Рабочая программа «Беседы об изобразительном искусстве»





Скачать 395.65 Kb.
НазваниеРабочая программа «Беседы об изобразительном искусстве»
страница1/4
Дата публикации28.02.2016
Размер395.65 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > История > Рабочая программа
  1   2   3   4
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

НИЖНЕКАМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН



«Рассмотрено»

Педагогическим советом МБУ ДО «Детская школа искусств» №______

«____»___________________________


«Утверждаю»

Директор МБУ ДО «Детская школа искусств»

______________________Г.Н.Шамшудинова

«______»_____________________________












Рабочая программа

«Беседы об изобразительном искусстве»

Разработчик: преподаватель высшей квалификационной категории Л.Г.Сафина

г. Нижнекамск

2014 год

Содержание


  1. Пояснительная записка

  2. Общая характеристика учебного курса

  3. Место учебного предмета в учебном плане

  4. Личностные, метапредметные и предметные результаты

  5. Содержание курса

  6. Тематическое планирование

  7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение


1. Пояснительная записка
Рабочая программа учебной дисциплины «Беседы об изобразительном искусстве» составлена в соответствие с учебным планом МБУ ДО «Детская школа искусств» на основе типовой программы, разработанной Н.Ю. Протопоповым по предмету "История искусств" и следующих нормативных документов: конспект лекций «Введение в культурологию» руководителя Пивень В.Н., а также программы «История искусств» составители Карев А.А., Дажина В.Д., Киселев М.Ф., «История искусств», П.П. Гнедич в 12 томах и энциклопедические словари «Культурология», «Эстетика» автор Бачинин В.А.-Санкт-Петербург 2005.
Цель программы – художественно-эстетическое развитие личности учащегося на основе приобретенных им знаний, умений, навыков в области истории изобразительного искусства, а также выявление одаренных детей в области изобразительного искусства, подготовка их к поступлению в профессиональные учебные заведения.
Задачи программы:

  • формирование знаний основных этапов развития изобразительного искусства;

  • знаний основных понятий изобразительного искусства;

  • знаний основных художественных школ в западноевропейском и русском изобразительном искусстве;

  • умений определять в произведении изобразительного искусства основные черты художественного стиля, выявлять средства выразительности;

  • умений в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве художников;

  • навыков по восприятию произведения изобразительного искусства, умений выражать к нему свое отношение, проводить ассоциативные связи с другими видами искусств;

  • навыков анализа произведения изобразительного искусства.


2. Общая характеристика учебного курса
Содержание учебного предмета «Беседы об изобразительном искусстве» тесно связано с содержанием учебных предметов «Композиция станковая», «Рисунок» и «Живопись».

Учебный предмет «Беседы об изобразительном искусстве» направлен на овладение духовными и культурными ценностями народов мира; воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов; формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями.

Предмет «Беседы об изобразительном искусстве» ориентирован на осмысление отношения художественного произведения и зрителя как акта общения; на восприятие художественного произведения как особой деятельности зрителя; на формирование умения использовать полученные теоретические знания в художественно-творческой деятельности.

Знание истории культуры и искусства дает учащемуся возможность приобщиться к духовному опыту прошлых поколений, усвоить и понять общечеловеческие идеалы, выработать навыки самостоятельного постижения ценностей культуры. Культурно-воспитательная функция искусства расширяет духовное пространство, помогает познать культурный смысл творчества, способствуя выявлению творческого потенциала самого учащегося.

Виды деятельности могут быть разнообразными: рассказ, лекция, беседа, диспут, семинар, экскурсия; различные формы работы учеников: работа с книгой, анализ произведения, исследовательская работа, сочинение, выполнение задания на классификацию произведений, защита презентаций и рефератов.
3. Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа «Беседы об изобразительном искусстве» составлена в соответствиис количеством часов, указанных в учебном плане МБУ ДО «Детская школа искусств». Предмет «Беседы об изобразительном искусстве» изучается в 4 -7 классах по 1 часу в неделю.

Данная программа рассчитана на учащихся художественного отделения школы в возрасте 11-14 лет (4-7 классы).

Логика построения программы учебного предмета «Беседы об изобразительном искусстве» подразумевает развитие ребенка через первоначальную концентрацию внимания на выразительных возможностях искусства, через понимание взаимоотношений искусства с окружающей действительностью, понимание искусства в тесной связи с общими представлениями людей о гармонии.

Темы заданий программы «Беседы об изобразительном искусстве» продуманы с учетом возрастных возможностей детей и согласно минимуму требований к уровню подготовки обучающихся данного возраста. В работе с младшими школьниками урок необходимо строить разнообразно. Беседы следует чередовать с просмотром сюжетов, фильмов, обсуждением репродукций, прослушиванием музыки, посещением выставочных пространств, музеев, практической работой.

4.Личностные, метапредметные и предметные результаты

Личностные результаты освоения программы отражают:

1)  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и  общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности  здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической  деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты отражают:

1)  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
5.Содержание предмета
4 класс
Тема 1. Введение. Искусство вокруг нас.

Что такое искусство. Искусство и природа, искусство и общество, искусство и культура, искусство и наука, роль искусства в организации среды. Для чего нужно изучать историю искусства. Специфика изобразительного искусства. Виды и жанры изобразительного искусства.

Кол-во часов: 2.

Тема 2. Искусство первобытного общества

Происхождение искусства. Его функции и связь с трудовой деятельностью человека. Космогонические представления древнего человека, отраженные в произведениях первобытного искусства.

Очаги первобытной культуры на территории России. Наскальные изображения на берегах Ангары, Ладожского озера. Капова пещера на Урале.

Памятники первобытной культуры на территории Европы и Африки. Пещеры Ласко и Фон-де-Гом во Франции и Альтамира в Испании. Наскальная живопись Тассилин-Аджера в Африке.

Возникновение скульптуры. Мегалитические сооружения: менгиры, дольмены, кромлехи.

Кол-во часов: 3.

Тема 3. Искусство Древнего Египта

Эволюция искусства древнего мира. Монументальный характер искусства древнего мира. Ведущая роль архитектуры и скульптуры в искусстве древнего мира. Мифология Древнего Египта. Стилевая эволюция искусства Древнего Египта и связь искусства с религиозными представлениями и заупокойным культом. Синтез искусств в Древнем Египте.

Архитектура Древнего Египта и сила ее воздействия. Эволюция типов гробниц. Развитие египетского скульптурного портрета. Канон в египетской скульптуре.

Специфический характер изображения в рельефе и живописи Древнего Египта: плоскостность, повествовательность, фризовое членение плоскости, масштаб фигур. Шедевры художественного ремесла из гробницы Тутанхамона. Жизнь и сохранность памятников Древнего Египта в условиях современной цивилизации.

Кол-во ч.: 5.

Тема 4. Искусство Древней Греции

Этапы развития искусства Древней Греции. Единство духовной и физической красоты человека в классическом древнегреческом искусстве. Гуманистический характер древнегреческого искусства ("человек - мера всех вещей"). Мифология Древней Греции.

Сложение и эволюция ордера как эстетической конструктивной системы. Три типа ордера. Сложение классического типа древнегреческого храма. Ведущая роль экстерьера в древнегреческой архитектуре. Современная международная кампания по спасению памятников Афинского акрополя.

Эволюция древнегреческой скульптуры. Скульптура периода архаики и ранней классики. Искусство высокой классики. Синтез архитектуры, скульптуры и живописи. Поздняя классика. Эллинизм. Возрождение монументального героического искусства. Стремление к патетике, внешним эффектам, виртуозность исполнения в родосской школе. Чернофигурная и краснофигурная вазопись и ее сюжеты.

Кол-во ч.: 7.

Тема 5. Искусство Древнего Рима

Краткие сведения по истории республиканского Рима и Римской империи. Традиции, воспринятые искусством Древнего Рима и своеобразие древнеримского искусства. Применение греческого ордера в декоративных целях. Вклад римлян в историю архитектуры и разнообразие типов архитектурных сооружений. в Древнем Риме (форумы, базилики, купольные постройки, термы, акведуки, виадуки, триумфальные арки, театры, амфитеатры). Развитие художественных традиций Древней Греции в древнеримской монументальной живописи (росписи и мозаики в Помпеях). Фаюмские портреты. Значение искусства Древнего Рима.

Кол-во ч.: 3.

Тема 6. Искусство Византии

Эллинистические традиции в искусстве Византии. Стремление искусства Византии к воспроизведению целостной картины мира.

Архитектура Византии. Сложение типа крестово-купольного храма. Значение интерьера в архитектуре Византии. Введение естественного света в композиционную и идейную структуру декорации византийского храма, Храм св. Софии (конструкция, интерьер). Сила эмоционального воздействия монументального искусства Византии. Канон в византийской живописи как отражение незыблемости христианской идеи. Художественные ремесла в Византии.

Кол-во ч.: 2.

Тема 7. Романское искусство 10 - 12 вв.

Средневековое искусство. Сложность взаимодействия религии и искусства. Господство религиозного мировоззрения в средние века. Одухотворенность, глубина выражения чувств в произведениях средневекового искусства.

Ведущая роль архитектуры в синтезе искусств средневековья. Значение городов и монастырей как культурных центров.Романский стиль. Строительство замков феодалов, крепостей, монастырей, церквей. Конструктивные и образно-художественные особенности романских сооружений. Выразительность скульптуры романских соборов.

Кол-во ч.: 2

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа «Беседы об изобразительном искусстве» iconРабочая программа учебной дисциплины беседы об изобразительном искусстве срок обучения 4 года
Содержание текущего, промежуточного и итогового контроля
Рабочая программа «Беседы об изобразительном искусстве» iconРабочая программа «Беседы об изобразительном искусстве»
«Введение в культурологию» руководителя Пивень В. Н., а также программы «История искусств» составители Карев А. А., Дажина В. Д.,...
Рабочая программа «Беседы об изобразительном искусстве» iconУрок по «Истокам» на тему «Образ защитника Отечества. Былина «Илья Муромец»
Цель урока: создать образ защитника Отечества, запечатлённого в искусстве слова и в изобразительном искусстве
Рабочая программа «Беседы об изобразительном искусстве» iconПрограмма «Беседы о хореографическом искусстве»
Так как он даёт возможность учащимся обобщить и осмыслить сведения о хореографии, полученные в процессе изучения других предметов;...
Рабочая программа «Беседы об изобразительном искусстве» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Композиция», «Цвет в живописи», «Ритм в изобразительном искусстве», «Солнышко», «Тучка», карточки самооценки
Рабочая программа «Беседы об изобразительном искусстве» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема: образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Древнейшая песнь материнства
Рабочая программа «Беседы об изобразительном искусстве» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Рабочая программа «Беседы об изобразительном искусстве» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема урока: Цвет как средство выражения. Тёплые и холодные цвета. Весна в изобразительном искусстве, поэзии, музыке. Изображение...
Рабочая программа «Беседы об изобразительном искусстве» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Дать детям представление об изобразительном искусстве, его роли в жизни людей, познакомить с терминами «художник», «художественная...
Рабочая программа «Беседы об изобразительном искусстве» iconЛекция с элементами беседы Цели: 1
Урок Тема: Расцвет классицизма в литературе и искусстве. Ж. Б. Мольер. Краткий биографический очерк
Рабочая программа «Беседы об изобразительном искусстве» iconПрограмма учебного предмета «Беседы об искусстве»
Дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области изобразительного искусства «живопись», «декоративно-прикладное...
Рабочая программа «Беседы об изобразительном искусстве» icon«Искусство маньеристов»
Столкновение ренессансного мировоззрения, великих гуманистических уст­ремлений с социальной действительностью породило в XVI в в...
Рабочая программа «Беседы об изобразительном искусстве» iconФранцузское искусство XII в
Во второй половине столетия Франция самая могущественная абсолютистская держава в Западной Европе. Это и время сложения французской...
Рабочая программа «Беседы об изобразительном искусстве» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Уметь: отражать в рисунке природные явления; анализировать форму, цвет, пропорции и пространственное расположение предметов; высказывать...
Рабочая программа «Беседы об изобразительном искусстве» iconУрока Дорофеевой В. В. с использованием цор. Тема : «Орнамент в изобразительном...
Цоры: «Виды орнаментов», «Виды орнаментов. Ритм в орнаменте.» будут использованы на этапе объяснения нового материала
Рабочая программа «Беседы об изобразительном искусстве» iconПрограмма по учебному предмету беседы об искусстве
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск