Скачать 257.49 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СЛАВЯНСКИЙ-НА-КУБАНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ Кафедра истории и методики ее преподаванияУЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО АРХЕОЛОГИИдля студентов специальности «история» Программу составил: к.и.н., доцент Клочков О.Б. Переутверждена на заседании кафедры истории и методики ее преподавания протокол № 1 от 29.08.09. Зав. кафедрой Н.Б. Акоева Славянск – на – Кубани 2009 1.Пояснительная записка 1.1. Назначение дисциплины ее место в системе подготовки специалиста Курс «Археология» является обязательной учебной дисциплиной в системе высшего образования. Он призван сформировать конкретные знания в области археологии, представление о навыках научного исследования и его процедуре. Он играет значительную роль в формировании у будущего специалиста исторического мышления, гуманистических взглядов. Изучение археологии позволяет понять органическое единство прошлого и настоящего, раскрывает законы исторического процесса, фундаментальные, глубинные проблемы мировой истории, формирует представление о единстве человечества и мировой культуры, изначальных корнях мировой цивилизации. Место археологии в системе исторического образования постоянно возрастает. Определенную роль здесь играет фактор ежегодных открытий, возрастание количества археологических источников, эффект динамичности развития науки, тесная связь археологии как учебной дисциплины с научным поиском. Изучение курса «Археологии» находится в тесной связи с изучением студентами курсов «История древнего мира» и «История России», особенно при рассмотрении разделов, изучение которых основано не на письменных источниках, а на данных археологии. 1.2. Требования к знаниям и умениям обучаемого В результате изучения курса студенты должны знать:
Студенты должны уметь:
1.3. Обоснование структуры учебной дисциплины Весьма скромный объем курса «Археология» в педагогическом вузе побуждает ограничить пространственные рамки его территорией бывшего СССР. Разделы и темы расположены в хронологическом порядке, однако некоторые тематические вопросы, такие, как археология протославян и восточных славян стоят особняком – в них предусмотрено «сквозное» рассмотрение материала. 1.4. Рекомендации к применению различных видов учебных занятий При изучении курса археологии студенты должны осмыслить основные проблемы данной дисциплины, усвоить базовые понятия, специфический фактический материал курса. Для достижения этой цели в учебную программу входят лекционные и семинарские занятия, а также учебная полевая практика и самостоятельная работа студентов. 1.5. Методические рекомендации преподавателям заключаются в том, прежде всего, что надо осознавать роль и место археологии в системе подготовки учителя истории. Исходя из того, что археологами большинство студентов не станет, надо постоянно ориентировать будущих учителей на возможность применения получаемых археологических знаний в школе, в краеведческой работе. При рассмотрении предусмотренных планом тем, особое внимание надо обратить на разделы «географически близкие» к месту преподавания. Чтение курса требует постоянного опыта межпредметных и междисциплинарных связей. 1.6. Рекомендации по использованию информационных технологий обучения Использование компьютерных технологий по курсу предполагает возможность для студентов поиска материала в сети интернет, использования дискет с информацией. Есть перспектива создания текстовых заданий по понятийному аппарату. 3. Тематический план по курсу «Археология»
3. Тематический план по курсу «Археология»
3.1. Содержание учебного материала (теоретической части) Тема 1 ВведениеПредмет и методы археологии, ее место среди исторических наук. История накопления археологических знаний. Из развития археологии как науки. Достижения отечественной археологии. Персоналии. Основные источники. Погребения. Культурный слой. Археологические памятники и их классификация. Археологическая типология вещей. Датировки. Археологические комплексы. Археологическая культура и этнос. Использование данных – смежных наук. Авиаразведка археологических памятников. Дендрология, радиокарбонный анализ. Спектрография, металлография и другие естественно – научные методы в археологии. Законодательство России и Краснодарского края об охране и использовании памятников истории и культуры и о проведении археологических раскопок. Методологические и теоретические проблемы современной археологии. Археология в системе общего и профессионального образования. Тема 2 Эпоха каменных орудий (6 часов) Палеолит. Основные проблемы антропогенеза. Оледенение и межледниковье. Ископаемые антропоиды, их внешний вид, образ жизни и степень сходства с человеком. Развитие материальной и духовной культуры человечества по археологическим эпохам. Гоминиды. Архантропы. Homo habilis. Его орудие, хозяйство. Центры антропогенеза. Олдувайская эпоха. Техника обработки камня и основные орудия олдувайской эпохи. Многогранники, пластины, чопперы. Древнейшие искусственные жилища. Огонь и его роль. Ашельская эпоха. Ручное рубило и колун. Материал орудий. Неуклеус. Техника леваллуа. Вопрос о деревянных орудиях. Непереотложенные и переотложенные памятники. Пещеры Кударо, Цона, Азыхская. Местонахождение Сатани-Дар, Яштук, Джабер. Ареал ашельских памятников в России. Социальная организация человеческих коллективов в ашеле. Эпоха мустье. Соотношение с ледниковыми эпохами. Палеантропы, их особенности. Изменение формулы нуклеусов. Совершенствование техники обработки камня, вторичные приемы. Остроконечник и скребло. Многообразие типов орудий Ретушь. Наконечник копья как первое составное орудие. Костяные орудия. Домостроительство. Молодова-1, Киик-Коба. Охота и ее объекты. Роль растительной пищи. Первые погребения. Безрелигиозность первоначальной истории человека. Зачатки искусства. Постепенный переход к человеку современного типа. Вопрос о времени возникновения родового строя. Освоение новых пространств. Мустьерские стоянки Кавказа, Восточной Европы, Средней Азии, Сибири. Вопрос об археологических культурах. Поздний палеолит. Развитие производственных сил. Совершенствование техники обработки камня. Увеличение числа типов орудия. Скребки, резцы. Составные орудия. Распространение костяных орудий. Совершенствование охотничьего оружия и приемов охоты. Начало рыболовства. Типы позднепалеолитических жилищ. Сунгирь. Палеолитические погребения. Счет в палеолите. Палеолитическое искусство и его значение. Развитие абстрактных представлений. Общественное сознание. Женские статуэтки. Пещерная живопись. Каповая пещера. Стоянки Костенки, Гагарино, Авдеево. Сибирские стоянки Мальта и Буреть. Вопрос о времени и направлении заседения Америки. Убыстрение исторического развития и его причины. Ареал позднего палеолита. Мезолит. Определение грани между палеолитом и мезолитом. Поиски новых форм хозяйства. Вопрос о времени возникновения зачатков производящего хозяйства. Появление микролитов, стрел, изогнутого рыболовного крючка, распространение составных орудий – важнейших изобретений мезолита. Рыболовные сети. Каменный топор. Отступление ледника и изменение природно – географических условий. Начало геологической современности. Методы датировок мезолитических памятников. Индивидуализация охоты. Возрастание роли рыболовства. Три культурные зоны мезолита. Вопрос о времени появления племенных объединений. Мезолитические жилища. Русско – Луговая стоянка, Елин Бор, Огурдино. Мезолитическое искусство. Неолит: Дальнейшее расширение обитаемых земель. Определяющие черты неолита. Производящее и потребляющее хозяйство. Границы распространения кремня. Поиски новых пород камня. Зачатки горного дела. Новые приемы обработки камня, преобладание старых. Костные и роговые орудия. Совершенствование топора. Появление и распространение керамики, способы ее изготовления. Появление ткачества. Мотыжное земледелия. Дома. Микролиты. Вкладышевые орудия. Керамика. Роль охоты, Южнорусский неолит. Затяжной характер лесного неолита. |
Рабочая программа по дисциплине: Римское право для студентов заочной... Программу составил(и): к ю н., доцент кафедры гражданского права и государственно-правовых дисциплин Шатуев Н. В | Программа по курсу «История Кубани» (для студентов педагогических... Охватывает как лекционный материал, так и тот, что вынесен для самостоятельной работы студентов, определен круг тем для внеаудиторного... | ||
Рабочая программа по курсу «История архитектуры города Томска» составлена... Составитель: Богданова О. В. – к и н., доцент кафедры археологии и исторического краеведения тгу | Программа минимум кандидатского экзамена по специальности 07. 00. 06 «Археология» Ее значимость определяется несколькими важными факторами. Во-первых, Россия одна из немногих стран мира, где масштабно представлены... | ||
Учебно-методические указания по дисциплине отечественная история... Составители: Дзамихов К. Ф. д и н., профессор, Апажева Е. Х. д и н., профессор, Асанов В. Н. к и н., доцент, Ашхотов Р. М. к и н.,... | Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины гсэ.... Макарова Надежда Николаевна – кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России | ||
Программа по курсу «История средних веков» факультет истории и юриспруденции... Охватывают время с конца по начало XVII веков | Программа по курсу «История средних веков» факультет истории и юриспруденции... Охватывают время с конца по начало XVII веков | ||
Титова Татьяна Алексеевна, канд ист наук, доцент, доцент кафедры... ... | Программа учебной дисциплины Жилищное право по специальности 030501.... Программу составил(и): к г н., ст преп кафедры гражданского права и государственно-правовых дисциплин Никифоров Д. М | ||
Ю. А. Матвеева История русской литературы Ю. А. Матвеева История русской литературы XIX – XX веков. Планы семинарских занятий для студентов I курса дневного обучения по специальности... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... Рассмотрено на заседании кафедры археологии, истории Древнего мира и Средних веков от 12. 04. 2011 г., протокол № Соответствует требованиям... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 080503 «Антикризисное управление» ... | В. В. Клочков тестовые задания по учебной дисциплине «История политических... Автор программы: доктор юридических наук, доктор исторических наук, профессор А. С. Туманова | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «История и современное... Автор: Рыбкин В. Р., к ф н., доцент кафедры социальной работы и организации работы с молодёжью | Программа практики по специальности 030401. 65 «история» «История» Программа определяет объем, содержание и методику проведения всех видов практик в соответствии с учебными планами специальности... |