Анализ урока что мы знаем об уроке? Каким должен быть современный урок? Каким он может быть, если грамотность и мастерство преподавателя соединятся? Как в сегод





Скачать 83.59 Kb.
НазваниеАнализ урока что мы знаем об уроке? Каким должен быть современный урок? Каким он может быть, если грамотность и мастерство преподавателя соединятся? Как в сегод
Дата публикации09.08.2014
Размер83.59 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Психология > Урок
АНАЛИЗ УРОКА
Что мы знаем об уроке? Каким должен быть современный урок? Каким он может быть, если грамотность и мастерство преподавателя соединятся? Как в сегодняшнем уроке соседствуют традицион­ное и новое?

Хороший урок имеет свое лицо, своеобразие, которое обеспе­чивается индивидуальным стилем преподавателя и личностным своеобра­зием обучающихся. Но кроме творческой неповторимости, мастерства в уроке должна быть видна и просто грамотность учителя:

  • знание того, какие факторы определяют смысл и сущность современного урока,

  • умение планировать, проводить и анализировать урок.

Уровень знаний и навыков обучающихся, педагогическое мас­терство преподавателя оцениваются в основном во время посещения учебных занятий. На уроке, как в фокусе, концентрируется вся дея­тельность педагога, его научная подготовка, педагогические навы­ки, методические умения, способность организовать самостоятель­ную работу всех студентов.

Реальная ценность урока - его результат; степень усвоения ма­териала обучающимися. Какими бы внешне эффектными приемами ни пользовался педагог, но, если ребята не усвоили тему, урок эффективным назвать нельзя. На уроке студенты должны усвоить намечен­ный объем знаний, выработать нужные навыки и умения. Дома знания расширяются, углубляются, закрепляются, но приобретаются в основном на уроке.

Более детально наблюдение за уроком должно охватывать:

1.Организационную сторону урока.

2.Содержание урока.

3.Воспитывающую роль урока.

4.Методическую сторону урока:

5.Особенности поведения преподавателя на уроке.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К АНАЛИЗУ УРОКА

Научный подход к ана­лизу урока, опора на психолого-педагогическую науку и передовой педагогический опыт. Глубина и всесторонность анализа, оценка урока с учетом взаимосвязи всех его компонентов и их дидактиче­ской обусловленности и логической взаимосвязи. Рассмотрение урока во взаимосвязи с предыдущими уроками изучаемой темы. Акцент при анализе на наиболее существенных сторонах урока, в решающей мере определяющих степень усвоения учебного мате­риала, качество знаний, развитие интеллекта учащихся. Объектив­ность оценок. Научная обоснованность оценок, характеристик и выводов, их конкретность, доказательность и убедительность. Учет специфики данного учебного предмета. Предложения.

Цели анализа урока:

1. Контроль за качеством преподавания, качеством знаний,
умений и навыков студентов.

  1. Контроль за состоянием учебно-воспитательного процесса.

  2. Инструктирование педагога.

  3. Помощь в овладении более высоким педагогическим мастер­ством.

5. Выяснение причин успехов и неудач учителя, преодоление недостатков в его работе.

6. Выявление системы работы преподавателя и др.

Формы анализа и самоанализа урока

  1. краткий;

  2. структурный;

  3. системный анализ;

  4. полный;

  1. структурно-временной анализ;

  2. комбинированный анализ;

  3. психологический анализ;

  4. дидактический анализ;

  5. аспектный анализ;

  6. комплексный анализ.

Подготовка проверяющего к анализу посещенного урока

Просмотр записей посещенных уроков у данного преподавателя, замеча­ний и предложений. Формулировка вопросов, адресуемых преподавателю, связанных с планом урока и его реализацией. Определение формы анализа урока и места подведения итогов (беседа, обсужде­ние на заседании предметной комиссии, на педагогическом совете). Поэтапная оценка хода урока и деятельности преподавателя и студентов. Заключение по итогам проверки качества знаний, умений и навы­ков обучающихся. Вычленение достоинств урока, творческих находок учителя, заслуживающих изучения и внедрения в практику работы преподавателей техникума. Недостатки урока и необходимая помощь преподавателю. Формулировка общей оценки, выводов и предложений в адрес педагога.

Анализ урока преподавателем

Основные требования к самоанализу: место разбираемого урока в системе уроков по изучаемой теме, обоснование образовательной и воспитательной целей урока и вы­полнение намеченного плана урока, характеристика группы и мотивировка отбора учебного материала для данного урока. Психологи­ческая и педагогическая оценка системы учебных заданий и уп­ражнений, выполненных студентами на уроке, оценка развития самостоятельного мышления обучающихся на уроке. Мотивировка вы­бора методов обучения, оценка соответствия данных методов целям и содержанию урока, выполнению поставленных образовательных и воспитательных задач, удовлетворенность или неудовлетворен­ность преподавателя уроком (его отдельными частями); меры, намечае­мые по устранению отмеченных недостатков, оценка и обоснование достигнутых на уроке результатов. Самооценка как одно из условий творческого труда педагога.

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ПОЛНОГО АНАЛИЗА УРОКА

I. Анализ цели урока

  1. Правильность и обоснованность цели урока с учетом:

а) программных требований;

б) содержания материала;

в) необходимого уровня знаний и умений студентов;

г) места урока в системе уроков по данной теме;

д) подготовленности группы;

е) возможности самого преподавателя;

ж) прогнозов на конечный результат обучения.

  1. Формы и методы доведения цели до студентов. Целесообразность этих форм и методов.

  2. Степень достижения поставленной цели.

2. Анализ структуры и организации урока

  1. Соответствие структуры урока его цели и типу.

  2. Логическая последовательность и взаимосвязь этапов урока.

  3. Целесообразность распределения времени по этапам урока.

  4. Рациональность использования оборудования кабинета.

  5. Научная организация труда преподавателя и обучающихся.

  6. Организация начала и конца урока.

  7. Оптимальный темп ведения урока.

  8. Наличие плана и степень его выполнения.

3. Анализ содержания урока

1. Соответствие содержания урока требованиям стандарта.

  1. Логичность изложения.

  2. Доступность изложения (соответствует ли уровень изложения ма­териала преподавателем уровню понимания содержания студентами).

  3. Научность изложения (соответствует ли уровень сложности изло­жения материала преподавателем уровню сложности изложения в учеб­нике).

  4. Выделение ведущих идей по данной теме.

  5. Связь содержания урока с жизнью, профессиональная направлен­ность материала.

  6. Связь содержания урока с потребностями и интересами студента.

  7. Формирование самостоятельного мышления, активной учебной деятельности, познавательных интересов студентов средствами са­мого материала урока.


4. Анализ методики проведения урока (деятельность преподавателя)

  1. Правильность отбора методов, приемов и средств обучения с уче­том:

а) темы урока;

б) цели урока;

в) возможностей группы;

г) возможностей самого преподавателя;

д) учебно-материальной базы.

  1. Разнообразие методов и приемов, применяемых на уроке.

  2. Формирование у обучающихся новых понятий (как преподаватель определил новые понятия для данной темы и как определил, являются ли дан­ные понятия для студентов действительно новыми).

  3. Актуализация опорных знаний (как преподаватель работает с разнообраз­ными точками зрения по теме урока).

  4. Качественное освоение нового материала (как определяется преподавателем качество освоения).

  5. Использование средств обучения (наглядных пособий, ТСО, лич­ностных особенностей обучающихся).

  6. Организация преподавателем самостоятельной работы обучающихся (харак­тер тренировочных упражнений, виды самостоятельных работ, степень сложности, вариативность, индивидуальный подход к за­даниям, инструктаж и пр.).

  7. Педагогическая техника преподавателя: темп речи, дикция, эмоциональ­ность изложения, точность использования специальной термино­логии, умения в межличностном общении, приемы влияния на студентов.


5. Анализ работы обучающихся на уроке

  1. Активность и работоспособность студентов на разных этапах уро­ка.

  2. Интерес к теме или к уроку.

  3. Владеют ли обучающиеся рациональными приемами работы (НОТ на уроке). Культура труда на уроке.

  4. Выполнение студентами единых требований (есть ли требования преподавателя к студентам при изучении предмета, в чем они выражаются, являются ли данные требования едиными для всех преподавателей техникума).

  5. Наличие навыков самоконтроля.

  6. Качество знаний, умений студентов (глубина, осознанность знаний,
    умение вычленить главное, применять знания и умения в различных ситуациях).

  7. Умение самостоятельно приобретать знания, самостоятельность

суждений.

8. Культура межличностных отношений. Реакция на оценку преподавателя.
6. Анализ домашнего задания

  1. Методы и приемы проверки домашнего задания.

  2. Мотивировка домашнего задания на данном уроке, его цели и осоз­нание этих целей студентами.

  3. Объем домашнего задания (чем определяется).

  4. Характер домашнего задания (тренировочный, творческий, закреп­ляющий, развивающий, дифференцированный).

  5. Подготовленность домашнего задания всем ходом урока.

  6. Методика задания на дом, инструктаж.

  7. Посильность домашнего задания для всех студентов.

  8. Предполагаемый результат выполнения заданного на дом (ставит ли преподаватель пе­ред собой вопрос: «Зачем я задаю это домашнее зада­ние?».


7. Оценка санитарно-гигиенических условий урока

  1. Классная доска (форма, цвет, чистота, пригодность для работы ме­лом, для закрепления наглядности).

  2. Уровень освещенности, чистота помещения.

  3. Размещение студентов в учебной аудитории с учетом их особенно­стей здоровья.

  4. Приемы и методы работы над осанкой.

  5. Режим проветривания, проведения физкультминуток, фрагментов релаксации, элементов аутотренинга).

  6. Применение наглядности, соответствующей нормам (величина букв, их цвет, четкость написания).

  7. Соблюдение правил охраны труда и техники безопасности на соот­ветствующих уроках.


8.Психологический анализ урока (проводится совместно с психо­логом либо при наличии соответствующего образования).

  1. Психологическое состояние студентов перед началом урока и в хо­де его (готовность к уроку, собранность, настроение и его причины, эмоциональный отклик на происходящее на занятии).

  2. Развитие внимания, устойчивость внимания на разных этапах урока, приемы привлечения внимания и поддержания его устойчивости, случаи отвлечения внимания и его причины, соотношение произвольного и непроизвольного внимания.

  3. Развитие и тренировка памяти обучающихся: как организация урока способствовала развитию всех видов памяти (механической, смысловой, произвольной, непроизвольной, кратко-зрительной;

организация основных процессов памяти - восприятия, запоминания, сохранения и воспроизведения.

  1. Развитие мышления обучающихся: создание проблемных ситуаций, использование заданий, формирующих параметры мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, конкретизации систематизация, абстрагирование; создание условий для развита творческого мышления.

  2. Развитие воображения студентов через образную подачу материал;

  3. Приемы организации осмысленного восприятия материала.

  4. Привлечение эмоций студентов в процессе обучения.

  5. Способствовал ли урок общему развитию личности студента, коллектива в целом.

  6. Знание преподавателем возрастной психологии, психологический контакт с группой; педагогический такт преподавателя.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Анализ урока что мы знаем об уроке? Каким должен быть современный урок? Каким он может быть, если грамотность и мастерство преподавателя соединятся? Как в сегод iconЧто мы знаем об уроке? Каким должен быть
Хороший урок имеет свое лицо, своеобразие, которое обеспечивается индивидуальным стилем учителя и личностным своеобразием учеников....
Анализ урока что мы знаем об уроке? Каким должен быть современный урок? Каким он может быть, если грамотность и мастерство преподавателя соединятся? Как в сегод iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок сегодня Каким он должен быть образец современного урока? Какой должна быть его структура, форма, методика? Каким требованиям...
Анализ урока что мы знаем об уроке? Каким должен быть современный урок? Каким он может быть, если грамотность и мастерство преподавателя соединятся? Как в сегод iconКаким он должен быть?
Каким он должен быть? Устарели ли требования, предъявляемые к построению урока, методика его проведения? Конечно же, нет. Триединство...
Анализ урока что мы знаем об уроке? Каким должен быть современный урок? Каким он может быть, если грамотность и мастерство преподавателя соединятся? Как в сегод iconКаким должен быть современный урок?
Эти вопросы, я поняла, что любопытство не удовлетворено. Так родилась презентация «История тригонометрии»
Анализ урока что мы знаем об уроке? Каким должен быть современный урок? Каким он может быть, если грамотность и мастерство преподавателя соединятся? Как в сегод iconСовременный учитель творец, создающий урок как произведение педагогического...
Современный учитель – творец, создающий урок как произведение педагогического мастерства. А современный руководитель? Что создает...
Анализ урока что мы знаем об уроке? Каким должен быть современный урок? Каким он может быть, если грамотность и мастерство преподавателя соединятся? Как в сегод iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Использование инновационных технологий на примере деловой игры Каким должен быть современный школьный учебник иностранного языка
Анализ урока что мы знаем об уроке? Каким должен быть современный урок? Каким он может быть, если грамотность и мастерство преподавателя соединятся? Как в сегод iconМуниципальное общеобразовательное учреждение
Выявить и углубить представление детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг
Анализ урока что мы знаем об уроке? Каким должен быть современный урок? Каким он может быть, если грамотность и мастерство преподавателя соединятся? Как в сегод iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Каким должен быть современный лидер? Известные специалисты в области лидерства и управления А. А. Бодалев, А. Н. Лутошкин, Питер...
Анализ урока что мы знаем об уроке? Каким должен быть современный урок? Каким он может быть, если грамотность и мастерство преподавателя соединятся? Как в сегод iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мастерство – это то, чего можно добиться, и как могут быть известны мастер-токарь, прекрасный мастер-врач, так должен и может быть...
Анализ урока что мы знаем об уроке? Каким должен быть современный урок? Каким он может быть, если грамотность и мастерство преподавателя соединятся? Как в сегод iconУрок по русскому языку. 3 класс Тема: «Части речи»
Наша задача сегодня быть внимательным на уроке и в конце урока нам надо распределить эти слова на три группы. По каким признакам...
Анализ урока что мы знаем об уроке? Каким должен быть современный урок? Каким он может быть, если грамотность и мастерство преподавателя соединятся? Как в сегод iconНовости (9)
Мне очень хочется, чтобы мои ученики принимали физику не как скучный обязательный предмет, а как некоторое приятное и комфортное...
Анализ урока что мы знаем об уроке? Каким должен быть современный урок? Каким он может быть, если грамотность и мастерство преподавателя соединятся? Как в сегод iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Современный педагог… Каков он? Каким он должен быть? Когда размышляешь над этими понятиями, холодок пробегает по спине. Иногда я...
Анализ урока что мы знаем об уроке? Каким должен быть современный урок? Каким он может быть, если грамотность и мастерство преподавателя соединятся? Как в сегод iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Основной формой организации образовательного процесса в школе остается урок. От качества урока в первую очередь зависит реализация...
Анализ урока что мы знаем об уроке? Каким должен быть современный урок? Каким он может быть, если грамотность и мастерство преподавателя соединятся? Как в сегод iconРеферат на тему: «Человек должен уважать свое призвание, каким бы...
Введение. В чём смысл жизни? Вопрос труднейший, глобальный. Может быть, самый главный и мучительный из всех вопросов, над которыми...
Анализ урока что мы знаем об уроке? Каким должен быть современный урок? Каким он может быть, если грамотность и мастерство преподавателя соединятся? Как в сегод iconКаким должен быть учитель?
Этот вопрос очень сложно. Я считаю, что учитель – важный человек в жизни любого школьника, потому что помимо родителей и преподаватели...
Анализ урока что мы знаем об уроке? Каким должен быть современный урок? Каким он может быть, если грамотность и мастерство преподавателя соединятся? Как в сегод iconКаким должен быть хороший учитель (ученик)?
Писатель считает, что нет величия там, где нет добра и простоты. По мнению Толстого, влиять на ход истории может личность, интересы...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск