Исследование должно быть целеустремленным и проблемным, т е. иметь определенную цель и правильную постановку проблемы, откры­вающие перспективу дальнейших исследований





НазваниеИсследование должно быть целеустремленным и проблемным, т е. иметь определенную цель и правильную постановку проблемы, откры­вающие перспективу дальнейших исследований
страница1/53
Дата публикации05.09.2013
Размер7.94 Mb.
ТипИсследование
100-bal.ru > История > Исследование
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   53
Глава 1 Сущность никологии

Настоящая наука начинается там, где в основе знания лежит точно формулируемая теория с указанием сферы ее применимости. При любом исследовании необходимо стремиться к тому, чтобы удовлетворять, по крайней мере, следующим четырем требованиям:

1. Исследование должно быть целеустремленным и проблемным, т. е. иметь определенную цель и правильную постановку проблемы, откры­вающие перспективу дальнейших исследований.

2. Оно должно быть оптимальным, т. е. полученные выводы и реко­мендации должны обладать эффективной мерой надежности.

3. Оно должно быть минимизированным, т. е. экономным на основе минимальной затраты сил и средств, гарантирующих решение актуаль­ной проблемы.

4. Наконец, оно должно быть комплексным, выполненным на стыке различных научных дисциплин.

Научная дисциплина, которая вводится в научный оборот, способна интегрировать указанные выше требования. Такое учение можно на­звать никологией - наукой о победе (от древнегреч. «пике» — победа и «логос» - учение, знание, наука). В узком смысле слова эта дисциплина может быть сформулирована как учение о результате позитивной борьбы, процесс, фиксирующий преодоление границы меры, качественный ска­чок к достижению искомой цели — победе. Боязнь победы, страх перед ней могут быть выражены термином «никофобия».

1.1. Постановка проблемы

Победа - основная категория никологии. Поэтому необходимо об­ратиться к этимологии данного термина. В философской, исторической и педагогической энциклопедиях, психологических словарях понятие «победа», к сожалению, отсутствует. Исключение составляют лишь не­которые словари русского языка. В них можно обнаружить целый «веер» значений таких рода венных понятий, как победа и торжество.

8

Победа и торжество обычно выражают итог или пик борьбы за со­циальный прогресс, меру преодоления трудностей в основных видах деятельности. Причем, торжество выступает как нравственно-эстети­ческий компонент, оформляющий победу Оно может быть следствием победы добра над злом и, наоборот, зла над добром, быть традицион­ным и нетрадиционным, прекрасным и возвышенным, трагическим и комическим.

Отметим еще одну важную закономерность в системе: борьба - по­беда — торжество. Сама победа в ее общем понимании может быть нега­тивной, т. е. достигнута без борьбы, без соответствующего преодоления трудностей. Но такая победа - лишь исключение из правил. К тому же ее нравственно-эстетическая ценность невелика. Всеобщей же законо­мерностью является победа (и ее следствие - торжество), фиксирующая итог целесообразной, как правило, красивой борьбы, ее количественную и качественную определенность. Победа является источником фор­мирования никических чувств, настроений и ассоциаций. Без борьбы за социальный прогресс не может быть и новых побед, новой, более высокой гармонии гражданского общества и его традиций. Поэтому целесообразность и гармония — такие же факты жизнедеятельности, как борьба и победа.

Никология — специфическая область научного знания. Но здесь мы предвидим закономерный вопрос: способна ли она выдвинуть новую проблематику? Ведь отдельные науки в большей или меньшей степени оперируют никологическими понятиями. Однако надо учитывать сле­дующие обстоятельства. Имея свой понятийный аппарат, никология использует категории философских, исторических наук, социологии, психологии, педагогики и других научных дисциплин. Она опирается на фундаментальные исследования, выполненные этими науками. В тоже время любая из перечисленных наук содержит никологический аспект, предоставляя исследователю опыт никологических наблюдений.

О взаимоотношении никологии, пугнологии и праксеологии следует сказать более подробно.

Теория борьбы, которую предугадывали такие выдающиеся мысли­тели, как Макиавелли, Наполеон, Клаузевиц, сформулирована В. Стей-ницем и Э.М. Ласкером специально для шахматной игры. Но последний стремился философски обосновать фундаментальный характер шахмат как модели типовых жизненных ситуаций. Ласкер считал, что найденные им законы, точнее, некоторые методы борьбы применимы не только к шахматам. В хорошо знакомом ему шахматном пространстве мыслитель искал общие закономерности борьбы, которые, как он считал, лежат в основе жизни человека. Однако Ласкер в силу своего жизненного и профессионального опыта шахматиста рассматривал преимущественно борьбу между личностями и борьбу личности с обществом.

Известны и другие исследования, посвященные некоторым вопро­сам теории борьбы. Это, прежде всего, исследования русского фило­софа-мыслителя В.Н. Муравьева, который вслед за Кантом утверждал, что жизнь направляется только действиями индивидов, время есть субъективная реальность, потому что объективная реальность, или мир без человеческого действия, основанного на научном знании, есть «мир в себе». Наряду с созданием оригинальной философии времени, базировавшейся на космическом, целостном понимании человека и активности его разума, философ стоял у истоков пугнологии (от лат. «пугна» - борьба), научной организации труда (НОТ), впоследствии развитой Т. Котарбинским и его школой. Муравьев считал, что «про­блема овладения временем есть не что иное, как дальнейшее углубление проблемы НОТ, в особенности той части этой науки, которая касается использования времени» [24].

Представляют интерес некоторые психолого-педагогические ис­следования проблемы пугнологии. Среди них следует отметить работу Ж. Демени «Воспитание усилия» и особенно произведения А.С. Мака­ренко, который стоял, можно сказать, у истоков не только педагогичес­кой пугнологии, но и педагогической никологии.

Праксеология, как формулирует основатель этого учения Т. Котар-бинский, есть учение о всяком действии, «общая теория действия, актов деятельности, действенного поведения». Другими словами, это общая теория эффективной (исправной, хорошей) организации деятельнос­ти. Праксеолог абстрагируется от эмоциональных мотивов поведения и его следствий (приятных или неприятных). Его интересуют только технические действия, то, что обеспечивает успешность, экономность работы, ведущие к профессиональному мастерству, повышению произ­водительности всякого труда. В этом отношении праксиология ближе к научной организации труда, и особенно к никологии экономических отношений*.

Котарбинский разграничивает позитивную кооперацию (сотрудни­чество) и негативную кооперацию (борьбу). Борьба, в его понимании, — это негативная кооперация любого действия «с участием, по крайней мере, двух субъектов (исходя из предпосылки, что и коллектив может быть субъектом), где, по крайней мере, один из субъектов препятствует другому» [15]. Отсюда видно, что праксеолога интересует, прежде всего, структура всяких действий, посредством которых реализуется (способна реализоваться) борьба между индивидами.

Что же является общим между праксеологией и никологией? Сходство проявляется в том, что эти теории обобщают методологические вопросы

*Проблемы никологии экономических отношений будут рассмотрены в специаль­ной главе данной монографии. - Лет.

10

различных наук. Далее, обе они располагают возможностями реализовать принцип единства теории и практики. Наконец, и для никологии, и для праксеологии исходным является категория «борьба».

Существенные различия между праксеологией и никологией заклю­чаются в следующем. Во-первых, если праксеология — наука об общих законах эффективной работы, то никология - наука о закономерностях победы в основных видах деятельности и формах общественного созна­ния. Следовательно, никология изучает более широкий, можно сказать, глобальный круг научных проблем. Николог включает в область нико-логических исследований категорию «борьба». Это исходный термин и для праксеологии, и для никологии. Но николога интересует результат позитивной борьбы. Во-вторых, в никологии мы видим специфический, прежде всего комплексный предмет исследования. В частности, не бу­дучи философской дисциплиной, она включает в себя самые различные аспекты: философский (в первую очередь, нравственно-эстетический), психологический, аксиологический, экономический, политический, религиозный и др. В-третьих, если праксеология в какой-то мере уже сло­жилась как относительно самостоятельная область знания, то никологии предстоит нелегкий путь самоутверждения, поиск аргументов в пользу признания ее в качестве самостоятельной научной дисциплины.

Итак, проблема сущности и места никологии в системе основных видов деятельности только намечена и требует дополнительного са­мостоятельного анализа. В предложенной читателю работе обозначен лишь пилотный путь к исследованию никологических проблем. Можно предположить, что в перспективе содержание никологии будет расши­ряться и углубляться.

1.2. Никологическое в основных видах деятельности

Никологическое: его сущность и формы проявления. Н икологическое -исходная и самая широкая категория никологии. Ее универсальность выражается в следующем:

1) все основные виды деятельности, уровни и формы общественного сознания включают в себя никологическое;

2) никологическое переплетается с другими категориями: традици­онным, психологическим, эстетическим, этическим, историческим, экономическим, политическим, правовым, религиозным и т. п.

Такие взаимопереходы, бесконечные по своему качеству и количеству никологические звенья, оттенки обогащают структуру и содержание Указанных категорий. Например, в основе этического лежит волевое усилие, внутренняя борьба, альтернативный выбор нравственно-нико-логических ценностей. Но реализация усилий (психических, трудовых, этических, эстетических и т. п.), внутренняя борьба личности (коллек­тива) фиксируются обычно в достижении искомого результата — победе или соответствующем торжестве. Причем торжество, оформляющее победу имеет как традиционное (обрядовое), так и нравственно-эстети­ческое начало. То же можно сказать о категории «историческое», которое включает в себя опыт напряженной борьбы поколений (позитивной и негативной), опыт побед и поражений. По мнению французского ис­торика М. Мишле, историю можно представить как вечный прогресс, как все возрастающую победу свободы, как борьбу человека с природой. В этой борьбе отражается борьба духа с материей, свободы с необходи­мостью. «История есть не что иное, - писал он, - как рассказ об этой нескончаемой борьбе» [22].

В самом деле, история — это закономерный процесс красоты обще­ственных отношений и одновременно драма, трагедия, комедия, фик­сирующие сложнейшие коллизии борьбы, побед и поражений. Поэтому богатство исторической действительности рождает ситуации большого никологического и нравственно-эстетического значения.

В качестве других признаков никологического, тоже существенных и во многом определяющих место данной категории в системе наиболее общих и частных понятий, можно отметить следующие:

1) всеобщность, эмоциональная заразительность. Социально ценные формы оптимальной борьбы за достижение позитивной победы обычно поддерживаются широким общественным мнением. Никологическое органически вплетается в живую ткань фольклора, в многочисленные пословицы и поговорки, житейские правила. Но этим не исчерпывается богатый никологический опыт человечества. Он содержится в лучших произведениях мирового искусства, в религиозной литературе, Библии;

2) преемственность, традиционность. Многочисленные формы прояв­ления никологического обладают огромной стабилизирующей и консер­вативной силой. Регулярно повторяясь, они приобретают традиционный характер, становятся традициями, которые, в свою очередь, обладают потенциальной способностью аккумулировать и передавать опыт борь­бы, побед и поражений подрастающим поколениям;

3) целесообразность, николого-эстетическая привлекательность. Благо­даря массовой коммуникации каждое последующее поколение неизбеж­но включается в мир никологических ценностей, созданных усилиями предшествующих поколений. Так наследуются целесообразные формы никологического. Лучшие из них выделяются особой красотой, впечат­ляющей романтичностью, фиксирующей оптимальную меру борьбы за достижение позитивной победы.

Таким образом, под категорией никологическое понимается отно­сительно устойчивая, повторяющаяся система оптимальных николо-

12

гических норм и отношений, охватывающая все сферы общественной жизнедеятельности, все уровни и формы общественного сознания. Никологическое является всеобщей закономерностью жизни общества, ее социальным атрибутом.

Никологическая природа основных видов деятельности. Сущность че­ловека (как деятеля, субъекта) выражается в самых различных видах его деятельности. Но деятельность осуществляется не только конкретной личностью (субъектом), но и коллективом, т. е. усилиями субъектов (ин­дивидов и социальных групп). По мнению известного ученого М. Когана, основными элементами деятельности являются субъект, наделенный активностью и направляющий ее на соответствующие объекты, и сама духовная энергия субъекта, обращенная на объекты или субъекты. Такой элементный (компонентный) подход дает возможность выявить место никологического в основных видах деятельности.

Обычно различают три основных вида деятельности:

производственную (отношение человека к труду);

социально-политическую (отношение к реальному обществу);

духовную (познавательно-преобразующее отношение к объективной действительности).

Но усилие (действие) является источником любого труда. Поэтому основным, определяющим видом является производственная деятель­ность, трудовые усилия, от которых зависит иная деятельность — соци­ально-политическая и духовная.

Активность, или духовная энергия, субъекта (субъектов) деятельности характеризуется наличием никологических элементов. Она направлена на достижение определенной цели, хотя далеко не всегда эта цель при­водит к конечному результату - победе. Совпадение результата усилий, борьбы с поставленной целью свидетельствует, что реальные действия, преодоление усилий, предпринятые субъектом (совместными усилиями субъектов), были истинными, целесообразными, нравственно полезны­ми, а в ряде случаев эстетически выразительными.

Таким образом, деятельностный подход является методологической основой для понимания природы никологических ценностей. Он может быть выражен следующей схемой:

СП

д

где У- усилие (система усилий), пусковой механизм формирования никических чувств, стимул основных видов деятельности; П - производственная деятельность; СП — социально-политическая деятельность; д _ духовная деятельность; Н - никологическое, фиксирующее взаимо­действие основных видов деятельности, результат преодоления усилий, борьбы и, как следствие, достижение оптимальной победы.

Любой вид деятельности, сохраняя свою индивидуальность, моди­фицируется и приобретает неповторимые черты.

1.3. НИКОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА

Здесь мы рассмотрим наиболее типичные компоненты техники, ха­рактерные для основных видов деятельности. Нас будет интересовать, прежде всего, общий процесс реализации усилий борьбы на пути к достижению реальной цели — победе.

Никологическая техника включает в себя противодействие (борьбу) двух субъектов, где один из действующих субъектов (в том числе коллек­тив, представляющий совокупность реальных субъектов) препятствует другому. Результат усилий борющихся сторон, как правило, фиксируется в искомой победе. Поэтому победа является главной целью николо-гической техники. Обычно побеждает тот субъект, который экономно концентрирует максимальные усилия на пути к поставленной цели. В результате противник уже не может активно сопротивляться и неизбежно терпит поражение.

Важной особенностью никологической техники является то, что противоборствующие стороны взаимно нуждаются в совершенствовании форм и методов, тактики и стратегии преодоления трудностей, гармо­низации и экономности усилий, борьбы, способствующих достижению оптимальной победы. Субъекты противодействия вынуждены считаться с парадигмой, выражающей альтернативный выбор, результат всякой борьбы - или победа, или поражение.

Все формы борьбы, кроме количественной, обладают еще и качест­венной определенностью. Это единство количества и качества (свойства) и есть мера борьбы. Но в процессе количественной реализации борьбы всегда имеется момент, начиная с которого максимальное противодейс­твие субъекта (субъектов) приводит к скачку - качественному измене­нию динамики борьбы. Это так называемая граница меры. Ее нарушение (выход за пределы меры) ведет к переходу борьбы в новое, оптимальное качество - победу Данный процесс можно выразить формулой:

Б = Кол. + Кач. = ОМ > (С) = П,

где борьба (Б) включает в себя количественные и качественные харак-

14

теристики. Переходже оптимальной границы меры (ОМ) борьбы путем скачка (С) фиксирует достижение принципиально нового качества эффективной борьбы - реальной победы (П).

Однако нельзя отождествлять оптимальную меру борьбы с макси­мальной ее интенсивностью. Максимальная борьба, переход высокой интенсивности преодоления усилий индивидов в новую критическую фазу (скачок) не всегда приводят к цели, т. е. к желаемой победе. Необхо­димо отыскать ту золотую середину, оптимальную меру целесообразной борьбы, способную привести субъекта, противоборствующую сторону к искомому результату борьбы. Оптимальная мера и целесообразность борьбы являются предпосылкой достижения эффективной и, как пра­вило, красивой победы.

Процесс перехода оптимальной борьбы в новое качество связан с проблемой прерывности (или дискретности) и непрерывности. Ко­личественные изменения борьбы - непрерывный, эволюционный (медленный, постепенный) процесс. Но непрерывный процесс на оп­ределенной стадии преодоления усилий прерывается — в момент скачка, перехода борьбы в новое качество, в оптимальную победу. Поэтому никологическая техника выражается в организации взаимодействия противоположных процессов: непрерывного и дискретного, эволюци­онного и революционного путей достижения оптимального результата борьбы - победы.

Нельзя не согласиться с Т. Котарбинским, который считает борьбу негативной кооперацией, а сотрудничество - позитивной кооперацией. Скорее всего и в живой природе, и в обществе существует известный дуализм, т. е. взаимовлияние двух начал: борьбы и сотрудничества (вза­имной помощи). По мнению П.А. Кропоткина, последние являются важными факторами прогресса.

Если борьба — это деятельность определенных субъектов, противо­действующих друг другу, то в поле зрения николога находится структура действий, посредством которых осуществляется процесс преодоления трудностей на различных уровнях и в различных формах общественного сознания. Причем борьба (как, впрочем, и победа) может быть позитив­ной и негативной, прекрасной и безобразной, трагической и комичес­кой, нравственной и безнравственной, прогрессивной и регрессивной. Для классификации основных видов позитивной борьбы необходимы соответствующие основания, а для нравственно-эстетической оценки той или иной победы — объективные критерии.

Итак, никологическая техника представлена в некоей абстрактной Форме. Конкретизация же основных никологических приемов будет дана в главах монографии, посвященных прикладным видам никологии.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   53

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Исследование должно быть целеустремленным и проблемным, т е. иметь определенную цель и правильную постановку проблемы, откры­вающие перспективу дальнейших исследований iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В зависимости от цели и от задач обучение может быть проблемным и не проблемным. Если передо мной как учителем ставится задача развития...
Исследование должно быть целеустремленным и проблемным, т е. иметь определенную цель и правильную постановку проблемы, откры­вающие перспективу дальнейших исследований iconТема реферата
Основная часть 1–3 главы (обзор исследований по данной проблематике, результаты исследований автора по указанной теме, возможные...
Исследование должно быть целеустремленным и проблемным, т е. иметь определенную цель и правильную постановку проблемы, откры­вающие перспективу дальнейших исследований iconТема реферата
Основная часть 1–3 главы (обзор исследований по данной проблематике, результаты исследований автора по указанной теме, возможные...
Исследование должно быть целеустремленным и проблемным, т е. иметь определенную цель и правильную постановку проблемы, откры­вающие перспективу дальнейших исследований iconДоклады по 20 мин., 3 мин на вопросы
Всероссийское совещание по изучению четвертичного периода «Фундаментальные проблемы квартера, итоги изучения и основные направления...
Исследование должно быть целеустремленным и проблемным, т е. иметь определенную цель и правильную постановку проблемы, откры­вающие перспективу дальнейших исследований iconДолжно быть ясным, точным, содержательно определенным, проблемным и компактным
В твоих руках несколько необычная «азбука» азбука деятельности исследователя. Она поможет тебе научиться писать тезисы, конспекты,...
Исследование должно быть целеустремленным и проблемным, т е. иметь определенную цель и правильную постановку проблемы, откры­вающие перспективу дальнейших исследований iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Каждый учитель при обучении и воспитании школьников ставит перед собой определённую цель. Моя цель в работе с учениками начальных...
Исследование должно быть целеустремленным и проблемным, т е. иметь определенную цель и правильную постановку проблемы, откры­вающие перспективу дальнейших исследований iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Каждый учитель при обучении и воспитании школьников ставит перед собой определённую цель. Моя цель в работе с учениками начальных...
Исследование должно быть целеустремленным и проблемным, т е. иметь определенную цель и правильную постановку проблемы, откры­вающие перспективу дальнейших исследований iconПланы семинарских занятий по дисциплине «философия человека»
Цель дисциплины прослеживать постановку и решение проблемы человека в истории философской и социологической мысли
Исследование должно быть целеустремленным и проблемным, т е. иметь определенную цель и правильную постановку проблемы, откры­вающие перспективу дальнейших исследований iconРекомендации по написанию исследовательской работы с чего начать исследовательскую работу?
Затем определить тему – название должно быть лаконичным и отражать суть проблемы
Исследование должно быть целеустремленным и проблемным, т е. иметь определенную цель и правильную постановку проблемы, откры­вающие перспективу дальнейших исследований iconКонцепция развития теплоснабжения в россии, включая коммунальную...
Централизованное теплоснабжение, муниципальное теплоснабжение, источники тепловой энергии, тепловые сети, потребители тепловой энергии,...
Исследование должно быть целеустремленным и проблемным, т е. иметь определенную цель и правильную постановку проблемы, откры­вающие перспективу дальнейших исследований iconРеферат на тему: «результаты и проекты дальнейших исследований луны, марса, венеры»
КА. Кроме того, в Федеральную космическую программу России были включены и те проекты, по которым уже были выполнены существенные...
Исследование должно быть целеустремленным и проблемным, т е. иметь определенную цель и правильную постановку проблемы, откры­вающие перспективу дальнейших исследований iconРеферат Основные источники углеводородного сырья и требования, предъявляемые к нему
Это связано с тем, что в нефтехимических производствах основная доля затрат (65 – 70 %) приходится на сырье. Сырье должно быть доступным,...
Исследование должно быть целеустремленным и проблемным, т е. иметь определенную цель и правильную постановку проблемы, откры­вающие перспективу дальнейших исследований iconПостановление 5 декабря 2012 г. №3 г. Новосибирск «Трансляционная...
Ниу сибирского отделения рамн, наметила приоритетные направления дальнейших исследований, приоритеты и перспективы внедрения разработок...
Исследование должно быть целеустремленным и проблемным, т е. иметь определенную цель и правильную постановку проблемы, откры­вающие перспективу дальнейших исследований iconРеферат краткое изложение научной проблемы, результатов научного...
Это самостоятельная научно-исследовательская работа студента, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные...
Исследование должно быть целеустремленным и проблемным, т е. иметь определенную цель и правильную постановку проблемы, откры­вающие перспективу дальнейших исследований iconПособие для учителей, руководителей туристских походов со школьниками...
Обеспечение нормального питания — одно из важных условий успешного проведения похода. При этом надо иметь в виду, что расчеты, покупка,...
Исследование должно быть целеустремленным и проблемным, т е. иметь определенную цель и правильную постановку проблемы, откры­вающие перспективу дальнейших исследований iconС упрощенным предварительным расчетом по образцу вузов расчет выполнен автоматически
Наконец, для ввода в заводские цеха и жилые квартиры напряжение сетей должно быть понижено до 380, 220 или 127 в. В некоторых случаях,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск