Целью курса является формирование у студентов цельного исторически обусловленного представления об основных мировых религиях, воспитание толерантного отношения





Скачать 252.08 Kb.
НазваниеЦелью курса является формирование у студентов цельного исторически обусловленного представления об основных мировых религиях, воспитание толерантного отношения
Дата публикации27.05.2015
Размер252.08 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы




Аннотация


  1. Цель и задачи дисциплины:

Целью курса является формирование у студентов цельного исторически обусловленного представления об основных мировых религиях, воспитание толерантного отношения к представителям других конфессий.

Задачи дисциплины:

  • способствовать широкой гуманитарной, общекультурной подготовке;

  • сформировать у студентов основные мировоззренческие установки, взгляды и ориентации, избегая при этом односторонности и крайности различного рода;

  • вооружить студентов методологией анализа религии как общественного явления, ее социальной ценности и роли в современном обществе;

  • дать студентам глубокие и всесторонние знания происхождения и сущности религии, ее исторических форм;

  • углубить понимание студентами содержания свободы совести как духовного явления и ее роли в жизни общества;

  • научить студентов осуществлять социально-философский анализ религиозных явлений;

  • дать студентам основные рекомендации по взаимодействию с представителями различных конфессий в процессе своей профессиональной деятельности.

Место дисциплины в структуре учебного плана

Дисциплина «История религии» относится к циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин по выбору. Данная дисциплина в системе подготовки менеджеров должна быть увязана со следующими дисциплинами учебного плана:

- «История Отечества», «Культурология», «Философия», «Социология.

3. Требования к результатам освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

  • предмет религиоведения как науки, ее место в системе гуманитарного знания;

  • элементы и структуру религии;

  • основные функции и роль религии в обществе;

  • основные факты, события, даты, имена основателей религий и религиозных деятелей, понятия и термины, используемые в изучаемом предмете;

  • основную литературу по курсу.

Уметь:

  • анализировать в общих чертах влияние религии на развитие современного общества;

  • разбираться в особенностях основных религий, распространенных на территории Российской Федерации;

  • применять полученные религиоведческие знания для углубленного изучения юридической теории и практики;

  • работать с научной литературой, вести дискуссию по основным проблемам религиоведения.

Владеть:

  • представлением о своеобразии религии, ее месте в культуре, научных, философских и религиозных картинах мироздания, сущности, назначении и смысле жизни человека; об организационных формах религиозных конфессий.


4. Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Лекционный курс, практические занятия, выполнение домашних заданий, самостоятельная работа.
5. Трудоемкость дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 68 часов, в т.ч. лекций 17 часов, практических занятий 17 часов, самостоятельной работы 34 часа. Продолжительность изучения дисциплины 1 семестр.

6. Контроль успеваемости

Итоговая аттестация проводится в форме зачета во 2 семестре.
2. Структура и содержание теоретической части курса (17 часов)
Тема 1. Древнейшие формы мифологии и религии (2 час.)

Тема 2. Мировые религии современности. Буддизм (2 час.)

Тема 3. Мировые религии современности. Христианство (2 час.)

Тема 4. Мировые религии современности. Ислам (2 час.)

Тема 5. Библия: основная структура и содержание Ветхого Завета, первой части Библии (2 час.)

Тема 6. Книга Бытие (1 час.)

Тема 7. Первые Патриархи Ветхого Завета. Авраам (1 час.)

Тема 8. Ветхозаветная новелла о прекрасном Иосифе (1 час.)

Тема 9. Исход как обретение завета Яхве богоизбранным народом. Моисей (1 час.)

Тема 10. Земля обетованная, Ханаан. Иисус Навин (1 час.)

Тема 11. Основные религиозные принципы иудаизма как поитеизма (2 час.)


3. Содержание практической части курса (17 часов)

Для проведения практических занятий предлагается темы семинаров:

  • Древнейшие формы мифологии и религии (2 час.)

  • Мировые религии современности. Буддизм (2 час.)

  • Мировые религии современности. Ислам (2 час.)

  • Мировые религии современности. Христианство (2 час.)

  • Библия: основная структура и содержание Ветхого Завета, первой части Библии (2 час.)

  • Книга Бытие (2 час.)

  • Первые патриархи Ветхого Завета. Авраам и его династия (2 час.)

  • Ветхозаветная новелла о прекрасном Иосифе. (1час.)

  • Исход как обретение Завета Яхве богоизбранным народом (1 час.)

  • Земля обетованная, Ханаан. Иисус Навин (1 час.)


4. Контроль достижения целей курса

Вопросы к зачету

  1. Что такое религия?

  2. В чем специфика мифологии?

  3. Каковы компоненты язычества?

  4. В чем особенности магии, фетишизма, анимизма?

  5. Римская империя: сущность и противоречие государственной власти.

  6. Характерны черты политеизма.

  7. Специфика иудаизма как классической формы генотеизма.

  8. Влияние Ближнего Востока на культуру и религию иудаизма и последующего христианства.

  9. Монотеизм в религиозных представлениях о едином Боге.

  10. История возникновения буддизма, самой первой религии в цикле монотеизма.

  11. Основные понятия буддизма.

  12. Буддизм и понятия этики человека и общества.

  13. Мирочувствование и миропонимание буддизма.

  14. Человек и общество в границах буддийской религии.

  15. Священные тексты буддизма: форма и содержание.

  16. Христианство в историческом, теистическом и этическом контексте.

  17. Отличие христианства от других религий мира.

  18. Специфика христианских конфессий.

  19. Христианская модель человеческого бытия.

  20. Христианская культура и глобальное пространство социума ХХ1 века.

  21. Религиозно-этические постулаты ислама.

  22. Религиозно-культурное значение ислама в цикле мировой культуры.

  23. Проблема человека в границах религии ислама.

  24. Основной календарь ислама и его ведущие праздники.

  25. Общее значение ислама в цикле мировой культуры.

  26. Значение мировых религий современности.

  27. Мировые религии в контексте глобалистики.

  28. Проблема религиозной и исторической ответственности в мировых религия.

  29. Священные книги религий мира как интернациональные шедевры человечества.

  30. Роль человеческого начала в религиозной интерпретации.

  31. Основные аспекты понимания человека и общества, природы и культуры в религиях мира.

  32. Религиозная трактовка основных постулатов бытия.

  33. Культурная преемственность древних и современных религий мира.

  34. Общее значение религий мира в процессе взросления человечества.

  35. Современное значение мировых религий.

  36. Взаимосвязь культур мировых религий для понимания актуальных вызовов бытия.

  37. Общее влияние религий на формирование и становление культуры человечества.

  38. Культурное значение религий в реестре шедевров человечества.

  39. Отечественные особенности сосуществования религий древности и современности.

  40. Роль и значение религий мира в общем социо-культурном массиве современности.


5. Тематика и перечень курсовых работ, рефератов

Курсовые работы и рефераты не предусмотрены.
6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Основная литература

  1. Горелов А.А. История мировых религий: Учеб. пособие. - М.: Флинта: Изд-во МПСИ, 2005.

  2. Данильян О.Г., Тараненко В.М. Религиоведение: Учебник. -М.: Изд-во Эксмо, 2005.

  3. Кислюк КВ., Кучер О.Н. Религиоведение: Учеб. пособие для вузов / 2-е изд., испр. и доп. - Ростов н/Д: Феникс; X.: Торсинг, 2003.

  4. Лобазова О.Ф. Религиоведение: Учебник / Под общ. ред. В.И. Жукова. -3-е изд., испр. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2004.

  5. Пивоваров Д.В. Философия религии: Уч. пособие. - Екатеринбург, 2006.

  6. Религиоведение: Учеб. пособие. 5-е изд., стер. / Науч. ред. А.В. Солдатов. - СПб.: Изд-во «Лань», 2004.




    Дополнительная литература

  1. Альбедиль М. Ф. Индуизм. - СПб., 2003.

  2. Библейская энциклопедия. - М., 2004.

  3. Библия и Коран: Пророки, праведники, мудрецы. - М., 2003.

  4. Борисов К. Г. Международное право религиозных конфессий мирового сообщества. - М., 2004.

  5. Варьяс М. Ю. Краткий курс церковного права. - М., 2004.

  6. Васильев Л. С. История религий Востока. - М., 2001.

  7. Введение в общее религиоведение / Под ред. И. Н. Яблокова. - М., 2003.

  8. Ермаков И. А. Ислам в культуре России в очерках и образах. - М., 2003.

  9. История религии: В 2 т. - М., 2004.

  10. Колесникова В. Краткая энциклопедия православия. - М., 2005.

  11. Коран. Любое издание.

  12. Косидовский З. Библейские сказания. - М., 2005.

  13. Максуд Р. Ислам. - М., 2003.

  14. Митрохин Л. М. Философия религии. - М., 2003.

  15. Основы религиоведения: Учебник. - М., 2002.

  16. Папаян Р. А. Христианские корни современного права. - М., 2003.

  17. Пилкингтон С. М. Иудаизм. - М., 2001.

  18. Религии мира: Великие вероучения от древности до наших дней. - М., 2005.

  19. Робинсон Д. Масонство. Забытые тайны. - М., 2005.

  20. Эррикер К. Буддизм. - М., 2003.

  21. Яблоков И. Н. Религиоведение. - М., 2003.


Электронные ресурсы

  1. Балагушкин Е.Г. Проблемы морфологического анализа религий. – М., 2003. — 219 с. Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=345299

  2. Лысенко В.Г. Ранний буддизм: религия и философия: Учебное пособие. - М., 2003. - 247 с. Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=346589

  3. Наука. Философия. Религия [Текст]. Кн. 2 / Рос. акад. наук, Ин-т философии ; Отв. ред.: П.П.Гайденко, В.Н.Катасонов. – М. : ИФРАН, 2007. – 248 с. Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=357106


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Филиал ДВГУ в г. Спасске-Дальнем


ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА


по дисциплине

«История религии»
специальность: «Менеджмент организации»

Спасск-Дальний

2009

Вопросы к зачету

  1. Что такое религия?

  2. В чем специфика мифологии?

  3. Каковы компоненты язычества?

  4. В чем особенности магии, фетишизма, анимизма?

  5. Римская империя: сущность и противоречие государственной власти.

  6. Характерны черты политеизма.

  7. Специфика иудаизма как классической формы генотеизма.

  8. Влияние Ближнего Востока на культуру и религию иудаизма и последующего христианства.

  9. Монотеизм в религиозных представлениях о едином Боге.

  10. История возникновения буддизма, самой первой религии в цикле монотеизма.

  11. Основные понятия буддизма.

  12. Буддизм и понятия этики человека и общества.

  13. Мирочувствование и миропонимание буддизма.

  14. Человек и общество в границах буддийской религии.

  15. Священные тексты буддизма: форма и содержание.

  16. Христианство в историческом, теистическом и этическом контексте.

  17. Отличие христианства от других религий мира.

  18. Специфика христианских конфессий.

  19. Христианская модель человеческого бытия.

  20. Христианская культура и глобальное пространство социума ХХ1 века.

  21. Религиозно-этические постулаты ислама.

  22. Религиозно-культурное значение ислама в цикле мировой культуры.

  23. Проблема человека в границах религии ислама.

  24. Основной календарь ислама и его ведущие праздники.

  25. Общее значение ислама в цикле мировой культуры.

  26. Значение мировых религий современности.

  27. Мировые религии в контексте глобалистики.

  28. Проблема религиозной и исторической ответственности в мировых религия.

  29. Священные книги религий мира как интернациональные шедевры человечества.

  30. Роль человеческого начала в религиозной интерпретации.

  31. Основные аспекты понимания человека и общества, природы и культуры в религиях мира.

  32. Религиозная трактовка основных постулатов бытия.

  33. Культурная преемственность древних и современных религий мира.

  34. Общее значение религий мира в процессе взросления человечества.

  35. Современное значение мировых религий.

  36. Взаимосвязь культур мировых религий для понимания актуальных вызовов бытия.

  37. Общее влияние религий на формирование и становление культуры человечества.

  38. Культурное значение религий в реестре шедевров человечества.

  39. Отечественные особенности сосуществования религий древности и современности.

  40. Роль и значение религий мира в общем социо-культурном массиве современности.


Примеры тестов
1. Что такое религия?

а) вера в бога;

б) форма общественного и индивидуального сознания;

в) «фантастическое отражение в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними; в их повседневной жизни; отражение, в котором земные силы принимают форму неземных» (Ф.Энгельс). 

2. Какие религии из перечисленных национальные?

а) конфуцианство;

б) буддизм;

в) иудаизм;

г) индуизм;

д) ислам.

3. Какие из перечисленных религий являются монотеистическими? 

а) митраизм;

б) ислам;

в) буддизм;

г) зороастризм;

д) иудаизм;

е) христианство. 

4. Укажите ранние формы религий? 

а) фетишизм;

б) анимизм;

в) магия;

д) политеизм;

е) монотеизм;

ж) деизм.

5. В иудаизме поклонялись:

а) Яхве;

б) Аллаху;

в) Ахура-Мазде;

г) Сатане;

6. Основные источники иудаизма:

а) Талмуд;

б) Ветхий Завет;

в) Палийский канон;

г) Авеста.

7. Мессия в христианстве:

а) Зороастр;

б) Иисус Христос;

в) Божественная Троица.

8. Первый раскол в христианстве был в:

а) IV веке;

б) VIII веке;

в) IX веке;

г) XI веке. 

9. В результате первого раскола в христианстве появились направления:

а) православие;

б) протестантизм;

в) католицизм;

д) суннизм.

10. Теофагия в христианстве проявляется в каком культе?

а) омовения;

б) постов;

в) причащения.

11. Ислам возник на территории:

а) Палестины;

б) Аравийского полуострова;

в) Месопотамии.

12. Основные столпы веры в исламе: 

а) символ веры;

б) пост;

в) молитва;

г) омовение;

д) хадж;

е) милостыня;

ж) шариат

13. Основные направления в исламе:

а) суннизм;

б) суфизм;

в) шиизм;

г) хариджиты;

д) али-илахи

14. Основатель буддизма: 

а) Гаутама Сидтарта;

б) Махавира Джина;

в) Нанак.

15. Основной догмат буддизма:

а) вся жизнь – страдание;

б) мир вечен и бесконечен

16. Индуизм – национальная религия:

а) евреев;

б) индусов;

в) славян.

17. Направления в индуизме:

а) шиваизм;

б) шиизм;

в) вишнуизм.

18. Боги индуизма:

а) Шива;

б) Кришна;

в) Вишну;

г) Иса;

д) Будда;

е) Аллах.

19. Идеальный человек в конфуцианстве: 

а) Цзюн-цзы;

б) Мо-цзы;

в) Кун-цзы.

20. Формы свободомыслия: 

а) деизм;

б) пантеизм;

в) антиклерикализм;

г) атеизм.
Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Филиал ДВГУ в г. Спасске-Дальнем

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ


по дисциплине

«История религии
специальность: «Менеджмент организации»

Спасск-Дальний

2009

Ремы рефератов

  1. Специфика библейской мифологии.

  2. Тема творения мира в классической мифологии.

  3. Влияние язычества на мировые религии.

  4. Историческое наследие в процессе формирования буддизма.

  5. Морально-этический императив буддизма.

  6. Буддизм и другие восточные религии.

  7. История возникновения религии ислама.

  8. Главные религиозные постулаты мусульманства.

  9. Этический кодекс ислама в древности и современности.

  10. Христианство как одна из монотеистических религий мира.

  11. Проблема человека и Бога в христианстве.

  12. Религиозно-философское наследие христианства.

  13. Культ предков и культ героев в древнегреческой мифологии.

  14. Зооморфизм и тотемизм в древнегреческом пантеоне.

  15. Феномен веры в духов в границах древнеримской религии.

  16. Великие римские императоры эпохи раннего христианства.

  17. Раннехристианские секты и ереси: тождество и различие.

  18. Культура кумранитов и ее влияние на раннее христианство.

  19. Деятельность Вселенских соборов в процессе огосударствления христианства.

  20. Образ Авраама и его династии в библейской традиции.

  21. Обет как форма религиозной клятвы.

  22. Патриархальные элементы культуры в Ветхом Завете.

  23. Тема войны и мира в мировых религия.

  24. Автохтонные культы земли обетованной, Ханаана.

  25. Пророческая и законодательная деятельность Моисея.

  26. Ветхозаветный период истории иудаизма.

  27. Основные этапы формирования буддизма.

  28. Этический комплекс буддизма и современность.

  29. Проблема Бога и человека в религии ислама.

  30. Символика и мистика мировых религий.

  31. Женские образы Священного писания.

  32. Специфика религиозного культа в его генезисе.

  33. Эволюция характеристик Бога Яхве в иудаизме.

  34. Проблема человека и пути его богопознания в контексте исторических религий.

  35. Преемственность религий в культуре.

  36. Историография Иосифа Флавия в деле защиты престижа иудаизма.


Мировые религии

Буддизм

Буддизм - одна из ведущих религий Древнего Дальнего Востока 6-5 вв. до н.э. с последующей трансформацией в ранг мировой религии. Древнеиндийские корни возникновения буддизма в 1 тысячелетии до н.э. в условиях кризиса архаичной государственности. Особенности междоусобных условий развития Северо-Восточного региона Индии в социо-культурном диапазоне от уровня племенного развития до монархического строя. Необходимость формирования и коррекции принципов этнического, религиозного, государственного и культурного единства в стратегии развития региона. Влияние брахманизма как одной из ведущих религий Индии на ритуально-обрядовую архаичную сторону социума и его абсолютную обожествляемую структуру, а также на процесс формирования идеологии общества и сопутствующей ему нормативной универсальности текстов «Вед» и «Упанишад».

«Веды» как образец ранней сакральной литературы преимущественно устного происхождения. Последующее их переложение на уровень письменного языка. Структура понимания мира через принцип обожествления природы, ее субстанций и стихий. Пантеон ведийских богов в мистике чисел, не исключая принципа социального дополнения и соподчинении друг другу.

«Упанишады» как комментарии и некое дополнение к «Ведам» в русле брахманизма и буддизма вообще. Ведущее значение религиозной философии «Упанишад» в нравственно-этическом контексте и систематизации основных понятий духовно-материального бытия в череде страданий и его конечного преодоления. Проблема пересмотра базисных ценностей старины и оформление новой программы мировоззренческого уровня: учение о карме, принцип переселения душ и дхарме как кодексе бытия и др. Хинаяна как узкий путь избранного монашества 1 в. н.э. в отличие от объемной теории махаяны тотального спасения не только монахов, но и мирян. Перспективность махаяны в возникновении и формировании родственных сект и направления ламаизма. Философский компонент махаяны на пересечении наследия брахманизма, ведической литературы, буддизма и других сопутствующих источников. «Пустотность» бытия и проблема наполнения души человека просветленными смыслами. Доминанта нирваны как вечного абсолюта и оси универсума. Конкуренция хинаяны и махаяны по проблемам идентичности концепции буддизма, его принципиальных понятий. Образ легендарного Будды или просветленного человека в цикле сказаний о принце Сиддхартха Гаутама, его морально-этических исканий. Условность дат жизни Будды с 624 по 544 гг., согласно летоисчислению адептов молодого монотеизма. Жизненный путь принца Сиддхартхи Гаутамы в обретении собственного «Я» в координатах власти и позитивного морального выбора. Нравственный аспект собственно буддизма и предшествующей брахманской интерпретации сакральных текстов молодого монотеизма по вопросам космического развития кармы нового, просветленного, человека вне фатальной зависимости от условий происхождения, принадлежности к клану, сословию и прочей социальной атрибутики. Учение о перерождении человеческой души, в том числе и на примерах трансформации будущего Будды, и ее перевоплощении вне пределов догматики традиционной ритуальной культуры. Новые парадигмы духовного бытия человека в обретении благородного и мудрого пути становления. Переосмысление исходного термина «брахман» как суммарного термина гармонизированной личности в бесконечном потоке времени и пространства, рождения и смерти.

Суть и значение преходящего понятия «страдание» как условие понимания и осознания цельности бытия. Центризм данного понятия в учении о «четырех благородных истинах»: тотальности страдания, определения его субстанции и границ как условие обретения автономности личного гармоничного морального бытия. Определение границ феномена страдания между полюсами мирских наслаждений и крайнего аскетизма. Абсолютность значения срединного пути в рождении знания, просветления и нирваны. Условность материального и духовного миров буддизма в его показательной этике освобождения от крайностей страдания и алчности желания в коэффициенте индивидуального внепонятийного и нелогизированного мышления. Созерцательность мышления в гармонии чувств и разума многоликой медитации. Превращенный и внеличностный характер рефлексии или созерцания автономного и свободного человека в достижении нирваны как духовной обители трансцендентного покоя и бесконечности божественного мироздания.

Амбивалентность мира и человека, духовности и реальности как двух сторон потенциальной равноценности целого. Их определяемость личностной психологией становления отдельного человека наравне с Богом или вместе с ним. Показательное отсутствие противоречия в традиции сопоставления абсолюта и личности в раннем буддизме и становление данного противоречия в развертывании зрелых форм мировой религии. Транскрипция образа Будды как некоего идеала, субстанции бытия и даже космоса в целом. Доминанта космической теории буддизма в ее тотальности и универсальности проявления.

Ведущее значение понятия сансара, колеса жизни, как феномена бесконечности перерождения человека и его души на фоне стабильной сущности самого человека. Органичность уровней бытия буддизма за пределами определенных истоков или тотального исчезновения. Вечность динамики обретения взаимосвязей мира вне трагизма исчезновения или перевоплощения. Формообразование сансары как условная модель свободы и отрицания внешнего бытия. Личностный, индивидуальный подвиг человека в созидании неземных координат своего будущего существования.

Бодхисатвы как квинтэссенция воплощения высшего совершенства знания. Персональный аспект института бодхисатв на первоначальном уровне закрепления преимущественно за Буддой с последующим определением его как любого другого достойного субъекта. Архаичный принцип преодоления кармы или трансцендентной силы возмездия деяний с нарастающим этическим коэффициентом содействия Добру и непротивления Злу. Принцип перехода от традиционно-коллективного к индивидуальному способу мышления. Дхарма как буквальное изложение опор буддизма. Условия освоения законов дхармы как принятие основ индивидуальности и ее пределов. Синтез моделей поведения, речи и сознания в обретении и обладании мудростью. Нравственность человека как подвиг личного созидания и следования общечеловеческому императиву морали. Комплексность высших истин, их нераздельность и слитность. Своеобразие буддизма в указании на человеческий фактор как решающий и определяющий наравне с элитарными субстанциями.

Канонизация книг буддизма как «трех драгоценностей» будущей мировой религии: образ Будды - учение дхармы – хранители сангхе. Знаковость персоны учителя, сангхе, в его дидактике и деятельной помощи наставника, опекуна и посредника между Богом и человеком. Мотив наставничества и дидактики в общей логике развертывания истин буддизма. Творческая роль ученика и адепта в раскрытии тайных и мудрых смыслов постижения начала и конца бытия, изменчивости мира и человека, пути преодоления препятствий и взаимосвязи всего и вся.

Кодекс Трипитаки («Три корзины») в единстве архаичных законов: «Собрания дисциплинарных правил» или «Виная-питака»; «Собрания текстов» или «Сутта-питака»; «Корзина толкования учения» или «Абхидхамма-питака». Культурно-историческое наследие Древней Индии в кодексе буддийских текстов от формулирования принципов монашества до постулатов в виде литературного наследия и комментариев к принципиальным вопросам постижения буддизма. Кодификация священных текстов и их адаптация к условиям глобальной современности.

Христианство

Римская империя накануне принятия христианства. Религиозные верования Римской империи. Поиски новой религии имперского масштаба как новой идеологии. Кризис политического культа римского императора. Общий кризис античной религии по причине ее абстрактности, безличностности, дистанцированности и архаичности.

Влияние ближневосточных религий на будущие формы имперских верований. Особенное значение пантеона природных богов как умирающих и воскрешающихся образов сверхъестественной субстанции. Выбор Римской империи в пользу культа полезности, государственности и патриотизма, переходящих в пафос мирового господства (Л.Любимов).

Хронология государственной власти Рима: сущность и противоречия становления новой политической государственности. Поиск более эффективных экономических и социально-духовных форм развития.

Исторические предпосылки возникновения христианства в 1 в., одной из будущих мировых религий. Общая политика Ирода 1 Антипы или Ирода Великого, иудейского царя (40 г.до н.э.- 4 г.н.э.), ставленника Римской империи. Специфика религиозно-экономической системы его правления на общем и конкретном уровнях. Ориентация на полисное устройство в полиэтническом обществе Палестины.

Оппозиция областей Галилеи и Иудеи общей проримской стратегии Ирода 1 Антипы вплоть до определения их статуса на уровне императорских провинций.

Стадия актуальной эсхатологии христианства в 1 в. н.э. Структура иудейского сектанства Малой Азии: саддукеи, фарисеи, зилоты, сикарии, эссены (ессены, кумраниты) и пр. как форма религиозной оппозиции на уровне мессианства и эсхатологии древности. Их тождество и различие притязаний.

Саддукеи как основатели новой духовной аристократии Иудеи. Эллинистические аллюзии их идеологии. Двойные стандарты этики саддукеев в национальном измерении. Продолжение принципов спекулятивной или буквальной философии и теологии на уровне догматики и юриспруденции.

Фарисеи в продолжении традиций талмудической литературы. Миссионерская роль фарисеев в народной среде. Строгий этический монотеизм фарисеев. Школа Гиллеля и школа Шаммая в признании свободы законов религии с постепенным нарастанием принципов скрытого демократизма в общем русле консерватизма. Неприятие синтеза ветвей власти, государственной и священнической, в следовании канонам Моисея и общим традициям народа. Раскол фарисеев в период исчезновения и гибели Иерусалима: пацифисты и зилоты,- как два полюса отношения к Риму и миру вообще.

Зилоты или ревнители в показательном сопротивлении Риму и насилию вообще. Национально-патриотические и религиозные компоненты их программы в восстановлении утраченного обета с Богом и утверждении теократического лидерства древнееврейского общества. Иудаистский стержень оппозиции, характерный в приверженности области Галилеи как особой области Израиля по коэффициенту свободомыслия и воинской славы.

Особенности культуры кумранитов (ессеев, эссеев): теория дуализма света и тьмы, эсхатологизм и мессианство. География ессев в регионе Мертвого моря. Колониальный тип поселения и замкнутый самодостаточный образ жизни. Религиозная доминанта их идеологии и особенно пророка Моисея. Учение о душе как эфире и теле как амбивалентных понятиях, продолженное в традициях признания рая и ада. Их общая заслуга в роли посредника между традиционным иудаизмом и будущим христианством. Аллюзии сектантства ессеев в будущих гностиках, иудеохристианах и позднее в кругу апостолов.

Становление раннего христианства как иудейского, мессианского, эсхатологического сектанства. Низовая структура раннехристианских сект и их значимость в революционно-демократическом этапе раннего христианства. Евангелические тенденции ранних христиан и их соответствие нормам деятельности странствующих пророков-апостолов. Противоречие устной традиции и авторитета публичного слова с первыми письменными сочинениями ранних христиан. Литература апокрифов в начальном цикле «теории» христиан. Их несоответствие эталонам религиозной цензуры по двойственности определения апокрифов как дополнений к церковной литературе либо их идейным антагонистам. Детализация и кодификация апокрифов в литературной среде Востока и в зрелом христианстве. Общее значение устной и письменной культуры раннего христианства на стадии актуальной эсхатологии для оформления будущей структуры христианской церкви.

Стадия приспособления христианства в конце П в. Изменение социально-классового и этнического состава раннехристианских общин по направлению к средним классам и выше. Отражение социо-культурных новаций в текстах Нового Завета: переосмысление отношения к субъектам собственности, имущественным цензам и пр. Выработка ключевой формулы Библии «Блаженны нищие духом» (Евангелие от Матфея, 5:3).

Возникновение профессиональной структуры христианской церкви на уровне пресвитеров, епископов, диаконов и пр. Определение политики христианства к предшествующим религиозным комплексам. Окончательный разрыв с иудаизмом во П в. Внутрихристианские движения в форме ересей: иудеохристиане, монтанизм, гностицизм.

Стадия борьбы за господство христианства в Римской империи в Ш - начале 1У вв. Эпоха тотального социального распада. Актуализация потребности в наличии имперской религии. Первые государственные контакты раннего христианства на уровне официальной власти: императоры Галерий (293–337 гг.) и Константин (306-337 гг.).

Изменения в аппарате христианской церкви. Эра «монархического епископата». Образование епархий и митрополий с целью окончательного огосударствления христианской церкви. Оформление священного писания христианства, Ветхого Завета (в том числе для иудаизма) и далее Нового Завета. Основные идеи христианства в концепции о Богочеловеке на уровне трех принципов: грехопадение, искупление и спасение души.

Оформление трех ведущих конфессий христианства по мере их оформления на уровне католицизма, православия и протестантизма.

Последующая структуризация отдельных видов христианства, не исключая направления, школы, ветви и секты в зависимости от социально-культурного контекста наполнения. Коррекция отдельных позиций христианства в эпоху глобализации человечества.

Ислам

Ислам, его история возникновения в 7 в.н.э. Условия Западной Аравии как изначальные координаты патриархально-родового строя накануне формирования классового феодального общества. Дальнейшая территориально-географическая экспансия ислама или мусульманства. Основатель ислама, великий пророк Мухаммед в цикле исторических деяний хашимитов племени курейш. Биографические константы Мухаммеда в его религиозных исканиях как проповедника и теократического правителя. Система кодификации ислама по линии упорядочивания и структурирования божественных истин бытия.

Коран как основной источник вероучения ислама или воплощение «слова Божия». Личностный характер изречений Корана в проповедях пророка Мухаммеда. Другие источники мусульманского вероучения, сунны. Традиции сунн в образе жизни и деяний пророка. Монотеизм ислама в строгом постулировании принципов монотеизма. Сравнительный контекст условного монотеизма в иных мировых религиях на фоне предшествующего политеизма и язычества. Практика соперничества формул Бога в двоице и троице воплощения доисламского периода теософии. Принципы строгого монотеистического мышления ислама.

Социо-культурные и религиозные источники ислама в предшествующих родственных комплексах мифологии, культуры и религиях мира. Христианские аллюзии ислама в формулировании абсолюта бытия или Бога.

Сущность основных понятий ислама. Ислам как центральное понятие всеохватности мира действия и проявления законов Корана. Мир ислама в многообразии национальных различий и тождества бытия.

Умма в богатстве форм этнических, лингвистических и религиозных особенностей социальной общины. Идея спасения как основа божественной опеки. Социальная структуризация уммы, ее возможности в ведущих областях человеческой жизнедеятельности. Открытый характер общины во всемирном характере проявления уммы как таковой. Аллюзия прототипа общины Медины в прошлом и современности. Проблема осмысления уммы как некоей теократии.

Иман как кодекс веры или сакральное свидетельство о присутствии Бога в мире и человеке. Кодификация мистических вербальных формул общения с Богом. Взаимосвязь постулатов имана с сущностью ислама как формы религии и культуры. Основные догматы ислама. Шариат или «прямой правильный путь» со времени завершения процесса его кодификации в комплексе базовых понятий в 11-12 вв. Систематизация общественных и личных уложений бытия в обязательной системе поведения на всем протяжении жизни. Правовые основы шариата и ислама в целом на основе Корана и сунн. Основные направления ислама: хариджиты, сунниты и шииты. Основной календарь праздников ислама: курбан-байрам как праздник жертвоприношения и ураза-байрам по поводу завершения месячного поста. Старинные традиции почитания обрядов древности и современность.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Целью курса является формирование у студентов цельного исторически обусловленного представления об основных мировых религиях, воспитание толерантного отношения iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Политические процессы...
Целью курса является формирование у студентов-политологов представления об основных тенденциях и ключевых моментах политического...
Целью курса является формирование у студентов цельного исторически обусловленного представления об основных мировых религиях, воспитание толерантного отношения iconРабочая программа Направление 030600 История
Цель курса: формирование у студентов цельного представления об особенностях развития истории СССР в 1945-1964 гг., развитие навыков...
Целью курса является формирование у студентов цельного исторически обусловленного представления об основных мировых религиях, воспитание толерантного отношения iconМосковский государственный институт радиотехники
Целью авторского лекционного курса является формирование у студентов комплексного представления этнической, социальной и политической...
Целью курса является формирование у студентов цельного исторически обусловленного представления об основных мировых религиях, воспитание толерантного отношения iconМосковский государственный институт радиотехники
Целью авторского лекционного курса является формирование у студентов комплексного представления этнической, социальной и политической...
Целью курса является формирование у студентов цельного исторически обусловленного представления об основных мировых религиях, воспитание толерантного отношения iconПлан-конспектурока покупки (Тема урока)
Воспитание толерантного отношения к культуре другой страны, уважительного отношения друг к другу
Целью курса является формирование у студентов цельного исторически обусловленного представления об основных мировых религиях, воспитание толерантного отношения icon080000 Экономика и управление Направление подготовки
Целью изучения дисциплины является формирование у студентов представления об историческом прошлом России в контексте общемировых...
Целью курса является формирование у студентов цельного исторически обусловленного представления об основных мировых религиях, воспитание толерантного отношения iconРабочая программа дисциплины (модуля)
Цель освоения дисциплины «История высшего образования в России» заключается в формировании у студентов цельного, представления об...
Целью курса является формирование у студентов цельного исторически обусловленного представления об основных мировых религиях, воспитание толерантного отношения iconРабочая программа учебной дисциплины «история»
Цели и задачи дисциплины: Целью курса является формирование у студентов систематического представления о ходе исторических событий...
Целью курса является формирование у студентов цельного исторически обусловленного представления об основных мировых религиях, воспитание толерантного отношения iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями гос впо...
Целью курса является формирование у студентов комплексного представления об инструментах денежного рынка
Целью курса является формирование у студентов цельного исторически обусловленного представления об основных мировых религиях, воспитание толерантного отношения iconПрограмма учебной дисциплинЫ «сОциология»
Целью курса является формирование у студентов целостного представления об общественной жизни и роли в ней человека, о регулирующей...
Целью курса является формирование у студентов цельного исторически обусловленного представления об основных мировых религиях, воспитание толерантного отношения icon«Учебно-методический комплекс 151001 «Промышленность и окружающая среда»
Целью изучения курса Промышленность и окружающая среда является формирование у инженерно-технических специалистов представления об...
Целью курса является формирование у студентов цельного исторически обусловленного представления об основных мировых религиях, воспитание толерантного отношения iconСамостоятельная работа: 1,5 з е. (54 часа), из них теоретическое...
Целью изучения дисциплины является формирование у студентов представления об историческом прошлом России в контексте общемировых...
Целью курса является формирование у студентов цельного исторически обусловленного представления об основных мировых религиях, воспитание толерантного отношения iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями гос впо...
Целью курса является формирование у студентов комплексного представления о функционировании банков на рынке ценных бумаг
Целью курса является формирование у студентов цельного исторически обусловленного представления об основных мировых религиях, воспитание толерантного отношения iconРабочая программа по дисциплине с 7 Мировая экономика
Целью изучения курса «Мировая экономика» является формирование системного представления у студентов о принципах образования, организации...
Целью курса является формирование у студентов цельного исторически обусловленного представления об основных мировых религиях, воспитание толерантного отношения iconПрограмма курса, темы практических занятий, рефератов, курсовых и...
Целью курса является освещение целостного и исторически-конкретного образа формирующейся и развивающейся ориенталистики в России...
Целью курса является формирование у студентов цельного исторически обусловленного представления об основных мировых религиях, воспитание толерантного отношения iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями гос впо...
Целью курса является формирование у студентов комплексного представления об управлении движением капитала на предприятиях различных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск