Православной Церкви «Вятское Духовное училище»





Скачать 391.11 Kb.
НазваниеПравославной Церкви «Вятское Духовное училище»
страница1/4
Дата публикации11.08.2015
Размер391.11 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
  1   2   3   4


Православная религиозная организация – учреждение среднего

профессионального религиозного образования

Русской Православной Церкви

«Вятское Духовное училище»

____________________________________________________
«Утверждаю»

Первый проректор

канд. богословия

иерей Василий Писцов

________________________

«___» ____________2014 г.
Требования к написанию рефератов, сочинений и эссе

для студентов очной и заочной форм обучения


Киров

2014

Печатается по решению учебно-методического совета

Вятского Духовного училища


Рецензент:

А. А. Машковцев, кандидат исторических наук Вятского государственного гуманитарного университета

Авторы-составители:

В. В. Двоеглазов, зав. кафедрой гуманитарных дисциплин

Е. В. Кустова, кандидат исторических наук, зав. кафедрой исторических дисциплин

Диак. Валентин Харин, кандидат философских наук, зав. кафедрой богословских дисциплин

Требования к написанию рефератов, сочинений и эссе для студентов очной и заочной форм обучения / сост. Двоеглазов В. В., Кустова Е. В., диак. Валентин Харин. – Киров: Вятское Духовное училище, 2014.

Настоящие требования предназначаются студентам Вятского Духовного училища очной, заочной форм обучения специальности «Священно (церковно-) служитель» и являются руководством при написании письменных работ.
© Вятское Духовное училище, 2014

© Двоеглазов В. В., 2014

© Кустова Е. В., 2014

© диак. Валентин Харин, 2014

Содержание
1. Пояснительная записка

2. Общие положения

3. Требования к объему, структуре и содержанию письменных работ

4. Этапы работы

5. Правила оформления ссылок на литературу

5.1.Общие положения

5.2. Правила оформления ссылок на Священное Писание

6. Правила оформления библиографического списка

6.1. Примеры библиографического описания книг

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Образец оформления титульного листа

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Образец текста Введения и Заключения к реферату

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Сокращения наименований сана духовных лиц

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Правила употребления строчных и прописных букв

ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Краткий перечень специальных терминов

1. Пояснительная записка
Настоящие требования предназначаются студентам Вятского Духовного училища очной, заочной форм обучения и являются руководством при написании рефератов, а также семестровых сочинений и эссе.

Требования направлены на оказание помощи в определении цели, задач, структуры и оформлении письменных работ, составлении списка источников, используемых при написании работы и усвоении церковной орфографии.

Данные методические рекомендации состоят из описания требований к содержанию, объему, структуре готовой работы, предлагают примерную технологию написания реферата, сочинения или эссе и включают нескольких приложений: образец оформления титульного листа, текстуальный пример Введения и Заключения к реферату, таблицу сокращений наименований сана духовных лиц, правила употребления строчных и прописных букв в богословских терминах и словах сакрального значения, краткий перечень специальных терминов.
2. Общие положения
Основной формой письменных работ на первом курсе является реферат. Это богословская или историческая учебная работа научного характера, которая пишется студентами один или два раза в семестр. Она относится к внеаудиторной самостоятельной учебной работе и пишется по рекомендуемой учебным планом, преподавателем или выбранной самим студентом теме.

Главная цель реферата – развивать у студента профессиональную компетенцию путем последовательного, логичного и аргументированного изложения учения Православной Церкви в письменном виде с использованием цитат из Священного Писания, Святых Отцов и Учителей Церкви, рассуждений церковных богословов и исследователей.

В ходе написания реферата студент приобретает навыки поиска необходимой литературы, аналитической работы с книгами и периодикой, последующего письменного изложения материала.

Задачи реферата:

  1. расширить кругозор студента;

  2. способствовать углубленному самостоятельному изучению учебного материала;

  3. привлечь внимание студента к определенной богословской проблематике;

  4. научить применять знания, умения и навыки, получаемые при изучении специальных и смежных общеобразовательных дисциплин, на практике в виде развернутой оформленной письменной речи.

Главные методы, которые используются при написании реферата, – компиляция с элементами авторского размышления, реферирование.

При написании реферата студент должен показать уровень усвоения знаний по предмету, соответствующий требованиям учебной программы, и уровень владения богословской терминологией, проявить навыки практического применения основ христианского вероучения при осмыслении, оценке и изложении темы.

В течение учебного года студенты пишут по 3 реферата на I и II курсах очной формы обучения и по 2 реферата на I–IV курсах заочной формы обучения.

Студентам предоставляется право самостоятельного выбора темы реферата из предложенного преподавателями списка тем. В случае, если студент заинтересован в исследовании темы, отсутствующей в списке, возможно положительное решение вопроса о внесении в список новой темы, при условии согласия преподавателя.

Готовый реферат передается в учебную часть в 1-м экземпляре в строго обозначенные сроки. Работа проверяется и оценивается преподавателем. При оценке работы учитывается как содержание (глубина понимания, степень раскрытия темы и стройность изложения), так и качество оформления (грамотность, правильность оформления, опрятность). После проверки преподаватель подписывает титульный лист и в самом реферате письменно отмечает замеченные недочеты. Оценка за реферат заносится в ведомость и учитывается при сдаче экзаменационной сессии.

После проверки всех рефератов преподаватель проводит спецзанятие, на котором комментирует работы: отмечает особенности стиля, анализирует допущены ошибки, дает рекомендации студентам.

Несданный или неаттестованный реферат является препятствием для сдачи экзаменационной сессии и перевода студента на следующий курс.

Также по выбору преподавателя письменная работа может иметь форму сочинения или эссе на выбранную тему, которые требуют от студентов собственных размышлений и оценок.

Эссе – это сочинение небольшого объема; связный текст, отражающий позицию автора по какому-либо актуальному вопросу (проблеме). Цель эссе – высказать свою точку зрения и доказать ее предпочтительность, сформировав систему аргументов. Стиль эссе отличается образностью, афористичностью, а также свободным применением метафор, аналогий (сходств).

Сочинение отличается от эссе большим объемом.
3. Требования к объему, структуре и содержанию

письменных работ
Письменная работа сдается в учебную часть в печатном виде. Каждая новая страница текста работы печатается на одной стороне листа.

Объем реферата и сочинения – 8–10 страниц без учета титульного листа, эссе – 3–5 страниц. Однако объем может меняться в зависимости от требований преподавателя.

Все страницы должны быть пронумерованы, исключая титульный лист. Работа должна быть набрана на скрепленных листах формата А 4 (шрифт – Times New Roman, размер шрифта – 14). Междустрочный интервал – 1,5. Поля: слева – 3 см., справа – 1,5 см., сверху и снизу – по 2 см. Абзацный отступ – 1,25. Выравнивание по ширине.

Структура реферата:

  1. Титульный лист;

  2. Оглавление;

  3. Введение;

  4. Основная часть;

  5. Заключение;

  6. Библиографический список.

Образец оформления Титульного листа см. в ПРИЛОЖЕНИИ 1.

Каждая последующая структурная часть реферата (Оглавление, Введение, Основная часть, Заключение и Библиографический список) начинается с новой страницы. Название каждой структурной части размещается в самом тексте работы, оформляется жирным шрифтом и располагается по центру в верхней строке.

Основная часть реферата может рубрицироваться и содержать 2–3 подраздела, которые отделяются друг от друга одной строкой. После заголовка каждого подраздела пропускается одна строка.

Письменная работа должна быть аккуратно оформлена и грамотно написана. Допускается 5 орфографических ошибок во всей работе. Если количество ошибок превышает допустимый уровень, она возвращается студенту на доработку.

В случае повторной неудовлетворительной оценки учебная часть может предоставить студенту возможность написать реферат на другую тему.
4. Этапы работы
Первый этап написания реферата или сочинения заключается в чтении и выборе литературы по теме и составлении конспектов. Конспект – это текст, который гораздо короче исходного; он призван зафиксировать все положения, идеи, мысли первоначального текста, которые принципиально важны для изучаемой темы. Конспект воспроизводит логику автора, авторскую позицию, позволяет быстро восстановить в памяти те или иные авторские аргументы. Составление конспектов должно сопровождаться подбором содержательных и ярких цитат. Конспекты и выделенные для цитирования отрывки должны быть сразу же снабжены точными ссылками на исходный текст с указанием страниц, для облегчения последующего оформления ссылок в тексте работы.

Рекомендуется помимо Священного Писания и творений святых Отцов и Учителей Церкви использовать, в первую очередь, фундаментальные учебники, авторитетные учебные курсы и справочные издания. Учебники, излагая материал доступным языком, позволяют легче увидеть основной смысл раскрываемой темы, дают представления о многих деталях вопроса и, что самое главное, содержат учение Церкви. Справочные издания (словари, энциклопедии, справочники) в сжатом виде содержат всю тему и приучают студента к изложению существа дела. Научная литература – монографии и научные статьи позволяют более глубоко понять проблему, выявить различные точки зрения по тому или иному вопросу.

Второй этап работы – составление плана, который впоследствии станет основой Оглавления готовой письменной работы. Традиционно структура плана включает три части: Введение, Основную часть и Заключение. Составляя план, студент продумывает последовательность изложения мысли, намечает темы, которым он собирается уделить особое внимание, намечает вывод, к которому собирается прийти.

Далее наступает третий этап – сам процесс написания. Сначала готовятся отдельные черновики. Студент делает выписки из книг, объединяет их по тематическому принципу, пишет собственный текст, последовательно развивая основную мысль. При этом порядок написания различных частей реферата может быть различным.

Во Введении необходимо

  1. обозначить актуальность темы (показать её важность и значение);

  2. выделить объект и предмет работы;

  3. определить цель и задачи;

  4. выполнить краткий (до половины страницы) обзор литературы по теме.

Актуальность – это включение темы в контекст современности и истории, ответ на вопрос: почему данную проблему нужно в настоящее время решать? Насколько она значима и почему? Кто занимался разработкой этой темы в науке, и каковы основные результаты предыдущих исследований? Какие «белые пятна» еще остаются, с какой позиции объект еще не был рассмотрен и почему это важно – рассмотреть его еще и с этой стороны?

Обоснование актуальности может иметь социально-культурный, научный и практический характер. Т.е. исследование можно считать актуальным в том случае, если тема отвечает трем требованиям: результат ее изучения заполняет пробел в науке, помогает удовлетворить насущную потребность практики и отвечает на определенные вызовы культуры и общества.

Объект – это та условно вычлененная область реальности (исторической, педагогической, языковой и т.д.), на которую направлено внимание исследователя. Объект позволяет очертить достаточно широкое поле исследования. Объект всегда многомерен, многоаспектен, это «узел», на котором может фокусироваться внимание множества субъектов исследования, имеющих разный ракурс рассмотрения.

Однако та реальность, которая определяется понятием объекта, слишком обширна для изучения в одной работе. Поэтому принято выделять одну определенную сторону или признак исследования – предмет. Таким образом, предмет исследования по отношению к объекту выступает как его грань, аспект (но ни в коем случае не часть). Предмет – это то, что выявляется, «проступает» в объекте при определенном ракурсе его рассмотрения.

Когда мы определяем объект исследования, то отвечаем на вопрос «что рассматривается?». А когда определяем предмет – на вопрос «как рассматривается этот объект, с какой точки зрения, в каком ракурсе?». Точное определение предмета избавляет исследователя от заведомо безнадежных попыток объять необъятное, сказать все об объекте, имеющем неограниченное число свойств и отношений.

В процессе определения предмета исследования происходит уточнение «временных» и «пространственных» параметров, если эта работа носит исторический характер (так обозначаются территориальные и хронологические рамки исследования).

Цель – это прогнозируемый результат исследования. Формулировка цели чрезвычайно важна, так как вся структура работы, подход к каждой части обуславливается именно целью. Четко сформулированная цель избавляет от избыточной работы, экономит время и силы. Цель должна быть конкретна, достижима, реалистична, однозначно направлена. Часто формулировка цели близка к формулировке проблемы.

Достижение цели требует пошаговых решений. Эти пошаговые решения и являются задачами исследования. Если цель – это стратегия, то задачи – это тактический уровень реализации цели. Последовательность глав в работе, как правило, должна отражать последовательность задач.

Важной частью Введения является обзор литературы по теме (состояние изученности проблемы, историография). Обзор литературы, с одной стороны, показывает весь диапазон исследований, прямо или косвенно касающихся данной проблемы; доказывает, что проблема актуальна не только для автора работы, но интересна, в разных аспектах, целому кругу исследователей. Это позволяет автору опереться на уже сделанные открытия и включить свою работу в общий контекст развития науки.

С другой стороны, обзор литературы помогает самому автору точнее определиться с предметом своего исследования. Он позволяет отграничить известное от неизвестного, изученное от неизученного, яснее увидеть те лакуны – неисследованные области, которые еще ждут своей разработки. Именно обзор литературы дает возможность исследователю не повторять уже проделанную другими работу, но найти свое место в массиве научных исследований, ту «свободную нишу», тот аспект проблемы, который по каким-то причинам оказался вне сферы внимания других исследователей. Обзор литературы, кроме того, показывает эрудицию и начитанность автора работы, демонстрирует серьезность его подхода к раскрытию темы.

Выполняя обзор литературы, автор не ограничивается перечислением предшествовавших исследований, но дает их краткую характеристику, где отмечает: какой именно аспект проблемы рассматривается автором, в каком идейном преломлении, насколько масштабно данное исследование (по охвату материала, по глубине погружения в тему и т.д.).

В обзоре следует указывать сначала отечественные исследования, а затем иностранные.

Если преподавателем выбрана форма эссе, то введение будет более кратким. Здесь достаточно только указать отправную идею (проблему), связанную с конкретной темой. Во введении в этом случае необходимо сформулировать основной тезис (главную мысль эссе). Далее он будет обосновываться, а в конце еще раз прозвучит в выводах. Также в начале работы рекомендуется дать определение всех понятий, которые содержатся в формулировке темы.

Для построения предложения могут быть использованы фразы:

Нельзя не согласиться с мнением …

Поражает глубина мысли…

Удивляет нестандартный подход к проблеме…

Эта фраза заставляет задуматься над…

Для меня эта фраза является ключом к пониманию...

Эта емкая фраза заставляет переосмыслить…
В Основной части работы раскрывается тема реферата. Содержание основной части должно точно соответствовать теме и последовательно ее развивать. Это главный компонент реферата. Студент последовательно, логично и аргументированно излагает изученный материал, представляет церковную точку зрения по теме.

Основная часть строится на основе аналитической работы (анализа фактов). Суждения, приведенные в эссе, должны быть доказательны.

Структура любого доказательства включает в себя:

    • тезис – это суждение, которое надо доказать;

    • аргументы - это факты, события, научные доказательства, ссылки на мнение ученых и др.

    • вывод - суждение, логически вытекающее из приводимых автором аргументов.

Для построения предложения могут быть использованы фразы:

Существует несколько подходов к данной проблеме…

С давних времен бытовало мнение…

Если посмотреть на проблему с другой стороны…

Во-первых, ... во-вторых, ... в-третьих,…

Рассмотрим несколько подходов...

Например,…

Проиллюстрируем это положение следующим примером ...

При написании работы текст разбивается на абзацы. Обычно в одном абзаце содержится одно утверждение (тезис) и соответствующее доказательство (доказательства).

В Заключении делаются выводы, вытекающие из целей и задач написания реферата, всего объема проанализированных источников и литературы, с учетом логики изложения и собственного мнения.

Для построения предложения могут быть использованы фразы:

Исходя из вышесказанного…

Подводя итог размышлениям…

Таким образом,…

Подведем общий итог рассуждению...

Итак,…

Именно поэтому я не могу согласиться с автором высказывания...

Вот почему я согласен с мнением…

Резюмируя сказанное, следует отметить…

Оглавление в готовом варианте работы следует после Титульного листа и окончательно оформляется после выполнения всей работы.

После написания всех структурных частей в электронном виде оформляется черновик работы и сдается на предварительную проверку преподавателю.

Критерии оценки:

  1. Знание исторических фактов и владение теоретическим материалом (понятия, термины и др.).

  2. Аргументированность (доказательность) суждений и выводов

  3. Знание историографии проблемы, мнений историков, исторических источников.

  4. Логичность изложения, внутреннее смысловое единство, соответствие теме.

  5. Умение делать выводы и обобщения.

  6. Оформление работы и сносок в соответствии с требованиями.

  7. Для эссе и сочинений также важно выражение собственной позиции.

Последний этап – исправление студентом ошибок, допущенных в черновике, и создание чистового варианта реферата или сочинения в соответствии со всеми необходимыми техническими требованиями. Студент еще раз прочитывает написанную работу, убеждается в соответствии содержания созданного текста заявленной теме, проверяет орфографическую, пунктуационную, стилистическую грамотность, сверяет точность указанных ссылок с первоисточниками, проверяет полноту и грамотность библиографического списка, – т.е. убеждается в соответствии готовой работы всем требованиям.
5. Правила оформления ссылок на литературу
5.1.Общие положения
Реферат и сочинение, исходя из поставленных целей и задач, предполагает обязательное дословное обращение студента к текстам Священного Писания, творениям Отцов Церкви и цитирование научных, научно-популярных источников по своей теме.

Существует несколько видов заимствования такого рода: прямая полная цитата, прямая неполная цитата и пересказ главной мысли автора.

Прямая полная цитата вводится дословно в текст реферата или сочинения из источника и обязательно заключается в кавычки.

Если
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Православной Церкви «Вятское Духовное училище» iconСреднего профессионального образования вятское духовное училище
«История Русской Православной Церкви» является дисциплиной базовой части профессионального цикла (модуль: «История конфессии»)
Православной Церкви «Вятское Духовное училище» iconПрограмма учебная дисциплины «история русской православной церкви»
Православная религиозная организация-учреждение высшего профессионального религиозного образования казанская духовная семинария г....
Православной Церкви «Вятское Духовное училище» iconФтд. 5 «История Русской Православной Церкви»
Обучение в рамках дисциплины «История Русской Православной Церкви» предполагает изучение основных аспектов церковной истории, приобретение...
Православной Церкви «Вятское Духовное училище» iconСоциальная обусловленность системы жанров и жанровой компетенции...
Защита состоится 24 декабря 2009 г в 14. 00 часов на заседании диссертационного совета Д212. 189. 11 в Пермском государственном университете...
Православной Церкви «Вятское Духовное училище» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Пространный христианский катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви» является на данный момент главным вероисповедание...
Православной Церкви «Вятское Духовное училище» iconИстории развития восточной православной церкви
Целью данной работы является обзор исторического развития Восточной Православной Церкви, причин выделения и последующего отделения...
Православной Церкви «Вятское Духовное училище» iconЧеловек-защитник своего Отечества. Отношение православной церкви к войне
«жертвенность во имя защиты Отечества», «жертвенность во имя любви к Богу» на основе традиционных для России православных культурных...
Православной Церкви «Вятское Духовное училище» iconРусская православная Церковь Отдел религиозного образования и катехизации...
Преподавание православной культуры в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации: сборник материалов и документов — М.:...
Православной Церкви «Вятское Духовное училище» iconОсвященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви (2-5 февраля...
Данный учебник предназначается для студентов вузов, изучающий современную экологическую ситуацию в рамках дисциплин «экология», «Социальная...
Православной Церкви «Вятское Духовное училище» iconРабочая программа по православной культуре для 11 класса разработана...
Формирование мотивации к изучению истории христианства, мировых религий и сект; миссионерской деятельности Русской Православной Церкви;...
Православной Церкви «Вятское Духовное училище» iconРабочая программа по православной культуре для 11 класса разработана...
Формирование мотивации к изучению истории христианства, мировых религий и сект; миссионерской деятельности Русской Православной Церкви;...
Православной Церкви «Вятское Духовное училище» iconМельникова Л. В., Найденова Л. П. Международная научная конференция...
Коломенского Макария (Булгакова) провел международную научную конференцию "Роль Православной церкви в создании и развитии Российского...
Православной Церкви «Вятское Духовное училище» iconСвященного Синода Русской Православной Церкви «25» декабря 2012 г. Журнал №125 Стандарт
В настоящее время многие воскресные школы стали центрами духовно-нравственного просвещения, приобщения детей и молодежи к православной...
Православной Церкви «Вятское Духовное училище» iconКалендарно-тематическое планирование уроков православной культуры...
«Муромская средняя общеобразовательная школа Шебекинского района Белгородской области»
Православной Церкви «Вятское Духовное училище» iconПрограмма по английскому языку Православной классической гимназии «Радонеж»
«Стандарте православного компонента общего образования», утверждённом решением Священного Синода Русской Православной Церкви 27 июля...
Православной Церкви «Вятское Духовное училище» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Серафиму Вырицкому, (далее – Конкурс) проводится Комитетом общего и профессионального образования Ленинградской области, Санкт-Петербургской...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск