Рабочая программа по искусству родного края разработана на основе примерной образовательной программы учебного курса регионального компонента основного общего образования Новосибирской области по искусству «Искусство родного края» 8 класс. И.Ю. Мельникова, В.М. Никифорова, Л.В. Арбузова, Н.Н. Попова – Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2008. Сквозной линией учебного курса является изучение регионального аспекта культуры Новосибирской области, в том числе историко-этнографическое и краеведческое исследование местных объектов культуры, народных традиций и обычаев .Искусство родного края проводиться 1 раз в неделю -36 часов в год.
^ Цель курса направлена на формирование личности выпускника школы как представителя региона, ревностного хранителя, рачительного пользователя и умелого создателя его социокультурных ценностей и традиций.
На основе целевой установки программы сформулированы задачи курса:
Приобщение учащихся к художественным и эстетическим ценностям родного края.
Формирование способности к восприятию региональной культуры как неотъемлемой составляющей мировой культуры и, в результате осознания ее ценности, уникальности и неповторимости.
Воспитание уважения к культурному наследию региона и мира в целом, что позволит учащимся успешно адаптироваться в современном мире, выбирать индивидуальную модель социокультурного развития, организовывать личный досуг и включаться в самостоятельное художественное творчество.
Развитие у школьников системного взгляда на художественную культуру родного края, представления о ее целостности, единстве и многообразии; вариативности личных интерпретаций её феноменов, что может способствовать включению подростка в продуктивную, поисковую и творческую деятельность.
Содержание программы моделируется на основе современных педагогических подходов, среди которых для концепции программы особенно значимы следующие: краеведческий подход; содержательно-деятельностный подход; личностно-ориентированный подход.
^ Структура содержания программы «Искусство родного края» представлена 2 модулями -
Декоративно-прикладное и изобразительное искусство
В разделе «Архитектура и дизайн» раскрываются вопросы из истории становления архитектурного облика Новосибирска как областного центра - первые городские постройки, храмы, административные здания города и области, архитектурные ансамбли, промышленные сооружения, места досуга, жилые массивы; представлено творчество ведущих архитекторов прошлого и настоящего времени; затронуты вопросы градостроительного дизайна, дизайна окружающей среды, их роль в формировании современного облика города.
В разделе «Декоративно-прикладное и изобразительное искусство» большое внимание уделяется музеям декоративно-прикладного творчества и художественному Новосибирскому музею, историко-художественному музею г. Искитима. Раскрывает творчество ярких личностей среди плеяды новосибирских художников и детских художников-иллюстраторов. Затронуты вопросы возникновения истоков современного декоративно-прикладного творчества.
В результате изучения курса « Искусство родного края» в разделе
«Архитектура и дизайн» ученик должен
знать/ понимать
основные направления в истории архитектуры и имена выдающихся архитекторов, работавших в регионе;
выдающиеся архитектурные памятники Новосибирска и Новосибирской области, вошедшие в мировой художественный фонд;
уметь
выделять характерные черты творческого наследия сибирских архитекторов и дизайнеров, отражающие традиции художественной культуры региона;
показывать способность работы с источниками, преобразования информации в продукт (реферат, доклад, презентацию, проект и.т.п.) на основе собственной учебно-поисковой, исследовательской и проектной деятельности;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
высказывания собственного суждения об архитектурном облике родного города (села), его ярких представителях;
организации личного и коллективного досуга.
В результате изучения курса « Искусство родного края» в разделе «Декоративно-прикладное и изобразительное искусство» ученик должен
знать/ понимать
основные направления и имена выдающихся представителей декоративно-прикладного и изобразительного искусства работавших в регионе в различные исторические периоды;
виды деятельности народных умельцев и представителей самодеятельного творчества, прославивших край, область, район, село (населенный пункт) или школу;
уметь
показывать способность работы с источниками, преобразования информации в продукт (реферат, доклад, презентацию, проект и.т.п.) на основе собственной учебно-поисковой и проектной деятельности;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
определения путей своего культурного развития или профессионального самоопределения;
высказывания собственного суждения о творчестве представителей декоративно-прикладного и изобразительного искусства г. Новосибирска и Новосибирской области в процессе знакомства с их творчеством;
|
^ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН
Тема . История градостроительства
Основные теоретические сведения на занятии
Вопросы Генерального плана строительства города, градостроительный дизайн; его роль в формировании современного облика Новосибирска. Летописец истории градостроительства Новосибирска С.Н. Баландин;
Первые городские постройки, административные здания города и области, промышленные сооружения. Ведущие архитекторы - ^ А.Д. Крячков, Гордеев, Т.Я. Бардт, К.Е. Осипов и др.
Практическая работа
Урок – обзорная экскурсия (реальная или виртуальная с использованием видеоисточников). Рассказ об истории и архитектуре Новосибирска, Академгородка, районах Новосибирской области.
^ Тема 2. Архитектурные ансамбли
Основные теоретические сведения на занятии
Архитектурные сооружения - один из показателей культурной составляющей жизнедеятельности региона. Предметно-пространственная среда.
^ Примерный художественный материал: Архитектурные ансамбли центра: Центральная площадь Новосибирска - Областной краеведческий музей, здания Академического Театра Оперы и Балета, здания 40 годов застройки, здания 21 века; Площадь Свердлова здания областной администрации, Новосибирского художественный музей первый 100 квартирный жилой дом, здания и постройки начала века; Сквер героев революции; Мемориальный ансамбль «Подвигу сибиряков в Великой Отечественной Войне в 1941-1945гг» - Монумент Славы;
Дизайн окружающей среды: малые архитектурные формы как объект индустриального дизайна – павильоны, киоски, светильники, фонтаны, цветники. Городская скульптура «Светофор и милиционер» и др.
Практическая работа
Создание макета (зарисовки) малой городской скульптуры для родного города; Эссе на тему «Твое любимое место в городе (селе)»;
^ Тема 3. Храмы
Основные теоретические сведения на занятии
Храмы как воплощение исторической памяти народа. Роль храма в организации жизненного пространства жителей города и
Собор А. Невского (1895г.) архитектор К.К. Лыгин, Вознесенский кафедральный собор (1913); часовня святителя Николая чудотворца, соборы и храмы Новосибирской области.
^ Тема 4. Места досуга
Основные теоретические сведения на занятии
Культурные центры областного, районного, городского мегаполиса, его функции, особенности архитектурной композиции. Дизайн отдыха горожан - парковые зоны, Зоопарк, детские, спортивные площадки, пляж и др.
Ведущие архитекторы ^ Воловик А.А., (Речной вокзал, Гостиница Обь, здание аэропорта Толмачево, Государственная публичная Научно- техническая библиотека СО АН СССР).
Основные теоретические сведения на занятии
Инфраструктуры жилого массива - школы, детские сады, здания общего пользования. Дизайн интерьера, как микросреда человека.
Ведущие архитекторы В.П. Авксентюк (здание Внешторбанка, жилой комплекс «Тихая площадь», реконструкция Вознесенского кафедрального собора и пригородного комплекса в Новосибирске), В.В. Бородкин (Деловой центр «Зеленые купола», римско-католический костел)
Практическая работа
Создание проекта «Архитектура и дизайн твоего дома» (комнаты, сада);
^ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Тема Истоки современного декоративно-прикладного творчества, развитие народных ремесел
Основные теоретические сведения на занятии
Истоки современного декоративно-прикладного творчества, развитие народных ремесел.
^ Тема 5. Музеи декоративно-прикладного искусства
Основные теоретические сведения на занятии
Из истории создания музеев декоративно-прикладного искусства.
^ Новосибирский краеведческий музей; Музей «Сибирская береста»; Новосибирский музей игрушки, Центр художественных ремесел «Сибирский вернисаж»;
Практическая работа
Посещение (виртуальное) музея декоративно-прикладного искусства;
^ Тема 6. Народные мастера
Основные теоретические сведения на занятии
Знакомство с изделиями народных мастеров Дьяковой Е.Д, и ЛысенкоТ. С и др. мастеров Сибирского округа
Тема 7 . Художественный Новосибирский музей
Основные теоретические сведения на занятии
История создания и становления художественного музея (картинной галереи). Просветительская и образовательная функции художественного музея. - Русская живопись и графика первой трети ХХ века, «Иконы XV – XIX веков», уникальная коллекция полотен Н.К.Рериха, произведения Н.Д. Грицюка, действующие выставки.
Практическая работа
Посещение выставочных залов или виртуальных музеев. Знакомство с уникальными коллекциями Н.К.Рериха, Русской живописью и графикой первой трети ХХ века, произведениями Н.Д. Грицюка, «Иконами XV – XIX веков (по выбору учителя и учащихся).
^ Тема 8. Выставочный зал союза художников
Основные теоретические сведения на занятии
Общее знакомство с творчеством новосибирских художников: Х.А. Аврутис, Н.Д. Грицюк. Г.Н.Трошкин. А.Г.Позднеев, С Мосиенко, И.В. Титков (возможны другие варианты).
Практическая работа «Размышление у картины» мини-сочинение (художник по выбору учащихся).
Тема 9. Новосибирские художники-иллюстраторы
Основные теоретические сведения на занятии
Обзор творчества художников «Рыцарей ее величества книги» - Ю.Е.Ефимова, С. Гороховского, С.В. Калачева, А. Шурица.
.
| Требования к уровню подготовки учащихся:
В результате изучения курса «Искусство родного края» (раздел архитектура, дизайн) ученик должен знать/понимать:
-основные направления в истории архитектуры и имена выдающихся архитекторов, работавших в регионе;
-выдающиеся памятники Новосибирска и Новосибирской области, вошедшие в мировой художественный фонд;
Уметь:
-- выделять характерные черты творческого наследия сибирских архитекторов и дизайнеров, отражающие традиции художественной культуры региона;
-показывать способность работать с различными источниками информации и преобразовании её в интеллектуальные продукты на основе собственной учебно-поисковой, исследовательской и проектной деятельности;
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:
- для высказывания собственного суждения об архитектурном облике родного села, его ярких представителях;
- организация личного и коллективного досуга.
В разделе «музыкальное искусство» ученик должен знать/понимать:
Основные имена выдающихся представителей музыкального искусства – композиторов, исполнителей в различных областях музыкального искусства;
- иметь представление о крупнейших музыкальных центрах города Новосибирска и Новосибирской области;
Уметь:
-выделять характерные черты музыкального творческого наследия сибирских авторов, отражающие традиции художественной культуры региона;
Показывать способность работать с различными источниками информации…
«ИСКУССТВУ РОДНОГО КРАЯ»
№
| Дата
| Наименование разделов, тем
| Практическая работа
| Кол. час
| Домашнее задание
| по плану
| факт.
| 1 четверть — 9 часов
| Раздел 1. Архитектура и дизайн — 9 часов
|
|
|
| Ведение в предмет. Вводный инструктаж. История градостроительства
|
| 1
| Выбор темы для творческого проекта.
|
|
|
| Ведущие архитекторы и первые городские постройки.
|
| 1
| Сообщение «Архитекторы».
|
|
|
| История и архитектура Новосибирска.
| Виртуальная экскурсия
| 1
| Подбор материала для творческого проекта.
|
|
|
| Архитектурные ансамбли Новосибирска.
|
| 1
| Архитектурные ансамбли.
|
|
|
| Твое любимое место в городе (селе).
| Эссе на тему «Твое любимое место в городе (селе).
| 1
| Эссе (презентация).
|
|
|
| Храмы как воплощение исторической памяти народа.
|
| 1
| Работа над творческим проектом. Храмы.
|
|
|
| Жилые массивы
|
| 1
| Оформление творческого проекта
|
|
|
| Места досуга. Культурные центры
|
| 1
| Подготовка к защите
|
|
|
| Защита творческих проектов
| Защита творческих проектов
| 1
| -
| 2 четверть — 7 часов
| Раздел 2. Музыкальное искусство – 9 часов
|
|
|
| Из истории музыкальной культуры Новосибирской области
|
| 1
| Выбор темы для творческого проекта
|
|
|
| Сибирские композиторы
|
| 1
| Сообщение «Сибирские композиторы».
|
|
|
| Народное творчество
|
| 1
| Подбор материала для творческого проекта
|
|
|
| Народное творчество
|
| 1
| Разработка творческого проекта
|
|
|
| Музыкальные коллективы Новосибирской филармонии
|
| 1
| Работа над творческим проектом
|
|
|
| Написание эссе, мини-сочинения
| Эссе на тему о прослушанной музыке или впечатлении от исполнительской культуры коллектива.
| 1
| Эссе.
| 7(16)
|
|
| Музыкальные театры Новосибирска
|
| 1
| Оформление творческого проекта
| 3 четверть — 10 часов
|
|
|
| Музыкальные театры Новосибирска
|
| 1
| Подготовка к защите проекта
|
|
|
| Защита творческих проектов
| Защита творческих проектов
| 1
|
| Раздел 3. Декоративно-прикладное и изобразительное искусство — 9 часов
|
|
|
| Истоки современного декоративно-прикладного творчества. История развития народных ремесел
|
| 1
| Выбор темы для творческого проекта
|
|
|
| Музеи декоративно-прикладного искусства
|
| 1
| Сообщение (презентация0 «Музеи».
|
|
|
| Музеи декоративно-прикладного искусства
| Посещение музея декоративно-прикладного искусства.
| 1
| Подбор материала для творческого проекта
|
|
|
| Народные мастера
|
| 1
| Разработка творческого проекта
|
|
|
| Новосибирский государственный художественный музей
|
| 1
| Работа над творческим проектом
|
|
|
| Знакомство с уникальными коллекциями
| Посещение виртуальных залов музеев.
| 1
| Оформление творческого проекта
|
|
|
| Выставочный зал союза художников
| Мини-сочинение «Размышление у картины»
| 1
| Мини-сочинение
|
|
|
| Новосибирские художники-иллюстраторы
|
| 1
| Подготовка к защите
| 4 четверть — 10 часов
|
|
|
| Защита творческих проектов
| Защита творческих проектов
| 1
|
| Раздел 4. Театр и кино -9 часов
|
|
|
| Новосибирск театральный. Из истории создания театров (драматические театры)
|
| 1
| Выбор темы для творческого проекта
|
|
|
| Новосибирск театральный. Из истории создания театров (Новосибирский академический молодежный театр «Глобус»).
|
| 1
| Сообщение (презентация0 «Театры».
|
|
|
| Новосибирск театральный. Из истории создания театров.
(Новосибирский областной театр кукол)
|
| 1
| Подбор материала для творческого проекта
|
|
|
| Театральное закулисье: «Урок грима» в театре «Глобус»
| Урок грима» в театре «Глобус».
| 1
| Разработка творческого проекта
|
|
|
| Новосибирская студия кинохроники
|
| 1
| Оформление творческого проекта
|
|
|
| Клип о родном селе
| Раскадировка своего клипа.
|
| Клип о родном селе
|
|
|
| Детская студия мультипликации
|
| 1
| Подготовка к защите
|
|
|
| Сценарий «Мы делаем фильм о родном селе».
| Фильм о родном селе.
| 1
| Подготовка к защите
|
|
|
| Защита творческих проектов
| Защита творческих проектов
| 1
| -
|
|
|
| Итого:
|
| 36
|
|
Список рекомендуемой литературы:
Баландин С.Н Новосибирск. История градостроительства: в 2 т. – Новосибирск, 1978.
Баландин С.Н., Ваганова О. Сибирский архитектор А.Д Крячков. Новосибирск: Зап.-Сиб.кн.. изд-во, 1073.
Композиторы Новосибирска. Вып.1: сборник. – Новосибирск: Трина, 1996.
Симфонический оркестр Новосибирской филармонии // Музыкальная жизнь СССР: справочник. – М., 1970.
Новосибирская картинная галерея: краткий путеводитель. – Новосибирск: Внешторгиздат.
Наш товарищ – кино: сборник – Новосибирск: Зап.Сиб, кН.изд-во,1981.
Баландин Л.А. На сцене и за кулисами: путь театра «Красный факел». Новосибирск Зап.Сиб, кН.изд-во, 1972.
Занятия по данному курсу проводятся в 8 классе в количестве 36 часов, 1 раз в неделю и является подготовительным курсом к восприятию программы по Мировой художественной культуре. Итогом курса является презентация, созданная учеником по выбранной им теме.
№
| Тема
| Количество часов
| 1
| Архитектура и дизайн
| 9
| 2
| Музыкальное искусство
| 9
| 3
| Декоративно прикладное искусство и изобразительное искусство
| 9
| 4
| Театр и кино
| 9
| Итого 36 часов. |