Скачать 227.28 Kb.
|
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БАЙКАЛЬСКИЙ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ»
КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «ПСИХОЛОГИЯ» КВАЛИФИКАЦИЯ «ПСИХОЛОГ, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ПСИХОЛОГИИ» Улан-Удэ 2012 г. Составитель (и) рабочей программы ___________________ Касаткина Оксана Вячеславовна, кандидат исторических наук Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Психология» Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры Гуманитарных и естественнонаучных дисциплин от «07» декабря 2012 г. Протокол № 5 ___________________ Зав. кафедрой Анданова Светлана Баировна, кандидат исторических наук Рабочая программа одобрена Советом факультета от «10» декабря 2012 г. Протокол № 5 ___________________ Заместитель Декана психологического факультета Яковлева Оксана Борисовна Рабочая программа утверждена на заседании Учебно-методического совета от «10» декабря 2012 г. Протокол № 4 ___________________ Председатель Учебно-методического совета Белоусова Светлана Алексеевна, проректор по учебной, научной и методической работе 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИСЦИПЛИНЫ
Курс Истории Родного края составлен с учетом требований обязательного государственного стандарта в области гуманитарного образования. Составителем внесены необходимые изменения в указанный учебно-методический комплекс с учетом специфики региона. Курс учитывает уровень достижения исторической науки на сегодняшний день. При разработке структуры курса, а также при содержательном рассмотрении вопросов автор стремился максимально реализовать все требования государственного стандарта, а при изложении проблемы – избегать односторонних оценок и интерпретаций и представить позиции ведущих специалистов. Курс лекций охватывает практически весь период исторического развития Бурятии с древнейших времен и до наших дней. Ситуация в современном обществе выдвигает особые требования к образовательному уровню выпускников вузов, их кругозору, эрудиции, общему интеллектуальному уровню. Целью дисциплины является обучение студентов курсу «История родного края» с древнейших времен и до наших дней, выявление общих закономерностей развития региона и его национально-культурных особенностей. Студент должен знать: практически весь хронологический период, этапы развития российского общества на протяжении всего рассматриваемого времени. Студент должен уметь: дать квалифицированный анализ исторических процессов; ставить перед собой конкретные и осознанные цели и добиваться их осуществления; Студент должен владеть: необходимыми знаниями и методикой научных исследований; историческим и общетеоретическим материалом дисциплины. 1.2. Выписка из учебного плана специальности (очная форма обучения)
Выписка из учебного плана специальности (заочная форма обучения)
2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОГО КУРСА
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Тема № 1. Древняя история нашего края. Палеолит, мезолит, неолит Предмет и задачи дисциплины «Истории Родного края». История Бурятии как составная часть исторической науки. Источники по истории Бурятии. Периодизация по истории Бурятии. Понятие «Бурятия в древности». Принципы периодизации древней истории Бурятии. Роль географического фактора в древней истории Бурятии. Территориальные рамки Бурятии в древности. Эпоха камня. Эпоха бронзы. Эпоха железа. Тема № 2. Бронзовый и ранний железный века Проблема первоначального заселения территории Бурятии человеком. Природная среда. Хозяйственные занятия, поселения и жилища. Общественный строй, мировоззрение. Тема № 3. Бурятия в эпоху раннего средневековья Археологические памятники хунну и источники. Образование хуннского государства и его устройство. Социальная структура общества. Хозяйство хунну: скотоводство и земледелие. Металлургическое производство и другие ремесла. Хунну и соседние народы. Хунну и Китай: причины противостояния и их роль в жизни хуннского общества. Закат державы, роль хуннов в истории Древнего мира. Этническая принадлежность и антропологический состав хунну. Место и роль забайкальского и прибайкальского населения в образовании средневекового монгольского государства. Образ жизни и хозяйственный занятия монгольских племен в 12-13 вв. Страна Баргуджин-Токум и ее вхождение в состав Монгольского государства. Восточное Забайкалье и их место в процессе образования «Йэхэ Монгол улус». Государственное устройство Йэхэ Монгол улус и место в нем Забайкалья и Прибайкалья. Монгольские города в Забайкалье. Тема № 4. Эпоха средневековья в Забайкалье Распад единой Монгольской империи и историческая ситуация на его северной окраине. Расселение, образ жизни, хозяйственные занятия, общественный строй и традиционно-бытовая культура протобурятских племен. Байкала. Расселение, образ жизни, хозяйственные занятия, общественный строй эвенкийских племен. Этногенез бурят. Тема №5. Родовой строй и развитие национального самоуправления у бурят в XVII – начале XX века Причины вхождения Бурятии бурят в состав России. Присоединение Прибайкалья. Братский острог. Верхоленский острог. Осинский острог Удинский острог. Балаганский острог. Иркутский острог. Причины и результаты походов монгольских правителей. Сопротивление бурят, восстания верхнеленских и ангарских племен (эхиритов, булагатов, ашибагатов, хонгодоров, отчасти хоринцев и батулинцев) в 1644-1647 и 1651-1653 гг. Присоединение Забайкалья. Прибайкалья. Максим Перфильев, Семен Скороходов и Василий Колесников. Верхнеангарский острог. Баргузинский острог - важнейшим русским опорным пунктом в Забайкалье. Нерчинский острог. Еравнинский острог. Селенгинский острог. Верхнеудинский острог. Русско-бурятские конфликты в Забайкалье. Поездка хори бурятов в Москову Петру Великому. Нерчинский договор. Буринское соглашение. Значение присоединения Байкальской Сибири к Российскому государству. Изменения в культурной и хозяйственной жизни местного населения, переселенческая политика правительства, изучение края. Заселение и земледельческое освоение Предбайкалья и Забайкалья. Зарождение промышленности и городов. Внутренняя и внешняя торговля. Развитие русско-китайской торговли. Административно-территориальное устройство и управление краем. Общественный строй русского населения, бурят. Охрана границ. Образование бурятского казачества. Взаимоотношения коренного населения Бурятии с Российским государством, сбор ясака. Внутреннее управление у бурят и эвенков. Забайкалье как важнейший источник добычи ископаемых. Степные конторы – главные управленческие структуры у бурятского населения. Религия коренных народов Бурятии. Материальная культура и быт бурятского народа. Особенности материальной культуры эвенков. Материальная культура и быт русского населения, семейских. Продолжение заселения Бурятии. Изменения в условиях экономического развития края. Ревизия 1819 г. Проект М.М.Сперанского. Реформа управления 1822 г. и степное управление. Политическая ссылка. Декабристы в Бурятии. Просвещение и наука в Бурятии. Распространение христианства среди бурят. Здравоохранение в Бурятии. Отмена крепостного права и развитие сельского хозяйства в Бурятии. Перемены в промышленности (горнодобывающей отрасли). Золотопромышленность - ведущая отрасль промышленности в Бурятии. Тема № 6. Бурятия в революции 1917-1923 гг. От демократической революции к октябрьскому перевороту Переселенческого движения в Сибирь, организации процесса переселения крестьян Европейской России и их водворения и благоустройства на новых местах. Строительство Транссибирская железной дороги и ее влияние на все стороны жизни сибирского общества: экономику, социальное, политическое и культурное развитие. Новые отрасли промышленности: развитие лесодобычи и лесопереработки, лесозаводы, разрабатываются угольные месторождения Черемхова, Танхоя, Тарбагатая. Цементный завод – самое крупное промышленное предприятие. Железнодорожные депо и мастерские. Аграрные мероприятия царизма. Административная реформа управления бурятами. Ликвидация степных дум и усиление национального движения бурятского народа. Развитие городов Забайкалья – Верхнеудинск, Баргузин, Селенгинск. Революция 1917 г. и образовании новых органов власти в Верхнеудинске. Новый орган власти – Исполнительный комитет Общественных организаций. Председателем был избран бывший член большевистской фракции 2-й Государственной Думы Е.А. Петров. Партийные организации социалистов-революционеров, народных социалистов, трудовиков, кадетов в регионе. Усиление национального движения. Идеи создания автономных органов самоуправления, упразднение старых волостных учреждений и создание новых временных органов управления. Первый общенациональный съезд бурят Забайкальской области и Иркутской губернии. Центральная Бурятская национальная дума. Ц. Жамцарано, Э.-Д. Ринчино, М.Н. Богданов, А. Доржиев, Б. Барадийн. Бурятский национальный комитет. Период единовластия Советов. Партизанское движение в Бурятии. Дальневосточная Республика (ДВР) - буферное государство на Востоке России. Образования единой Бурят-Монгольской АССР. Первый съезд Советов Бурят-Монгольской Бурят-Монгольская АССР. Тема 7. Социально-экономических преобразований в Бурятии конца 1920-30-х гг. Коллективизация и индустриализация Бурятии. В конце 20-х – в 30-е гг. - реконструкции народного хозяйства – коллективизации сельского хозяйства и индустриализации, культурной революции. Массовая коллективизация в Бурятии, земельная реформа и колхозное строительство. Изменения в результате коллективизации, перевод на оседлость кочевых и полукочевых бурятских хозяйств. Строительство крупных промышленных предприятий в Бурятии: городской центральной электростанции, механизированного стекольного завода, мясоконсервного комбината, паровозовагоноремонтного завода и др. Формирование местных кадров рабочих, в том числе национальных. Перемены в духовной жизни народов, развитие культуры Бурятии. Успехи в развитии народного образования. Подготовка кадров специалистов для народного хозяйства. Формирование бурятской художественной литературы и профессионального искусства. Тема 8. Бурятия в годы Великой отечественной войны Формирование воинских частей, подготовка военных кадров и резервов для армии в Бурятии. Население проходило всеобщее военное обучение. Участие жителей Бурятии на фронтах Отечественной войны и в разгроме Квантунской армии Японии. «Все для фронта, все для победы!» - тыл в годы ВОВ, всенародная помощь фронту. Перестройка Народного хозяйства в регионе «на военный лад», на военный режим работы. Вклад республики и ее населения в победу советского народа над фашисткой Германией. Восстановление народного хозяйства и трудности. Тяжелом положении сельского хозяйства и промышленности Бурятии. : снизилась урожайность полей, значительно сократилось поголовье скота. Тема 9. Тема Бурятия в 1960–1980-х Дальнейшее послевоенное развитие Бурятии. Смена руководства краем. Экономический рост республики гг. в Бурятии. Строительство новых крупных промышленных предприятий: Тимлюйский цементный завод, Тимлюйская и Баян-Гольская ТЭЦ, угольная шахта 7/8, Улан-Удэнский молочный завод, Улан-Удэнской ТЭЦ и пр. Подъем сельского хозяйства, развитие аграрного сектора. Укрепление материально-технической базы села. Освоения целинных и залежных земель. Изменения в принципах управления сельским хозяйством. Усиление взаимодействия города и села в рамках единого народнохозяйственного комплекса. Развитие инфраструктуры, социально-экономического развития региона. Развитие народного образования и подготовки кадров. Рост интеллигенции. Мировая известность художественной культуры Бурятии. Тема № 10. Процессы суверенизации и формирования национальной политики в Республике Бурятия в 1990-е гг. Перестройка в республике в 1985–1990 гг.: мероприятия и итоги. Новые формы собственности, новые аграрно-промышленные комплексы, фермерские хозяйства. Духовное возрождение. Оживление буддизма и шаманизма в Бурятии, восстановление традиций и обрядов. Всебурятская ассоциация развития культуры. Усилились международные связи Бурятии с Монголией, Китаем, Японией, а также государствами ближнего зарубежья. 4.ПЛАН ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ 4.1 ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ
5. ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
6. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
|
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Природа родного края» и «История и культуры родного края» требуют более детального изучения регионального компонента. Исходя из... | Рабочая программа элективного курса «Искусство родного края» Новосибирской области среднего общего образования по искусству «Искусство родного края» 8 класс | ||
Рабочая программа по культуре родного края для 5-9 классов. Автор программы Программа составлена на основе авторской программы Е. В. Александровой (Енькка) Программа "Тёван ен культури". "Культура родного... | Рабочая программа история востока специальность «психология» Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Рабочая программа отечественная история специальность «психология» Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Рабочая программа предмета «Культура родного края» Разработана на основе примерной программы: Культура родного края. Программа для общеобразовательных учреждений Чувашской Республики.... | ||
Рабочая программа по «Искусству родного края» Новосибирской области по предмету «Искусство» и Примерной образовательной программы учебного курса «Искусство родного края». Данный... | Рабочая программа по искусству родного края разработана на основе... РО, 2008. Сквозной линией учебного курса является изучение регионального аспекта культуры Новосибирской области, в том числе историко-этнографическое... | ||
I. Первобытнообщинный строй на территории Ленского края Разработанные в программе темы, указанный список литературы по отдельным темам с учетом возрастных особенностей учащихся позволят... | Урок литературы в 6 классе «Тема природы в поэзии родного края» «Культура родного края», музыки в 9 классе по теме: «Перестройка объективная необходимость или козырная карта М. С. Горбачева» | ||
Рабочая программа по истории Вологодского края «История Вологодского края» составлена на основе «Федерального компонента государственного стандарта общего образования» (2004),... | Программа элективного курса «История Брянского края» Отечества. Одним из конкретных появлений такого подхода стало включение в школьные программы по отечественной истории регионального... | ||
Рабочая программа среднего (полного) общего образования по «Культуре родного края» Представленная программа по культуре родного края составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего... | Тема: Лекарственные растения родного края Выбор данной темы связан и с реализацией моих педагогических задач: изучением флоры и фауны родного края; воспитание экологически... | ||
Классный час «С чего начинается Родина » Цель: Воспитывать любовь к родной стране, малой родине, желание хранить и украшать родную землю; познакомить детей с историческим... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края. Познакомить с водными ресурсами, охраняемыми видами растений и... |