Скачать 282.25 Kb.
|
Криворученко, В. К. От традиции к новаторству. Автореферат диссертации: каким ему быть? [Текст] / В. К. Криворученко // Альма матер. - 2008. - № 11. - С. 13-21. - Лит. в конце ст. Рассмотрено функциональное назначение автореферата. Представлена структура автореферата. Проанализирована структура нескольких авторефератов докторских диссертаций, представленных к защите в 2007 г. ДЕЛА ДИССЕРТАЦИОННЫЕ В.К. КРИВОРУЧЕНКО д, и. н., проф., заместитель начсыьника управления аспирантуры и докторантуры Московский гуманитарный университет От традиции к новаторству. Автореферат диссертации: каким ему быть? Мне кажется, настало время, когда на страницах журнала пора открыть дискуссию о структуре и содержании автореферата и методологической части диссертации. Дело в том, что в авторефератах кандидатских и докторских диссертаций, в частности, по гуманитарным и общественным наукам встречаются различные подходы к изложению научного материала, что, возможно, и хорошо, так как в каждой работе прослеживается личность исследователя. Однако необходимо помнить об общей логике изложения1. Модель автореферата Функциональное назначение автореферата Прежде всего попытаемся ответить на вопрос о функции и предназначении автореферата диссертации. Во-первых, автореферат как жанр представляет собой обзор, реферат диссертации. Во-вторых, он отражает содержание, суть диссертационного исследования. На практике диссертанты ограничиваются представлением краткого содержания проделанной работы. Оценим позитивные и негативные моменты классических по форме авторефератов. Позитивные: в автореферате представлены все части диссертации, что позволяет понять структуру работы, комплекс исследованных вопросов. Негативные: не уделяется должного внимания раскрытию достигнутых результатов исследования, которые зачастую только перечисляются. Отсюда автореферат больше информирует о том, что можно 1 Загуаов Н.И. Систем;) подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров в России // Alma mater (Вестник высшей школы). — 2007. — № 3. — С. 34. найти в самой диссертации, а не о содержании, существе наиболее значимых результатов, полученных лично автором. Подобные авторефераты дают возможность оценить диссертабельность работы, но они не дают «пищи» для осознания сути исследованных явлений, не позволяют использовать достигнутые результаты. Актуальность темы По всей вероятности, ее обоснование должно быть в автореферате, но в исключительно деловой форме. Практически все указывают, что тема важна для отрасли науки (науки и практики) и это должно быть заложено в самом предназначении исследования, его первоначальной основой. Но в каких конкретно научных выводах существует потребность науки и практики — это должен передать автореферат. Актуальность должна быть первым доказательством необходимости исследования научной проблемы на диссертационном уровне, она должна предопределять объект, предмет, цель и задачи исследования. Историография Логично следующим элементом разработки проблемы является историография, доказательство того, что тема не исследована {или недостаточно исследована), раскрытие и оценка сделанного предшественниками, выявление позиции автора, по которой он солидаризируется с ними или имеет принципиальное иное суждение. Это важный раздел диссертации, как докторской, так и кандидатской. Поэтому как часть научной разработки проблемы он должен присутствовать и в автореферате, но не в форме библиографического описания, а конкретного описания состояния разработки проблемы. Естественно, историография должна быть связана с актуальностью и касаться только тех проблем, которые представлены в ней как требующие исследования. 13 Что мы имеем на практике? Историография представляется тематической библиографией. Огромные «бороды» в подстрочниках без какого-либо анализа, иконостас больших и малых имен с прицелом «как бы кого-нибудь не забыть»2. Это не следует делать в диссертации, а в автореферате и подавно. Ко всему прочему, не может не возникнуть вопрос — если так много сделано, тогда зачем еще одна работа1.' Отметим, что стало обыденным, когда список литературы включает не только использованные для исследования работы, а фактически библиотечный каталог, далеко уходящий от него. В историографической части автореферата можно было бы ограничиться общими оценками, наиболее значимыми для изучаемой проблемы публикациями и фактически уйти от библиографического описания используемой литературы. ■' В автореферате диссертации «Обеспечение конституционной законности в деятельности государственных служащих (теоретико-прикладной характер)» (юридические науки, 2002) на 7-8-й страницах называется 121 ученый, затем на 11-й странице еще 32 имени. В автореферате диссертации «Проблемы реализации конституционной свободы труда в условиях становления рыночной экономики в России» (юридические науки. 2002) на одной странице названы 52 ученых. В автореферате диссертации (Таможенные платежи в структуре доходов федерального бюджета Российской Федерации» подряд названо 58 имен {юридические науки, 2002); в автореферате диссертации «Особенности социальной идентификации инвалидов в современном российском обществе» — 65 имен (социологические науки, 2003), В автореферате «Проблемы правового регулирования бюджетного процесса в Российской Федерации» автор подряд перечислил 74 фамилии ученых, занимающихся темой; «Государственное управление инвестиционным процессом в Российской Федерации» и «Правовое регулирование клиринговой деятельности в Российской Федерации» — по 91 фамилии; «Обеспечение конституционной законности в деятельности государственных служащих» — 154 фамилии (все — юридические науки, 2001). В автореферате диссертации на соискание ученой степени доктора социологических наук «Социология студенчества в России: этапы и закономерности становления» (1997) на четырех страницах перечислены имена 195 ученых, работающих над научной проблемой, рассматриваемой в диссертации. В автореферате кандидатской диссертации «Аграрные преобразования в России периода реформ: исторический опыт, уроки, проблемы реализации (1990-е годы. На материалах Нижнего Поволжья)» (1999) на двух страницах приведено 63 имени. Возникают два вопроса: что дают такие длинные перечни и насколько оригинально представляемое автором исследование? Предмет, объект, цель и задачи исследования Следующий блок — предмет, объект, цель и задачи исследования. Эти элементы должны быть выписаны исключительно точно, логично, взаимосвязано. Они также связаны с актуальностью и являются как бы инструментами ее реализации. Предложим следующую схему структурного единства диссертационного исследования, а, следовательно, и ее отражение в автореферате: \ ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ АКТУАЛ ЬНОСТЬ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ ЗАДАЧИ ХРОНОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ На наш взгляд, элементы — предмет, объект, цель и задачи исследования — должны быть дословно идентичны в диссертации и ее автореферате, так как это основа, сущность («путеводитель*) самого исследования. Отметим, что цель исследования исходит из актуальности темы, установленного объекта и предмета исследования, и уже из цели исследования «рождаются» его задачи, пути реализации поставленной цели. Гипотеза исследования Далее мы поставили бы гипотезу исследования. Однако понимаем, что не по каждой специальности и не по каждой теме целесообразно формулировать гипотезу. Скажем, и диссертации по педагогическим наукам, исследующей пути реформирования, модернизации российского образования, целесообразно и объективно необходимо определить гипотезу. Например, что даст в образовательном плане и общегосударственных интересах расширение изучения иностранных языков в системе: детский сад — образовательная школа — среднее и высшее профессиональное учебное заведение; каким представляется от этого экономический, политический, гуманитарный, геополитический эффект? Исследование может как подтвердить предварительные представления об этой эффективности, так и по каким-то позициям не подтвердит!!. Но какая может быть гипотеза в исторической диссертации, исследующей состояние образования, например, в 30-х юлах истекшего столетия? Каждая гипотеза требует обоснования, реалистичного (предвидения (фантазирования). Поэтому в самом тексте диссертации гипотеза должна быть разработана и обоснована детально, аргументированно, а в автореферате она может быть представлена в назывном порядке, тем более что к ней предстоит вернуться в его заключительной части, подводя итоги исследования — итоги оценки предполагаемых в гипотезе результатов развития исследуемого явления. Методология исследования Методология подробно обосновывается в диссертации, с указанием используемых научных методов исследования. В автореферате методология могла бы представляться кратко, но вместе с тем она должна отразить методологические позиции исследователя, тем более если они достаточно индивидуальны, имеют отличия от общепринятых и вступают в противоречие со взглядами других исследователей. Источниковая база исследования Источниковая база исследования — лажным показатель достоверности, научной «серьезности» исследования. В диссертации должно быть подробное описание всего комплекса использованных источников, проведен источниковедческий анализ. В автореферате вполне достаточно представить виды источников, предметно и доказательно сказав о впервые вводимых, отметить выявленные неточности в источниках, обосновать внесенные изменения. В этой части следует показать достоверность проведенного исследования, прежде всего на базе использованных источников. Таким образом, все названные ранее элементы характеристики диссертации и обоснования проведенного исследования в нашем представлении должны быть отражены в автореферате, при этом не нести формальный, «представительский» характер. По форме они должны быть максимально краткими, но содержательно наполненными. Собственно, в этом их отличие от традиционной формы реферата. В заключении первой части автореферата традиционно приводится структура диссертации. Мы считаем, что структурные единицы автореферата — главы, разделы — должны представляться не только количественно, а даваться их полное название без какого-либо раскрытия содержания. Далее мы предлагаем кардинальный отход от традиционности и покажем возможность использования имеющегося опыта введения новой структура автореферата. Основное содержание исследования Вторая часть реферата называется «Основное содержание исследования», В действительности, так оно и должно быть. Чтобы быть ближе к нашей модели автореферата, следует заменить «содержание*: на «результаты». В этой части автореферата должно раскрываться (подчеркнем — не по главам, разделам) содержат» исследования, которое само должно отражать новизну исследования, научные проблемы, их научную теоретическую и практическую значимость. Поясним. Эта демонстрация должна происходить не через формулировку новизны и выносимых на защит) результатов исследования, а через раскрытие содержания исследования, которое, по существу, является оригинальным, новым, продолжающим достигнутые результаты в данной области науки. Можно для убедительности (и традиционности) вводить словосочетание «выносится на защиту», хотя, повторяем, об этом говорит уже само изложение содержания исследования. Таким образом, вторая часть автореферата раскрывает сущность самого проведенного исследования, показывает и доказывает его новизну. В этом случае делается ненужным раздел «Заключение», так как выводы по итогам исследования уже представлены. Отпадает и необходимость словесного представления теоретического и практического значения проведенного исследования и его апробации. Такое новаторство связано с тем, что по ходу раскрытия существа исследования указываются, какие конкретные результаты использованы в конкретных научных и иных организациях; какие опять же конкретные результаты исследования и предложения соискателя получили апробацию на конкретных научных симпозиумах и в конкретных его публикациях. Тем самым автореферат передаст читателю самооценку соискателем своего исследования, заявку т то, что его труд соответствует критериям, предъявляемым к докторским и кандидатским ученым степеням. Таблицы и схемы Рассмотрим еще один существенный вопрос — таблицы и схемы. В диссертации они могут быть представлены в основном тексте и в приложениях. Правда, появилась современная болезнь — вычерчивать большое количество схем. рисунков, благо компьютер позволяет это делать на хорошем наглядном уровне. Но нередко уже и в авторефератах они поглощают существенный объем. Причем, как правило, данные таблиц и схем разъясняются в тексте. Я бы поддержал тех соискателей, которые, отмечая в автореферате названия созданных таблиц и схем, используют содержащийся в них цифровой материал, но сами таблицы не приводят. Во-первых, они есть в диссертации, во-вторых, я встречал примеры, когда на защите диссертации их авторы раздают членам диссертационного совета так называемый раздаточный материал с таблицами, рисунками и схемами. Подобные схемы авторефератов я встречал, и теперь присоединяю их «конструкторам» свой голос. Структура автореферата Итак, наши рассуждения о модели автореферата приводят к следующей его структуре: /. Общая характеристика диссертации
10. Хронологические рамки исследования. П. Научная новизна, теоретическая значимость диссертации.
11. Основное содержание диссертации. Представление разделов, глав, параграфов диссертации и изложение основных положений диссертации. Возможны два варианта.
III. Заключение Делаются выводы из самого исследования без повторения выводов по главам, а также рекомендации на основе исследования. IV. Публикации по теме диссертации Указывается общее количество и объем в печатных листах.
|
Е. Б. Особенности гражданско-правового регулирования договора патентной... Абдакимова, Д. А. Источники международного права интеллектуальной собственности : автореферат диссертации на соискание ученой степени... | Автореферат Лист оценки работы нормоконтролером Комплексная оценка магистерской диссертации (рейтинг самооценки магистерской диссертации) | ||
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Саратов, 1974 Котюрова М. П. Лингвистическое выражение связности речи в научном стиле (сравнительно с художественным) : Автореферат диссертации... | Диссертация и автореферат диссертации. Структура и правила оформления гост 1-2003 Гост р 11-2011 Диссертация и автореферат диссертации. Структура и правила оформления | ||
Анализ урока что мы знаем об уроке? Каким должен быть современный... Что мы знаем об уроке? Каким должен быть современный урок? Каким он может быть, если грамотность и мастерство преподавателя соединятся?... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок сегодня Каким он должен быть образец современного урока? Какой должна быть его структура, форма, методика? Каким требованиям... | ||
Каким он должен быть? Каким он должен быть? Устарели ли требования, предъявляемые к построению урока, методика его проведения? Конечно же, нет. Триединство... | Эпилепсия в отдельных субъектах Российской Федерации: эпидемиология,... Диссертационный Совет д 208. 072. 01 при гоу впо «Российский государственный университет Федерального агентства по здраввохранению... | ||
Клинические, биохимические и инструментальные аспекты прогнозирования... Диссертационный совет д 208. 072. 08 при гоу впо «Российский государственный медицинский университет Федерального агентства по здравоохранению... | Тема реферата должна соответствовать специальности аспиранта (соискателя)... Реферат должен быть выполнен на русском языке по материалам специальной литературы | ||
Автореферат диссертации: Ивашкина Марина Георгиевна Наша работа направлена на изучение психологических особенностей людей, заболевающих раком | Эссе "Как я поступала в вуз" Важно не только видеть каким стал город, но и каким он был, что ему удалось пережить и свидетелем каких событий были его архитектурные... | ||
Автореферат по безупречной диссертации? Программа проведения авторского семинара с аспирантами и соискателями Кемеровского гсхи в 2012-2013 учебном году на тему | Автореферат (обязательные рубрики, образец, требования вак) Требование полноты публикации основных научных результатов из тех, что изложены в диссертации | ||
Автореферат диссертации на соискание ученой степени Охватывают все разделы унифицированной программы последип-ломного обучения врачей по специальности «Стоматология ортопедическая» | Автореферат магистерской диссертации Основная образовательная программа... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |