Скачать 230.13 Kb.
|
МБОУ «Гимназия №7» Утверждаю: Директор МБОУ «Гимназия №7»: _______________Нородинова З.А. ____ ________ 2013 г. Программа патриотического воспитания обучающихся на 2013-2017 г.г. г. Махачкала I. Пояснительная записка 1. Обоснование для разработки Программы. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование учащихся любви к своей Родине, постоянная готовность к её защите. Программа работы школы по патриотическому воспитанию обучающихся направлена на неустанную работу по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам прошлого. В Программе отражены основные цели, задачи, мероприятия по развитию системы патриотического воспитания, а также средства и механизмы, обеспечивающие их практическую реализацию в МБОУ «Гимназия №7» на период с 2013 по 2015 годы. Программа имеет школьный статус и ориентирована на учащихся 1-11-х классов. Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий. Программа патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем. 2. Цели и задачи Программы. Под патриотическим воспитанием в Программе понимается систематическая и целенаправленная деятельность администрации школы и педагогического коллектива. Она направлена на формирование у школьников высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, упрочнению единства и дружбы народов Российской Федерации. Составной частью патриотического воспитания является краеведческое, гражданское и военно-патриотическое воспитание школьников. Целью программы является: - поддержка развития системы всеобщего, комплексного и непрерывного патриотического воспитания, образования школьников на основе сохранения и приумножения культурного наследия школы и города, возрождения традиционных нравственных ценностей; - создание и развитие в школе единой системы формирования патриотических чувств; - сохранение, развитие и эффективное использование потенциала школы патриотической направленности. В качестве основных задач выступают: 1. создание условий для формирования духовно-богатого, социально- активного гражданина; 2. снижение уровня правонарушений и вредных привычек школьников средствами патриотического воспитания; 3. разработка механизмов, обеспечивающих координацию деятельности урочной и внеурочной системы программных мероприятий; 4. обобщение и распространение передового педагогического опыта работы педагогов по патриотическому воспитанию; 5. разработка и создание научно-методических рекомендаций по проблемам формирования патриотизма учащихся; 6. реализация системы программных мероприятий патриотической направленности и оценка их эффективности. 3. Актуальные проблемы патриотического воспитания и основные направления их решения. Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты. В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа. Школа, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности и является важнейшим инструментом, который способен эволюционным путем обеспечить смену ментальности, воспитать гражданина и патриота. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении. Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны. Работа по основным направлениям системы патриотического воспитания поможет: - повысить патриотическое сознание, нравственные и этические ориентиры; - раскрыть понимание истинного значения интернационализма; - повысить престиж военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации. В настоящих условиях становление системы патриотического воспитания необходимо рассматривать как объединяющее начало, фактор взаимодействия детского и молодежного движения, администрации школы, детской организации, как основу патриотического воспитания школьников. Основными направлениями, дальнейшего развития системы патриотического воспитания остаются: 1. Создание нормативно-правовой базы патриотического воспитания в школе. 2. Совершенствование деятельности администрации школы и педагогов в патриотическом воспитании школьников. 3. Информационная и просветительская деятельность в области патриотического воспитания школьников. 4. Координация деятельности детских школьных организаций в интересах патриотического воспитания школьников. 4. Контроль за реализацией Программы. Для координации и реализации деятельности всех структур школы, заинтересованных организаций в реализации системы патриотического воспитания и образования создан координационный совет, который обсуждает промежуточные результаты работы по Программе, уточняет механизм ее реализации. В состав совета входят: 1. Заместитель директора по воспитательной работе. 2. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе. 3. Руководитель МО классных руководителей. 4. Учителя истории. 5. Библиотекарь. 5. Оценка эффективности реализации Программы: В результате осуществления Программы ожидается: 1. повышение эффективности патриотической работы; 2. повышение качества мероприятий по организации и проведению патриотической работы с детьми и подростками; 3. формирование гражданской грамотности учащихся; 4. внедрение новых форм и методов работы по данному направлению; 5. развитие толерантности и сохранение славных боевых и трудовых традиций нашего края. 6. сформированность идеала жизни и идеала человека. Количественными результатами реализации Программы должны стать: - доведение числа систематически занимающихся патриотической работой школьников до уровня 100%; - создание элективных курсов и кружков патриотической направленности; - привлечение подростков групп «риска» к общественным мероприятиям патриотической направленности и, как следствие, снижение числа школьников, совершивших правонарушения; - повышение уровня воспитанности и нравственности учащихся; - разработка исследовательско - поисковых работ обучающихся. 6. Содержание Программы Программа включает в себя следующие направления: 6. 1. Связь поколений. Цель: Осознание обучающимися как нравственной ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему. Задачи: 1. Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев. 2. Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения. 3. Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны. Формы: тематические классные часы, уроки мужества, устный журнал, предметные недели, беседы, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами–интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам. 6. 2. Растим патриота и гражданина России. Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции. Задачи: 1. Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека. 2. Развивать ученическое самоуправление. 3. Формировать культуру проявления гражданской позиции. 4. Формировать у учащихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России. Формы: тематические классные часы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник получения паспорта, дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты. 6. 3. Мой край родной. Цель: Воспитание у обучающихся любви к родному краю как к своей малой Родине. Задачи: 1. Изучать историю родного края. 2. Воспитывать у обучающихся позицию «Я – гражданин России». 3. Формировать экологическое поведение. Формы: экологическое движение, выпуск листовок, газет, озеленение, игры, марафоны, викторины, тематические классные часы, предметные недели, устный журнал. 6.4. Я и семья. Цель: осознание обучающимися семьи как важнейшей жизненной ценности. Задачи: 1. Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей. 2. Повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей. 3. Создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе. Формы: беседы, родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники и часы общения. VI. Этапы реализации Программы Реализация Программы рассчитана на 4 лет. I этап: проектный – 2013-2017 учебный год. Цель: подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания. Задачи: Изучить нормативную базу, подзаконные акты. Разработать, обсудить и утвердить программу по гражданско-патриотическому воспитанию. Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы. Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы. II этап: практический – 2013-2017 учебные годы. Цель: реализация программы по гражданско-патриотическому воспитанию «Я – гражданин России». Задачи: 1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия. 2. Обогащать содержание гражданско-патриотического воспитания. 3. Развивать ученическое самоуправление. 4. Разработать методические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию. 5. Расширять и укреплять связи и отношения школы с учреждениями дополнительного образования и культуры, спортивными школами города. 6. Вовлекать в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности. 7. Проводить мониторинг реализации программы. 8. Принимать участие в конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию. III этап: аналитический –2016-2017учебный год. Цель: анализ итогов реализации программы. Задачи: Обобщить результаты работы школы. Провести коррекцию затруднений в реализации программы. Спланировать работу на следующий период. План мероприятий по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2013 - 2017 годы» Цели:
План мероприятий
Литература: 1. Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию дня Победы, дня защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр. Автор-составитель М.В. Видякин. - Волгоград: «Учитель», 2006. 2. Вяземский Е.Е. Гражданское образование в основной школе. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2001.- № 9. 3. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития. // Воспитание школьников.- 2002. – № 7. 4. Иоффе А.Н. Современные вызовы и риски развития гражданского образования в России. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9. 5. Кузнецова Л.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике ХХ века. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9. 6. Мастер-класс для заместителей директора по воспитательной работе: Организация и планирование работы. Автор-составитель Т.М. Кумицкая.- М.: 5 за знания,2006. 7. Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. 2-е издание, переработанное. М.: 2006. 8. Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006. 9. Салихова Р. Воспитание гражданина. // Воспитание школьников.- 2003. – № 1. 10. Следзевский И.В., Вяземский Е.Е., Саватеев А.Д. Концепция гражданского образования в общеобразовательных учреждениях. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2002.- № |
Программа патриотического воспитания учащихся в моу каменская сош на 2011-2017 гг Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы. Стала всё более заметной постепенная утрата нашим... | Программа «Растем патриотами» военно-патриотического Клуба «Патриот»... Варгаши Курганской области. Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания школы и... | ||
План работы по патриотическому воспитанию студентов гуап на 2012-2013 учебный год Оовр, факультетами гуап, военной кафедрой и другими подразделениями вуза. Общее руководство и координация деятельности всех структур... | План патриотического воспитания мбоу сош №127 на 2013-2014 год План патриотического воспитания учащихся мбоу сош №127 разработан в соответствии с Государственной программой «Патриотическое воспитание... | ||
Система патриотического воспитания граждан в Свердловской области.... Сфере воспитания патриотизма, которая до недавней поры была незаслуженно забыта, в 2012-2013 годах стала предметом внимания руководителей... | Указ Президента Республики Казахстан о государственной программе... В соответствии с подпунктом 8 статьи 44 Конституции Республики Казахстан, в целях создания целостной системы патриотического воспитания... | ||
Программа Военно-патриотического воспитания муниципальной бюджетной... Программа патриотического воспитания учащихся мбоши нижнекамская кадетская школа-интернат разработана в соответствии с Государственной... | План работы по патриотическому воспитанию студентов гуап на 2011-2012 учебный год Оовр, факультетами гуап, военной кафедрой и другими подразделениями вуза. Общее руководство и координация деятельности всех структур... | ||
Программа патриотического воспитания школьников «Мы -россияне» Программа патриотического воспитания школьников «Мы -россияне» предполагает работу школы по направлениям | Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся... России, Концепции умк «Перспектива», «Школа России», с учетом методических разработок издательства «Просвещение» и опыта реализации... | ||
О реализации мероприятий муниципальной долгосрочной целевой программы... «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в г. Волгодонске на 2013-2017 годы» за 9 месяцев 2013 года | Программа «Земля предков» Автор: здвр петрова Т. В. Целью гражданско-патриотического... Целью гражданско-патриотического воспитания школьников является формирование у подрастающего поколения высоких нравственных, морально-психологических... | ||
Комплексная программа воспитания и социализации обучающихся на 2013-2015... Комплексная программа воспитания и социализации обучающихся ау спо «Чебоксарский техникум технологии питания и коммерции» Министерства... | Программа патриотического воспитания школьников «Знать, чтобы помнить, помнить, чтобы гордиться» Программа патриотического и гражданского воспитания молодёжи всё чаще определяется как одна из приоритетных в современной молодёжной... | ||
Программа патриотического воспитания школьников «Знать, чтобы помнить, помнить, чтобы гордиться» Программа патриотического и гражданского воспитания молодёжи всё чаще определяется как одна из приоритетных в современной молодёжной... | План па триотического воспитания в гбоу сош №849 на 2013-2014 учебный год План патриотического воспитания учащихся гбоу сош №849 разработан в соответствии с Государственной программой «Патриотическое воспитание... |