|
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
|
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
Зав. кафедрой ______________ Декан факультета _____________
___________________________ _____________________________
«___»_______________20 г. «___»_______________20 г.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
По дисциплине _История медицины ________________________
По направлению подготовки_060601 - Медицинская биохимия __________
Курс __2________________________________________________________
Вид промежуточной аттестации ______зачет _______________________
Кафедра _общественного здоровья, здравоохранения и социальной работы
Архангельск, 2012 1. Цель и задачи освоения дисциплины Цель курса:
повысить уровень общей и профессиональной культуры обучающихся; изучить закономерности развития и историю врачевания в интегративной связи с развитием общественно-экономических формаций и историей. Задачи курса: • обучить студентов историко-аналитическому подходу в объективной оценке медицинских, гигиенических знаний о здоровье и болезни человека на различных этапах развития человечества;
• ознакомить студентов медицинского вуза с историческим методом исследования и мышления, как неотъемлемой составной частью диалектического метода, способствующего повседневной практической деятельности медицинских работников;
• изучить закономерности и узловые вопросы медицины в целом, её характерные особенности и отличительные черты на различных этапах развития;
• показать роль медицины в общей культуре и истории народа; изучить историю научных школ и направлений, этику и деонтологию медицинских работников;
• изучить возникновение и развитие отдельных специальных медико-биологических, гигиенических, клинических дисциплин; роль выдающихся деятелей). 2. Место дисциплины в структуре ООП
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 060601 – Медицинская биохимия. Дисциплина «История медицины» входит в базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла. 3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:
Коды формируемых компетенций
| Компетенции
| ОК-№
| Общекультурные компетенции
| ОК-1
| Способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
| ОК-3
| Способность и готовность к анализу значимых политических событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни, владеть основными понятиями и закономерностями исторического процесса, знать историко-медицинскую терминологию, уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, уметь оценить политику государства, владеть политической культурой.
| ОК-5
| Способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, публичной речи, ведению дискуссии и полемики, редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности
| ПК -№
| Профессиональные компетенции
| ПК-32
| Способность и готовность к созданию учебно-методических пособий и разработок по профессиональной деятельности с указанием роли отечественных ученых
|
В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать:
основные закономерности исторического процесса, этапы исторического развития России, место и роль России в истории человечества и современном мире;
Уметь:
анализировать и оценивать социальную информацию; планировать и осуществлять свою деятельность с учетом результатов этого анализа;
Владеть:
навыками письменного аргументированного изложения собственной точки зрения;
навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, практического анализа логики различного рода рассуждений;
4. Объем дисциплины и виды учебной работы: Общая трудоемкость дисциплины составляет _2_ зачетные единицы.
Вид учебной работы
| Всего часов
| Семестр
| Аудиторные занятия (всего)
| 48
| 3
| В том числе:
|
|
| Лекции (Л)
| 16
|
| Практические занятия (ПЗ)
|
|
| Семинары (С)
| 32
|
| Лабораторные практикумы (ЛП)
|
|
| Клинические практические занятия (КПЗ)
|
|
| Самостоятельная работа (всего)
| 24
| 3
| Экзамен
|
|
| Общая трудоемкость (час.)
| 72
| 3
|
5. Содержание дисциплины: 5.1. Содержание разделов дисциплины
№
п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Содержание раздела
| 1
| 2
| 3
| 1
| История медицины Древнего мира.
| Тема 1. История медицины как предмет и как наука. Врачевание и лекарствоведение в первобытном обществе. Определение истории медицины. История медицины как часть общей истории культуры. Источник изучения возникновения и развития медицины. Вопросы периодизации истории медицины. Достижения естествознания и философии как научная и общеметодологическая основа развития медицины. Роль истории медицины в формировании у врача традиций гуманизма. Высокой нравственности, патриотизма. История СГМУ (посещение музея университета, знакомство с историей развития и становления института общественного здоровья, здравоохранения и социальной работы.). Методика подготовки рефератов, докладов по заданным темам. Первые приемы облегчения недугов в первобытном обществе. Первые лекарства химической природы. Зарождение народной медицины. Тема 2. Медицина в странах Древнего Востока. Врачевание в Месопотамии и Египте. Общие черты развития медицины в рабовладельческом обществе. Стихийно-материалистический характер мировоззрений древних врачей. Древние исторические памятники человеческой культуры в Месопотамии. Врачевание в Вавилонии и Ассирии. Свод законов Хаммурапи. Астральное мировоззрение в медицине. Особенности развития медицины в Египте (врачебная специализация, бальзамирование, гигиена). Тема 3. Медицина в странах Древнего Востока. Врачевание в Индии и Китае. Медицина Древней Индии. Зарождение хирургии. Древние гигиенические сооружения. Лекарствоведение в Древнем Китае. Теоретические основы китайской медицины. Каноны традиционной китайской медицины. Тема 4. Медицина Древней Греции и Рима. Врачевание в Древней Греции. Философские основы древнегреческого врачевания: влияние натурфилософии и идеализма на развитие врачевания. История становления врачебных школ Древней Греции (кротонская, книдская, сицилийская, косская). Эмпирический характер врачевания в Предполисный и Полисный периоды истории Древней Греции (XI – VI вв. до н.э.). Особенности храмового врачевания. Развитие светского (народного) врачевания. Лечебницы (ятреи). Развитие анатомии и хирургии в Эллинистический период (IV в. до н.э. – I в. н.э.). Врачевание в Древнем Риме. Развитие государственной медицины. Санитарно-гигиеническое законодательство Древнего Рима. Санитарные сооружения. Создание профессиональной военной медицины. Вклад древнеримских врачей в развитие медицины.
| 2
| Медицина в Средние века
| Тема 5. Медицина в период раннего (V-X) и развитого (XI –XV) Средневековья. Характеристика периодов. Истоки западноевропейской культуры. Византийское наследие. Особенности развития медицины в странах Средиземноморья. Схоластика и медицина. Медицинское образование. Светские и католические университеты. Салернская медицинская школа. Кодекс здоровья Салернской школы. Начало ниспровержения схоластики. Роджер Бэкон (1215-1294). Введение вскрытий. Арабская медицина и алхимия (Авиценна, Аль-Джахиз). Эпидемии повальных болезней. Начало санитарной организации в европейских странах. Тема 6. Медицина в период позднего Средневековья (XV-XVII в.). Средневековая алхимия.
Характеристика эпохи Возрождения. Первые научные центры. Становление анатомии как науки (Адреас Везалий (1514-1564)); становление физиологии как науки (Френсис Бекон (1561-1626)); ятрофизическое направление в медицине (Р. Декарт, С. Санторио). Развитие ятрохимического направления в медицине (Парацельс, Г. Агрикола). Средневековая алхимия как основа современной химии. Накопление биологических знаний в Позднее Средневековье. Развитие аптек и аптечного дела. Эпидемии периода позднего Средневековья.
| 3
| Медицина Нового времени
| Тема 7. Медицина и химия Нового времени в Европе и России (1640 – 1917). Медицина в России в XVIII веке. Характеристика эпохи. Развитие медицины в XVII веке в Западной Европе. Медико-биологическое направление: внедрение анатомических вскрытий. Начало лабораторной деятельности. Развитие химии как науки в Западной Европе в XVIII – XIX вв. Макроскопический период: зарождение патологической анатомии; микроскопический период: становление патологической физиологии как науки. Реформы Петра I, становления высшего медицинского образования в России. Открытие в Академии наук в Петербурге. М. В. Ломоносов и его работы в области физической химии. Работы Т.Е. Ловица: зарождение отечественной аналитической органической, физической химии, химии поверхностных явлений. Тема 8. Медицина и химия Нового времени в Европе в Новое время. Становление клинической медицины. Развитие лабораторного дела. Гигиена и общественная медицина. Передовые медицинские центры Западной Европы. Утверждение клинического метода. Г. Бурхааве (1668-1738). Первые методы и приборы физического обследования больного. Создание термометра, открытие перкуссии, открытие посредственной аускультации, изобретение стетоскопа. Химическая «революция» в XVIII – XIX вв.: объяснение сущности дыхания, работы У. Праута и классификация биологических молекул и проч. Первые исследования «живой материи». Влияние виталистических идей на развитие химии. Развитие лабораторного дела: первый лабораторный синтез органических веществ. Работы П. Бертло, Л. Пастера, Э. Бухнера. Период «количественных законов XVIII-XIX вв. (закон эквивалентов, закон постоянства состава, закон кратных отношений, закон Авогадро и др.). Зарождение демографической статистики, становление профессиональной патологии, идеи государственного здравоохранения. Тема 9. Медицина и химия в России в XIX веке. Развитие медицины в России в XIX веке. Краткая политико-экономическая характеристика России в первой половине 19 века. Учение о единстве и целостности организма (М.Я. Мудров, И.Е. Дядьковский, С.П. Боткин и др.) Земская медицина. Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова. Начало демографии и санитарной статистики в России. Особенности развития медицины в Архангельской губернии в XIX веке.
| 4
| Медицина новейшего времени. Медицина и здравоохранение в СССР и новой России.
| Тема 10. Фундаментальные исследования в области медицинской биохимии в XX веке в России и за рубежом.
Характеристика периода, организационные принципы советского здравоохранения. Государственный характер. Этапы становления системы управления здравоохранением. Профилактическое направление. Борьба с эпидемиями. Санитарное просвещение. Охрана материнства и младенчества. Медицина и наука в годы Великой отечественной войны. Достижения и перспективы развития научных школ в СССР. Фундаментальные открытия в области органической химии за рубежом в XX веке: работы Ф. Сангера, Ф. Гриффита, Дж. Уотсона и Ф. Крика, и др. Развитие лабораторного синтеза органических веществ. Связь практической химии, фармации и медицины. Развитие методов молекулярной и клеточной биологии в современной биохимии. Работы советских биохимиков: А.Е. Брайнштейна, М.Г. Крицмана; создание отечественной школы сравнительной биохимии (В.С. Гулевич). Международное сотрудничество в области здравоохранения (ВОЗ, Общество Красного Креста и Красного полумесяца) Архангельская медицинская школа на современном периоде развития. Тема 11. Развитие медицинской биохимии и лабораторной диагностики в конце XX – начале XXI вв. Основы биохимической методологии. Развитие биохимических методов и лабораторной диагностики: хроматография (М.С. Цвет), центрифугирование (Т. Сведберг), электрофорез (А. Тизелиус). Методы молекулярной и клеточной биологии в современной биохимии. Применение биохимических методов в лабораторной диагностике (врожденных аномалий, метаболических нарушений). Результаты новейших биохимических исследований (искусственная экспрессия генов, функциональная геномика).
|
5.2. Разделы дисциплин и виды занятий
№
п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Л
| ПЗ
| С
| ЛП
|
КПЗ
| СРС
| Всего часов
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 1
| История медицины Древнего мира.
| 8
| -
| 8
| -
| -
| 4
| 16
| 2
| Медицина в Средние века
| 2
| -
| 4
| -
| -
| 2
| 8
| 3
| Медицина Нового времени
| 4
| -
| 12
| -
| -
| 8
| 24
| 4
| Медицина Новейшего времени. Медицина и здравоохранение в СССР и новой России.
| 2
| -
| 8
| -
| -
| 10
| 20
|
6. Интерактивные формы проведения занятий
№
п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Интерактивные формы проведения занятий
| Длительность
(час.)
| 1
| История медицины Древнего мира.
| Дискуссия
| 2
| 2
| Медицина в Средние века
| Дискуссия
| 2
| 3
| Медицина Нового времени
| «Мозговой штурм» (групповая работа)
| 4
| 4
| Медицина Новейшего времени. Медицина и здравоохранение в СССР и новой России.
| «Мозговой штурм» (групповая работа)
| 4
| Итого (час.)
| 12
| Итого (% от аудиторных занятий)
| 25
|
7. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов
№
п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Виды самостоятельной работы
| Формы контроля
| 1
| История медицины Древнего мира
| Проработка учебного материала по теме
Написание реферата
| Проверка контрольной работы Проверка реферата
| 2
| Медицина в Средние века
| Анализ статей по теме
Подготовка доклада по теме
Литературный анализ с написанием эссе
| Проверка контрольной работы Проверка доклада Проверка эссе
| 3
| Медицина Нового времени
| Обзор научных публикаций Подготовка доклада по теме Литературный анализ с написанием эссе
| Проверка доклада
Проверка эссе
| 4
| Медицина Новейшего времени. Медицина и здравоохранение в СССР и новой России.
| Проработка учебного материала по теме
Написание реферата
| Проверка контрольной работы Проверка реферата
| *Примечание: количество рефератов на одного обучающегося – 1; количество докладов на одного обучающегося – 2, количество статей для анализа на одного обучающегося – 1. 8. Формы контроля 8.1. Формы текущего контроля
- устные (собеседование, доклад)
- письменные (проверка контрольных работ, рефератов, эссе). 8.2. Формы промежуточной аттестации (зачет, экзамен)
Этапы проведения зачета 1. Этап - _тестирование ______________
(название этапа)
2. Этап - _ответ на контрольные вопросы
(название этапа) 9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 9.1. Основная литература
1. Лисицын Ю.П. История медицины: учебник для мед. вузов / Ю.П. Лисицын. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 391 с.: ил.
2. Сорокина Т.С. История медицины: учеб. для студентов мед. вузов / Т.С. Сорокина. – 8-е изд., стер. – М. Академия, 2008. – 558 с.: ил. 9.2. Дополнительная литература
Мирский М. Б. История медицины и хирургии [Текст] : учеб. пособие для студентов мед. вузов / М. Б. Мирский. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 525 с. + 1 эл. опт. диск (CD-ROM).
Бобров, Олег Евгеньевич. Антология интриг и предательства в медицине / О. Е. Бобров. - Донецк : Заславский изд. дом, 2009. - 270 с. : фото.
Щербо, Александр Павлович. Григорий Витальевич Хлопин. Листая страницы истории : монография / А.П. Щербо ; Рос. акад. мед. наук. Сев.-зап. отд-ние, С.-Петерб. мед. акад. последиплом. образования. - СПб., 2006. - 331, [3] c.
Гладких, Павел Федорович. Служба здоровья в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг. : очерки истории отечеств. воен. медицины, посвящается 60-летию Великой Победы / П. Ф. Гладких, А. Е. Локтев ; под ред. Б. В. Гайдара. - СПб. : Дмитрий Буланин, 2005. - 717 с.
Медик, Валерий Алексеевич. Заболеваемость населения: история, современное состояние и методология изучения : [монография] / В.А. Медик ; Новгород. науч. центр Сев.-Запад. отд-ния РАМН. - М. : Медицина, 2003. - 508 с.
Очерки медицины ХХ века [Текст] : многотом. энциклопедия. Т. I / М-во здравоохранения и соц. развития Рос. Федерации, Рос. акад. мед. наук ; под ред. Ю. П. Лисицына, М. Е. Путина. - М. ; Казань : ИЦ Кадры России ХХI, 2006. - 334 с.
Пашков К.А. Развитие важнейших направлений в медицине России второй половины XIX века : учеб.-метод. пособие для лечеб. и стомат. фак-тов/ К. А. Пашков; Гос. общеобраз. учрежд. высш. проф. образования, Моск. гос. мед.-стомат. ун-т МЗ РФ. -М.: Вече, 2004. -95 с.
Сидоров П.И., Щуров Г.С Медицинский образовательный и научный центр Европейского Севера России:- Архангельск: Издательский центр СГМУ, 2002. – 520 с.
9.3. Программное обеспечение и Интернет ресурсы
Пакет тестовых заданий по дисциплине «История медицины» SunRuv TestOffice Pro 6.0;
Мультимедийные презентации лекций;
Электронные варианты методических разработок по всем разделам дисциплины;
Бесплатные электронные библиотеки учебной литературы:
А) http://jhmas.oxfordjournals.org/content/by/year -
Электронный архив журнала Journal of the History of Medicine (на англ. языке) с 1946 по 2011 год. Б) http://www.lomonosov-fund.ru/enc/ru/library:0115406
Электронная библиотека «Фонд знаний «Ломоносов»». / электронная версия учебника / Сорокина Т.С. История медицины: учеб. для студентов мед. вузов / Т.С. Сорокина. – 8-е изд., стер. – М. Академия, 2008. – 558 с.: ил./ 10. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Наглядные пособия;
Логически-структурные схемы;
Возможность посещения музея СГМУ,
Банк кроссвордов по темам занятий.
11. Оценка студентами содержания и качества учебного процесса по дисциплине Анкета-отзыв на дисциплину «История медицины» (анонимная) Просим Вас заполнить анкету-отзыв по прочитанной дисциплине «История социальной работы». Обобщенные данные анкет будут использованы для ее совершенствования. По каждому вопросу поставьте соответствующие оценки по шкале от 1 до 10 баллов (обведите выбранный Вами балл). В случае необходимости впишите свои комментарии.
1. Насколько Вы удовлетворены содержанием дисциплины в целом?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Комментарий____________________________________________________
________________________________________________________________ 2. Насколько Вы удовлетворены общим стилем преподавания? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Комментарий____________________________________________________
________________________________________________________________ 3. Как Вы оцениваете качество подготовки предложенных методических материалов? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Комментарий_____________________________________________________
_________________________________________________________________ 4. Насколько вы удовлетворены использованием преподавателем активных методов обучения (моделирование процессов, кейсы, интерактивные лекции и т.п.)? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Комментарий______________________________________________________
__________________________________________________________________ 5. Какой из разделов дисциплины Вы считаете наиболее полезным, ценным с точки зрения дальнейшего обучения и / или применения в последующей практической деятельности?
____________________________________________________________________________________________________________________________________ 6. Что бы Вы предложили изменить в методическом и содержательном плане для совершенствования преподавания данной дисциплины?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
СПАСИБО! Автор (ы):
Занимаемая должность
| Фамилия, инициалы
| Подпись
| ассистент
| Мордовский Э.А.
|
|
|
|
|
|
|
|
Рецензент (ы):
Место работы
| Занимаемая должность
| Фамилия, инициалы
| Подпись
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
-
РЕЦЕНЗИЯ НА РАБОЧУЮ УЧЕБНУЮ ПРОГРАММУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ______________________________________
Направление подготовки ___________________________________________
Кафедра _________________________________________________________
Разработчик программы____________________________________________
1. Соответствие рабочей учебной программы требованиям ФГОС ВПО
1.1. Соответствие названия дисциплины___________________________________________
1.2. Соответствие трудоемкости дисциплины в часах и зачетных единицах_____________________________________________________________________
1.3. Соответствие основной литературы
(для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла издание за последние 5 лет, для дисциплин остальных циклов издание за последние 10 лет)_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1.4. Соответствие удельного веса занятий, проводимых в интерактивных формах
(% от аудиторных занятий) ______________________________________________________
_____________________________________________________________________________
1.5. Соответствие содержания рабочей учебной программы требованиям ФГОС ВПО______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Оптимальность содержания разделов и целесообразность их разделения по видам занятий и трудоемкости в часах
_____________________________________________________________________________________
3. Наличие видов внеаудиторной самостоятельной работы студентов______________
_____________________________________________________________________________
4. Предложения по улучшению программы
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Заключение о возможности использования рабочей учебной программы в учебном процессе
_____________________________________________________________________________________
Рецензент ____________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество, должность, место работы)
Дата «__»__________ 20__ г. Подпись___________ |