Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/14
Дата публикации08.11.2013
Размер1.69 Mb.
ТипУрок
100-bal.ru > Туризм > Урок
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
Как построить урок в соответствии с ФГОС
Основной формой организации образовательного процесса в школе остается урок. От качества урока в первую очередь зависит реализация требований ФГОС. Каким же должен быть урок в современных условиях? В настоящем пособии делается попытка ответить на этот вопрос.

Рассматриваются методические особенности организации урока, ориентированного на новый образовательный стандарт: определение целей урока, формирование универсальных учебных действий, организация урока в технологии деятельностного метода и др. Обращается внимание на диагностику качества отдельных составляющих урока и урока в целом. Рассматриваемые общие положения иллюстрируются примерами организации уроков по «Окружающему миру» и не только. Приводятся задания для практических работ.

Книга будет полезной практикующим учителям начальных классов, слушателям курсов повышений квалификации и переподготовки учителей, студентам педагогических специальностей вузов и колледжей.
Оглавление

Введение

  1. Как определить цели урока?

  2. Универсальные учебные действия. Как включить их в содержание урока?

Целепологание

Планирование

Оценка

Знаково-символическое моделирование

Сравнение и классификация

Выявление причинно-следственных связей

  1. Какой должна быть структура «деятельностного» урока?

  2. Как еще можно реализовать деятельностный метод?

Деятельностный метод с структуре изучения темы, включающей несколько уроков

«Продуктивные задания», «жизненные» и «открытые» задачи

  1. Уроки с использованием игровой деятельности

  2. Как ввести в содержание урока элементов учебного исследования?

Об использовании частично-поискового метода

О проектной деятельности на уроках

  1. Как оценивать образовательные достижения?

  2. Алгоритм действий по подготовке проекта урока

  3. Реализация проекта урока

Литература

Приложение
Введение
Основной формой организации образовательного процесса в школе остается урок. От качества урока в первую очередь зависит реализация требований Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Каким же должен быть урок в современных условиях? В настоящем пособии мы попытаемся ответить на этот вопрос.

В Стандарте нет упоминания об уроке. Но говорится об учебных предметах, изучение которых осуществляется на уроках.

Учебные предметы в новом образовательном стандарте. Учебные предметы, нашли отражение в Стандарте в разделе «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального образования». Напомним, что эти требования подразделяются на требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения основной образовательной программы. Требования к предметным результатам сгруппированы в соответствии с изучаемыми в настоящее время учебными дисциплинами. Для начальной школы такими дисциплинами являются «Русский язык», «Родной язык», «Литературное чтение», «Литературное чтение на родном языке», «Иностранный язык», «Математика и информатика», «Обществознание и естествознание» («Окружающий мир»), «Изобразительное искусство», «Музыка», «Технология», «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

Требования к освоению «Окружающего мира», например, сформулированы следующим образом:

  1. понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

  2. сформированность уважительного отношения к своей стране, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

  3. осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

  4. освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

  5. развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

О целях и задачах изучения учебных дисциплин. Термин «цель» («цели») изучения конкретных учебных дисциплин, в Стандарте не используется. Подразумевается, что в качестве таких целей выступают упомянутые требования к освоению учебных дисциплин. В то же время при характеристике базисного учебного плана обозначены основные задачи реализации содержания каждой учебной дисциплины. Задачи изучения «Окружающего мира», например, сформулированы следующим образом (в сокращении): формирование уважительного отношения к семье, селу, городу…; осознание ценности, целостности и многообразия Окружающего мира…; формирование модели безопасного поведения…; формирование психологической культуры

В то же время цели учебных дисциплин отражены в Примерных программах учебных предметов начального общего образования, изданных в качестве приложения к Стандарту. Эти цели могут копировать, заданные в Стандарте требования к освоению той или иной учебной дисциплины. Например, цель курса «Окружающий мир» сформулирована следующим образом: формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми, обществом и природой. В данном случае цель копирует фрагмент заданного в Стандарте требования к освоению школьниками основной образовательной программы - осознание целостности окружающего мира.

