Аннотированный список источников для антикоррупционного образования Журавлева О.Н. Формирование антикоррупционного мировоззрения как актуальная проблема образования / О.Н. Журавлева // Преподавание истории в шк. - 2011. - № 3. - С. 39-44. - Библиогр.: с. 44. – Коррупции нельзя эффективно противостоять, если в этот процесс не вовлечь широкие круги населения, в том числе и с использованием огромного воспитательного потенциала школьного образования. В приложении - учебная программа для общеобразовательных учреждений, учреждений НПО и СПО "Противодействие коррупции: исторический опыт, проблемы и пути реализации". Воробьев Ю.Л. Как победить коррупцию? Верхняя палата российского парламента делает ставку на эффективные законы и гражданское общество / Ю.Л. Воробьев// Основы государства и права. - 2009. - № 2-3. - С. 33-36.- Приоритетной задачей в обуздании коррупции в настоящее время является создание широкого общественного мнения, осуждающего совершение правонарушений, связанных с использованием служебных полномочий и наносящих ущерб государству и обществу. Статья представляет собой теоретический материал к урокам обществоведческого цикла. Калиниченко Е.С. Урок по обществознанию "Власть без коррупции: реальность или утопия?" / Е.С. Калиниченко // Преподавание истории в шк. - 2012. - № 7. - С. 55-58. - Библиогр.: с. 58. – Цели урока: - выяснить, есть ли в России реальные условия для искоренения коррупции; - оценить уровень борьбы с коррупцией в России. Кириченко О.А. "Итак, припряжем подлецов!" (Н.В. Гоголь): конспект открытого интегрированного урока по обществознанию и литературе по проблеме коррупции в России / О.А. Кириченко, В.В. Назарова // Департамент проф. образования. - 2010. - № 11. - С. 51-53. – Цели урока: - познакомить учащихся с понятием коррупция, с историей коррупции, с проблемами коррупции в современном мире; - помочь учащимся разобраться в этом пороке, обращаясь к произведениям художественной литературы («Ревизор»). Котиков О.А. Гражданское образование и противодействие коррупции / О.А. Котиков // Преподавание истории в шк. - 2008. - № 9. - С. 12-15. - Библиогр.: с. 15. - Опыт работы школ Томской области. В рамках грантовых проектов программы "Партнерство против коррупции" разработаны интересные интерактивные формы: дебаты «Антикоррупция», дебаты «Коррупция и гражданское общество (формат Организации Объединенных Наций), конкурс школьных исследовательских работ «Россия без коррупции», публичные акции. Курганский, С.М. Планирование антикоррупционных мероприятий в школе / С.М. Курганский // Справ. зам. директора шк. - 2012. - № 8. - С. 43-54. – В статье представлен план мероприятий, направленных на предупреждение фактов коррупции в школе и формирование у обучающихся общеобразовательной школы антикоррупционного мировоззрения. В рамках антикоррупционного мониторинга предлагается Анкета для родителей (законных представителей) обучающихся школы. Сергеева М.Ф. Занятие по теме "Коррупция и борьба с ней" / М.Ф. Сергеева // Преподавание истории и обществознания в шк. - 2009. - № 7. - С. 75-78. – Занятие может быть проведено как на уроке, так и в форме внеурочного мероприятия. Определение понятия «коррупция». Учащимся предлагаются конкретные юридические ситуации. Стрелова О.Ю. Мир и Россия против коррупции: программа электив. курса / О.Ю. Стрелова - // Основы государства и права. - 2009. - № 2-3. - С. 57-62. - Библиогр.: с. 62. - Курс рассчитан на 16-34 ч. Цель данной программы заключается в антикоррупционном воспитании школьников средствами специально разработанного курса по выбору, рекомендованного для старшей школы вне зависимости от ее профильной направленности. Телепень В.К. Изучение темы "Коррупция как социальное явление" / В.К. Телепень // Преподавание истории и обществознания в шк. - 2009. - № 8. - С. 37-41. - Библиогр.: с. 41. – Толкование слова «коррупция». Исторические корни коррупции в России. Анкета "Отношение к коррупции". Галицкий Е.Б. Взяткообучение и его социальные последствия / Е.Б. Галицкий, М.И. Левин // Вопр. образования. - 2008. - № 3. - С. 105-118. - Библиогр.: с. 117-118. - В статье рассматриваются типичные механизмы коррупции в российском образовании. Анализируется распространенность в обществе установок, делающих коррупцию возможной. Образовательное учреждение рассматривается как монополия, диктующая свои условия потребителям. Галицкий Е.Б. Коррупция в системе образования / Е.Б. Галицкий, М.И. Левин // Образоват. технологии . - 2004. - № 3-4. - С. 15-33. - Изучение затрат семей на образование детей. Информационная основа исследования – результаты шести опросов, проведенных Фондом «Общественное мнение» в сентябре 2003 г. в 4 регионах страны. Галкина Н.В. Проведение в дошкольном учреждении мероприятий по предупреждению коррупции / Н.В. Галкина // Справ. рук. дошкол. учреждения. - 2011. - № 11. - С. 29-34. – Меры по повышению антикоррупционной компетентности сотрудников ДОУ и родителей воспитанников. Антикоррупционная деятельность управляющего совета ДОУ. В приложении: локальные акты МДОУ «Детский сад компенсирующего вида «Ручеек» муниципального образования г. Ноябрьска. Гулидов П.В. Юридическая ответственность директора школы за коррупционные правонарушения / П.В. Гулидов // Справ. рук. образоват. учреждения. - 2011. - № 12. - С. 27-32. - Виды ответственности за совершение коррупционных правонарушений: уголовная ответственность, административная ответственность, дисквалификация руководителя ОУ, дисциплинарная ответственность, материальная и гражданско-правовая ответственность Жидко С.Ю. Природа коррупции и образование / С.Ю. Жидко, И.И. Сулима, Е.В. Сулима // Право и образование. - 2001. - № 4. - С. 91-98. - Библиогр.: с. 98. - Ключевые слова: коррупция, образование, право, российское образование, система образования. – Природа коррупции. Коррупционное преступление. Коррупционное поведение. Система образования способна играть регенерирующую роль в процессе формирования гражданского общества. Итоги деятельности комиссии по изучению и оценке результатов эксперимента по введению единого государственного экзамена / Совет Федерации Федерального собрания РФ // Департамент проф. образования. - 2010. - № 2. - С. 6-16. - Библиогр.: с. 15-16. – «Касаясь задачи снижения коррупции при внедрении ЕГЭ, можно лишь отметить, что ее проявления существенно увеличились, и есть очевидная угроза, что она примет при нынешних технологиях его проведения массовый характер». Кириллова С. Осуждаем взятки и ... даем их / С. Кириллова // Упр. шк.: прил. к газ. "Первое сент.". - 2009. - 1-15 июля (№ 13). - С. 16-21. – Коррупция всегда была распространена в нашем обществе, но системным явлением стала в последние 10-15 лет. В России значительная часть общества, с одной стороны, осуждает взяточничество, с другой – им пользуется. И особенно ясно мы видим это на примере системы образования. Ларионов П.В. Юридическая ответственность руководителя ДОУ за коррупционные правонарушения / П.В. Ларионов // Справ. рук. дошкол. учреждения. - 2011. - № 11. - С. 36-40. - Виды ответственности за совершение коррупционных правонарушений: уголовная ответственность, административная ответственность, дисквалификация руководителя ОУ, дисциплинарная ответственность, материальная и гражданско-правовая ответственность Малинецкий Г.Г. ЕГЭ: научно-педагогический диагноз / Г.Г. Малинецкий, А.В. Подлазов // Проф. образование. Столица. - 2012. - № 5. - С. 12-18; № 6. - С. 22-27; № 7. - С. 29-34; № 8. - С. 37-39. - Библиогр.: с. 18. - № 7: ЕГЭ и коррупция. Моруга А.В. Девиации в системе социального управления / А.В. Моруга // Преподаватель XXI век. - 2009. - № 1. - Ч. 2. - С. 376-379. - Библиогр.: с. 379. – В статье на основе теории аномии и социальной дезорганизации дается определение девиаций, а с точки зрения системного подхода анализируются основные виды девиаций, возникающих в системе социального управления, к которым относятся бюрократизация, коррупция и лоббирование. О минимизации коррупционных проявлений в системе общего образования и обеспечении безопасности образовательных учреждений: письмо Минобрнауки Росси от 28.01.2011 № СМ-66/08 // Администратор образования (ОвД) . - 2011. - № 7. - С. 27-28. – В ходе проверки Генеральной прокуратурой Российской Федерации в 2010 году выявлено повсеместное распространение денежных поборов с родителей обучающихся в общеобразовательных учреждениях под видом благотворительной помощи, добровольных пожертвований, которые вопреки ряду законов носят принудительный характер. Противодействие коррупции: актуальные вопросы экспертизы нормативных правовых актов и их проектов / материал подготовлен Правовым управлением Аппарата Совета Федерации // Основы государства и права. - 2009. - № 1. - С. 19-33. – Коррупция: ее понятие, историко-правовые и политические аспекты. Решение проблем противодействия коррупции. Противодействие коррупции: международные конвенции и законодательные акты Российской Федерации // Библиотекарь: юридический консультант. – 2009. - № 2, 3. – Из содерж.: Федеральный закон РФ «О противодействии коррупции»; Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию; Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции и др. Рид К. Коррупция в образовании - истоки и её преодоление: [пер. с англ.] / К. Рид // Нар. образование. - 2008. - № 8. - С. 26-34. – В статье представлены экспертные разработки мер по борьбе с коррупцией в области образования, выработанные в результате реализации международного проекта «Разработка законодательных и иных мер предупреждения коррупции». Романов А.Н. Ответственность... за всё?: Размытое правовое поле деятельности директора школы / А.Н. Романов, А.С. Филипповская, Т.В. Филипповская // Нар. образование. - 2010. - № 5. - С. 29-34. – Авторы ставят вопрос о необходимости усовершенствовать правовую базу деятельности директора школы. Надежные законы предотвратят многие служебные правонарушения. Санникова Л. Коррупция в образовании: правовые механизмы противодействия / Л. Санникова // Нар. образование. - 2008. - № 10. - С. 18-22. – Неэффективность законодательства об образовании, наличие в нем коррупциогенных норм создают почву для коррупционных правонарушений. Важную роль играет правовое регулирование отношений в сфере образования. Талапина Э. Коррупциогенность законодательства в сфере образования / Э. Талапина // Нар. образование. - 2008. - № 9. - С. 58-63. - Экспертиза образовательного законодательства на выявление норм, применение которых на практике способствует развитию коррупции. Фёклин С.И. Признание работников образования должностными лицами, выполняющими управленческие функции. Уголовная ответственность за взяточничество / С.И. Фёклин // Юрид. журн. директора шк. - 2005. - № 4. - С. 62-67. – Коррупция и преступления в сфере образования. Уголовная ответственность за преступления, связанные с выполнением управленческих функций. Хмельков С.Б. Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов / С.Б. Хмельков // Администратор образования (ОвД). - 2011. - № 4. - С. 85-93. – В последнее время мы все чаще слышим о таком понятии, как антикоррупционная экспертиза. Что это такое? Как регулирует современное законодательство эти вопросы? Кто может быть экспертом? Могут ли образовательные учреждения участвовать в экспертной работе? Обо всем этом читайте в статье.
4.12.2012
Сост.: Шаромова С.Н., вед. библиограф ИМБЦ Планируется к выпуску
информационно-библиографический дайджест
по теме «Коррупция». |