Реферат История, архитектура





Скачать 133.85 Kb.
НазваниеРеферат История, архитектура
Дата публикации27.02.2016
Размер133.85 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > История > Реферат

Храм Спаса-на-Запрудне в Костроме

реферат




История, архитектура




Выполнил студент группы №18 Панов Павел

2015




Храм Спаса-на-Запрудне Входит в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения.
ib69


История

Храм Спаса-на-Запрудне располагается в северо-западной части города Костромы, на правом берегу речки Запрудни. История создания храма связана с явлением великой православной святыни -       Феодоровской иконы Божией Матери. Именно здесь, на берегу речки Запрудня, на месте некогда дремучего леса, в середине 13 века костромскому князю Василию Ярославичу, младшему брату святого благоверного и великого князя Александра Невского, была явлена эта икона. После её торжественного перенесения в соборный храм города благочестивый князь Василий повелел воздвигнуть на месте обретения иконы церковь во имя Нерукотворенного Образа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и устроить монастырь. Учреждённая князем Василием мужская обитель стала первым костромским монастырём.
До середины 18 века все постройки Спасо-Запрудненского монастыря были деревянными,
в 50-х годах здесь воздвигли каменный храм на пожертвования костромичей, освящённый в 1754 году. Согласно преданию,  алтарь храма был устроен на том самом пне от сосны, на которой Феодоровская икона Пресвятой Богородицы явилась князю Василию.
В 1760 году  в Спасо-Запрудненскую обитель была переведена Костромская духовная семинария, в 1764 году монастырь был упразднён, а его строения перешли к семинарии. 

В декабре 1813 года пожар уничтожил деревянный учебный корпус семинарии, после чего духовная школа была переведена в Богоявленский монастырь . За более чем полувековое пребывание семинарии на Запрудне из её стен вышли многие выдающиеся церковные и государственные деятели: протоиерей Михаил Диев -  крупнейший церковный историк Костромского края, протоиерей Феодор Голубинский — профессор Московской Духовной Академии, основоположник русской религиозной философии. С семинарией на Запрудне связана судьба старинного священнического рода Островских, выходцем из которых был известный драматург А.Н.Островский.
В 1861 году Спасо-Запрудненский храм становится приходским и в течение 19 века является одним из центров религиозной жизни Костромы. Попечением Александровского православного братства на приходе была открыта женская рукодельная школа с четырёхгодичным курсом обучения. Ежегодно в день обретения Феодоровской иконы Божией Матери на Запрудню приходил крестный ход с чудотворным образом из http://spas-na-zaprudne.cerkov.ru/files/2013/01/храм-рисунок.png

Успенского кафедрального собора.

С конца 18 века окружавшее церковь кладбище стало местом упокоения многих известных семейств костромских купцов и промышленников — Дурыгиных, Зотовых, Кашиных, Михиных, Солодовниковых, Стригалёвых, — многие из которых на свои средства благоукрашали храм. Также на церковном кладбище погребены два костромских генерал-губернатора.
После революции 1917 года Спасо-Запрудненский храм продолжал действовать, однако крестные ходы были запрещены, а над самим храмом нависла угроза уничтожения. Дважды областная газета сообщала о его закрытии, но храм продолжал действовать, хотя с его колокольни были сброшены колокола, а на кладбище разбиты многие из надгробных памятников. Таким образом, Спасо-Запрудненский храм вошёл в число трёх  костромских храмов, не закрывавшихся в советско евремя.
В церковной ограде храма Спаса-на-Запрудне находится могилка почитаемой далеко за пределами Костромы блаженной Дарьюшки, почившей в 1831 году. На протяжении 30 лет Дарьюшка носила вериги и помогала людям. С прозорливой старицей встречался и вёл духовные беседы император Александр I. Случаи её благодатной помощи и исцелений известны до сих пор. В 2011 году над могилкой блаженной старицы была сооружена сень.
Главной чтимой святыней Спасо-Запрудненского храма является икона Нерукотворенного Образа Спасителя, находящаяся в местном ряду главного иконостаса храма. Сохранившиеся предания говорят, что она была написана по повелению князяВасилия Ярославича в 13 веке. История Костромы сохранила множество случаев благодатной помощи Божией по молитвам перед этой иконой, в частности во время холерных эпидемий 1831 и 1853 годов.
С 1990 года традиция совершения ежегодных крестных ходов к Спасо-Запрудненскому храму в день обретения Феодоровской иконы Божией Матери была возобновлена.
В настоящее время приход храма осуществляет духовно-просветительскую и благотворительную деятельность, окормляет Костромские детские дома и реабилитационные центры. При храме действует Воскресная школа, открыта библиотека.
В храме Спаса-на-Запрудне находятся частички святых мощей преподобного Агапита, врача Печерского; блаженного Августина и Григория Двоеслова.
Приделы. Спасо-Запрудненский храм насчитывает  пять приделов на двух этажах и семь престольных праздников. Главный центральный престол освящён в честь Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа (29 августа); левый верхний -  мученицы Татианы (25 января) и преподобномученика Андрея Критского (30 октября); правый верхний — равноапостольного великого князя Владимира (28 июля) и мученицы Наталии (8 сентября); левый нижний — преподобного Димитрия Прилуцкого (24 февраля); правый нижний — Феодоровской иконы Божией Матери (29 августа).
Ежегодно 29 августа Спасо-Запрудненский храм становится центром празднования в честь чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери, принимая у себя  паломников со всего мира.olympus digital cameraдарьюшкаhttp://spas-na-zaprudne.cerkov.ru/files/2013/02/dsc_0031.jpg

Святыниhttp://spas-na-zaprudne.cerkov.ru/files/2013/01/spas-zaprudnya-1big.jpg

Храм Спаса-на-Запрудне — место явления чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери. На пне того самого дерева, на котором явилась мировая святыня установлен престол нижнего храма, освященного в честь Феодоровской иконы Божией Матери. Здесь вы можете побывать на могилке блаженной Дарьюшки ; приложиться к частичкам мощей преподобного Агапита, врача Печерского, блаженного Августина и Григория Двоеслова. В храме находится чудотворная икона Спаса Нерукотворенного.

Храм во имя Спаса Нерукотворного -часть общей истории Костромы.

Первый деревянный храм во имя Спаса Нерукотворного появился на речке Запрудне около восьмисот лет тому назад, в XIII в. История монастыря – это часть общей истории Костромы. Наверняка не раз он страдал от татарских набегов. В эпоху Смутного времени, в 1609 г., обитель разорили захватившие Кострому поляки и тушинцы. Долгое время все строения монастыря оставались деревянными: лишь в середине XVIII в. здесь взамен деревянного возвели каменный двухэтажный одноглавый храм, освящённый в 1754 г. Скорее всего, его построили на средства жертвователей – вероятно, костромских купцов Дурыгиных.

Среди выпускников семинарии, чьи судьбы неразрывно связаны с этим храмом, немало известных людей: протоиерей Михаил Диев (1794–1866) – выдающийся историк Костромского края; протоиерей Фёдор Голубинский (1797–1854) – профессор Московской духовной академии, религиозный философ; протоиерей Фёдор Островский (1770–1843) – дед драматурга А.Н. Островского (позднее – иеросхимонах Феодорит московского Донского монастыря); его старший сын, отец драматурга – Николай Фёдорович Островский (1796–1853) и др. Конец «семинарского» периода в истории храма положил опустошительный пожар в декабре 1813 г., после которого семинарию с Запрудни перевели в город.

В 1764 г. Спасо-Запрудненский монастырь был упразднён и обращён в приходской храм. Со второй половины XVIII в. кладбище при Спасо-Запрудненской церкви стало главным местом погребения представителей ведущих купеческих родов Костромы, имена которых неотделимы от истории города, – Дурыгиных, Солодовниковых, Стригалевых.

После перевода семинарии в город почти четыре десятилетия Запрудня – церковь и небольшая слобода возле неё – жила тихой размеренной жизнью. Но в 50-е гг. XIX в. происходящий в России промышленный переворот захватил и Кострому. В окрестностях церкви, где ещё недавно пасли скот и косили сено, стали быстро расти краснокирпичные корпуса фабрик. Соседние слободки заселялись приходящими на фабрики крестьянами, становящимися новыми прихожанами храма. В силу традиции земной путь почти всех основателей крупнейших костромских фабрик завершался на кладбище у стен церкви. Во второй половине XIX – начале XX вв. здесь были похоронены: К.Я. Кашин (1826–1880) – один из основателей и многолетний директор Большой Костромской льняной мануфактуры, его сын и преемник Н.К. Кашин (1858–1905); И.С. Михин (1816–1896) – в 1854 г. основавший льнопрядильную Михинскую фабрику (в советское время – фабрика «Знамя труда»); Андрей Алексеевич Зотов (1803–1868) – основавший в 1859 г. льнопрядильную фабрику «Товарищества братьев Зотовых» (в советское время – фабрика «Искра Октября»); его преемник и наследник Владимир Андреевич Зотов (1836–1908). (Именно Зотовы, чья фабрика стояла непосредственно рядом с церковью, в предреволюционные десятилетия являлись её главными покровителями.)

На рубеже XIX и XX вв. праздник 16 августа отмечался на Запрудне особенно широко. На традиционный крестный ход с Феодоровской иконой Божией Матери и архиерейское богослужение к стенам храма в этот день стекались тысячи людей, здесь проходила ярмарка, водились хороводы, играли оркестры. С конца XIX в. находящиеся по соседству с храмом фабрики в этот день не работали.

В начале XX в. губернские власти обратились в Петербург с ходатайством об объявлении 16 августа для Костромы нерабочим днем. В октябре 1901 г. Комитет министров npинял положение, согласно которому 16 августа становилось в Костроме гражданским праздником. 30 октября 1901 г. это положение было утверждено императором Николаем II и вступило в силу.

Революция 1917 г. изменила многое и в жизни церкви. В 1921 г. сюда в последний раз пришёл многолюдный крестный ход с чудотворной Феодоровской иконой. С конца 20-х гг. и на протяжении всех 30-х многократно предпринимались попытки закрыть Спасо-Запрудненскую церковь. В её здании предлагали устроить то клуб для фабрики «Искра Октября», то – мясной магазин. Однако хорошо отлаженный механизм закрытия церквей в случае с запрудненским храмом раз за разом давал сбой. Одна за другой закрывались и разрушались остальные церкви, находившиеся на фабричной окраине города, а храм на Запрудне, который, казалось, должны были закрыть в самую первую очередь, всё действовал.

Из тех, кто служил на Запрудне в 30-е гг., нельзя не назвать священника Николая Миславского (1882–1942), представлявшего собой поразительную даже для того времени фигуру. Дворянин, с юных лет активный член партии эсеров, участник революционного террора. Увидев в 1917–1918 гг., к чему ведут идеи, в которые он так верил, Миславский переживает духовный кризис, в результате которого возвращается к вере и принимает духовный сан. С 1922 г., постоянно подвергаясь преследованиям, он служил в Костроме, три года провёл в заключении на Соловках, несколько раз был в ссылке. С 1933 г. о. Николай служил на Запрудне. В апреле 1938 г. он вновь был арестован, осуждён к 8 годам лагерей и скончался в 1942 г.

Обычно считается, что храм на Запрудне никогда не закрывался. Однако это не совсем так. Незадолго до войны многолетняя борьба тех, кто умел только разрушать, казалось, увенчалась успехом: 29 апреля 1941 г. Костромской горисполком вынес решение о закрытии Спасо-Запрудненской церкви (это был, так сказать, подарок трудящимся к 1 Мая), гласившее: «Запрудненскую церковь, как молитвенное здание, ликвидировать и передать фабрике им. Молотова (позднее – фабрика им. Октябрьской революции. – Н.З.) для культурно-бытовых нужд рабочих». Решение горисполкома подлежало утверждению Ярославским облисполкомом, но там до 22 июня 1941 г. этот вопрос так и не успели рассмотреть. Вскоре грянула война, и фактически решение от 29 апреля осталось, что является редчайшим случаем, только на бумаге.

Во время Великой Отечественной войны (богослужение в храме возобновилось в 1942 г.) здесь служились молебны о победе нашего оружия, совершались панихиды по павшим, звучали слова утешения и сострадания...

Храм на Запрудне не давал покоя властям и в послевоенные годы. В 1950 г. органами МГБ был арестован служивший здесь священник о. Андрей Артамонов. Постоянная слежка велась и за жившим в 1952–1953 гг. на первом этаже храма вернувшемся из эмиграции протоиереем Борисом Старком (1909–1996). Сын контрадмирала, участник Гражданской войны, принявший во Франции сан священника, о. Борис с 1940 г. служил на русском православном кладбище Сент-Женевьев де Буа под Парижем, где участвовал в отпевании и погребении многих знаменитых русских: Ф.И. Шаляпина, Д.С. Мережковского, о. Сергия Булгакова, митрополита Евлогия (Георгиевского), К.А. Коровина и др.

В 1954–1965 гг. настоятелем храма служил игумен Никандр (Манчев), необычайно популярный среди верующих города. В 1965 г. власти перевели его из Костромы в с. Сущёво (с просьбами о возвращении о. Никандра община обращалась во все инстанции, но тщетно).

В 1959–1961 гг. в храме неоднократно совершал богослужения управлявший тогда Костромской епархией архиепископ Пимен (Извеков), в 1970–1990 гг. – патриарх Московский и всея Руси.

29 августа 1990 г. впервые за семь десятилетий на Запрудню вновь пришёл крестный ход с Феодоровской иконой (и с тех пор он совершается ежегодно). 7 мая 1993 г. во время своего первого посещения Костромы Спасо-Запрудненскую церковь посетил предстоятель Русской православной церкви патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
фото: город. леонид петухов. город - фото и фотограф на расфокусе.

http://bekishev.ru/wp-content/uploads/2013/01/img_8139.jpg

На кладбище, занимающем значительную часть церковной территории, сохранилось большое количество художественных надгробий. Среди них особенно ценны памятники в виде резных саркофагов кон. XVIII — нач. XIX вв. Типологическим разнообразием отличаются надгробия второй половины XIX — начала XX вв. в форме каменных и металлических стел, киотов, часовен. Художественный интерес представляют кованые ограды некоторых могильных участков.

могильные камни на запрудне

Constantin Brandt geb den 31 July 1861 gest den 28 July 1862 Lasset die Kindlein zu mir kommen und wehret ihnen nicht denn solcher ist das Reich Gottes (Могильные камни на Запрудне).

на сем месте погребено тело раба божiя иакова ивановича дурыгина скончавшегося 1802 г. августа 25 дня от сына отцу

На сем месте погребено тело раба божiя Иакова Ивановича Дурыгина скончавшегося 1802 г. августа 25 дня от сына отцу

Архитектура церкви Спаса на р. Запрудне, сер. XVIII — нач. XX вв.
Церковь вместе с относящимися к ней постройками образует выразительный храмовый комплекс, отражающий различные этапы в развитии костромской архитектуры с середины XVIII по начало XX вв. В 1806 г. на средства купца В.И. Стригалева к храму пристроены трапезная и колокольня. В конце XIX — начале XX вв. в церкви была растесана большая часть окон и изменены обрамления нижних окон второго этажа. Тогда же к колокольне пристроена западная паперть. Часовня, стоящая восточнее храма, относится, вероятно, ко второй четверти XIX в. В середине XIX в. территория церкви была обнесена новой оградой со Святыми воротами на западе по оси церкви и с четырьмя башнями. Она устроена по периметру участка, имеющего прямоугольную форму со скругленной восточной стороной. Перепад в линии северного прясла ограды, вызванный небольшим расширением участка с северо-запада, отмечен домом причта (нач. XX в.).

церковь на запруднеhttp://bekishev.ru/wp-content/uploads/2013/01/img_8133-2.jpg

Храмовый комплекс живописно расположен на высоком правом берегу реки Запрудни. Кирпичная, оштукатуренная и побеленная двухэтажная церковь отличается стилевой разнородностью, обусловленной разновременностью частей здания. Храм типа “восьмерик на четверике” с широкой полукруглой апсидой выстроен в запоздалых для середины XVIII в. формах “нарышкинского барокко”. Почти квадратная со скругленными углами трапезная и двухъярусная колокольня сооружены в стиле классицизма. Фасады четверика и трапезной частично переделаны в формах архитектуры эклектики. Окна первого этажа и восьмерика храма обрамлены характерными для “нарышкинского барокко” колончатыми наличниками, завершенными разорванными фронтонами. По-видимому, аналогично были оформлены и окна второго этажа четверика, которые в настоящее время имеют эклектичные наличники. Остатки первоначальных фронтонов, врезающихся в карниз, уцелели над поздними лучковыми сандриками. К декору XVIII в. относятся также угловые колонки и карнизы с поясами зубцов и поребрика.

Фасады трапезной расчленены вертикальными нишами, в которые заглублены окна обоих этажей. Верхние окна обрамлены профилированными наличниками с высокими фигурными завершениями. Фасады колокольни без существенных изменений сохранили первоначальный облик. Высокий двухэтажный четверик первого яруса отличается сдержанным и плоскостным декором. Значительно меньший по площади верхний четверик, завершенный ярусом резонатора и шпилем, решен более пластично. В его декоре еще сильны отзвуки архитектуры барокко. Арочные проемы звона фланкированы тосканскими пилястрами. Скругленные углы яруса обработаны более низкими пилястрами, не достигающими антаблемента. Антаблемент на каждой грани завершен лучковым фронтоном.

Нижняя церковь имеет необычную внутреннюю структуру. Пространства храма и апсиды разделены продольной капитальной стеной на неравные по ширине северный и южный приделы, перекрытые коробовыми сводами. В трапезной поперечная и продольная капитальные стены выделяют два коридора, идущих вдоль северной и восточной сторон. Помещения трапезной имеют плоские перекрытия. Одномаршевая лестница на второй этаж расположена между четырьмя массивными пилонами первого яруса колокольни, на которые опирается второй ярус. Во втором этаже четверик храма переходит в восьмерик при помощи ступенчатых тромпов, верхние из которых поддерживаются фигурными кронштейнами. Храм перекрыт сомкнутым восьмилотковым сводом с круглым отверстием для светового барабана. (В настоящее время окна барабана заложены). Бесстолпная трапезная имеет деревянное перекрытие, имитирующее очень пологий восьмидольный свод с узкими диагональными лотками.

Художественное оформление интерьера — разновременное. Росписи верхнего храма и трапезной — масляные, поздние, многократно правленые. Они имеют иконографическую основу, восходящую к середине — второй половине XIX века. Письмо академическое, отдельными композициями, размещенными в простенках, на сводах и над аркой, соединяющей четверик с трапезной. В простенках восьмерика помещены композиции “Преображение”, “Воскресение”, “Вознесение”. Над иконостасом — сонм летящих херувимов. Розовощекие, с пушистыми крыльями, сохраняющие стилистику письма ХVIII в., они заставляют предположить более раннюю основу иконографии настенных росписей. Иконостасы приделов — резные, позолоченные; резьба — геометризованная, в псевдорусском стиле.

Архитектурные формы главного иконостаса напоминают силуэт храма с тремя главами на высоких пьедесталах. Боковые главки расположены ниже центральной и вместе составляют высотную шатровую композицию, характерную для конца ХIХ в. В отдельных элементах декора иконостаса уже просматриваются приемы модерна. “Тело” иконостаса окрашено в голубой цвет, детали накладной резьбы, царские врата, главки и пьедесталы позолочены. Иконы современны резьбе. Только храмовая икона “Нерукотворный Спас” и образ Богоматери Федоровской, связанные с событиями явления чудотворного образа, перешли из старого деревянного храма. Обе иконы реставрировались, раскрыты от поздних записей, потемневшей олифы, что позволяет датировать образ “Нерукотворного Спаса” (реставраторы Брягины) не ранее XVI в., а Федоровскую икону Богоматери (реставратор Н.А. Волкова) концом XVII в. Последняя икона относится к одному из распространенных в Костроме вариантов образа со сказанием о чудесах. Характер письма позволяет отнести ее к работам иконописца, прошедшего выучку в знаменитой артели Гурия Никитина. Сохранность миниатюрного письма заставила ограничиться раскрытием только средника иконы.

Отделка стен восьмерика каннелированными пилястрами, многообломными карнизами и тягами, а также чугунные ступени и плиты лестничных площадок с рельефным растительно-геометрическим рисунком относятся к концу ХIХ — началу ХХ вв.

Литература:

1.И. Беляев. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. СПб., 1863, С. 14-15; Н.О. Андроников. Исторические записки о Костромской духовной семинарии и Костромской губернской гимназии. Кострома, 1874. С. 56, 61; В.В. 2.Зверинский. Материалы для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. Т. 3.СПб.,1897.С.171; ИАК.Вып. 31. СПб., 1909. С. 98;

3.М.Я. Диев. Упраздненные монастыри Костромской епархии. Кострома, 1909. С. 14; Н. 4.Зонтиков. На Запрудне.// Благовест. Май. 1990 г. С. 6, 7. КИАМЗ, КОК 24830 (История Костромской иерархии), л. 8об.-9об.

5.Северная правда. – 2004. – 29 октября.

6.http://bekishev.ru/history/na-zaprudn-2018/

7.http://spas-na-zaprudne.cerkov.ru/arxitektura/

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат История, архитектура iconРеферат «архитектура древнего рима»
Связанная в своем развитии с постоянно меняющимися материальными потребностями человека, с развитием науки и техники, архитектура...
Реферат История, архитектура iconРеферат по курсу: Архитектура вс на тему: Архитектура квантовых компьютеров
Квантовые компьютеры на основе молекул органических жидкостей с косвенным скалярным взаимодействием между ними и методов ядерного...
Реферат История, архитектура iconРеферат по курсу: Архитектура вс на тему: Архитектура квантовых компьютеров
Квантовые компьютеры на основе молекул органических жидкостей с косвенным скалярным взаимодействием между ними и методов ядерного...
Реферат История, архитектура iconТема урока Колич часов
Введение в искусство архитектуры. Архитектура и среда. Архитектура и ее функция в жизни человека
Реферат История, архитектура iconРабочая программа Основной образовательной программы (ооп) Специальность 270301 «Архитектура»
«Архитектура, специализация «Дизайн интерьера», утвержденных Министерством образования РФ 29 апреля 2002 г., №20-2902 – Б
Реферат История, архитектура iconИсследовательская работа термином «реферат» обозначаются разные виды...
Реферат должен быть написан по истории науки, в соответствии со специальностью, по которой обучается аспирант или соискатель (история...
Реферат История, архитектура iconПрограмма дисциплины ит-инфраструктура
Компоненты архитектуры информационных технологий (ИТ). Процессы управления ит. Бизнес-архитектура. Архитектура инфраструктуры. Понятие...
Реферат История, архитектура iconРеферат Архитектура многофункциональных бизнес-центров
Формирование офисно – делового пространства. Бизнес-центр новый тип общественного здания
Реферат История, архитектура iconАрхитектура. История архитектурных стилей Графика: прошлое и настоящее
Образ Давида в творчестве скульпторов (Донателло, Верроккьо, Микеланджело) и в живописи итальянских художников
Реферат История, архитектура iconАрхитектура. История архитектурных стилей Графика: прошлое и настоящее
Образ Давида в творчестве скульпторов (Донателло, Верроккьо, Микеланджело) и в живописи итальянских художников
Реферат История, архитектура icon«Архитектура» ргп пхв «Евразийский национальный университет им. Л. Н. Гумилева»
Ревтова Виктория Викторовна, старший преподаватель кафедры «Архитектура» ену им. Л. Н. Гумилева, e-mail: re vik @mail ru
Реферат История, архитектура iconПрограмма дисциплины ит-инфраструктура предприятия
Компоненты архитектуры информационных технологий (ИТ). Процессы управления ит. Бизнес-архитектура. Архитектура инфраструктуры. Понятие...
Реферат История, архитектура iconНаука в Интернете
Реферат должен быть написан по истории науки, в соответствии со специальностью, по которой обучается аспирант или соискатель (история...
Реферат История, архитектура iconОбъявление аспирантам (соискателям)
Реферат должен быть написан по истории науки, в соответствии со специальностью, по которой обучается аспирант или соискатель (история...
Реферат История, архитектура iconСибирский федеральный университет
Реферат должен быть написан по истории науки, в соответствии со специальностью, по которой обучается аспирант или соискатель (история...
Реферат История, архитектура iconПрограмма детского объединения
Реферат должен быть написан по истории науки, в соответствии со специальностью, по которой обучается аспирант или соискатель (история...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск