Реферативно-исследовательская работа Тема: «Становление оперного жанра»





Скачать 111.61 Kb.
НазваниеРеферативно-исследовательская работа Тема: «Становление оперного жанра»
Дата публикации23.05.2015
Размер111.61 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > История > Реферат


МБОУ СОШ №38

Реферативно-исследовательская работа

Тема: «Становление оперного жанра»

Автор: ученица 9 «б» класса

Аввакумова Дарья

Руководитель: Щеголихина Е.П.

г. Озерск

2012г.

Содержание:

Введение…..…………………………………………………………………3

Зарождение оперы…………………………………………………………..4

Понятие жанра Оперы……………………………………………………....5

Строение жанра оперы……………………………………………………...6

Развитие жанра на протяжение веков……………………………………...8

Рок- опера……………………………………………………………………10

Заключение………………………………………………………………….11

Список использованной литературы………………………………………12

Введение

"Опера и именно только опера сближает вас с людьми, роднит вашу музыку с настоящей публикой, делает вас достоянием не только отдельных кружков, но при благоприятных условиях — всего народа". Эти слова принадлежат Петру Ильичу Чайковскому — великому русскому композитору. Вся его оперная деятельность — живое подтверждение справедливости этих слов: опера была самым любимым музыкальным жанром гениального композитора, и лучшие его оперные произведения действительно стали достоянием всего народа.

Опера, тесный союз двух искусств — музыки и театра, взаимно друг друга обогащающих, является одним из самых популярных жанров. Воздействие драматического произведения и игры актеров в опере бесконечно возрастает благодаря выразительной силе музыки. И наоборот: музыка приобретает в опере необычайную конкретность, образность.

Во все времена люди слушают и отдают предпочтение оперному искусству, в котором все главные герои выражают мысли при помощи пения.
Для этого в своей работе мною было изучено само понятие слова «оперы», строение этого жанра. Также было рассмотрено историческое происхождение оперного искусства и развитие его на протяжении многих веков. Изучены основные имена известных оперных композиторов, которые сделали большой вклад в развитие оперного искусства.


1.Зарождение оперы

Стремление усилить при помощи музыки воздействие театрального произведения возникло уже в очень далекие времена, на заре существования драматического искусства.

На открытом воздухе, у подножия горы, склоны которой, обработанные в виде ступеней, служили местами для зрителей, в Древней Греции происходили праздничные театральные представления. Актеры в масках, в особой обуви, увеличивавшей их рост, декламируя нараспев, исполняли трагедии, прославлявшие силу человеческого духа. Созданные в эти далекие времена трагедии Эсхила, Софокла, Еврипида и в наши дни не утратили своего художественного значения.

Значительное место в греческой трагедии занимала музыка, точнее хоровое пение в сопровождении музыкальных инструментов. Именно хор выражал основную идею произведения, отношение его автора к изображаемым событиям.

Театральные произведения с музыкой были известны и в средние века. Но все эти "предки" современной оперы отличались от нее тем, что в них пение чередовалось с обычной разговорной речью, в то время как отличительным признаком оперы является то, что текст в ней с начала до конца поется.

Датой рождения оперного искусства, по одной из распространенных версий, считается 1600 год. Флорентийский композитор Джакопо Пери сочинил оперу "Эвридика" для свадебных торжеств французского короля Генриха IV и Марии Медичи. Расцвет и самостоятельное развитие этого вида искусства началось при Людовике XIV.

Развитие оперы во Франции — стране, где танец традиционно преобладал над пением, пошло по несколько иному пути. Французская опера раннего барокко, представленная прежде всего так называемыми лирическими трагедиями любимого композитора Людовика XIV Ж. Б. Люлли, — это относительно короткий спектакль на героический или мифологический сюжет. В такой опере пять актов, и она непременно включает торжественные сцены с хорами и балетом, не имеющие прямого отношения к сюжету и призванные отразить величие короля.

2.Понятие жанра «оперы»

Опера в нашем современном понимании этого слова возникла на рубеже XVI и XVII веков в Италии.

Опера - Опера (лат. opera — труды, изделия, произведения) — жанр музыкально-драматического искусства, в котором содержание воплощается средствами музыкальной драматургии, главным образом посредством вокальной музыки.

Создателями этого нового жанра были поэты и музыканты, преклонявшиеся перед античным искусством и стремившиеся возродить древнегреческую трагедию. Но хотя в своих музыкально-сценических операх они использовали сюжеты из древнегреческой мифологии, они не возродили трагедию, а создали совсем новый вид искусства — оперу.

Опера — это синтетический жанр, объединяющий в едином театральном действии различные виды искусств: драматургию, музыку, изобразительное искусство (декорации, костюмы), хореографию (балет).

Опера быстро завоевала популярность и распространилась по всем странам. В каждой стране она приобрела особый национальный характер — это сказалось и в выборе сюжетов (часто из истории той или иной страны, из ее сказаний и легенд), и в характере музыки.

С развитием оперы сложилось классическое строение жанра .

3.Строение жанра оперы

Какими же средствами располагает музыка в опере, чтобы усиливать художественное воздействие драмы? Для того чтобы ответить на этот вопрос, познакомимся с основными элементами, из которых состоит опера.

1.Одной из основных частей оперы является ария. Значение этого слова близко к значению слова "песня", "напев". И действительно, арии из первых опер по своей форме (большей частью — куплетной), по характеру мелодии были близки песням, да и в классической опере мы найдем немало арий-песен.

Оперная ария обычно имеет ясную законченную форму: куплетную, трех частную, рондо. Нередко ария состоит из двух контрастных по характеру музыки частей. Благодаря этой законченности арию можно исполнить отдельно, например в концерте, в радиопередаче. Слушая оперную арию в концерте, вы можете составить ясное представление о герое, которого она характеризует. Арии и речитативы являются основными средствами индивидуальной характеристики героев оперы. Очень ярким средством характеристики героев (при этом не имеющим аналогий в драме) является ансамбль.

2.Второй частью оперы являются оперные ансамбли могут быть очень разными по количественному составу: от двух голосов (дуэт) до десяти (децимет). При этом обычно в ансамбль соединяются голоса различного диапазона и тембра. Мы часто слышим в опере, например, дуэт сопрано и контральто (например, Лизы и Полины в "Пиковой даме" Чайковского) Часто ансамбль передает одно чувство, охватывающее нескольких героев, в таком случае отдельные партии ансамбля не противопоставляются, а как бы дополняют друг друга и часто имеют сходный мелодический рисунок. К ансамблям такого рода принадлежит, например, дуэт Онегина и Ленского перед дуэлью в опере Чайковского "Евгений Онегин". Композитор не противопоставляет партии врагов — вчерашних друзей, а передает в музыке общее для обоих чувство раздумья, нерешительности перед роковой встречей. Но ансамбль объединяет музыкальные характеристики героев, чувства которых различны и даже противоположны.

3.Большое место в опере занимают хоровые эпизоды. На примере все той же оперы "Евгений Онегин" мы можем видеть, как разнообразна бывает трактовка оперных хоров. В первой картине оперы мы слышим исполняемую хором песню крестьян, возвращающихся с полевых работ: "Болят мои скоры ноженьки со походушки". В ней хор выступает как единое целое, песня эта — обобщенная характеристика крестьян. Такой же хор-песню мы слышим и в третьей картине первого действия (хор девушек "Девицы, красавицы"). Обобщенность, суммарность характеристики крестьян здесь вполне уместна: крестьянские сцены не связаны с развитием основного сюжета, они только фон, обстановка действия.

Пример максимальной индивидуализации хора мы находим в музыкальной драме Мусоргского "Борис Годунов", где из хора народа, упрашивающего Бориса принять царский венец, выделены не только отдельные группы, но даже отдельные персонажи, получающие лаконичную, но меткую музыкальную характеристику.

Нам осталось рассказать о значении инструментальных эпизодов в опере. К ним относятся танцевальные эпизоды и увертюра. Танцы в опере являются не только зрелищем, но и одним из средств музыкально-драматургического развития. Хорошим примером здесь могут служить танцы из второго действия оперы Глинки "Иван Сусанин".

4. Основная ее тема, с которой и начинается увертюра, — это тема народного ликования. Она прозвучит в финале оперы, в хоре, славящем Руслана, освободившего невесту, похищенную злым волшебником. За этой стремительной, летящей вперед музыкальной темой следует широкая распевная мелодия, которая прозвучит в опере в арии Руслана. Это тема любви Руслана к Людмиле, его надежды на счастье. И наконец, в увертюре есть и еще очень важная тема, противопоставленная двум упомянутым выше, — странная, причудливая и грозная тема волшебника Черномора.

Следовательно, увертюра как бы излагает основную идею оперы в обобщенном, лаконичном и законченном виде. Поэтому она может исполняться отдельно от оперы, в концерте, становясь тогда как бы самостоятельным симфоническим произведением на тему оперы.

В спектакле же увертюра как бы вводит слушателя в мир музыкальных образов оперы. А затем, когда занавес поднимается, эти образы становятся не только слышимыми, но и зримыми, приобретают конкретность, определенность.

4.Развитие жанра на протяжении веков

Стиль возник в Италии и был связан с развитием в конце XVI века национального оперного искусства и вокальной школы. Выразительные средства бельканто формировались на основе фонетических особенностей итальянского языка и традиций народного исполнительства.

Бельканто (итал. bel canto — «красивое пение») — техника виртуозного пения, которая характеризуется плавностью перехода от звука к звуку, непринуждённым звукоизвлечением, красивой и насыщенной окраской звука, выровненностью голоса во всех регистрах, лёгкостью звуковедения, которая сохраняется в технически подвижных и изощрённых местах мелодического рисунка. В бельканто голос — это инструмент певца.

В Италии начала 18 в. возникла реакция на схематизм, преувеличения и нелепые условности, характерные для оперных либретто второй половины 17 в. Новый импульс развитию жанра дало творчество либреттиста А. Дзено. После 1720 начатую им реформу оперы-сериа завершил П. Метастазио. Его либретто — выразительная иллюстрация рационализма 18 в. Конфликты и недоразумения, напряженные внутренние противоречия в них непременно разрешаются торжеством разума, а добродетель вознаграждается, причем часто благодаря акту великодушного самоотречения со стороны монарха или бога. Музыка опер-сериа организована согласно устойчивому набору правил: драматическое действие разворачивается в речитативах, тогда как эмоции персонажей выражаются посредством арий. На протяжении большей части 18 в. композитор в опере не был ведущей фигурой.

Создателями большинства оперных спектаклей были музыканты и поэты, состоявшие на службе в театрах; они широко использовали чужую музыку и непременно учитывали требования ведущих певцов-солистов, прежде всего кастратов и сопрано, чье бельканто служило главной приманкой для публики. Несколько позднее новый вызов условностям оперы-сериа был брошен со стороны «низких» форм музыкальной культуры. Параллельно «серьезной» опере существовали и развивались такие незатейливые, простонародные жанры, как опера-буффа (в Италии), комическая опера ,или комедия с ариеттами (во Франции), балладная опера (в Англии), зингшпиль (в Германии). С течением времени они начали существенно влиять на оперу-сериа, которая эволюционировала в направлении более свободной и гибкой трактовки стандартных сюжетных ходов и музыкальных форм. Строгая схема арии da capo подверглась значительным модификациям; появились совершенно новые разновидности арии; возросло значение речитатива с оркестровым сопровождением (итал. recitativo accompagnato) и хора. В конечном счете наступило фактическое слияние итальянских и французских стилистических черт

( Сюзанны и Керубино в опере Моцарта "Свадьба Фигаро").

Создателем первой классической оперы в России явился гениальный композитор Глинка. В своей первой опере "Иван Сусанин" он прославил нравственную силу русского человека, его беззаветную любовь к родине. Музыка этой оперы глубоко, органически связана с русской народной песенностью.

С народным песенным искусством родной страны связаны и лучшие оперные произведения зарубежных композиторов — австрийца Моцарта, итальянцев Джоаккино Россини и Джузеппе Верди, француза Жоржа Бизе.

  Все они с рав­ным пра­вом мо­гут пре­тен­до­вать на роль пред­теч ро­ман­тиз­ма и за­вер­ши­те­лей эпо­хи клас­си­циз­ма: од­ни в боль­шей сте­пе­ни, дру­гие - в мень­шей. Но бла­го­да­ря це­лой пле­я­де ге­ни­ев, тво­рив­ших в ру­с­ле но­во­го на­пра­в­ле­ния ве­ка – в ро­ман­тиз­ме -  этот стиль в ско­ром вре­ме­ни стал в му­зы­каль­ном ис­кус­ст­ве уже 2-й чет­вер­ти ве­ка ос­но­во­по­ла­га­ю­щим. Его пред­ста­в­ля­ли Ро­берт Шу­ман и Карл-Ма­риа Ве­бер, Джо­ак­ки­но Рос­си­ни и Джу­зеп­пе Вер­ди, Ге­к­тор Бер­ли­оз и Фре­де­рик Шо­пен, Але­к­сандр Вер­стов­ский, Ми­ха­ил Глин­ка, мо­ло­дой Але­к­сандр Дар­го­мыж­ский... Позд­ний ро­ман­тизм (3-я чет­верть ве­ка) на­сту­пил с ос­мы­с­ле­ни­ем дей­ст­ви­тель­но­сти без пре­кра­с­ных, но эфе­мер­ных ил­лю­зий. Это вре­мя "ро­ман­ти­че­с­ких битв" и фор­ми­ро­ва­ния сти­ли­сти­ки т.н. ре­а­лиз­ма.

В 20 веке появляются современные направления жанра оперы, также происходит слияние разных жанров. Так появляется разновидность жанра – «Рок-опера».

5. Рок-опера

РОК-ОПЕРА (опера в стиле рок), стремление рок-музыкантов к усложнению и «академизации» своего слишком уж несерьезного жанра, с одной стороны, и желание композиторов-академистов приблизиться к запросам широкой аудитории — с другой, вызвали появление такой странной вещи, как рок-опера. Если сочинения рок-музыкантов были, как правило, песенными циклами, мало похожими на настоящие оперы, но имеющими сквозной сюжет (группы KINKS, WHO, KIND DIAMOND), то рок-оперы серьезных композиторов (прежде всего Э. Л. Веббера) приближались к традициям Брехта и Вайля, т. е. заменяли традиционные арии, дуэты и хоры мелодически ясными и напоминающими песни номерами, так называемыми «зонгами». В русле той же традиции была написана и первая отечественная рок-опера А. Журбина и Ю. Димитрина «Орфей и Эвридика», исполненная в 1975 «ПОЮЩИМИ ГИТАРАМИ». Позже количество рок- опер увеличивалось с ужасающей быстротой, в России Рок-опера А. Б. Журбина, А. Л. Рыбникова, А. Б. Градского и другие.

Заключение

Вы знаете теперь, как широк круг выразительных средств, которыми располагает композитор в опере. И недаром опера — союз музыки и драмы — это один из самых популярных музыкальных жанров. Понимание оперной музыки доступно каждому, этому помогают слова и сценическое действие, а музыка усиливает впечатление от драмы, выражая с присущей ей лаконичностью то, что иногда трудно передать словами. Поэтому так часто обращались к опере композиторы, стремившиеся к общению с народом, к труду для народа.

Так композиторами написаны оперы на исторический сюжет «Иван Сусанин» М.Глинки, «Борис Годунов», «Хованщина» М.Мусоргского.

Обращались композиторы и сказочно-мифологической тематике – опера «Руслан и Людмила» М.Глинки, известные оперы композитора-сказочника Римского-Корсакова – «Сказка о царе Салтане», «Кощей Бессмертный».

Не обошли композиторы стороной и лирическое содержание опер - «Евгений Онегин» П.Чайковского, «Кармен» Ж.Бизе», «Риголетто», «Травиата», «Аида» Джузеппе Верди.

Оперный жанр развивался, изменялся на протяжении веков, но и в наши дни остается востребованным. Многие люди с удовольствием посещают оперные театры, восхищаясь как классическими произведениями, так и произведениями современных композиторов.

Список использованной литературы:

  1. В мире музыки

  2. Музыкальная литература зарубежной музыки

  3. Музыкальная литература русской музыки

  4. Рок-опера «Юнона и Авось»

  5. Энциклопедия юного музыканта

  6. Интернет-ресурсы




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферативно-исследовательская работа Тема: «Становление оперного жанра» iconРеферат ( Джузеппе Верди)
Великий итальянский композитор. Мастер оперного жанра, создавший высокие образцы психологической музыкальной драмы, крупнейших достижений...
Реферативно-исследовательская работа Тема: «Становление оперного жанра» iconНаучно-исследовательская работа Научно-исследовательская работа Научно-исследовательская...
Научно-исследовательская работа (нир) относится к циклу «Практики и научно-исследовательская работа» магистерской программы «Русский...
Реферативно-исследовательская работа Тема: «Становление оперного жанра» iconУважаемый участник научно-практической конференции «Формула творчества»!
Напоминаем, что указанная Вами тема является основанием для определения секции, на которой будет представлен Ваш материал, а выбор...
Реферативно-исследовательская работа Тема: «Становление оперного жанра» iconРеферативно исследовательская работа по химии на тему: «Чистая вода. Какая она?»
...
Реферативно-исследовательская работа Тема: «Становление оперного жанра» iconИсследовательская работа «Тайна имени». Выполнила ученица 6 класса...
Научно-исследовательская деятельность в Мокрушинской школе Канского района Красноярского края
Реферативно-исследовательская работа Тема: «Становление оперного жанра» iconИсследовательская работа школьников. 2007 №3 «Ученику необходимо...
Леонтович А. В. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: итоги научно-практической конференции....
Реферативно-исследовательская работа Тема: «Становление оперного жанра» iconРеферативно-исследовательская работа Отражение национального характера
Аристотель. Каждый народ обладает уникальными, самобытными, только ему присущими чертами, отличающими его от других. В устном творчестве...
Реферативно-исследовательская работа Тема: «Становление оперного жанра» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Образовательная: познакомить с особенностями оперного жанра, возникающего на основе литературного произведения как источника либретто,...
Реферативно-исследовательская работа Тема: «Становление оперного жанра» iconФи ученика
Исследовательские работы школьников были представлены следующими жанрами: исследовательский реферат – 2, исследовательская работа...
Реферативно-исследовательская работа Тема: «Становление оперного жанра» iconУчебно-исследовательская работа по физике и астрономии
Каждый, конечно, слышал или читал о чёрных дырах. О них часто говорят в передачах по телевидению, по радио, пишут в газетах, в журналах...
Реферативно-исследовательская работа Тема: «Становление оперного жанра» iconСписок учащихся, рекомендованных на участие в городской научно практической...
Тип работы (исследовательский реферат, исследовательская работа, проектно-исследовательская работа)
Реферативно-исследовательская работа Тема: «Становление оперного жанра» iconШпаковского муниципального района Ставропольского края Краевая научно-практическая...
Подготовить материал к выступлению на научно-практической конференции (районной и школьной)
Реферативно-исследовательская работа Тема: «Становление оперного жанра» iconРеферат «Я хочу рассказать о…Юрии Борисовиче Левитане». 8-в класс...
Проектно – исследовательская работа «Вихрь чувств в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Реферативно-исследовательская работа Тема: «Становление оперного жанра» iconПоисково-исследовательская работа в школьном музее (методические рекомендации)
Поисково-исследовательская работа – важнейшее направление деятельности школьного музея, которое способствует его развитию, обеспечивает...
Реферативно-исследовательская работа Тема: «Становление оперного жанра» icon1 Конференция проводится в форме (конкурсных) презентаций ученических...
Школьном этапе традиционной краевой межкадетской научно-практической конференции «Дети в мире науки»
Реферативно-исследовательская работа Тема: «Становление оперного жанра» iconОбщая характеристика нир ученическая научно-исследовательская работа-...
Ученическая научно-исследовательская работа это целенаправленная и результативная творческая работа ученика (группы учеников), выполненная...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск