Программа составлена на основе программы «Школьный музей»





Скачать 196.65 Kb.
НазваниеПрограмма составлена на основе программы «Школьный музей»
Дата публикации27.01.2015
Размер196.65 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Культура > Программа
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Вологодского муниципального района

«Дом детского творчества»



«Утверждено»

Методический совет

протокол №

от_______________

«Утверждено»

Директор МБОУ ДОД ВМР

«Дом детского творчества»

______________М.Т. Козырева

«__»___________20 г.

Дополнительная общеразвивающая программа туристско - краеведческой направленности
Музейное дело

Возрастной состав учащихся: 10 -17 лет

Вид образовательной программы: модифицированная

Срок реализации программы: 4 года

Педагог дополнительного образования

Кумзерова Галина Владимировна


п. Майский

2010

Пояснительная записка.

Программа составлена на основе программы «Школьный  музей» В.Е.Туманова, методическое пособие, изд. третье, дополненное. М.: Министерство образования и науки, ФЦДЮТ и К, 2006

 Программа  « Музейное дело» предполагает обучение учащихся учреждений основного образования детей основам краеведения и музейного дела в процессе создания и обеспечения деятельности  школьного   музея .
Цели программы:

1. Вовлечение детей в общественно полезную научно-исследовательскую деятельность по изучению, охране и популяризации историко-культурного и природного наследия родного края средствами краеведения и музейного дела.

2. Развитие творческих способностей детей, формирование их гражданского сознания и патриотизма на основе краеведения и музееведения.

3. Формирование у детей устойчивых навыков, необходимых в демократическом обществе: самореализация, самоуправление и самообслуживание, критика и самокритика, социальная активность и дисциплина, инициативность и ответственность, высокая нравственность и трудолюбие.

Возраст детей, участвующих в реализации программы - 10 -17 лет

Курс рассчитан на 4 года обучения.

Тематическое наполнение и часовая нагрузка отражены в  учебно-тематическом  плане.

Формы и режим занятий: занятия проводятся на базе школьного краеведческого музея 4 часа в неделю в форме творческих мастерских, предусматриваются встречи с носителями народных традиций, экскурсии.

Специфика организации занятий по  программе  заключается в параллелизме и взаимосвязанности краеведческой и музееведческой составляющих курса. Осуществление такого подхода создаёт условия для комплексного изучения истории, культуры и природы края музейно-краеведческими средствами. Проведение занятий по этой схеме даёт возможность обучающимся получать знания и представления по истории, культуре, и природе родного края, выявлять темы и проблемы, требующие музейно-краеведческого исследования, изучать методики проведения таких исследований и осуществлять их в процессе практических занятий и в свободное время.

Подобное построение занятий позволяет дать учащимся знания, необходимые для:

- реализации регионального компонента по различным предметам основного курса обучения;

- осуществления музейно-краеведческих исследований как формы дополнительного образования;

- организации систематической деятельности  школьного   музея  как  учебно-воспитательного  и досугового центра учреждения образования.

 Программа  «Музейное дело» осуществляется как  учебно-деятельностная  и предполагает не только обучение детей теоретическим основам краеведения и музееведения, но и включение их в конкретную музейно-краеведческую деятельность в рамках программы туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации «Отечество», что позволяет обучающимся принимать участие в научно-практических конференциях, краеведческих олимпиадах и других мероприятиях.

Особым компонентом  программы  может быть постоянно действующая научная экспедиция учащихся учреждения образования по изучению и охране историко-культурного и природного наследия родного края музейно-краеведческими средствами. В экспедиции могут принимать посильное участие все учащиеся учреждения образования. Такая деятельность может быть организована в летний период в краеведческом лагере.
Таким образом,  программа  « Музейное дело» предполагает осуществление трёх социально-культурных функций:

  1. Совершенствование форм и методов обучения и воспитания учащихся средствами краеведения и музееведения.

  2. Организация деятельности  школьного   музея  как научно-исследовательского,  учебно  – воспитательного и досугового центра.

  3. Организация участия обучающихся в туристско-краеведческих движениях, федеральных, региональных и местных  программ  музейно-краеведческими средствами.

В процессе обучения по  программе  учащиеся получают возможность специализации в исполнении различных ролевых функций и в тематике музейно-краеведческих исследований.

Последовательность изучения тем краеведческой составляющей курса может варьироваться. Темы: «Экскурсионная работа в  школьном   музее», «Связи со школьными музеями региона» (взаимопосещение, переписка), «Совет школьного музея», «Участие в областных, районных и межшкольных мероприятиях» могут рассматриваться с первого года обучения.

Для проведения занятий по отдельным темам могут привлекаться специалисты в данной области.

Для  программы  составлен список рекомендуемой литературы.

Ожидаемый практический результат:

Для учащихся:

1 В воспитательном плане ожидаются позитивные изменения духовно – нравственного развития школьников; в ходе реализации  программ  у учащихся будет целенаправленно формироваться историческое сознание.

2. Учащиеся должны научиться приёмам и методам ведения научно-исследовательской деятельности.

3.Предполагается рост профессионального мастерства юных экскурсоводов.
Для  школьного музея : Активация работы школьного  музея , расширение сферы и методов использования его воспитательного потенциала.
Подведение итогов: промежуточная аттестация после 1-ого года обучения проводится в форме игры; после 2-ого года обучения - в форме краеведческой конференции;

итоговая аттестация - зачёт проводится в форме рефератов или экскурсии (по выбору учащихся)

 Учебно-тематический  план

п/п Содержание  программы 

Теоретические занятия

(кол-во часов)

Практические занятия

(кол-во часов)

Всего

Ι год обучения.

1.Введение. Понятие музей. Виды музеев.

2

2

4

2. Музеи Вологодской области.

2

12

14

3. Всероссийское туристско -краеведческое движение обучающихся Российской Федерации «Отечество»

4

10

14

4. Наследие в  школьном   музее 

2

4

6

5. Функции  школьного   музея 

2

8

10

6. Родной край в истории государства российского

4

10

14

7. Организация  школьного   музея 

2

14

16

8. Моя семья и родной край

4

14

18

9. Комплектование фондов  школьного   музея 

4

12

16

10. Наша школа в истории края

2

10

12

11. Экскурсионная работа в  школьном   музее 

2

4

6

12.Связи со школьными музеями региона (взаимопосещение, переписка)




2

2

13.Участие в областных, районных и межшкольных мероприятиях




2

2

Промежуточная аттестация

-

2

2

Всего в Ι год обучения.







136

ΙΙ год обучения.










14. Учёт и хранение краеведческих материалов в полевых условиях

2

6

8

15. Социально-экономическая история края

6

12

18

16. Фонды  школьного   музея 

4

12

16

17. Формы работы в  школьном   музее 

4

16

20

18. Культурное наследие родного края

4

18

22

19. Учёт и описание музейных предметов

4

22

26

20. Военная слава земляков

4

16

20

21. Ветераны - труженики тыла

2

10

12

11. Экскурсионная работа в  школьном   музее (продолжение)




6

6

12. Связи со школьными музеями региона (взаимопосещение, переписка -(продолжение)




2

2

22 Совет школьного музея

1

1

2

13. Участие в областных, районных и межшкольных мероприятиях (продолжение)




2

2

Промежуточная аттестация

2

2

4

Всего во ΙΙ год обучения.







136

ΙΙΙ год обучения.










23. Ветераны - труженики тыла

2

10

12

24. Экспозиция  школьного   музея 

4

22

26

25. Тексты в музейной экспозиции

2

6

8

26. Наше природное наследие

4

12

16

27. Русская изба

2

6

8

28. Архитектурный комплекс

4

4

8

11. Экскурсионная работа в  школьном   музее (продолжение)

8

20

28

12.. Связи со школьными музеями региона (взаимопосещение, переписка -(продолжение)

2

6

8

22. Совет школьного музея (продолжение)

2

4

6

13 Участие в областных, районных и межшкольных мероприятиях (продолжение)




4

4

Итоговая аттестация

Всего в ΙΙΙ год обучения.




2

2

136ч.


Содержание  программы 

Тема 1. Введение. Понятие музей. Виды музеев (4 часа)

Теоретические занятия (2 часа)

Понятие музей. Виды музеев: краеведческие, исторические, комплексы под открытым небом, литературные. Словарь музейных терминов. Федеральный Закон «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»

Практические занятия (2 часа) Игра «Музеи мира». Творческое сочинение учащихся «Музей, который я хотел бы посетить вместе с друзьями»
Тема 2. Музеи Вологодской области (14 часов)

Теоретические занятия (2 часа)

Музеи Вологодской области – хранители культурно-исторического и духовного наследия края.

Практические занятия (12 часа) Составление справочника «По земле Вологодской»

Экскурсии 1. Краеведческий музей. Вологда. 2. Краеведческий музей. С. Кубенское
Тема 3. Всероссийское туристско-краеведческое движение обучающихся Российской Федерации «Отечество» (14 часов)

Теоретические занятия (4 часа)

Цели, задачи, участники музейного движения. Целевые  программы . Формы участия в движении.  Школьный   музей  как организационно – методический центр движения в школах города. Организация участия учащихся в местных, региональных и всероссийских краеведческих  программах 

Практические занятия (10 часов)

Подготовка и проведение музейно-краеведческой конференции по принятию туристско-краеведческой  программы  школы.
Тема 4. Наследие в  школьном   музее  (6 часов)

Теоретические занятия (2часа)

Понятие об историко-культурном и природном наследии. Формы бытования наследия. Законодательство об охране объектов наследия. Краеведение как комплексный метод выявления и изучения наследия. Музеефикация объектов наследия как способ их охраны и использования.

Практическое занятие (4 час)

Творческое сочинение учащихся «Наследие, которым я дорожу»
Тема 5. Функции  школьного   музея  (10 часа)

Теоретические занятия (2 часа)

Полуфункциональность  школьного   музея : межпредметный  учебный  кабинет; детский клуб; общественная организация, объединяющая детей и взрослых разных поколений; творческая лаборатория педагогов и учащихся; способ документирования истории природы и общества родного края; форма сохранения и представления материальных и духовных объектов наследия; школа профессиональной ориентации детей.

Практическое занятие (8часов) Подготовка и проведение музейных занятия для учащихся начальных классов «Деньга денежка» (4 группы), для учащихся средних классов «Распахнутая земля»
Тема 6. Родной край в истории государства российского (14 часов)

Теоретические занятия (4 часа)

Мифология по истории заселения родного края. Первые упоминания местности в официальных источниках. Основные вехи истории края в контексте истории государства. Уникальные особенности природы, истории и культуры родного края.

Практические занятия (10 часа)

Экскурсия по достопримечательным объектам природы, истории и культуры родного края.
Тема 7. Организация  школьного   музея  (22 часа)

Теоретические занятия (2 часа)

 Школьный   музей  как общественное  учебно-исследовательское  объединение учащихся. Профиль и название  музея . Формы организации, ролевые функции, права и обязанности актива  школьного   музея . Учредительные документы  школьного   музея .

Практические занятия (20 часов)

Подготовка проектов, обсуждение и принятие Устава (Положения) и концепции  школьного   музея . Выборы исполнительных органов  школьного   музея : Совета  школьного   музея , руководителя  школьного   музея , формирование рабочих групп, выборы их руководителей. Обсуждение функций Совета содействия (попечителей)  школьного   музея  и утверждение его состава.

Проект «Лицо школьного музея»

Экскурсия: Вологда. Музей купца Самарина.
Тема 8. Моя семья и родной край (20 часов)

Теоретические занятия (4 часа)

Что такое семья, род? Семейные предания, традиции и реликвии. Семейный архив. Памятные события в истории семьи. Биографии членов семьи, рода. Составление родословных таблиц. Описание семейного архива и семейных реликвий.

Практические занятия (16 часа)

Запись воспоминаний и рассказов членов семьи о событиях, связанных с историей архивов и реликвий. Обсуждение собранных материалов. Создание проектов.
Тема 9. Комплектование фондов  школьного   музея  (16часов)

Теоретические занятия (4 часа)

Организация поисково-собирательской работы. Выбор темы музейно-краеведческого исследования. Планирование работы. Специальное снаряжение. Изучение события, явления. Выявление и сбор предметов музейного значения. Сбор дополнительной информации об исторических событиях, природных явлений и предметах музейного значения. Назначение полевой документации. Обеспечение научной и физической сохранности находок. Меры безопасности в процессе походов, экспедиций, других полевых изысканий.

Практические занятия (12 часа)

Разработка и обсуждение концепции комплектования собрания  школьного   музея . Определение объектов и источников комплектования. Составление планов поисково-собирательной деятельности. Распределение обязанностей между участниками поисково-собирательной работы. Разработка маршрутов походов и экспедиций.
Тема 10. Наша школа в истории края (12 часов)

Теоретические занятия (2 часа)

История школы.  Школьные  традиции и достопримечательности. Учителя и выпускники школы, их след в истории края. Публикации о школе, её учителях и выпускниках. Летопись школы.  Школьный   музей  и архив. Источники по истории школы в районных, городских, областных и республиканских архивах.

Практические занятия (10 часов)

Выявление педагогов и выпускников школы разных лет. Запись воспоминаний и рассказов педагогов и выпускников, выявление у них материалов по истории школы. Переписка с педагогами и выпускниками, живущими за пределами родного края. Ведение исторической хроники и летописи школы.

Тема 11. Учёт и хранение краеведческих материалов в полевых условиях (10 часов)

Теоретические занятия (2 часа)

Организация учёта и обеспечения сохранности краеведческих материалов в процессе экспедиций, походов, других полевых исследований – одна из основных научных задач комплектования фондов  школьного   музея . Суть занятий: научная, юридическая и физическая сохранность предметов музейного значения.

Шифровка предметов музейного значения и их охрана в полевых условиях. Специальное снаряжение для транспортировки краеведческих материалов.

Практическое занятие (8 часов)

Изучение формуляров полевых документов. Изготовление полевых документов учёта и описания краеведческих материалов. Проведение деловой игры-практикума по ведению полевых документов в соответствии с ролевыми функциями актива  школьного   музея .
Тема 12. Социально-экономическая история края (18 часов)

Теоретические занятия (6 часа)

Основные этапы социального и экономического развития края. Особенное и уникальное в истории края. Специфические особенности развития промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, коммуникаций. Взаимосвязь социально-экономической истории края с природно-климатическими условиями и природными ресурсами. Этнические особенности родного края. Население края - главное его богатство.

Практические занятия (12часов)

Изучение опубликованных источников по социально-экономической истории края. Выявление объектов музейно-экономической истории края. Выявление объектов музейно-краеведческих исследований. Пилотажные обследования потенциальных источников комплектования собрания  школьного   музея . Ведение летописи родного края.
Тема 13. Фонды  школьного   музея  (16 часов)

Теоретические занятия (4 часа)

Структура и состав собрания  школьного   музея : основной и научно-вспомогательные фонды, музейные коллекции. Основные принципы формирования фондов и коллекций. Организация учёта фондов  школьного   музея . Обеспечение сохранности музейных предметов: температурно-влажностный и световой режимы хранения. Реставрация музейных предметов и их передача в фонды государственных и муниципальных  музеев  и архивов. Что нельзя хранить в  школьном   музее .

Практические занятия (12 часов)

Игра-практикум по разработке структуры музейного собрания, формированию основного и научно-вспомогательного фондов, тематических, систематических и персональных коллекций.
Тема 14 Формы работы в  школьном   музее  (22 часа)

Теоретические занятия (4 часа) Музейные технологии: Как создаются интерактивные экспозиции? Что такое межмузейный образовательный проект?

Практические занятия: Создание проектов интерактивных экспозиций. Создание межмузейного образовательного проекта.
Тема 15. Культурное наследие родного края (22 часа)

Теоретические занятия (4 часа)

Понятие о культурном наследии. Материальные и духовные объекты культурного наследия. Живая культура. Разнообразие объектов культурного наследия на территории края. Основные приёмы выявления, учёта и описания объектов культурного наследия. Мониторинг объектов культурного наследия. Музеефикация объектов культурного наследия.

Практические занятия (18 часов)

Выявление и пилотажное обследование объектов культурного наследия на территории родного края. Игра-практикум по составлению паспортов объектов культурного наследия.
Тема 16. Учет и описание музейных предметов (30 часов)

Теоретические занятия (4 часа)

Задачи учета и научного описания музейных предметов. Система учета музейных фондов: главная инвентарная книга, инвентарные книги и коллекционные описи, паспорта музейных предметов и вспомогательные картотеки.

Практические занятия (26 часов)

Ролевая игра- практикум по разработке системы документов учёта и описания музейных предметов, составлению паспортов музейных предметов.
\Тема 17. Военная слава земляков (20 часов)

Теоретические занятия (4 часа)

Военные традиции земляков. Жители родного края – участники ВОВ и других военных действий. Выпускники школы в рядах Вооруженных Сил России. Военные реликвии семьи. Служба в армии - -почетная обязанность гражданина России.

Практические занятия (16 часов)

Выявление ветеранов ВОВ, выпускников школы - кадровых военных или прошедших действительную военную службу. Сбор информации у родственников и знакомых. Ведение картотеки участников ВОВ и других военных действий. Книга Памяти школы.
Тема 18. Ветераны - труженики тыла (12 часов)

Теоретические занятия (2 часа)

Вологодская деревня в годы Великой Отечественной войны.

Практические занятия (10 часов)

Выявление ветеранов – тружеников тыла. Сбор информации у родственников и знакомых. Встречи с ветеранами.
Тема 19. Экспозиция  школьного   музея  (34 часов)

Теоретические занятия (4 часа)

Концепция экспозиции  школьного   музея . Тематико-экспозиционный план и архитектурно - художественное решение экспозиций. Виды экспозиций: тематическая, систематическая, монографическая, ансамблевая экспозиция. Экспозиционное оборудование. Основные приёмы экспонирования музейных предметов. Обеспечение сохранности музейных предметов в экспозиционном использовании.

Музейные выставки: стационарные, передвижные, фондовые.

Практические занятия (30 часов)

Подготовка предложений и проектов: концепции, тематико-экспозиционного плана и архитектурно-художественного решения, их обсуждение.
Тема 20. Тексты в музейной экспозиции ( 8 часа)

Теоретические занятия (2 час)

Назначение текстов в экспозиции. Виды озаглавливающих и сопроводительных текстов. Правила составления этикеток к экспонатам. Приёмы размещения текстов в экспозиции.

Практические занятия (6 часа)

Игра-практикум по составлению этикетажа к экспонатам. Приёмы размещения текстов в экспозиции.
Тема 21. Наше природное наследие (16 часов)

Теоретические занятия (4 часа)

Природно-климатические условия, геологическое строение и рельеф, почвы, водные ресурсы, растительность, животный мир региона. Объекты природного наследия родного края, их выявление, охрана и музеефикация. Экологические проблемы края. Мониторинг природного наследия.

Практические занятия (12 часов).

Выявление объектов природного наследия родного края, их учёт и разработка  программ  охранных мероприятий. Составление «Красной книги флоры и фауны родного края». Сбор материалов для гербариев, образцов почв, геологических коллекций, фотографий и рисунков фауны, природных ландшафтов для  школьного   музея .
Тема 22. Русская изба (8 часов)

Теоретические занятия (2 часа)

Практические занятия (6 часов).
Тема 23. Архитектурный комплекс(8)

Теоретические занятия (4 часа)

Практические занятия (4 часов). Экскурсия в архитектурный музей под открытым небом «Русская деревня». Семёнково.
Тема 24. Экскурсионная работа в  школьном   музее  (40 часов)

Теоретические занятия (10 часа)

Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного наследия музейными средствами. Виды экскурсий: обзорная, тематическая,  учебная . Приёмы подготовки экскурсии с использованием опубликованных источников, научной и популярной литературы, материалов музейного собрания. Мастерство экскурсовода: речь, внешний вид, свободное владение материалом, этика.

Практические занятия (30 часов)

Практикум по разработке текстов экскурсий по выбранной теме. Репетиции и проведение экскурсий.
Тема 25. Связь со школьными    музеями региона  (12 часов)

Теоретические занятия (2 часа)

Практические занятия (10 часов) Взаимопосещение, переписка
Тема 26 Совет школьного музея (8)

Теоретические занятия (2 часа)

Практические занятия (6 часов)
Тема 27. Участие в областных, районных и межшкольных мероприятиях (8 часов)

Практические занятия (8часов)
Тема 28 Промежуточная и итоговая аттестация (8 часов).

Теоретические занятия (2 часа)

Практические занятия (6 часов)

Список литературы

1.Актуальные вопросы деятельности общественных  музеев ./Труды Государственного исторического музея. Вып.52; под общ. ред. А.Б. Закс и Л.Е . Янбых - М., 1980.

2.Голышева Л.Б. Музейная педагогика/Преподавание истории в школе №2, 2003 г.

3.Методика историко-краеведческой работы в школе, под ред. Н.С. Борисова. М., 1982

4.Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. Обучение жизненно важным навыкам в школе. Спб., 2002.

5. Работа со школьниками в краеведческом музее: Сценарии занятий: Учеб.-метод. Пособие/ Под ред. Н.М. Ланковой. – М.:Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2001- Воспитание и доп. Образование детей.

6.Родин А.Ф., Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории, М., 1974.

7.Садкович Н.П., Практические рекомендации по созданию текста истории школы/Преподавание истории в школе «2, 2003 г.

8. Сборник научных трудов по музейной педагогикеГосударственного биологического музея. – М.:Издательство ИКАР, 2008

9.Смирнов В.Г., Художественное краеведение в школе, М., 1987.

10. Туманов Е.В.Школьный музей- хранитель народной памяти. методическое пособие, изд. третье, дополненное. М.: Министерство образования и науки, ФЦДЮТ и К, 2006

11. Юхневич М.Ю. Образовательный музей (педагогический, школьный, детский). М.: Некоммерческое партнёрство «Современные технологии в образовании и культуре»,- 2007.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа составлена на основе программы «Школьный музей» iconПрограмма составлена на основе авторской программы краеведческого...
Программа составлена на основе авторской программы краеведческого образования Л. К. Ермолаевой «Санкт-Петербург – город-музей»
Программа составлена на основе программы «Школьный музей» iconЗачем нужно краеведение в школьной программе?
В этом же году музей был паспортизирован, ему присвоено название «Школьный краеведческий музей», выдано свидетельство # 2747. Понятно,...
Программа составлена на основе программы «Школьный музей» iconАналитический отчет учителя истории и обществознания мкоу «Глубоковская...
Музей, который не только может, но и должен стать эффективным средством реализации требований фгос
Программа составлена на основе программы «Школьный музей» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа дополнительного образования по музейной педагогике «Школьный музей» рассчитана на учащихся 8-11-х классов. Время освоения...
Программа составлена на основе программы «Школьный музей» iconФакультет гуманитарного образования
Школьный музей как фактор формирования гражданственности и патриотизма на уроках истории и во внеклассной работе
Программа составлена на основе программы «Школьный музей» iconОбразовательная программа разработана с учетом современных образовательных...
Туристско-краеведческая направленность программы позволяет совместить учебно-познавательную деятельность с организацией досуга. Программа...
Программа составлена на основе программы «Школьный музей» iconПлан проведения Недели «Музей и дети»
Классные часы «Летопись. Листая школьный альбом», посвященные Вечеру встречи школьных друзей
Программа составлена на основе программы «Школьный музей» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Место проведения урока: моу сош №8 п. Комсомольский ( школьный музей), руководитель музея Таций О. Н
Программа составлена на основе программы «Школьный музей» iconПроект «Моя малая Родина» Окружающий мир
Мероприятия в ходе работы над проектом: экскурсия по селу, экскурсия в школьный музей
Программа составлена на основе программы «Школьный музей» iconРабочая программа немецкий язык, 5 класс, основное общее образование...
Преподавание ведется по умк авторов И. Л. Бим, Л. И. Академический школьный учебник «Немецкий язык. 5 класс». М. «Просвещение» 2010...
Программа составлена на основе программы «Школьный музей» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обзорные экскурсии в школьный музей «Нет в России семьи такой, где б не памятен свой герой»
Программа составлена на основе программы «Школьный музей» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методическая разработка по теме «Школьный музей «Живая старина» как образовательный ресурс на уроках технологии»
Программа составлена на основе программы «Школьный музей» iconРабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного...
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно- правовых документов
Программа составлена на основе программы «Школьный музей» icon«черноморская жемчужина» Еженедельный сборный тур для индивидуальных туристов
Факультитивно. Для самостоятельного осмотра предлагаем посетить музеи – Художественный музей, Краеведческий музей, Музей Западного...
Программа составлена на основе программы «Школьный музей» iconШкольный музей Второе рождение музея
«Гидрогеология и инженерная геология» Тульского государственного коммунально-строительного техникума, член-корреспондент мадютк,...
Программа составлена на основе программы «Школьный музей» iconИ тех, кого уж с нами нет, людей
В моу сош с п. Кишпек одним из важных способов воспитания молодого поколения как истинного гражданина и патриота своей Родины является...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск