Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 11 г. Томска
Рассмотрено на Утверждаю:
педагогическом совете директор школы
Протокол № ________ ______А.Ю. Ястребов
«__»________ 2012г. Приказ № __________
«__»________ 2012 г.
Программа дополнительного образования
«Школьный музей»
модифицированная
(на основании авторской программы С. С. Сологуб «Здравствуй, школьный музей!»)
Автор-составитель:
Беч Е.С.,
педагог дополнительного образования
Томск - 2012
Пояснительная записка
Программа дополнительного образования по музейной педагогике «Школьный музей» рассчитана на учащихся 8-11-х классов. Время освоения программы: 306 часов в течение учебного года.
В современных условиях жизни российского общества, переживающего трудности становления правового государства и формирования демократичной рыночной экономики, воспитание подрастающих поколений стало главным социальным и государственным приоритетом. Уже выросло поколение российских граждан, которое отказалось от отживших ценностей “строителей коммунизма”, а новые – “строителей демократии”, еще только формируемые общественным сознанием, не усвоило. Стоит ли винить современную молодежь в бездуховности, злости и жестокости? На чьем опыте им учиться, кто может быть для них идеалом? Для правильного осмысления сложившейся ситуации и для необходимого воспитательного воздействия нужен “ключ”, положительный пример конкретных людей, таких же, как они сами, кому можно доверять, кто сталкивался с такими же проблемами и их преодолевал. Таким “ключом” в воспитательной работе школы может стать школьный музей, деятельность которого будет основана на принципах музейной педагогики.
Специфика гражданского воспитания учащихся средствами музейной педагогики связана с формированием музейно-визуальной компетентности школьников. Именно она позволяет осуществлять музейно-коммуникационный анализ на основе широкого круга знаний об элементах зрительного образа, средствах и приемах композиционного решения экспозиции, ценности, свойств музейного предмета и его функций в экспозиции, а также знаний об отображаемом экспозицией явлении. Гражданское воспитание школьников средствами музейной педагогики позволяет полноценно и эффективно влиять на процесс формирования мотивационно-ценностного, интеллектуального, деятельностного, эмоционально-волевого компонентов гражданственности.
Главной целью программы является создание модели формирования гражданственности учащихся на основе музейной коммуникации. Предлагаемая программа стремится через образовательные и воспитательные возможности музейной педагогики познакомить учащихся с особенностями музейной работы, формировать и развивать музейно-визуальную компетентность, содействовать их приобщению к историческому наследию школы, города, Отечества, способствовать профессиональной ориентации учащихся среднего звена для определения будущего профиля обучения в старшей школе.
Исторические знания, полученные ребятами в непосредственном общении с предметным миром прошлых эпох, должны стать для них личностно значимыми, познавательный интерес из эпизодического превратиться в устойчивый.
В ходе реализации программы были поставлены следующие задачи:
содействовать развитию научного мировоззрения и креативного мышления учащихся,
расширить исторический кругозор,
создать условия для приобретения опыта общения с культурно-историческими ценностями музея,
сформировать умения документирования исторических событий, посильно участвовать в создании экспозиции музея,
отработать навыки деятельности по сохранению историко-культурного наследия школы и города,
формировать активную гражданскую и патриотическую позицию,
воздействовать на формирование личностного, эмоционально окрашенного отношения к историческому прошлому,
создать условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка;
воспитывать любовь и уважение к прошлому своей школы, города и Отечества.
Планируемые результаты.
Основы научного мировоззрения, заложенные в ходе музейных занятий, позволят ребятам успешно освоить все этапы научно-исследовательской работы:
научатся работать с источниками разных типов: как с вещественными, так и с письменными, устными и информационными источниками,
освоят приемы внешнего и внутреннего анализа источников,
научатся формулировать проблему, цели и задачи исследования, отстаивать свою точку зрения,
получат навыки работы с научной и справочной литературой, а также навыки публичных выступлений (в ходе экскурсий, выступлений на школьных и городских научно-практических конференциях).
Благодаря работе в музее школьники получат возможность включиться в социально значимую деятельность по сохранению историко-культурного наследия школы, города и своей страны. Научатся выявлять и фиксировать новые источники по истории школы, применять меры по их сохранению в ходе ежегодного мониторинга состояния материально-технической базы музея. Научатся приемам камеральной обработки материала и освоят ведение музейной документации, правила хранения артефактов. Примут участие в реализации социально-значимых проектов, проводимых в учебном учреждении.
Отличительная черта обучения в музее – неформальность и добровольность. Особенностью обучения в музее является возможность максимально реализовать свои способности и удовлетворить интересы, оно стимулируется экспрессивностью, разнообразием и подлинностью музейных предметов. Обучение может осуществляться в форме музейных уроков, экскурсий, практической работы с фондами.
Итогом деятельности учащихся в конце учебного года должна стать творческая работа, тему и форму которой они выбирают самостоятельно. Лучшие работы станут фондом материалов музея или новой экспозицией на сайте школы, продолжив, таким образом, славную историю своего учебного учреждения.
Учебно-тематический план программы (306 часов) №
| Разделы и темы занятий
| Кол-во часов
| Форма и тип занятий
| Виды работы учащихся
| 1
| Введение
| 4
| лекция
| работа со словарем музееведа
| Раздел 1. Работа по подготовке открытия школьного музея (26 часов)
| 2
| Механизм открытия школьного музея.
| 6
| урок
| беседа, работа со словарем
| 3
| Нормативно-правовая база деятельности школьного музея.
| 12
| урок-практикум
| практическая работа с документами
| 4
| Деятельность совета школьного музея.
| 8
| урок
| работа со словарем
| Раздел 2. Поисково-исследовательская работа в музее (68 часов)
| 5
| Планирование, подготовка и проведение поисково-собирательской работы.
| 10
| учебная лекция
| работа со словарем
| 6
| Общие правила оформления и заполнения полевых документов.
| 8
| музейный урок
| практическая работа
| 7
| Тетрадь для записей воспоминаний и рассказов.
| 6
| экскурсия по музею
| знакомство с материалами музея
| 8
| Анкетирование и интервьюирование.
| 10
| беседа
| практическая работа
| 9
| Встречи с выпускниками разных лет.
| 30
| беседа
| интервьюирование
| 10
| Итоговое обобщающее занятие по теме “Поисково-исследовательская работа в музее”.
| 4
| викторина
| самостоятельная работа
| Раздел 3. Музейные фонды и работа с ними. (40 часов)
| 11
| Исторические источники в музее.
| 10
| экскурсия в краеведческий музей
| знакомство с материалами музея
| 12
| Шифрование предметов.
| 6
| музейный урок
| практическая работа
| 13
| Основной и вспомогательный фонды музея.
| 8
| лекция
| работа со словарем
| 14
| Включение материалов в фонд музея.
| 8
| урок
| работа со словарем, практическая работа
| 15
| Фондовая работа в школьном музее.
| 8
| лабораторная работа
| практическая работа
| Раздел 4. Экспозиционно-выставочная работа. (48 часов)
| 16
| Концепция развития музея. Виртуальный музей.
| 10
| урок с использованием ресурсов Интернет
| практическая работа
| 17
| Проектирование экспозиции.
| 10
| музейный урок
| практическая работа
| 18
| Тематически-экспозиционный план (ТЭП) музея.
| 6
| музейный урок
| практическая работа
| 19
| Какие бывают экспонаты?
| 10
| Интернет экскурсия
| знакомство с материалами музея
| 20
| Экспонат в экспозиции музея.
| 8
| музейный урок
| практическая работа
| 21
| Итоговое обобщающее занятие по теме “Музейные фонды и экспозиционно-выставочная работа в музее”.
| 4
| викторина
| самостоятельная работа
| Раздел 5. Культурно-образовательная деятельность музея. (70 часов)
| 22
| Возрастные особенности посетителей школьного музея.
| 8
| учебная лекция
| работа со словарем
| 23
| Теория экскурсоведения.
| 10
| учебная лекция
| работа со словарем
| 24
| Обзор экскурсий музея школы.
| 12
| беседа
| практическая работа
| 25
| Подготовка к проведению экскурсий в музее школы.
| 20
| беседа
| практическая работа
| 26
| Просветительские формы работы музея.
| 20
| учебная лекция
| работа со словарем
| Раздел 6. Хранение. (16часов)
| 27
| Сохранность предметов в экспозиции школьного музея
| 4
| экскурсия по музею
| практическая работа
| 28
| Хранение предметов в фондах
| 8
| музейный урок
| практическая работа
| 29
| Итоговое обобщающее занятие по темам: “Культурно-образовательная деятельность музея” и “Принципы хранения экспонатов”
| 4
| викторина
| самостоятельная работа
| Раздел 7. Творческая работа. (34 часа)
| 30
| Формы творческих работ.
| 8
| музейный урок
| творческая работа по выбору
| 31
| Планирование, подготовка и реализация творческой работы.
| 10
| консультация
| творческая работа по выбору
| 32
| Представление творческих работ.
| 12
| презентация
| творческая работа по выбору
| 33
| Итоговый урок по курсу.
| 4
| беседа
| беседа
| Итого: 306 часов.
|
Литература
Богуславский С.Р. Школьный литературный музей-клуб: Книга для учителя: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1989.
Борисов Н.С., Дранишников В.В., Иванов П.В., Кацюба Д.В. Методика историко-краеведческой работы в школе /Под ред. Н. С. Борисова. – М., 1982.
Зенов А.З. Формы и методы работы краеведческого музея //Педагогический информационно-справочный вестник Оренбуржья. – Оренбург, 1995. – № 25.
Китаев З.И., Терентьева А.О. Общее музееведение. – М.,1967.
Крылова Н.Б. Культура как условие саморазвития личности // Новые ценности образования. – М., 1995. № 2
Маслоу А. Мотивация и личность.– М., 2005
Методика историко-краеведческой работы в школе. – М., 1982.
Музей и школа: Пособие для учителей /Под общ. Ред. Т.А. Кудриной. – М., 1985.
Новоселова А.С. Зобачева Р.Д. Музейная педагогика как средство саморазвития личности.– Пермь, 2000.
Новые методы и технологии в школьном дополнительном дополнительном образовании. –М.,1998.
Огоновская А.С. Актуализация личности учащихся средствами музейной педагогигки.// Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – Екатеринбург, 2007.
Основы экскурсоведения: Учебное пособие /Под ред. Б.В. Емельянова. – М., 1985.
Решетников Н.И. Школьный музей и краеведческая работа //Вестник детско-юношеского туризма в России, 1993. – № 5-6.
Свиридова Н.В. Историческое образование школьников средствами музейной педагогики// Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».– М., Просвещение, 2005.
Сейненский А.Е.Музей воспитывает юных.– М., 1988.
Сейненский А.Е. Родной край: В помощь педагогу-краеведу. – М., 1994
Смирнов В.Г. Художественное краеведение в школе. – М., 1987.
Столяров Б.А. Музейная педагогика: история, теория, практика. – М., 2003.
Школьные музеи. Из опыта работы /Под ред. В.Н. Столетова, М.П. Кашина. – М., 1977.
Школьные музеи. Из опыта работы /Сост. А.Е. Сейненский. – М., 1977.
Школьные музеи. Сб. документов. –М., 1987.
Элькин Г. К., Огризко 3. А. Школьный музей: Пособие для учителей. – М., 1972.
|