Скачать 403.84 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА ИНСТИТУТ СЕРВИСА, ТУРИЗМА И ДИЗАЙНА КАФЕДРА ДИЗАЙНА И ИСКУССТВ Культура Китая Рабочая программа учебной дисциплины Основная образовательная программа 033000.62 Культурология. Управление социокультурной деятельностью Владивосток Издательство ВГУЭС 2014 ББК **.** Рабочая программа по учебной дисциплине «Культура Китая» составлена в соответствии с требованиями ООП: 033000.62 «Культурология» на базе ФГОС ВПО. Составитель: Чулкова С.Б., доцент кафедры дизайна и искусств. Утверждена на заседании кафедры 05.06.2014 г., протокол № 15, редакция 2014 г. Рекомендована к изданию учебно-методической комиссией Института сервиса, туризма и дизайна ВГУЭС. © Издательство ВГУЭС 2014 ВВЕДЕНИЕ К числу наиболее актуальных проблем относится межкультурная коммуникация стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Включение дисциплины «Культура Китая» в учебный план студентов, обучающихся по специальности «Культурология», обусловлено рядом причин, среди которых одной из основополагающих является политический курс государства, направленный на развитие региональной политики, связанной с укреплением и развитием добрососедских отношений, экономических и культурных связей регионов с соседними государствами. Для выявления характера феномена культуры Китая, являющейся частью мировой культуры, необходимо проследить весь путь его развития. Структура программы определяется логикой изучения предмета: от изучения истории культуры китайского народа, особенностей национальных, культурных и государственных традиций до философского осмысления причин развития различных феноменов данной культуры. Особенность изучаемой дисциплины состоит в многоаспектности подходов к изучению феномена культуры, при котором культура Китая рассматривается с точки зрения специфики китайского мировосприятия, на основе которого развивается китайская национальная художественная традиция, основанная на «саморефлексии культуры». В связи с этим значительное место в изучении данного курса отводится самостоятельной работе студента с учебной и дополнительной литературой, особое место в которой занимают первоисточники, научная и художественная литература Китая. Дисциплина «Культура Китая» относится к федеральной компоненте дисциплин специальности, входит в цикл дисциплин специализации и предназначен для студентов, обучающихся по специальности «Культурология». 1. ОРГАНИЗАЦИОННО- МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ 1. Цели освоения учебной дисциплины Целями освоения дисциплины «Культура Китая» являются обучение современным подходам к изучению феномена китайской культуры, выработка у студентов навыков исторического, культурологического, социологического, феноменологического анализа культурных артефактов Китая. 2. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП)
Дисциплина базируется на следующих дисциплинах ООП:
Компетенции одновременно формируются следующими дисциплинами ООП:
Освоение дисциплины необходимо обучающемуся для успешного освоения следующих дисциплин, прохождения практик по данному ООП:
3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения учебной дисциплины. Таблица 3.1. Формируемые компетенции
4. Структура и содержание учебной дисциплины
Таблица 4.1. Общая трудоемкость учебной дисциплины составляет: 4.2 Структура и содержание теоретической части (лекционной) учебной дисциплины. Тема 1. Библиотечно-информационная компетентность (1 ч., ознакомительная лекция-презентация) Информационно-библиотечная среда. Структура и справочно-поисковый аппарат библиотеки ВГУЭС. Работа с электронным каталогом библиотеки ВГУЭС. Электронные ресурсы и рекомендации. Работа с электронными ресурсами ВГУЭС: цифровыми учебными материалами; раздаточными материалами; хранилищем цифровых учебно-методических материалов; хранилищем цифровых научных материалов. Работа с полнотекстовыми базами данных. Работа с источниками. Тема 2. Особенности китайской национальной культуры (1 ч., лекция-презентация с использованием видеоматериалов) Общие тенденции и исторические условия формирования традиционной китайской культуры. Периодизация культуры Китая. Историческая динамика населения. Характер китайского этноса. Отношения с соседними народами. Мифологические представления древних китайцев. Традиционная и космологическая система китайцев. Синкретические религии. Воздействие на культуру Китая ведущих древнекитайских философских школ и направлений. Китайская культура в контексте взаимодействия конфуцианства, даосизма и буддизма. Конфуцианско-даосистская картина мира и ее социальный характер. Система ценностей. Морально-примиренческое отношение к миру. Характер знания в рамках конфуцианско-даосистской культуры. Китайско-буддийская традиция. Чань-буддизм и культура Китая. Ключевые понятия темы: «благородный муж», дао, дуалистическая картина мира, генезис, гилозоизм, конфуцианец, монизм, семантическое пространство, религиозный синкретизм, традиционализм, холизм, чань-буддистская личность, этико-ритуальные принципы. Тема 3. Традиционная китайская литература и современный литературный процесс (2 ч., проблемная лекция) Ведущие жанровые разновидности китайской поэзии. Первое крупное поэтическое произведение древнекитайской литературы («Ши цзин»). Поэтическое творчество южных областей Древнего Китая («Чуские строфы»). Зарождение жанра прозопоэтических произведений фу (эпоха Хань, Сыма Сянжу). Лирическая поэзия (песни юэфу). Возникновение нового поэтического жанра «Девятнадцать древних стихотворений» (династия Поздняя Хань). Пейзажная лирика (Тао Юаньмин, Се Линъюнь, Шэнь Юэ, Юй Сянь). Расцвет классической лирики в Танскую эпоху (Ван Вэй, Ли Бо, Ду Фу, Мэн Хаожань, Бо Цзюйи). Новый расцвет классической лирики в период возвышения династии Сун (Хуан Тицзянь, Мэй Яочэнь, Су Ши, Синь Цзясюань, Лу Ю). Рождение новых жанровых разновидностей китайской поэзии – поэтической формы цы и песенной формы стихов – цюи. Жанры и формы художественной прозы. Развитие прозаической литературы в Древнем Китае. «Параллельная проза» раннего средневековья (пяньвэнь). Возрождение «древней словесности» (гувэнь) в эпоху Тан. Жанр «рассказов о чудесах» (чуаньци). Прозопоэтический жанр бяньвэнь и песенно-повествовательный жанр хуабэнь. Возникновение китайского романа и его тематических направлений (исторический, авантюрно-приключенческий, бытовой, сатирический). Выдающиеся литераторы (Ло Гуаньчжун, Ши Найань, У Цзинцзы, Цао Сюэцинь, У Чэньэнь). Развитие китайской драмы (Гуань Ханьцин, Бао По, Ма Чжиюань, Ван Дэсинь, Тан Сянцзу). Историческая, географическая, энциклопедическая литература. Жанр исторической хроники (Сыма Цянь, Бань Гу). Традиция всеобщих историй в виде анналов (Сыма Гуань). Жанры «собраний важнейших документов» отдельных династий и «всеобъемлющих сводов» исторических документов. Энциклопедии («книги классифицированных сведений» (леишу). Жанры географических описаний и местных хроник (дифан чжи). Современный литературный процесс. Развитие литературы нового времени и первое знакомство с культурой Запада (конец XIX –начало ХХ вв.). «Движение 4 мая» (1919 г.) и рождение новейшей китайской литературы (Чэнь Дусю, Лу Синь). Деятельность «Общества изучения литературы» во главе с Чжоу Цзожэнем (1921 г.) и «Общества творчества» (Го Можо, Тянь Хань). Выдающиеся достижения в области прозы в 1930-е гг. (Мао Дунь, Ба Цзинь, Лао Шэ, Чжан Тяньи, Цянь Чжуншу, Сяо Чжунь, Цянь Чжуншу, Дин Лин). Литература периодов социалистического строительства и «культурной революции». Творчество современных китайских писателей и поэтов – Ван Мэна, Чжан Сяньляна, Фэн Цзицая, Мо Янь, Хань Шаогуна. Ключевые понятия темы: анналы, географические описания, династийные хроники, драма, жанр, классическая лирика, народный сказ, новелла, повествовательная литература, повесть, поэзия, поэма, политическая публицистика, проза, роман, энциклопедия. Тема 4. Архитектурно-инженерное искусство Китая (2 ч., лекция-дискуссия с использованием видеоматериалов) Технико-конструктивные особенности китайского зодчества (каркасно-столбовой тип возведения зданий, крыша, орнаментация кровли). Складывание принципов национальной архитектуры. Типы зданий и архитектурные стили. Трактат о формах и методах строительства («Ин цзао фа ши», 1103 г., Ли Минчжун). Главные категории архитектурных ансамблей и их планировочные принципы (жилая усадьба, локальные типы жилых домов). Градостроительство. Символическая миссия города в Китае. Роль городской стены. Планировка городов. Усиление тенденций западного градостроительства в современном Китае. Дворцовая, ландшафтная и мемориальная архитектура. Планировочные принципы дворцового и храмового зодчества. Особенности ландшафтной архитектуры Китая. Китайско-буддийское культовое зодчество (пагоды, памятные арки, гробницы покойных императоров, мавзолеи). Другие важнейшие категории китайских архитектурно-инженерных сооружений. Оросительные каналы. Дороги. Мосты. Фортификационные сооружения (оборонительные стены вокруг городов, Великая китайская стена, крепости). Буддистская монументальная скульптура. Погребальная пластика. Ключевые понятия темы: арка, город, дворец, канал, каркасно-столбовой тип, капитель, мост, пагода, скульптура, стена, усадьба, храм. |
Кафедра дизайна и искусств Рабочая программа учебной дисциплины «Авторское право» составлена в соответствии с требованиями ооп: 072500. 68 Дизайн, на базе фгос... | Кафедра дизайна и искусств Рабочая программа по учебной дисциплине «История культурологии» составлена в соответствии с требованиями ооп: 033000. 62 «Культурология»,... | ||
Кафедра дизайна и искусств Рабочая программа по учебной дисциплине «Архитектурно-дизайнерское материаловедение» составлена в соответствии с требованиями ооп:... | Институт аритектуры, дизайна и визуальных искусств Фгбоу впо «тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий» | ||
Институт аритектуры, дизайна и визуальных искусств Фгбоу впо «тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий» | Институт аритектуры, дизайна и визуальных искусств Фгбоу впо «тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий» | ||
Программа государственного экзамена по специальности 070601 «Дизайн» Экзаменационные билеты включают наиболее важные вопросы, имеющие междисциплинарный характер, находящиеся на стыке таких дисциплин,... | Культуры, искусств и социальных технологий институт аритектуры, дизайна и визуальных искусств Этот тип исследований основывается на изучении учебной и периодической литературы. Главным условием работы над темой является полная... | ||
Рабочая программа «История дизайна» Разработчик преподаватель Федорова... Дополнительного образования «детская школа искусств» нижнекамского муниципального района республики татарстан | Отчет день студенческой науки в тюменской государственной академии... Дня студенческой науки в 2011 году по согласованию с директорами институтов и колледжа искусств. Институт архитектуры, дизайна и... | ||
Кафедра средового и графического дизайна Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры средового и графического дизайна | Учебное пособие Федеральное агентство по образованию РФ государственное... Российской федерации по образованию в области дизайна и изобразительных искусств в качестве учебного пособия для студентов высших... | ||
Министерство культуры российской федерации тюменская государственная... Т48 Тесты по грамматике русского языка. Контрольные работы. 2-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2004. — 288 с. — (Домашний репетитор) | Российской Федерации Владивостокский государственный университет... Рабочая программа по учебной дисциплине «Основы текстильного дизайна» составлена в соответствии с требованиями ооп: 072500. 62 Дизайн... | ||
Российской Федерации Владивостокский государственный университет... Рабочая программа по учебной дисциплине «Компьютерные технологии в графическом дизайне» составлена в соответствии с требованиями... | Программа дисциплины дпп. В. 04 Дизайн в интерьере Цели дисциплины: формирование знаний студентов по общим теоретическим вопросам дизайна в интерьере об основных понятиях дизайна в... |