Скачать 60.25 Kb.
|
Урок музыки в 1 классе Тема: «Музы не молчали» Цель урока: познакомить детей с боевыми подвигами русских воинов, которые нашли своё отражение в музыке и изобразительном искусстве. Задачи урока:
Тип урока: урок-объяснение. Вид урока: урок-историческое путешествие. Информационно-методическое обеспечение: аудиокассеты, грамзаписи, методические пособия, иллюстрации, хрестоматия, учебник-тетрадь. Содержание:
Новые понятия: Симфония, унисон, ритм. Виды и формы контроля: слуховой контроль, наблюдение. Проблема урока: Почему молчат музы, когда говорят пушки? Прогнозируемый результат:
Повышенные знания, творчество: внимательно прослушать заданный отрывок и передать настроение в любой форме (с помощью жестов рук, речи, интонирования). ХОД УРОКА
Здравствуйте, ребята, Сейчас начинается музыкальный урок, Об этом сказал нам весёлый звонок, Сказал, заливаясь, на ноте высокой. Друзья! Поздравляю с началом урока. -Ребята, тема нашего сегодняшнего урока «Музы не молчали» II. Вступительное слово учителя – Во все времена музы воспевали силу, отвагу русских витязей, храбрость богатырей, воинов в своих песнях, легендах, былинах, балладах, поэмах, картинах, скульптуре, кинофильмах о защитниках нашего родного Отечества. Это своеобразная память о военной славе наших далёких предков и современников. – И сегодня Муза приглашает нас с вами раскрыть образ русских воинов, поговорить о славных боевых подвигах в музыке и изобразительном искусстве. Слайд 1 - 2 Оформление разворота учебника – тетради «Музы не молчали» знакомит сегодня вас со скульптурными памятниками великим полководцам России – Петру I и Александру Васильевичу Суворову, а также скульптурным изображением участников Бородинского сражения Отечественной войны 1812 года, в которой русский народ сражался против войск Наполеона. – Что же такое ПАМЯТЬ и ПАМЯТНИК? ПАМЯТЬ-запоминание того, что видел, слышал, читал, делал человек. ПАМЯТНИК- в память о человеке, событии из камня, дерева, металла делают статуи-памятники. Как много общего в этих родственных словах! Память о полководцах, русских воинах, солдатах, о событиях трудных дней испытаний и больших тревог сохраняется в народных песнях и в образах, которые создали разные композиторы. Это тоже своеобразные музыкальные памятники защитникам нашей Родины. III. Углубление темы урока На уроках в этом году мы разучивали и слушали русскую народную музыку и композиторскую. Какую песню солдатскую мы с вами учили? «Солдатушки, бравы ребятушки». - Какая это песня? ( русская народная песня) Вспомните, в этой песни поёт один человек или происходит диалог? Действительно, в песне звучит вопрос солиста-запевалы. Ответ хора строится так, что мы слышим диалог. - А какова здесь мелодия вопроса? (Мелодия вопроса размашистая, удалая.) - А мелодия ответа? (Более строгая, собранная.) - Как мы её исполним, в каком характере? Бодро, задорно, в маршевом характере. -Задорный, шутливый характер (наши сестры – пики, сабли востры…) лишь на поверхности, помогающий дружно шагать в ногу. А в каких же словах скрыт главный смысл песни? «Наша слава – русская держава…» (Исполняется русская народная песня «Солдатушки, бравы ребятушки») - Ребята, а эта песня когда была написана – в наше время или в далекие времена? Это старая песня, когда у солдат были пики и сабли… - Так почему же песню солдат, которые служили в царской армии, мы поем сейчас (в наше время)? Вспоминаем героев, прошлое; славим отчизну, как и в прошлые времена. А сейчас мы с вами прослушаем «Песня о маленьком трубаче» музыка С.Никитина.
Слайд 3 - Памятник какому полководцу мы видим на слайде? – А знаете ли вы, когда Александр Васильевич Суворов был маленьким мальчиком, он часто болел. Но ему очень-очень хотелось стать военным. А его даже не записывали в армию. В дворянских семьях было принято: как только родится мальчик, его сразу записывали в армию. Пока он подрастёт, к моменту службы станет он сразу офицером. Саша Суворов, не смотря на протесты врачей, начал обливаться по утрам холодной водой и перестал совсем болеть. А в армию он пошёл и дослужился до чина генералиссимуса. За всю свою службу Суворов не имел ни одного поражения. Побеждал он потому, что уж очень любил и берёг своих родных русских солдат. И солдаты ему отвечали своей любовью и преданностью. Больше своего полководца – Суворова – они любили только свою Родину и были преданы ей. Исполнение песни «Учил Суворов»: музыка А.Новикова, М.Левашова.
- А сейчас мы с вами послушаем ещё одну песню. Она называется «Песенка о бумажном Солдатике» «Песенка о бумажном кораблике» Б.Окуджавы - Ребята, о чём эта песня? - А можно ли назвать этого солдатика героем? - А как вы думаете, почему он так сильно хотел в огонь? Слад 4 IV. Углубление темы урока. «Богатырская симфония» А.П.Бородина – Подвиг русских богатырей прославил в своей симфонии – большом музыальном произведении для симфонического оркестра - композитор XIX века Александр Порфирьевич Бородин. Слайд 5 Оркестр – это большой ансамбль музыкантов, совместно исполняющих инструментальное музыкальное произведение. Самый полный и совершенный по звучанию среди всех оркестров – это симфонический. . Сегодня Муза знакомит вас ещё с одним новым понятием: Слайд 6 СИМФОНИЯ в дословном переводе с греческого языка это слово обозначает «СОЗВУЧИЕ», «БЛАГОЗВУЧНОЕ СОЧЕТАНИЕ ТОНОВ». Вторая симфония была написана в 1876 году. Свою симфонию Бородин назвал «Богатырская». Друзья композитора называли её “славянской героической”, “львиной”, “богатырской”. – Послушайте, как звучит главная тема I части симфонии.. Слушание: фрагмент “Богатырская” симфония №2 – Подумайте, почему Бородин дал всей этой симфонии такое название? Бородин назвал свою симфонию “Богатырская” - и нам понятно, что В своей музыке Бородин воплотил величие и мощь русского народа, героические черты характера русских людей. – Каков характер музыки этой темы? (Слаженный) – Как звучат музыкальные инструменты большого симфонического оркестра? Инструменты оркестра играют одну мелодию, в один голос, в унисон, все вместе. Это придаёт музыке слаженный характер, подчёркивая единение людей перед лицом врага. В музыке переданы два образа, первый – это образ защитника, богатыря, а во второй передано чувство любви, заботы, трепетного отношения к Родине. Ребята, а кого мы называем богатырём? Слайд 7 Словарь. Богатырь – человек рослый, дородный, дюжий и видный, необычайный силач, смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин, витязь. (Толковый словарь Даля, Большая советская энциклопедия) Слайд 6 Богатыри (от др. -тюрк. багатур – храбрый воин), герои русских былин, защитники русской земли, совершающие воинские подвиги, Пример тому, картина Васнецова «Богатыри» Слайд 8 Подведение итогов - Ребята, согласны ли вы с выражением: «Когда говорят пушки, Музы молчат?» - Как вы понимаете? Искусство отходит на второй план, когда страна ведёт военные действия. Ребята, что общего во всех произведениях, которые мы увидели и услышали? Эти произведения относятся к разным видам искусства – живописи, литературе, музыке. Но если мы сравним эти произведения, мы увидим не только различия, мы обнаружим в них много общего. Прежде всего – содержание. И поэт, и художник, и композитор – каждый своим языком рассказал нам об одном и том же: о славных богатырях, оборонявших от врагов русскую землю, способные поднять народ для защиты Родины, усилить веру в победу. |