Учебно-методическое пособие для студентов отделений 0401 "лечебное дело"





НазваниеУчебно-методическое пособие для студентов отделений 0401 "лечебное дело"
страница1/5
Дата публикации28.05.2015
Размер0.5 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
100-bal.ru > История > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5


министерство образования и науки

российской федерации

федеральное агентство по образованию

кабардино-Балкарский

государственный университет

Медицинский колледж КБГУ


Якушенко М.Н., Камышова Е.А., Бацев Н.М., Мизаушева О.М.

Неотложная помощь в педиатрии

Учебно-методическое пособие

для студентов отделений - 0401 "лечебное дело",

0406 "сестринское дело"

Нальчик 2007 г
УДК 616 (053.2)

ББК 57.3 (75)
Рецензент:

кандидат медицинских наук, ассистент

кафедры госпитальной хирургии Кабардино-Балкарского госуниверситета,

заведующая хирургическим отделением РДКБ МЗ КБР

С.Б. Индрокова


Якушенко М.Н., Камышова Е.А., Бацев Н. М., Мизаушева О.М.


Методическое пособие является изданием, в котором даны определения различным неотложным состояниям у детей, критерии клинической диагностики и алгоритмы действий по оказанию экстренной помощи детям, приводятся разовые и суточные дозы лекарственных препаратов.

Издание предназначено для студентов медицинских колледжей по специальности «Лечебное дело» и «сестринское дело».

Рекомендовано РИС университета


УДК 616 (053.2)

ББК 57.3 (75)
 Кабардино-Балкарский

государственный университет, 2007

Предисловие
На специалистов среднего медицинского звена возложены трудные и ответственные функции, от качества их работы во многом зависит решение важной задачи медицины - быстрое и полное восстановление здоровья заболевшего человека. От средних медицинских работников требуются основательные знания и умения, касающиеся оказания неотложной помощи ребенку при критических состояниях, тяжелых заболеваниях и несчастных случаях. Успех в оказании неотложной помощи во многом зависит от грамотной диагностики и выбора необходимых лечебных мероприятий. При этом от среднего медицинского звена требуется решительность, оперативность и умение организовать нужную помощь, чтобы вывести ребенка из угрожающего жизни состояния.

В пособии дается определение различным неотложным состояниям у детей, критерии клинической диагностики и, самое главное, алгоритм действий по оказанию экстренной помощи, позволяющее стабилизировать состояние больных. В большинстве рассматриваемых клинических ситуациях приводятся разовые и суточные дозы лекарственных препаратов.

Содержание


  1. Помощь при остановке дыхания и сердечной деятельности.

  2. Неотложная помощь при гипертермическом синдроме у детей.

  3. Неотложная помощь при судорожном синдроме у детей.

  4. Неотложная помощь при анафилактическом шоке у детей.

  5. Неотложная помощь при острой сердечно-сосудистой недостаточности (обморок, коллапс) у детей.

  6. Неотложная помощь при острой дыхательной недостаточности у детей:

  • стеноз гортани (ложный круп)

  • приступ бронхиальной астмы

  • инородное тело дыхательных путей

  1. Неотложная помощь при комах у детей:

    • Гипергликемическая кома

    • Гипогликемическая кома

  2. Неотложная помощь при укусах насекомых.

  3. Неотложная помощь при острых отравлениях.

  4. Неотложная помощь при утоплении.

  5. Неотложная помощь при носовом кровотечении у детей.

  6. Неотложная помощь при кишечном эксикозе у детей.

  7. Неотложная помощь при рвоте у детей.

  8. Неотложная помощь при метеоризме у детей.



Помощь при остановке дыхания и сердечной деятельности

Угрожающее состояние у детей - это состояние, при котором существует декомпенсация жизненно важных функций организма ребенка (дыхания, кровообращения, нервной системы) или имеется непосредственная опасность ее возникновения.

При развитии терминальных состояний своевременное и правильное проведение первичной сердечно-легочной реанимации позволяет в части случаев спасти жизнь детей и вернуть пострадавших к нормальной жизнедеятельности.

Основные признаки клинической смерти:

  • отсутствие дыхания, сердцебиения и сознания;

  • исчезновения пульса на сонной и других артериях;

  • бледный или серо-землистый цвет кожи;

  • зрачки широкие, без реакции их на свет.

Неотложные мероприятия при клинической смерти

Оживление ребенка с признаками остановки кровообращения и дыхания надо начинать немедленно, с первых секунд констатации этого состояния, предельно быстро и энергично, в строгой последовательности, не теряя времени на выяснение причин его наступления, аускультацию и измерение АД.

Основные положения первичной сердечно-легочной реанимации удачно сформулированы американской ассоциацией кардиологов в виде "Правил ABC" по П. Сафар.

1 шаг А - восстановление проходимости дыхательных путей;

2 шаг В - восстановления дыхания;

3 шаг С- восстановление кровообращения.

Последовательность реанимационных мероприятий:

1. Вызвать бригаду интенсивной терапии (Скорую помощь)

А - восстановление проходимости дыхательных путей


Этапы

Обоснование

  1. Уложить ребенка спиной на ровную твердую поверхность;

Улучшается проходимость

дыхательных путей;

  1. Очистить ротовую полость и глотку от слизи и рвотных масс;

Обеспечение проходимости

дыхательных путей;

  1. Осторожно запрокинуть голову ребенка назад;

Выпрямляются дыхательные пути;

профилактика западения языка

  1. Под плечи положить валик

Выпрямляются дыхательные пути

  1. Выдвинуть нижнюю челюсть вперед и вверх.

Предупреждает прилегание языка к задней стенке глотки и облегчает доступ воздуха



В - восстановление дыхания

Проведение искусственного дыхания методом «изо рта в рот и нос»

детям до 1 года


Этапы

Обоснование

  1. Ha рот и нос грудному ребенку положить салфетку

Обеспечение инфекционной

безопасности;

  1. Сделать вдох и расположить свой рот над носом и ртом ребенка, образовав плотное соединение

Обеспечение герметичности и эффективности проводимых мероприятий


  1. Вдохнуть воздух в дыхательные пути малыша в количестве, достаточном для осторожного поднятия грудной клетки;

Наполнение легких ребенка воздухом; профилактика разрыва альвеол;

  1. Сделать паузу, подождать пока опустится грудная клетка малыша;



Обеспечение пассивного выдоха;

  1. Повторять пункты 4-5 до появления самостоятельного дыхания или приезда "скорой помощи", или до появления трупных пятен




Обеспечение пассивного поступления кислорода в легкие

.





Этапы

Обоснование

  1. Ha рот ребенка положить салфетку

Обеспечение инфекционной безопасности;

  1. Зажать ребенку нос

Предупреждение выхода вдыхаемого воздуха через нос;


  1. Сделать вдох и расположить свой рот над ртом ребенка, образовав плотное соединение

Обеспечение герметичности и эффективности проводимых мероприятий

  1. Вдохнуть воздух в дыхательные пути малыша в количестве, достаточном для осторожного поднятия грудной клетки;

Наполнение легких ребенка воздухом; профилактика разрыва альвеол;

  1. Сделать паузу, подождать пока опустится грудная клетка малыша;



Обеспечение пассивного выдоха;

  1. Повторять пункты 4-5 до появления самостоятельного дыхания или приезда "скорой помощи", или до появления трупных пятен




Обеспечение пассивного поступления кислорода в легкие

.

Проведение искусственного дыхания методом «изо рта в рот»

детям старше 1 года

После того как проведены первые 3-4 вдувания воздуха, при отсутствии пульса на сонной и бедренной артериях, спасатель наряду с продолжением ИВЛ, должен приступить к непрямому массажу сердца.

Методика проведения непрямого массажа сердца детям различного возраста


Этапы

Обоснование

  1. Уложить ребенка спиной на ровную твердую поверхность;

Условие, необходимое для достижения максимального эффекта реанимационных мероприятий;


  1. Поместить соответствующую часть руки на нижнюю треть грудины:

- новорожденному - ладонную поверхность первой фаланги большого пальца, остальные пальцы поместить под спину малыша;

- ребенку от 1 до 12 месяцев указательный и средний пальцы;

- ребенку 1-7 лет - проксимальную часть кисти (но не пальцы);

- ребенку старше 7 лет - обе руки, сложенные крест-накрест в виде "бабочки".


Обеспечение необходимой площади давления

  1. Надавить на грудную клетку вниз так, чтобы она переместилась вглубь на:

  • 1-1,5 см у новорожденного;

  • 1-2,5 см у грудного ребенка;

- 3-3,5 см у ребенка старшего возраста;

Слабое давление на грудную клетку не обеспечивает полного прохождения крови по кругам кровообращения в фазу искусственной систолы, сильное давление может привести к переломам ребер, грудины;

  1. Уменьшить давление на грудную клетку, позволяя ей вернуться в исходное положение

Обеспечение искусственной диастолы

  1. При проведении непрямого массажа сердца в сочетании с проведением искусственного дыхания вдох и нажатия на грудную клетку проводить в соотношении

1:5 - если помощь оказывают 2 человека

или 2:10; 3:15 - если реанимирующий один;



Обеспечение оптимального

соотношения числа дыхательных движений и числа сердечных сокращений


  1. Через минуту после начала проведения реанимационных мероприятий проверить, восстановились ли жизненные функции.

Контроль эффективности мероприятий;

  1. Реанимационные мероприятия проводить до восстановления жизнедеятельности, либо до приезда "скорой помощи", либо до появления трупных пятен;

Трупные пятна свидетельствуют о наступлении биологической смерти;


Гипертермический синдром

Гипертермический синдром - состояние глубокого нарушения терморегуляции за счет избыточной теплопродукции и ограничения теплоотдачи с повышением температуры тела до 39°С и выше.

Причины, вызывающие лихорадку, делятся на две группы: инфекционные (острые респираторные заболевания, пневмония, скарлатина и др.) и неинфекционные (перегревание, аллергические реакции, эндокринные расстройства и др.).

Решающую роль в механизме развития гипертермического синдрома играет раздражение гипоталамической области как центра терморегуляции организма.

Повышение температуры тела выше 39° С, сопровождается нарушениями со стороны гемодинамики и ЦНС.

Повышение температуры тела - защитный механизм, ограничивающий распространение инфекции, поэтому назначение жаропонижающих средств рекомендуют производить лихорадящим детям только при наличии высокой температуры тела - 38,5-39°С, когда можно опасаться нарушений микроциркуляции, развития гипоксии периферических тканей и головного мозга.

Классификация гипертермии



Ступени повышения температуры

Данные термометрии

1.

Субфебрильная

37,5-38° С

2.

Фебрильная

38-39° С

3.

«Высокая» лихорадка

39-40° С

4.

Чрезмерно высокая

 40°С

5.

Гиперпиретическая

 41-42° С


Виды гипертермии

"Розовая" - теплопродукция равна теплоотдаче

"Бледная" - теплопродукция превышает теплоотдачу

"Розовая" лихорадка является прогностически благоприятной, характеризуется умеренной гиперемией кожи, на ощупь кожные покровы горячие, влажные. Поведение ребенка, как правило, практически не меняется.

"Бледная" лихорадка характеризуется ощущением холода, появлением озноба, бледностью кожи, с цианотичным оттенком ногтевых лож и губ, похолоданием конечностей. Для "бледной" лихорадки типичны чрезмерная тахикардия, одышка и возможен судорожный приступ, бред.

Неотложная помощь проводится по двум направлениям:

1. Борьба с гипертермией.

2. Коррекция жизненно важных функций организма.

Борьба с гипертермией предусматривает комбинированное лечение с использованием как медикаментозных, так и физических методов охлаждения организма.

До начала оказания неотложной помощи определяют тип гипертермии, если "бледная", то переводят в "розовую" с помощью спазмолитиков. Физические методы охлаждения показаны при "розовой" гипертермии.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методическое пособие для студентов отделений 0401 \"лечебное дело\" iconУчебно-методическое пособие для самостоятельной внеаудиторной работы...
Рекомендовано учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия...
Учебно-методическое пособие для студентов отделений 0401 \"лечебное дело\" iconМетодическое пособие по выполнению (подготовке) и защите для студентов отделений / факультетов
Курсовая работа: методическое пособие по выполнению (подготовке) и защите для студентов отделений / факультетов журналистики / науч...
Учебно-методическое пособие для студентов отделений 0401 \"лечебное дело\" iconМетодические рекомендации для самоподготовки студентов к семинарским...
Составлена в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровня подготовки выпускника по специальности 0401...
Учебно-методическое пособие для студентов отделений 0401 \"лечебное дело\" iconМетодические рекомендации для самоподготовки студентов к семинарским...
Составлена в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровня подготовки выпускника по специальности 0401...
Учебно-методическое пособие для студентов отделений 0401 \"лечебное дело\" iconИнформационные технологии в музее (методическое пособие)
Методическое пособие для бакалавров музеологов, обучающихся по направлению 030300 и студентов гуманитарных отделений
Учебно-методическое пособие для студентов отделений 0401 \"лечебное дело\" iconУчебно-методическое пособие для аудиторной работы Для специальностей:...
«иркутский государственный медицинский университет министерства здравоохранения и социального развития рф»
Учебно-методическое пособие для студентов отделений 0401 \"лечебное дело\" iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «Конкурентоведение» для...
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Конкурентоведение» разработано в соответствии с Федеральным государственным образовательным...
Учебно-методическое пособие для студентов отделений 0401 \"лечебное дело\" iconМетодическое пособие для студентов 2-го курса, обучающихся по специальности...
Под редакцией зав кафедрой пропедевтики внутренних болезней профессора В. В. Аникина
Учебно-методическое пособие для студентов отделений 0401 \"лечебное дело\" iconУчебно-методическое пособие Тольятти 2011 удк ббк ахметжанова Г....
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов магистров, обучающихся на педагогическом факультете тгу по направлению «Педагогика»....
Учебно-методическое пособие для студентов отделений 0401 \"лечебное дело\" iconУчебно-методическое пособие федеральное государственное автономное...
Методическое пособие предназначено для студентов отделений и факультетов журналистики, обучающихся по специальности 030601. 65 Журналистика....
Учебно-методическое пособие для студентов отделений 0401 \"лечебное дело\" iconУчебно-методическое пособие для студентов факультета «Финансы и кредит»
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневной формы обучения в помощь для эффективной подготовки к семинарским...
Учебно-методическое пособие для студентов отделений 0401 \"лечебное дело\" iconМетодическое пособие по дисциплине «Логика»
Учебное методическое пособие по дисциплине «Логика» составлено для студентов юридической и экономической специальностей дневного...
Учебно-методическое пособие для студентов отделений 0401 \"лечебное дело\" iconУчебно-методическое пособие по педагогической (методической) практике...
Учебно-методическое пособие по педагогической (методической) практике, для студентов 4-го и 5-го курсов отделения романо-германской...
Учебно-методическое пособие для студентов отделений 0401 \"лечебное дело\" iconУчебно-методическое пособие для студентов дневного и заочного отделений...
Государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методическое пособие для студентов отделений 0401 \"лечебное дело\" iconМинобрнауки России
«Анатомия и физиология» для специальностей 060101-лечебное дело, 060501-сестринское дело (базовый уровень образования). Методическое...
Учебно-методическое пособие для студентов отделений 0401 \"лечебное дело\" iconПрограмма Анатомия человека Рекомендуется по специальности 060101...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск