История развития театрального искусства на ставрополье





Скачать 489.96 Kb.
НазваниеИстория развития театрального искусства на ставрополье
страница1/5
Дата публикации28.06.2015
Размер489.96 Kb.
ТипЛитература
100-bal.ru > История > Литература
  1   2   3   4   5


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей «Центр развития творчества детей и юношества «Радуга» г. Лермонтова

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА НА СТАВРОПОЛЬЕ

Автор:

Шитова Анна Вячеславовна,

15 лет.

город Лермонтов,

Ставропольского края,

Россия

2013 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3 стр.

1. Первый русский театр на Северном Кавказе 6 стр.

1.1. Основание первого русского театра на Кавказе 6 стр.

1.2. История развития Ставропольского театра в XIX веке 8 стр.

1.3. История развития Ставропольского театра

в первой половине XIX века 11 стр.

1.4. Ставропольский театр в годы Великой Отечественной войны 14 стр.

1.5. История развития Ставропольского театра

в послевоенный период 15 стр.

1.6. Ставропольский академический театр драмы

им. М.Ю. Лермонтова в наши дни 17 стр.

2. Ставропольский государственный краевой театр оперетты 19 стр.

2.1. Основание театра 19 стр.

2.2. Театр во время Великой Отечественной войны 20 стр.

2.3. Послевоенный период 21 стр.

2.4. Театр сегодня 22 стр.

3. Формирование театральной деятельности в городе Лермонтове 23 стр.

3.1. История развития культуры и театральной деятельности

в городе Лермонтове 23 стр.

3.2. Детский любительский театр как особое социокультурное

пространство в городе Лермонтове 25 стр.

Заключение 29 стр.

Литература 31 стр.

Приложение 32 стр.

Введение

Театр обладает огромными возможностями духовного воздействия на зрителя. Прежде всего, это сама пьеса – драматургия, затем драматическое действие (создание образа), осуществляемое актерами на глазах у публики, и художественное оформление – декорации, костюмы, освещение, музыка и т.д. Конечно, театр менее массовое искусство, чем кино, т.к. каждый, вновь сыгранный спектакль, не может быть точной копией предыдущего. Актёр от спектакля к спектаклю продолжает работать над ролью, обогащая её жизненными наблюдениями, раздумьями, живо реагируя на реакцию зрителей. Чтобы воспринимать искусство театра требуется приложить немало усилий и внутренних и внешних. Человек видит и слышит только, то, что способен увидеть и услышать в меру своего понимания; если же он не учится воспринимать ценности, что несёт культура, то он духовно слеп и глух. Стремление людей к лёгкой жизни, жажда неуёмного потребления ведут к извращению потребностей и интересов, чувств, взглядов, настроений. У человека искажается социальное видение мира, понимание счастья и благополучия игнорируется опасность, угрожающая его духовному здоровью. Снижению уровня потребительской культуры сильно поспособствовало телевидение. Несмотря на его симпатичную домашность и то, что оно позволяет лучше разглядеть человека на экране, заглянуть в его глаза, оно отучает человека от высокой культуры общения с искусством. Если в театре или в кино создаётся соответствующий климат уважения к искусству, и человек приучается к определённому типу его восприятия, то сидя дома у телевизора, он между делом воспринимает ценности искусства, гуляя по каналам и не задерживаясь на канале «Культура». Средства электронной информации выплёскивают на человека убогие второсортные боевики, триллеры, слащавые мелодрамы, мюзиклы производства США, бесконечные сериалы и прочее. Предметом восхищения молодёжи становятся различные «Фабрики», «Комеди клаб», «Дом-2», которые не только воспитывают дурной вкус, но и настойчиво пропагандируют праздность, безделье, необразованность, свободу нравов и т.п.

Потребляя духовные суррогаты, человек, думает, что он приобщается к культуре и удовлетворяет свои духовные потребности, но это иллюзия духовности, приобщение к эрзац-культуре наносит непоправимый вред. Восприятие культуры нелёгкий труд, как сказал поэт: «душа обязана трудиться и день и ночь», а это определённое напряжение. Учиться восприятию культуры надо с детства, с детского сада, школы, в течение всей жизни. Именно в детском и юношеском возрасте закладываются основы культуры. То, что заложено в молодые годы, оказывается самым прочным и долговечным. Оно оказывается и самым глубоким, имеющим влияние на всю жизнь. Духовное богатство, приобретённое в юности – это самое большое богатство. Неоценимую помощь в эстетическом воспитании играет театр.

Театр имеет огромную, фантастическую силу и притягательность для человека (как для зрителя, так и для актера или постановщика), являясь особой, неподражаемой и главное незаменимой моделью человеческой жизни. Во многом именно через искусство театра осуществляется процесс познания человеком мировой и национальной культуры, а, следовательно, и самого себя. Именно поэтому участие детей и подростков в театральном (и смежном художественном) творчестве всегда имело ярко выраженное социально-культурное значение, ведь, в сущности, от последовательной профессиональной подготовки детей зависело и зависит существование и будущее театрального искусства.

В связи с этим последнее время становится все более актуальной тема исследования, где детский театр рассматривается как саморазвивающееся искусство, где в комплексе изучаются условия, эстетические принципы, динамика и тенденции развития театра детей с позиции искусствоведения. В первую очередь эта тема связана с развитием школьного и студенческого любительского театра России, который теперь довольно часто перерастает в профессиональный театр.

Театральное искусство во все времена остается средством нравственного, эстетического, гражданского воспитания личности. В наш век, перенасыщенный рационализмом, суетой повседневности, в молодёжной среде существует острая потребность, в общении, но не на поверхностном, а на глубоком, содержательном уровне. Кино, телевидение, пресса преподносит нам всё в готовом виде, развлекает, не «напрягая». Это мешает удовлетворению потребностей развивающейся личности. Необходимо искусство, которое будит воображение, движет фантазию. Искусство, которое обращено и к разуму, и к душе человека. Всем этим запросам удовлетворяет театральное искусство. Социальная необходимость молодежного театра более чем очевидна и не нуждается в доказательствах.

Театры для молодёжи (профессиональные и любительские) в настоящее время должны стать важной составляющей частью культуры. Они дают возможность развитию свободной, активной личности, пробуждают её творческий потенциал, развивают как участника театра, так и его зрителя. Необходимо особо поддерживать молодежные любительские коллективы. Потому что это не шоу-бизнес, а живое творчество. Зачастую отцы города не имеют представления, о том, что в их «вотчинах» живут, развиваются удивительные творческие образования, которые дают возможность молодым людям реализовать свои творческие способности, поделиться с окружающим своим видением мира. Тем более что познакомиться с этим видением мира хотят и зрители.
Цель исследования — вызвать повышенный интерес к театральной деятельности у современной молодёжи через рассмотрение этапов становления русского театра на Северном Кавказе.

Задачи:

  1. Изучить историческую литературу по данной теме.

  2. Собрать материалы о возникновении и развитии русского театра на Северном Кавказе.

  3. Изучить историю развития Ставропольского академического театра драмы им. М.Ю. Лермонтова.

  4. Изучить историю развития Ставропольского государственного краевого театра оперетты.

  5. Проследить формирование театрализованной деятельности в городе Лермонтове.

  6. Проанализировать, систематизировать собранную информацию и подготовить реферат, медиапрезентацию.

  7. Способствовать развитию детского театрального искусства в городе Лермонтове.

Методы исследования:

  • теоретические: собрать сведения о возникновении и развитии русского театра на Северном Кавказе; изучить материалы о старейшем театре на Северном Кавказе, который был и остается просветителем, хранителем лучших традиций театрального искусства; проследить формирование театрализованной деятельности в городе Лермонтове; подготовить иллюстративный материал.

  • практические: интервьюирование участников театральной деятельности в городе Лермонтове; включённое наблюдение за воспитанниками театральной студии «Театр нашего двора»; видео и фотосъёмки спектаклей, конкурсно-игровых программ.

Этапы исследования.

На первом этапе была определена проблема, связанная с развитием русского театра на Северном Кавказе, а также тема и объект исследования. На этом же этапе были чётко сформулированы цель и задачи исследовательской работы.

На втором этапе происходил сбор необходимого материала по теме: в исторической литературе, в документальных источниках найдены сведения об истории создания Ставропольского краевого драматического театра имени М.Ю. Лермонтова, Ставропольского государственного краевого театра оперетты.

Третьим этапом стало изучение формирования театральной деятельности в городе Лермонтове.

На последнем – четвёртом этапе был написан реферат, создана медиапрезентация по теме поисково-исследовательского проекта.

1. Первый русский театр на Северном Кавказе

Национальный театр есть признак совершеннолетия нации, так же, как и академии, университеты, музеи. Иметь свой родной театр и гордиться им желает всякий народ…

А. Островский
1.1. Основание первого русского театра на Кавказе

Тридцатые годы XIX века в провинции, в частности в Ставрополе, – начало театральной истории. Именно в этот период в Ставрополе, в городе, имеющем значение важного экономического центра Северного Кавказа, в котором улицы и дома сохранили память о приездах А.Пушкина и М.Лермонтова, Л.Толстого и А.Грибоедова, В.Белинского и А.Одоевского впервые появились идеи о создании профессионального театра.

Начиная с 1831 года, в Ставрополе, предприимчивые горожане начали открывать частные театральные предприятия. В трудах Ставропольской ученой архивной комиссии сохранились упоминания о коллежском регистраторе Ковтулове, задумавшем открыть театр. На свои сбережения, он нанял большой сарай и приспособил его под театральное здание. Но собственных средств не хватало, и Ковтулову пришлось прибегнуть к займам.

Наконец театр оборудован. Назначен день первого представления. Собравшиеся с нетерпением ожидают начала первого театрального представления в Ставрополе. Но перед самым поднятием занавеса, в театр ворвался кредитор в сопровождении полиции. Зрители и загримированные артисты были разогнаны. Спектакль не состоялся. Немудреный театр и весь его скарб были проданы с торгов. Незадачливый антрепренер разорился и попал в долговую тюрьму.

Так плачевно окончилась первая попытка открыть театр в Ставрополе.

Разговоры в ставропольском обществе о необходимости создания в городе театра не прекращались, но не находилось человека, который взялся бы вновь за это рискованное предприятие. Только через десять лет после первой попытки создать театр – в 1841 году появился приезжий антрепренер Яценко, решивший сформировать для Ставрополя профессиональную труппу. К этому времени город вырос, граждане стали зажиточнее. Потребность горожан в новых разнообразных развлечениях подталкивала администрацию города к строительству театрального здания. Однако «отцы» города не пожелали особенно тратиться на строительство солидного здания и соорудили примитивный балаган.

В свою очередь и Яценко, поскупившись на затраты, собрал весьма посредственную труппу. Тем не менее, первые спектакли, начавшиеся в 1842 году, пользовались успехом. Публика, давно мечтавшая о своем театре, охотно шла на представления и горячо принимала игру актеров.

Но надежд серьезного зрителя театр не оправдал, и посещаемость упала.

По свидетельству современников, больше всего не удовлетворял репертуар. Публика ждала от театра нового слова, передовых идей, а увидела пустые переводные водевили. Труппа стала влачить жалкое существование, пока не распалась совсем.

Первые неудачные попытки создать постоянный театр в Ставрополе не расхолодили стремлений передовой части общества. Город рос, увеличивалось количество культурных людей, желание иметь свой театр. В городе начала формироваться местная интеллигенция из среды российских поселенцев и из горских народов. Ставрополь постепенно приобретает функции просветительного центра как для Предкавказья, так и для Кавказа.

В 1844 году началась новая эпоха в жизни ставропольских курортов. В должность Кавказского наместника вступил князь М.С.Воронцов, который всячески поощрял и развивал театральное искусство на Кавказе.

1845 год – год основания Ставропольского театра. Здание первого в Ставрополе театра, в перестроенном виде, сохранилось и до настоящего времени (Дом офицеров, г. Ставрополь).

В 40-е годы XIX века изменился и репертуар: вместо непременных переводных водевилей, зрители увидели на сцене лучшие произведения отечественной и иностранной классики. Этот репертуар, а также его исполнение полностью отвечали требованиям передовой, культурной общественности и прививали малоподготовленному зрителю вкус к серьезному театру, к талантливой актерской игре и глубоким мыслям. «Сезоны Рыбакова», приучившие ставропольцев к лучшим образцам театрального искусства, выработали у них высокую взыскательность, создали те условия, благодаря которым Ставропольский театр завоевал репутацию одного из лучших театров на юге России.

Следует отметить, что система гастролей выдающихся мастеров сцены оказывала благотворное влияние на слаженность спектакля, на повышение мастерства и общую сценическую культуру провинциального театра. Это положение подтверждается всей историей Ставропольского театра, куда часто приезжали на гастроли большие мастера, чем существенно помогали росту театра.

В 1858 году российскому царю Александру II поступил «доклад о необходимости «допущения» в столицах частных театров».

Отмена крепостного права в России не только пробудила общественное самосознание, стимулировала развитие науки, литературы и искусства, но и вызвала бурный рост частного предпринимательства в театральном деле.

В начале 70-х годов XIX столетия в провинции работало 102 труппы, из них 61 – постоянная и 41 – временная. Количество людей, занятых в театральном производстве, дошло до трех тысяч.

14 марта 1882 года, при Александре III вышел указ об отмене «театральной монополии» и «допущении «антрепризы». Что такое «антреприза». Это слово пришло из Франции, и означает частное зрелищное предприятие.

Один за другим стали открываться частные театры: сначала в столицах, потом на периферии. Частное театральное предпринимательство фактически подразделялось на три типа организации: простая или хозяйская антреприза, антреприза представительства городской администрации и товарищество актеров, работающее на кооперативных «артельных» началах.

К концу XIX века получила чрезвычайно широкое распространение товарищество актеров.

Антрепренеры и организаторы товариществ изыскивали любые средства для привлечения публики и обеспечения стабильных сборов: пополняли репертуар пьесами в основном развлекательного характера, увеличивали количество новых постановок и число бенефисных спектаклей. В результате искусство театра, предназначенное, главным образом, для продажи, не выполняло ни гражданской, ни эстетической, ни просветительской миссии.

1.2. История развития Ставропольского театра в XIX веке

Шестидесятые годы девятнадцатого столетия были печальной страницей в истории театра. Ставрополь постепенно терял значение военного центра и превращался в торговый город. Здесь собираются крупные фирмы по торговле хлебом, скотом, шерстью. Растут капиталы, а вместе с ними появляются новые хозяева города – торговцы, капиталисты, которым было чуждо подлинное театральное искусство.

Однако к середине 70-х г.г. Ставропольский театр вновь обладал сильными труппами. Лучшие провинциальные артисты, получившие широкую популярность на столичных сценах, выступали на местных сценах. Здесь работали: Модест Писарев, Градов-Соколов, Владимир Путята, Михайлов, Песоцкий и другие. Как город, так и Кавказское наместничество тратили на театр большие деньги. Кроме того, в театр вкладывали средства и частные лица.

Чрезвычайно интересны события, связанные с работой в Ставрополе труппы Немова, которая отражала общественно-политические противоречия времени. Из сохранившихся архивных документов видно, что театр в те годы позволял себе смелые выступления, остро бичевал пороки господствующих классов.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

История развития театрального искусства на ставрополье iconПрограмма учебного предмета «история театрального искусства» дополнительной...
Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей
История развития театрального искусства на ставрополье iconКомитет театрального искусства общероссийской федерации искусств
Программа курсов повышения квалификации в сфере театрального искусства включает в себя широкий спектр дисциплин театрального образования,...
История развития театрального искусства на ставрополье iconРоссийская академия театрального искусства (гитис)
Конституции Российской Федерации, и право на творчество и творческую деятельность, предусмотренное статьями 10 и 27 Закона РФ «Основы...
История развития театрального искусства на ставрополье iconОбразовательная программа в области театрального искусства «искусство театра»
Разработчик: М. В. Носова, заведующая театральным отделением Детской школы искусств имени Н. Г. Рубинштейна города Москвы, доцент...
История развития театрального искусства на ставрополье icon«Документирование театрального наследия» программа 27–29 ноября 2012 года Москва
М о д е р а т о р – Дмитрий Викторович Родионов, доцент Российского университета театрального искусства гитис
История развития театрального искусства на ставрополье iconПрограмма школы-студии актерского искусства театра «Алеко»
Актерское мастерство, сценическая речь, хореография, пластика, история искусства, вокал. А также творческие встречи, мастер-классы...
История развития театрального искусства на ставрополье iconПрограмма по учебному предмету «История театрального искусства» разработана...
Разработчики: Г. А. Степанова, театровед, кандидат искусствоведения, член Союза театральных деятелей
История развития театрального искусства на ставрополье iconПрограмма учебной дисциплины «история искусств»
«История искусств» является приобретение студентами знаний в области морфологии искусства и основных тенденций, включая современные,...
История развития театрального искусства на ставрополье iconФилософский факультет
Курс находится в тесной связи с курсами «История культуры», «Теория и история искусства», «История изобразительного искусства», «Охрана...
История развития театрального искусства на ставрополье iconНезовибатько Игорь Борисович Ведущий курсов развития артистизма,...
...
История развития театрального искусства на ставрополье iconУдмуртская драматургия 1920–1950-х годов
Углубление знаний студентов о путях развития удмуртской драматургии и роли творческих индивидуальностей в формировании театрального...
История развития театрального искусства на ставрополье iconПрограмма учебной дисциплины «история изобразительных искусств»
«История изобразительных искусств» является приобретение студентами знаний в области морфологии искусства и основных тенденций, включая...
История развития театрального искусства на ставрополье iconПояснительная записка История театрального искусства (тест)
Федерального компонента государственного стандарта и авторской программы по физике под редакцией Е. М. Гутник, А. В. Перышкина из...
История развития театрального искусства на ставрополье iconАннотация рабочей программы учебной дисциплины История искусства...
Цели дисциплины — раскрыть сущность и специфику искусства, закономерности его исторического развития, подготовить студента к самостоятельной...
История развития театрального искусства на ставрополье iconПримерная программа дисциплины «История хореографического искусства»
Выработать у будущих специалистов представления об основных этапах эволюции хореографического искусства и его высшей формы балета,...
История развития театрального искусства на ставрополье iconРеферат Дисциплина: Введение в квалификацию бакалавра На тему: История развития кинематографа
Кинематограф относительно новый вид искусства. Его история в сравнении с тысячелетней историей музыки, живописи, театра очень коротка....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск