная информация. Они любят читать о своих увлечениях, хобби (рыбалка, туризм и т.п.), о спортивных достижениях, о технике, о компьютерах, им нравятся смешные истории. Девочки читают больше мальчиков, при этом их волнует сюжет, интриги, приключения, взаимоотношения героев. Они чаще прислушиваются к рекомендациям подруг, родителей, учителей. Комиксы и «диснеевские» журналы популярны у читателей младшего школьного возраста, особенно у мальчиков. В то же время журналы, созданные специально для детей, больше популярны у девочек, также как и журналы о животных и о природе. Привлекают внимание такие издания как кроссворды, сканворды, головоломки, причем в разных возрастных группах. Я узнала, что ученики нашей школы чаще читают местную газету «Новая жизнь», и школьную газету «Второй меридиан», так как они рассказывают о жизни людей (в том числе и школьников) родного поселка. Хочется, чтобы школьная газета пользовалась особенной популярностью. В ней всегда можно прочитать увлекательные, веселые, добрые статьи о школьных буднях и праздниках, интересные интервью с учителями, родителями учениками. Сделав сравнительный анализ чтения газет и журналов учащимися школы, я определила школьный рейтинг популярности периодических изданий. У тех, кто младше, спросом пользуются детские журналы «Классный», «Свирель», «Мурзилка» у тех, кто постарше, – «Ромео и Джульетта», «Ровесник», «Мото», «Братишка» и др. В чтении присутствуют и «телевизионные» журналы и газеты. Часть подростков называла и издания познавательного характера - «автомобильные», а также «компьютерные» журналы. 2.1.3. Источники литературы Если журналы часто покупаются, и иногда берутся подростками в библиотеках, то источниками получения книг служат, в основном, домашние, а также публичные и школьные библиотеки. Нельзя обойти вопрос об источниках получения книг сегодня. По материалам анкетирования (Приложение № 4) получается следующая картина. В 40% случаев книги берут из домашних собраний (собственной семьи или друзей), а в 60% пользуются фондами различных библиотек (школьной, детской, сельской, «взрослой»). домашняя библиотека библиотеки района Вместе с тем, в провинции библиотеки зачастую служат для детей и подростков практически единственными источниками получения книг. В последнее десятилетие проблема комплектования библиотек крайне обострилась. Сохраняется неравномерность в распределении книжных ресурсов, причем зачастую по мере удаления от центральной России каналы распространения действуют все хуже. Вместе с тем, потребности школьников в новой, актуальной литературе резко возросли, что связано не только с изменениями в чтении, но и с продолжающейся реформой школы. Школьная библиотека служит источником книг, но запросы детей и подростков часто остаются неудовлетворенными. На вопрос о том, какие книги школьник хотел бы прочитать, но не может найти, две трети назвали такие книги (Приложение № 4). У детей 11-14 лет это книги: о природе и животных (16% ответивших), приключения и «ужастики» (11%), сказки (7%), у подростков - фантастика (8% ответивших), по технике (7%), истории (4%), различная научно-популярная литература. Количество разнообразных тем, по которым детям нужны книги, огромно. Казалось бы, что литературы по этим темам издается немало. Но из-за того, что она не попадает в регионы, дети испытывают «книжный голод». Однако специфика этой читательской группы заключается именно в том, что книга нужна им «здесь и теперь», дети не могут, как взрослые, отложить на будущее свои нереализованные потребности, они просто переключаются на иные средства коммуникации и способы проведения досуга. Для библиотек одним из вариантов такой «замены» стали журналы. Именно периодика позволяет библиотекам восполнить пробелы в книжном фонде, оперативно удовлетворять информационные запросы читателей. Во многих библиотеках периодика оставляет подавляющую часть новых поступлений. Но детские библиотеки особенно нуждаются именно в книгах, способствующих развитию личности юного читателя, его самообразованию. 2.1.4. Видеокультура и детское чтение Телевидение продолжает играть значительную роль в жизни детей и подростков. В течение последнего десятилетия оно является наиболее распространенным способом проведения досуга у большинства детей и подростков, как в городе, так и на селе, и занимает первое место в перечне ежедневных досуговых занятий. Репертуар программ и передач, которые смотрят подростки, широк и разнообразен. Школьники любят смотреть юмористические передачи, передачи о путешествиях, приключениях, о природе и животных, младшие предпочитают мультфильмы, старшие – музыкальные программы и новости спорта. Они любят смотреть телесериалы и художественные фильмы (причем преимущественно зарубежные). Многие подростки - активные любители игр, конкурсов, викторин. Таким образом, телевидение – это и образование, и отдых, и развлечения. Это также источник рекламных роликов, полных изменение образов – стереотипов. Кинофильмы, сериалы и рекламные ролики задают определенные правила и модели поведения, влияют на сознание и подсознание. С моей точки зрения, это влияние проявляется в следующем: - меняется восприятие печатного текста и информации, оно становится более поверхностным и фрагментарным, «мозаичным», «клиповым» (вследствие чего ребенку всё труднее концентрировать внимание на многостраничном тексте, особенно - повестях и романах); - меняется мотивация чтения и репертуар читательских предпочтений (например, под влиянием телевидения и видеопросмотров усиливается интерес к темам и жанрам, которые широко представлены на телеэкране и в видеопрокате - детективам, триллерам, «фэнтези», «ужасам», «кинороманам»); - предпочтение отдается печатной продукции с широко представленным видеорядом (отсюда популярность у детей и подростков иллюстрированных журналов и комиксов); - происходит изменение, упрощение и огрубление речи, поскольку дети не осваивают язык классического наследия (в том числе и язык русской и зарубежной классики, которая раньше составляла значительную часть репертуара чтения детей и подростков). В связи с тем, что и репертуар современного книгоиздания, и репертуар телепередач ориентированы на остросюжетные произведения массового спроса, то не удивительно, что в чтении детей и, особенно, подростков, доминирует остросюжетная развлекательная литература, а также произведения, написанные по сценариям сериалов и кинофильмов («кинороманы»). Телевидение в значительной степени определяет читательские предпочтения подростков. Данные исследований (ж.Школьная библиотека №3,2009) также подтверждают общую тенденцию: чтение детей и подростков все больше делится на две составляющие: «деловое» и «свободное». Таким образом, телевизионная культура влияет на чтение детей и подростков, казалось бы, незаметно, но очень значительно. 2.1.5. Книга, компьютер, Интернет: новые ориентации школьников У современного подростка есть большие возможности выбора того или иного способа проведения досуга. Это различные средства массовой коммуникации. Именно дети, подростки, юношество и молодежь сегодня - самые активные социальные группы, легко осваивающие новые информационные технологии. Они не имеют тех психологических барьеров, которые мешают взрослым, поскольку восприимчивы к новому, многие из них уже в раннем детстве знакомятся с компьютером. Это новое «мультимедийное поколение», у которого другие ценности, модели поведения и ориентации в мире информации. Ещё одна черта современных подростков – это стремление поиграть на компьютере. Такая возможность им предоставляется и в школе, и дома, у друзей, в компьютерных клубах. Сегодня эта волна распространяется из крупных городов в российскую провинцию. Рубеж веков и начало нового тысячелетия ознаменовался ростом пользователей Интернета, которым больше всего интересуются именно юные и молодые пользователи. Центром внимания подростков (особенно мальчиков) сегодня становятся именно компьютерные игры и новые информационные и телекоммуникационные технологии. Окружающая среда и доступность различных каналов массовой коммуникации, печатных и иных материалов оказывают сильное влияние на их отношение к книге, читательские привычки и пристрастия. Электронная культура, в том числе видеопродукция и разнообразные мультимедиа, зачастую воспринимаются как конкуренты печатному слову. Безусловно, на первом этапе освоения нового типа медиа и новых возможностей, которое оно предоставляет, к нему возникает острый интерес. Позже, когда оно будет освоено, оно «встроится» в структуру жизнедеятельности, и займет в ней свое место. Книга не уйдет, и чтение также. Однако мне хотелось бы расставить акценты иначе: дело не в том, какое средство будет выбираться – книга или компьютер, где будет текст - на бумаге или на экране монитора, дело в другом: что же именно будет там читаться, как будет идти процесс восприятия и понимания текста и какую информацию, какие знания, какую культуру и искусство будут представлять различные типы медиа для развития юной личности. Итак, в чтении детей и подростков сегодня происходят очень серьезные перемены, которые носят глубинный характер. Многие родители, педагоги, библиотекари по-прежнему ориентированы на старую литературную модель, тогда как большинство сегодняшних детей и подростков имеют совсем другие предпочтения и иное восприятие книжной культуры. Они относятся к книге не как к «учебнику жизни», а как к одному из средств информации и массовой коммуникации. Таким образом, в какой-то мере между поколениями происходит разрыв в передаче бытовавшей долгое время традиции освоения литературной культуры. Утверждается «новая модель» детского чтения – точнее, «новые модели» чтения для детей и подростков разных возрастов, и эта, изменившаяся реальность, ставит иные задачи воспитания юного читателя как «Человека читающего». 2.2. Анализ читательских формуляров |
Книга не просто «позволяет задуматься» Эта книга о жизни самого обычного человека. Самого обычного российского парня. Среднестатистического. Выросшего в обычной семье.... | Острая ревматическая лихорадка у детей и подростков (лекция) Проблема острой ревматической лихорадки у детей и подростков остается актуальной в настоящее время | ||
Занятие 11. Закаливание детей и подростков. Методы, технологии, положительные... Закаливание является составной частью физического воспитания детей и подростков. Под закаливанием понимается комплекс мероприятий,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Гигиена детей и подростков: предмет цель, задачи, этапы ее развития. Факторы, формирующие здоровье детей и подростков | ||
«Библиовакцина»: комплексная программа по формированию здорового... | Положение о республиканском туристско-краеведческом конкурсе для... Конкурс проводится в рамках основного мероприятия «Развитие системы дополнительного образования детей в Республике Башкортостан»... | ||
Конкурса: Почитайте наставников своих и будьте покорны, ибо они пекутся о душах ваших В целях воспитания у детей и подростков духовности, патриотизма и гражданственности, формирования творческих способностей, развития... | «Информационная безопасность как условие формирования психологического... Цель проекта: создание безопасной информационно-образовательной среды для обеспечения, сохранения и укрепления нравственного, физического,... | ||
Реферат Расстройства поведения и личности у детей и подростков с... Социальная адаптация (абилитация) умственно отсталых детей и подростков практически всегда определяется не только глубиной психического... | Сиротюк Анастасия Сергеевна, научный сотрудник втк «Лаборатория «Одаренные... Актуальность проблемы выявления/диагностики одаренных детей, подростков и талантливой молодежи | ||
Курс «Консультирование детей и подростков» включает себя 110 часов,... Цель: Получить теоретические знания и практические навыки по предмету Консультирование детей и подростков | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Формирование среди детей, подростков устойчивого интереса к здоровому образу жизни | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «Организация досуговой деятельности детей и подростков» Содержание: Программа по дисциплине «Организация досуговой деятельности детей и подростков» для студентов 040400. 62 «Педагогическое... | Владимир Николаевич Мегре энергия жизни книга 7 Владимир Николаевич... ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Программа «Обучение плаванию детей и подростков города Дзержинский... Рассмотрев представленный Управлением по социальным вопросам администрации города проект Программы «Обучение плаванию детей и подростков... |