Титова Татьяна Алексеевна, канд ист наук, доцент, доцент кафедры этнографии и археологии Казанского государственного университета





Скачать 177.81 Kb.
НазваниеТитова Татьяна Алексеевна, канд ист наук, доцент, доцент кафедры этнографии и археологии Казанского государственного университета
Дата публикации27.07.2013
Размер177.81 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы


Титова Татьяна Алексеевна,

канд. ист. наук, доцент,

доцент кафедры этнографии и археологии

Казанского государственного университета

420101, г. Казань, ул. Братьев Касимовых, 6а – 50,

тел. (843) 224-16-70

e-mail: tatiana.titova@rambler.ru

Махмутов Зуфар Александрович

аспирант кафедры этнографии и археологии

Казанского государственного университета

420161 г. Казань, ул. Космонавтов, 49 - 79

тел. 89272482109

e-mail: zufar@inbox.ru
К вопросу об изучении татарского населения Северного Казахстана1

Современное татарское население области - это конгломерат трех крупных татарских субэтносов: казанских, сибирских и касимовских. Местные сибирские татары являются индигенной группой данного региона и, по -видимому, ведут свою историю со времени образования государства у тюркоязычных племен со столицей Саргач в XI - XII вв. Страна располагалась в междуречье рек Иртыш, Ишим и Тобол, включая также Нижнее и Среднее Приишимье. Первое крупное компактное поселение казанских татар Мамлютка было основано в 1786 г. переселенцем крестьянином Мамлютовым. Тогда же возник и ряд других татарских поселений, куда на протяжении XVIII в. прибывали татарские крестьяне из центральных районов России (Татары на Севере Казахстана 2004: 26). Основным занятием этих крестьян переселенцев первоначально было скотоводство, в дальнейшем — хлебопашество. В «Материалах по изучению экономического быта инспекцией Западной Сибири» (СКГА: Ф. 3. Оп. 1. Д. 41) отмечается, что купцы предпочитали иметь дело с татарскими крестьянами деревень Мамлютка и Окунева, так как они славились честностью.

Касимовские татары появляются в г.Петропавловске в середине ХIX века. Связано это в первую очередь с льготами, предоставляемыми местным купцам на торговлю с казахской степью. Во многом благодаря им г.Петропавловск становится центром торговли, своеобразным мостом между азиатскими степями и Россией, а позже —и Европой

Три татарских субэтноса, населявших край в ХIX веке, имели не только существенные социальные, но и культурные различия. Так, местный врач Ц.А.Белиловский отмечает, что касимовские татары отличались от других татар светскостью и свободой нравов, в то время как некоторым казанским татарам еще было присуще многоженство. (Белиловский 1887: 7).

К концу XIX столетия в Петропавловске насчитывалось около 100 татарских потомственных дворян, а из 450 человек, принадлежащих к купеческим семьям, татар было 300. (Рис. 1). По переписи 1897 г. в городе 6 129 человек считали татарский язык родным. Они составляли треть населения Петропавловска (СКГА: Ф. 3. Оп. 2. Д. 5).

Татарским династиям в Петропавловске принадлежали крупнейшая пятиэтажная мельница товарищества «Мукомол» и мыловаренный завод (Муратов, Тюменев, Давлеткильдеев), кожевенный и маслодельный заводы (Акчурин), салотопенный завод (Янгуразов), шерстомойные заводы (Вагапов и Шафеев) (Путеводитель 1916: 379). Льготы, предоставленные правительством местным купцам, сделали город центром татарской торговли в Сибири. К 1916 г. здесь вели торговлю казанские купцы — Гафуров, Шамсутдинов, Галеев, Шафеев, Файзулин; касимовские — Давлеткильдеевы, Акчурины, Муратовы, Сутюшевы, Тюменевы; тюменский купец Бичурин. Практически вся торговля скотом, пухом, кожей, продуктами животноводства проходила через руки татарских купцов. (Рис. 2) Товары поступали на рынки Вены, Парижа, Бостона, Берлина, Гамбурга и через Одессу — в Турцию. Товарооборот города достигал 50 000 млн. рублей (Сибирский торгово-промышленный ежегодник 1915: 178).

Татарские купцы и промышленники щедро вкладывали деньги в благоустройство города. Так, купец первой гильдии Баязитов несколько лет содержал за свой счет всю противопожарную команду и бытовую службу Петропавловска; на деньги Тюменева, Давлеткильдеева, Акчурина была открыта первая публичная библиотека. (Рис. 3) К 1917 г. в городе насчитывалось шесть каменных и три деревянных мечети, построенных на деньги татарских купцов.

Когда появилась первая деревянная мечеть в г. Петропавловске, установить практически невозможно. Скорее всего, она была старше первой каменной мечети на 10 - 20 лет. Первая каменная мечеть - Подгорная мечеть № 2 - была построена по личному указанию Екатерины II в 1795 г. Она являлась первой каменной мечетью в казахской степи и одним из первых каменных зданий в самом городе. В 1801 г. в нее попал разряд молнии и она была частично разрушена, перестроили ее в конце 20-х гг. XIX в. (Муканов 2004: 12-13). К 1838 г. в городе функционировали три мечети: две деревянные и одна каменная (СКГА: Ф. 56. Оп. 1. Д. 25. Л. 52). Интенсивное строительство каменных мечетей развернулось во второй половине XIX в. Связано это с льготами, предоставленными правительством для торговли со степными киргизами, что повлекло массовый приток в город татарских купцов, не жалевших денег на богоугодное дело. Среди щедрых меценатов представители таких известных татарских фамилий, как Муратов, Давлеткильдеев, Янгуразов, Тюменев.

Уже к началу XX в. в городе насчитывалось 7 каменных мечетей, что превосходило по количеству на душу населения даже г. Казань. Многие мечети испытали влияние среднеазиатской культуры и по своей архитектуре существенно отличались от традиционно татарских, особенно ярко это выражалась в необычной конструкции минаретов. Некоторые татарские купцы предпочитали строить мечети на территории своих дворов, вследствие этого мечети составляли единую архитектурную композицию с домом и надворными постройками. Один из таких дворовых комплексов, воздвигнутый купцом Янгуразовым, сохранился и по сей день. Прямоугольная мечеть, имеющая в южной части полукруглый выступ с купольным сводом - михрабом, богато декорированным аттиком, и прилегающий к нему двухэтажный особняк, сохранивший изразцы и удивительно красивые своды,  одна из самых ярких достопримечательностей города. Одна из мечетей располагалась в центре закрытого в 1949 г. мусульманского кладбища в самом центре города, одна – на меновом дворе, где в то время торговало большое количество купцов-мусульман.

При каждой каменной мечети действовало медресе, где, помимо местных мулл и абыстай, преподавали специально приглашенные учителя из Казани, Уфы, Троицка, Касимова (Татары на Севере Казахстана 2004: 48). Первое медресе, согласно официальным документам, ведет свою историю с 1860 г. (Адресный календарь 1887: 14). Школы были рассчитаны на 4 года обучения, в них отдавали детей начиная с 7 - 8 лет. В список изучаемых предметов входили арифметика, грамматика, география, чтение и толкование Корана, а также русский язык, который, как правило, дети татар узнавали только в школе (СКГА: Ф. 3. Оп. 1. Д. 43). Медресе при третьей мечети превратилось вовсе в научный центр города, где под руководством Мухаммеджана Бегишева, выпускника Стамбульского университета, учащиеся помимо основных предметов изучали арабский, персидский, турецкий языки, историю и литературу Востока (Муканов 2004: 12-13). Выпускниками данной школы стали прославленный казахский поэт Магжан Жумабаев и татарский - Ахмет Уразаев-Курмаши - автор поэмы «Тагир и Зухра», «Буз егет». Последние года своей жизни Курмаши также преподавал в одном из медресе города.

В 1886 г. в татарских медресе проходило обучение свыше 300 учеников (Адресный календарь 1887: 14). «Дети татар отличаются своей грамотностью, они читают и пишут не только по-татарски, но и часто и по-арабски, и по-русски», - пишет в своем очерке местный врач Ц.А. Белиловский (Белиловский 1887: 10).

Известной личностью был ахун города Петропавловска Г.Г. Яушев. Именно он в 1904 г. был непосредственным инициатором первого прошения мусульман в адрес премьер-министра Российской империи С.Ю. Витте о даровании им политических и гражданских прав.

В 1917 г. лидерами мусульманской общины города ставился вопрос о культурной мусульманской национальной автономии (ГАРФ: 23-24).

С приходом к власти большевиков все медресе были закрыты. В 20-е гг. XX в. была попытка организовать при мечетях религиозные курсы, вначале двух-, а потом и четырехгодичные. Программа курсов предполагала обучение юношей, достигших 18 лет, мусульманскому праву, толкованию Корана, арабскому языку. В 1925 г. курсы были закрыты, организатор курсов, мулла мечети № 2 Х.В.Бикбаев, привлечен к уголовной ответственности (СКГА: Ф. 3. Оп. 1. Д. 41).

К 1938 г. в Петропавловске были закрыты все мечети, духовные лидеры были подвергнуты репрессиям. Имам мечети № 3 Мухаметжан Бегишев расстрелян. Здания мечетей были приспособлены под хозяйственные нужды, а некоторые вовсе уничтожены. На месте разобранной мечети № 3 и прилегающего к нему мусульманского кладбища в советское время располагался обком партии, на месте уничтоженной мечети №1 - хлебокомбинат. В 1947 г. властями было разрешено функционирования домовой мечети, которая просуществовала вплоть до 70-х гг. XX в., пока не была снесена вследствие интенсивной застройки на этой территории.

Не дожили до наших дней и два старинных мусульманских кладбища. Оказавшись волей судьбы в самом центре города, они были разрушены в предвоенные годы. Старинные камни с древних надгробий использовались под фундамент зданий, а иногда и под жернова.

В настоящее время сохранилось лишь четыре здания старинных мусульманских мечетей. Одна из них («Янгуразовская» мечеть № 6) была передана мусульманам в начале 90-х гг. XX в. и была реконструирована в 1995 г. (Рис. 4) Другая была полностью восстановлена на средства татаро-башкирской общины города и распахнула свои двери прихожанам в 1998 г. Помимо богослужения в ней проходят занятия по чтению намаза и сур из Корана. Две другие продолжают находиться в аварийном состоянии. Единственная татарская мечеть, у которой частично сохранился минарет, до сих пор продолжает использоваться как подсобное помещение завода им. Кирова, а полуразрушенное здание первой каменной мечети - как частная сауна. (Рис. 5). Эти строения не вошли в число памятников, представляющих культурную и историческую ценность, и таким образом оказались выброшены на обочину истории. Такое отношение к историческим памятникам духовной культуры не может не вызывать обеспокоенность не только у мусульман, но и у всей татарской общественности.

Описывая подробно бытовую культуру татар Северного Казахстана конца XIX в., врач Ц.А. Белиловский отмечает их необыкновенную опрятность, гостеприимство, совестливость, грамотность, чистоту нравов и внешнюю красоту. Татарские дома выделялись своеобразной постройкой, декором крыльца, внутренним убранством и чистотой. Обычный интерьер дома составляли персидские и ташкентские ковры, приземистый стол, кровать, сундук, стеклянная этажерка с золотыми вещами, посудой, ювелирными изделиями. Стены были украшены видами Иерусалима и Константинополя, молитвами из Корана (Белиловский 1887: 8-9).

В 1913 г. в Петропавловске начала выходить казахско-татарская газета на двух языках «Ишим даласы», а в 1917 г. - еженедельник «Юл» под редакцией X. Мунасыпова. В 1919 г. Г. Исхаки, живший некоторое время в Петропавловске, вместе с Ф. Туктаровым и Г. Терегуловым выпустил 30 номеров газеты «Маяк». Существовал татарский театр драмы, который был закрыт властями в 1938 г. (Татары на Севере Казахстана 2004: 74). На его сцене ставились «Галиябану» М. Файзи, «Иль», «Булат баба», «Хан кызы» К. Тинчурина, «Тагир-Зухра» Ф. Бурнаша, драма Шиллера «Коварство и любовь», мелодрама турецкого поэта и драматурга А. Тархана «Хиндлы кызы».

В советское время многие представители татар Северного Казахстана занимали ключевые посты в государственных учреждениях по всей стране, стали известными людьми в области науки и культуры. Среди них: Министр культуры Татарстана И. Алиев, заслуженный деятель искусств Казахстана С. Яруллин, заслуженный художник РСФСР, народный художник Татарской АССР М. Сутюшев, заслуженный работник культуры Татарской АССР М. Хусаинов, Герои Советского Союза Г.З. Закиров, И.С. Даутов.

Согласно Всесоюзным переписям 1959, 1970, 1979, 1989 годов в советское время численность татарского населения Северо-Казахстанской области росла, хотя процент от общего числа населения оставался прежним (2,5%-2,7%). Наиболее существенное увеличение числа татар приходится на период с 1959-1970гг, когда на освоение Целины из Татарской и Башкирской ССР прибывает большое количество переселенцев. Динамика роста татарского населения в эти годы составляет в среднем +2,2% в год, в 70-80 годы этот показатель значительно снижается и стабилизируется на отметке +0,4% в год. Резко отрицательной динамика роста татарского населения становится в период суверенного Казахстана. За 10 лет с 1989 до 1999 года в Северо Казахстанской области численность татар сокращается на 18% с 19977 до 16472 человек*(Первая перепись населения 2001: 18), а к 2007 падает еще на 9% и составляет 14908 человек(Данные Северо-Казахстанского стат управления). Подобная тенденция в настоящее время характерна для всего не титульного населения области и происходит на фоне постепенного увеличения казахского населения региона. Непосредственными причинами в существенном изменении этнической палитры области являются не только высокая миграция среди не титульного населения, но и высокая естественная убыль. По данным Первой казахстанской переписи, доля лиц старше 60 лет среди татар превышает 19%, среди русских -16%, в то время как среди казахов - не более 8%.(Итоги переписи 2001: 44-45). Значительно выше и коэффициент рождаемости среди казахского населения. По разным данным, он в полтора раза выше, чем у других народов в регионе.

Происходящие демографические изменения обусловлены как экономическими, так и внеэкономическими факторами. К экономическим составляющим можно отнести развал промышленности и сельского хозяйства в области, что в совокупности привело к массовой безработице и бедности основной массы населения. Так, если в целом по стране уровень безработицы в 1995 г составлял, по оценкам экспертов, 10%, то в Северо-Казахстанской области он достигал 16-18% от численности экономически активного населения.1 Из внеэкономических причин, в первую очередь, стоит выделить проблему этнолингвистической компетенции, ставшую камнем преткновения в поле межэтнического взаимодействия. Законодательство Республики Казахстан определяет статус казахского языка как государственного, а русского - как языка межэтнического общения, статус же других языков не определен. Среди представителей не титульных национальностей доля лиц, должным образом владеющих государственным языком, составляет менее 3% (Первая перепись населения 2001: 35). Таким образом, незнание казахского языка лишает граждан не титульных национальностей возможностей карьерного роста в государственной сфере и способствует формированию миграционных установок. Из интервью: «Когда я училась в школе, мы казахский вообще не изучали. Я – гражданка Казахстана, но государственного языка не знаю. Вроде бы своя страна, а вроде бы и нет… Была бы возможность уехать, обязательно бы уехала в Россию» (женщина, татарка, 1977 г.р.). «Мы изучали казахский язык в школе, но никто из моих одноклассников и друзей этот язык не понимает и разговаривать на нем не будет. А если в перспективе Казахстан возглавит президент, не знающий русского языка (что вполне возможно по Конституции) мы и президента не будем понимать без переводчика… свое будущее здесь я представляю с трудом» (мужчина, татарин, 1985 г.р.). Кроме того, в настоящее время казахи доминируют в органах исполнительной власти. Так из 13 районных акимов Северо-Казахстанской области 10 являются представителями титульной национальности ( по состоянию на 1.03.2008г), когда численность казахов в области не превышает и одной трети. Из интервью: ). « Еще года два три назад такого не было, сейчас же зайдешь в мало-мальский акимат и везде казахи» (женщина, татарка, 1932 г.р). « Сейчас здесь разделение труда носит ярко-выраженный этнический характер, госструктура отведена казахам, мелким бизнесом занимается все остальное не титульное население» (мужчина, татарин, 1976 г.р).

Многие исследователи отмечают и психологическую проблему, с которой сталкивается все не титульное население страны. Связано оно, в первую очередь, со всяческим подчеркиванием на различных уровнях того, что Казахстан - это историческая земля казахов.. «В преамбуле нынешней конституции написано, что народ Казахстана созидает «на исконно казахской земле»», - подчеркивает С. Папарин,2 говоря о проблемах русскоязычного населения в приграничных районах Казахстана. Корейский этнограф Нацука Ока, исследуя стратегию выживания корейской диаспоры в Казахстане, обращает внимание на «Концепцию формирования государственной идентичности Республики Казахстан», где черным по белому написано: «Казахстан полностью соответствует исторически сложившемуся ареалу расселения казахского народа…».3 Трудно не согласиться, что подобная точка зрения, широко позиционирующаяся во всех школьных и университетских учебниках, для многих представителей не титульной национальности значит не меньше, чем «Вы здесь гости», и таким образом также содействует формированию миграционных установок среди не титульного населения области. По нашим опросам, более 40 % татар области хотели бы сменить место жительства, более 15% планируют это сделать в ближайшее время.

Исследуя актуальность этнической идентичности в среде татарского населения посредством теста Куна-МакПартленда «Кто Я?», мы констатировали, что для 2/3 опрошенных эта категория является достаточно актуальной2. Треть опрошенных татар обозначили этническую идентичность как приоритетную категорию, поставив ее на первое место в идентификационной матрице. В то же время гражданскую идентичность упомянули лишь 7% респондентов. Таким образом, в условиях утраты старой (советской) гражданской идентичности и еще не сформировавшейся новой (казахстанской) этничность становится приоритетной категорией самоидентификации татар. К числу ведущих этноинтегрирующих признаков у татар Северного Казахстана относятся также язык (27%), происхождение (21%), культура (14%), религия (12,5%), черты характера (6%)3. Для младшего поколения татар ведущим этноинтегрирующим признаком является происхождение4.

Материалы глубинных интервью демонстрируют, что для татарского населения характерен ярко выраженный этноаффилиативный комплекс. Из интервью: «Я не знаю, к сожалению, татарского языка, песен, обычаев, но я всегда горжусь тем, что я татарка» (женщина, татарка, 1977 г.р.). «То, что я – татарин, я впитал с молоком матери. С возрастом отношение к своему народу у меня все более теплое. Иногда мне хочется окунуться в тот мир детства, где на улице и дома слышалась татарская речь. Это, по-моему, называется ностальгией» (мужчина, татарин, 1952 г.р.). «Когда я задумаюсь о том, кто я, то первое, что мне приходит на ум, – это то, что я – татарка. Так уж нам вложили с детства. Всегда была горда этим и чувствовала потребность быть частью своего народа» (женщина, татарка, 1933 г.р.). «Мы всегда жили дружно, никогда никого не разделяли по национальностям, но жениться надо было только на татарке. Думаю, что это правильно» (мужчина, татарин, 1928 г.р.).

Как было отмечено выше, язык и культура являются важными этноинтегрирующими признаками в среде татарского населения Северного Казахстана. Исторически сложилось так, что знание татарского языка среди татар Северного Казахстана всегда было на достаточно высоком уровне. Важнейшую роль здесь играли семья и медресе. В семье, как правило, каждый татарин овладевал разговорным языком, а в медресе - татарской грамматикой.

До 1955 г. удалось просуществовать единственной в г. Петропавловске татарской светской школе, в начальных классах которой преподавание велось на татарском, в старших - на русском языке. Но уже с конца 1920-х гг. с закрытием всех татарских медресе основная масса татар получала образование в русских школах. Из интервью: «Нам говорили, что после обучения в татарской школе мы нигде не сможем найти работу или поступить в институт» (мужчина, татарин, 1928 г.р.). «Мои родители спорили, куда меня отдать, в русскую или татарскую школу. Отец настоял на русской. Он очень хотел, чтобы я потом уехала учиться в институт, а после татарской это было сделать труднее» (женщина, татарка, 1931 г.р.).

На протяжении последних сорока лет национальный язык постепенно становился исключительно средством внутрисемейного общения. А уже с середины 1950-х гг. начался процесс постепенной потери национального языка местным татарским населением. Изначально это выражалось в том, что для респондентов 1950-х годов рождения национальный язык перестает быть языком, на котором они впервые заговорили. Респонденты 1950-х годов рождения часто затрудняются с ответом на вопрос о первом языке, хотя для респондентов 1940-х годов рождения таким языком однозначно был татарский. Из интервью: «Я даже не помню, на каком языке я впервые научилась говорить, наверное, сразу на двух. С бабушкой разговаривала всегда на татарском, с родителями вперемежку с русским, со сверстниками - на русском» (женщина, татарка,1955 г. р.). Для большинства респондентов 1960-х годов рождения первым языком уже, как правило, был русский. В настоящее время в Северном Казахстане практически нет условий для изучения татарами национального языка. Однако, согласно нашим материалам, около 80% опрошенных до настоящего времени считают татарский язык своим родным, а свыше 90% - хотели бы изучить или повысить собственный уровень владения татарским языком. Из интервью: «Мне бы очень хотелось усовершенствовать знания татарского языка. Но здесь это сделать невозможно, даже самоучитель нигде не купишь. Родителей попросил бы, да нет их уже…» (мужчина, татарин, 1958 г.р.). «Я разговариваю на русском, думаю на русском. Татарский только частично понимаю, но родной язык тот, который живет в сердце. И где бы я ни была, на каком языке ни разговаривала бы, родным всегда будет для меня татарский» (женщина, татарка, 1976 г.р.). «Когда я слышу родной язык, что-то начинает в моем сердце колотиться, как будто ты, после долгих странствий, возвращаешься к себе на родину, видишь родную улицу, родной дом, родной ручей» (мужчина, татарин, 1952 г.р.). «Родной язык - это язык твоих родителей, бабушек, дедушек, язык твоего народа. Когда ты теряешь его, ты наполовину перестаешь быть татарином, в тебе меняется душа» (женщина, татарка, 1932 г.р.). «Родной язык- это частичка твоей души, связывающей тебя с твоими предками. Слыша татарский язык, я в полной мере начинаю ощущать себя татарином» (мужчина, татарин, 1985 г.р.).

Наши материалы свидетельствуют, что на сегодняшний день среди представителей старшего поколения татарским языком владеют примерно 70% татар. Молодежь практически не владеет татарским языком (число респондентов, владеющих языком – 6%), однако продолжает считать его родным. Таким образом, для последних язык – это, прежде всего, символ этнической принадлежности, нежели реальное средство общения.

Уровень декларируемой компетенции татар в знании собственной этнокультуры достаточно высок. Главным народным праздником для татарского населения Северного Казахстана по-прежнему является Сабантуй. Этот праздник предоставляет местным татарам уникальную возможность побывать на гастролях народных исполнителей из Татарстана и Башкирии. Сабантуй является массовым народным праздником, в котором принимает участие практически все татарское население области. Декларируемая степень соблюдения обрядов также достаточно высока. Однако в сравнении со старшим, младшее поколение значительно меньше соблюдает традиционные обряды. Среди респондентов в возрасте до 35 лет треть заявили о том, что они вообще не соблюдают национальные обряды. Часто респонденты объясняли это ростом численности межэтнических браков. Из интервью: «Татарские обряды исчезают пропорционально возрастанию межэтнических браков. Вот смотрите, если даже татары вступили между собой в брак и не хотят соблюдать обряды, родители, родственники заставят. А если женился на русской, то все... Ни русских обычаев, ни татарских. Будет какая-то непонятная смесь, а, скорее всего, просто ничего не будет» (мужчина, татарин, 1958 г.р.). По данным областного статистического управления в настоящее время процент межнациональных браков среди татарского населения составляет около 90%.

Резюмируя вышеизложенное, отметим: исторически сложилось так, что татарское население, имея в регионе богатые традиции, в настоящее время численно сократилось как в силу естественной убыли, так и в силу миграционного поведения. Этничность в условиях утраты прежней гражданской идентичности и еще не оформившейся новой активно присутствует в структуре самоидентификации татарского населения. Татарский язык редко являясь средством коммуникации, как правило, выполняет роль этнического символа, способствует формированию этноаффилиативного комплекса и позитивного образа «Мы». В то же время нарушение вертикальной трансмиссии языковых форм этнокультуры и высокий уровень межэтнической брачности приводит к естественной ассимиляции и соответственно к сокращению численности татарского населения Северо-Казахстанской области Республики Казахстан.

Примечания

1. Исследование проведено при поддержке РГНФ, грант № 07-01-18015е «Современное татарское население Северного Казахстана» (рук. Т.А. Титова). В период 2005 – 2007 гг. нами было проведено полевое этносоциологическое исследование среди татарского населения г. Петропавловска, пгт Мамлютка и с. Становое. В последних двух населенных пунктах татарское население расселено компактно. Отбор респондентов производился по методу «снежного кома» (было опрошено 200 респондентов). В этих же населенных пунктах было проведено ряд глубинных интервью с жителями указанных населенных пунктов, с представителями «символьной элиты», власти, служителями мечети.

2. Данный показатель практически в два раза выше здесь, нежели у татар Татарстана.

3. Аналогичные данные по культуре как этноинтегрирующему признаку зафиксированы и среди татарского населения Татарстана (См. подробнее: Столярова 2004: 52).

4. Подобная ситуация была зафиксирована нами при изучении групп этнических меньшинств на территории Татарстана (См. подробнее: Титова 2007).

Список использованной литературы

Агентство РК по статистике 2000 - Агентство Республики Казахстан по статистике (http://www.soltustik.stat.kz/press/demograf050303.htm).

Адресный календарь 1887 - Адресный календарь и географическо-статистические сведения. Омск, 1887. С. 14.

Белиловский 1887 - Белиловский Ц.А Медико-статистический очерк города Петропавловска Акмолинской области. Годичный отчет за 1886 год. Томск, 1887.

ГАРФ - ГАРФ. Ф. 1701. Оп. 1. Д. 57. Л. 23-24.

Итоги переписи 2001 - Итоги переписи населения 1999 года по Северо-Казахстанской области. Алматы, 2001. Т. 1.

Муканов 2004 - Муканов К. Мечети Петропавловска // Мой город. 2004. № 3.

Первая всеобщая перепись населения 1904 - Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. СПб., 1904. Т. 31.

Первая перепись населения 2001 - Первая перепись населения в суверенном Казахстане: некоторые итоги и оценки // Миграция в СНГ и Балтии: через различия проблем к общему информационному пространству. Материалы конференции (8 - 9 сентября 2000 г., Санкт-Петербург). СПб.: АдамантЪ, 2001. С. 83

Путеводитель 1916 - Путеводитель по Великой Сибирской железной дороге / Под ред. А.И. Дмитриева-Мамонова. Пг., 1916. С. 378 - 379.

СКГА - Северо-казахстанский государственный архив.

Сибирский торгово-промышленный ежегодник 1915 - Сибирский торгово-промышленный ежегодник 1914 - 1915 гг. Пг., 1915.

Столярова 2004 - Столярова Г.Р. Феномен межэтнического взаимодействия: Опыт постсоветского Татарстана. Казань, 2004.

Татары на Севере Казахстана 2004 - Татары на Севере Казахстана (история и современность). Петропавловск, 2004.

Титова 2007 - Титова Т.А. Этнические меньшинства в Татарстане: статус, идентичность, культура. Казань, 2007.

Network for Ethnic Monitoring 2000 - Network for Ethnic Monitoring and Early Warning. (http:// www.eawarn.ru/pub/AnnualReport/AnnualReportWebHome2000/2000anrep30.htm).

Список иллюстраций

Рис. 1. Татарский дворянин начала XX в. Источник: частный архив З.А. Махмутова. (Файл: image1.tif)

Рис. 2. Татарский купец начала XX в. Источник: частный архив З.А. Махмутова. (Файл: image2.tif)

Рис. 3. Татарский предприниматель начала XX в. Источник: частный архив З.А. Махмутова. (Файл: image3.tif)

Рис. 4. Янгуразовская мечеть № 6. 1882 г. Фото авторов. (Файл: image4.tif)

Рис. 5. Современный вид мечети 1795 г. Фото авторов. (Файл: image5.tif)


* В 1997 в 1999 годах в преддверии первой общеказахстанской переписи в Казахстане было изменено территориальное деления ряда областей, в том числе и Северо-Казахстанской. При сопоставлении данных переписи 1999 с итогами прошлых переписей, прежние переписи пересчитаны исходя из новых административно-территориальных границ.

1 Садовская Е.Ю. Эмиграция русскоязычного населения из Казахстана и проблема раннего предупреждения конфликтов // Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. Вып. 13.Региональная конфликтология: Казахстан. Алма-Ата. 1997. С.188 - 189.

2 Панарин С. Русскоязычные у внешних границ России: вызовы и ответы (на примере Казахстана) //Дисапоры. М.,1999. № 2-3. С.150.

3 Нацуока Ока Корейцы в современном Казахстане: стратегия выживания в роли этнического меньшинства. //Дисапоры. М.,2001. № 2-3. С.196-197.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Титова Татьяна Алексеевна, канд ист наук, доцент, доцент кафедры этнографии и археологии Казанского государственного университета iconОтечественная история
В. Гермизеева, канд ист наук, доцент; А. Ф. Букин, канд ист наук, доцент; Т. В. Глазунова, ст преп.; М. Т. Когут, канд ист наук,...
Титова Татьяна Алексеевна, канд ист наук, доцент, доцент кафедры этнографии и археологии Казанского государственного университета iconИгорь Киселёв Трансцендентальная прикладная Космоэнергетика — ключ к тайнам Вселенной
Автор: Г. А. Бушуева, канд филос наук, доцент кафедры «Социальных наук», О. В. Грашевская, канд ист наук доцент кафедры «Социальных...
Титова Татьяна Алексеевна, канд ист наук, доцент, доцент кафедры этнографии и археологии Казанского государственного университета iconЗачем нужен компьютер и что он может делать?
Автор: Г. А. Бушуева, канд филос наук, доцент кафедры «Социальных наук», О. В. Грашевская, канд ист наук доцент кафедры «Социальных...
Титова Татьяна Алексеевна, канд ист наук, доцент, доцент кафедры этнографии и археологии Казанского государственного университета iconДжозеф Мерфи сила вашего подсознания
Автор: Г. А. Бушуева, канд филос наук, доцент кафедры «Социальных наук», О. В. Грашевская, канд ист наук доцент кафедры «Социальных...
Титова Татьяна Алексеевна, канд ист наук, доцент, доцент кафедры этнографии и археологии Казанского государственного университета iconКанон чисел. Из Диктовки Творца от 21. 02. 13г
Автор: Г. А. Бушуева, канд филос наук, доцент кафедры «Социальных наук», О. В. Грашевская, канд ист наук доцент кафедры «Социальных...
Титова Татьяна Алексеевна, канд ист наук, доцент, доцент кафедры этнографии и археологии Казанского государственного университета iconРоссийский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Автор: Г. А. Бушуева, канд филос наук, доцент кафедры «Социальных наук», О. В. Грашевская, канд ист наук доцент кафедры «Социальных...
Титова Татьяна Алексеевна, канд ист наук, доцент, доцент кафедры этнографии и археологии Казанского государственного университета iconДружеские беседы с атеистами. Книга вторая в. Ю. Скосарь, г. Днепропетровск...
Автор: Г. А. Бушуева, канд филос наук, доцент кафедры «Социальных наук», О. В. Грашевская, канд ист наук доцент кафедры «Социальных...
Титова Татьяна Алексеевна, канд ист наук, доцент, доцент кафедры этнографии и археологии Казанского государственного университета iconПостмодернистские теории образования
Автор: Г. А. Бушуева, канд филос наук, доцент кафедры «Социальных наук», О. В. Грашевская, канд ист наук доцент кафедры «Социальных...
Титова Татьяна Алексеевна, канд ист наук, доцент, доцент кафедры этнографии и археологии Казанского государственного университета iconДокумент подготовил Микитюк В. А
Автор: Г. А. Бушуева, канд филос наук, доцент кафедры «Социальных наук», О. В. Грашевская, канд ист наук доцент кафедры «Социальных...
Титова Татьяна Алексеевна, канд ист наук, доцент, доцент кафедры этнографии и археологии Казанского государственного университета iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «социология религии»...
Автор: Г. А. Бушуева, канд филос наук, доцент кафедры «Социальных наук», О. В. Грашевская, канд ист наук доцент кафедры «Социальных...
Титова Татьяна Алексеевна, канд ист наук, доцент, доцент кафедры этнографии и археологии Казанского государственного университета iconСтановление ценностной структуры научной деятельности: этика знания vs этика развития
Автор: Г. А. Бушуева, канд филос наук, доцент кафедры «Социальных наук», О. В. Грашевская, канд ист наук доцент кафедры «Социальных...
Титова Татьяна Алексеевна, канд ист наук, доцент, доцент кафедры этнографии и археологии Казанского государственного университета iconКонцепции и принципы
Автор: Г. А. Бушуева, канд филос наук, доцент кафедры «Социальных наук», О. В. Грашевская, канд ист наук доцент кафедры «Социальных...
Титова Татьяна Алексеевна, канд ист наук, доцент, доцент кафедры этнографии и археологии Казанского государственного университета iconБ 11 Латинский язык
Автор: Г. А. Бушуева, канд филос наук, доцент кафедры «Социальных наук», О. В. Грашевская, канд ист наук доцент кафедры «Социальных...
Титова Татьяна Алексеевна, канд ист наук, доцент, доцент кафедры этнографии и археологии Казанского государственного университета iconВера и наука по книге «Вера глазами физики» План
Автор: Г. А. Бушуева, канд филос наук, доцент кафедры «Социальных наук», О. В. Грашевская, канд ист наук доцент кафедры «Социальных...
Титова Татьяна Алексеевна, канд ист наук, доцент, доцент кафедры этнографии и археологии Казанского государственного университета iconЛитература №
Автор: Г. А. Бушуева, канд филос наук, доцент кафедры «Социальных наук», О. В. Грашевская, канд ист наук доцент кафедры «Социальных...
Титова Татьяна Алексеевна, канд ист наук, доцент, доцент кафедры этнографии и археологии Казанского государственного университета iconУченье свет, а неученье тьма народная мудрость. Да будет Свет! сказал...
Автор: Г. А. Бушуева, канд филос наук, доцент кафедры «Социальных наук», О. В. Грашевская, канд ист наук доцент кафедры «Социальных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск