Кафедра дизайна и искусств





Скачать 218.12 Kb.
НазваниеКафедра дизайна и искусств
Дата публикации11.04.2015
Размер218.12 Kb.
ТипОсновная образовательная программа
100-bal.ru > Культура > Основная образовательная программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА
ИНСТИТУТ СЕРВИСА, ТУРИЗМА И ДИЗАЙНА
КАФЕДРА ДИЗАЙНА И ИСКУССТВ

История культурологии

Рабочая программа учебной дисциплины
Основная образовательная программа

033000.62 «Культурология»

Управление социокультурной деятельностью

Владивосток

Издательство ВГУЭС

2014

ББК

Рабочая программа по учебной дисциплине «История культурологии» составлена в соответствии с требованиями ООП: 033000.62 «Культурология», на базе ФГОС ВПО.

Составитель: С.В. Пресняков, старший преподаватель кафедры дизайна и искусств.

Утверждена на заседании кафедры 05.06.2014 г., протокол № 15, редакция 2014 г.

Рекомендована к изданию учебно-методической комиссией Института сервиса, туризма и дизайна ВГУЭС.
© Издательство ВГУЭС

2014

Введение

Культурология – научная дисциплина, предметом которой является генезис, развитие и функционирование культуры как специфически-человеческого способа жизнедеятельности. В качестве базового курса выступает курс «История культурологии». В условиях демократизации и гуманизации вузовского образования изучение истории мировой культуры приобретает особую актуальность.

Данная программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 033000.62 «Культурология»

1.Цели и задачи освоения дисциплины

Основная цель освоения дисциплины – состоит в том, чтобы представить культурологию как становящуюся и интегративную область современного социо-гуманитарного знания, имеющую основания в различных исследовательских подходах и практиках изучения культуры в XX веке и обладающую собственной историей. Ясное осознание и верный масштаб исторической саморефлексии дисциплины является неотъемлемой частью профессионального самосознания и компетентности культуролога.

Задачи дисциплины

проследить историю возникновения культурологических подходов и практик исследования культуры в европейском и российском социо-гуманитарном знании, историко-теоретическую эволюцию основных культурологических понятий и идей. Очертить предметные поля, границы и особенности исследовательских практик в рамках складывающихся особых направлений и подходов культурологического знания; Представить последнее как особое социокультурное пространство, определяемое историческими социальными, политическими, образовательными и иными контекстами.

Предмет изучения – исследовательские подходы и практики, направления и концепции исследования культуры в социо-гуманитарном знании XX века, составляющие тезаурус культурологии
2.Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина «История культурологии» адресована студентам, обучающимся по направлению «Культурология», она входит в теоретико-культурный модуль профессионального цикла. Важной особенностью курса является то, что под историей культурологии понимается не только процесс непосредственного формирования специальной образовательной и научной дисциплины, но и те исследовательские подходы и практики в социо-гуманитарном знании последнего столетия, которые составляют область культурологической самореференции (тезаурус культурологических подходов и практик). Помимо историко-дисциплинарных и историко-теоретических аспектов, в круг внимания попадает также становление самой «идеи культуры» - понятие культуры в интеллектуальных языках и практика России и Европы. В этой своей части курс «история культурологии» тесно связан проблематикой курсов по истории культуры и интеллектуальной истории (Европы и России). В теоретико-методологической части курс «История культурологи» непосредственно ориентирован на такие дисциплины как «Теория культуры», «Философия культуры», «Методы изучения культуры», «Социальная и культурная антропология», «Социология культуры»
3.Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций обучающегося:

ООП

Коды компетенций

Знания, Умения, Владение

033000 «Культурология»

Общекультурные

ОК-1 владением культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения


Знания:



- современные теории, концепции и инструментарий культурологии
- историю религий мира в контексте культуры


Умения:


обобщать, анализировать, воспринимать информацию

Общекультурные

ОК-8 осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности



форм и практик современной культуры



Умения:

социальной и профессиональной коммуникации в межличностном общении


Общекультурные

ОК-9 использованием основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач. Способен анализировать социально значимые проблемы и процессы

Знания:

основ российской и зарубежной культуры в исторической динамике


Умения:

- применять современные теории, концепции и инструментарий культурологии в практической социокультурной деятельности

- применять социально-гуманитарную и экономическую терминологию

Профессиональные

ПК-1 владением теоретическими основами и методами культурологии, категориями и концепциями, связанными с изучением культурных форм, процессов, практик; способен применять культурологическое знание и критически использовать методы современной науки о культуре в профессиональной деятельности и социальной практике

Знания:

типологий культуры

Умения:

- анализировать социально-

политическую и научную информацию

- определять предмет изучения, формулировать исследовательские задачи

Владения:

понятийным аппаратом



Профессиональные

ПК-2 способностью понимать, изучать и анализировать получаемую научную информацию по тематике исследования и представлять результаты исследований; владеет методами обработки, анализа и синтеза информации

Знания:

- принципов и основ формирования и развития научного знания

- содержания, теоретико-методологических особенностей, относительности фундаментальных моделей и категорий истории культуры


4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

Семестр

Общая трудоемкость дисциплины

72

3

Аудиторные занятия (всего).

36




В том числе:




Лекции

18

Семинары (С)

18

Самостоятельная работа (всего)

36

В том числе:




Реферат

Х

другие виды самостоятельной работы




Вид промежуточного контроля

Экзамен

Общая трудоемкость часы зачетные единицы

72

2






5.Содержание дисциплины

5.1 Содержание разделов и тем дисциплины

ТЕМАТИЧЕСКИЕ РАЗДЕЛЫ КУРСА

Введение. Предмет и задачи курса.

Раздел 1. Формирование идеи культуры

Тема 1.1.. «Культура» и «цивилизация» как исторические понятия

Тема 1.2. История понятия «цивилизация» в Европе и России

Тема 1.3. Понятие «культура» в европейской интеллектуальной истории XIX в.

Тема 1.4. Понятие культура в интеллектуальных языках в России XIX- начала XX вв..

Тема 1.5. Становление понятия «культурология» в начале XX в.
Раздел 2. Подходы изучения культуры в первой половине XX века

2.1 Культурологические подходы в первой трети XX в. в Германии

Тема 2.1.1. Культурология В.Оствальда

Тема 2.1.2. Исследования культуры в институте Варбурга. Э.Кассирер и Э.Панофски

Тема 2.1.3. Вальтер Беньямин как теоретик и исследователь культуры

Тема 2.1.4. Социальная история идей К.Шмитта

Тема 2.1.5. Националистическая революция: концепция культуры Э.Юнгера

2.2. Подходы исследования культуры в первой половине XX в. во Франции и Нидерландах

Тема 2.2.1. Раса и культура: расовые теории во Франции начала XX вв.

Тема 2.2.2. Э.Дюркгейм и новые подходы социальных наук

Тема 2.2.3. Концепция первобытного мышления Л.Леви-Брюля

Тема 2.2.4. Культурологическая концепция Й.Хейзинги

Тема 2.2.5. Возникновение и ранняя история школы «Анналов» (Л.Февр и М.Блок)

2.3. Культурологические концепции в России 1920-40-х гг.

Тема 2.3.1. Институты изучения культуры в Советской России 1920-30-х гг

Тема 2.3.2. Теории художественной культуры 1920-х гг. (А.Г.Габричевский)

Тема 2.3.3. Культурно-историческая психология (Л.С.Выготский и А.Р.Лурия).

Тема 2.3.4. Культурологическая теория в литературоведении 1920-х гг. М.Бахтин

Тема 2.3.5. Марр, марризм и семасиология О.М.Фрейденберг

Тема 2.3.6. Культурология русского зарубежья: евразийство
Раздел 3. Культурологические исследовательские подходы во втор. пол. XX века.

3.1. Культурологические концепции и практики во Франции и Германии

Тема 3.1.1. Структурализм К.Леви-Стросса

Тема 3.1.2. Роллан Барт: от произведения к тексту

Тема 3.1.3. Практики «археологии» и «генеалогии» знания М.Фуко

Тема 3.1.4. «Состояние постмодерна» в трудах Ж.-Ф.Лиотар и Ж.Бодрияра

Тема 3.1.5. Критика культуры у теоретиков Франкфуртской школы 1960-х

Тема 3.1.6. Ю.Хабермас как исследователь современной культуры

3.2. Культурологические подходы в 1960-80-е гг. в СССР

Тема 3.2.1. Тартуско-московская семиотическая школа

Тема 3.2.2. Подходы историческая антропология (А.Я.Гуревич)

Тема 3.2.3. Школа диалога культур (В.С.Библер, Л.М.Баткин, А.В.Ахутин)

Тема 3.2.4. Риторика и европейская культурная традиция (С.Аверинцев и А.В.Михайлов)

Тема 3.2.5. Дискуссии о месте и предмете культурологи в 1980-х гг.

Тема 3.2.6. Испытание Бахтиным: бахтинология конца 80-х-начала 90-х гг
Раздел 4. Культурологические исследовательские практики на рубеже XX XXI в.

4.1. Культурологические практики в на рубеже XX-XXI в

Тема 4.1.1. Подходы лингвокультурологии (А.Вежбицкая)

Тема 4.1.2. Интеллектуальная история и история идей.

Тема 4.1.3. Современные европейские практики истории понятий

Тема 4.1.4. Постколлониальные исследования (Э.В.Саид, Э.Балибар)

Тема 4.1.5. Подходы ментальной географии (Л.Вульф)

4.2. Направления российской культурологи

Тема 4.2.1. Формирование российской культурологии в 1990-х гг.

Тема 4.2.2. Цивилизационные исследования в России 1990-2000-х

Тема 4.2.3. Новая имперская история в России 2000-х.

Тема 4.2.4. Изучение культуры повседневности в России 1990-2000-х гг.

Тема 4.2.5. Практики интеллектуальной истории: и истории понятий
5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п

Наименование обеспе-чиваемых (последую-щих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4
















1.

Теория

Культуры

+

+

+

+
















2.

Методы

изучения культуры

+

+

+

+
















3

Философия

культуры

+

+

+

+
















4

Социальная и культурная антропология

+

+

+

+
















5

Социология

культуры

+

+

+

+

















5.3. Разделы дисциплин и виды занятий


№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекц.

Практ.

зан.

Лаб.

зан.

Семин.

СРС

Все-го

1.

Введение.

Предмет и задачи курса.

2













2

2.

Раздел 1. Формирование идеи культуры

2







2




4

3.

Раздел 2. Подходы изучения культуры в первой половине XX века

6







6




12

4.

Раздел 3. Культурологические исследовательские подходы втор. пол. XX века.

4







6




10

5.

Раздел 4. Культурологические исследовательские практики на рубеже XX XXI в.

4







6




10


6..Лабораторный практикум

(отсутствует)
7. Примерная тематика курсовых работ

  1. Лингвокультурология А.Вежбицкой: изучение культур через посредство ключевых слов

  2. Цивилизационные исследования в России 2000-х: социально-политический аспект

  3. Современая постимперская история России в журнале Ab imperio

  4. Работы по интеллектуальной истории России на страницах журнала НЛО

  5. Подходы истории понятий в исследовательских практиках центра Res publica


8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Включает в себя современную учебную и учебно-методическую литературу по истории культурологи, избранную исследовательскую литературу, посвященную истории социо-гуманитарного знания в XX в. тексты и издания (включая электронные), представляющие наиболее авторитетные культурологические подходы и практики изучения культуры в Европе и России.
9. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Освоение дисциплины предполагает использование академической аудитории для проведения лекционных и семинарских занятий с необходимыми техническими средствами (компьютер, проектор, доска).

10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

В процессе прохождения дисциплины студенты выполняют письменную домашнюю курсовую работу

Письменная работа пишется дома по тематике, предложенной преподавателем. Для получения максимального числа баллов (40) необходимо подробно раскрыть тему, продемонстрировав знание исследовательской литературы по данной проблематике. Объем работы до 10 стр. (20.000 знаков).

Работа должна быть написана перед экзаменом.
Система текущего и итогового контроля знаний студентов


№ п/п


Формы контроля


Семестр


Кол-во баллов*

1

Работа на семинарских занятиях

III

60 баллов

2

Письменная внеаудиторная работа

III

40 баллов

3

Экзамен

III

100 баллов**


Программа курса

5.3. Разделы дисциплин и виды занятий


№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекц.

Практ.

зан.

Лаб.

зан.

Семин.

СРС

Все-го

1.

Тема 1. Введение. История культурологии в структуре культурологического знания.

В. Оствальд Л. Уайт

2







2




4

2.

Тема 2. Возникновение и формирование идеи культуры.

2







2




4

3.

Тема 3. Развитие культурологической мысли от эпохи Просвещения до начала XX в.

2







2




4

4.

Тема 4. Подходы изучения культуры в первой половине XX века:

Тема 4.1. Историческая типология культур и локальных цивилизаций.

Н.Я.Данилевский, О. Шпенглер, А.Тойнби

Тема 4.2. Проблемы культуры в «философии жизни».

Ницше, Дильтей, Шпенглер, А. Бергсон, Зиммель.

Неокантианцы марбургской школы. Э. Кассирер.

Тема 4.3. Обзор основных направлений в исследовании культуры в первой половине XX века

Структурно-функциональный подход к исследованию культуры.

Г. Сперсер, Э. Дюркгейм, Б. Малиновский

Культурно-историческая школа «Анналов».

Л.Февр и М.Блок, Ф. Бродель, Ж. Ле Гофф,

Психоаналитические концепции культуры.

З. Фрейд, К. Г. Юнг, Э. Фромм.

Концепция первобытного мышления Л.Леви-Брюля

Игровая концепция культуры.

Й. Хейзинга

6







6




12

5.

Тема 5. Основные культурологические течения втор. пол. XX века:

Франкфуртская школа

Постмодернисты

Футурологи

М.Фуко, Ж.-Ф.Лиотар, Ж.Бодрияр, теоретики Франкфуртской школы 1960-х, Ю.Хабермас.

Э. Тоффлер


2







2




4

6.

Тема 6. Исследования культуры в Отечественной культурологии:

П.Н.Милюков, А.С.Хомяков, К.Н.Леонтьев, Н.А.Бердяев, И.А.Ильин, Г.П. Федотов, П.А. Сорокин, Ю.М.Лотман.

А.Я.Гуревич, В.С.Библер, Л.М.Баткин, А.В.Ахутин, С.Аверинцев, А.В.Михайлов, Бахтин.


4







2




4




























Итого:

18







16




34


Обзор основных направлений и концепций в культурологии XX века.
Темы семинарских занятий

Тема 1. Концепция науки о культуре.

  1. Л. Уайт. Обоснование культурологии.

  2. Дж. Фейблман. Концепция науки о культуре.

  3. «Наука о культуре» Э. Б. Тайлора.

  4. История культурологии в структуре культурологического знания.


Источники

  • Л. А. Уайт. Наука о культуре.// Антология исследований культуры. Т.1. Интерпретации культуры - СПб.: Университетская книга, 1997, С. 141-156.

  • Дж. Фейблман. Концепция науки о культуре.// Антология исследований культуры. Т.1. Интерпретации культуры - СПб.: Университетская книга, 1997, С. 157-171;

  • Э. Б. Тайлор. Наука о культуре //Первобытная культура.


Литература

Иконникова С. Н. История культурологических теорий. – СПб.: Питер, 2005. 474 с. – С.434 – 444.

Шендрик А. И. Культура в мире: драма бытия: избр. работы.М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2007. – 704 с. С.10 -40.

Тема 2. Генезис содержания понятия «культура».

  1. «Cultura animi» Цицерона.

  2. Историография концепта «cultura».

  3. А. Л. Кребер, К. Клакхон о многообразии понятий и определений культуры.

Источники

Асоян Ю. Малафеев А. Открытие идеи культуры. Опыт русской культурологии сер. XIX – начала XX вв. – М.: ОГИ, 2000. Ч. 1, гл. 1, 4.

С. 29 – 61.

Цицерон. Тускуланские беседы.

Кребер А.Л., Клакхон К. Культура: критический обзор понятий и определений.//Культурология: Дайджест. М.: ИНИОН, 2000, №1. С.105-183.

Литература

Шендрик А. И. Культура в мире: драма бытия: избр. работы.М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2007. – 704 с. С.40 - 117.
Тема 3. Культурологическая концепция И.Г.Гердера.

  1. Эпоха Просвещения и философия культуры И.Г.Гердера.

  2. «Идеи к философии истории человечества»: гуманность, религия, культура.

  3. Язык и письменность как средство воспитания людей.

Источники

Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества.

Литература

Иконникова С. Н. История культурологических теорий. – СПб.: Питер, 2005. 474 с. – С.98– 107.
Тема 4. Культурологическая концепция Н.Я.Данилевского.

  1. Идея о культурно-исторических типах.

  2. Законы движения и развития культурно-исторических типов и виды культурной деятельности.

  3. Будущее славянской культуры.

  4. Критика идей Н.Я.Данилевского.

Источники

Данилевский Н.Я. Россия и Европа.- СПб.:Изд. С.-Петербургского университета, Изд-во «Глагол», 1995. – 552 с. Гл.2, 4, 5, 17.

Литература

Шендрик А. И. Теория культуры. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2002. – 519 с. С. 417-426.

Иконникова С. Н. История культурологических теорий. – СПб.: Питер, 2005. 474 с. – С.127– 143.

Тема 5. Концепция культуры Ф. Ницше.

  1. Ф. Ницше. Судьба философа.

  2. Идея аполлонического и дионисийского начал в работах Ницше.

  3. Ницше о культуре и о прогрессе культуры.

Источники

  • Ницше Ф. Рождение трагедии, или эллинство и пессимизм// Ницше Ф. Соч. в 2 т. М.: Мысль, 1990. Т.1. С. 47 – 158.

  • Ницше Ф. Так говорил Заратустра. М., 1990.

  • Литература

  • Шендрик А. И. Теория культуры. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2002. – 519 с. С. 274-286.



Тема 6. Понимание культуры в трудах Й. Хейзинги.

  1. Й. Хейзинга. Творчество и судьба.

  2. Осень Средневековья: повседневная жизнь.

  3. Концепция культуры в «Homo Ludens».

Источники

Хейзинга Й. «Homo Ludens». М., 1992.

Хейзинга Й. Осень Средневековья.

Литература

  • Шендрик А. И. Теория культуры. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2002. – 519 с. С. 375-386.

  • Иконникова С. Н. История культурологических теорий. – СПб.: Питер, 2005. 474 с. – С.367– 385.



Тема 7. Футурошок Э.Тоффлера.

  1. Конец постоянства и недолговечность.

  2. Новизна и многообразие.

  3. Пределы адаптации и стратегии выживания.

Источники

Тоффлер Э. Шок будущего. – М.: ООО «Изд-воАСТ», 2004. – 557 с.

Литература

Иконникова С. Н. История культурологических теорий. – СПб.: Питер, 2005. 474 с. – С.420– 429.
Тема 8.Концепция культуры Н. А. Бердяева

  1. Жизненный путь.

  2. Культура и цивилизация в работах Н.А.Бердяева.

  3. Н.А. Бердяев о русской культуре.

Источники

Бердяев Н.А. Философия неравенства. М., 1990. С. 248 – 257.

Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека // Бердяев Н.А. Царство духа и царство кесаря. – М., 1995. С.72 – 74.

Бердяев Н.А. Душа России //Русская идея/Сост. и авт. вступ. Статьи М.А. Маслин. – М.: Республика, 1992. – С.295-313.

Литература

  • Шендрик А. И. Теория культуры. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2002. – 519 с. С. 439-455.

Концепции культуры

  1. Концепции культуры в эпоху Просвещения.

Дж.Вико (1688–1744) «Основание новой науки о природе вещей»

И.Г.Гердер (1744-1803) «Идеи к философии истории человечества»

  1. Эволюционизм.

Г.Спенсер (1820-1903)

Л.Морган (1818-1881)

Э.Тайлор (1832-1917)

  1. Диффузионизм.

Ф.Ратцель (1844-1904) «Антропогеография»

Л.Фробениус (1873-1938)

Ф.Гребнер (1877-1934)

  1. Марксистская концепция культуры.

К.Маркс (1818-1883) «Немецкая идеология»

Ф.Энгельс (1820-1895) «Происхождение семьи, частной собственности и государства»

  1. Историческая типология культур и локальных цивилизаций.

Н.Я.Данилевский (1822-1885) «Россия и Европа»

О.Шпенглер (1880-1936) «Закат Европы»

А.Тойнби (1889-1975) «Постижение истории»



  1. «Философия жизни»

  2. Марбургская школа неокантианства

Э. Кассирер (1874-1945) «Философия символических форм» в 3 т.


  1. Структурно-функциональный подход к исследованию культуры.

Э.Дюркгейм (1858-1917) «Метод социологии»

Б.Малиновский (1884-1942) «Магия, наука и религия», «Научная теория культуры» (1944)

Т.Парсонс (1902-1979)

Р.Мертон (1910 - 2003)

  1. Культурно-историческая школа «Анналов».

М.Блок (1886-1944) «Апология истории, или Ремесло историка»

Л.Февр (1878-1956) «Бои за историю»

Ф.Бродель (1902-1985) «Материальная цивилизация. Экономика и капитализм XV-XVIII веков» В 3-х т.

  1. Психоаналитические концепции культуры.

З.Фрейд (1856-1939) «О психоанализе», «Тотем и табу», «Леонардо да Винчи».

К.Г.Юнг (1875-1961) «Психологические типы», «Проблемы души нашего времени».

А.Адлер (1870-1937) «О нервическом характере».

К.Хорни (1885-1952) «Психология женщины»

Э.Фромм (1900-1980) «Душа человека», «Бегство от свободы», «Анатомия человеческой деструктивности».

  1. Игровая концепция культуры.

Й.Хейзинга (1872-1945) «Homo Ludens». «Осень Средневековья».

  1. Семиотические концепции культуры.

Ч.Пирс (1839-1914)

Ф.де Соссюр (1857-1913)

Э.Кассирер (1874-1945) «Философия символических форм»

К.Леви-Строс (1908)

А.Ф.Лосев (1893-1988) «Проблемы символа в реалистическом искусстве», «Знак. Символ. Миф»

Тартуско-московская школа семиотики: Ю.М.Лотман, Б.Ф.Егоров, В.Н.Топоров, Б.А.Успенский, П.Г.Богатырев,З.Н.Минц. Сборники «Труды по знаковым системам».

Ю.М.Лотман (1922-1993) «Беседы о русской культуре», «Внутри мыслящих миров», «Культура и взрыв».

Р.Барт (1915-1980) «Система моды».

У.Эко (1932) «Трактат по общей семиотике», «Путешествие в гиперреальности».

13. Постмодернистские теории культуры

Ж.-Ф. Лиотар «Состояние постмодерна»

М. Фуко «История безумия в классическую эпоху», «Археология знания», «Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности»

Ж. Бодрийяр «Символический обмен и смерть» и «Симулякры и симуляция»

14. культурно-исторического подхода к анализу человеческой психики.Леви-Брюль

15. Исследования культуры в отечественной культурологии

Н. А. Бердяев

П. Н. Милюков 1859 – 1943 гг.

Шендрик

Маркарян

Бахтин

Межуев

Каган

Гуревич

Лотман

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Кафедра дизайна и искусств iconКафедра дизайна и искусств
Рабочая программа учебной дисциплины «Авторское право» составлена в соответствии с требованиями ооп: 072500. 68 Дизайн, на базе фгос...
Кафедра дизайна и искусств iconКафедра дизайна и искусств
Рабочая программа по учебной дисциплине «Культура Китая» составлена в соответствии с требованиями ооп: 033000. 62 «Культурология»...
Кафедра дизайна и искусств iconКафедра дизайна и искусств
Рабочая программа по учебной дисциплине «Архитектурно-дизайнерское материаловедение» составлена в соответствии с требованиями ооп:...
Кафедра дизайна и искусств iconИнститут аритектуры, дизайна и визуальных искусств
Фгбоу впо «тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий»
Кафедра дизайна и искусств iconИнститут аритектуры, дизайна и визуальных искусств
Фгбоу впо «тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий»
Кафедра дизайна и искусств iconИнститут аритектуры, дизайна и визуальных искусств
Фгбоу впо «тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий»
Кафедра дизайна и искусств iconПрограмма государственного экзамена по специальности 070601 «Дизайн»
Экзаменационные билеты включают наиболее важные вопросы, имеющие междисциплинарный характер, находящиеся на стыке таких дисциплин,...
Кафедра дизайна и искусств iconКультуры, искусств и социальных технологий институт аритектуры, дизайна и визуальных искусств
Этот тип исследований основывается на изучении учебной и периодической литературы. Главным условием работы над темой является полная...
Кафедра дизайна и искусств iconРабочая программа «История дизайна» Разработчик преподаватель Федорова...
Дополнительного образования «детская школа искусств» нижнекамского муниципального района республики татарстан
Кафедра дизайна и искусств iconОтчет день студенческой науки в тюменской государственной академии...
Дня студенческой науки в 2011 году по согласованию с директорами институтов и колледжа искусств. Институт архитектуры, дизайна и...
Кафедра дизайна и искусств iconКафедра средового и графического дизайна
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры средового и графического дизайна
Кафедра дизайна и искусств iconУчебное пособие Федеральное агентство по образованию РФ государственное...
Российской федерации по образованию в области дизайна и изобразительных искусств в качестве учебного пособия для студентов высших...
Кафедра дизайна и искусств iconМинистерство культуры российской федерации тюменская государственная...
Т48 Тесты по грамматике русского языка. Контрольные работы. 2-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2004. — 288 с. — (Домашний репетитор)
Кафедра дизайна и искусств iconРоссийской Федерации Владивостокский государственный университет...
Рабочая программа по учебной дисциплине «Основы текстильного дизайна» составлена в соответствии с требованиями ооп: 072500. 62 Дизайн...
Кафедра дизайна и искусств iconРоссийской Федерации Владивостокский государственный университет...
Рабочая программа по учебной дисциплине «Компьютерные технологии в графическом дизайне» составлена в соответствии с требованиями...
Кафедра дизайна и искусств iconПрограмма дисциплины дпп. В. 04 Дизайн в интерьере
Цели дисциплины: формирование знаний студентов по общим теоретическим вопросам дизайна в интерьере об основных понятиях дизайна в...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск