Организация времени и организация себя: Time-management ученика. Введение, которое включает в себя в числе прочего два важных вопроса и этим уже начинает ваш тренинг…





Скачать 320.8 Kb.
НазваниеОрганизация времени и организация себя: Time-management ученика. Введение, которое включает в себя в числе прочего два важных вопроса и этим уже начинает ваш тренинг…
страница1/2
Дата публикации01.10.2013
Размер320.8 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
  1   2
c:\users\w2mp9b2d\desktop\toolkithist\логотип\лого13.png

Организация времени и организация себя: Time-management ученика.

Введение,
которое включает в себя в числе прочего два важных вопроса и этим уже начинает ваш тренинг…

Последние месяцы перед окончанием школы. Карусель "не-знаю-за-что-хвататься": жесткий цейтнот – эмоциональное перенапряжение – быстрая утомляемость – апатия – жесткий цейтнот… Западня.
Но есть две хорошие новости. С какой начать?..
Первая: с этой карусели можно сойти. Вторая: сделать это можно прямо сейчас.
Для этого нужно всего лишь: управлять собой; упорядочить свою жизнь; взять своё время под контроль. Забавно, но этому можно научиться. По крайней мере, стоит попробовать…
Начнем с начала: ответим на главный, самый главный вопрос – зачем? Зачем ты хочешь сдавать экзамен по истории? Каковы твои цели? (Интересно, сколько человек на этом месте бросит читать нашу книгу, поняв, что история им не нужна? Если ты один из них – напиши на clio@mcmar.ru – мы вышлем тебе подарок ) По определению, цель - это образ планируемого результата. Есть хорошее упражнение (мы уже начали его выполнять): что бы ты ни делал, задай вопрос – зачем я это делаю? Получив ответ, задай этот же вопрос снова – а зачем я делаю это? Потом ещё и ещё.
Например: зачем я читаю эту книгу – чтобы подготовиться к ЕГЭ по истории – зачем? – чтобы получить высокий балл – зачем? – затем, чтобы поступить в тот ВУЗ, который выберу – …получить хорошее образование – …интересную работу - … профессию, приносящую высокий доход – …свой бизнес – …финансовую независимость – (…большую семью) – (…политическую карьеру) – …свободу делать то, что хочу - …жить полной жизнью – …полностью реализовать свой потенциал - …быть счастливым?
Если ты всё ещё с нами, значит история тебе всё-таки нужна (все хотят быть счастливыми, конечно).
В начале любой цепочки стоит, так или иначе, «высокий балл на ЕГЭ» для «хорошего ВУЗа», т.е. возможности выбора такого ВУЗа.
По статистике, результат, который позволяет абитуриенту выбирать ВУЗ, а не становиться объектом выбора, начинается от 70 баллов. Но лучше получить 98.

Если вы подумали - почему не 100 баллов? - вы правильно сделали и прошли проверку 100 лучше, чем 98, и именно в это трехзначное число мы будем целиться.
Вот вам второе очень хорошее упражнение: спросите себя - что для этого я могу сделать прямо сейчас?.. Настоятельно прошу четко ответить на этот вопрос. Ну и конечно, сделать то, что можно сделать прямо сейчас.

И теперь я сделаю важное заявление. Поставив цель получить 100 баллов на ЕГЭ по истории - твердо решив добиться ее - мы должны забыть о ней.

Больше никаких баллов, только история.

Зачем я это делаю?
Что для этого я могу сделать прямо сейчас?
Расслабься,
или
Маленькая работа начинается с большого перекура.

(с чего тогда начинать большую работу?..)
1. Важные правила сидящего за учебниками:
включай в план короткий отдых; максимально переключайся в отдыхе; (недолго) спи днем.
Включай отдых в план работы. Важно понять собственный рабочий ритм и встраивать в него перерывы. Для одного нужно делать перерыв каждые 40-45 минут, у другого рабочий шаг равен 1,5 часам; многое зависит от рода деятельности.
Максимально переключайся. Помой посуду; погуляй с собакой; сделай 50 отжиманий на кулаках; выполни комплекс тайцзы-цюань, поспи - кажется, все возможные варианты назвал :) Перечитал список и понял, что можно делать все это в указанном порядке...
Если серьезно - напряжение и расслабление чередуются, как вдох и выдох, и понятно, что нельзя еще больше воздуха вдохнуть, не выдыхая. При этом приходится констатировать, что правильному расслаблению у нас почти нигде не учат.

Когда я начинал заниматься боевыми искусствами, на тренировках после каждого силового упражнения мы на несколько секунд выполняли действие "лечь и расслабиться". Это позволяло избежать перенапряжения, обеспечить свободный приток крови к поработавшим мышцам, способствовало наступлению состояния умиротворения. Все это относится и к интеллектуальным "силовым упражнениям" - ум, внимание, память, воображение устают не меньше дельтовидной мышцы или бицепса. Поэтому - после того, как 40-45 (или 1,5 часа) провели, нагружая мозг - дайте ему отдохнуть 5-10 минут. Отдохнуть - значит, не проверить свежие уведомления в Facebook, посмотреть ролик на YouTube или новости по телевизору. Что же тогда делать? Максимально переключиться - значит, как минимум, встать из-за рабочего стола. Работали головой - подвигайтесь, поработайте всем остальным... А потом расслабьтесь. Это поможет вернуться обратно в работу.
Несколько простых и полезных упражнений на расслабление вы найдете в конце этого раздела.
Сиеста. Очень простое правило: постарайся найти время днем, чтобы поспать. Научись это делать. После выпуска из детского сада большинство людей теряют эту прекрасную ресурсовосстанавливающую способность, а жаль. Не оправдывайся нехваткой времени и плотным личным графиком - 10-15 минут на сон можно найти всегда. Если получается поспать днем 1-1,5 часа - просто замечательно! Это восстановит силы и сделает тебя снова способными даже на такие подвиги, как подготовка к ЕГЭ. Тем более, что сиеста полностью соответствует суточным ритмам работоспособности. Нельзя не вспомнить здесь У.Черчилля, который во время Второй мировой войны ежедневно укладывался в кровать после обеда. А кто мы такие, чтобы спорить с Черчиллем по такому вопросу?..

Важно, правда, не переусердствовать и не остаться спать до утра...

2. Как начать?..
Не спеша.
Если не хочется начинать занятия – зайди издалека!
Открой тетрадь, приготовь ручку и цветные маркеры (они понадобятся для составления интеллект-карт: об этом в следующей главе). Похвали себя, ты молодец, ты уже почти за работой.
Сейчас - внимание! Очень важный совет:
подумай, что ты знаешь о том, что сейчас будешь изучать. Запиши это - можно в тетради, но необязательно; запиши, где хочешь.
Это упражнение будем делать перед изучением каждой темы.
Готов спорить на что угодно - сначала ты думал, что не знаешь ничего, а потом понемногу мысль заработала, и, оказывается, слово за слово, можно исписать целую страницу по теме, к которой еще и не приступил... Можно закончить подготовку и на экзамен идти (шутка).
Сейчас мы будем говорить о тайм-менеджменте (уже говорим). Оторвись от чтения, запиши, что знаешь об этом славном искусстве.
Записал? Двигаемся дальше.
Начинай с любого места. Здесь скажу вещь непривычную и даже для обучающегося почти крамольную:
изучать историю можно с любого места.
Не обязательно делать это в хронологической (или тематической) последовательности. Делайте то, что интересно сейчас – главное, делайте. Если сегодня никак не взяться за монголо-татарское нашествие, но хочется почитать про штурм Берлина в 1945 – прочитайте про Берлин. Законспектируйте, выпишите на карточки новые имена и даты, поработайте с атласом.
Отлично. Теперь можно возвращаться к монголо-татарам.

3. Простые советы
Разбивай задачу на части. Выписывай задачи: post-it. Организуй рабочее место и мобильный офис. Доска достижений. Веди ежедневный отчет.
Разделяй и властвуй. Декомпозиция проблемы.
Разделять противников, ослаблять их и таким путем господствовать над ними советовал Юлий Цезарь. Большая задача «подготовки к ЕГЭ по истории» легко разбивается – для начала – на 17-18 разделов истории России; каждый из них – на несколько подразделов и т.п.
Очень важно. Входящую информацию - как почту - сразу разделяй на потоки и распределяй по ящикам (ящики могут быть как фигуральными, так и реальными; об этом еще поговорим):
1) Название исторического периода, тема.
2) Основное содержание (главная идея);
3) Факты;
4)Имена;
5)То, с чем можно поспорить;
6)Новое и интересное
7)Как это применить: на экзамене, в разговоре с другом и т.п.
(Если заметили, что получилось подозрительно похоже на блоки интегрального алгоритма чтения школы О.Андреева - молодцы...) Этот метод мы потренируем в разделе курса, посвященному быстрому чтению. Сейчас главное договориться – любую задачу (проблему, тему) можно и нужно делить на подзадачи и решать по частям. Если при этом у вас под рукой отработанный алгоритм, план – всё становится совсем легко.
Выписывай задачи.
И вешай на видное место. Замечательное изобретение человечества – листочки post-it. То, что написано и висит на виду, нельзя не сделать. Вдаваться в объяснение психологической подоплеки не буду, просто попрошу попробовать - те, кто сделает, сам убедится, что метод действует безотказно. "Составить план изучения Истории России" - написал на листочке - шлеп! - приклеил над столом. "Сделать конспект темы Петровские реформы" - шлеп! - рядом. Как только выполнил - можно перевесить в особое место (такая доска достижений) или выбросить. Про план изучения - не шутка, скоро этим займемся. Пишу себе "Помочь сделать личный план изучения истории" - вешаю на стену. Долго не провисит...
Кстати о рабочем месте.
Оно должно быть не просто удобным. Оно должно быть таким, чтобы к нему тянуло. Нужно учиться оформлять, возделывать пространство вокруг себя. Обдумай это. Вообще рабочих места нужно иметь два - домашнее (стационарное) и мобильное, которое можно быстро развернуть где угодно - в кафе, в гостях, в самолете... Ноутбук (планшет) и книга с тетрадью: они могут быть всегда под рукой. Вот вам и мобильный офис.
Доска достижений
Используйте доску достижений или что-то, ее за заменяющее (приколотый на стену лист бумаги подойдет). Пусть это будет таблица задач, которые можно измерить: столько-то дат выучил сегодня, столько-то тренировочных эссе написал за неделю. Даты: 10 (-5) - т.е. планировал сегодня 15; эссе: 2 (+1).
По поводу исторических дат. По отношению к ним иногда встречается почти иррациональный страх. "История - это так сложно. Там так много нужно учить дат!" Если их "учить" самих по себе, отдельно от исторической канвы, тогда, наверное, сложно. Это все равно, что учить названия улиц без карты перед глазами. История потому так и названа, что изучается именно как связная история, и даты в ней облегчают запоминание потока событий: разделяют, маркируют важное. Поэтому пример с визуализацией количества выученных дат прошу рассматривать именно с этой точки зрения: первично изучение темы, понимание общего хода событий, главной идеи. Даты работают как вспомогательный инструмент. Со временем увидите, что они запоминаются сами собой.
Ежедневный отчет. Как у военных пилотов.
Очень сильное оружие. Когда я знаю, что буду писать отчет о том, что делал, я уж постараюсь дурака не валять. В отчет записываются результаты занятий - в нашем случае это будут успехи/неуспехи в освоении полезных навыков и учебного материала - т. е. оценка ежедневных действий и решений. Это (поначалу) сложно. Девять из десяти начавших делать ежедневный отчет, бросают. Представьте, какое преимущество получает тот, кто не бросил!
4. Что значит "планировать"?
Планировать - значит готовить победу. Это значит - взять свою жизнь под контроль.
Правило "трех П": Планирование Подготавливает Победу.
Это если ты знаешь, за что бьешься, и если дело твое правое...
В самом начале разговора мы уже задавали вопрос "Зачем?" Предполагается, что тот ясный ответ, который вы на него дали, и есть ваша цель. Это - основа всего. Нет цели - нет победы.
Теперь можно приступить к планированию - т.е. наметке вех, ступеней к этой цели.
Для начала выделим три области, события в которых будут объектами планирования. Это что-то вроде Дома, который построил Джек. Если смотреть с конца:
3) изучение истории для успешной сдачи ЕГЭ;
2) весь учебный процесс, включая занятия по другим предметам, школу, курсы, репетиторов - частью которого является история;
1) вся ваша жизнь, частью которой является учебный процесс, частью которого является изучение истории...
Понятно, что поговорить только о планировании курса истории не получится. В то же время подробно заняться широкими вопросами планирования не позволяет наша тема. Поэтому сделаем так: несколько ключевых советов по пп.1 и 2, и переходим к п.3. Если никто не возражает, начнем.
Если говорить коротко и всерьез, то вот вам пошаговая инструкция по внедрению в вашу жизнь того механизма саморазвития, который принято называть тайм-менеджментом. Отдельные ее элементы чуть позже расшифруем.
1.Выдели ключевые области своей жизни (образование; семья; друзья; хобби; спорт; путешествия; бизнес)
2.Пойми и запиши свои цели в каждой из областей жизни (чего хочешь достичь): используй подход SMART
3.Разбей каждую цель на задачи (что для этого сделаешь): подход AIMS
4. Напиши, чего хочешь достичь в каждой области за год (цели на год)
5. Напиши, что за год для этого сделаешь (задачи по каждой цели на год)
6. Каждую неделю выписывай из годовых те цели и задачи, которых планируешь достичь на этой неделе
7. Каждый день составляй план из недельных целей и задач, которые будут достигнуты в этот день.
Важно помнить, что планы должны быть амбициозными. Как говорится, тот, кто ищет сокровища, редко их находит, но тот, кто не ищет - не находит их никогда. Поэтому ставьте высокие цели и планируйте, как их достичь, без страха.
В далеких уже 1950-х американский психолог Джордж Миллер, работая в Bell Laboratories провел ряд экспериментов, целью которых был анализ памяти операторов. В результате опытов он обнаружил, что кратковременная память человека способна запоминать в среднем девять двоичных чисел, восемь десятичных чисел, семь букв алфавита и пять односложных слов — то есть человек способен одновременно помнить 7 ± 2 элементов. Это правило полезно знать и использовать, особенно при работе с большими объемами информации, которая предстоит при изучении истории.
Собственно, вот они, в полном соответствии с принципом числа Миллера, семь шагов к созданию системы управления собой и своим временем. Если все понятно, можно пропустить оставшуюся часть главы. Если остались вопросы, то ниже - надеюсь - найдете ответы на них.

Размечай жизнь стратегически.
В одной классической книге по самосовершенствованию учитель говорит главному герою: "Воин размечает жизнь стратегически". Это значит, кроме всего прочего - думай сначала о главном и важном в твоей жизни, а уж потом - обо всем остальном... Т.е. - расставляй приоритеты. Такой подход - действительно - изменяет жизнь.
Хочу еще раз оговориться, что настоящее управление собой и планирование возможно только тогда, когда вы ответили на вопрос "Зачем?" и четко понимаете (т.е. можете изложить на бумаге) свои жизненные цели - ни больше, ни меньше. Цели эти (должны) будут пересматриваться в течение жизни, но их нужно всегда четко осознавать. Иначе можно усиленно копать, только не там, где нужно... Те из вас, кто вдумчиво подошел к этому вопросу, согласятся, что для ответа на вопрос "зачем (все это)" нужно сначала ответить на вопрос "кто я?" Так, начиная разговор о подготовке к экзамену по истории, мы не можем избежать взгляда вглубь себя. Начинать надо с основ.
...
Итак, я исхожу из данности, что в числе ваших жизненных целей стоит гуманитарное образование на уровне мировых стандартов, ступенью к которому должна быть успешная - на 90-100 баллов - сдача ЕГЭ по истории.
План на год.
Для планирования в областях "Жизнь" и "Учебный процесс" - из нашей схемы в стиле Дома, Который Построил Джек - напомню кратко те классические постулаты тайм-менеджмента, которые, как я знаю по собственному опыту, здорово облегчают работу перегруженного выпускника. Это позволит нам смело перейти к третьей области - планированию собственно изучения истории для подготовки к ЕГЭ.
Вот сейчас - не поленитесь, возьмите ручку с ежедневником (вариант - откройте ноутбук, и т.д.) и начните фантазировать на тему "Что я сделаю за год такого, что приблизит меня к финалу "Жизнь удалась". Поупражнявшись в остроумии, возьмите получившийся список и пересмотрите его так, как будто через год вам отчитываться за выполнение заявленного. Ничего не осталось? Все вычеркивать не рекомендуется. А если вы теперь еще и расставите оставшиеся в списке дела в порядке важности - цены не будет вашей работе...
Мы получили ни что иное, как черновик годового плана максимум/минимум.
Третий подход к снаряду: сгруппируйте ваши пожелания по областям интересов - например, то что связано с взаимоотношениями в вашей семье/с друзьями/со спортивными достижениями/с учебой/с путешествиями/с коллекционированием фанатских шарфов и т.д. Получится несколько таких областей, в которых вы хотите чего-то достичь. Теперь перед вами годовой план min/max с разбивкой на ключевые области. По-хорошему, их должно быть 7+-2, т.е. от 5 до 9. В этом случае ничего не выпадет из сферы внимания.Думаю, основную идею вы уловили.
Итак:
- выделим ключевые области нашей жизни;
- запишем, чего хотим достичь - т.е. цели - в каждой из областей;
- запишем, чего хотим достичь (цели) и что для этого сделаем (задачи) в каждой области за год - если ветер будет попутным; это будет годовой план-максимум;
- запишем, чего хотим достичь и что сделаем за год в каждой из областей при любой погоде; получится план-минимум.
Формулировка "чего хотим достичь и что для этого сделаем" описывает систему цель-задача. Цель - это, как уже говорилось выше, образ результата; а задачи - шаги к этому результату.
Короткий пример:
Чего хочу достичь за год в области "Образование" (цель): поступить на бюджетное отделение восточного факультета СПбГУ.
Что для этого сделаю (задачи):
изучу требования для поступления;
запишусь на подготовительные курсы;
найду репетитора по...;
куплю пособия по...;
запланирую еженедельные самостоятельные занятия по...;
получу консультацию у своего учителя в школе.
Цели: SMART.
При постановке целей используй ставшую уже настолько известной, что даже напоминать о ней неудобно, технологию SMART. Цели должны быть:
Specific - конкретными
Measurable - измеримыми
Attainable - достижимыми
Realistic - реалистичными
Time-related - привязанными ко времени.
Например: сделать конспект четырех параграфов темы "Древнерусское государство" (specific&measurable - конспект должен быть) к следующему занятию по истории - допустим, до них осталось четыре дня (attainable - времени достаточно; realistic - конспект вы делать умеете - если умеете...; time-related - ко дню занятий конспект должен быть готов).
Сравните с распространенной формулировкой: "изучить тему "Древнерусское государство". На первый взгляд, все понятно. Но, если посмотреть через прицел SMART, увидим много интересного. Задача поставлена не конкретно (при условии, что заранее не оговорена расшифровка понятия " изучить тему". По опыту знаю, что подавляющее большинство учеников и многие учителя такой взаимно оговоренной расшифровки не имеют): что значит "изучить"? - пересказать параграф, ответить на вопросы теста, материал для реферата? Как вы поймете, что "изучили"? - т.е. достигли цели? - получается, что цель не просто недостижима, она не определена. Чем измерите "изученность"? К какому сроку "изучить"?
Чтобы привести размытую формулировку в соответствие принципам SMART, нужно, во-первых, раскрыть понятие "изучить тему". Впредь предлагаю понимать под этим: 1) наличие конспекта; 2) умение свободно рассказать содержание согласно алгоритма обработки входящей информации, о котором говорили выше (Тема; Главная идея; Факты; Имена; Спорные моменты; Новое и интересное; Как применить); 3) ответить на вопросы теста, учебника или преподавателя. И добавить указание сроков: "...к четвергу" (конечно, если дело происходит не поздно ночью в среду).
Попробуйте сформулировать сами себе задачу по изучению истории России, используя технологию SMART.
Задачи: AIMS
Если цели мы ставим, проверяя их формулой SMART, то для задач есть не менее популярная рекомендация: AIMS
Action-centered: ориентированные на действие
Incremental: постепенно увеличивающиеся, идущие по нарастающей
Measurable: измеримые
Scheduled: расставленные в порядке очередности
Когда цели поставлены и задачи по каждой цели определены, важно ранжировать их по степени важности, по приоритетам. Неверно определив направление главного удара, можно проиграть битву, а то и войну.
Чтобы этого не случилось, используем еще один классический прием – матрицу Эйзенхауэра.
Дуайт Дэвид Эйзенхауэр: с 1942 года командующий союзными войсками в Средиземноморье, с декабря 1943 - Верховный главнокомандующий экспедиционными силами союзников в Западной Европе, командовал крупнейшей в мировой истории десантной операцией – Нормандской («Оверлорд»), означавшей открытие Второго фронта в Европе. В мае 1945 от имени США подписал акт о капитуляции Германии. С 1953 по 1961 – 34-й президент США.

Ему принадлежит идея одного из наиболее распространенных инструментов тайм-менеджмента – квадранта «Важное-Срочное», иначе – матрицы Эйзенхауэра.
Матрица Эйзенхауэра может быть изображена в виде простой таблицы, строки которой выражают важность/неважность дел, а колонки - срочность/несрочность.





Срочные

Несрочные

Важные

  1. Важные - Срочные




  1. Важные - Несрочные

Неважные

  1. Неважные - Срочные




  1. Неважные - Несрочные


Те, кто не встречался с этой таблицей, думаю, уже догадались (кто встречался - тот знает), что, продолжая говорить военным языком, направление главного удара - это правый верхний (второй) квадрат. Чем больше мы в нем, тем меньше остальные квадраты. Предлагаю пересмотреть все сегодняшние дела - включая мероприятия по плану подготовки к экзамену по истории - с этой точки зрения.
Читайте дальше только после заполнения наброска такой таблицы.

План на неделю
У вас уже есть перечень целей на год по каждой из ключевых областей вашей жизни. Каждую неделю, в воскресенье вечером (лучше) или утром в понедельник просматривайте этот перечень и то, что можно сделать на этой неделе, записывайте в недельный план. Увидите, что некоторые позиции годового плана, сформулированные слишком обще или абстрактно, при планировании дел на неделю примут вид вполне конкретный. Или отпадут, что тоже нормально. Захочется что-то добавить - добавляйте. Так, планируя неделю, вы будете постоянно корректировать ваш годовой план. Выполненные задачи отмечайте особо - это ваши достижения, похвалите себя за них.
Вообще, нужно привыкнуть хвалить себя. Слишком часто наша система образования делает акцент на ошибках, на критике. Вот тут ты ошибся, исправь. Так нельзя, не делай. Почему не выучил, не решил, покажи ответ. Не годится, ответ неверный. Но в истории, как в жизни, нет верных или неверных ответов. Поменяйте точку зрения, парадигму - и то, что считалось ошибкой, покажется гениальным решением. А потом выяснится, что ничего этого вообще не было... Мерило успеха в масштабах личностной эволюции - количество попыток, которое вы сможете совершить, не выпусках из вида цели и корректируя последующую попытку по результатам предыдущей. Давно вас хвалили за попытку сделать что-то, что не увенчалось успехом? А ведь попытка-то уже и есть успех. Пока один объясняет, почему так нельзя, другой попробует еще раз, потом снова - уже по-другому, и вырвется вперед. И вот отличник затерялся в жизни на вторых ролях, а живой и подвижный троечник думает, куда инвестировать очередной миллион. Вопрос знатокам: кто знает, каким по счету в общей табели успеваемости по окончании лицея был Пушкин? Третьим с конца, солнце нашей поэзии. Поэтому искренний совет - пробуйте и хвалите себя уже за то, что не сидите сложа руки. А если постоянно нажимать кнопку "думать" в вашей голове (замечательное выражение Николая Рысева, бизнес-тренера, создателя компании Recont), то каждая последующая попытка будет проходить по принципу +1, т.е. лучше предыдущей. Это ведь и есть развитие, не правда ли?
Я молодец, что не поленился написать все это.

План на день
При планировании дня действует тот же принцип переноса задач: вечером накануне откройте ваш недельный план, и все, что можно (или нужно) сделать завтра, включите в план дня.
Чтобы в вашем загружённом графике всегда находилось время для славного предмета под названием история, несколько общих рекомендаций для эффективного планирования дня.
Рекомендация первая, главная: план на день нужно иметь, причем в письменном виде. Понимаю, что для человека делать что-то регулярно и долго - подвиг. При этом мы несколько раз в день едим, чистим зубы, одеваемся-раздеваемся. Т.е. навык регулярных действий у нас есть. Мы не забываем одеться утром, и на еду время находим. План на день - тоже своего рода одежда, без которой неприлично выходить в люди. Хорошо получается то, что хорошо подготовлено, а подготовке предшествует план. Чтобы день задался - планируйте его. Где найти время еще и на это?.. По этому поводу:
Рекомендация вторая: научись говорить "нет". Людям и делам, даже интересным. Отказ или четкое нормирование того, что обозначается забавной фразой "смотреть телевизор" обозначает первый найденный резерв: планируйте просмотр нужных передач, если уж привыкли к ТВ. Второй резерв времени легко найдется в той массе времени, которая уходит на общение в социальных сетях и интернет-серфинг. Идем дальше. Вам позвонил приятель и вы, хоть и были заняты, проговорили с ним полчаса? А потом вас пригласили в гости и неудобно было отказаться? Для этих двух случаев железное правило: скажите "Нет". Вежливо, конечно, но твердо. Это прекрасное умение еще не раз послужит вам в жизни.
Рекомендация третья: дели задачи на типы. Что-то нужно делать в точно определенное время (быть на занятиях в школе; на тренировке; на курсах), что-то можно сделать в любое удобное время (повторить даты; выписать на карточки новые термины и имена; прочитать нужный параграф пособия). Это первая классификация - по типу жесткие/гибкие, фиксированные во времени/плавающие.
Часть задач выполняется почти моментально: узнать у друга задание; записаться по телефону на курсы. Другая часть требует времени: прочитать новый раздел учебника и сделать конспект; написать сочинение. Это классификация по второму признаку: быстрые/долгие; почти не требующие времени/требующие выделения времени.
Таким образом получается, что план дня - не просто пронумерованный список дел. Имея жизненный план - план на год - план на неделю - не так уж и сложно
составить план на следующий день:
1. Откройте ежедневник или календарь на компьютере.
2. Впишите те дела, которые жестко зафиксированы по времени:
7.00-8.00 - подъем, зарядка, душ, завтрак.
9.00-15.00 - уроки в школе (можно указывать расписание каждого урока, чтобы планировать дела на перемены; для простоты схемы пока опустим это);
18.00 - 20.00 - тренировка (если на тренировку нужно ехать, включите это в план. Я, учась в школе, добирался до спортклуба за две минуты пешком);
23.00 - отбой.
Остались свободными следующие промежутки времени (снова упростим расчет, не включая в него время на дорогу в школу-из школы и т.д.):
8.00-9.00
15.00-18.00
20.00-23.00
Итого семь часов.
3. Теперь выделим время на "долгие" задачи.
8.00-8.45: повторение изученного вчера.
16.00-17.30: подготовка по истории. Изучение темы I "Начальная история России".
Помните, что подразумевается под выражением "изучение темы"? Работа по плану:
1) освоить содержание согласно исследовательского алгоритма (Тема; Главная идея; Факты; Имена; Спорные моменты; Новое и интересное; Как применить); 2) сделать конспект; 3) ответить на вопросы.
21.00-22.00: подготовка домашнего задания по Уроку 2.
22.00-22.30: подготовка домашнего задания по Уроку 3.
Обратите внимание на то, что из семи не занятых под фиксированные по времени дела мы планируем под "долгие" задачи меньше четырех часов (три часа сорок пять минут), 54% свободного времени. Это не случайно. Планировать больше 60% времени не рекомендуется; 40% нужно оставить для свободы маневра. Сюда попадает время на еду, отдых, общение, прогулку с собакой и т.д.
4. Настало время для планирования "быстрых" задач. Под них можно выделять те промежутки времени, которые всегда остаются на границе больших дел. Часть перемены в школе можно использовать для быстрого просмотра карточек с иностранными словами или историческими датами; по дороге домой позвоните бабушке - вы ведь часто забываете поговорить с ней, а она так ждет вашего звонка. В перерывах между подготовкой уроков помойте посуду...
5. Не забыли ли мы про отдых? Между 15.00 и 16.00 полчаса можно и поспать...
Вот, вы взяли день вашей жизни под контроль. Важно помнить, что если вы не контролируете вашу жизнь, значит, ее контролирует кто-то другой (или что-то другое): родители, власть, эмоции, нужда…
Ясная формулировка результата.

Создание космоса (из хаоса). Выращивай порядок.

Хронометраж
5. Практикум. План курса Истории России.
Теперь применим все это к нашему случаю - планированию подготовки к экзамену по истории. Отработаем уровни год - неделя.
Возьмем за основу учебный год. Девять месяцев с сентября по май, 39 недель.
При сем случае не излишним почитаю представить гг. главнокомандующим, что резервы должны быть сберегаемы сколь можно долее, ибо тот генерал, который сохранит еще резерв, не побежден.
Зарезервируем для финального повторения последние четыре недели; еще четыре-пять недель оставим на болезни, отдых, занятость другими делами.
Всегда, что бы вы не планировали, оставляйте резервы времени.
Итого в нашем распоряжении 30-31 неделя. Для удобства будем планировать изучать по одной теме курса истории России в неделю. Значит, курс разобъем на 30 тем.
Сначала, как договаривались:
Упражнение 1: вспомните и напишите, не глядя ни в одно пособие, включая это, ваш набросок плана курса. Обычно получается, как минимум, перечень если не всех, то основных разделов и тем.
Упражнение 2: по каждому разделу вспомните ключевые события, по возможности с датами; и главных исторических персонажей.
Упражнение 3: вспомните события и деятелей из области культуры по всем историческим периодам. Мы же с вами культурные люди...
Если что-то не вспомнить - просто пропустите выпадающую часть.
Уверен, что результат - даже у тех, кто считает, что ничего не знает по истории - оказался совсем не так плох, как можно было ожидать. Мы все знаем и помним больше, чем нам кажется. Молодцы, кто сделал хотя бы одно упражнение. Втройне молодцы, кто сделал все три!..

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Организация времени и организация себя: Time-management ученика. Введение, которое включает в себя в числе прочего два важных вопроса и этим уже начинает ваш тренинг… iconНравственные письма к луцилию
Так и поступай, мой Луцилий! Отвоюй себя для себя самого, береги и копи время, которое прежде у тебя отнимали или крали, которое...
Организация времени и организация себя: Time-management ученика. Введение, которое включает в себя в числе прочего два важных вопроса и этим уже начинает ваш тренинг… iconРабочая программа учебной дисциплины
«Management», qualification (degree) to be earned – Master of Science in Goods management. Full-time program
Организация времени и организация себя: Time-management ученика. Введение, которое включает в себя в числе прочего два важных вопроса и этим уже начинает ваш тренинг… icon2. Организация дежурства в учебное время
Целью организации дежурства является обеспечение безопасной жизнедеятельности школы, которая включает в себя
Организация времени и организация себя: Time-management ученика. Введение, которое включает в себя в числе прочего два важных вопроса и этим уже начинает ваш тренинг… iconРекомендации по оформлению реферата практикума по курсу
Реферат включает в себя следующие блоки: «введение», «глава I. Обзор литературных источников», «глава II. Цель, задачи, методы, организация...
Организация времени и организация себя: Time-management ученика. Введение, которое включает в себя в числе прочего два важных вопроса и этим уже начинает ваш тренинг… iconОтчет по Мероприятию изложен на 36 странице, включает в себя 4 Приложения...
Организация и проведение мероприятий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья для повышение адаптации к природным и...
Организация времени и организация себя: Time-management ученика. Введение, которое включает в себя в числе прочего два важных вопроса и этим уже начинает ваш тренинг… iconОбщие подходы к изучению и формированию мотивации ученика
...
Организация времени и организация себя: Time-management ученика. Введение, которое включает в себя в числе прочего два важных вопроса и этим уже начинает ваш тренинг… icon2. рабочая программа
«The expertise of consumer goods» are designed to train students in the 080200. 68 «Management», qualification (degree) to be earned...
Организация времени и организация себя: Time-management ученика. Введение, которое включает в себя в числе прочего два важных вопроса и этим уже начинает ваш тренинг… iconВторой шаг до 25 февраля 2013 года
Индивидуальная накопительная рабочая папка «портфолио ученика гимназии» включает в себя
Организация времени и организация себя: Time-management ученика. Введение, которое включает в себя в числе прочего два важных вопроса и этим уже начинает ваш тренинг… iconПортфолио учащегося – участника конкурса
Индивидуальная накопительная рабочая папка «портфолио ученика школы» включает в себя
Организация времени и организация себя: Time-management ученика. Введение, которое включает в себя в числе прочего два важных вопроса и этим уже начинает ваш тренинг… iconПрограмма включает в себя разделы и темы, материал которых отражает...
Вступительный экзамен в аспирантуру по специальности 12. 00. 01 – теория и история права и государства; история учений о праве и...
Организация времени и организация себя: Time-management ученика. Введение, которое включает в себя в числе прочего два важных вопроса и этим уже начинает ваш тренинг… iconТесты по фармакологии фармакокинетика что включает в себя понятие фармакокинетика?
Количество неизмененного вещества, которое достигло плазмы крови, относительно исходной дозы препарата
Организация времени и организация себя: Time-management ученика. Введение, которое включает в себя в числе прочего два важных вопроса и этим уже начинает ваш тренинг… iconМетодика интегрированного урока Процесс подготовки и проведения интегрированного...
Первый этап работы подготовительный. Он включает в себя следующие элементы: планирование, организация творческой группы, конструирование...
Организация времени и организация себя: Time-management ученика. Введение, которое включает в себя в числе прочего два важных вопроса и этим уже начинает ваш тренинг… iconВоенно-полевая хирургия лекция №1
Организация помощи раненым и пострадавшим во время войны в действующей армии. История этого вопроса. Организация помощи при экстремальных...
Организация времени и организация себя: Time-management ученика. Введение, которое включает в себя в числе прочего два важных вопроса и этим уже начинает ваш тренинг… iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Спросите себя, уважаемые родители, когда последний раз ваш ребенок делился с вами проблемой или искал поддержки. Спросите у себя...
Организация времени и организация себя: Time-management ученика. Введение, которое включает в себя в числе прочего два важных вопроса и этим уже начинает ваш тренинг… iconАннотации рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей...
Историко-философский раздел включает в себя характеристику основных этапов истории западноевропейской философии, включая характеристику...
Организация времени и организация себя: Time-management ученика. Введение, которое включает в себя в числе прочего два важных вопроса и этим уже начинает ваш тренинг… iconТестирование mpeg layer 3 (MP3) кодеров Предисловие
Прежде всего я хочу очертить круг вопросов, которые я хотел выяснить для себя, проведя это тестирование. Я решил собрать себе фонотеку...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск