Программа составлена на основе авторской программы краеведческого образования Л. К. Ермолаевой «Санкт-Петербург город-музей»





Скачать 475.46 Kb.
НазваниеПрограмма составлена на основе авторской программы краеведческого образования Л. К. Ермолаевой «Санкт-Петербург город-музей»
страница1/2
Дата публикации26.05.2015
Размер475.46 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Культура > Программа
  1   2







по истории и культуре Санкт-Петербурга

наименование учебного предмета, курса
учебный предмет
для 7 класса
Сведения об авторе (-ах) Самулевич Татьяна Владимировна, учитель истории

Количество часов по учебному плану 34
Программа составлена на основе авторской программы краеведческого образования Л.К. Ермолаевой «Санкт-Петербург – город-музей»
Учебник: Ермолаева Л.К. История и культура Санкт-Петербурга. Часть 1.

с древнейших времен до начала XVIII века). – СПб.: СМИО Пресс, 2011

Год составления (начала реализации) программы 2013
Программа учебного курса «ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Санкт-Петербург – город-музей» составлена на основе авторской программы по истории и культуре Санкт-Петербурга Л.К. Ермолаевой.
Идея содержания программы

Процесс формирования петербургского наследия непрерывен. Каждый горожанин помимо собственной воли и желания прини­мает в нем участие. Однако каждый петербуржец сам определяет свою роль в этом процессе: потребителя или хранителя, разруши­теля или создателя наследия.

Цель программы:

Способствовать тому, чтобы, подросток смог воспринимать:

• городские объекты, музейные экспозиции, семейные релик­вии, городские и семейные традиции как наследие, необходи­мое всем петербуржцам (в том числе и лично ему), оставлен­ное предками и обогащаемое ныне живущими;

• себя как «наследника Великого Города», «пользователя» петер­бургского наследия и участника процесса его формирования.
Задачи программы «Санкт-Петербург – город-музей»

1. Формировать познавательный интерес к изучению города, предоставив каждому ученику возможность установить связь между петербургскими памятниками, музейными экспонатами, традициями и памятниками, традициями всемирного культурного наследия.

2. Способствовать пониманию учащимися ценности (значимости) петербургского наследия как части всемирного, для чего необходимо расширить имеющиеся у них знания:

- о петербургских музейных экспозициях, памятниках городской среды и традициях, имеющих «связь» с культурой других времен и народов;

- о создателях и хранителях этого уникального петербургского наследия.

3. Способствовать формированию у учащихся умений, необходимых им в учебной и повседневной жизни:

- ориентироваться по карте города;

- ориентироваться в реальном городском пространстве;

- работать с источниками информации о го­роде;

- применять полученные знания в новых учеб­ных ситуациях и повседневной жизни.

4. Совершенствовать общеучебные умения

5. Выражать впечатление от памятников на­следия и их создателей, проявлять отношение к городу и его изучению.
Общая характеристика программы учебного предмета «История и культура Санкт-Петербурга»

Программа учебного предмета «История и культура Санкт-Петербурга» — это комплекс программ учебных курсов для раз­ных возрастных групп: «Санкт-Петербург — город-му­зей», «История и культура Санкт-Петербурга». Программы объединены единой целевой ус­тановкой: создать условия для духовно-ценностной и практиче­ской ориентации учащихся. Следовательно все программы кур­сов имеют ценностно- и практикоориентированный харак­тер. Вместе с тем каждая из них решает конкретные задачи, со­ответствующие определенному уровню возрастных познава­тельных возможностей учащихся.

Содержание программы учебного предмета «История и куль­тура Санкт-Петербурга» имеет комплементарный характер. Содержание программы учебного курса построено с использованием элементов историко-краеведческого подхода («История и культура Санкт-Петербурга»). В то же время между содержанием разных программ имеются межкурсовые связи: многие темы, сюжеты, памятники, традиции повторяются в программах разных кур­сов. В результате чего школьники осваивают отдельные объек­ты, различные стороны жизни города с разных методологиче­ских позиций.

Содержание программ учебных курсов истории и культуры Санкт-Петербурга в определенной степени опирается на повсе­дневный опыт школьников, а также перекликается с другими учебными дисциплинами; «Санкт-Петербург — город-музей» — с курсами все­общей истории и мировой художественной культуры; «История и культура Санкт-Петербурга» — с курсами истории России, литера­туры и мировой художественной культуры. Межпредметные связи, заложенные в программах учебных курсов, позволяют уче­никам актуализировать (применять) полученные ранее знания в новых учебных ситуациях, осознавать значение Петербурга в ис­тории и культуре России, мира, оценивать петербургские памят­ники и традиции.

Организация процесса освоения учащимися «своего места» — города, в котором они живут, это творческий процесс. Необходимо учитывать место расположения школы, особенности рай­она, уровень познавательных возможностей конкретных детей, степень заинтересованности родителей и многие другие факторы. Именно поэтому развертывание содержания программы учебного предмета «История и культура Санкт-Петербурга» носит вариа­тивный характер:

• педагог сам определяет необходимый, по его мнению, мате­риал из предложенного в программе перечня дидактических единиц (памятников, традиций, персоналий).

Программы учебных курсов для всех возрастных групп содер­жат обязательный компонент — учебные прогулки, экскурсии, без которых немыслимо освоение реального города.
Концепция краеведческого образования в школах Санкт-Петербурга.

Перед любым педагогом стоят три глобальных вопроса: За­чем ребенку изучать свой город, край? Что нужно изучать, что­бы достичь намеченной цели? Каким образом надо организовать процесс обучения?
Зачем необходимо ребенку изучать свой город, край?

Это необходимо для того, чтобы петербуржец ориентировался в культурном пространстве города и имел представление о возмож­ных путях самореализации в нем:

• понимал свою связь с окружающим микромиром; умел гра­мотно взаимодействовать с ним; осознавал проблемы окру­жающего микромира;

• осознавал ценность, значимость наследия края для себя, для современных жителей края;

• воспринимал наследие города и края как часть отечественно­го и всемирного культурного наследия (наследие города соз­давалось, используя накопленный Человечеством опыт, од­нако оно неповторимо, уникально, поэтому обогатило отече­ственное и всемирное наследие);

• интересовался жизнью края; умел самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем его объекте, о дея­тельности людей, предприятий, учреждений, о трудоустрой­стве; активно использовал культурный потенциал Санкт-Пе­тербурга (востребовал его).

Таким образом, цель педагогического коллектива, учителей краеведения - создать условия для духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в их жизненном про­странстве.

«Создание условий» для духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в окружающем их мире подразумевает сис­темный подход в краеведческом образовании.

Система краеведческого образования подразумевает:

• целенаправленный образовательный процесс, включающий учебную, внеклассную и внешкольную краеведческую дея­тельность учащихся (взаимодействие школы, семьи и других социокультурных учреждений города);

• целенаправленную учебную краеведческую деятельность, включающую учебный предмет «История и культура Санкт-Петербурга» и фрагментарное введение краеведческого мате­риала в другие учебные предметы; бинарные и интегрирован­ные уроки, задания;

• программу учебного предмета, рассчитанную на несколько лет, позволяющую ученику последовательно осваивать зна­ния о городе и крае, необходимые ему для осознания ценно­сти окружающего мира и возможностей города для самореа­лизации каждого горожанина (то есть для реализации цели краеведческого образования).
Система краеведческого обра­зования в рамках образовательной программы школы.

Важнейший компонент в системе школьного краеведческого образования — краеведческий учебный предмет, программу кото­рого осваивают все учащиеся. Поэтому небольшой по количеству часов краеведческий курс — своеобразный камертон системы. Ориентируясь на него, отбирается местный материал в другие учебные дисциплины, во внеклассную и внешкольную работу, оп­ределяются виды познавательной деятельности учащихся.

Краеведческий компонент в других предметных областях позволяет ученикам рассматривать один и тот же местный мате­риал с разных позиций, что закрепляет краеведческие знания, способствует их интеграции, а также содействует формированию умений, необходимых для самостоятельной познавательной дея­тельности по изучению края. При этом возрастает и степень осоз­нания значимости наследия края.

Краеведческий компонент в учебных дисциплинах имеет раз­ную содержательную нагрузку. Во-первых, это могут быть крае­ведческие темы, сюжеты, которые вводятся в соответствии с программой курса истории, литературы, географии и т. д. Этот мате­риал может изучаться как синхронно с краеведческим курсом, так и асинхронно.

Во-вторых, краеведческий материал может быть введен в дру­гие учебные дисциплины в качестве фона, исходного материала для решения образовательных и развивающих задач этих курсов. (На­пример, местный материал используется для составления упраж­нений по русскому языку, математических задач, текстов по ино­странному языку и т. д.)

Важную роль в активной познавательной деятельности уча­щихся по освоению краеведческого материала, а также в разви­тии умений, в формировании познавательного интереса к изуче­нию края играет внеклассная работа. Краеведческий блок в ней должен быть согласован по содержанию и видам познавательной деятельности учащихся с задачами воспитательной работы шко­лы и программой краеведческого курса.

В соответствии с целями краеведческого образования внеклас­сные мероприятия можно условно разделить на три группы.

К первой группе относятся мероприятия, на которых участ­ники являются «потребителями» информации (традиционные классные часы, экскурсии, проводимые экскурсионными бюро, туристическими фирмами, встречи с представителями местной администрации, молодежных организаций, бюро трудоустрой­ства и т. д.). Благодаря этим мероприятиям у учащихся расши­ряются и углубляются сведения, полученные на уроке.

Вторая группа мероприятий — продолжение ученической дея­тельности, начатой на уроке. Подготовка и проведение увлека­тельных по форме мероприятий (праздники-инсценировки, иг­ры, «живые» газеты, выставки, вернисажи творческих работ) позволяют ученикам не только актуализировать знания, полу­ченные на уроке, но и расширить, углубить их в самостоятель­ной деятельности. Главное, что такие мероприятия способствуют формированию познавательного интереса к изучению края, со­действуют самореализации ребенка.

Следующая группа мероприятий позволяет применять знания и умения, приобретенные на уроках. Среди них мероприятия, за­вершающие самостоятельную интеллектуальную деятельность Учеников (защита рефератов, олимпиады, конкурсы) и позволяю­щие выразить свое отношение к городу, краю (акции по благоуст­ройству, охране окружающей среды, восстановительные работы).

В этой группе мероприятий выделяются и долгосрочные: поиско­вые экспедиции, исследования состояния окружающей среды (в том числе памятников истории и культуры), социологические оп­росы, пропаганда краеведческих знаний (лекции, экскурсии, пуб­ликации в средствах массовой информации (СМИ)).

Введение краеведческого материала в разные учебные дис­циплины и во внеклассную работу должно быть согласовано. Избыточность местного материала также неразумна, как и его недостаточность. Необходимо специальное планирование краеведческого компонента в образовательной программе, в ко­тором намечаются уроки межпредметных связей, бинарные, интегрированные уроки, интегрированные задания, внекласс­ные мероприятия (в том числе экскурсии, поисковые экспеди­ции, практическая деятельность школьников и т. д.).

Необходимым условием для духовно-ценностной и практиче­ской ориентации учащихся в окружающем их жизненном про­странстве является связь школы с другими компонентами обра­зовательного пространства и образовательной среды. Возмож­ные направления взаимодействия:

• сотрудничество с учреждениями дополнительного образования (центром, координирующим деятельность учреждений допол­нительного образования, является Дворец творчества юных);

• участие в общероссийских, областных, городских акциях, движениях, экспедициях;

• использование культурного потенциала края, города (связь с му­зеями, экскурсионными фирмами, театрами, библиотеками);

• вовлечение в процесс краеведческого образования органов местной администрации, молодежных движений, средств массовой информации;

• вовлечение родителей в процесс краеведческого образования детей (особенно в начальной школе: совместные классные ме­роприятия, совместное выполнение творческих заданий; со­вместные занятия; лекторий для родителей).
Что нужно изучать, чтобы достичь намеченной цели?

Окружающий горожанина мир чрезвычайно многогранен. В нем соединяются Природа и Культура. Рельеф местности, во­доемы, климат — создание Природы. Заводы, банки, транспорт, здания, мосты, живописные и музыкальные произведения, тра­диции повседневной жизни и многое другое — творение Челове­ка.

В содержании учебного предмета «История и культура Санкт-Петербурга» многогранность города выражается следую­щими содержательными линиями:

• природный ландшафт, топография, облик города;

• город — «зеркало» и «арена» истории;

• город — центр образования, просвещения и науки;

• город — центр экономики;

• город — центр художественной культуры;

• город — местожительства горожан.

В процессе формирования окружающего мира немаловаж­ную роль играет Время. Любая эпоха вносит свои коррективы в облик, экономику, повседневную культуру Города. Каждое по­коление людей идет по «следу» предшествующих, оставляя свой «след» для потомков. Вследствие этого системообразую­щим понятием в краеведческих учебных курсах, способствую­щим освоению ребенком разносторонних знаний о городе и крае и оценке значимости окружающего мира, является понятие «наследие».

Исходя из существующих в научной литературе определений понятия «наследие», наиболее оптимальным для школьного кур­са истории представляется следующее: совокупность памятников природы, истории и культуры, расположенных в пределах данной территории; местные традиции; места хранения и трансляции па­мятников и традиций (музеи, библиотеки, театры и т. д.), которы­ми пользуются современные жители края. «Памятник» и «тра­диция» являются основными дидактическими единицами в учеб­ном краеведческом курсе, именно их изучают дети.

Следует отметить, что в педагогическом смысле «памятник на­следия» - это не только всемирно известное здание или монумент, уникальный природный заповедник или музейный экспонат, но и жилые дома рядовой застройки, промышленные объекты, улич­ные фонари, сквер около дома, предметы повседневного быта, фо­тографии из семейного альбома... Все они имеют особую ценность (значимость) для горожан: утилитарную (приносят практическую пользу, используются в наши дни); эстетическую (могут являться образцами красоты); историческую (хранят память о прошлом); Духовную (аккумулируют в себе общечеловеческие ценности и нравственные нормы); научно-техническую и пр.

Памятники культурного наследия — это не только объекты, созданные в прошлом. Сегодня строятся набережные, прокла­дываются дороги и улицы, возводятся здания и мосты, ставятся новые спектакли, издаются книги, появляются новые предме­ты быта, рождаются новые традиции... Очевидцами, участника­ми этого созидательного процесса являются современные жите­ли города. Через несколько лет создаваемое сегодня станет на­следием и будет напоминать о жителях начала XXI века. Имен­но поэтому современные городские сооружения, события, тра­диции тоже становятся важными объектами изучения.

Условно можно выделить следующие группы памятников:

Памятники природы, которые определяют некоторые осо­бенности развития экономики края, придают неповторимый об­лик деревне, городу, краю, определяют некоторые условия жиз­ни людей. Среди них: памятники природы, сохранившиеся в первозданном виде, и природно-культурные памятники, создан­ные руками людей (каналы, пруды, сады, парки, скверы).

Памятники истории и культуры, которые раскрывают разнообразные стороны жизнедеятельности людей в разные ис­торические периоды, и сегодня напоминают о достижениях и проблемах, об уникальности конкретного края и его связях с другими отечественными и зарубежными регионами. Памятни­ки истории и культуры условно можно разделить на недвижи­мые и движимые.

Недвижимые памятники - это сооружения, которые нахо­дятся в определенном месте, хранят память о времени своего создания, причинах, обусловивших их создание, достижениях техники, создателях, исторических событиях, жизни и деятель­ности людей, связанных с этими объектами.

Движимые памятники истории и культуры - это музейные экспонаты и произведения искусства, архивные документы, пись­менные источники и литературные произведения, предметы бы­та, карты, фотографии (в том числе семейные архивы, реликвии).

Движимые и недвижимые памятники напоминают о людях, их создавших, а также о тех горожанах, чья судьба тем или иным об­разом была связана с этими памятниками, о местных традициях(образовательных, трудовых, научных, религиозных, этнических, культурных, художественных, литературных, школьных, семей­ных, этических и др.) исчезнувших и сохранившихся до наших дней. Существуют как позитивные, так и негативные традиции.
Каким образом организовать процесс освоения памятников наследия и культурных традиций?1

Важнейшим условием, необходимым для духовно-ценност­ной и практической ориентации учащихся в окружающем ми­ре, является организация их активной познавательной деятель­ности при знакомстве с городом и краем. В учебной и внекласс­ной работе требуется использование методов, приемов и тех­нологий развивающего обучения, а также, по возможности, личностно-ориентированного и деятельностного подходов в образовании. Необходимо создавать такие педагогические си­туации, при которых учащиеся:

• приобретают «вкус и желание» (познавательный интерес) к изучению города;

• делают открытия в знакомом городском окружении, ис­пользуя повседневный опыт, знания и умения, полученные на уроках по другим учебным предметам;

• приобретают знания в поиске ответов на познавательные и оценочные задания;

• развивают умения «видеть» детали городской среды, само­стоятельно их «расшифровывать», «читать» и, главное, «оце­нивать»;

• применяют полученные знания и умения в новых учебных ситуациях, в практической деятельности.

При таком подходе город может превратиться для ребенка в развивающую среду, благодаря которой петербуржец в течение всей жизни может открывать новые для себя памятники, сторо­ны жизни города, расширять свой кругозор; оценивать собы­тия, происходящие в городе; понимать достижения и проблемы города.
Задачи программы «История и культура Санкт-Петербурга» и прогнозируемые результаты её освоения учащимися 7-9 классов


Задачи

Прогнозируемые результаты

1. Продолжить формирование устойчивого познавательного интереса к городу, предоста­вив каждому ученику возмож­ность выявить уникальность пе­тербургского наследия, связь сегодняшнего Санкт-Петербур­га с прошлым, увидеть перспек­тивы дальнейшего развития города

Формирование познавательного ин­тереса к изучению города частично выражается:

• в желании совершить познава­тельные прогулки по городу, в музеи; в чтении дополнительной литературы; в желании выпол­нять творческие задания;

• в желании следить за событиями, происходящими в городе;

• в стремлении реализовать свои знания и умения, принять уча­стие в конкретных практических делах исследованиях, мониторингах и т. д.

2. Способствовать пониманию учащимися значимости (цен­ности) петербургского насле­дия для современных петер­буржцев, для чего необходимо углубить и расширить имею­щиеся у ребенка знания:
— об этапах формирования при-родно-культурного и культур­ного наследия Санкт-Петербур­га (что необходимо для пони­мания непрерывности этого процесса);

— о конкретных памятниках и традициях разных эпох, рас­крывающих одну из граней пе­тербургского наследия: исто­рии, экономики, образования, науки и т. д. (что необходимо для понимания значимости го­родских объектов, петербург­ских традиций);
— о знаменитых и рядовых соз­дателях петербургского насле­дия — представителях различ­ных эпох, разных сословий и национальностей; об условиях их жизни и проблемах, схожих и отличающихся от современ­ных; о путях преодоления этих проблем; об особенностях эти­ки поведения горожанина (петербуржца), (что необходимо школьникам для понимания тра­диционности некоторых про­блем городской жизни; понима­ния роли каждого горожанина как носителя городской (петер­бургской) культуры);
— о специфике Петербурга — «морские ворота России», быв­шая столица, «культурная сто­лица», «город-музей» (что не­обходимо подростку для вос­приятия себя как жителя Ве­ликого Города);

— о значении города как цен­тра края отечественной, а за­тем и мировой культуры, что необходимо для понимания его роли в жизни региона (Ле­нинградской области), России, мира


Выпускники 9 класса

— грамотно произносят, пишут и используют термины и понятия, обозначенные в программе;

— указывают хронологические рам­ки этапов формирования наследия Санкт-Петербурга, в том числе постсоветского периода; называют важнейшие для каждого периода исторические события; соотносят их с памятниками наследия;

— называют конкретный памятник или группу памятников, разъясня­ют о какой гране или гранях петер­бургского наследия они «рассказы­вают» (об истории, экономике, обра­зовании, науке или др.)> объясняют их ценность (утилитарную, истори­ко-культурную, общественную зна­чимость или др.) для современников и в настоящее время;

— называют петербургские тради­ции, разъясняют причины их появ­ления или исчезновения, рассказы­вают о них, оценивая их позитив­ные и негативные стороны;
— называют фамилии знаменитых петербуржцев (в том числе и жите­лей XXI в.), соотносят их с соответ­ствующими памятниками насле­дия, рассказывают об их жизнедея­тельности, высказывают свое мне­ние о вкладе каждого из них в куль­турное наследие Санкт-Петербурга;

разъясняют особенности форми­рования петербургского населения и специфику его состава (в том чис­ле и XXI в.); указывают условия жизни горожан (жителей импер­ской столицы, советского города, постсоветского города); перечисля­ют традиционные проблемы горо­жан и городского хозяйства; расска­зывают об особенностях быта горо­жан; выявляют связи с сегодняшним днем; объясняют роль каждого горо­жанина в жизни города;
раскрывают основные положе­ния содержания Устава Санкт-Пе­тербурга; узнают, описывают и объясняют герб Санкт-Петербурга; узнают и описывают флаг города; знают мелодию и слова гимна;

объясняют возможности, пре­доставляемые городом для реализа­ции жизненных планов людей;
объясняют на конкретных при­мерах последствия природно-географических условий для форми­рования культурного наследия на­шего края и Санкт-Петербурга;

— указывают основные периоды раз­вития нашего края, объясняют роль Петербурга в развитии края (Ленинградской области), связи на­шего края со странами Балтийского региона, Европы, мира

3. Способствовать дальнейше­му формированию у учащихся умений, необходимых им в учебной и повседневной жизни:

• ориентироваться по карте города;

• ориентируются в реальном го­родском пространстве;

• воспринимают разнообраз­ные памятники культурного наследия как многоплановые источники информации;


• применять знания в учебной и повседневной ситуации



Ориентируются по различным ви­дам карт (карта транспорта, досто­примечательностей, историческая, экологическая, Topplan и др.), ре­комендованным учителем:

— находят на карте нужные объекты;

— прокладывают оптимальные мар­шруты;

— читают карты как источник ин­формации.
Ориентируются в реальном город­ском и музейном пространстве

(по природным ориентирам, по ад­ресу, по городским ориентирам и доминантам, по маршрутному лис­ту, по картам):

объясняют необходимость со­блюдения правил поведения горо­жанами; бережного отношения к памятникам наследия; оценивают поведение горожан; решают ситуа­ционные задачи; дают оценку соб­ственного поведения;

регулярно посещают учебные экскурсии и прогулки; сообщают одноклассникам об «открытиях», сделанных во время самостоятель­ных учебных прогулок; следят за событиями в городе по СМИ, Ин­тернету и др. источникам.
Умеют:

извлекать необходимую инфор­мацию из разных письменных ис­точников (справочников, науч­но-популярной литературы, Интер­нета);

— узнавать объект по изображе­нию, по деталям, по описанию; «ис­следовать» изображение (рассмат­ривать, выделять главное, сравни­вать с другими изображениями); соотносить с реальным объектом го­рода;

— самостоятельно «считывать» ин­формацию из реальных городских объектов и музейных экспонатов, делать вывод о значение (значимо­сти) этого петербургского памятни­ка; составлять отчет об исследован­ном городском объекте (заполнить Лист прогулки);

— «добывать» информацию от род­ственников, горожан как от источ­ников краеведческой информации (формулировать вопросы; проводить анкетирование; брать интервью).
Умеют:

разъяснить, объяснить роль кон­кретных памятников, традиций, людей в определенный период исто­рии города, их значение для разви­тия культуры города, используя ра­нее полученные знания (из повсе­дневного опыта по другим учебным дисциплинам, из СМИ, музейных экспозиций, дополнительной лите­ратуры, сайтов Интернета);

применять полученные знания и умения в реальной жизни (в обще­нии с одноклассниками, младшеклас­сниками, родителями, гостями го­рода; в различных житейских си­туациях: найти адрес, перейти ули­цу, вызвать водопроводчика, выбрать нужное учебное заведение и т. д.)

4. Способствовать совершенст­вованию общеучебных умений учащихся.

Умеют:

сравнивать, сопоставлять ре­альные памятники, а также и их изображения;

работать с текстом, выделять главную мысль в тексте, составлять план, отвечать на познавательные задания, поставленные к тексту; го­товить сообщения; работать над уче­ническим рефератом;

работать с наглядным материа­лом;

обосновывать, аргументиро­вать, доказывать свой ответ (мне­ние, точку зрения, оценку);

— извлекать необходимую инфор­мацию из рассказа учителя, одно­классника, задавая им вопросы

5. Содействовать выражению учащимися собственного впе­чатления от памятников на­следия и их создателей, прояв­лению ими собственного отно­шения к городу и его изучению

Формирование ценностного отно­шения к наследию Петербурга у учащихся частично выражается

в их оценках и суждениях о кон­кретных объектах, традициях, дея­тельности горожан, культурном по­тенциале города, его роли в жизни России, о проблемах города;

— в выполнении творческих зада­ний (среди которых задание «Ка­ким предстает перед тобой образ Го­рода?»);

— в их повседневной жизни;

— в участии их в городских акциях



Содержание программы

Введение

Понятия «культура», «город – «сгусток» культуры», «культурное наследие», «памятники культурного наследия», «традиции»; «наш край», «краеведение».

Город – результат деятельности Человека. Время определяет облик города, его благоустройство. Природа определяет некоторые характерные черты города.

Процесс формирования природного ландшафта нашего края.

Освоение Человеком территории нашего края в древности.
РАЗДЕЛ 1. НАШ КРАЙ ДО ОСНОВАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

(с древнейших времен до 1703 года) - 12 часов

Введение

Средневековье в Европе, Балтийском регионе. Источники по истории и культуре нашего края в период до основания Петербурга.
Тема 1. Из глубины веков…

Первые жители края – финно-угорские (прибалтийско-финские) и славянские племена. Занятия жителей края. Быт, верования жителей края. Варяги на территории края.

Международный торговый путь по рекам и озерам края. Старая Ладога – древнейшее поселение на берегу реки Волхов. Жители Ладоги, их занятия. Значение Ладоги как древнейшей столицы Руси, защитнице Новгорода. Облик древней Ладоги. Старинный каменный храм Руси – Георгиевский храм в Ладоге.
Тема 2. В составе Великого Новгорода (1136 – 1478 гг.)

Роль Новгорода в Древней Руси. Значение нашего края в жизни Новгородской республики: пограничные земли, транзитные торговые пути с прибалтийскими городами. Военные события на территории края. Значение для Руси Невской битвы. Памятники Александру Невскому на территории края, в Петербурге.

Нева – важная водная артерия. Ландскрона – первое укрепление на невских берегах. Крепость Орешек. Заселение невских берегов. Поселения в дельте Невы.
Тема 3. В составе Московской Руси (1478 – 1617 гг.)

Присоединение Новгорода к Москве. Роль нашего края в составе Московской Руси.

Деревни на территории края. Поселения по берегам Невы и в устье реки (деревни и Невское устье). Крепости на территории края: облик укреплений, торгово-ремесленные посады (на примере Орешка).

Разорительные последствия опричнины и Ливонской войны для края.

События начала XVII века на территории края. Столбовский мирный договор.
Тема 4. По обычаям средневековой Москвы, но... (1617 – 1703 гг.)

Жизнь крестьян в восточной (московской) части края.

Тихвин – единственный город восточной части края. Особенности возникновения, планировки Тихвина, занятия жителей города и их быт.

Тихвинский Успенский (Богородице-Успенский) монастырь – центр православной, художественной культуры края, хозяин земель и города.
Тема 5. Под властью Шведского королевства (1617 – 1703 гг.)

Территория края, отошедшая под власть Шведского короля. Изменения, происшедшие в крае, в дельте Невы.

Шведская бастионная крепость на берегу Невы в дельте реки Охта. Шведский торгово-ремесленный город Ниен. Жизнь его обитателей.

Село Спасское и жизнь его обитателей.

Переселенцы на невские берега из Финляндии.
Повторение и обобщение темы
РАЗДЕЛ 2. САНКТ- ПЕТЕРБУРГ – ИМПЕРСКАЯ СТОЛИЦА (XVIII– начало ХХ вв.)
Тема 6. Первоначальный Санкт-Петербург (1703 – 1725 гг.) - 7-9 часов

История невских берегов в первой четверти XVIII в. Северная война на территории края. Возвращение Россией дельты Невы. Оборонительные сооружения: крепость на Заячьем острове, Кроншлот, Адмиралтейская крепость-верфь, батареи на Васильевском острове, невские берега. Памятники, напоминающие об оборонительной функции рождающегося города (один из объектов по усмотрению учителя: планировка Петропавловской крепости, Петровские ворота, памятник Василию Корчмину на 8 линии Васильевского острова, гравюра А. Ростовцева).

Санкт-Петербург – центр экономики России. Город – «окно в Европу»: порт на Троицкой площади. Город – родина Балтийского военного флота: Адмиралтейская верфь. Литейный двор. Монетный двор. Памятники (топонимы) и традиции, напоминающие о первоначальном значении Петербурга как торгового, промышленного центра России. (* Отбор материала по усмотрению учителя).

Санкт-Петербург – новая столица России. Памятники, напоминающие о столичном значении города: царские дворцы, здание Двенадцати коллегий. Петербург – центр политической истории: празднование побед в Северной войне, объявление России империей, первый узник Петропавловской крепости. Православные храмы – памятники православным традициям: Петропавловский, Исаакиевский, Троицкий. Памятники победам в Северной войне: Сампсониевский, Пантелеймоновский деревянные храмы. Александро-Невский монастырь – традиция православной культуры. Новая традиция – возведение иноверческих храмов в столице России.

Санкт-Петербург - новый для России город. Карта города в 1725 г. (*) Города, послужившие образцом при строительстве Санкт-Петербурга. Облик Санкт-Петербурга по гравюрам. (* Отбор гравюр по усмотрению учителя). Первый градостроительный план и «следы» его реализации в современном городе. Архитектурный стиль – раннее барокко. Памятники раннего барокко. (* Отбор объектов по усмотрению учителя: Меншиковский дворец, Кунсткамера).

Санкт-Петербург – центр образования, просвещения, художественной культуры – город светской культуры. Образование – «путь в профессию»: Морская академия. Кунсткамера – центр просвещения. Санкт-Петербург – центр светского искусства в России: живописные полотна в Русском музее, Меншиковском дворце. (* Отбор материала по усмотрению учителя). Зарождение европейского театрального и музыкального искусства в новом городе.

Санкт-Петербург – место жительства горожан. Условия жизни первых петербуржцев: управление, проблемы горожан и их решение, благоустройство города. Быт разных слоев населения. (* Отбор материала по усмотрению учителя: экспозиции Меншиковского дворца, выставка в Комендантском доме Петропавловской крепости.) Городские праздничные традиции. Отношение петербуржцев к городу.

Образ города в поэзии, живописных произведениях, в восприятии людей
Повторение и обобщение темы
Тема 7. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ ПОСЛЕ ПЕТРА I (1725-1801 гг. - 12 – 15 час

Введение. Характеристика исторического периода. Источники

Санкт-Петербург – «арена» и «зеркало» истории. Смена императоров на российском престоле; события, происходящие в связи с этим в Петербурге. Памятники и традиции, напоминающие об исторических событиях того времени. (Отбор объектов по усмотрению учителя: Чесменская церковь, обелиски в Рыбацком и Усть-Ижоре; памятники Румянцеву и Суворову).

Санкт-Петербург – столичный город. Императорский дворец, императорский двор: быт, нравы придворных второй четверти ХУIII в. Памятные места, памятники, напоминающие о жизни императриц и императорского двора. (Отбор объектов по усмотрению учителя: церкви св. Симеона и Анны, топонимы – Конюшенные улицы, Конюшенная площадь; дворцы Аничков, Шуваловский, Воронцовский, Зимний; Воскресенский монастырь – Смольный собор).

Санкт-Петербург в последней четверти ХУ111 в. – дворянская столица эпохи просвещенного абсолютизма и «золотого века дворян». Памятники, напоминающие о жизни императрицы и придворных. (* Отбор материала по усмотрению учителя: императорский дворец, Эрмитажная коллекция, Эрмитажные собрания, дворцы Мраморный, Таврический, усадьбы Державина, Дашковой).

Карта и облик города. Карты города конца ХУIII века: Нева – главная улица города, рост города на левом берегу, «невский трезубец». План П. Еропкина и его реализация. Градостроительный план А. Квасова и его реализация.

Облик города дворцов и слобод по гравюрам М. Махаева, запискам иностранцев. Облик строящегося регулярного города по произведениям Б. Патерсона, Ф. Алексеева, запискам иностранцев.

Санкт-Петербург – центр российского образования, просвещения, науки. Центры дворянского образования. (отбор объектов по усмотрению учителя: кадетские корпуса, Смольный институт). Академия художеств. Воспитательный дом. (*) Школа при лютеранской церкви св. Петра – «Петершуле».

Первая в России Академия наук: здания, ученые и их деятельность. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом межпредметных связей: А. Нартов, Л. Эйлер, И. Шумахер, Ж. Делиль, М. Ломоносов, В. Тредиаковский, С. Крашенинников, И. Лепешинский, С. Гмелин или другие). Деятельность Российской Академии. Президент академий Е. Дашкова.

Санкт-Петербург – центр художественной культуры. Столица как центр развития российской литературы и литературного языка; творчество придворных поэтов; произведения драматургов (отбор материала по усмотрению учителя с учетом межпредметных связей: В. Тредиаковский, М. Ломоносов, А. Сумароков, Д. Фонвизин). Развитие театрального искусства в столице. (* Отбор материала по усмотрению учителя: гастроли иностранных оперных и балетных трупп; рождение балетной школы и российского театра; театр во времена Екатерины 11). Развитие живописи, скульптуры в столице: петербургские Мастера и их произведения, хранящиеся в Русском музее. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом межпредметных связей: В. Боровиковский, А. Лосенко, Ф. Шубин или другие). Развитие архитектуры и сохранившиеся памятники архитектуры. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых и межпредметных связей: Ф. Растрелли, С. Чевакинский, Д. Кваренги, И. Старов, Ю. Фельтен, А. Ринальди, Н. Львов, или другие.) Первый монумент, установленный в России – памятник Петру 1 (Медный всадник) – символ Санкт-Петербурга.

Санкт-Петербург – экономический центр. Торговое значение города. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых связей: петербургский порт, буяны, Гостиный двор на Невском проспекте, рынки, первые магазины). Промышленные предприятия в городе. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых связей: предприятия петровского времени; императорская порцелиновая фабрика; ремесленные мастерские). Дворцовая слобода: Владимирская церковь и топонимы, хранящие память о дворцовых мастерах (Свечной, Кузнечный, Стремянная).

Санкт-Петербург – место жительства горожан. Особенности роста населения и его состава. Условия жизни горожан: управление столицей, проблемы городской жизни, городское хозяйство. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых связей: освещение, мощение улиц, сточные канавы, мосты, набережные, продовольственные рынки, первая больница, Главпочтампт и другое). Особенности быта разных слоев населения. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых связей: различие в быту дворян и других горожан). Праздничные традиции в столице. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых связей).

Образ города в поэзии, живописных произведениях, в восприятии людей.
Повторение и обобщение темы
Тема 8. Наш край в ХVIII в.

Взаимозависимость нового города и края. Помощь края в строительстве Санкт-Петербурга. Изменения, происшедшие в жизни края, вследствие появления нового города. (строительство каналов, трактов (шоссе), города Новая Ладога, дворянских усадеб). Императорские загородные резиденции: Петергоф, Царское Село, Павловск, Гатчина.
Повторение и обобщение
Учебники и учебные пособия, допущенные к использованию

исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга – Комитетом по образованию
1. Ермолаева Л.К. История и культура Санкт-Петербурга, Часть 1.(с древнейших времен до начала ХVIII в.) – СПб.СМИО Пресс. 2011

2. Ермолаева Л.К. История и культура Санкт-Петербурга, Ч.2 (XIX век – начало XX века). – СПб.СМИО Пресс. 2011

3. Ермолаева Л.К. История и культура Санкт-Петербурга, Ч.3 (XX век – начало XXI века). – СПб. СМИО Пресс. 2011

4. История и культура СПб. Атлас с контурными картами в 2-х частях – СПб, изд-во ЗАО «Карта».
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН: ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА: 7 класс – 34 часа




Тема

Количество часов

1

Введение

2

2

Раздел I. НАШ КРАЙ ДО ОСНОВАНИЯ ПЕТЕРБУРГА

(с древнейших времен до 1703 года)

10

3

Раздел II. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ – СТОЛИЦА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (1703-1801 гг.) – 22 часа




Тема 1. Первоначальный Санкт-Петербург (1703–1725гг.)

7

Тема 2. Санкт-Петербург после Петра 1 (до 1801 гг.)

14

4

Итоговое обобщение

1

Итого

34



  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа составлена на основе авторской программы краеведческого образования Л. К. Ермолаевой «Санкт-Петербург город-музей» iconРабочая программа по предмету «история и культура санкт-петербурга»...
Составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной...
Программа составлена на основе авторской программы краеведческого образования Л. К. Ермолаевой «Санкт-Петербург город-музей» iconПланирование составлено по программе Л. К. Ермолаевой. Учебное пособие:...
Учебное пособие: Ермолаева Л. К., Искровская Л. В, Штейн Н. Г., Давыдова С. А. Петербург – город музей. Петербургская тетрадь. Ч....
Программа составлена на основе авторской программы краеведческого образования Л. К. Ермолаевой «Санкт-Петербург город-музей» iconРеферата «г. Санкт-Петербург, как символ новой культуры, великое...
Актуальность темы. Санкт-Петербург один из основных смысловых образов русской культуры. Это город-программа, город-концепция, имеющий...
Программа составлена на основе авторской программы краеведческого образования Л. К. Ермолаевой «Санкт-Петербург город-музей» iconРабочая программа по истории для X-XI классов составлена на основе...
Программа составлена на основе авторской программы О. В. Волобуева «История. Россия и мир. 10-11 кл.: программы для общеобразовательных...
Программа составлена на основе авторской программы краеведческого образования Л. К. Ермолаевой «Санкт-Петербург город-музей» iconРабочая программа по информатике и икт составлена на основе авторской программы
Икт составлена на основе авторской программы Угриновича Н. Д. с учетом примерной программы основного общего образования по курсу...
Программа составлена на основе авторской программы краеведческого образования Л. К. Ермолаевой «Санкт-Петербург город-музей» iconРабочая программа по информатике и икт составлена на основе авторской программы
Икт составлена на основе авторской программы Угриновича Н. Д. с учетом примерной программы основного общего образования по курсу...
Программа составлена на основе авторской программы краеведческого образования Л. К. Ермолаевой «Санкт-Петербург город-музей» iconРабочая программа по информатике и икт составлена на основе авторской программы
Икт составлена на основе авторской программы Угриновича Н. Д. с учетом примерной программы основного общего образования по курсу...
Программа составлена на основе авторской программы краеведческого образования Л. К. Ермолаевой «Санкт-Петербург город-музей» iconКлассический санкт-петербург (5 дней / 4 ночи)
Санкт-Петербургу, Петропавловская крепость, Петергоф (ансамбль фонтанов Нижнего парка), Эрмитаж, Дворцовая площадь, Царское Село...
Программа составлена на основе авторской программы краеведческого образования Л. К. Ермолаевой «Санкт-Петербург город-музей» iconРабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии...
«Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением иностранных языков» муниципального образования город Ноябрьск
Программа составлена на основе авторской программы краеведческого образования Л. К. Ермолаевой «Санкт-Петербург город-музей» iconНовые поступления 2 Сельское хозяйство 2 Общие вопросы сельского хозяйства 2
Агрофизический научно-исследовательский институт (Санкт-Петербург). Материалы координационного совещания Агрофизического института,...
Программа составлена на основе авторской программы краеведческого образования Л. К. Ермолаевой «Санкт-Петербург город-музей» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа учебного курса информатики для 4 класса (далее Рабочая программа) составлена на основе программы курса информатики...
Программа составлена на основе авторской программы краеведческого образования Л. К. Ермолаевой «Санкт-Петербург город-музей» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа учебного курса информатики для 4 класса (далее Рабочая программа) составлена на основе программы курса информатики...
Программа составлена на основе авторской программы краеведческого образования Л. К. Ермолаевой «Санкт-Петербург город-музей» iconПояснительная записка Программа составлена на основе авторской программы
Программа составлена на основе авторской программы под редакцией А. И. Кравченко, Е. А. Певцовой «Обществознание», издательство «Русское...
Программа составлена на основе авторской программы краеведческого образования Л. К. Ермолаевой «Санкт-Петербург город-музей» iconСпециальная /коррекционная/ общеобразовательная школа (VII вида)...
Субъект Российской Федерации Санкт-Петербург, в лице Комитета по Образованию Санкт-Петербурга. Место нахождения Учредитель -1: 190000,...
Программа составлена на основе авторской программы краеведческого образования Л. К. Ермолаевой «Санкт-Петербург город-музей» iconПояснительная записка. Программа составлена на основе Примерной программы...
Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории мо РФ 2004 г и авторской программы под...
Программа составлена на основе авторской программы краеведческого образования Л. К. Ермолаевой «Санкт-Петербург город-музей» iconАдминистрации мо «Город Гатчина План работы учреждений культуры мо «Город Гатчина»
Концерт фольклорных коллективов «Перезвон», Коляды» ( Гатчина)и «Топотушки» ( Санкт-Петербург)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск