Лекция к курсу «История и культура Китая»





Скачать 80.62 Kb.
НазваниеЛекция к курсу «История и культура Китая»
Дата публикации04.03.2016
Размер80.62 Kb.
ТипЛекция
100-bal.ru > История > Лекция
Вводная лекция к курсу «История и культура Китая»
Наш курс посвящен истории и культуре Китая в широком смысле этого слова. То есть мы не собираемся разбирать в деталях исторические события древности, средневековья или новой и новейшей истории развития китайской цивилизации. Это отдельный самостоятельный предмет многих курсов, посвященных этой уникальной стране. Моя задача – обозначить «болевые точки» китайской цивилизации, то есть попытаться объяснить корни китайской специфики, обозначить особенности ее развития, основные черты ее уникальности, которая проявляется буквально во всем, когда мы сталкиваемся с представителями этой древней культуры. И дело не в том, что груз истории давит на плечи китайцев. Они – представители своей цивилизации и впитали с молоком матери т.н. китайскую специфику. Знать эту специфику – значит понимать китайцев, правильно строить с ними отношения, красиво обыгрывать их на поле, сформированном китайской цивилизацией. Причем делать это максимально тонко, даже незаметно. Это признак Вашей высочайшей квалификации китаеведа-практика. Уважение китайцев к Вам, в свою очередь, становится знаком признания, который дорогого стоит.

Мы постараемся рассмотреть целый ряд вопросов, связанных с китайской цивилизацией, которые, тем не менее, не являются «преданиями старины далекой». Они актуальны, прежде всего, потому, что движение китайца в жизни можно сравнить с его движением с горы истории в долину современности. При этом его взор устремлен в прошлое, а идет он спиной вперед по спирали истории. Удивительное дело, но китайцы при этом не падают, а чувствуют себя уверенно, потому что черпают в своей истории и культуре могучие силы, позволяющие им творить во имя будущих поколений, которые также будут устремлены взором в прошлое своей великой и уникальной цивилизации. Наши лекции будут, в частности, посвящены этике, национальному характеру и эстетике китайцев, а также китайской современности, китайским урокам для России в XXI веке.

Программа курса имеется на кафедре. В ней подробно расписаны темы лекций, семинаров и список литературы, названия эссе, а также вопросы к экзамену. Можно ознакомиться и задать вопросы. Однако отчасти предваряя вопросы, хотелось бы заострить Ваше внимание на ряде моментов. Во-первых, давайте будем опираться на знания, накопленные, прежде всего, российскими умами современности, которые посвятили себя изучению китайской цивилизации. Российское китаеведение одно из сильнейших в мире. Хотелось бы выделить трех выдающихся ученых, которых знал лично, был с ними знаком, учился у них. Поэтому мой взгляд, конечно, субъективен.

На первое место я ставлю Леонида Сергеевича Васильева. В 70-е годы XX века он преподавал в МГИМО МИД СССР курс, посвященный китайской цивилизации. Является автором целого ряд уникальных книг. Две из них включены в список рекомендуемой литературы - «Культы, религии, традиции в Китае» и «Проблемы генезиса китайской цивилизации», которые были изданы соответственно в 1970 и 1976 годах. Этим книгам больше сорока лет, но они вовсе не «устарели». Они написаны ярким языком, содержат много интереснейших фактов и наблюдений, особенно ценных для китаистов. Я имел честь учиться у Васильева в МГИМО, слушать его, писать ему рефераты, обсуждать с ним вопросы. Он был уникальным человеком, большим умницей, проницательным ученым. Почитайте его. Вспомните, в какие годы он писал. Если Вы хотите понять истоки Китая, читайте Васильева.

Большим умницей был Арлен Ваагович Меликсетов. Под его редакцией вышла «История Китая», которая переиздается с добавлениями и уточнениями уже в четвертый раз. Он тоже преподавал мне историю Китая. Был широко образованным и культурным человеком. Специализировался на проблемах китайского национализма после краха империи. Прекрасно знал историю Компартии и Гоминьдана, их соразвитие. Крупный и умный ученый. Жизненный путь он закончил на посту ректора Института стран Азии и Африки МГУ. «История Китая», в написании которой участвовали и Васильев, и Меликсетов, надеюсь, станет Вашей настольной книгой.

Николай Алексеевич Спешнев несколько из другой оперы. Он родился в Китае, ходил в китайскую школу. В совершенстве знал китайский язык. Я с ним познакомился в Пекине в 1972 году, где он работал переводчиком советской правительственной делегации на пограничных переговорах. Сама жизнь подвела его к проблемам китайской филологии. Однако через язык познается народ и его культура. Он является автором книги «Китайцы: особенности национальной психологии». Увлекательное чтение, хотя и требует знания китайского языка, поскольку Спешнев активно использует китайские источники и оперирует китайскими словами и выражениями.

Научная школа китаеведения в России сильна и возглавляет ее академик Михаил Леонтьевич Титаренко, директор ИДВ РАН. В свое время он возглавлял китайский сектор ЦК КПСС. В списке литературы имеются его книги, в том числе одна, написанная в соавторстве с членом-корреспондентом РАН Борисом Николаевичем Кузыком «Китай – Россия 2050: стратегия соразвития». Вам как китаеведам, ее следует внимательно изучить, потому что метод определения интегральной мощи государства, применяемый Институтом экономических стратегий (директор А.И. Агеев), был, на мой взгляд, весьма успешно применен к Китаю. Кстати, концепция «цзунхэ голи» - определение комплексной мощи государства – родилась в Китае. Одним словом, эта книга должна быть в Вашей библиотеке китаиста.

Еще одна книга написана моим товарищем – Девятовым Андреем Петровичем. На рубеже 70-80 годов прошлого столетия мы работали в посольстве СССР в Пекине, потом, правда, я стал еще и американистом, а он провел в общей сложности 17 лет в Китае. После ухода с государевой службы Девятов владел гостиницей в Бэйдайхэ на побережье Южно-китайского моря. Андрей Девятов – это псевдоним бывшего сотрудника военной разведки. Когда он ушел со службы и благополучно руководил своей гостиницей в Бэйдайхэ, его объявили персоной нон грата, потому, что он переиграл китайцев с помощью их же китайских интеллектуальных приемов. Китайцы «потеряли лицо» и от злости объявили его персоной нон грата. С тех пор он написал целую серию увлекательных книг, в том числе «Практическое китаеведение» и «Небополитика». Советую почитать, так как человек пишет со знанием дела.

Во-вторых, я бы предложил почитать некоторые китайские источники. Речь идет о двух книгах на русском языке, которые были переведены с китайского языка. Найдите, если сможете, книгу Харро фон Зенгера «Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать», предисловие к ней написал российский китаист академик Мясников Владимир Степанович. Это - совершенно увлекательное чтение. Стратагемы – антология хитроумных планов, которыми знаменит Китай. В этой книге переведено все 36 стратагем. Она продается в книжном магазине Библио-глобус. Не китайцы добрались до стратагем только в XX веке, потому что они охранялись китайцами как «зеница ока». Стратагемы – это интеллектуальное карате, умение мыслить стратегически. Это книга для размышлений.

Вторая книга, пожалуй, более знаменита. Трактат Сунь-цзы «Искусство войны» с комментариями, изданный под редакцией Томаса Клири. Эта книга, написанная даосом, наполнена вещами, которые и определяют китайскую специфику. Этот труд, написанный до нашей эры, до сих с интересом изучают современные военные, поскольку в ней содержатся рекомендации по достижению преимуществ на базе компромиссов.

Рекомендую также посмотреть книгу австралийского китаеведа Чарльза Патрика Фицджеральда «История Китая», в которой очень образно рассмотрены особенности истории китайского общества.

Увлекательное чтение представляет собой книга-справочник «Китайская культура: мифы, герои, символы, которая была написана Чарльзом Уильямсом. В расположенных в алфавитном порядке статьях даны сведения об исторических лицах, мифических персонажах и божествах, об обрядах, традициях, а также символах в виде животных и птиц, деревьев и цветов.

Можно также познакомиться с книгой бывшего сотрудника ЦРУ США Константина Менгеса «Китай – нарастающая угроза». ЦРУ – хорошо известная и весьма осведомленная организация, а разведчики, даже отставные, как Менгес, весьма знающие и опытные люди. Посмотрите этот труд при понимании, что книга написана профессиональным разведчиком. Поэтому «доверяй – но проверяй». В книге имеется много спорных тезисов, которые обязательно надо сопоставлять с информацией, почерпнутой из проверенных источников. Тем не менее, такого рода книги также надо научиться читать, понимая, что многое содержится между строк.

Еще одна книга иностранца – «Открытие Китая. Тайны Поднебесной империи» - была написана итальянцем Джанни Гудалуппи. Она интересна содержанием включенных в нее статей, а также исключительными про красоте иллюстрациями.

Можно много рекомендовать литературы, однако не хотелось бы злоупотреблять. Поэтому моя последняя рекомендация – посмотрите сборник «Традиционная китайская культура на Тайване». Запомните, что самые мощные эстеты в мире – китайцы. Если Вы хотите понять китайцев, читайте этот сборник в том числе. Конечно, читайте и другие книги. Пишите эссе о прочитанном, давайте мне (не более трех страниц своего собственного текста, что называется пропущенного не только через голову, но и через сердце).

И еще одно. В интернете на сайте cctv русский Вы можете услышать и посмотреть программу центрального ТВ КНР на русском языке. Что там примечательного? Сериалы на китайском языке с субтитрами на русском языке, уроки китайского языка, документальные фильмы, концерты, рецепты и уроки приготовления китайских блюд, новости на русском языке. Смотрите каждый день.

Этот сборник лекций – учебное пособие - написан исходя из задач курса. При его оформлении мне помогли студенты факультета гуманитарных технологий, которые изучают китайский язык в нашем университете и планируют работать по китайской линии в будущем. Хотелось бы, чтобы это учебное пособие помогло новым поколениям студентов, выбравшим китайский язык, на котором в современном мире говорит каждый четвертый – пятый землянин. 
ЛЕКЦИЯ 1. ДРЕВНЕЙШАЯ ИСТОРИЯ КИТАЯ
Китайская цивилизация в древнейшие и древние времена. Эволюция китайской цивилизации. Протогосударство Шан - Инь. Феномен исторической амнезии. Эпоха Западного и Восточного Чжоу. Возникновение мифа о первых правителях Китая (Яо, Шунь, Юй) и династии Ся. Книга Перемен. Период Чуньцю (Весна – Осень). Период Чжаньго (Воюющих царств) – усиление центростремительных тенденций. Конфуций и его учение. Лао-цзы и даосизм. Конфуцианцы и легисты.
Китайская цивилизация существует в современном мире тысячи лет, с древнейших времен. Ее уникальность заключается в том, что все другие древние цивилизации возникли, расцвели и погибли, а китайская продолжает жить и даже процветает. Поэтому другие древние цивилизации изучают историки и археологи по останкам. Они – предмет истории и археологии, а китайская цивилизация, почти являясь ровесницей Шумерской или Египетской, и зародившись раньше греческой или римской, продолжает существовать и удивлять наших современников своими достижениями1. Китайцам в этом смысле есть, чем гордится. Двигаясь спиной вперед, поскольку ее лицо обращено в прошлое, китайская цивилизация дает обильную пищу для размышления современникам. В чем секрет ее живучести? Вовсе не случайно, живучесть китайской цивилизации, ее достижения и успехи, преодоление ею трудностей внешней оккупации являются предметом изучения ученых, а ее стремительное развитие в современном мире вызывает неподдельный интерес политиков.

Однако сколько лет китайской цивилизации? На этот счет нет единства мнений. Большинство китайских ученых ввели в оборот словосочетание «пять тысяч лет», то есть китайская цивилизация получается ровесницей шумерской. Однако археология, пользующаяся колоссальным уважением в Китае, увы, не подтверждает исторические мифы. 300 лет неолитической революции оставили значительно число артефактов, указывающих на особенности развития этого процесса в разных регионах мира. Китайский неолит оставил множество предметов древности, указывавших на особенности формирования «бронзового века». И здесь возникает загадка. Раскопки свыше десятка царских гробниц поразили специалистов неожиданными находками: рядом с царственным покойником и многими сотнями сопровождавших его на тот свет сподвижников, жен и слуг были обнаружены великолепные изделия из бронзы, камня, кости и дерева, отличные от артефактов более ранних раскопок, произведенных в Китае, и, что самое важное, - великолепные боевые колесницы с тонкими и прочными колесами со множеством спиц, а также запряженные в эти колесницы боевые лошади. Ни колесниц, ни повозок, ни просто колес, за исключением гончарного круга, китайский неолит не знал. Не было в неолитическом Китае и одомашненной лошади, не говоря уже о том, что пригодные для колесниц породы лошадей вообще не водятся в степях Сибири – они были выведены на Ближнем Востоке хеттами, которые, к слову, изобрели и боевые колесницы, куда запрягались прирученные ими лошади. Отсюда делался вывод о том, что источник целой ветви китайского неолита был занесен в Китае извне. Но как они появились в долине Хуанхэ. Следов их передвижения из-за Алтая археологи не обнаружили.

1 Приложение № 1

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лекция к курсу «История и культура Китая» iconЛекция к курсу «История и культура Китая»
Причем делать это максимально тонко, даже незаметно. Это признак Вашей высочайшей квалификации китаеведа-практика. Уважение китайцев...
Лекция к курсу «История и культура Китая» iconРеферат на тему: Архитектура и скульптура Китая. Работу
На протяжении нескольких тысячелетий на территории Китая развивалась яркая и самобытная культура, подарившая человечеству выдающиеся...
Лекция к курсу «История и культура Китая» iconТемы семинарских занятий По курсу История олимпийского движения
История олимпийского движения. Вводная лекция Исторические предпосылки возникновения од
Лекция к курсу «История и культура Китая» iconУрок истории по курсу «История Отечества с древнейших времён до конца...
Тема: «Культура Руси периода феодальной раздробленности (12-13 века)». Урок истории по курсу «История Отечества»
Лекция к курсу «История и культура Китая» iconЛекция I и проблема языка и сознания лекция II 31 слово и его семантическое...
Монография представляет собой изложение курса лекций, про* читанных автором на факультете психологии Московского государственного...
Лекция к курсу «История и культура Китая» iconРеферат по дисциплине: «Изобразительное искусство, мировая художественная культура»
Система параллельной перспективы в живописи средневекового Китая Японии
Лекция к курсу «История и культура Китая» iconЛекция и презентация по профилактике экстремизма и правонарушений...
Культура общения «Традиции семьи», «История нашей семьи», «Забота о себе и близких»
Лекция к курсу «История и культура Китая» iconРефератов для 11 класса по курсу мхк по теме «Художественная культура ХХ века»
История постановки комедии К. Гоцци «Принцесса Турандот» на сцене театра им. Вахтангова
Лекция к курсу «История и культура Китая» iconРазвитие трансграничных расчетов в валюте китайский Юань Левобережного банка – Банка Китая
Нь. Обеспечивая развитие клиринговых отношений с корреспондентами других стран, Банк Китая способствует развитию международной торговли,...
Лекция к курсу «История и культура Китая» iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Роль Китая в современной мировой экономике. Место постсоветского пространства в региональной экономической стратегии Китая. 7
Лекция к курсу «История и культура Китая» iconКафедра дизайна и искусств
Рабочая программа по учебной дисциплине «Культура Китая» составлена в соответствии с требованиями ооп: 033000. 62 «Культурология»...
Лекция к курсу «История и культура Китая» iconРабочая программа по курсу «Мировая художественная культура»
...
Лекция к курсу «История и культура Китая» iconВопросы к экзамену по курсу «Стилистика и культура речи» для студентов 1 курса ииял
Культура речи как наука. Понятие языковой нормы. Типы норм. Речевая культура. Типы речевых культур
Лекция к курсу «История и культура Китая» iconПрограмма дисциплины Политическая философия Китая Нового времени для направления «Философия»
Китая 19 – начала 20 в., познакомить студентов с основными течениями и этапами эволюции политической мысли этой страны
Лекция к курсу «История и культура Китая» iconМку отдел образования Администрации мр бурзянский район рб по окпо
«География», «Химия», «Лингвистика» (в том числе «Русский язык и литература», «Башкирский язык и литература», «Английский язык»,...
Лекция к курсу «История и культура Китая» iconРабочая программа Название предмета (курса): Физическая культура....
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса, осуществляемого по курсу «Физическая культура»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск