1. Модель урока. Учитель. Нафикова Альфия Климовна мбоу «Гимназия №2» городской округ город Октябрьский Республика Башкортостан





Скачать 138.22 Kb.
Название1. Модель урока. Учитель. Нафикова Альфия Климовна мбоу «Гимназия №2» городской округ город Октябрьский Республика Башкортостан
Дата публикации21.09.2013
Размер138.22 Kb.
ТипЛабораторная работа
100-bal.ru > История > Лабораторная работа

1. Модель урока. Учитель. Нафикова Альфия Климовна МБОУ «Гимназия №2» городской округ город Октябрьский Республика Башкортостан.


Урок в форме лабораторной работы. Изучение нового материала на основе различных источников информации: исторической карты, исторического документа, текста учебника, дидактических и мультимедийных материалов. В основе – интерактивные методы обучения (смотри цели урока).

2. Методические рекомендации к проведению урока.

Материал урока рассчитан на 2 ученических часа. Форма урока (лабораторная работа) является нетрадиционной, поэтому больше подойдет для сильных классов. Апробирован на открытом уроке.

3.Разработки методических материалов.

Автор (ФИО, ОУ, должность)


Нафикова Альфия Климовна МБОУ «Гимназия № 2» городской округ город Октябрьский РБ

Название


Открытый урок: «Реформы Петра I в экономике и общественном строе»

Форма


Лабораторная работа (Изучение нового материала на основе различных источников информации); презентация.

Учебный предмет, класс

История, 7класс

Название темы или раздела учебного курса

Курс: «История России с древнейших времен до 18 века». Раздел: «Преобразование России в правление Петра I».

Программные средства, с помощью которых создан дидактический материал

1) электронный учебник: «Уроки Отечественной истории Кирилла и Мефодия»

2) электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия.

3) Сайт президента России в Интернете.

4) Microsoft Word PowerPoint

Цели, задачи дидактического материала

Усвоение программного материала, стимулирование мотивации и интереса к предмету изучения, повышение уровня активности и самостоятельности обучаемых, развитие умений и навыков самостоятельной работы с различными источниками информации, установление связей между историей и современностью, развитие навыков анализа, критичности мышления, взаимодействия, коммуникации, решения познавательных и исторических задач.

Содержание дидактического материала

1) историческая карта: «Россия при Петре I»;

2) исторический документ: «Указ о покупке к заводам деревень»;

3) схемы общественного устройства конца 17 и начала 18 века;

4) раздаточный материал: карточки с историческими задачами, заданиями, конверты с табличками;

5) вопросы для самопроверки.

Ресурсы дидактического материала

Слайды из электронного учебника с картинами художников, текст учебника, схемы, фото сайта президента России.

Используемые источники информации

1) Данилов Д.Д. и др. Учебник истории для 7 класса: «Российская история Нового времени. 16 – 18 века. М.:Баласс,2003.

2) «История России с древнейших времен до конца18 века. 6 – 7 кл. Дидактические материалы». Сухов В.В. и др. М.: Дрофа, 2000.

4) электронный учебник: «Уроки Отечественной истории Кирилла и Мефодия»

5) электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия.

6) Сайт Президента России в Интернете.

7) Лернер И.Я. «Задания для самостоятельной работы по истории СССР с древнейших времен до 18 века» М.:Просвещение,1998.

8) А.Л. Юрганов, Л.А. Кацва «История России. 16 –18 в.в.» М.: МИРОС, РОСТ, 1996.

9) «Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до 18 века» М.: Просвещение,1989.


Возможности использования дидактического материала: педагогом на уроке; учащимися

Оргмомент (слайд №1,2), актуализация знаний

(слайд № 3), основная часть (карта, задачи, схемы, сайт президента России слайды №№ 4-15,раздаточный материал), подведение итогов, закрепление материала (слайды №№ 16-17).


4. План-конспект урока.

Тема урока: Реформы Петра I в экономике и общественном строе.


Расчет времени: 2 ученических часа.

Цели: 1) Выяснить причины и суть социально-экономических реформ; изменения в положении сословий при Петре I; итоги и последствия социально-экономических преобразований.

2) Формировать умения и навыки работы с различными источниками информации: картой, документом, текстом учебника, мультимедийными и дидактическими материалами, коммуникативные умения работы в паре; умения готовить и представлять сообщения. Развитие умений и навыков анализа, обобщения, сравнения, критического мышления, умений делать выводы, решать познавательные и исторические задачи.

3) Повысить уровень активности и самостоятельности обучаемых, показать связь между проблемами развития современного общества и общества 18 века через введение понятия «модернизация».

Форма урока: лабораторная работа.

Оборудование урока: карта « Россия при Петре I», раздаточный материал, презентация.

1. Организационный момент. Слайд №1.

Учитель. Сегодня мы собрались с вами на необычном уроке – уроке в форме лабораторной работы. Это значит, что вам предстоит самостоятельно добывать знания из различных источников информации: карты, документа, схемы и т. п. А также решать познавательные и исторические задачи, анализировать информационный материал и делать выводы. Тема урока: «Реформы Петра I в экономике и общественном строе». Слайд №2. План урока: 1. Причины реформ. 2. Особенности развития промышленности и торговли. 3. Особенности российских мануфактур. 4.Социальная политика. 5. Итоги и последствия реформ.

2. Актуализация знаний. Слайд №3.

Учитель. 1) Расскажите об итогах Северной войны. В чем значение Северной войны и Ништадского мира? Ученики. Россия получила выход в Балтийское море, стала империей, великой державой, с мнением которой стали считаться в Европе и Азии.

Учитель. 2) По образному выражению А.С.Пушкина, Россия вошла в семью европейских держав «как спущенный корабль—при стуке топора и громе пушек». Как вы понимаете эти слова? Ученики. Чтобы добиться успехов в Северной войне, России пришлось создавать регулярную армию и строить флот.

Учитель. 3) Необходимость регулярной армии понимали правители 17 века. Почему нельзя было ввести регулярную армию раньше, чем это сделал Петр? Что этому мешало? Ученики. Низкий уровень развития экономики.

3. Переход к новой теме. Учитель. Могла ли Россия добиться военных успехов без подготовки их в других областях жизни? В каких? Ученики. Невозможно. Необходимо было построить заводы, обеспечивающие армию оружием, обмундированием, Северная война требовала также огромных средств.

4. Основная часть.


1) Учитель. Итак, постарайтесь сформулировать причины экономических и социальных реформ.

Ученики. Потребность в обеспечении армии в Северной войне, в увеличении поступлений в казну, отсталость российской экономики.

2) Учитель. Следующим пунктом нашего плана на уроке стоят особенности развития мануфактурного производства. Слайд №4. Давайте вспомним определение мануфактуры.

Ученики. Мануфактура – крупное промышленное предприятие, основанное на ручном труде, разделении труда, с использованием наемной рабочей силы и рассчитанное на рынок.

Учитель. Хорошо, но это определение больше подходит для западных мануфактур. Почему? Это нам сегодня предстоит еще выяснить. А для начала, определим особенности мануфактурного производства. Задание для работы в парах по вариантам.

Работа с исторической картой и решение задач. Учебник. Данилов Д.Д. и др. «Российская история…» Стр. 166, карточки с заданием и задачами. Слайд № 5.

1 вариант. Задание по карте: определите центры мануфактурного производства: металлургические, суконные, судостроительные. Задача №1. В начале правления Петра I было 33 мануфактуры, в конце – 100-233. Какие выводы из этого следуют? Задача № 2. В 1700 году Россия вывозила пеньку, лен, сало, кожу-сырец, смолу, мачтовый лес. В 1725 году в экспорте России значатся еще железо и полотно. О чем свидетельствует этот факт?

Ученики. Металлургия: Олонец, Липецк, Тула, Урал. Сукноделие: Москва, Казань. Судостроение: Санкт-Петербург. В России при Петре I ускорилось развитие мануфактурного производства. Развитие промышленного производства позволило в основном удовлетворить нужды страны в железе и полотне, вывозить не только сырье, но и промышленные изделия.

2 вариант. Задание по карте. Определите центры развития металлургии. Старые и новые. Задача №3. В 1700г. в России было выплавлено 1400 тонн чугуна, в 1725—13040 тонн. Из них на Уральских заводах соответственно 0 и 9520 тонн. Какие выводы из этого следуют? Задача №4. В середине 18 века ½ российского железа шла на экспорт, на Хамовном дворе, ткавшем парусное полотно, работало 1200 рабочих. Таких передовых по тому времени предприятий было построено еще несколько: Канатные, Портупейный, Кожевенный, Шляпный, Суконный. Ученики. Старые центры металлургии: Олонец, Липецк, Тула. Главным центром металлургии стал Урал, хотя в начале века там совсем не было металлургической промышленности. Промышленный подъем, частичное преодоление отсталости от европейских стран.

3) После представления результатов работы учениками переходим к следующему пункту плана: особенности российских мануфактур. Работа с историческим документом: «Указ о покупке к заводам деревень». Слайд №6,7. Карточка: Памятка для работы с документом и вопросы: 1) Где и когда создан документ? Кто автор? Вид документа. 2) О чем говорится в тексте? 3) Почему появился такой документ? 4) Сделайте вывод об особенностях российских мануфактур. Ученики. На российских мануфактурах стали использовать труд крепостных крестьян, т. е. принудительный. Это было связано с недостатком рабочей силы.

Учитель. Скажите, к чему это могло привести впоследствии? Ученики. Хотя Петр I быстрыми темпами создал мощную промышленность. Это могло привести к отставанию промышленности впоследствии, т.к. «рабский» труд неэффективен.

Учитель. Итак, мы с вами нашли одно отличие российских мануфактур. Применение подневольного труда. Теперь надо найти второе. Для этого прослушайте сообщение об одном из первых предпринимателей России и выполните задание: На чьи средства были построены мануфактуры? Кому они принадлежали? Почему заводы стали передаваться в частные руки?

Ученик представляет сообщение о Демидове (Приложение 1).Слайд №8.

Ученики. Первые мануфактуры строились за государственный счет. При этом тратились огромные средства, какими не обладал ни один купец. Заводы стали передаваться в частные руки, чтобы развивать частное предпринимательство, но в интересах государства, т.к. снабжение армии оставалось главной целью развития производства.

Учитель. Действительно, передача в частные руки заводов сначала было исключением, но впоследствии стало политикой государства. Такая политика поощрения частного предпринимательства в промышленности называется протекционизмом. Чтобы разобраться с этим понятием, поработаем со словарем и зайдем на сайт российского президента, т. к. протекционизм сегодня стал актуальным для развития нашей промышленности, также как и «модернизация». Чтение и анализ материалов презентации. Слайды №№ 9-11.

Задание. Чем отличался протекционизм Петра I от современного? Сделайте выводы о модернизации экономики России 18 века и России 21 века. Ученики. Главная цель протекционизма Петра I – обеспечение снабжения армии и выполнение казенных заказов в короткие сроки. Право беспошлинной торговли, льготы, приобретение продукции по завышенным ценам могло иметь обратную сторону. Предприниматели могли не заботиться о лучшей организации производства. Протекционизм сегодня связан с экономическим кризисом. Но это должна быть временная мера, иначе постоянная помощь государства предпринимателям может привести к нарушению конкуренции – главному условию развития экономики.

Так же, как и в 18 веке, сегодня перед Россией стоит задача модернизировать экономику, преодолеть экономическую отсталость, сырьевую зависимость экономики.

Переход к следующему пункту плана. Учитель. Какой источник пополнения казны в экономике, кроме производства, вы знаете? Ученики. Торговля. Слайд №12,13.

4) Учитель. Определим особенности развития торговли. Задание для работы в парах по вариантам. Работа с текстом учебника и дидактическим материалом. Стр. 189, 190.

1 вариант. Вспомните, что такое единый всероссийский рынок? Какое главное изменение произошло во внутренней торговле при Петре I? Приведите примеры. Ученики. Единый всероссийский рынок – это сеть экономических связей, охватывавших всю страну (ярмарки, дороги, специализация районов, центр торговли). Расширение единого всероссийского рынка. Примеры: строительство Вышневолоцкого и Ладожского канала для соединения Петербурга с центром страны, расширение торговли на старых ярмарках, приведение в порядок денежной системы.

2 вариант. Какие изменения произошли во внешней торговле? Дайте оценку денежной реформе и таможенному тарифу 1724 года. Какое значение для развития торговли они имели? Ученики. Расширение торговли с Западной Европой. Санкт-Петербург стал главным портом. Денежная реформа упорядочила денежную систему. Таможенный тариф имел протекционистский характер, защищал русских купцов от конкуренции. Учитель. Правильно. Такая политика шла в русле распространенной в то время теории меркантилизма. Давайте заглянем в словарь. Слайд № 14.

Учитель. Переход к следующему пункту плана. Петровская эпоха оказалась нелегкой для купечества. Стремясь перевести внешнюю торговлю из Архангельска в Петербург, Петр повелел нескольким тысячам купеческих семей переселиться в северную столицу. Рушились налаженные трудом нескольких поколений деловые связи. Люди вынуждены были менять специализацию. Немудрено, что такого напряжения многие торговые фамилии не выдержали: разорились и обеднели. Это показатель политики Петра I по отношению только купеческого сословия. Наша задача еще шире. Переходим к следующему пункту плана.

5) Положение различных сословий российского общества. Социальная политика. Задание для работы в парах по вариантам. Работа со схемами общественного устройства кон. 17в. и нач.18в. и текстом учебника С. 117 и С.192, 190-193. Данилов Д. Д. и др. «Российская история...» Слайд №15.

1 вариант. Задание. Дается набор прав и обязанностей сословий и названия сословий на отдельных табличках в конверте. Требуется соотнести сословия с их правами и обязанностями, отделив при этом исчезнувшие слои общества.

1. бояре 1. Записали в цехи.

2. дворяне 2. Поделили на гильдии.

3. государственные крестьяне 3. Платили подушную подать:1,14 р.

4. крепостные крестьяне 4. Платили подушную подать:74 коп.

5. ремесленники 5. Обязаны были учиться.

6. купцы 6.Могли поступить на службу.

7. холопы 7.Должны были построить корабль.

8. все образованные 8.Имели право на поместные земли, сословия крепостных крестьян.

2 вариант. Задание. Дается набор указов или социальных реформ и названия сословий на отдельных табличках в конверте. Требуется соотнести сословия с законами, регламентирующими их жизнь, указав при этом исчезнувшие сословия.

1. Указ о единонаследии. 1714г. 1. крепостные крестьяне

2. Табель о рангах. 1721г. 2. купцы

3. Таможенный тариф. 1724г. 3. ремесленники

4. Введение подушной подати. 4. государственные крестьяне

5. Введение паспортной системы. 5. дворяне

6. Введение бородового знака. 6. бояре

7. Объединение в цехи. 7. все сословия

8. Служение государству. 8. холопы

После представления учениками результатов работы, подводятся итоги. Учитель. Сделайте выводы об изменении в положении сословий. Какова главная цель социальной политики Петра I. Кто был главным участником петровских преобразований?

Ученики. Бояре и дворяне слились в одно сословие. Холопы сравнялись по положению с крепостными крестьянами. Горожан, в зависимости от состояния, поделили на гильдии. Чем доходнее было занятие, тем больше прав, но и серьезнее обязанности перед государством. Вместо подворной подати была введена подушная. Увеличились обязанности сословий, права же при этом увеличились только у дворян. Цель – превратить основную массу населения в источник пополнения казны. Главным участником петровских преобразований стал народ.

Учитель. Отсюда и вытекает домашнее задание: разобрать народные восстания в годы правления Петра I по плану (причины, масштаб, движущие силы, итоги, значение). Особое внимание обратить на Башкирское восстание. Найти общее и отличия в народных выступлениях (Астраханское, Башкирское, восстание Кондратия Булавина).

5. Итоги и последствия социально-экономических реформ. Учитель. Итак, подошло время сделать выводы по последнему пункту нашего плана. Слайд №16.

Ученики. 1. В результате реформ Петра I в короткие сроки удалось провести модернизацию экономики, ускорить экономическое развитие России. 2. Также реформы позволили России одержать победу в Северной войне, встать в ряд крупнейших держав мира. 3. Однако в реформах коренились причины дальнейшего отставания России. 4. Они стоили народу огромных жертв, тяжким бременем ложились на плечи податных сословий.

6. Закрепление. Слайд №17. Вопросы для самопроверки.

1. Династия купцов, основавшая металлургические заводы на Урале.

2. Политика покровительства отечественной промышленности и торговле.

3. Вывоз отечественных товаров.

4. Люди, чьей обязанностью было изыскивать то, с чего можно было взять налог или прибыль.

5. Распространенное в России название налога.

6. Место строительства кораблей.

7. Ввоз иностранных товаров.

7. Подведение итогов урока и выставление оценок.

Приложение 1.

Первый предприниматель из рода Демидовых

Среди русских семей, обязанных своим появлением на исторической сцене Петру I, особое место занимают Демидовы. Само их имя стало символом новой, преображенной России, а история их возвышения обросла многочисленными легендами. Родоначальник Демидовых — Никита — носил при рождении иную фамилию. Его отец, Демид Антуфьев, происходил из государственных крестьян и приехал в Тулу из села Павшино, чтобы заняться в городе кузнечным ремеслом. В 1664, когда его сыну было восемь лет, Демид умер. Согласно другой версии, Никита Демидов — простой крестьянин, бежавший в тульскую оружейную слободу, спасаясь от рекрутского набора. По третьей, он бежал в Тулу из Москвы, где служил на Пушечном дворе. Но так или иначе, уже в 1790-е гг. Никита Демидов весьма успешно торговал железом и еще до изменившей всю его жизнь встречи с царем Петром был владельцем железоделательного завода, что уже тогда делало его положение совершенно исключительным, поскольку другие немногочисленные заводы того времени принадлежали сплошь иностранцам и членам правящей элиты. Что же касается встречи с Петром, то и по этому поводу существует несколько легенд. По одной из них Никита стал известен царю тем, что починил П. П. Шафирову его немецкий пистолет, да еще и изготовил точную его копию. По другой — Никита Демидов был единственным из тульских оружейников, взявшийся в 1696 выполнить заказ царя на изготовление 300 ружей по западному образцу. Успешно справившись с заданием, Демидов был обласкан Петром, а когда представил царю несколько ружей собственного изобретения, получил близ Тулы землю для строительства новой фабрики. С началом Северной войны 1700-21 нужда государства в металле и оружии резко возросла, и в 1701 Петр выдал Демидову специальную грамоту, позволявшую расширить производство за счет покупки новой земли и крепостных для работы на заводах. А уже на следующий год удачливый промышленник бил челом государю о передаче ему Невьянского железоделательного завода на Урале. Вскоре на челобитье был получен положительный ответ, да еще на крайне выгодных для Демидовых условиях, по существу делавших их хозяевами Урала.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Модель урока. Учитель. Нафикова Альфия Климовна мбоу «Гимназия №2» городской округ город Октябрьский Республика Башкортостан iconРахматуллина Любовь Куприяновна, мбоу «Гимназия №3» городского округа...
...
1. Модель урока. Учитель. Нафикова Альфия Климовна мбоу «Гимназия №2» городской округ город Октябрьский Республика Башкортостан iconКонспект урока по геометрии. 10 класс. Тема: Задачи на построение сечений
...
1. Модель урока. Учитель. Нафикова Альфия Климовна мбоу «Гимназия №2» городской округ город Октябрьский Республика Башкортостан iconКонспект открытого урока по биологии для 9-го класса "Приспособленность...
Учитель культуры Башкортостана высшей категории мбоу «сош №22» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан
1. Модель урока. Учитель. Нафикова Альфия Климовна мбоу «Гимназия №2» городской округ город Октябрьский Республика Башкортостан iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
1. Модель урока. Учитель. Нафикова Альфия Климовна мбоу «Гимназия №2» городской округ город Октябрьский Республика Башкортостан iconКонспект урока музыки в 5-м классе учителя музыки Троицкой Елены...
Учитель культуры Башкортостана высшей категории мбоу «сош №22» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан
1. Модель урока. Учитель. Нафикова Альфия Климовна мбоу «Гимназия №2» городской округ город Октябрьский Республика Башкортостан iconКафедра методики начального образования
Учитель культуры Башкортостана высшей категории мбоу «сош №22» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан
1. Модель урока. Учитель. Нафикова Альфия Климовна мбоу «Гимназия №2» городской округ город Октябрьский Республика Башкортостан iconПортрет Газиза Альмухаметова. Использованная литература
Учитель культуры Башкортостана высшей категории мбоу «сош №22» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан
1. Модель урока. Учитель. Нафикова Альфия Климовна мбоу «Гимназия №2» городской округ город Октябрьский Республика Башкортостан iconПонимание текста как фактор развития коммуникативных навыков
Учитель культуры Башкортостана высшей категории мбоу «сош №22» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан
1. Модель урока. Учитель. Нафикова Альфия Климовна мбоу «Гимназия №2» городской округ город Октябрьский Республика Башкортостан iconГодовой отчёт по итогам 2013-2014 учебного года государственного...
Адрес (согласно лицензии, с указанием почтового индекса), телефон, факс – 452600, Республика Башкортостан, г. Октябрьский, пр. Ленина,...
1. Модель урока. Учитель. Нафикова Альфия Климовна мбоу «Гимназия №2» городской округ город Октябрьский Республика Башкортостан iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учитель культуры Башкортостана высшей категории мбоу «сош №22» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан
1. Модель урока. Учитель. Нафикова Альфия Климовна мбоу «Гимназия №2» городской округ город Октябрьский Республика Башкортостан iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Давлетшина Гульнара Минефаритовна,, мбоу «Средняя общеобразовательная школа №13» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан,...
1. Модель урока. Учитель. Нафикова Альфия Климовна мбоу «Гимназия №2» городской округ город Октябрьский Республика Башкортостан iconСоставлено на основании Программы для общеобразовательных учреждений....
Учитель культуры Башкортостана высшей категории мбоу «сош №22» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан
1. Модель урока. Учитель. Нафикова Альфия Климовна мбоу «Гимназия №2» городской округ город Октябрьский Республика Башкортостан icon1. Географическое положение. Природные ресурсы Миасский городской...
Миасский городской округ (далее – Округ) Челябинской области, расположен в центре материка Евразия, на восточном склоне Уральского...
1. Модель урока. Учитель. Нафикова Альфия Климовна мбоу «Гимназия №2» городской округ город Октябрьский Республика Башкортостан iconУрок внеклассного чтения по рассказу Александра Викторовича Костюнина «Вальс под гитару»
Мои данные: Тулупова Светлана Прохоровна, 29. 11. 1954, город Сибай, Республика Башкортостан, мобу гимназия
1. Модель урока. Учитель. Нафикова Альфия Климовна мбоу «Гимназия №2» городской округ город Октябрьский Республика Башкортостан iconРеспублика Карелия Петрозаводский городской округ Полисистемный образовательный...
Обобщение и представление инновационного опыта образовательных учреждений поо «Алые паруса» по реализации фгос ноо и ООО
1. Модель урока. Учитель. Нафикова Альфия Климовна мбоу «Гимназия №2» городской округ город Октябрьский Республика Башкортостан iconДоклад директора мбоу «Средняя общеобразовательная школа №2»
Мбоу «Средняя общеобразовательная школа №2» муниципального образования – городской округ город Скопин Рязанской области Ланиной Ирины...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск