Скачать 0.52 Mb.
|
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мичуринский государственный аграрный университет» Социально-педагогический институт И.В. Сидорова Вспомогательные исторические дисциплины: теория и практика учебно-методический практикум МИЧУРИНСК 2014 СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ Исследуя прошлое, ученый-историк не может обойтись без вспомогательных или специальных исторических дисциплин. Приемы и методика использования которых зависят от предмета конкретной дисциплины, а также от задач, стоящих перед ученым. Каждая из вспомогательных исторических дисциплин имеет свою конкретную область исследования, например, генеалогия, изучает историю возникновения родов, семей и т.д., геральдика занимается изучением гербов, нумизматика – историей монетного дела, хронология – датировкой исторических событий и системами счета времени, метрология – системами мер и весов, палеография – графическими формами письма, эпиграфика – надписями на твердых предметах, ономастика – именами собственными, археография – приемами и принципами публикации документов, картография – методами и приемами создания карт. Все вышеперечисленные науки ученые традиционно называют вспомогательными историческими дисциплинами или специальными историческими дисциплинами, так как они предоставляют историку технический арсенал средств работы. В настоящее время ученые спорят о том, все ли эти науки, можно считать историческими? Так, существует точка зрения, которая причисляет ономастику к лингвистике, а историческую географию – к географии. Таким образом, можно отметить, что все вспомогательные исторические дисциплины используют методы, понятия и категории смежных наук. Вспомогательные исторические дисциплины занимают значительное место в научном исследовании. Они позволяют осуществить детальный анализ исторических источников, а также изучают отдельные явления прошлого. Поэтому им уделяется много внимания в ходе профессиональной подготовки историков. Вспомогательные исторические дисциплины предоставляют большие возможности для применения в ходе исследования последних достижений в методологии, источниковедении, историографии, археологии, истории культуры и т.д. Обучение этим дисциплинам позволяет познакомить студентов с новейшими технологиями анализа исторических источников, современными принципами и подходами в изучении исторических явлений. Сложившаяся к настоящему времени система вспомогательных исторических дисциплин — результат развития отечественной исторической науки на протяжении трех столетий. Логика развития этой системы такова, что число вспомогательных исторических дисциплин постоянно возрастает. Сегодня специалисты насчитывают их около 60. Соответственно отраслям исторической науки в вузовском курсе «Вспомогательные исторические дисциплины» выделяют следующие блоки: историческую картографию, хронологию, сфрагистику, геральдику, генеалогию, метрологию, нумизматику и историческую ономастику. Вспомогательными историческими дисциплинами называются науки, имеющие свою область исследования и разрабатывающие специфические методики и технические приемы с целью решения задач преимущественно внешней критики источника: установление времени и места составления источника, его автора, условий написания, определения подлинности, подделки, списка, восстановление утраченных мест и первоначального текста источника. Особенности методических приемов каждой из вспомогательных исторических дисциплин обусловлены спецификой предмета их исследования, а эффективность приемов зависит от уровня разработки теоретических вопросов любой из дисциплин. Таким образом, каждая из вспомогательных исторических дисциплин имеет свои приемы и свой объем исследования, однако, сопоставляет свои наблюдения с наблюдениями других смежных наук и развивается во взаимодействии с ними. Результатом изучения курса должно стать приобретение студентами исторической компетенции. При этом понятие «компетентность» рассматривается не как сумма знаний, умений и навыков, а как совокупность личных качеств студента (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и способностей), и определяется, как способность решать проблемы, самостоятельно находить ответы на вопросы, возникающие в его повседневной жизни, средствами, предоставляемыми учебным курсом. Для достижения результата, необходимо выделить основные составляющие компетенции, которые выражены в виде требований к подготовке студентов, включающие умения анализировать и обобщать историческую информацию, интегрировать знания и умения, полученные в процессе изучения курса с жизненным опытом. Выделим пять основных предметных компетенций:
Целями освоения курса являются:
В результате обучения студент должен знать:
- взаимосвязь вспомогательных исторических дисциплин с историей;
иметь представление о:
Уметь:
В ходе изучения курса «Вспомогательные исторические дисциплины» преподавателю необходимо уделять большое внимание нравственному, патриотическому воспитанию студентов на основе материала курса, способствовать более глубокому осмыслению ценностей мировой цивилизации и национальной культуры. В настоящее учебно-методическое пособие вошли несколько специальных исторических дисциплин: генеалогия, геральдика, нумизматика, сфрагистика, ономастика, метрология, картография и хронология. Нами разработана «Тетрадь самостоятельной работы», в которую вошли задания к курсу, составлен словарь основных персоналий и терминов курса, собран обширный список источников и литературы. Мы считаем, что данная работа может быть полезна не только студентам, изучающим историю как специальность, но и всем, кто интересуется историей: учителям, школьникам, абитуриентам, аспирантам. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН |
Учебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 08 «Вспомогательные исторические дисциплины» Дисциплина «Вспомогательные исторические дисциплины» рассчитана на студентов очной формы обучения по специальности «История» | Программа факультативного курса «Вспомогательные исторические дисциплины»... Курс «Вспомогательные Исторические Дисциплины» реализует межпредметный (история, литература, география, математика) подход к изучению... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Вспомогательные исторические дисциплины» Специальность 050401. 65 История с дополнительной специальностью 050402. 65 Юриспруденция | Кафедра немецкого языка теория и практика перевода учебно-методический комплекс дисциплины Протокол согласования рабочей программы дисциплины «Теория и практика перевода» с другими дисциплинами специальности 050303. 65-Иностранный... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «вспомогательные исторические дисциплины» Хисамутдинова Р. Р., д и н., проф., заведующий кафедрой истории и методики преподавания истории и обществознания огпу | Рабочая программа дисциплины «Теория и практика деловых коммуникаций» Программа и методические указания по выполнению контрольных заданий учебной дисциплины «Теория и практика деловых коммуникаций» для... | ||
Рабочая программа дисциплины «Теория и практика предупреждения преступности» Целями освоения дисциплины «Теория и практика предупреждения преступности» являются | Решение заседания Кафедры Протокол №5 «20» января Цель курса «Вспомогательные исторические дисциплины» заключается в углубленном изучении отдельных сторон исторического процесса,... | ||
Примерная программа дисциплины «Теория и практика актерского мастерства в балетном театре» Целью курса является овладение учащимися методикой преподавания специальной дисциплины «Теория и практика актерского мастерства в... | Темы для экзаменационных рефератов по истории России Вспомогательные... Основные факторы российского исторического процесса в оценке крупнейших оте-чественных исследователей | ||
Программа дисциплины «Теория и практика онлайн исследований» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/специальности... | Программа дисциплины «Теория и практика информационно-аналитической работы» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031600. 62 "Реклама... | ||
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины Практическая фонетика... Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению 035700 лингвистика, профиль подготовки «Теория и практика... | Теория и практика социальной работы Теория и практика социальной работы Федулова А. В. Учебно-методический комплекс. М.: Мгу, 2009 | ||
2. Теория сестринского дела. Сестринский процесс ... | Тематическое планирование по истории в 5 классе Что изучает история. Историческая хронология (счет лет «до н э.» и «н э.»). Историческая карта. Источники исторических знаний. Вспомогательные... |