Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 102.23 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации27.03.2014
Размер102.23 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Право > Программа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 11 г. Томска

Рассмотрено на Утверждаю:

педагогическом совете директор школы

Протокол № ________ ______А.Ю. Ястребов

«__»________ 2012г. Приказ № __________

«__»________ 2012 г.

Программа дополнительного образования

«Школьный музей»

модифицированная

(на основании авторской программы С. С. Сологуб «Здравствуй, школьный музей!»)

Автор-составитель:

Беч Е.С.,

педагог дополнительного образования

Томск - 2012

Пояснительная записка

Программа дополнительного образования по музейной педагогике «Школьный музей» рассчитана на учащихся 8-11-х классов. Время освоения программы: 306 часов в течение учебного года.

В современных условиях жизни российского общества, переживающего трудности становления правового государства и формирования демократичной рыночной экономики, воспитание подрастающих поколений стало главным социальным и государственным приоритетом. Уже выросло поколение российских граждан, которое отказалось от отживших ценностей “строителей коммунизма”, а новые – “строителей демократии”, еще только формируемые общественным сознанием, не усвоило. Стоит ли винить современную молодежь в бездуховности, злости и жестокости? На чьем опыте им учиться, кто может быть для них идеалом? Для правильного осмысления сложившейся ситуации и для необходимого воспитательного воздействия нужен “ключ”, положительный пример конкретных людей, таких же, как они сами, кому можно доверять, кто сталкивался с такими же проблемами и их преодолевал. Таким “ключом” в воспитательной работе школы может стать школьный музей, деятельность которого будет основана на принципах музейной педагогики.

Специфика гражданского воспитания учащихся средствами музейной педагогики связана с формированием музейно-визуальной компетентности школьников. Именно она позволяет осуществлять музейно-коммуникационный анализ на основе широкого круга знаний об элементах зрительного образа, средствах и приемах композиционного решения экспозиции, ценности, свойств музейного предмета и его функций в экспозиции, а также знаний об отображаемом экспозицией явлении. Гражданское воспитание школьников средствами музейной педагогики позволяет полноценно и эффективно влиять на процесс формирования мотивационно-ценностного, интеллектуального, деятельностного, эмоционально-волевого компонентов гражданственности.

Главной целью программы является создание модели формирования гражданственности учащихся на основе музейной коммуникации. Предлагаемая программа стремится через образовательные и воспитательные возможности музейной педагогики познакомить учащихся с особенностями музейной работы, формировать и развивать музейно-визуальную компетентность, содействовать их приобщению к историческому наследию школы, города, Отечества, способствовать профессиональной ориентации учащихся среднего звена для определения будущего профиля обучения в старшей школе.

Исторические знания, полученные ребятами в непосредственном общении с предметным миром прошлых эпох, должны стать для них личностно значимыми, познавательный интерес из эпизодического превратиться в устойчивый.

В ходе реализации программы были поставлены следующие задачи:

  • содействовать развитию научного мировоззрения и креативного мышления учащихся,

  • расширить исторический кругозор,

  • создать условия для приобретения опыта общения с культурно-историческими ценностями музея,

  • сформировать умения документирования исторических событий, посильно участвовать в создании экспозиции музея,

  • отработать навыки деятельности по сохранению историко-культурного наследия школы и города,

  • формировать активную гражданскую и патриотическую позицию,

  • воздействовать на формирование личностного, эмоционально окрашенного отношения к историческому прошлому,

  • создать условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка;

  • воспитывать любовь и уважение к прошлому своей школы, города и Отечества.

Планируемые результаты.

Основы научного мировоззрения, заложенные в ходе музейных занятий, позволят ребятам успешно освоить все этапы научно-исследовательской работы:

  • научатся работать с источниками разных типов: как с вещественными, так и с письменными, устными и информационными источниками,

  • освоят приемы внешнего и внутреннего анализа источников,

  • научатся формулировать проблему, цели и задачи исследования, отстаивать свою точку зрения,

  • получат навыки работы с научной и справочной литературой, а также навыки публичных выступлений (в ходе экскурсий, выступлений на школьных и городских научно-практических конференциях).

Благодаря работе в музее школьники получат возможность включиться в социально значимую деятельность по сохранению историко-культурного наследия школы, города и своей страны. Научатся выявлять и фиксировать новые источники по истории школы, применять меры по их сохранению в ходе ежегодного мониторинга состояния материально-технической базы музея. Научатся приемам камеральной обработки материала и освоят ведение музейной документации, правила хранения артефактов. Примут участие в реализации социально-значимых проектов, проводимых в учебном учреждении.

Отличительная черта обучения в музее – неформальность и добровольность. Особенностью обучения в музее является возможность максимально реализовать свои способности и удовлетворить интересы, оно стимулируется экспрессивностью, разнообразием и подлинностью музейных предметов. Обучение может осуществляться в форме музейных уроков, экскурсий, практической работы с фондами.

Итогом деятельности учащихся в конце учебного года должна стать творческая работа, тему и форму которой они выбирают самостоятельно. Лучшие работы станут фондом материалов музея или новой экспозицией на сайте школы, продолжив, таким образом, славную историю своего учебного учреждения.

Учебно-тематический план программы (306 часов)




Разделы и темы занятий

Кол-во часов

Форма и тип занятий

Виды работы учащихся

1

Введение

4

лекция

работа со словарем музееведа

Раздел 1. Работа по подготовке открытия школьного музея (26 часов)

2

Механизм открытия школьного музея.

6

урок

беседа, работа со словарем

3

Нормативно-правовая база деятельности школьного музея.

12

урок-практикум

практическая работа с документами

4

Деятельность совета школьного музея.

8

урок

работа со словарем

Раздел 2. Поисково-исследовательская работа в музее (68 часов)

5

Планирование, подготовка и проведение поисково-собирательской работы.

10

учебная лекция

работа со словарем

6

Общие правила оформления и заполнения полевых документов.

8

музейный урок

практическая работа

7

Тетрадь для записей воспоминаний и рассказов.

6

экскурсия по музею

знакомство с материалами музея

8

Анкетирование и интервьюирование.

10

беседа

практическая работа

9

Встречи с выпускниками разных лет.

30

беседа

интервьюирование

10

Итоговое обобщающее занятие по теме “Поисково-исследовательская работа в музее”.

4

викторина

самостоятельная работа

Раздел 3. Музейные фонды и работа с ними. (40 часов)

11

Исторические источники в музее.

10

экскурсия в краеведческий музей

знакомство с материалами музея

12

Шифрование предметов.

6

музейный урок

практическая работа

13

Основной и вспомогательный фонды музея.

8

лекция

работа со словарем

14

Включение материалов в фонд музея.

8

урок

работа со словарем, практическая работа

15

Фондовая работа в школьном музее.

8

лабораторная работа

практическая работа

Раздел 4. Экспозиционно-выставочная работа. (48 часов)

16

Концепция развития музея. Виртуальный музей.

10

урок с использованием ресурсов Интернет

практическая работа

17

Проектирование экспозиции.

10

музейный урок

практическая работа

18

Тематически-экспозиционный план (ТЭП) музея.

6

музейный урок

практическая работа

19

Какие бывают экспонаты?

10

Интернет экскурсия

знакомство с материалами музея

20

Экспонат в экспозиции музея.

8

музейный урок

практическая работа

21

 

Итоговое обобщающее занятие по теме “Музейные фонды и экспозиционно-выставочная работа в музее”.

4


викторина


самостоятельная работа

Раздел 5. Культурно-образовательная деятельность музея. (70 часов)

22

Возрастные особенности посетителей школьного музея.

8

учебная лекция

работа со словарем

23

Теория экскурсоведения.

10

учебная лекция

работа со словарем

24

Обзор экскурсий музея школы.

12

беседа

практическая работа

25

Подготовка к проведению экскурсий в музее школы.

20

беседа

практическая работа

26

Просветительские формы работы музея.

20

учебная лекция

работа со словарем

Раздел 6. Хранение. (16часов)

27

Сохранность предметов в экспозиции школьного музея

4

экскурсия по музею

практическая работа

28

Хранение предметов в фондах

8

музейный урок

практическая работа

29

Итоговое обобщающее занятие по темам: “Культурно-образовательная деятельность музея” и “Принципы хранения экспонатов”

4

викторина

самостоятельная работа

Раздел 7. Творческая работа. (34 часа)

30

Формы творческих работ.

8

музейный урок

творческая работа по выбору

31

Планирование, подготовка и реализация творческой работы.

10

консультация

творческая работа по выбору

32

Представление творческих работ.

12

презентация

творческая работа по выбору

33

Итоговый урок по курсу.

4

беседа

беседа

Итого: 306 часов.



Литература


  1. Богуславский С.Р. Школьный литературный музей-клуб: Книга для учителя: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1989.

  2. Борисов Н.С., Дранишников В.В., Иванов П.В., Кацюба Д.В. Методика историко-краеведческой работы в школе /Под ред. Н. С. Борисова. – М., 1982.

  3. Зенов А.З. Формы и методы работы краеведческого музея //Педагогический информационно-справочный вестник Оренбуржья. – Оренбург, 1995. – № 25.

  4. Китаев З.И., Терентьева А.О. Общее музееведение. – М.,1967.

  5. Крылова Н.Б. Культура как условие саморазвития личности // Новые ценности образования. – М., 1995. № 2

  6. Маслоу А. Мотивация и личность.– М., 2005

  7. Методика историко-краеведческой работы в школе. – М., 1982.

  8. Музей и школа: Пособие для учителей /Под общ. Ред. Т.А. Кудриной. – М., 1985.

  9. Новоселова А.С. Зобачева Р.Д. Музейная педагогика как средство саморазвития личности.– Пермь, 2000.

  10. Новые методы и технологии в школьном дополнительном дополнительном образовании. –М.,1998.

  11. Огоновская А.С. Актуализация личности учащихся средствами музейной педагогигки.// Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – Екатеринбург, 2007.

  12. Основы экскурсоведения: Учебное пособие /Под ред. Б.В. Емельянова. – М., 1985.

  13. Решетников Н.И. Школьный музей и краеведческая работа //Вестник детско-юношеского туризма в России, 1993. – № 5-6.

  14. Свиридова Н.В. Историческое образование школьников средствами музейной педагогики// Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».– М., Просвещение, 2005.

  15. Сейненский А.Е.Музей воспитывает юных.– М., 1988.

  16. Сейненский А.Е. Родной край: В помощь педагогу-краеведу. – М., 1994

  17. Смирнов В.Г. Художественное краеведение в школе. – М., 1987.

  18. Столяров Б.А. Музейная педагогика: история, теория, практика. – М., 2003.

  19. Школьные музеи. Из опыта работы /Под ред. В.Н. Столетова, М.П. Кашина. – М., 1977.

  20. Школьные музеи. Из опыта работы /Сост. А.Е. Сейненский. – М., 1977.

  21. Школьные музеи. Сб. документов. –М., 1987.

  22. Элькин Г. К., Огризко 3. А. Школьный музей: Пособие для учителей. – М., 1972.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск