Сибирский федеральный университет





Скачать 47.83 Kb.
НазваниеСибирский федеральный университет
Дата публикации06.07.2013
Размер47.83 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Журналистика > Документы
УДК 735.29

СПЕЦИФИКА СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОГО ТЕЛЕКАНАЛА

Лазарев А.Л.,

научный руководитель преподаватель Железко Н.Н..

Сибирский федеральный университет



В современном обществе, когда наука и техника приобретают все большее значение, когда общественное движение в различных сферах нашей жизни становится все быстрее, когда возрастает роль научного знания, как определяющего фактора общественного развития, возникает вопрос – как человеку усвоить этот огромный фундамент знаний во всех его сложностях?

Самым главным способом отражения действительности, конечно же, являются средства массовой информации. Именно благодаря СМИ и его особому подходу простой человек может разобраться в своих вопросах, именно благодаря СМИ человек строит свое миропонимание.

На телевидении такую функцию на себя берет научно-популярная журналистика. Главная задача – рассказать, а если нужно и объяснить человеку простым языком нужную для него информацию. В истории отечественного телевидения мы все прекрасно знаем такие программы, как научно-познавательные «Галилео» (телеканал «СТС») и «В мире животных» («Первый канал»), медицинская программа «Здоровье» («Первый канал») и «Интересное кино» (о киноискусстве на «НТВ»). Областью познания в таких программах могут стать различные сферы нашей жизни, от науки и путешествия до автомобилизма и кулинарии.

Но если мы будем рассматривать не познавательные программы, как частица научно-популярного телевидения, а данную сферу в целом на примере научных (познавательных) телеканалов? Телевидение – средство массовой информации, которое является хорошим способом популяризации науки, однако, в современном ТВ делать это становится все тяжелее. Мы знаем, что в современном телевидении программы – это продукты, прежде всего, коммерческого характера, которые держатся, благодаря своим рейтингам, а значит на запросах телеаудитории. По таким законам приходится жить телевидению из-за существования массовой культуры в современном обществе. Само собой это, так или иначе, влияет на многие жанры телевидения.

Научно-популярное телевидение – это весьма сложная сфера журналистики, которая требует к себе особого подхода. Оно включает в себя умения журналиста правильно преподнести информацию своему зрителю, опираясь на законы современного телевидения, которое последние десятилетия является воплощением массовой культуры. Так или иначе, это влияет на познавательные программы, а также на сами научно-популярные телеканалы, а если говорить точнее, на их формат.

Криничная И.А. в своей работе «Массовая культура и ее отличительные особенности» называет массовую культуру «состоянием, а еще точнее, культурной ситуацией, соответствующая определенной форме социального устроения, иначе говоря, культура «в присутствии масс», а также это сложный феномен, порожденный современностью и не поддающийся однозначной оценке». Кроме этого автор выделяет несколько особенностей массовой культуры, и одно из них – развлечение.

Так С.Н. Акинфиев в своей статье «Развлекающая составляющая современного российского телевидения» пишет, что «Развлечение – возможно, одна из самых сложных и загадочных сфер человеческой деятельности, суть которой заключается в отношении непосредственно самого человека к опосредованному универсальному, то есть включающему в себя весь мир, человеческому существованию». Но возникает вопрос? А плюс ли это, чтобы развлечение включало в себе все телевидение. Ведь о развлечение как о культуре говорили и «за» и «против».

Такие ученые как П. Лафарг, Н.Я. Данилевский, С.Г. Струмилин, Б.Г. Ананьев считают развлечение неотъемлемой частью культуры, необходимой для удовлетворения важнейших человеческих потребностей. Другие, такие, как, например, В. Беньямин в работе «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости» считают развлечение отрицательным явлением, некой негативной разновидностью социального поведения, причём развлечение ассоциируется у них именно с современным искусством, куда, помимо прочего, входят и кино с телевидением.

Современное телевидение многим ученым представляется, как средства вещания программ низкого уровня, насилия над зрителем, и именно из-за этого многие интеллектуалы в последнее время отказываются иметь дело с телевидением, так как оно сталокоммерческим и работающим исключительно на рейтинг. Именно такую проблему разбирает в своей научной статье «Телевидение понижающего стандарта» В.Зверева. Автор доказывает нам, что телевидение практически потеряла свой первоначальный вид, то есть, можно сказать, перестало быть средством массовой информации и несет уже не те задачи.

Говоря отдельно о научно-популярном телевидении, то нам помогут такие работы как «Перспективы научно-популярного телевидения в условиях развития информационных технологий» Константинова Е.Г., а также работы И.Ю. Лапиной.

Что касается познания и знания на российском ТВ, то эту проблему В.Зверева раскрывает в статье «Дискурсы «знания» на российском ТВ». Здесь она пытается просмотреть все концепты «знания» в соотношении с критериями «ума», «интеллектуальности» и «культуры» на телевидение, а также изучить «культурный язык» нашего телевидения, который включает в себя сочетание западной «попсы» и «советского ретро» (так пишет сам автор).

В работе «Морфологический анализ современного российского телевидения» М.А. Мясникова называет телевидение мощным средством воздействия на людей, «средой их обитания», элементом повседневного существования. Также автор считает, что современного российское телевидение стало «пестрой мозаикой», неупорядоченным потоком (М.А. Мясникова называет это синкрез), которое требует систематизации PR, развлекательных, художественных, а также познавательных программ.

Также для нас немаловажны такие статьи М.А. Мясниковой, как «Жанровая структура телевидения в свете проблемы его восприятия» и «Учет многообразия потребностей аудитории – важнейшее условие эффективного функционирования современного телевидения», где автор дает свой вариант систематизации телевидения, а также дает свое понимание того, что такое познавательная и развлекательная программы.

С.Н. Акинфиев в статье «Развлекательная составляющая современного российского телевидения» дает понятие «развлекательной передаче», а также пытается рассмотреть развлечение как некое телевизионное явление в общем. При этом автор рассматривает вмешательство этого явления в другие жанры телевидения, как информационные, позновательные, художественные и другие.

Рассматривать понятия «развлекательность» или «развлечение» исключительно на фоне телевидения, как и в случае с познанием, будет неправильно. Необходимо рассмотреть, что такое «развлечение» в социологии в целом.

Так, например, А.В. Захаров в «Развлечение в социологии» говорит о том, что все современное общество стало основываться на развлечение, как о некое основной потребности. Но самая главная проблема, указанная в работе – сдвиг ценностных ориентаций из сферы труда в сферу массового развлечения.

Но самый главный вопрос остается в том, как массовая культура повлияла на общий формат научно-популярного телевидения, а именно телеканала. В чем отличие специфики вчерашнего научно-популярного телеканала и сегодняшнего?

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Сибирский федеральный университет iconДипломного проекта/работы
В соответствии с Уставом фгоу впо «Сибирский федеральный университет» и Положением об итоговой государственной аттестации выпускников...
Сибирский федеральный университет iconРоссийской Федерации Сибирский федеральный университет экологическая биофизика водных экосистем
Э400 Экологическая биофизика водных экосистем: учебно-методические указания для самостоятельной работы / сост. М. И. Гладышев – Красноярск:...
Сибирский федеральный университет iconРоссийской Федерации Сибирский федеральный университет экологическая биофизика водных экосистем
Э400 Экологическая биофизика водных экосистем: учебно-методические указания для семинарских занятий / сост. М. И. Гладышев – Красноярск:...
Сибирский федеральный университет iconСибирский федеральный университет
А. Н. Борисевич, Л. В. Границкий, Л. В. Кашкина, В. Б. Кашкин, Г. Г. Никифорова, Т. В. Рублева К. В. Симонов, А. И. Сухинин
Сибирский федеральный университет iconСибирский федеральный университет
Поддержка одарённых детей, создание условий для реализации их творческих способностей
Сибирский федеральный университет iconИсследования и пути совершенствования вращательно-подающих систем...
Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт)
Сибирский федеральный университет iconСибирский федеральный университет
Обучающая цель – совершенствовать навык работы в группе при выборе правильного ответа
Сибирский федеральный университет iconСибирский федеральный университет
Л. В. Границкий, Л. В. Кашкина, В. Б. Кашкин, В. М. Мясников, Г. Г. Никифорова, Н. Ю. Романова, Т. В. Рублева., Петраковская Э. А....
Сибирский федеральный университет iconСибирский федеральный университет
«Квалификационные методы испытаний и мониторинг смазочных материалов»«производство и применение технических жидкостей и специальных...
Сибирский федеральный университет iconВысшего профессионального образования «Сибирский федеральный университет» утверждаю
Охватывает всё содержание данной дисциплины, установленное соответствующим ос впо
Сибирский федеральный университет iconСибирский Федеральный университет
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология», магистерская программа «Микробиология...
Сибирский федеральный университет iconТ. Г. Волова фгаоу впо сибирский федеральный университет
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной итоговой аттестации студентов д/о и з/о
Сибирский федеральный университет iconСибирский федеральный университет
Рабочая программа составлена на основании рабочего учебного плана по фгос, переутвержденного ученым советом юргту (нпи) протоколом...
Сибирский федеральный университет icon«сибирский федеральный университет» Институт управления бизнес-процессами и экономики утверждаю
Компетенции выпускника ооп магистратуры, формируемые в результате освоения магистерской программы
Сибирский федеральный университет iconОбщие положения
Институтом цветных металлов и материаловедения фгаоу впо «Сибирский Федеральный Университет» (далее – Университет) и зао «русал глобал...
Сибирский федеральный университет icon«сибирский федеральный университет»
Тема урока: «Биология – наука о живой природе. Царства живой природы. Среды обитания организмов»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск