Скачать 202.52 Kb.
|
ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского 13 мая 2012 года Сайт факультета – ist.spu-penza.ru Единый государственный экзамен по ИСТОРИИ Вариант № 2 Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 3,5 часа (210 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 39 заданий. Часть 1 включает 21 задание с выбором ответа. К каждому заданию даются 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Часть 2 состоит из 12 заданий, требующих краткого ответа (в виде одного-двух слов, сочетания букв или последовательности цифр). Часть 3 состоит из 6 заданий с развернутым ответом. Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у вас останется время. Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов. Желаем успеха! ЧАСТЬ 1
А1. Система содержания должностных лиц за счет местного населения в России называлась 1) местничеством 2) полюдьем 3) барщиной 4) кормлением А2. Прочтите отрывок из летописи и укажите, в каком году произошли описываемые события «И сошлись оба войска, и было на Калке сражение великое, и победили… татары половцев, и князей русских, и пала русская сила…» 1) 969 г. 2) 1223 г. 3) 1237 г. 4) 1380 г. А3. Прочтите отрывок из сочинения В. О. Ключевского и укажите, при каком правителе названные территории были присоединены к Москве. «В 1463 г. все князья ярославские... били челом о принятии их на московскую службу и отказались от своей самостоятельности. В 1470-х годах покорен был Новгород Великий с его обширной областью в северной Руси. В 1474 г. князья ростовские продали Москве оставшуюся за ними половину Ростовского княжества; другая половина еще раньше была куплена Москвой... В 1485 г. была завоевана Тверь...». 1) Дмитрии Донском 2) Иване III 3) Федор Иванович 4) Иване Калите А4. Известными землепроходцами в XVII в. были 1) И. Болотников, К. Булавин 2) С. Ушаков, Ф. Конь 3) М. Шеин, А. Ордин-Нащокин 4) В. Поярков, С. Дежнев А5. Какое из событий Северной войны произошло раньше всех других? 1) Полтавская битва 2) морское сражение при мысе Гангут 3) битва при Лесной 4) поражение русских войск под Нарвой А6. М. В. Ломоносов был активным участником 1) основания Академии наук в Санкт-Петербурге 2) составления первого русского «Букваря» 3) первой экспедиции по исследованию и описанию Камчатки 4) создания Московского университета А7. М. М. Сперанский был высокопоставленным чиновником в годы царствования 1) Александра II 2) Александра III 3) Николая I 4) Николая II A8. Титул светлейшего князя Таврического получил 1) Г. А. Потемкин 2) А. В. Суворов 3) А. Д. Меншиков 4) А. Г. Орлов А9. В каком году был принят указ «о вольных (свободных) хлебопашцах»? 1) 1797 г. 2) 1803 г. 3) 1842 г. 4) 1861 г. А10. Петрашевцами называли 1) организаторов восстания Семеновского полка в 1820 г. 2) членов тайного кружка в Санкт-Петербурге в 1840-е гг. 3) участников «хождения в народ» в 1870-е гг. 4) участников первых социал-демократических кружков в 1890-е гг. А11. С аграрными преобразованиями П. А. Столыпина в начале XX в. связано понятие 1) выкупные платежи 2) отрезки 3) хутора 4) уставные грамоты A12. Какие памятники зодчества созданы по проектам М. Ф. Казакова? 1) дом Пашкова в Москве 2) Таврический дворец в Петербурге 3) Московский университет 4) Исаакиевский собор в Петербурге А13. ВЧК – это аббревиатура, обозначающая 1) чрезвычайный орган управления армией в условиях Гражданской войны 2) временный высший орган управления страной в 1917 г. 3) чрезвычайный орган, созданный для борьбы с саботажем и контрреволюцией 4) орган, созданный большевиками для подготовки переворота в октябре 1917 г.; штаб их выступления А14. В период нэпа
А15. Что из названного относится к результатам борьбы в руководстве Коммунистической партии в 1920-е гг.? 1) утверждение тезиса о возможности построения социализма в одной стране 2) победа взглядов о мирном врастании кулака в социализм 3) принятие в качестве официального учения о перманентной революции 4) раскол ВКП(б), образование на ее основе новых политических партий А16. В каком ряду названы фамилии руководителей советского наркомата иностранных дел? 1) М. М. Литвинов, В. М. Молотов 2) М. В. Фрунзе, К. Е. Ворошилов 3) Г. К. Орджоникидзе, И. А. Лихачев 4) Г. Г. Ягода, Н. И. Ежов А17. К начальному периоду Великой Отечественной войны (1941–1942 гг.) относится 1) отражение нападения японских войск на Дальнем Востоке 2) сражение под Смоленском 3) наступление советских войск в Восточной Пруссии 4) Курская битва А18. Кто из названных лиц был идеологом и руководителем проведения экономических реформ в СССР в 1965 г.? 1) М. А. Суслов 2) Л. И. Брежнев 3) А. Н. Косыгин 4) Н. И. Рыжков А19. Что стало важным событием духовной жизни общества в период перестройки? 1) торжественное открытие и освящение Храма Христа Спасителя 2) завершение реконструкции Третьяковской галереи 3) торжественное празднование 1000-летия крещения Руси 4) открытие памятника А. С. Пушкину в Москве А20. Что стало характерной чертой развития экономики России в 1990-е гг.? 1) преимущественное развитие тяжелой промышленности 2) усиление военно-промышленного комплекса 3) развитие различных форм собственности 4) финансовая поддержка государственных предприятий A21. Присоединение России к программе «Партнерство во имя мира» связано с установлением сотрудничества с (со) 1) НАТО 2) странами Юго-Восточной Азии 3) Китаем 4) государствами Латинской Америки ЧАСТЬ 2
В1. Расположите в хронологической последовательности их жизни и деятельности следующие имена. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу. А) Дмитрий Донской Б) Иван III В) Федор Иванович Г) Иван Калита Д) Борис Годунов Ответ:
В2. Установите соответствие между терминами, понятиями и их определениями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
В3. Какие три из перечисленных понятий, терминов связаны с деятельностью М. М. Сперанского? Запишите номера, под которыми они указаны, в таблицу. 1) Указ о единонаследии 2) Свод законов Российской империи 3) Введение к уложению государственных законов 4) Государственный совет 5) подушная подать 6) кабинет министров
В4. Установите соотношение между именами деятелей науки XIX в. и областью знаний, к ним относящейся. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
В5. Какие три из перечисленных событий относятся к царствованию Николая II? Запишите номера, под которыми они указаны, в таблицу. 1) Крымская война 2) завершение строительства Транссиба 3) учреждение дворянского банка 4) Ленский расстрел 5) строительство Царскосельской железной дороги 6) Цусимское сражение
В6. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены эти события, в правильной последовательности в таблицу. 1) подписание в Риге мирного договора с Польшей 2) введение войск ОВД в Чехословакию 3) подписание в Раппало (близ Генуи) договора о восстановлении дипломатических отношений с Германией 4) подписание пакта Риббентропа-Молотова 5) вооруженный конфликт на КВЖД
В7. Какие три из перечисленных черт характеризуют новую экономическую политику? Запишите номера, под которыми они указаны, в таблицу. 1) создание трудовых армий 2) введение продналога 3) концессии 4) национализация промышленности 5) свободный наем рабочей силы 6) гласность
В8. Установите соответствие между советскими партийными и государственными деятелями и занимаемыми ими постами, ролью в политике: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
В9. Прочтите отрывок из сочинения историка В. О. Ключевского. Назовите фамилию правителя, о котором идет речь. «...Несмотря на многолетнюю правительственную опытность, на милости, какие он щедро расточал по воцарении всем классам, на правительственные способности, которым в нем удивлялись, популярность его была непрочна. Он принадлежал к числу тех злосчастных людей, которые и привлекали к себе, и отталкивали от себя, – привлекали видимыми качествами ума и таланта, отталкивали незримыми, но чуемыми недостатками сердца и совести. Он умел вызывать удивление и признательность, но никому не внушал доверия; его всегда подозревали в двуличии и коварстве и считали на все способным. Несомненно, страшная школа Грозного, которую прошел царь, положила на него неизгладимый печальный отпечаток...» Ответ: _______________________. В10. Ниже приведен перечень терминов, понятий. Все они, за исключением одного, относятся к событиям первой половины XX в. Сепаратный мир, продразверстка, национализация, промышленный переворот, комитеты бедноты, продотряд, троцкизм. Найдите и запишите термин, относящийся к другому историческому периоду. Ответ: __________________________. В11. Напишите пропущенное слово. Процесс создания крупного машинного производства в промышленности и других отраслях народного хозяйства называется __________________________ . Ответ: _______________________________. В12. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведенном ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.
1) введение «Табели о рангах» 2) май 1682 г. 3) Ф. И. Мстиславский 4) Г. Распутин 5) Цусимское морское сражение 6) П. А. Румянцев 7) участие России в Семилетней войне 8) Утверждение «Основных государственных законов Российской империи» 9) июль 1610 г. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ:
ЧАСТЬ 3
Из воспоминаний экономиста И. А. Карпенко. «Быстро и резко усиливалась власть восстановленных министерств и ведомств, начинавших жить по собственным законам, становящихся своеобразными государствами в государстве. Разумеется, возглавлялись они все той же партийной номенклатурой. Так что интересы партии и ведомств и субъективно и объективно смыкались. Уже в девятой пятилетке с министерствами оказался бессильным бороться и председатель Совета Министров А. Н. Косыгин. Очень ярко характеризует эту сложившуюся ситуацию широко известный «бунт» сорока министров. Суть дела заключалась в том, что реформа резко увеличила цену срыва договорных обязательств. Предприятие, скажем, из-за недопоставки чепуховой, копеечной детали могло задержать выпуск дорогостоящей продукции, сорвать задание по объему ее реализации, а значит, потерять значительную сумму отчислений в поощрительные фонды. По новым условиям в таких случаях можно было через Госарбитраж не только взыскать с недобросовестного партнера штраф за недопоставленную продукцию, но и потребовать возмещения всех потерь и убытков, которые понесло предприятие. Госарбитраж получил право решать такие споры, даже если они возникали у коллектива с собственным министерством. Однако охотников обращаться в Госарбитраж с подобными жалобами находилось очень мало – получалось себе дороже. Ведь с поставщиком, не говоря уже о собственном министерстве, работать предстояло многие годы и портить с ним отношения было просто опасно». С1. Укажите хронологические рамки, название периода, о котором идет речь в отрывке, фамилию Первого секретаря ЦК КПСС в этот период и руководителя описываемой автором реформы. С2. На основе анализа текста и знаний по курсу истории назовите главную цель предпринятой реформы и не менее трех ее основных мер в сфере промышленного производства. С3. Назовите не менее двух основных причин «бунта» министерств, невыполнения предприятиями требований реформы и, следовательно, ее неудачи. С4. Во второй половине 1920-х – начале 1930-х гг. отношения СССР с ведущими европейскими странами – Англией и Францией – были весьма напряженными, между ними часто происходили дипломатические конфликты. Однако с 1933 г. ситуация изменилась. Какие события в международной жизни, внешнеполитические шаги СССР ознаменовали это изменение отношений? Приведите три объяснения. С5. Ниже приведены две точки зрения на политику опричнины Ивана IV Грозного: 1. «Главным содержанием опричнины стали совершенно беспрецедентные убийства ради убийств». (Л. Н. Гумилев, историк) 2. «Основной смысл опричных преобразований сводился к завершающему удару, который был нанесен последним оплотам удельной раздробленности». (А. А. Зимин, историк) Какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной? Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения. С6. Выберите из предложенных вариантов ОДНОГО исторического деятеля определенной эпохи и напишите его исторический портрет. 1) Иван III 2) М. Т. Лорис-Меликов 3) Г. М. Маленков. Укажите время жизни исторического деятеля. Дайте краткую характеристику основных направлений (событий, достижений и т.п.) и результатов его деятельности. Вариант 2 Ответы Часть 1 1) 4 2) 2 3) 2 4) 4 5) 4 6) 4 7) 3 8) 1 9) 2 10) 2 11) 3 12) 3 13) 3 14) 3 15) 1 16) 1 17) 2 18) 3 19) 3 20) 3 21) 1 Часть 2 В1.
В2.
В3.
В4.
В5.
В6.
В7.
В8.
В9. Борис Годунов В10. промышленный переворот В11. индустриализация В12.
Часть 3 С1. 1964 – 1982 гг. Застой. Брежнев. Косыгин С2. Повысить эффективность общественного производства, добиться роста темпов развития экономики (объем ВВП, производительность труда, урожайность зерновых, увеличение производства продукции животноводства и пр.). Восстановление министерств, сокращение числа обязательных плановых показателей, предоставление предприятиям права распоряжения частью прибыли. С3. Отсутствие в стране инфраструктуры для приобретения сырья и комплектующих (бирж; возможностей прямых поставок, минуя министерства). Сохранение прежней системы распределения фондов через министерства. Усиление роли министерств. Сопротивление развитию рыночных механизмов. С.4. Приход к власти А. Гитлера; дипломатическое признание СССР США; вступление СССР в Лигу наций; стремление СССР создать систему коллективной безопасности в Европе. С5. 1. Казни своих противников, убийство Ф. Колычева, погром Новгорода. Количество жертв террора трудно объяснить сопротивлением аристократии укреплению царской власти. 2. Ливонская война требовала больших затрат и концентрации ресурсов. Сопротивление аристократии можно было подавить только террором. Факт заговора против царя существовал. После террора боярство уже не играло главенствующей роли в управлении государством, его влияние сравнялось с влиянием дворянства. |
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы... ... | Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы... Содержит задания двух уровней: 16 заданий базового уровня и 6 – повышенного уровня | ||
Инструкция по выполнению работы Для выполнения экзаменационной работы... Содержит 30 заданий (А1 – А30). К каждому заданию дается 4 ответа, из которых правильный только один | Инструкция по выполнению работы на выполнение экзаменационной работы... Состоит из 32 заданий (А1-А32). К каждому заданию дается 4 варианта ответа, только один из которых верный | ||
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы... Демонстрационный вариант теста в 2009-2010 учебном году, предлагаемый для прохождения аттестации учителей начальных классов на вторую,... | Инструкция по выполнению работы Контрольная работа состоит из трех частей, включающих 11 заданий Контрольная работа состоит из трех частей, включающих 11 заданий. На выполнение всех заданий отводится 30 минут. Задания необходимо... | ||
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы... Включает 30 заданий (А1-А30). К каждому из них даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный | Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы... Включает 30 заданий (А1-А30). К каждому из них даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный | ||
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы... Включает 20 заданий с выбором ответа. К каждому заданию дается 4 ответа, только один из которых правильный | Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы... Включает 20 заданий с выбором ответа. К каждому заданию дается 4 ответа, только один из которых правильный | ||
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы... Включает 20 заданий с выбором ответа. К каждому заданию дается 4 ответа, только один из которых правильный | Инструкция по выполнению работы. На выполнение экзаменационной работы... А включает 20 заданий с выбором ответа. К каждому заданию даётся 4 ответа, только один из которых правильный | ||
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы... Демонстрационный вариант теста в 2010-2011 учебном году по изо, предлагаемый для прохождения аттестации на вторую, первую и высшую... | Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы... Сборник заданий для проведения экзамена в 9 классе/Е. Л. Рудковская, Л. Н. Боголюбов и др | ||
Инструкция по выполнению работы Работа состоит из двух частей. В... Городской округ (муниципальный район) | Инструкция по выполнению работы Работа состоит из двух частей. В... Городской округ (муниципальный район) |