Скачать 168.59 Kb.
|
Муниципальное образовательное учреждение Архангельская средняя общеобразовательная школа Ветлужского района Нижегородской области. ПРОГРАММА«Школьный музей» Автор: Голикова В.П., учитель истории. с.Волынцы 2009 год Введение. Краеведение в системе образования является традиционным и эффективным средством обучения и воспитания. Методика использования тематических краеведческих наблюдений и исследований способствует расширению кругозора детей, освоению разносторонних практических навыков, воспитанию патриотизма и нравственности, любви к малой Родине получила широкое распространение в начале 20 века. В каждом уголке нашей Родины, в том числе в Ветлужском районе и селе Волынцы, есть свои природные особенности, специфические черты истории и культуры, составляющие тот феномен, который формирует в человеке интерес и привязанность к родному краю, историческое сознание и социальную активность. Интерес к краеведению в Архангельской школе появился в начале 40 годов прошлого столетия и сохраняется до настоящего времени. Работа велась в рамках краеведческих кружков. Первые альбомы были посвящены изучению фольклора, полезным дикорастущим растениям нашей местности, разновидностям тканей. Руководителями кружков были учителя Червяков Н.А, Лебедева О.П. В 60 годы поисковый отряд под руководством учителя истории Беляевой В.В (директор школы Мавричева А.Н) занимался сбором материала по истории школы, истории создания комсомольской и пионерской организации, истории колхоза имени Ленина, участниках Великой Отечественной войны, в том числе выпускниках нашей школы – Героях Советского Союза Бахиреве В.Н, Борисове П.П, Фирсове П.А и полном кавалере ордена Славы трёх степеней Осокине В.И. Итогом планомерной работы стало открытие в 1974 – 1975 учебном году зала боевой и трудовой славы наших земляков, а 8 мая 1985 года открытие школьного музея. Это был итог поисковой деятельности многих поколений учащихся и учителей школы. Основные этапы создания школьного музея. 40-е годы – Альбомы по полезным дикоратущим растениям нашей местности, фольклору, разновидности тканей. 1965 год – Альбом о Герое Советского Союза Бахиреве В.Н. 1974 – 1975 г.г. – Открытие зала боевой и трудовой славы наших земляков. 1979 год - Альбомы о Героях Советского Союза Фирсове П.А. и Борисове П.П. 9 мая 1980 года – Открытие мемориальных досок на здании школы. 1980 – 1985г.г. – Летопись Великой Отечественной войны. 9 мая 1985 года – Открытие школьного музея боевой славы. 1987 год - Сбор и оформление материалов о тружениках тыла. 1990 год - История детского дома (1944 – 1951). - Сбор материала для книги Памяти. -Учителя – участники Великой Отечественной войны. Открытие памятника воинской славы. 1995 год - Создание книги Памяти села Архангельское.
(солдатские вдовы о своих мужьях). - Альбом «Колхоз имени Ленина в годы войны». 1998 год - Рукописная книга воспоминаний участников Великой Отечественной войны. 1999 год - Альбом «Письма с фронта». - Альбом «Память, память, память …» (о погибших пропавших без вести односельчанах). 2000 год - Альбом «Юность, опаленная войной» (о Сетюковой Е.Г. – узнице лагеря Торгау). - Село Георгиевское и Великая Отечественная война 1941 – 1945 г.г. (воспоминания Сухотина В.Д. – старожила села). 2001 год - Альбом «Горьковчане – защитники Ленинграда». - Альбом «Горьковчане – ветлужане наши односельчане –участники Сталинградской битвы».2002 год - Реферат «Наш земляк - Герой Советского Союза П.А Фирсов». - Реферат «Наш земляк – Герой Советского Союза В.Н Бахирев». 2003 год - Творческая работа «Война в истории моей семьи». Реферат «Великая Отечественная война в судьбах жителей деревни и моей семьи». 2004 год - «Зов памяти» (10 дней и ночей в боях у «ворот» в Восточную Пруссию – воспоминания Смирнова Б. Н. - «Деревня Шумилово и её окрестности» 2005 год - Реферат «Курская битва» - Составление родословных семейных летописей Рябини- ных, Беловых, Добровых, Ведерниковых. - Систематизация и оформление воспоминаний старожи- лов о начале войны и дне Победы. 2006 год - Создание книги памяти жертв политических репрессий в Ветлужском районе. В настоящее время в музее имеются 4 отдела: 1.Великая Отечественная война; 2.Летопись родных мест; 3.Летопись Архангельской школы; 4.Старинная крестьянская изба. В разделе «Великая Отечественная война» экспонируются материалы о Героях Советского Союза Нижегородской области, ветлужанах и героях волыновской земли. 60 планшетов с фотографиями, кратким описанием боевого пути, наградами посвящены участникам Великой Отечественной войны. В витринах многочисленные военные реликвии, переданные ветеранами и солдатскими вдовами: фронтовые письма и фотографии, благодарственные письма и грамоты, награды, справки о болезнях и лечении в госпиталях, газетные вырезки периода войны, солдатская шинель и многое другое. В коридоре школы помещены 120 планшетов о тружениках тыла. Имеется летопись воспоминаний участников войны. В воссозданной истории детского дома, находившегося в годы войны в бывшей усадьбе помещика Перлова в старинном парке,знакомимся с судьбами воспитанников и работников этого воспитательного учреждения. Собраны и оформлены материалы об учителях – участниках Великой Отечественной войны. В 1995 году создана книга памяти села Архангельского (погибшие и пропавшие без вести односельчане). «Мы с ними слиты памятью и сердцем» - так называется небольшой альбом воспоминаний солдатских вдов о своих погибших мужьях. Раздел «Летопись родных мест» включает материалы об участниках гражданской войны нашей местности, историю создания первых Советов с 1918года, села Архангельского и его достопримечательностей, где воспоминания старожилов, старые фотографии. Старинные церковные книги подтвердили факт существования на территории села двух церквей (1775 и 1861г.г.). Начата летопись заброшенных деревень. Из 15-ти на сегодня остались 4. Создаются паспорта начальных школ: Денисовской, Волчихинской и Волокитихинской, которых сегодня уже нет. Ведется летопись колхоза им. Ленина с 1928 года по настоящее время. «Мои родители, бабушки, дедушки, родственники, соседи – труженики колхоза» - пополнили фонды музея. Летопись Архангельской школы - следующий отдел музея Начало образования в нашей местности относится к. 1866 году. Подтверждение факта открытия Варнавинским уездным земством сельского приходского училища нашли в духовной росписи прихода Архангельской церкви села Архангельского, что на Волу, по части священника Михаила Николаевского. Летопись включает основные этапы развития школы. Собран огромный материал об учениках и учителях школы разных поколений. В 2001 году школа отметила 135-летний юбилей. Директора, работавшие в разные годы, выпускники разных специальностей, учительские династии, отдельные семьи – таков итог выполнения поисковых заданий к празднику. В разделе имеются оригиналы и копии документов, касающиеся образования, школьные учебники конца 19 – начала 20 века. Раздел «Крестьянская изба» представлен орудиями труда, одеждой, глиняной посудой, предметами старинного домашнего обихода, ткацким станом. Результатом изучения местных промысел и ремесел стало описание пимокатного, гончарного производств, кружевоплетение на бубне, ткачества. Используемые формы и методы работы: переписка с архивами и работа в них, встречи с родственниками Героев, ветеранами войны и труда, походы и экскурсии по родному краю, систематизация полученных материалов, создание, обновление альбомов, экспозиций, выставок, экскурсионная работа, участие в смотрах и конкурсах и др. Участие в краеведческих конкурсах.
Исходя из вышесказанного, можно отметить следующие положительные итоги: 1.Краеведение в течение длительного времени является одним из приоритетных направлений в деятельности школы. 2.Собранный материал позволил открыть школьный музей. 3.В состав участников поисковой и оформительской деятельности входят учителя, учащиеся и их родители, односельчане. Вместе с тем имеются неразрешённые проблемы: 1.Возникла серьёзная необходимость в систематизации собранного материала. 2.Обучение представителей поисковых отрядов сбору, оформлению, учёту и хранению экспонатов школьного музея. 3.Разработка положения по деятельности поисковых отрядов. 4.Активизация деятельности актива школьного музея. Концептуальные основы. Основными приоритетами деятельности являются: 1.Формирование у учащихся образования, профессионализма, самореализации в общественно и личностно значимой деятельности, таких ценностей как семья, Отечество, культура, экологическое благополучие; 2.Формирование уважения к прошлому и настоящему своего народа, традициям и культуре, старшим поколениям, толерантности, ответственности за будущее своей страны. Помочь лучше узнать свой родной край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязь с миром, принять участие в созидательной деятельности, развить собственные способности – в этом заключается смысл программы. Участие в процессе практической деятельности позволяет значительно расширить и углубить знания детей об окружающем мире. Одновременно предоставляется возможность получить и развить практические навыки исследовательской работы, что в конечном итоге и определяет потенциал краеведческой деятельности как средства обучения и воспитания. Формы работы. 1.Проведение наблюдений в природе и обществе; 2.Составление летописей, очерков, хроник об исторических событиях, природных явлениях и т.д. 3.Формирование коллекций и экспозиций школьного музея, пополнение его фондов. 4.Поисковые экспедиции, походы по родному краю с целью выполнения заданий краеведческой, экологической направленности. 5.Работа в архивах, в музеях района и области. 6.Установление контактов и переписка. 7.Участие в районных и областных смотрах и конкурсах. 8.Встречи с ветеранами войны, труда, старожилами села, выпускниками школы. 9.Тимуровская работа. 10.Внеклассные мероприятия краеведческой направленности. Цель: Создание и упорядочение системы воспитания через средства краеведения, содействующей развитию личности, её индивидуальному самоопределению в социуме, духовно – нравственному формированию обучающихся. Задачи: 1.Воспитание у дошкольников и школьников патриотизма, бережного отношения к природному и культурному наследию родного края. 2.Приобщение учащихся к краеведческой и поисково-исследовательской деятельности. 3.Вовлечение в деятельность дошкольников, учащихся и их родителей, педагогов, односельчан, ранее не принимавших участие в мероприятиях по данному направлению. Направления программы. Историческое наследие: летопись малой Родины(история села Архангельского). Военная история: Великая Отечественная война. Культурное наследие: этнография. Летопись родных мест: история школы. Историческое наследие: летопись малой Родины. Задачи: 1.Изучение истории родного края, жизни и деятельности земляков, семейных родословных, летописи заброшенных деревень. 2.Составление летописи наших дней. Содержание: В рамках этой тематики проводятся исследования по изучению родного края. Возрождение России невозможно без возрождения памяти о наших предках. Процесс исторического развития немыслим без целенаправленной деятельности человека. В каждом историческом событии принимают участие люди – персонажи истории. У каждого есть своя судьба, своя жизнь, при изучении летописи своего рода можно выявить родственников, принимавших участие в исторических событиях. Военная история: Великая Отечественная война. Задачи: 1.Изучение военной истории России, истории Великой Отечественной войны, последствий военных времён на краеведческом материале села Волынцы, Ветлужского района, Нижегородской области. 2.Практический вклад в сохранение памятников погибшим воинам. 3.Дать представление о Великой Отечественной войне и современных военных конфликтах в восприятии участников и очевидцах событий. Содержание: Прошлое нашей Родины неразрывно связано с военным делом. С самого раннего периода Россия вынуждена была вести борьбу с внешними врагами. Многие исторические события и имена полководцев вошли в историю и стали известны в нашей стране и за рубежом. История Великой Отечественной войны стоит отдельным пунктом в военном прошлом страны. История войны – это не только боевые действия, это история промышленности, культуры, сельского хозяйства в этот период. Для более полного освещения и понимания военного времени краеведы обращаются непосредственно к людям, хранителям памяти о днях войны. Источником работы служат воспоминания и тех людей, чьё детство пришлось на годы войны. Краеведы ухаживают и поддерживают памятник павшим солдатам в селе Волынцы. Организуется сбор и оформление материала об участниках боевых действий современности, встречи с ними. Культурное наследие: этнография. Задачи: 1.Изучение культурного наследия жителей Ветлужского района и Нижегородской области, их семейного и общественного быта, хозяйственных занятий. 2.Изучение и возрождение местных промыслов и ремёсел. 3.Изучение местных традиций, народных преданий, праздников и обрядов. Содержание: Термин «культурное наследие» необходимо понимать достаточно широко, включая литературное, художественное, музыкальное творчество, фольклор, традиции, игры и т.д. Очень важно при изучении того или иного явления культуры, чтобы дети овладели его элементами, смогли исполнять произведения, изготовлять предметы. Материальная культура включает в себя жилище со всеми хозяйственными постройками, одежду, украшения, пищу, утварь, обувь. Духовная культура – это обычаи, обряды и праздники. Летопись родных мест: история школы. Задачи: 1.Изучение истории Архангельской школы, жизни и деятельности учителей и выпускников, её традиций. 2.Составление летописи наших дней. Содержание: В рамках этого направления проводятся исследования по изучению основных этапов становления системы образования в селе и его окрестностях. Выявляются выпускники, прославившие школу, и учителя, работавшие в разные периоды, внесшие наибольший вклад в дело обучения и воспитания молодёжи. Механизм реализации. Структура поисковой работы. Туристско – краеведческое движение учащихся Нижегородской области «Отечество» Штаб музея Архангельской школыПоисковые отряды Садиковая группа 1;4 классы 2;3 классы 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс Работа школьного музея строится на основании собственной программы. Программа состоит из четырех направлений:
2. Этнография (отдел школьного музея).
4. Летопись школы ( отдел школьного музея ). Схема взаимодействия. Школьная Дом детского библиотека творчества Районный краеведческий музей Совет школьного музея Школьные Детская организациямузеи района Ожидаемые результаты.
План реализации программы на 2009-2014 г.г.
Просветительская и массовая работа. Темы экскурсий: Обзорная экскурсия по школьному музею. Тематические: Великая Отечественная война. Герои Советского Союза – односельчане. Односельчане – участники войны. Труженики тыла. Учителя – участники Великой Отечественной войны. Подвиг первых ракетчиков. Мы с ними слиты памятью и сердцем. Солдатские письма. Н.Д.Громцев. История детского дома. Обзорная по летописи родных мест. Тематические: Участники гражданской войны. История создания Советов. История колхоза имени Ленина. История села Архангельское. Обзорная по летописи школы. Тематические: Директора школы. Выпускники, ставшие учителями. Выпускники, ставшие медиками. Выпускники – труженики сельского хозяйства. Учительские династии. По страницам школьных учебников. История детского движения. Обзорная по крестьянской избе. Тематическая : Промыслы и ремесла. |
Зачем нужно краеведение в школьной программе? В этом же году музей был паспортизирован, ему присвоено название «Школьный краеведческий музей», выдано свидетельство # 2747. Понятно,... | Аналитический отчет учителя истории и обществознания мкоу «Глубоковская... Музей, который не только может, но и должен стать эффективным средством реализации требований фгос | ||
Факультет гуманитарного образования Школьный музей как фактор формирования гражданственности и патриотизма на уроках истории и во внеклассной работе | Программа составлена на основе программы «Школьный музей» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Вологодского муниципального района | ||
План проведения Недели «Музей и дети» Классные часы «Летопись. Листая школьный альбом», посвященные Вечеру встречи школьных друзей | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Место проведения урока: моу сош №8 п. Комсомольский ( школьный музей), руководитель музея Таций О. Н | ||
Проект «Моя малая Родина» Окружающий мир Мероприятия в ходе работы над проектом: экскурсия по селу, экскурсия в школьный музей | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Обзорные экскурсии в школьный музей «Нет в России семьи такой, где б не памятен свой герой» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методическая разработка по теме «Школьный музей «Живая старина» как образовательный ресурс на уроках технологии» | «черноморская жемчужина» Еженедельный сборный тур для индивидуальных туристов Факультитивно. Для самостоятельного осмотра предлагаем посетить музеи – Художественный музей, Краеведческий музей, Музей Западного... | ||
Школьный музей Второе рождение музея «Гидрогеология и инженерная геология» Тульского государственного коммунально-строительного техникума, член-корреспондент мадютк,... | И тех, кого уж с нами нет, людей В моу сош с п. Кишпек одним из важных способов воспитания молодого поколения как истинного гражданина и патриота своей Родины является... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... На наш взгляд, поликультурное воспитание – одна из главных задач современного образования, и заметную роль в её решении может сыграть... | Города Ижевска Удмуртской Республики Проект «Школьный музей – территория творчества» моу сош №18 характеризует одно из направлений воспитательной работы школы – воспитание... | ||
Программа развития школьного краеведческого музея «Усадьба Смоленское» «Усадьба Смоленское» на 2013-2017 годы «Школьный музей как образовательный и социокультурный центр села Смоленское» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа дополнительного образования по музейной педагогике «Школьный музей» рассчитана на учащихся 8-11-х классов. Время освоения... |