Программа «Школьный музей»





Скачать 168.59 Kb.
НазваниеПрограмма «Школьный музей»
Дата публикации10.06.2015
Размер168.59 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > История > Программа
Муниципальное образовательное учреждение

Архангельская средняя общеобразовательная школа

Ветлужского района Нижегородской области.

ПРОГРАММА


«Школьный музей»

Автор: Голикова В.П.,

учитель истории.


с.Волынцы 2009 год


Введение.

Краеведение в системе образования является традиционным и эффективным средством обучения и воспитания. Методика использования тематических краеведческих наблюдений и исследований способствует расширению кругозора детей, освоению разносторонних практических навыков, воспитанию патриотизма и нравственности, любви к малой Родине получила широкое распространение в начале 20 века.

В каждом уголке нашей Родины, в том числе в Ветлужском районе и селе Волынцы, есть свои природные особенности, специфические черты истории и культуры, составляющие тот феномен, который формирует в человеке интерес и привязанность к родному краю, историческое сознание и социальную активность.

Интерес к краеведению в Архангельской школе появился в начале 40 годов прошлого столетия и сохраняется до настоящего времени.

Работа велась в рамках краеведческих кружков. Первые альбомы были посвящены изучению фольклора, полезным дикорастущим растениям нашей местности, разновидностям тканей. Руководителями кружков были учителя Червяков Н.А, Лебедева О.П.

В 60 годы поисковый отряд под руководством учителя истории Беляевой В.В (директор школы Мавричева А.Н) занимался сбором материала по истории школы, истории создания комсомольской и пионерской организации, истории колхоза имени Ленина, участниках Великой Отечественной войны, в том числе выпускниках нашей школы – Героях Советского Союза Бахиреве В.Н, Борисове П.П, Фирсове П.А и полном кавалере ордена Славы трёх степеней Осокине В.И. Итогом планомерной работы стало открытие в 1974 – 1975 учебном году зала боевой и трудовой славы наших земляков, а 8 мая 1985 года открытие школьного музея. Это был итог поисковой деятельности многих поколений учащихся и учителей школы.
Основные этапы создания школьного музея.
40-е годы – Альбомы по полезным дикоратущим растениям нашей

местности, фольклору, разновидности тканей.

1965 год – Альбом о Герое Советского Союза Бахиреве В.Н.
1974 – 1975 г.г. – Открытие зала боевой и трудовой славы наших

земляков.
1979 год - Альбомы о Героях Советского Союза Фирсове П.А. и

Борисове П.П.
9 мая 1980 года – Открытие мемориальных досок на здании школы.
1980 – 1985г.г. – Летопись Великой Отечественной войны.
9 мая 1985 года – Открытие школьного музея боевой славы.
1987 год - Сбор и оформление материалов о тружениках тыла.
1990 год - История детского дома (1944 – 1951).

- Сбор материала для книги Памяти.

-Учителя – участники Великой Отечественной

войны.

Открытие памятника воинской славы.

1995 год - Создание книги Памяти села Архангельское.

  • Альбом «Мы с ними слиты памятью и сердцем»

(солдатские вдовы о своих мужьях).

- Альбом «Колхоз имени Ленина в годы войны».

1998 год - Рукописная книга воспоминаний участников Великой

Отечественной войны.

1999 год - Альбом «Письма с фронта».

- Альбом «Память, память, память …» (о погибших

пропавших без вести односельчанах).

2000 год - Альбом «Юность, опаленная войной» (о Сетюковой Е.Г.

– узнице лагеря Торгау).

- Село Георгиевское и Великая Отечественная война 1941 –

1945 г.г. (воспоминания Сухотина В.Д. – старожила села).

2001 год - Альбом «Горьковчане – защитники Ленинграда».

- Альбом «Горьковчане – ветлужане наши односельчане –

участники Сталинградской битвы».


2002 год - Реферат «Наш земляк - Герой Советского Союза П.А

Фирсов».

- Реферат «Наш земляк – Герой Советского Союза В.Н

Бахирев».

2003 год - Творческая работа «Война в истории моей семьи».

Реферат «Великая Отечественная война в судьбах

жителей деревни и моей семьи».

2004 год - «Зов памяти» (10 дней и ночей в боях у «ворот» в

Восточную Пруссию – воспоминания Смирнова Б. Н.

- «Деревня Шумилово и её окрестности»

2005 год - Реферат «Курская битва»

- Составление родословных семейных летописей Рябини-

ных, Беловых, Добровых, Ведерниковых.

- Систематизация и оформление воспоминаний старожи-

лов о начале войны и дне Победы.

2006 год - Создание книги памяти жертв политических репрессий

в Ветлужском районе.

В настоящее время в музее имеются 4 отдела:

1.Великая Отечественная война;

2.Летопись родных мест;

3.Летопись Архангельской школы;

4.Старинная крестьянская изба.

В разделе «Великая Отечественная война» экспонируются материалы о Героях Советского Союза Нижегородской области, ветлужанах и героях волыновской земли. 60 планшетов с фотографиями, кратким описанием боевого пути, наградами посвящены участникам Великой Отечественной войны. В витринах многочисленные военные реликвии, переданные ветеранами и солдатскими вдовами: фронтовые письма и фотографии, благодарственные письма и грамоты, награды, справки о болезнях и лечении в госпиталях, газетные вырезки периода войны, солдатская шинель и многое другое. В коридоре школы помещены 120 планшетов о тружениках тыла. Имеется летопись воспоминаний участников войны. В воссозданной истории детского дома, находившегося в годы войны в бывшей усадьбе помещика Перлова в старинном парке,знакомимся с судьбами воспитанников и работников этого воспитательного учреждения. Собраны и оформлены материалы об учителях – участниках Великой Отечественной войны. В 1995 году создана книга памяти села Архангельского (погибшие и пропавшие без вести односельчане). «Мы с ними слиты памятью и сердцем» - так называется небольшой альбом воспоминаний солдатских вдов о своих погибших мужьях.

Раздел «Летопись родных мест» включает материалы об участниках гражданской войны нашей местности, историю создания первых Советов с 1918года, села Архангельского и его достопримечательностей, где воспоминания старожилов, старые фотографии. Старинные церковные книги подтвердили факт существования на территории села двух церквей (1775 и 1861г.г.). Начата летопись заброшенных деревень. Из 15-ти на сегодня остались 4. Создаются паспорта начальных школ: Денисовской, Волчихинской и Волокитихинской, которых сегодня уже нет. Ведется летопись колхоза им. Ленина с 1928 года по настоящее время. «Мои родители, бабушки, дедушки, родственники, соседи – труженики колхоза» - пополнили фонды музея.

Летопись Архангельской школы - следующий отдел музея Начало образования в нашей местности относится к. 1866 году. Подтверждение факта открытия Варнавинским уездным земством сельского приходского училища нашли в духовной росписи прихода Архангельской церкви села Архангельского, что на Волу, по части священника Михаила Николаевского. Летопись включает основные этапы развития школы. Собран огромный материал об учениках и учителях школы разных поколений. В 2001 году школа отметила 135-летний юбилей. Директора, работавшие в разные годы, выпускники разных специальностей, учительские династии, отдельные семьи – таков итог выполнения поисковых заданий к празднику. В разделе имеются оригиналы и копии документов, касающиеся образования, школьные учебники конца 19 – начала 20 века.

Раздел «Крестьянская изба» представлен орудиями труда, одеждой, глиняной посудой, предметами старинного домашнего обихода, ткацким станом. Результатом изучения местных промысел и ремесел стало описание пимокатного, гончарного производств, кружевоплетение на бубне, ткачества.

Используемые формы и методы работы: переписка с архивами и работа в них, встречи с родственниками Героев, ветеранами войны и труда, походы и экскурсии по родному краю, систематизация полученных материалов, создание, обновление альбомов, экспозиций, выставок, экскурсионная работа, участие в смотрах и конкурсах и др.

Участие в краеведческих конкурсах.


Учебный год

Район

Область

1999 - 2000

Смотр – конкурс школьных музеев Боевой славы, посвящённый 55 – летию Победы в Великой Отечественной войне – 1 место.

Смотр – конкурс школьных музеев Боевой славы, посвящённый 55 – летию Победы в Великой Отечественной войне – 3 место.

2000 - 2001




Операция «Этнос», посвящённая изучению национальной культуры – 2 место.

2001 - 2002

Смотр – конкурс экспозиций, залов, музеев школ, посвящённых истории школы и (или) детскому движению – 1 место.

Конкурс школьных музеев, залов, экспозиций, посвящённых истории школы и (или) детскому движению – 2 место.

2002 - 2003




Смотр – конкурс музеев, залов, экспозиций, посвящённый 210 летию светского образования в Нижегородской области – 1 место.

2003 - 2004

Паспорт истории школ – 2 место.

История одной вещи – 1 место

2004 - 2005

Конкурс экспозиций, залов, музеев школ, посвящённых 60 летию Победы в Великой Отечественной войне – 1 место.

Моя малая Родина – 2 место.

Всероссийская конференция туристско-краеведческого движения

«Отечество», посвящённом 60-летию Победы в Великой Отечественной войне – 1место

Моя малая Родина – 2 место.

Конкурс экспозиций, залов, музеев школ, посвящённых 60 летию Победы в Великой Отечественной войне – 1 место.

2005 - 2006

Конкурс «Моя семья в истории страны», в номинации «Судьба семьи в истории страны» - 1 место




2007 - 2008

Смотр-конкурс школьных экскурсоводов




2008 – 2009

Конкурс «Моя семья в истории страны», в номинации «Судьба семьи в истории страны»




2009 - 2010

Конкурс «Моя семья в истории страны», в номинации «Судьба семьи в истории страны»




2010 - 2011

Конкурс исследовательских и проектных работ

«Юный исследователь» – 3 место. Конкурс « Фестиваль музеев »- район 1 место.




2011 - 2012

Районные конкурсы

«Прялка», «Подарок ветерану»

Интернет – конкурс «Корни истории уходят в будущее»


Исходя из вышесказанного, можно отметить следующие положительные итоги:

1.Краеведение в течение длительного времени является одним из приоритетных направлений в деятельности школы.

2.Собранный материал позволил открыть школьный музей.

3.В состав участников поисковой и оформительской деятельности входят учителя, учащиеся и их родители, односельчане.

Вместе с тем имеются неразрешённые проблемы:

1.Возникла серьёзная необходимость в систематизации собранного материала.

2.Обучение представителей поисковых отрядов сбору, оформлению, учёту и хранению экспонатов школьного музея.

3.Разработка положения по деятельности поисковых отрядов.

4.Активизация деятельности актива школьного музея.
Концептуальные основы.
Основными приоритетами деятельности являются:

1.Формирование у учащихся образования, профессионализма, самореализации в общественно и личностно значимой деятельности, таких ценностей как семья, Отечество, культура, экологическое благополучие;

2.Формирование уважения к прошлому и настоящему своего народа, традициям и культуре, старшим поколениям, толерантности, ответственности за будущее своей страны.

Помочь лучше узнать свой родной край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязь с миром, принять участие в созидательной деятельности, развить собственные способности – в этом заключается смысл программы.

Участие в процессе практической деятельности позволяет значительно расширить и углубить знания детей об окружающем мире. Одновременно предоставляется возможность получить и развить практические навыки исследовательской работы, что в конечном итоге и определяет потенциал краеведческой деятельности как средства обучения и воспитания.

Формы работы.
1.Проведение наблюдений в природе и обществе;

2.Составление летописей, очерков, хроник об исторических событиях, природных явлениях и т.д.

3.Формирование коллекций и экспозиций школьного музея, пополнение его фондов.

4.Поисковые экспедиции, походы по родному краю с целью выполнения заданий краеведческой, экологической направленности.

5.Работа в архивах, в музеях района и области.

6.Установление контактов и переписка.

7.Участие в районных и областных смотрах и конкурсах.

8.Встречи с ветеранами войны, труда, старожилами села, выпускниками школы.

9.Тимуровская работа.

10.Внеклассные мероприятия краеведческой направленности.

Цель: Создание и упорядочение системы воспитания через средства краеведения, содействующей развитию личности, её индивидуальному самоопределению в социуме, духовно – нравственному формированию обучающихся.
Задачи:

1.Воспитание у дошкольников и школьников патриотизма, бережного отношения к природному и культурному наследию родного края.

2.Приобщение учащихся к краеведческой и поисково-исследовательской деятельности.

3.Вовлечение в деятельность дошкольников, учащихся и их родителей, педагогов, односельчан, ранее не принимавших участие в мероприятиях по данному направлению.

Направления программы.
Историческое наследие: летопись малой Родины(история села Архангельского).
Военная история: Великая Отечественная война.
Культурное наследие: этнография.
Летопись родных мест: история школы.

Историческое наследие: летопись малой Родины.
Задачи:
1.Изучение истории родного края, жизни и деятельности земляков, семейных родословных, летописи заброшенных деревень.

2.Составление летописи наших дней.
Содержание:
В рамках этой тематики проводятся исследования по изучению родного края. Возрождение России невозможно без возрождения памяти о наших предках. Процесс исторического развития немыслим без целенаправленной деятельности человека. В каждом историческом событии принимают участие люди – персонажи истории. У каждого есть своя судьба, своя жизнь, при изучении летописи своего рода можно выявить родственников, принимавших участие в исторических событиях.

Военная история: Великая Отечественная война.
Задачи:
1.Изучение военной истории России, истории Великой Отечественной войны, последствий военных времён на краеведческом материале села Волынцы, Ветлужского района, Нижегородской области.

2.Практический вклад в сохранение памятников погибшим воинам.

3.Дать представление о Великой Отечественной войне и современных военных конфликтах в восприятии участников и очевидцах событий.
Содержание:
Прошлое нашей Родины неразрывно связано с военным делом. С самого раннего периода Россия вынуждена была вести борьбу с внешними врагами. Многие исторические события и имена полководцев вошли в историю и стали известны в нашей стране и за рубежом.

История Великой Отечественной войны стоит отдельным пунктом в военном прошлом страны. История войны – это не только боевые действия, это история промышленности, культуры, сельского хозяйства в этот период. Для более полного освещения и понимания военного времени краеведы обращаются непосредственно к людям, хранителям памяти о днях войны. Источником работы служат воспоминания и тех людей, чьё детство пришлось на годы войны. Краеведы ухаживают и поддерживают памятник павшим солдатам в селе Волынцы. Организуется сбор и оформление материала об участниках боевых действий современности, встречи с ними.


Культурное наследие: этнография.
Задачи:

1.Изучение культурного наследия жителей Ветлужского района и Нижегородской области, их семейного и общественного быта, хозяйственных занятий.

2.Изучение и возрождение местных промыслов и ремёсел.

3.Изучение местных традиций, народных преданий, праздников и обрядов.
Содержание:
Термин «культурное наследие» необходимо понимать достаточно широко, включая литературное, художественное, музыкальное творчество, фольклор, традиции, игры и т.д. Очень важно при изучении того или иного явления культуры, чтобы дети овладели его элементами, смогли исполнять произведения, изготовлять предметы. Материальная культура включает в себя жилище со всеми хозяйственными постройками, одежду, украшения, пищу, утварь, обувь. Духовная культура – это обычаи, обряды и праздники.

Летопись родных мест: история школы.
Задачи:

1.Изучение истории Архангельской школы, жизни и деятельности учителей и выпускников, её традиций.

2.Составление летописи наших дней.

Содержание:
В рамках этого направления проводятся исследования по изучению основных этапов становления системы образования в селе и его окрестностях. Выявляются выпускники, прославившие школу, и учителя, работавшие в разные периоды, внесшие наибольший вклад в дело обучения и воспитания молодёжи.

Механизм реализации.

Структура поисковой работы.
Туристско – краеведческое движение учащихся Нижегородской области «Отечество»



Штаб музея Архангельской школы



Поисковые отряды


Садиковая

группа

1;4

классы

2;3

классы

5

класс

6

класс



7

класс

8

класс

9

класс

Работа школьного музея строится на основании собственной программы. Программа состоит из четырех направлений:

  1. Летопись родных мест (отдел школьного музея).

2. Этнография (отдел школьного музея).

  1. Великая Отечественная война (отдел школьного музея).

4. Летопись школы ( отдел школьного музея ).

Схема взаимодействия.


Школьная Дом детского

библиотека творчества







Районный

краеведческий музей




Совет школьного музея



Школьные Детская организация

музеи района


Ожидаемые результаты.


  1. Приобретение дополнительных знаний об истории, культуре, традициях родного края.

  2. Сформированность навыков поисково-исследовательской деятельности.

  3. Увеличение количества участников различных конкурсов.

  4. Приобщение детей к системе духовных и культурных ценностей родного края.

  5. Использование краеведческого материала в воспитательном и образовательном процессах.


План реализации программы на 2009-2014 г.г.


Мероприятия

Сроки

Ответственные

Историческое наследие:

  1. Участие в реализации областной программы «Отечество».

  2. Составление семейных родословных.





В течение года

2009


Старшие вожатые
Рябинина С.Г.

Культурное наследие:

  1. Участие в реализации областной программы «Отечество».

  2. Систематизация материала в отделе музея «Старинная крестьянская изба».





В течение года

2009-2010


Старшие вожатые
Голикова В.П.

Военная история:

  1. Систематизация и обобщение материалов воспоминаний старожилов о начале Великой Отечественной войны и Дне Победы.

  2. Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла.

  3. Проведение мероприятий к Дню Победы.




В течение года

Апрель-май

Май


Голикова В.П.


Классные руководители
Старшие вожатые

Летопись малой родины:

1. Составление летописи наших дней

В течение года

Смирнова Г. И.

Просветительская и массовая работа

В течение года

Голикова В. П.

Поисковая деятельность отрядов по заданиям Совета музея

В течение года

Классные руководители


Просветительская и массовая работа.
Темы экскурсий:

Обзорная экскурсия по школьному музею.

Тематические: Великая Отечественная война.

Герои Советского Союза – односельчане.

Односельчане – участники войны.

Труженики тыла.

Учителя – участники Великой

Отечественной войны.

Подвиг первых ракетчиков.

Мы с ними слиты памятью и сердцем.

Солдатские письма.

Н.Д.Громцев.

История детского дома.

Обзорная по летописи родных мест.

Тематические: Участники гражданской войны.

История создания Советов.

История колхоза имени Ленина.

История села Архангельское.

Обзорная по летописи школы.

Тематические: Директора школы.

Выпускники, ставшие учителями.

Выпускники, ставшие медиками.

Выпускники – труженики сельского хозяйства.

Учительские династии.

По страницам школьных учебников.

История детского движения.

Обзорная по крестьянской избе.

Тематическая : Промыслы и ремесла.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа «Школьный музей» iconЗачем нужно краеведение в школьной программе?
В этом же году музей был паспортизирован, ему присвоено название «Школьный краеведческий музей», выдано свидетельство # 2747. Понятно,...
Программа «Школьный музей» iconАналитический отчет учителя истории и обществознания мкоу «Глубоковская...
Музей, который не только может, но и должен стать эффективным средством реализации требований фгос
Программа «Школьный музей» iconФакультет гуманитарного образования
Школьный музей как фактор формирования гражданственности и патриотизма на уроках истории и во внеклассной работе
Программа «Школьный музей» iconПрограмма составлена на основе программы «Школьный музей»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Вологодского муниципального района
Программа «Школьный музей» iconПлан проведения Недели «Музей и дети»
Классные часы «Летопись. Листая школьный альбом», посвященные Вечеру встречи школьных друзей
Программа «Школьный музей» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Место проведения урока: моу сош №8 п. Комсомольский ( школьный музей), руководитель музея Таций О. Н
Программа «Школьный музей» iconПроект «Моя малая Родина» Окружающий мир
Мероприятия в ходе работы над проектом: экскурсия по селу, экскурсия в школьный музей
Программа «Школьный музей» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обзорные экскурсии в школьный музей «Нет в России семьи такой, где б не памятен свой герой»
Программа «Школьный музей» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методическая разработка по теме «Школьный музей «Живая старина» как образовательный ресурс на уроках технологии»
Программа «Школьный музей» icon«черноморская жемчужина» Еженедельный сборный тур для индивидуальных туристов
Факультитивно. Для самостоятельного осмотра предлагаем посетить музеи – Художественный музей, Краеведческий музей, Музей Западного...
Программа «Школьный музей» iconШкольный музей Второе рождение музея
«Гидрогеология и инженерная геология» Тульского государственного коммунально-строительного техникума, член-корреспондент мадютк,...
Программа «Школьный музей» iconИ тех, кого уж с нами нет, людей
В моу сош с п. Кишпек одним из важных способов воспитания молодого поколения как истинного гражданина и патриота своей Родины является...
Программа «Школьный музей» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
На наш взгляд, поликультурное воспитание – одна из главных задач современного образования, и заметную роль в её решении может сыграть...
Программа «Школьный музей» iconГорода Ижевска Удмуртской Республики
Проект «Школьный музей – территория творчества» моу сош №18 характеризует одно из направлений воспитательной работы школы – воспитание...
Программа «Школьный музей» iconПрограмма развития школьного краеведческого музея «Усадьба Смоленское»
«Усадьба Смоленское» на 2013-2017 годы «Школьный музей как образовательный и социокультурный центр села Смоленское»
Программа «Школьный музей» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа дополнительного образования по музейной педагогике «Школьный музей» рассчитана на учащихся 8-11-х классов. Время освоения...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск