Блок 1. Базовая часть
История России
Цель изучения дисциплины: Преподавание истории в университете преследует цель выработать у студентов понимание хода и закономерностей исторического развития России через призму общецивилизационной эволюции. Курс истории призван сыграть важную роль в повышении историко-культурного уровня студенчества, содействовать его мировоззренческому самоопределению и профессиональному становлению. Место дисциплины в учебном плане: Дисциплина относится к базовой части (Б1. Б.2.). Для освоения дисциплины «История» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные на предыдущей ступени обучения, в процессе изучения предметов «Обществознание», «История» в общеобразовательной школе, а так же знаний в области естественных наук. Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-4, ОК-5. Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины: В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: основную фактологию, периодизацию и направленность исторической эволюции России на протяжении 9-начало 21 веков в контексте всеобщей истории, историческую обусловленность развития и перспектив избранной сферы деятельности; Уметь: применять знания отечественной истории в прогностических, воспитательных и адаптационных целях; Владеть:
элементами ретроспективного, системного, синхронистического – диахронистического, комплексного и типологического анализа исторических материалов. Содержание дисциплины: 1. Древняя Русь. Московское государство. Образование европейских государств. Древнерусское государство. От Владимирского княжества к Московскому царству. Становление капитализма в Европе, Просвещение. Великая Французская революция
Российское государство. Проблемы модернизации России XVIII первой половины XIX. Россия во второй половине XIX начале XX.
Россия в ХХ веке. Россия в первой Мировой войне и революционные потрясения 1917 года. Великая депрессия 30-х гг. Форсированное строительство социализма в СССР.
Российская федерация на рубеже ХХ-XXI. СССР в годы Второй мировой и Великой Отечественной войны и послевоенное устройство. Перестройка.
Развал СССР. Постсоветская Россия. Используемые информационные, инструментальные и программные средства: Учебная обязательная и дополнительная литература, электронные учебники, информационные программы, слайд- лекции. Трудоемкость учебной дисциплины: 3 ЗЕ (108 ч.) Формы текущего контроля: Тесты и контрольные вопросы, рефераты Форма промежуточной аттестации: экзамен. История
Цель изучения дисциплины: обучение студентов работе с теоретическим и практическим материалом исторической тематики, формирование научного понимания исторического процесса, последовательности, причинно-следственных связей и последовательности составляющих его событий, формирование способностей к публичному
выступлению, дискуссии, формирование гражданских качеств и патриотизма, подготовка к восприятию дальнейших гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Место дисциплины в учебном плане: Дисциплина относится к базовой части (Б1.Б.1). Для освоения дисциплины «История» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные, на предыдущей ступени обучения, в процессе изучения предметов «Обществознание», «История» в общеобразовательной школе, а так же знаний в области естественных наук. Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-4, ОК-5. Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины: В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: периодизацию всемирной истории, ее основные события и персонажей, основные процессы и закономерности исторического процесса, роль и место России в историческом процессе. Уметь: ориентироваться в периодизации и событиях всемирной истории, подготавливать сообщения и доклады на исторические темы, выступать с ними перед аудиторией, вести дискуссию; выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем. Владеть: методами работы с информацией (ее отбора, подготовки сообщений и выступлений перед аудиторией) Трудоемкость учебной дисциплины: 2 ЗЕ (72 ч.) Формы текущего контроля: Тесты и контрольные вопросы, рефераты Форма промежуточной аттестации: экзамен.
Философия
Цель изучения дисциплины: Целями освоения дисциплины является формирование представлений об основных и фундаментальных
мировоззренческих проблемах, методологии познания и самостоятельному мировоззренческому выбору. Место дисциплины в учебном плане: Дисциплина относится к базовой части учебного плана (Б1.Б.3). Для освоения дисциплины «Философия» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные на предыдущей ступени обучения, в процессе изучения предметов «Обществознание», «История» в общеобразовательной школе, а так же знаний в области естественных наук. Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-4, ОК-5, ПК-8. Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины: В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: структуру философского знания, его место и роль в современной жизни, методы и приѐмы философского анализа проблем. Уметь: анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, анализировать и оценивать социальную информацию, планировать и осуществлять свою деятельность с учѐтом результатов этого анализа. Владеть: навыками логического мышления, критического восприятия информации. Содержание дисциплины:
Введение. Философия в системе культуры.
Всеобщие свойства и законы мира (онтология).
Всеобщие отношения человека к миру.
Используемые информационные, инструментальные и программные средства: Учебная обязательная и дополнительная литература, электронные учебники, информационные программы, слайд- лекции. Трудоемкость учебной дисциплины: 4 ЗЕ (144ч.) Формы текущего контроля: тесты и контрольные вопросы, рефераты. Форма промежуточной аттестации: экзамен.
Иностранный язык Цель изучения дисциплины: Цели освоения данной учебной дисциплины, соотнесенные с общими целями ООП ВО:
в области обучения - повышение уровня овладения иностранным языком, приобретение студентами достаточной иноязычной коммуникативной компетенции при решении повседневных задач в различных областях профессиональной, научной, культурной и бытовой сфер деятельности, при общении с зарубежными партнерами, а также в самообразовании;
в области воспитания - воспитание уважения и понимания духовных ценностей разных стран и народов;
в области развития - развитие разноаспектных умений и навыков,
используя ресурсы владения иностранным языком; развитие информационной культуры; повышение общего кругозора, способности к самообразованию. Место дисциплины в учебном плане: Дисциплина относится к базовой части учебного плана (Б1.Б.4). Для освоения дисциплины «Иностранный язык» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные на предыдущей ступени обучения. Формируемые компетенции: ОК-3, ОК-4, ОК-5. Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины: В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: – базовую лексику в объеме 4000 учебных лексических единиц общего
терминологического характера;
– основные способы словообразования; – наиболее употребляемые грамматические явления, обеспечивающие коммуникацию общего характера без искажения смысла при письменном и устном общении;
– о культуре и традициях стран изучаемого языка, правила речевого этикета; – приемы и методы перевода текста по специальности; – принципы реферирования, аннотирования и составление тезисов. Уметь: – строить диалогическую и монологическую речь с использованием наиболее употребительных лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения; – понимать прагматические тексты и тексты по широкому и узкому профилю специальности; – самостоятельно читать оригинальную литературу по специальности и быстро извлекать из нее необходимую информацию; – применять полученные теоретические знания приемов перевода на практике; – пользоваться современными системами машинного перевода, печатными и электронными словарями; – аудировать тексты общего и профессионального иноязычного общения с извлечением общей и специальной информации; – вести научную беседу с использованием профессиональной терминологии и выражений речевого этикета; – составлять аннотации и рефераты статей по специальности, доклады на международные научно-практические, научно-технические конференции, презентации собственных научных результатов . Владеть: – навыками разговорно-бытовой речи; – наиболее употребительной грамматикой и основными грамматическими явлениями, характерными для устной и письменной речи повседневного общения; – основами устной речи – делать сообщения, доклады (с предварительной подготовкой) на темы повседневного общения и на общекультурные темы; – основными навыками письма для ведения бытовой и деловой переписки; – стратегиями восприятия, анализа, создания устных и письменных текстов разных типов и жанров; – приемами самостоятельной работы с языковым материалом (лексикой, грамматикой, фонетикой) с использованием справочной и учебной литературы. Используемые информационные, инструментальные и программные средства: Учебная обязательная и дополнительная литература, электронные учебники, информационные программы, слайд- лекции. Трудоемкость учебной дисциплины:8 ЗЕ(288ч.) Формы текущего контроля: тесты и контрольные вопросы, рефераты. Форма промежуточной аттестации: экзамен.
Основы социального государства
Цель изучения дисциплины: Целью освоения дисциплины «Основы социального государства» является формирование у студентов целостного представления об основных социальных функциях государства и принципах функционирования современного социального государства. Место дисциплины в учебном плане: Дисциплина относится к базовой части учебного плана (Б1.Б.5). Для освоения дисциплины «Основы социального государства» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные на предыдущей ступени обучения, в процессе изучения предметов «Обществознание», «История», «История России» в общеобразовательной школе, а так же знаний в области естественных наук Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-2, ОК-4, ОК- 5, ОК-6, ПК-3.
Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: теоретические основы возникновения социального государства как государства нового цивилизационного типа; основы функционирования социального государства; приоритеты социального развития Российской Федерации. Уметь: применять принципы организации социальной экспертизы и социального аудита в профессиональной деятельности; использовать полученные знания для разработки предложений и рекомендаций по решению социальных проблем. Владеть: навыками определения принципов, целей и направлений социальной политики государства; методологией разрешения социальных конфликтов. Содержание дисциплины
Социальное государство и его функции.
Модели социального государства.
Экономические основы функционирования социального государства.
Социальная политика государства.
Система социальной защиты населения.
6. Государственное регулирование рынка труда и занятости населения.
Социальное партнерство и социальная ответственность бизнеса.
Качество и уровень жизни в социальном государстве.
Социальная политика государства в условиях формирования инновационной экономики.
Используемые информационные, инструментальные и программные средства: учебная обязательная и дополнительная литература, электронные учебники, информационные программы, слайд- лекции. Трудоемкость учебной дисциплины: 3 ЗЕ(108ч.) Формы текущего контроля: Тесты и контрольные вопросы, рефераты
Форма контроля зачет с оценкой.
Математика
Цель изучения дисциплины: Освоение основных понятий и идей высшей математики; приобретение студентами навыков решения задач, навыков самостоятельной работы с математической литературой; формирование научного мировоззрения. Место дисциплины в учебном плане: Дисциплина (Б.1.Б.6) «Математика» является дисциплиной базовой части учебного плана по направлению подготовки 43.03.01 «Сервис». Изучение дисциплины «Математика» основывается на базе знаний, умений и компетенций, полученных студентами в ходе освоения школьных курсов «Алгебра и начала анализа» и «Геометрия». Формируемые компетенции: ОК-5, ПК-3. Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины: В результате изучения дисциплины студент должен: Знать: - основные понятия и методы математического анализа, линейной алгебры, аналитической геометрии, теории вероятностей. Уметь:
разбираться в профессиональных вопросах, сформулированных на математическом языке;
применять математические понятия при описании прикладных задач и использовать математические методы при их решении.
Владеть: - методами математического описания типовых профессиональных задач и интерпретации полученных результатов. Содержание дисциплины:
Линейная алгебра с элементами аналитической геометрии.
Математический анализ.
3. Элементы теории вероятностей. Используемые информационные, инструментальные и программные средства: учебная обязательная и дополнительная литература, электронные учебники. Трудоемкость учебной дисциплины: 8 ЗЕ (288ч.) Формы текущего контроля: самостоятельные работы студентов, контрольные работы (домашние и аудиторная). Форма промежуточной аттестации: экзамен.
Информатика Цель изучения дисциплины: Целью дисциплины «Информатика» является теоретическая и практическая подготовка студентов в области информатики, создание у студентов целостного представления о процессах хранения, обработки и передачи информации, а также формирование у будущих выпускников компетенций в области использования современных информационных технологий в профессиональной деятельности. Место дисциплины в учебном плане: Дисциплина (Б1.Б.7) относится к базовой части учебного плана по направлению подготовки 43.03.01 «Сервис». Формируемые компетенции: ОК-5, ОПК-1. Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины: В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: базовые положения фундаментальных разделов информатики в объеме, необходимом для понимания сущности и значения информации в развитии современного общества; общую характеристику сбора, обработки, хранения и передачи информации; современное техническое и программное обеспечение реализации информационных процессов в профессиональной деятельности; основные требования информационной безопасности, в том числе, средства защиты информации.
Уметь: создавать документы, электронные таблицы и базы данных; работать с информацией в локальных и глобальных компьютерных сетях. Владеть: основными методами, способами и средствами получения, хранения и переработки информации; навыками работы с компьютером как средством управления информацией; поиска и обмена информацией в глобальных, корпоративных и локальных компьютерных сетях. Содержание дисциплины:
Введение в информатику. Основы информатики
Решение функциональных и вычислительных задач средствами компьютерных технологий.
Используемые информационные, инструментальные и программные средства: Компьютерный класс с современной техникой и периферийным оборудованием. Программные пакеты: Microsoft Windows, MS Office, браузеры, архиватор. Трудоемкость учебной дисциплины: 7 ЗЕ (252ч.) Формы текущего контроля: Тесты и контрольные вопросы, контрольные задания. Форма промежуточной аттестации: экзамен.
Экология Цель изучения дисциплины: Целями освоения дисциплины «Экология» являются формирование у студентов представлений о закономерностях строения и развития биосферы как области взаимодействия природы и общества, о факторах и законах функционирования экосистем, о современных подходах к решению экологических проблем, принципах сохранения среды жизни и обеспечения экологической безопасности. Данная дисциплина призвана формировать экологическое мышление и навыки экологически приемлемого поведения человека в повседневной жизни и профессиональной деятельности.
Место дисциплины в учебном плане: Учебная дисциплина «Экология» относится к базовой части учебного плана по направлению подготовки 43.03.01 «Сервис» (Б1. Б.8). Для изучения дисциплины необходимы компетенции, полученные в средней общеобразовательной школе. Изучение дисциплины в представленном объеме и содержании рекомендуется на начальном этапе обучения бакалавра. Формируемые компетенции: ОК-5. Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины: Знать: основные понятия экологии, основные особенности различных сред обитания и адаптации к ним организмов, основные принципы воздействия экологических факторов на биосистемы. Уметь: работать с увеличительными приборами, биологическим материалом, проводить опыты и наблюдения, делать схематические рисунки с препаратов, характеризовать свойства, структуру природных сообществ и экосистем, определять адаптивные возможности организма человека. Владеть: научными знаниями об основных экологических концепциях и законах, о синтезе отдельных наук и зарождение направлений. Содержание дисциплины: 1.Понятие об экологических факторах
Экологические популяции
Экосистемы
4.Биосфера Используемые информационные, инструментальные и программные средства: Учебная обязательная и дополнительная литература, электронные учебники, информационные программы, слайд- лекции. Трудоемкость учебной дисциплины: 5 ЗЕ (180 ч.) Формы текущего контроля: Тесты и контрольные вопросы, рефераты
Форма промежуточной аттестации: зачет с оценкой в 1-ом семестре и экзамен во 2-ом семестре.
Сервисология Цель изучения дисциплины: Целью дисциплины «Сервисология» является создание системы знаний о человеке и его потребностях, средствах и способах формирования новых потребностей, методах удовлетворения социальных и культурных потребностей индивида, семьи и общества. Задачи дисциплины «Сервисология»: Изучить человека как индивида, как личность – субъекта общественно-исторической деятельности и носителя определенных ролей; проследить становление знаний о человеке и его потребностях в исторической ретроспективе; исследовать систему потребностей человека, их формирование и динамику; изучить структуру потребностей; изучить классификацию потребностей в разных аспектах: философском, социально-психологическом и экономическом; рассмотреть место и роль сервиса в удовлетворении человеческих потребностей. Место дисциплины в учебном плане: Учебная дисциплина «Сервисология» относится к базовой части учебного плана по направлению подготовки 43.03.01 «Сервис» (Б1. Б.9). Формируемые компетенции: ОК-1, ОПК-1, ПК-8, ПК-9. Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины: В результате изучения дисциплины студент должен: - Знать: содержание ключевых понятий о потребностях человека (потребности, классификация потребностей, динамика потребностей, способы и средства удовлетворения потребностей, интерес, стимул, мотив, индивидуальные и коллективные потребности, процесс удовлетворения потребностей и др.); основные подходы к пониманию и описанию поведения человека в потребностном поле в процессе формирования и удовлетворения потребностей;
Уметь: работать в “контактной зоне” как сфере реализации сервисной деятельности; проводить исследования рынка и осуществлять продвижение услуг; определять стратегию потребительского спроса, обновления ассортимента товаров и услуг; прогнозировать спрос и предложение на услуги.
Владеть: навыками анализа различных феноменов, прогнозирования и управления процессом удовлетворения потребностей человека.
Содержание дисциплины
Человекознание – система наук о человеке
Основные аспекты теории потребностей
Способы и средства удовлетворения потребностей человека
Используемые информационные, инструментальные и программные средства: Учебная обязательная и дополнительная литература, электронные учебники, информационные программы, слайд- лекции. Трудоемкость учебной дисциплины: 4 ЗЕ(144ч.) Формы текущего контроля: Тесты и контрольные вопросы, рефераты. Форма контроля: экзамен. Сервисная деятельность
Цель изучения дисциплины: Целью дисциплины «Сервисная деятельность» является создание системы знаний о сервисной деятельности, услугах, формах обслуживания, принципах формирования новых услуг с учетом инноваций в технике, технологии, социально-экономической сфере. Задачей дисциплины «Сервисная деятельность» является формирование у обучающихся представления о сервисной деятельности, месте сервиса в жизнедеятельности человека.
Место дисциплины в учебном плане: Учебная дисциплина «Сервисная деятельность» относится к базовой части учебного плана по направлению подготовки 43.03.01 «Сервис» (Б1. Б.10). Формируемые компетенции: ОК-3, ПК-1, ПК-3, ОПК-2, ОПК-3.
Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины: В результате изучения дисциплины студент должен: - Знать: основные потребности и психофизиологические возможности человека, и их взаимосвязь с социальной активностью личности, структуру обслуживания с учетом природных и социальных факторов; историю развития сервиса, виды сервисной деятельности, классификации услуг и их характеристику, теорию организации обслуживания; методы психологии, совокупность явлений, составляющих основу психодиагностического поля личности потребителя; этику сферы бизнеса и услуг, управленческую этику, этику партнерских отношений, эстетику обслуживания. - Уметь: оценивать психические, физиологические особенности человека, социальную значимость потребителей; работать в «контактной зоне» как сфере реализации сервисной деятельности; применять методики психодиагностики: экспресс-диагностика потребностей, мотивов, целей потребителя, выделять главные психологические особенности потребителя; находить пути благоприятного разрешения психологических конфликтов; соблюдать требования современного этикета. - Владеть: умением обеспечить оптимальную инфраструктуру обслуживания с учетом природных и социальных факторов; методами бесконфликтных взаимоотношений с потребителем в процессе сервисной деятельности; методами этнокультурной диверсификации сервисной деятельности; приемами изучения личности потребителя; методиками диагностирования поведения и оказания влияния на потребителя; профессиональной этикой и этикетом. Содержание дисциплины
1.Социальные предпосылки возникновения и развития сервисной деятельности
Услуга как специфический продукт
Организация сервисной деятельности
Новые технологии в сфере услуг
Используемые информационные, инструментальные и программные средства: Учебная обязательная и дополнительная литература, электронные учебники, информационные программы, слайд- лекции. Трудоемкость учебной дисциплины: 5 ЗЕ(180ч.) Формы текущего контроля: Тесты и контрольные вопросы, рефераты. Форма контроля: экзамен.
Психодиагностика
Цель изучения дисциплины: Основная цель работы студентов при
изучении курса «Психодиагностика» – адекватное и грамотное использование полученных знаний в практической деятельности. Для этого необходимо: сформировать у студентов систему основных понятий дисциплины, ознакомить с теорией и практикой психодиагностических исследований; способствовать формированию адекватных представлений о возможностях психодиагностических методик в системе психодиагностических обследований; ознакомить с основными направлениями развития психодиагностики в настоящее время. Место дисциплины в учебном плане: Учебная дисциплина
«Психодиагностика» относится к базовой части учебного плана по направлению подготовки 43.03.01 «Сервис» (Б1. Б.11). Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-4, ОК-5, ПК-9. Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины. В результате изучения дисциплины студент должен:
- Знать: научные основы психодиагностики; принципы построения диагностических методик; особенности диагностируемых качеств; закономерности процесса психодиагностики и основных характеристик ее многообразного инструментария; конкретные области использования и применения психодиагностических методик. - Уметь: организовывать процесс психологического тестирования; применять конкретные психодиагностические методики в различных сферах деятельности; обрабатывать и интерпретировать результаты методик, формулировать заключения на их основе; оценивать качество психодиагностических методик; использовать психодиагностические методики в практической и научно-исследовательской работе. - Владеть: навыками подготовки и проведения самостоятельного психодиагностического обследования в зависимости от поставленных перед психологом задач; представлениями о важнейших отраслях и этапах развития психодиагностики; представлениями об основных подходах, направлениях и концепциях, сферах применения и использования психодиагностических методик; представлениями о содержании профессионально-этических норм психодиагностика; представлениями о возможностях и ограничениях,
преимуществах и недостатках диагностических методик, используемых в психологической практике Содержание дисциплины:
|