О содержании учебных дисциплин. Содержание учебных дисциплин ориентируется на означенные в Стандарте требования к предметным результатам освоения основной образовательной программы – к освоению математики, русского языка и др. При этом следует иметь в виду, что эти требования, как правило, включают нечто новое по сравнению с традиционным содержанием учебных дисциплин. Например, в требованиях к освоению математики можно выделить такие сравнительно новые компетенции, как «использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений…, приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности» и др. В требованиях к освоению дисциплины «Окружающий мир» называется «освоение школьниками доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, опыт, сравнение, классификация и др.)…». Новизна здесь заключается в том, что если раньше и наблюдения, и опыты, и классификация использовались учителем в качестве методов обучения, то сейчас требуется, что бы этими способами овладели сами школьники. А это предполагает новый подход не только к формированию содержания уроков, но и выбору методов обучения.

Кроме того, каждая учебная дисциплина должна внести свой вклад в формирование у школьников универсальных учебных действий (УУД). В работе «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [11], изданной в качестве приложения к Стандарту, выделено более тридцати видов универсальных учебных действий, которые объединены в следующие группы: личностные, регулятивные, познавательные универсальные, коммуникативные. В самом же Стандарте универсальные учебные действия переданы в форме требований к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы и перечень их заметно сокращен.

Содержание учебных дисциплин (образовательный минимум) в Стандарте не задается. В то же время основное содержание дисциплин представлено в уже названных Примерных программах учебных дисциплин. Там оно дано в нескольких вариантах. В «Окружающем мире», например, таких вариантов три: первый – исходный, в котором и обществоведческая и естествоведческая составляющие распределены поровну (по 108 часов) и оставлен резерв (54 часа); варианты второй и третий имеют соответственно естествоведческую и обществоведческую направленность (по 150 и 108 часов, с резервом в 12 часов).

О деятельности учащихся при изучении дисциплин. Раздел «Тематическое планирование» Примерных программ кроме названия тем и количества часов, отводимых на их изучение, включает и характеристику деятельности учащихся. Широко представлена деятельность, которую можно считать универсальной, используемой при изучении разных учебных дисциплин: пересказ текстов, описание, характеристика объектов и явлений окружающего мира, объяснение, подготовка сообщений и т.п. В то же время есть и специфические виды деятельности. Для «Окружающего мира» это, например, постановка опытов, наблюдения в природе и т.п.

Введение в программы учебных дисциплин видов деятельности направлено на реализацию деятельностного подхода в обучении школьников. Наряду с «деятельностным подходом» в педагогической литературе используется понятие «деятельностный метод». Метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называют деятельностным методом. В этом случае при организации учебного процесса, главное место отводится активной самостоятельной познавательной деятельности школьника. Приведенное определение деятельностного метода носит обобщенный характер. На практике метод может быть реализован по-разному. Совокупность методических приемов, с помощью которых метод может быть реализован, входит в понятие «технология деятельностного метода». Варианты построения урока в технологии деятельностного метода будут показано ниже.

Непосредственная подготовка учителя к уроку включает составление проекта (плана, конспекта, разработки) урока.



  1. Как определить цели урока?


После обозначения темы в проекте урока обыкновенно обозначается его цель (цели, задачи).

В настоящее время встречается самое разнообразное определение целей, задач уроков. В практике подготовки учителей цели (задачи) урока чаще всего предлагалось определять исходя из структуры образовательного процесса: цели обучения (не образования!), цели воспитания и цели развития. Под целями обучения понималось формирование тех или иных предметных знаний и умений. При этом часто ограничивались только знаниями. Цели воспитания включали формируемые личностные характеристики, такие как любовь к природе, здоровый образ жизни и т.п. При определении целей развития, как правило, называлось развитие мышления. И если цели обучения в виде формируемых предметных знаний (представлений, понятий) определялись достаточно легко, то формулировка целей воспитания и развития вызывали затруднения. Их было трудно привязать к содержанию конкретного урока. Поэтому на естествоведческих уроках чаще всего встречалась уже названная воспитательная цель – формирование любви к природе, а цель развивающая – развитие мышления. Но и ту и другую цель можно соотнести практически с любым уроком естествознания и в этом виде формулировка целей не несет никакой организационной нагрузки.

В настоящее время подход к определению целей урока иной. Цели урока должны выводиться из заданных в Стандарте планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы. Выделяют следующие три уровня описания планируемых результатов, заданных в виде целей:

1. Цели ориентиры. Это такие общие цели образования как формирование ценностных и мировоззренческих установок, развитие интереса, развитие познавательных потребностей. В Стандарте эти цели заданы в виде требований к личностным результатам освоения основной образовательной программы. Оценка достижений этих целей ведется, как правило, в ходе анонимных процедур и лишь для получения информации о работе образовательного учреждения в целом. То есть учителю, приступившему к работе по стандарту второго поколения, не грозит «опасность», проверки у его подопечных «сформированности основ гражданской идентичности», «развитости этических чувств» и других качеств личности, названных в требованиях к личностным результатам освоения программы. Поскольку достижение этих целей дело не одного урока, то и пытаться как-то сформулировать эти цели при составлении плана (плана-конспекта) конкретного урока не обязательно.

2. Цели, относящиеся к основному (опорному) изучаемому материалу. Эта группа целей, приводятся в блоке «Выпускник научится». Например, при изучении раздела «Человек и общество» в «Окружающем мире» ученик научится различать государственную символику Российской Федерации, при изучении раздела «Человек и природа» - различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы. (См. Приложение.)

Обращаем внимание: планируемые результаты включают умения («ученик научится»), но не знания, к чему привык учитель. В идеале это должны бы быть компетенции, как обобщенный результат образования, проявляющейся в способности и готовности выполнять ту или иную деятельность. Однако компетенция – категория трудно диагностируемая. А результат урока должен быть известен уже на самом уроке и не только учителю, но и, что, пожалуй, важнее, самим ученикам. Ближе всего к понятию компетенция в смысле деятельностного подхода, стоит понятие умение, оно тоже в определенной степени понятие синтетическое, поскольку включает в себя и способ деятельности, и соответствующие знания. Таким образом, каждый современный урок в качестве целей (задач) должен включать формирование тех или иных умений. При этом умения должны быть обозначены таким образом, чтобы их можно было бы легко проверить. «Проверяться будет только то, что школьник действительно умеет» - было записано в одном из вариантов проекта Стандарта.

Направленность на формирование умений четко прослеживается в разработках уроков по «Школе 2100». Так в методических рекомендациях для 4 класса задачи уроков включают формирование именно умений. Например, цели и задачи урока на тему «Переживания, испытанные временем» (4 класс) [7] сформулированы следующим образом:

Линия 1. Овладение картиной мира: учиться отличать кратковременные эмоции от устойчивых чувств.

Линия 2. Чувственно-эмоциональное отношение к миру: учиться определять, какие наши действия могут ранить чувства другого человека.

Важно и то, что задачи урока сформулированы для школьников («учиться», а не «научить», «сформировать» и т.п.)

Кроме предметных умений при изучении «Окружающего мира», как, в прочем, и при изучении других дисциплин, в качестве опорного материала включается и формирование универсальных учебных действий (УУД). Следовательно, формирование и развитие УУД также должны включаться в цели (задачи) урока. Очевидно, что на одном уроке невозможно работать над всеми УУД. Необходима определенная выборка и соответствующее определение целей (задач) урока. Критериями отбора могут быть:

- содержание урока. Не каждый урок в равной степени представляет возможности для формирования тех или иных УУД. Например, урок по теме «Разнообразие живой природы» уже традиционно предполагает разграничение всех представителей живой природы на группы (звери, птицы, земноводные и пресмыкающиеся и т.д.), то есть само содержание «подталкивает» учителя к использованию и формированию у школьников приема классификации;

- составляемая учителем программа формирования УУД, в которой должна быть зафиксирована последовательность формирования универсальных действий по годам обучения. Так на первом году обучения в задачи урока может включаться регулятивное УУД «осуществлять действия по реализации плана» в варианте «учится работать по предложенному плану», в третьем и четвертом классе – уже можно в качестве задачи обозначить обучение «самостоятельному составлению плана и работе по нему».

При изучении опорного материала идет формирование и личностных компетенций. Выше было сказано, что в Стандартном варианте цели, касающиеся личностным компетенциям, попадают в блок целей - ориентиров и в этом виде в цели урока не включаются. В то же время бывают ситуации, когда урок, а чаще внеклассное мероприятие направлено именно на формирование конкретных нравственных, экологических или иных отношений. В этом случае определение целей, относящихся к личностным компетенциям, уместно.

Пример. В ходе исследований отношений школьников к различным представителям живой природы выявлен факт негативного отношения к ряду животных (волку, змеям, паукам, жабам и др.) имеющего отрицательные экологические последствия. Исходя из этого, определяется направление работы – преодоление негативного отношения к данным животным. В рамках этого проводится внеклассное мероприятие – инсценировка по сказке Киплинга «Маугли», целью которого является формирование положительного отношения к волку. В таком виде цель уместно зафиксировать в конспекте (разработке) мероприятия.

3. Возможно и определение целей, касающиеся изучения более сложного материала, чем тот, что задан системой опорных знаний, умений. В Примерных программах эти цели приводятся в блоках «Выпускник получит возможность научиться». Эти цели отрабатывается не со всеми учениками, и требуют реализации индивидуального подхода.

Итак, главный вывод, который мы делаем из сказанного – цели урока должны отражать заданные в приложении к Стандарту планируемые результаты. При этом предполагается, что цели уроков в комплексе должны охватить все планируемые результаты.

Планируемые результаты передают формируемые умения в самой обобщенной форме, например, умение «находить место изученных событий на «ленте времени». Это умение дифференцируется в соответствии с содержанием урока на более частные, например умение «определять на ленте времени события Отечественной войны 1812 года». Формирование таких частных умений можно рассматривать в качестве задач урока. При этом вместо традиционного понятия «задачи» можно воспользоваться близким к «планируемым результатам» термином «планируемые достижения».

Планируемые достижения – это перечень конкретных знаний, умений, которые предполагается сформировать у школьников на конкретном уроке. Если цели урока формулируются для учителя и до школьников не доводятся, то планируемые достижения выступают в качестве цели не только для учителя, но и для школьников и доводятся до школьников в качестве ИХ целей. В конце урока эти результаты оцениваются.

Рассмотрим один из традиционных вариантов обозначения целей урока по «Окружающему миру». Тема «Грибы – особое царство природы», 2 класс, (пример взят из размещенного в Интернете конспекта урока).

Цели урока:

  1. Сформировать у школьников представление о грибах как особом царстве живой природы.

  2. Продолжить работу над развитием умений и навыков работать самостоятельно и в группе, активизировать желание работать творчески, точно и логично описывать свои наблюдения, анализировать их.

  3. Совершенствовать умения применять знания на практике.

  4. Воспитывать бережное отношение к природе, экологическую грамотность школьников (Задачи урока особо не выделяются).

Как видим, в первом пункте отражены предметные знания («представление о грибах как особом царстве живой природы»). Но очень обобщенно, не ясно, какие знания будут проверяться, и оцениваться в конце урока. Не обозначены конкретные, доступные к проверке предметные умения.

Обозначены некоторые УУД («продолжить работу над развитием умений и навыков работать самостоятельно и в группе, активизировать желание работать творчески, точно и логично описывать свои наблюдения, анализировать их»), в форме, опять же неудобной для проверки. Кроме того, не обозначено, к какой группе УУД они относятся.

Слишком обобщенно сформулирована третья цель – совершенствовать умения применять знания на практике.

«Воспитание бережного отношения к природе и формирование экологической грамотности» – цель, которую, можно соотнести практически с каждым уроком естествознания. Это цели ориентиры, которые отражаются в рабочих программах, но не в целях урока.

Таким образом, наиболее существенные недостатки такого определения целей заключаются а) в отсутствии привязки формируемых знаний, умений к требованиям Стандарта, а конкретнее к Планируемым результатам (на время разработки конспекта Стандарт еще не был принят), б) в отсутствии предметных умений, в) в невозможности последующей проверки и оценивания достигнутых результатов.

Скорректируем вышеприведенный пример обозначения целей.

Цели урока:

1) учить обнаруживать взаимосвязи в живой природе, использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе (восьмая позиция планируемых результатов) на примере формирования представления о грибах, как особом царстве природы;

2) учить проводить простейшую классификацию изученных объектов природы (третья позиция планируемых результатов раздела «Человек и природа»).

Планируемые достижения:

Предметные:

Знания: представления о строении гриба (термины: грибница, грибные споры, плодовое тело), видах грибов, грибах съедобных и несъедобных.

Умения: отличать съедобные грибы от несъедобных (на картинках), определять и называть части гриба (на картинке, муляже); характеризовать место грибов среди других царств природы.

Метапредметные (УУД):

- отображать на схеме место грибов в царствах живой природы - действия классификация и моделирование (на уроке строится схема, отражающая место грибов среди других царств живой природы);

- самостоятельный поиск информации (дается задание собрать информацию о чайном, кефирном и других грибах).

В разработках уроков по программе «Перспектива» [21] встречается похожее двух уровненное обозначение целевых установок – определяются задачи и планируемые достижения (без использования понятия «цели»).

Пример. Урок на тему «Потехе час» (1 класс):

Задачи урока: раскрыть вторую часть пословицы «Делу время - потехе час», показать необходимость ритмичной смены работы и отдыха для достижения успеха в любом деле, познакомить с тайнами игр и игрушек как хранителей знаний и образа мира, присущих каждому конкретному времени.

Планируемые достижения учащихся: научиться соблюдать правила игрового поведения как залога успешности совместной игры, как способа дружеского и результативного общения друг с другом, как школы физического, психического, умственного, эстетического и этического развития.

Как видим и здесь в планируемых достижениях названо именно умение («научиться соблюдать…»). Однако ни задачи, ни планируемые достижения не привязаны к «планируемым результатам», что не способствует ориентации учителя на реализацию требований Стандарта.

Наметим алгоритм деятельности студента по обозначению цели в проекте урока.

1. Выберете тему урока в школьном учебнике (в тематическом планировании), ознакомьтесь с его содержанием по учебнику.

2. Проанализируйте содержания урока на предмет возможностей формирования тех или иных предметных и метапредметных умений. Составите их перечень.

3. Соотнесите выделенные умения с планируемыми результатами освоения курса «Окружающий мир» (см. «Планируемые результаты начального общего образования»).

4. Сформулируйте цель урока и планируемые достижения по схеме:

Цель урока (за основу берется одно, два положения из раздела «выпускник научится» «Планируемых результатов», скорректированные с темой урока).

Планируемые достижения:

предметные (перечисляются формируемые умения, но могут быть и знания, и отношения, относящиеся к тому или иному разделу программы «Окружающего мира»);

метапредметные (УУД, реализуемые на уроке).

Алгоритм действий учителя по определению целей урока несколько отличается от предыдущего. Учителю приходится учитывать место урока в общей структуре уроков (место урока в тематическом плане рабочей программы). Важно, чтобы цели урока и соответственно их содержание охватывали весь перечень планируемых результатов, обозначенных в приложении к стандарту. При отражении в планируемых достижениях УУД приходится учитывать программу формирования УУД по годам обучения.

Последовательность действий в этом случае может быть следующей:

1. Определить тему урока по тематическому планированию, ознакомиться с материалами учебника, методических пособий.

2. Определить на какие «планируемые результаты» ориентировано содержание урока и, исходя из этого, сформулировать цель (цели) урока.

3. Определить, какие действия следует включить в содержание урока для того, чтобы способствовать формированию означенного в «планируемых результатах» общего умения и обозначить их в качестве предметных «планируемых достижений».

4. Выделить из программы формирования УУД действия, формируемые на данном этапе обучения и ввести их в качестве планируемых достижений; определить какие еще УУД можно формировать на этом уроке и включить их в перечень планируемых достижений.

5. Зафиксировать выделенные цель и планируемые достижения в проекте урока по приведенной выше схеме.
Практикум

Задания

1. Проанализируйте формулировки целей в разработках (проектах, конспектах) одного, двух уроков по схеме:

- Какие компоненты содержания (знания, умения, отношения) вошли в обозначение целей, выделено ли в качестве отдельных целей (задач) формирование УУД?

- В какой форме обозначены целевые установки: в качестве целей урока, в качестве задач, в качестве планируемых результатов или достижений, или в том и другом?

- Удобны ли обозначенные цели (задачи) для последующей проверки достигнутых результатов?

2. Разработайте свой вариант формулирования целей урока. За основу можно принять приведенный выше алгоритм действий. Оцените и обсудите полученные результаты.

Вариант оценки (самооценки):

Что оценивается

Критерии оценки

Балл

Обозначение в проекте урока целей, планируемых достижений

Обозначены лишь предметные знания

0

Отражены предметные знания и умения, но в форме неудобной для оценивания достигнутых результатов в конце урока

1

Отражены предметные знания и умения в форме, позволяющей оценить результаты в конце урока

2

Отражены и предметные знания, умения и универсальные учебные действия, но в форме неудобной для оценивания в конце урока

3

Отражены и предметные знания, умения и универсальные учебные действия в форме, позволяющей их проверить и оценить в конце урока

4

Примечание: если цели урока ориентированы («привязаны» к тем или иным «планируемым результатам», то к полученным баллам добавляется еще 2 балла.





Материалы для работы:

1. Планируемые результаты начального общего образования /под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения).

2. Разработки уроков (поурочники) по курсу «Окружающий мир» (можно воспользоваться опубликованными сборниками или уроками, размещенными в Интернете).

3. Учебники по курсу «Окружающий мир».



  1. Универсальные учебные действия. Как включить их в содержание урока?


Цели урока предопределяют его содержание (на деле, к сожалению, происходит все наоборот – исходя из содержания, чаще всего учебника учитель или студент выводит цели урока).

Содержание урока в первую очередь ориентируется на означенные в Стандарте требования к предметным результатам освоения основной образовательной программы – к освоению математики, русского языка и др.

Тем не менее, в настоящее время каждый урок должен включать и универсальные учебные действия. При этом одни УУД необходимо включать в каждый урок для реализации деятельностного подхода, другие включаются по возможности, исходя из содержания урока.

Вначале рассмотрим УУД первой группы. Их необходимость включения в содержание урока и, соответственно, в конспект урока исходит из необходимости реализации деятельностного подхода, поскольку они (эти действия) являются структурными элементами деятельности. Речь идет в первую очередь о регулятивных УУД – целеполагании, планировании, оценке.

Целеполагание

Одним из существенных недостатков традиционного образования являлось то, что вопросами целей обучения занимался лишь учитель. До школьников цели обучения в большинстве случаев не доводились. В лучшем случае учитель тем или иным способом, например, посредством решения детьми кроссворда подводил их к названию новой темы. Изучение этой темы как бы и считалось целью урока.

Однако известно, что любая деятельность, включая и образовательную, начинается с определения (постановки) цели. Без понимания цели школьники остаются пассивными участниками образовательного процесса. Не случайно, первым требованием к метапредметным результатам в Стандарте названо овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности. Следует иметь в виду также, что без сформированности данной компетенции становится невозможным и формирование другой – способности к оцениванию собственных образовательных достижений, поскольку эти достижения должны быть привязаны к целям.

Рассмотрим возможные варианты подведения школьников к осознанию цели обучения.

Вариант 1 - ученики узнают цель урока из текста учебника.

Например, текст одного из уроков в учебнике-тетради (тема «Раньше и позже», 1 класс, «Школа 2100») начинается словами «Мы научились называть предметы, то есть отвечать на вопросы «Кто?» и «Что?». Теперь давай научимся отвечать на вопрос «Когда?». Деятельность учителя по подведению школьников к цели обучения в этом случае облегчается. К сожалению примеров такой организации текстов учебников не много.

Вариант 2 - цель урока или отдельного его этапа сообщается учителем.

При изучении темы «Военное искусство. Ни разу не побежденные А.В. Суворов и Ф.Ф. Ушаков» учитель говорит: «Наша задача на сегодняшнем уроке познакомиться с личностью А.В. Суворова, узнать о его заслугах».

Вариант 3 - цель урока выводится из проблемной ситуации. В этом случае цель урока заключается в поиске ответа на проблемный вопрос. Так подводят школьников к учебной цели в учебниках по «Школе 2100».

Пример из учебника для 4 класса:

Лена: Клетки нашего тела такие нежные! Внутри тела они, наверное, хорошо себя чувствуют. А каково же приходится тем, которые с наружи?!

Миша: Как раз на самой поверхности тела клеткам ничего не страшно: ведь они мертвые.

- На какое противоречие ты обратил внимание? (Что ожидала Лена и о чем ей рассказал Миша?)

- Какой возникает вопрос? Сравни свой вариант с авторским.

В данном случае, целью урока (или отдельной его части) является поиск ответа на данный вопрос.

Вариант 4 (близок к варианту 3) - цель урока входит в структуру учебной задачи. Этот вариант целеполагания присущ «Окружающему миру» в системе Эльконина-Давыдова. Там, после того как дети продемонстрируют владение старым способом действий, перед ними ставится такая задача, которую невозможно решить старым способом. В результате перед детьми появляется цель: поиск нового способа решения задачи.

Формирование и развитие у школьников способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности должно быть системным и осуществляться на протяжении всех четырех лет обучения в начальной школе. Для этого данная компетенция включается в программу формирования УУД (такая программа является составной частью общей образовательной программы учебного заведения). В этой программе, отражается усложнение формирования соответствующих умений по годам обучения.

Приводим вариант развития этого УУД на разных этапах обучения (на примере Образовательной системы «Школа 2100»):

1 класс (необходимый уровень) – принимать учебную задачу в готовом виде, а также учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;

2 класс (необходимый уровень, для 1 класса это повышенный уровень) – определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;

3-4 классы (необходимый уровень, для 2 класса это повышенный уровень) – учится обнаруживать и формулировать учебную проблему и определять цель учебной деятельности совместно с учителем;

3-4 классы (повышенный уровень) – обнаруживать и формулировать проблему, определять цель учебной деятельности, урока, проекта (тему) с помощью учителя и самостоятельно.

Практикум

Задания

1. Проанализируйте одну - две разработки уроков. Отражен ли в них момент целепологания? Если «до», то в какой форме?

2. Разработайте свой вариант целепологания применительно к данному уроку. Обсудите и оцените полученные результаты.

3. Пронаблюдайте урок окружающего мира в школе. Обсудите и оцените деятельность учителя по привлечению школьников к оцениванию своих достижений.

Вариант диагностики умения учителя (студента-практиканта) определять цели урока и привлекать к этому школьников (уровень 3-4 классов).




Критерии

Баллы

1

При проведении урока не сообщается детям ни темы, ни целей

0

2

При изучении нового материала сообщается детям только тема

1

3

Дети сами выводят тему путем разгадывания кроссворда, ребуса и т.п.

2

4

Дети определяют тему исходя из заданной в учебнике или учителем проблемы.

3

5

Сообщается детям предметная цель урока: что мы узнаем

4

6

Сообщается детям предметная цель: что мы узнаем и чему научимся на этом уроке

5

7

Цель вытекает из проблемы, заданной учителем или учебником, формулируется цель учителем

6

8

То же, но формулирует цель ученик

7



Планирование

Формирование у школьников умения планировать свою деятельность, пожалуй, наименее разработанное направление методической деятельности учителя. Эта работа почти исключительно сводится к выполнению школьниками тех или иных действий по плану, предложенному учителем или учебником. По предложенному учителем плану может осуществляться характеристика природной зоны, рассказ о том или ином историческом событии и др. Школьники к составлению планов, как правило, не привлекаются. В настоящее время, в соответствии с требованием Стандарта к метапредметным результатам необходимо формировать у школьников не только умения работать по плану, но и умение планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Эта работа начинается с убеждения школьников в необходимости составления плана. Вариант, как можно подвести школьников к мысли о необходимости составления программы (плана) действий, находим в «Окружающем мире» по Эльконину-Давыдову.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск