Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Ставропольский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения Российской Федерации Кафедра философии и гуманитарных дисциплин
УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе Профессор______________ А.Б. Ходжаян «___»_______________ 201__ г.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
|
| по дисциплине «История»
| по направлению 44.03.03. – «Специальное (дефектологическое) образование»
Профиль – Логопедия
| Квалификация – бакалавр Форма обучения – очная
Нормативный срок освоения
Срок освоения ОПОП ВО 4 года
Период освоения ОПОП ВО с 01.09.2014 по 31.08.2018
|
Всего ЗЕТ – 4
Всего часов – 144
из них: в том числе:
- лекций – 18
- семинарских занятий – 36
самостоятельная работа – 54
форма контроля:
- экзамен – 1 семестр (36 часов)
Ставрополь, 2014 Рабочая учебная программа разработана в соответствии с:
- ФГОС ВПО по специальности 050700.62 – «Специальное (дефектологическое) образование», утвержденным приказом Минобрнауки Российской Федерации от 22.12.2019 г. № 816 и Рекомендаций Минобрнауки по внесению изменений в ФГОС-3
- приказом Минобрнауки «Об утверждении перечней направлений и специальностей высшего образования» от 12 сентября 2013 года № 1061;
- учебным планом, утвержденным Ученым советом университета 27 августа 2014 года, протокол №1. Разработчик рабочей учебной программы – преп. Голубницкий О.О. Рабочая учебная программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры философии и гуманитарных дисциплин 28 августа 2014 г., протокол № 1
Зав. кафедрой, профессор Сергеева Т.Б.
Одобрена цикловой методической комиссией гуманитарных дисциплин
28 августа 2014 г.
Председатель ЦМК, профессор Маяцкая Н.К.
Согласовано:
Декан лечебного факультета,
доцент
Федько Н.В. Начальник УМУ Вышковский Н.П.
Руководитель ЦУКО, доцент Новиков С.В.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Курс истории охватывает широкий круг исторических знаний, начиная от цивилизации Древней Руси и заканчивая проблемами модернизации в XXI веке. Он знакомит студентов с историей России, как составной, неотъемлемой частью мирового исторического процесса и призван помочь в усвоении знаний об основных этапах, закономерностях и особенностях исторического процесса сквозь призму национальной российской истории. Студент сможет получить представление о месте и роли России в мировой истории. Новые подходы и концепции позволяют рассмотреть отечественную историю во всей её полноте, многообразии и сложности.
Изучение дисциплины рассчитано на 1 семестр очной формы обучения и включает 18 часов лекций, 36 часов семинарских занятий и 54 часа самостоятельной работы.
Лекции читаются доцентом кафедры по наиболее важным темам дисциплины. Чтение лекций сопровождается мультимедийными презентациями слайдов, демонстрацией видеофильмов. Семинарские занятия проводятся в специализированных кабинетах и аудиториях кафедры всем профессорско-преподавательским составом кафедры. Количество студентов в академической группе составляет 10 – 15 человек. Структура семинарских занятий включает собеседование по основным вопросам плана, выполнение индивидуальных заданий, решение ситуационных задач, работу со словарём исторических терминов, заслушивание и оппонирование рефератов, тестирование.
На кафедре созданы условия для самостоятельной работы студентов, которая проводится в 2-х формах – аудиторной и внеаудиторной. Первое направление реализуется на основе подготовки семинаров, разработанных преподавателями по темам дисциплины. Второе направление осуществляется на основе использования обязательной и дополнительной литературы библиотечно-информационного фонда.
С целью повышения качества подготовки специалистов на кафедре сложилась и развивается практика использования методов развивающего обучения, основанная на индивидуализации учебного процесса: проведение лекции – диалога на основе проблемного метода; организация семинаров – дискуссий; выполнение упражнений по составлению логических схем, таблиц, установлению логических связей, проведение семинаров-практикумов; проведение развивающих игр; проведение «круглых столов».
Применение методов развивающего обучения нацелено на формирование следующих навыков: работы с научной литературой; участия в дискуссии; публичного выступления с докладом, рефератом, научным сообщением; оппонирования и рецензирования письменных и устных докладов; подготовка и демонстрация презентаций по наиболее важным проблемам курса; выполнение реферативных и проектных работ; поиск, чтение и анализ исторической и другой литературы, составление таблиц, построение схем.
С целью повышения качества учебной деятельности и учебной мотивации студентов на кафедре внедрена балльно-рейтинговая система оценки качества знаний студентов. По результатам учебной деятельности студенты в соответствии с набранными баллами по решению кафедры, могут освобождаться от проведения итоговой аттестации (зачёт).
Для решения задач образовательного процесса на кафедре разработан учебно-профессиональный (методический) комплекс, включающий в себя ряд элементов: федеральный государственный образовательный стандарт, примерная учебная программа, рабочая учебная программа, методические разработки для студентов и преподавателей по каждому семинарскому занятию, учебники, учебные пособия, тексты лекций, материалы мультимедийных презентаций по всем темам лекций, перечень информационного и материального обеспечения образовательного процесса.
Воспитательные задачи на кафедре решаются в ходе учебной деятельности и направлены на воспитание у студентов обязательности, пунктуальности, толерантности, аккуратности, бережного отношения к имуществу, умению вести себя с сокурсниками, старшими и больными и др.
1. Цель и задачи изучения дисциплины «История»:
Цель – расширение и углубление знаний студентов в области отечественной и мировой истории, развитие аналитического мышления, навыков публичных выступлений и дискуссий.
Задачи:
подготовка студентов к личностной ориентации в современном мире, к свободному выбору своих мировоззренческих позиций и развитию творческих способностей;
углубление и систематизация исторических знаний.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «История» относится к циклу гуманитарных, социальных и экономических дисциплин, является базовой (обязательной) в медицинском образовании по соответствующему циклу дисциплин.
Специальные требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента не предусматриваются. 3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
- способность использовать философские, социогуманитарные, естественнонаучные знания для формирования научного мировоззрения и ориентирования в современном информационном пространстве (ОК-1);
- способность анализировать закономерности исторического процесса, осмыслять и анализировать профессионально и личностно значимые социокультурные проблемы, осознавать и выражать собственную мировоззренческую и гражданскую позицию (ОК-3);
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
1. Основные закономерности и этапы исторического процесса, роль России в истории человечества в современном мире.
2. Важнейшие события и явления; имена исторических деятелей, определивших ход отечественной и мировой истории.
Уметь:
1. Анализировать и оценивать социально и личностно значимую информацию, политические события, экономические процессы, социокультурные явления; толерантно воспринимать социальные и культурные различия.
2. Логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, давать определения, приводить примеры и доказательства.
Владеть:
Основными методами социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач.
навыками литературной и письменной речи
Таблица формирования компетенций, знаний, умений, владений навыками
№
| Наименование раздела
| ОК-1
| ОК-3
| Знать
| Уметь
| Владеть
| 1
| Российское государство в IX – XVII вв.
| +
| +
| 1,2
| 1,2
| 2
| 2
| Россия в XVIII – XXI вв.
| +
| +
| 1,2
| 1,2
| 1,2
| 4. Объем дисциплины и виды учебной работы:
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 ЗЕТ (144 часа)
Вид учебной работы
| Всего часов
| Объем
по семестрам
| 1
| Аудиторные занятия (всего)
| 54
| 54
| В том числе:
|
|
| Лекции
| 18
| 18
| Семинары (С)
| 36
| 36
| Самостоятельная работа студента (СРС) (всего)
| 54
| 54
| В том числе:
|
|
| Контрольная работа
|
|
| Другие виды самостоятельной работы: изучение учебного материала, подготовка к занятиям
| 54
| 54
| Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)
| экзамен (36)
| экзамен (36)
| Общая трудоемкость часы
| 144
| 144
|
5. Содержание дисциплины: 5.1. Введение. Краткие исторические сведения о дисциплине. Предмет и задачи дисциплины. Творческая и научная работа в процессе изучения Истории Отечества Порядок изучения дисциплины, отчетность, литература. Организация учебной работы, методика самостоятельной подготовки студентов к занятиям по курсу. Требования и рекомендации к работе по занятиям к докладам и рефератам.
5.2. Содержание разделов дисциплины
Раздел 1.
Российское государство в IX – XVII вв. Тема 1. Методологические проблемы и основные понятия исторической науки
Предмет, методы и источники изучения Отечественной истории (в контексте мирового исторического процесса). Виды исторических источников. Летопись – древнейший тип исторического источника. Мемуары как вид исторического источника. Вспомогательные исторические дисциплины (археология, палеография, этнография, топонимика, метрология, генеалогия, геральдика, нумизматика, сфрагистика, историческая антропология, нумизматика). Законы истории и деятельность человека. Историческое время. Цели, ценности и идеалы в развитии общества. Историческое знание и исторический опыт. Проблема истинности исторического знания. Место России в мировой истории. Русская историческая школа. Советская историческая школа и ее особенности. Современные исторические школы на Западе. Значение опыта Отечественной истории для общественных преобразований в современной России. Тема 2. Восточные славяне в догосударственный период
Великое переселение народов и падение Западной Римской империи. Образование варварских королевств в Западной Европе. Ранние сведения о славянах (византийские, европейские и арабские источники). Геополитическое положение, природа и климат Восточно-Европейской равнины. Этносоциальные процессы на территории Восточно-европейской равнины. Расселение, общественный строй, занятия восточных славян. Восточно-славянские племена и балты, угро-финны, тюрки. Эволюция общины как основной организации общественной жизни, нравы и обычаи. Язычество у восточных славян. Складывание ранних политических образований. Киев, Новгород, Старая Ладога, Ростов, Муром. Вечевая демократия, князь и дружина, город и ремесло. Тема 3. Древнерусское государство. Киевская Русь
Генезис древнерусской государственности и роль норманнского влияния. Современные трактовки «норманнского вопроса». Киев и другие политические центры Руси. Первые киевские князья и их деятельность. Древние торговые пути и их влияние на развитие Киевской Руси. Древнерусское государство и Запад. Особенности общественно-политического устройства Киевского государства и его типизация. Князь и княжеское управление, организация военных сил. Народное собрание – вече. Социально-политическая роль древнерусских городов. Средневековые города – республики на Руси.
Основные категории свободного и зависимого населения. Крещение Руси. Роль православной церкви в политической жизни древнерусского государства. Русь и Византия.
Тема 4. Распад Древнерусского государства. Удельный порядок на Руси
Феодализм и феодальная раздробленность в Западной Европе. Род Рюриковичей как коллективный верховный владетель Земли Русской. Лествичная (очередная) система наследования. Упадок Киевской Руси и его причины. Возникновение удельной системы. Киевское княжество в новой политической реальности. Галицко-Волынское княжество, Новгородская республика, Владимиро-Суздальское княжество. Тема 5. Русские княжества в XIII – XIV вв. Монголо-татарское нашествие
Крестовые походы и образование духовно-рыцарских Орденов. Александр Невский и борьба западных и северо-западных русских земель с крестоносцами Запада. Русь и Великая степь. Образование державы Чингисхана. Первое столкновение с монголами, битва на Калке. Походы Батыя на Русь и в Западную Европу. Русские земли под властью Золотой Орды. Влияние Золотой Орды на культурно-историческое развитие Руси. Тема 6. Формирование централизованного государства. Московская Русь
Города средневековой Европы, коммунальное движение. Образование централизованных государств и изменения в социально-политической системе в Европе. Образование Московского княжества и причины возвышения Москвы. Влияние Золотой Орды на внутриполитические отношения в русских княжествах. Борьба русских князей за ханский ярлык на Великое княжение. Иван Калита и начало объединения русских земель. Дмитрий Донской, битва на Куликовом поле. Русская Православная церковь и ее роль в объединении Руси. Иван III и освобождение от вассальной зависимости от Оды. Формирование новой государственной идеологии («Москва – Третий Рим»). Эволюция сословной системы организации общества, становление самодержавия как специфической формы государственного устройства России. Отличие российского самодержавия от европейского абсолютизма. Социальный строй русского общества в XIV – ХV вв.: вольные слуги и тяглое население. Зарождение поместной системы. Западная Русь и часть Великороссии в составе Литовско-Русского государства. Иван IV – первый русский царь. Административно-политические реформы середины ХVI в. Земские соборы. Административно-политическое устройство Московии в сравнении с западноевропейским. Внешняя политика Ивана Грозного. Опричнина, ее причины и последствия, дискуссии о ней в историографии. Тема 7. Российское государство в XVII в.
Реформация в Европе. Развитие буржуазных отношений. Зарождение науки. Смутное время в России: причины, сущность, проявления. Исторический выбор между Западом и Востоком в период Смуты, поиск нетрадиционных форм политической власти. Борис Годунов. Лжедмитрий I. Историческая роль К. Минина и Д.М. Пожарского. Итоги Смутного времени, его оценка в историографии. Начало династии Романовых. Усиление централизации государства и возрастание его роли – одна из ведущих тенденций мирового развития. Характер и направление развития государственной власти в Западной Европе, странах Востока и Московской Руси. Поглощение российского общества государством и закабаление различных социальных слоев государственной властью. «Бунташный век»: городские восстания, восстание Степана Разина. Соборное Уложение 1649 г. Окончательное закрепощение крестьянства и прикрепление посадского люда к посадам. Различия в положении массовых социальных слоев в государствах Запада и Востока. Судьба земских соборов. Внешняя политика московских царей в XVII в. Церковный раскол. Никонианство как духовная основа прозападных преобразований в России. Личность, общество, государство в России и Западной Европе. Раздел 2.
Россия в XVIII – XXI вв. Тема 8. Образование Российской империи
Европейское Просвещение – духовная основа рационализма и модернизации в Европе. Абсолютизм российский и западноевропейский: общее и особенное. Эпоха и личность Петра I. Модернизация и европеизация России. Основные реформы: цели, содержание, характер, взаимосвязь. Методы реформирования и их цена. Внешняя политика Петра I. Северная война и изменение геополитического положения России. Россия и Европа: соотношение уровней развития. Тема 9. Дворцовые перевороты. Эпоха Екатерины II
Наследие Петра I и эпоха «дворцовых переворотов». Попытки создания «конституционно-аристократической монархии». Рост привилегий у дворянства. Великая Французская революция и Россия. «Просвещенный абсолютизм» европейских монархов. Екатерина II. «Просвещенный абсолютизм» в России: особенности, содержание, противоречия. Законодательная деятельность Екатерины II. «Наказ» Екатерины и Уложенная комиссия. Жалованная грамота дворянству и городам. Усиление крепостной зависимости. Рост социальной поляризации и обособленности сословий. Стихийные народные движения. Восстание Е.Пугачева. Внешняя политика Екатерины II. Тема 10. Россия и Запад в первой половине XIX в.
Промышленный переворот на Западе, формирование индустриального общества. Войны и революции XIX в., их роль в развитии общественных отношений в Западной Европе и США. Россия в I четверти XIХ в. От Павла I к эпохе Александра I. Политика просвещенного абсолютизма при Александре I. М. Сперанский – судьба реформатора в России. Россия в составе антинаполеоновских коалиций. Отечественная война 1812 года. Изменение международного положения России. «Уставная грамота Российской империи» Н. Новосильцева. Попытки реформ: указ о вольных хлебопашцах, положение об эстляндских крестьянах. Правительственные проекты отмены крепостного права. Изменения политического курса в начале 20-х годов. Декабристы: последний дворцовый переворот или попытка первой революции. Политическая реакция и реформы при Николае I. Российская бюрократия. Реформы Л. Перовского и П. Киселева. Начало промышленного переворота в России и его особенности. Разложение экономики крепостного хозяйства. Война с Турцией и Персией, присоединение Закавказья. Кавказская война. Поражение России в Крымской войне. Кризис монархии Николая I.
Тема 11. Буржуазные реформы второй половины XIX в.
Политическое и социальное развитие стран Западной Европы и США во II пол. XIX в. Личность и историческая роль Александра II. Крестьянская реформа 1861 г. Либеральные реформы 60 – 70-х годов. Итоги, противоречия и последствия реформ. Внешняя политика Александра II. Тема 12. Общественно-политическая жизнь во второй половине XIX в.
Россия и Запад – дискуссии о путях развития. Общественное движение 30 – 50-х годов. Западники и славянофилы; возникновение «охранительной», либеральной и социалистической традиций. Александр III и политика свертывания либеральных реформ. Контрреформы 80 – 90-х годов. Российский консерватизм, его особенности. Русские либералы. Российский радикализм. Народничество. Социал-демократия. Тема 13. Революция 1905 – 1907 гг. Становление российского парламентаризма
Россия и мир на рубеже веков: неравномерность и противоречия развития. Изменения в социально-классовой структуре России. Структурные изменения в экономике страны, формирование всероссийского рынка. С.Ю. Витте и форсированная индустриализация страны. Русско-японская война. Манифест 17 октября. Формирование партийно-политических структур. Российский парламентаризм и его влияние на политическую жизнь страны. Россия после революции. Аграрная реформа П.А.Столыпина и ее последствия. Тема 14. Первая мировая война. Падение самодержавия.
Предвоенный международный политический кризис. Формирование военно-политических блоков. Россия в Первой мировой войне и общественно-политический кризис. Самодержавие, либеральная оппозиция и назревание революционного кризиса. Падение самодержавия и проблема исторического выбора. Временное правительство, поиск выхода из кризиса. Корниловский мятеж и усиление политического влияния большевиков. Тема 15. Становление Советского государства. Образование СССР
Октябрь 1917 года: приход к власти большевиков. Формирование органов Советской власти. Гражданская война в России. Брестский мир. Окончание Первой мировой войны, формирование Версальско-Вашингтонской системы. Образование Лиги Наций. Революционные процессы в странах Запада. Коминтерн. Образование СССР: от федерализма к унитарному государству. Отношение Запада к СССР. Новая экономическая политика. Власть и интеллигенция, власть и церковь. Политическая борьба в 20-е годы, победа сторонников И.В. Сталина, свертывание НЭПа. СССР в 30-е годы. Индустриализация и коллективизация. Массовый террор, система ГУЛАГа. Влияние тоталитарной системы на жизнь общества и культуру. Тема 16. СССР и Мировое сообщество в годы Второй мировой войны
Мир между Мировыми войнами. Кризис европейской цивилизации и поиск альтернатив. Становление фашисткого режима в Италии, приход нацистов к власти в Германии. «Великая депрессия» и «Новый курс» президента Ф. Рузвельта. Форирование «Народных фронтов» в Европе, гражданская война в Испании. Политика умиротворения и Мюнхенский сговор. Пакт о ненападении Молотова-Риббентропа 1939 года. Начало Второй мировой войны: «Странная война». Советско-финляндская война 1939 – 1940 года. Великая Отечественная война: основные этапы. Советская дипломатия в годы войны, формирование антигитлеровской коалиции. Союзники во Второй мировой войне, Второй фронт. Конференции союзников: дискуссии о послевоенном устройстве мира. Разгром нацистской Германии и Японии, окончание Второй мировой войны. Основные итоги войны, ее роль и значение в истории человечества.
Тема 17. СССР в послевоенные годы
Послевоенное устройство мира. «Холодная война»: от сотрудничества к конфронтации. Создание ООН. Общественно-политические процессы в странах Восточной и Юго-Восточной Европы и роль в них СССР. Восстановление экономики. Репрессии второй половины 40-х – начала 50-х годов. Усиление диктата в области науки, культуры, борьбы с «космополитизмом». Смерть Сталина Геополитическая ситуация в мире в 60 – 90-е годы. Глобализация мировой истории. Интеграция стран Запада и Азии, усиление социально-реформаторских тенденций в политике в эпоху НТР. Мероприятия по смягчению тоталитарного режима, оздоровлению обстановки в стране в 1953 – 1964 гг. Социально-экономические преобразования, попытки демократизации страны, либерализации политической системы. Смягчение отношений с Западом и рецидивы «холодной войны». Ухудшение отношений с Китаем. СССР и события Венгрии (1956 г.), Чехословакии (1968 г.), Польше (нач. 80-х гг.). Хозяйственная реформа 1965 г. и ее неудача. Афганская война.
Тема 18. Перестройка и распад СССР. Россия в современном мире
Экономический, политический, нравственный и духовный кризис в СССР и странах восточного блока. Возникновение диссидентского и правозащитного движения. Возникновение политических партий и общественных движений, начало политического размежевания в обществе. Нарастание центробежных сил в многонациональном государстве. Новое политическое мышление. Конец «холодной войны». Преобразования в Восточной Европе. Неудачи перестройки и их причины. Распад СССР. Образование суверенных государств и СНГ. Россия в 1991 – 2001 гг. Б.Н.Ельцин – президент Российской Федерации. Изменения в политическом строе, формирование многопартийной политической системы, реформирование национального государственного строя. Политическая борьба. Новая Конституция РФ. Переход к рыночной экономике. Война в Чечне. Изменение геополитической ситуации в мире после распада СССР. Формирование новой доктрины внешней политики. В.В.Путин, курс на укрепление государства, стабилизацию и подъем экономики, корректировку и продолжение реформ. Новая внешнеполитическая доктрина в изменившейся геополитической ситуации.
|
5.3. Заключение. Краткий итог изучения дисциплины. Задачи на предстоящую аттестацию. 5.4. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми
(последующими) дисциплинами
№
п/п
| Наименование обеспечиваемых
(последующих) дисциплин
| №№ разделов данной дисциплины,
необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих)
дисциплин
| 1
| 2
|
| 1.
| Философия
| +
| +
|
|
6. Разделы дисциплины и формы занятий №
пп
| Наименование раздела
| Лекции
| Семинары
| СРС
| Всего
| 1
| Российское государство в IX – XVII вв.
| 6
| 14
| 10
| 30
| 2
| Россия в XVIII – XXI вв.
| 6
| 22
| 14
| 42
|
| Экзамен
|
|
|
|
|
| Всего
| 18
| 36
| 24
| 72
| 6.1. План лекций:
№
п/п
| Наименование лекций
| Перечень
учебных вопросов
| Кол-во часов
|
1
| Методологические проблемы и основные понятия исторической науки
| Введение
1. Предмет, методы и источники изучения Отечественной истории
2. Историческое время. Законы истории
3. Основные подходы к изучению истории
4. Отечественные исторические школы
| 2
| 2
| Древнерусское государство. Киевская Русь
| 1. Повесть временных лет о начале Руси. Норманнская теория
2. Деятельность первых русских князей
3. Социально-политический строй Древней Руси
4. Крещение Руси
| 2
| 3
| Формирование централизованного государства. Московская Русь
| 1. Московское княжество в XIV в. Причины возвышения Москвы
2. Борьба за освобождение от иноземной зависимости. Битва на Куликовом поле
3. Освобождение от Орды. Царствование Ивана III
4. Россия при Иване IV Грозном
| 2
| 4
| Российское государство в XVII в.
| 1. Смутное время: причины, ход, последствия
2. Россия при первых Романовых
3. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права
4. Патриарх Никон и церковный раскол
| 2
| 5
| Образование Российской империи
| 1. Петр I и его место в Отечественной истории
2. Северная война. Начало реформ
3. Основные реформы Петра I
4. Культура России в эпоху Петра I
| 2
| 6
| Россия и Запад в первой половине XIX в.
| 1. Восшествие на престол Александра I. Начало реформ
2. Отечественная война 1812 г. Международное положение России
3. Царствование Николая I
4. Поражение в Крымской войне. Кризис крепостнической системы
| 2
| 7
| Революция 1905 – 1907 гг. Становление российского парламентаризма
| 1. Русско-японская война и ее влияние на общественно-политическое развитие страны
2. Революция 1905 – 1907 гг.: основные этапы
3. Манифест 17 октября 1905 г. Становление российского парламентаризма
4. Реформы П.А. Столыпина
|
| 7
| Становление Советского государства. Образование СССР
| 1. Октябрь 1917 г.: революция или переворот
2. Гражданская война в России
3. Образование СССР
4. Советский Союз в 20 – 30 гг.
| 2
| 6
| СССР и Мировое сообщество в годы Второй мировой войны
| 1. Западная Европа и США в межвоенный период
2. Пакт Риббентропа – Молотова. Начало II Мировой войны
3. Великая Отечественная война: основные этапы. Победа над гитлеровской Германией
4. Завершение II Мировой войны, ее значение для мировой истории
| 2
|
| Итого
| 18
| |