Учебное пособие по "Византологии" для III курса





НазваниеУчебное пособие по "Византологии" для III курса
страница1/77
Дата публикации01.08.2015
Размер8.04 Mb.
ТипУчебное пособие
100-bal.ru > История > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   77
Нижегородская Духовная Семинария.

Учебное пособие по "Византологии"

для III курса

(I год обучения)

Составитель: преподаватель М.Ю. Апостолов.

г. Нижний Новгород.

2000 г.

Лекция 1.

Византология как историко-культорологическая дисциплина. Византинизм. Феномен византизма и его значение.

План:

1. Вводная часть. Определение византинизма.

2. Исторический обзор возникновения и развития феномена византинизма.

3. Основные признаки византинизма.
1. Новый курс лекций по истории называется Византология. Наименование этой дисциплины производят от названия "Византийская империя". С исторической точки зрения это наименование Восточной части, некогда единой Римской империи, несправедливо.

В древности Византией назывался греческий город на европейской стороне Босфора, при Мраморном море. В 330 г. по Р. Хр. св. равноап. Константин Великий избрал этот город столицей своей империи, что придало ему всемирно-историческое значение. С тех пор Византия, хотя и богатая торговлей, но все же бывшая до того провинциальным скромным городом, начала украшаться великолепными дворцами, портиками и площадями. Со всех концов сюда стали стекаться произведения античного искусства, начался большой прилив нового населения из европейских и азиатских провинций империи; торговля и промышленность нашла приют на Востоке и сосредоточилась в Византии. Сделавшись столицей империи, Византия по воле Константина Великого приняла новое имя и стала называться Константинополем, Новым Римом. С тех пор слово "Византия" перестало служить выражением реально существующей действительности, обратившись в термин для обозначения политических, государственных, церковных и этнографических особенностей, носителем которых была Византийская империя. Наименование Восточной Римской империи Византийскою империей в средние века вызывает сомнения и возражения во-первых, со стороны реального смысла термина, во-вторых, с хронологической стороны. Сами обитатели Византийской империи не называли себя ни римлянами, ни эллинами или греками, а ромеями, так что Византийская империя официально носила наименование Ромейской. Поэтому в строгом историческом смысле термин "византийский" имеет условный и искусственный смысл. Еще менее исторических оснований называть Византийскую империю Греческой империей.

Таким образом, центр тяжести в данном вопросе переходит к выяснению содержания термина "византинизм" в его церковно-историческом и культурологическом отношении.

Раскрытие содержания термина византинизм, как центрального и основного явления церковно-исторического порядка поможет понять, что такое византология и в каком направлении должна проходить ее научная разработка.

Византинизм - это вся совокупность особенностей в церковно-государственной жизни Византии, характеризующих эту империю своеобразными культурно-историческими чертами внутреннего устройства и быта.

Это синтез характеристических свойств Византии, как особого, самостоятельного государства, основной дух и характер ее церковно-религиозного строя, принципы политического быта, основное направление и задачи культуры, идеалы населения.

2. Как историческое явление византинизм развивался постепенно. Его первичные элементы возникли при Константине Великом, который переносом столицы из Древнего Рима в Новый Рим - Константинополь положил начало изучаемому явлению и признанием, легализацией христианства сообщил культуре Римской империи новый - христианский характер. Христианизированный восточный эллинизм лег в основу новой византийской культуры в государстве Константина Великого, привнес существенное содержание в ее состав и послужил главным началом, из которого постепенно развилась стройная система византинизма.

В VI веке, в эпоху Юстиниана наблюдается критический момент борьбы старых романских форм мировосприятия и христианизированного эллинизма. Но старые романские формы получают на востоке новое содержание и одухотворяются началами церковного учения и законодательства и в результате царствование Юстиниана обогатило византинизм новыми правовыми понятиями.

При Юстиниане еще не сформировавшаяся система византинизма испытала вторжение славянских элементов. Славяне еще в конце V века стали теснить Византию с севера. Их натиск на окраины империи сменился потом вторжением во внутренние греческие области. Возникший славянский вопрос правительство решило весьма остроумно и либерально: оно систематически втягивало славян в интересы империи, предоставив им для оседлого проживания западные и восточные провинции и призвав их на службу в византийской армии.

Почти одновременно византинизм испытал натиск и со стороны германского мира, но благодаря дипломатическим хитростям нейтрализовал это иностранное влияние без всякого ущерба для господствующих традиций.

В IX - X вв., в эпоху Македонской династии византинизм не только определился в своих свойствах, но и расцвел, обнаружив живую и благотворную продуктивность в церковной и гражданской жизни. В это время христианизированный восточный эллинизм, практически полностью преобразовал, в специальном направлении романские и славянские элементы проникшие в прежнее время, переработал их в культурном горниле Византии в соответствии со свойствам византийского гения, придав им ромейский характер и проявился в строго организованной системе византинизма, где все некогда чужеродные элементы сделались неотъемлемой ее частью.

В XI - XII вв., в царствование династии Комнинов византинизм продолжал развиваться. Императоры Комнины умной политикой сообщили ему наибольшее величие и блеск, обогатили его содержание, так что в середине XII века византинизм достиг апогея своего развития.

Но вслед за тем, в эпоху латинского господства в Константинополе (1204 - 1261 гг.), начался упадок византинизма. Очагом его в это время была Никейская империя, где осуществлялись основные начала в церковной жизни.

С 1261 г. Византинизм приобретает сродную форму жизни и быта и переживает опять эпоху расцвета в царствование первых Палеологов.

В конце XIV и в первой половине XV века внешние бедствия империи значительно ослабили его силу в области гражданской жизни, где византинизм не имел уже прежнего могущества и богатства, простора и систематической последовательности.

Но тогда как в гражданской области в последние времена империи византинизм переживал упадок, в церковно-религозной сфере он не только оставался по-прежнему весьма деятельным и последовательным, не поступаясь нисколько ни своими принципами, ни их реальным осуществлением в духе и направлении исторических традиций, но и, в силу естественной реакции, постепенно усиливался, приобретал господствующее значение и давал преимущественное торжество вере и церкви над принципами гражданской жизни. С таким характером византинизм сохранился в жизни церкви вплоть до падения византийской империи и даже пережил это историческое событие.

В последней фазе своего развития византинизм представлял весьма сложное целое, вмещавшее в себя всю историческую жизнь Византии, церковную и гражданскую.

3. Признаки византинизма:

1.Ортодоксия или православие, преданность византийцев православной вере.

Именно это отличало христианский восток от запада. Византийский мир от мира романского. Византия была разноплеменным по населению и разноязычным государством. Пеструю этнографическую смесь населения в Византии связывала и скрепляла религия, в форме православия, так как почти все подданные византийского василевса были православными. Православие было основной стихией народной жизни в Византии, ее нервом. Принципом же жизни было точное соблюдение православных догматов и канонов "". Императоры могли сколько угодно экспериментировать над имуществом, личностью и жизнью своих подданных, народ все сносил и терпел, но как только они прикасались к православным догматам и канонам, тогда следовала народная реакция, сопровождавшаяся более или менее сильными пертурбациями во всех сферах государственной жизни. Эта приверженность православию превратили в ничто в XIII - XV вв. попытки вступить в унию с Римом.

В XIV в. строго-ортодоксальная партия была господствующей в Византии и своим подавляющим большинством придавала империи характер православной.

2. Своеобразная система взаимных отношений церкви и государства.

В противоположность государственному абсолютизму Рима, Византия провозгласила идею соподчинения целей государства и церкви, теснейший союз между этими двумя учреждениями, при юридической независимости того и другого. Византийском законодательстве церковь всегда отличалась от государства, как особый общественный организм, имеющий особую, отличную от государственной, задачу, признавалась учительницей веры и установительницей церковных канонов, имела право церковного управления и суда по церковным делам, причем власть императора не простиралась на сферу церковных отношений - на изложение догматов веры, богослужение, богопочитание, на установление церковных канонов. Законодательное полномочие, соединенное со званием и положением императора, обнаруживалось, по отношению к церковным делам, лишь в праве провозглашать догматы веры, исповедуемые церковью, за общеобязательные в государственном смысле и возводить церковные правила в значение государственных законов.

В вопросе о взаимоотношении церкви и государства Византия не только ограничила принцип всемогущего и всепоглощающего государства, но на первый план выдвинула идею церкви, провозгласила превосходство церковного канона над гражданским законом, церковной власти над светской, церковного учения над принципами общественно-политической жизни. По византийскому воззрению, государство лишь постольку выполняет свое назначение, поскольку оно проникается духом церковного учения, поскольку оно воцерковляется. Византии принадлежит историческая заслуга провозгласить учение о том, что государство должно усовершенствовать принцип справедливости, каким оно живет, по руководству высшего принципа любви, каким живет церковь, - должно быть теократической монархией, в которой государственный принцип становится действенным лишь в той мере, в какой проникается учением церкви, а носитель светской власти не может стоят впереди представителя церковной власти.

3. Церковно-религиозный характер самого общества.

Вся жизнь византийцев - частная, семейная, общественная и даже политическая - носила отпечаток церковно-религиозных интересов. Религия составляла для них главное и исключительное начало жизни и проникало все ее содержание. Византийцы не знали сознательного атеизма, жили преимущественно верой, питали глубокую и искреннюю преданность "матери-церкви", имели большое уважение к духовенству и монашеству. Вот некоторые данные, указывающие на преобладание церконо-религиозного элемента в жизни византийцев.

Прежде всего, император, по воззрению византийцев, был наместником Бога на земле и от Бога получил все, чем владеет. Поэтому на императора переносили известную степень божественного величия, выражавшееся в наименованиях и внешних формах. Но византийский культ не проявлялся в апофеозе императоров, как это было в языческом Риме, а был лишь способом почтения церковной власти. Приписывая этой власти божественное происхождение, византийцы прилагали к императору особые эпитеты, указывавшие и на религиозный характер его полномочий. Император назывался святым, божественным, сыном Божиим, владыкой всех христиан или христианской вселенной; его воздавалось богоравное почитание, выражавшееся в поклонении, то есть в наклонении головы до самой земли и целовании руки, и в славословиях (многолетиях и хвалебных эпитетов).

Церковь освящала и политическую жизнь Византии. Она являлась посредницей между враждовавшими политическими партиями, между законным правительством и претендентами на престол или бунтовщиками, она, в лице патриарха и духовенства, призывала мятежников к повиновению законной власти, примиряла враждовавшие партии, утверждала власть василевса на идее ее божественного происхождения, считая отступничеством любое восстание против него и карая виновных анафемой. Влияние церкви на политический строй в империи было так велико, что претенденты на византийский престол, обеспечив себе поддержку со стороны войска, прежде всего спешили заручиться поддержкой патриарха, авторитет которого в глазах народа имел громадное значение. Церковь нередко утверждала политические соглашения между соправителями, основываясь и в этом гражданском деле на церковных законах и уставах. Синод своим участием санкционировал и так называемые политические браки, которые устраивались и в Византии в интересах благополучия империи. В случае нарушения политической клятвы, патриарх и синод подвергали виновных суровой церковной каре. Патриархи иногда высказывали свои мнения по государственным делам большой важности.

В общественной жизни можно также проследить господство церковных идей, под влиянием которых многие стороны правового положения местного населения не только всецело прониклись духом религиозности и церковности, но и достигли такой нравственной высоты, которая может вызывать только изумление. Известно, что итератор Юстиниан предоставил церквам право убежища для жертв опасности и явной людской злобы и несправедливости, только убийцы, прелюбодеи и похитители девиц не могли пользоваться этим правом. (Новелла XVII, с.7). А император Константин Порфирогенит (945 - 959 гг.) распространил право убежища и на убийц, как тайных так и явных, признав их по закону неприкосновенными и для частной мести, и для общественного суда, и предоставил суд над ними церкви, которая и подвергала виновных публичному покаянию, церковной епитимьи по канонам и заключению в монастырь на различные сроки. Новелла императора Константина о церковном суде над явными убийцами была в 1166 году подтверждена императором Мануилом Комнином, а потом внесена Феодором Вальсамоном в толкование на VIII правило св. Василия Великого. В Константинополе местом церковного убежища для преступников служил храм Св. Софии.

Право суда над убийцами принадлежало не только патриарху, но и каждому из епархиальных архиереев, а в последние времена существования Византии здесь создался институт "вселенских судей". Они ведали важнейшими преступлениями граждан и избирались из священников. Пред евангелием они давали обещание судить по правде и судили в обстановке, не похожей на гражданские суды. Суд часто происходил в церкви; между книгами закона первой было Евангелие, и суд производился более по нему, нежели по гражданским законам. В связи с правом церковного суда над уголовными преступниками, у патриархов было право ходатайства пред императорами о смягчении участи виновных, или право печалования. Это право служило для патриархов средством проведения в административно-судебную среду начал милости и сострадания и всецело основывалось на христианской любви к ближнему.

Влияние церкви простиралось и на область гражданского частного быта. Купчие и дарственные грамоты, завещания и другие документы правового характера заключались и составлялись не на основании лишь формальных требований гражданского закона, но и по нравственно-религиозным мотивам, с призыванием Бога и Богоматери, с возложением упования на Их защиту и покровительство в исполнении договора.

Особенно велико было влияние церкви на семейную жизнь. Она весьма ревностно охраняла этот очаг истинной нравственности и гражданственности, устраняла возникавшие разногласия и споры, содействовала добрым отношениям между родителями и детьми, защищала сирот от посторонних посягательств на завещанное им наследство.

Показателен византийский обряд усыновления. Он состоял не в каких либо формальностях гражданского порядка, а в церковном освящении посредством молитвы или даже целого последования, происходившего в храме.

Так же любопытен обряд братотворения, соответствовавший славянскому побратимству. И он освящался церковью и состоял в богослужебном последовании.

Вообще, идеал нравственного человека, по воззрениям византийцев, отличался по преимуществу церковным характером: на первом плане стояли искренняя набожность, соблюдение церковных уставов, посещение храма, почитание священного и монашеского чина, чтение и изучение Священного Писания и творений св. отцов и т.п. Таким образом, мирянин-византиец должен был совершенствоваться в тех же добродетелях, что и монах. Как мы видим, почти вся жизнь византийцев проходила в тесном общении с церковью, под сенью церкви, под руководством духовенства и монашества. Византийцы совершали общественные моления по случаю различных бедствий, например, землетрясения, эпидемии, нападении врагов, голода, наводнения и т.д. Молитвой они начинали и постройку дома, обитание в новом доме, устройство колодца и отыскание воды, посадка винограда и вообще плодов, жатву, постройку судна и отправление на плавание, ловлю рыбы и пользование сетями. Словом, почти каждое дело: общественное или семейное, или частное находило отклик в молитве, освящалось и благословлялось церковью.

4. Церковно-религиозный характер византийской науки и просвещения.

Подобно тому, весь строй общественной и частной жизни византийцев носил на себе отпечаток церковно-религиозных интересов, так и наука, как и вообще просвещение развивалось и определилось в своем составе и направлении под влиянием религиозных мотивов.

Византийская литература по существу носит церковный и богословский характер. Большая часть произведений византийской литературы относится к разряду богословских, представители высшей аристократии и императоры, выступали с богословскими трактатами, как и иерархи церкви и монахи. Такое явление мы не сможем встретить на Западе.

В Византии богословие было центральным предметом литературной деятельности и изучалось почти во всех его частных дисциплинах. Догматика, апологетика, герменевтика, аскетика и мистика, церковная риторика и право, агиография - вот главные отрасли богословской науки в Византии. Они получили здесь интересную научную разработку и представлены в многочисленных литературных произведениях, отличающихся глубиной, основательностью и всесторонностью исследования богословских проблем, свободным полетом творческой богословствующей мысли, не уклонявшейся однако от догматов православия.

Занимая центральное место в византийской науке и литературе, богословие привлекло в сферу своих интересов и другие науки, процветавшие в Византии, сообщило и светским дисциплинам богословскую окраску, привнесло церковно-религиозные элементы в содержание и светской литературы.

Переходя от византийской науки и литературы к народным школам, мы опять должны отметить преимущественно церковный их характер. Школы открывались в Византии, главным образом при церквах и монастырях, руководителями и учителями которых были епископы, клирики и монахи, предметами изучения были преимущественно богословские науки. В византийских школах преподавались и светские предметы - арифметика, грамматика и т.д., но и этим наукам по возможности сообщался церковный характер, так что все византийское школьное учение носило на себе церковно-религиозный характер. Вообще, византийские начальные школы учили детей страху Божию, воспитывали в наказании и учении Господнем.

Известно также, что в Византии, со времен Константина Великого и до последних Палеологов, существовало "Общество любителей духовного просвещения", в котором, под руководством императоров, при участии епископов, образованных клириков и мирян, происходили ученые собрания для обсуждения богословских вопросов, читались рефераты, произносились речи, совершался живой обмен мнений по религиозным предметам. Оно могло возникнуть и долго существовать только там, где просвещение и наука имели строго-религиозный характер.

Наконец, и византийское искусство развивалось преимущественно на церковной почве и имело характер почти исключительно религиозный.

5.Широкое распространение монашества.

Главная причина необыкновенного роста византийского монашества заключалась в глубокой и интенсивной религиозности общества, считавшего постройку и украшение монастырей делом богоугодным, а монашескую жизнь - подвигом, "ангельским житием". Отсюда византийское общество выделило из своей среды многочисленных ктиторов монастырей, бесчисленных иноков вышедших из всех слоев византийского населения, до лиц царского рода и коронованных особ включительно. В средневековую эпоху почти вся Византия была покрыта монастырями и наполнена монахами, так что было практически всецело монашеским царством. И внутренняя жизнь византийского монашества достигла полного развития сложилась в стройную и законченную систему устройства и быта. В основе этой системы было анахоретство или отшельничество, от которого был прямой переход к келлиотству; дальше стояла лавра или скит, за ними - монастырь в форме идиоритма и киновии, в которой в совершенстве был выдержан монархический принцип управления. Подвижничество византийских монахов было сознательным, так как у них аскетизм находился в полном союзе с просвещением, религиозно нравственные требования покоились на почве богословского ведения.

Византийские монахи имели весьма большое и благодетельное значение для общества. Своей высоконравственной жизнью они давали мирянам пример того, как должно жить христианину, а наставлениями и поучениями укрепляли их в исполнении нравственных требований. Они безбоязненно обличали пороки и заблуждения, в том числе и императоров. Так же известна их пламенная ревность в защите точного исполнения церковных догматов и канонов, которого они требовали от лиц любого звания и состояния. Затем, величайшей заслугой византийского монашества была его миссионерская деятельность среди языческих народов, которых они не только привели ко Христу и приобщили к культурным народам.

Таким образом, из монастырей выходили лучшие начинания времени, в тиши монастырских стен сохранялось и поддерживалось все, достойное уважения. Жизнь монахов весьма тесно переплеталась с жизнью общества, которой и сообщала великую нравственную силу. Монахи, по словам императора Алексея Комнина, были солью византийской земли, светом миру. Они предохраняли мир от нравственной порчи, освещали ему путь на небо, они воцерковляли светскую и гражданскую жизнь, по преимуществу водворяли царство Божие на земле. В этом и заключается последний реальный признак византинизма, как церковно-исторической системы.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   77

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебное пособие по \"Византологии\" для III курса iconУчебное пособие к курсу “Upstream” Уровни А2―В1 Издательство «мгимо-университет»
Учебное пособие предназначено для студентов 2 курса факультета мэо, которые изучают английский как второй иностранный язык
Учебное пособие по \"Византологии\" для III курса iconУчебное пособие по английскому языку для курсантов
Учебное пособие по английскому языку для 1-го курса. Краснодар: Краснодарский университет мвд россии,2012. с. 146
Учебное пособие по \"Византологии\" для III курса iconУчебное пособие министерство образования российской федерации гоу...
Учебное пособие предназначено для курса «История музыкального образования», который входит в федеральный компонент учебного плана...
Учебное пособие по \"Византологии\" для III курса iconУчебное пособие по истории и культуре народов Северного Кавказа Для...
Учебное пособие предназначено для студентов скгми всех направлений, изучающих курс «История и культура народов Северного Кавказа»....
Учебное пособие по \"Византологии\" для III курса iconУчебное пособие по истории и культуре народов Северного Кавказа Для...
Учебное пособие предназначено для студентов скгми всех направлений, изучающих курс «История и культура народов Северного Кавказа»....
Учебное пособие по \"Византологии\" для III курса iconУчебное пособие Тамбов 2002 г. Авторы составители: Кузьмина Н. В,...
Учебное пособие «Создание Web-сайтов» предназначено для слушателей курсов повышения квалификации на базе Тамбовского рц фио по программе...
Учебное пособие по \"Византологии\" для III курса iconПособие по переводу международных документов для студентов III курса факультета мо москва, 2006
Пособие по переводу международных документов для студентов III курса факультета мо
Учебное пособие по \"Византологии\" для III курса iconУчебное пособие по курсу «Управление качеством» (практикум)
Учебное пособие предназначено для студентов экономических специальностей, разработано на основе государственных стандартов по специальностям...
Учебное пособие по \"Византологии\" для III курса iconПсихология Учебное пособие
Учебное пособие предназначено для студентов заочного отделения и обучающихся в сокращенные сроки
Учебное пособие по \"Византологии\" для III курса iconУчебное пособие «Желтухи у новорожденных и детей раннего возраста»
Учебное пособие предназначено для послевузовского образования врачей: педиатров и общей практике
Учебное пособие по \"Византологии\" для III курса iconУчебное пособие по политологии. Владикавказ: 2015 г
Учебное пособие предназначено для студентов очной и заочной формы обучения направления "бакалавр", преподавателей, аспирантов
Учебное пособие по \"Византологии\" для III курса iconУчебное пособие Печатается по решению Учебно-методической комиссии...
Учебное пособие предназначено для студентов, изучающих дополнительные разделы сейсморазведки
Учебное пособие по \"Византологии\" для III курса iconУчебное пособие «Гражданско-правовое положение несовершеннолетних»
Учебное пособие предназначено для магистрантов юридического факультета. Направление подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация...
Учебное пособие по \"Византологии\" для III курса iconЛитература Введение
Учебное пособие предназначено для магистров дневного и заочного отделений экономических специальностей. Данное учебное пособие может...
Учебное пособие по \"Византологии\" для III курса iconКурс лекций по психологии и педагогике Часть III учебное пособие
Лекция 12. Основные вопросы управления образованием и организации учебного процесса 72
Учебное пособие по \"Византологии\" для III курса iconУчебное пособие предназначено для студентов дневной формы обучения...
Пособие рекомендовано для обеспечения базового курса дневного обучения в техническом вузе


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск