Учебно-методический комплекс дисциплины





Скачать 344.02 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины
страница1/4
Дата публикации01.10.2013
Размер344.02 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > История > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


УТВЕРЖДАЮ

_______________________
"_____"__________________200__ г.

Учебно-методический комплекс дисциплины

История туристической деятельности.

Направление подготовки

100400 Туризм

Профиль подготовки

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр
Форма обучения

очная

Южно-Сахалинск, 2011

1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины История туристической деятельности являются освоение студентами основных фактов, событий, явлений развития туризма в мире с древнейших времен до наших дней, создание основы для изучения дисциплины Организация туристской деятельности.
2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина История туристской деятельности относится к вариативной части ООП и устанавливается вузом

Курс логически связан с такими дисциплинами как история России, философия, основы социального государства, информатика.

К началу изучения курса истории туристской деятельности студенты должны:

знать: место истории в системе наук; предмет исторической науки; особенности исторического познания; роль теории в познании прошлого; закономерности, основные этапы развития человечества, характеристику основных локальных цивилизаций

    уметь: анализировать исторический процесс, явления, события и на основе этого анализа анализировать процессы и тенденции современной социокультурной среды; устанавливать причинно-следственные связи; использовать знания истории в профессиональной деятельности, анализировать гражданскую и мировоззренческую позицию в обществе, формировать свои взгляды и убеждения, аргументировано представлять свою точку зрения в устной и письменной речи;


Освоение дисциплины История туристской деятельности необходимо для усвоения таких дисциплин как Организация туристской деятельности, Экскурсионная деятельность, прохождения экскурсионной практики
3. Требования к результатам освоения содержания дисциплины

    Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению:

    а) общекультурных (ОК)

    ОК 1. способность к интеллектуальному, культурному, нравственному саморазвитию и самосовершенствованию;

    ОК 2. способность к достижению целей и критическому переосмыслению накопленного опыта;

    ОК 3. способность понимать мировоззренческие, социальные и личностно значимые исторические проблемы;

    ОК 4. владение культурой мышления, способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке целей и выбору путей ее достижения, умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

    ОК 5. готовность соблюдать этические и правовые нормы, регулирующие с учетом социальной политики государства отношения человека с человеком, обществом;

    ОК 7. готовность к восприятию культуры и обычаев других стран и народов, с терпимостью относится к национальным, расовым, конфессиональным различиям. Способность к межкультурным коммуникациям;

    ОК 10. способность к письменной и устной коммуникации;

    ОК 11. способность понимать сущность и значимость информации в развитии современного информационного общества;

    ОК 12. владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с ПК, в глобальной компьютерной сети;

    ПК 1. владеть теоретическими основами планирования, быть готовым к применению основных методов проектирования в туризме;

    ПК 3. быть способным самостоятельно находить и использовать источники информации по проекту туристского продукта.


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать: место истории туристской деятельности в системе наук; предмет, задачи, функции и методы истории туристской деятельности как науки; сущность, виды туризма в исторической ретроспективе, историю географических открытий, развития транспорта и туристской инфраструктуры, эволюцию роли путешествий в жизни человека и общества, историю становления туристских организаций и туристского бизнеса.

    уметь: анализировать исторический процесс, явления, события и на основе этого анализа анализировать процессы и тенденции развития социокультурной среды; устанавливать причинно-следственные связи; использовать знания истории в профессиональной деятельности, аргументировано представлять свою точку зрения в устной и письменной речи;

    владеть: навыками поиска необходимой информации, анализа, систематизации и структурирования исторического материала, реферирования научных трудов, дискуссии, проектировать туристские маршруты древности, оформлять мультимедийные презентации, представлять перед аудиторией разработанные проекты.


4. Структура и содержание дисциплины (модуля):

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.


5. Образовательные технологии

Проектная технология, ИКТ.
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Раздел I. Тест

Раздел 2. Тест

Промежуточная аттестация по итогам освоения дисциплины: защита проекта «Маршруты путешествий в исторической ретроспективе», итоговый тест
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)

а) основная литература:

Воронкова Л. П. История туризма: учеб. пособие. Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2001. 304 с.

Соколова М. В. История туризма: учеб. пособие. М.: Академия, 2008. 352 с.

Шаповал Г. Ф. История туризма: учеб. пособие. Минск : Экоперсперктива, 1999. 303 с.
б) дополнительная литература:

Грицкевич В.П. История туризма в древности. Спб.: Издательский дом Герда, 2005. 336 с.

100 великих путешественников/ автор-составитель И. А. Муромов. М.: Вече, 2001. 656 с.

Биржаков М. Б. Введение в туризм. СПб: Издательски Дом «Герда», 2000. 192 с.

Долженко Г. П., Путрик Ю.С. История туризма в Российской империи, Советском Союзе и Российской Федерации: 1696 г. – современность. Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. 304 с.

Квартальнов В. А. Туризм. М.: Финансы и статистика, 2002. 320 с.

Макаренко С.Н., Саак А.Э. История туризма. Таганрог: изд-во ТРГУ, 2003. 94с.

УсыскинГ. Н. Очерки истории российского туризма СПб: Издательский Дом «Герда», 2000. - 224 с.
Справочная литература.
Энциклопедия туризма / под ред. В. А. Квартальнова, И. В. Зорина. М.: Финансы и статистика, 2001. 364 с.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

  1. Справочник по туризму [сайт]. URL: http://tourest.ru/dir/115/rosjournal

  2. Официальный сайт Федерального Агентства по туризму.

URL: www.russiatourism.ru

  1. Все о туризме. Туристическая библиотека [сайт].

URL: http://tourlib.net/statti_tourism/mosolkina.htm

  1. Авторские мультимедийные лекции – презентации преподавателя.



8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля): мультимедийное оборудование: ПК, проектор, экран, интерактивная доска, видеокамера.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Содержание лекционных занятий

  1. Введение. История туризма как наука и учебная дисциплина.

Предмет дисциплины «История туристской деятельности» Цели. Задача, методы исследования истории туризма как науки. Периодизация истории туризма.

Раздел I. Предыстория туризма

  1. Межкультурные коммуникации в Древнем мире. Путешествия в первобытном обществе: мотивы путешествий, мифология путешествий. Великие открытия китайцев. Развитие транспорта в древнем мире. Основные торговые пути древнего мира. Семь чудес света. Путешествия в древних цивилизациях Востока и античном мире.

  2. Европейский и восточный миры в эпоху Средневековья, Традиции паломничества. Формирование новой карты Европы в эпоху средневековья: арабские завоевания и путешествия в VII-IX в., открытия викингов. Деятельность европейских торговых союзов. Возникновение мировых религий и их роль в развитии путешествий. Виды средневековых путешествий. Цели, мотивы паломничества. Основные паломнические центры и маршруты средневековой эпохи. Орден госпитальеров.

  3. Традиции путешествий в русском средневековом обществе. Исторические источники о традиции гостеприимства в средневековой Руси. Монастыри -паломнические центры Руси. Путешествие за три моря Афанасия Никитина.

  4. Великие географические открытия и их значение в развитие путешествий. Причины и предпосылки великих географических открытий. Генрих мореплаватель. Португальские экспедиции Бартоломео Диаша, Васко да Гама. Экспедиции Христофора Колумба в новый свет. Америго Матео Веспуччи. Роль канкистадоров в исследовании нового света. Первое кругосветное путешествие Фернана Магеллана. Первое разграничение сфер влияния в мире. Географические открытия европейцев в XVII – XVIII вв.: открытие Австралии, поиск Антарктиды, поиск морских северо-восточного и северо-западного путей в Азию. Экспедиции Абели Тасмана, Виллема Янсзона, Ричарда Ченслера, Джеймса Кука, де Фриза, Ж. де Лаперуза. Великие русские географические открытия: экспедиции И. Москвитина, В. Пояркова, С. Дежнева, В. Атласова, I и II камчатская экспедиции. Итоги великих географических открытий.

  5. Зарождение организованного туризма (XVIII в.) Последствия великих географических открытий для развития путешествий. Эпоха просвещения и ее влияние на развитие туризма. От ордена госпитальеров к системе гостеприимства. Развитие системы общественного питания и досуга. Основные виды туризма эпохи просвещения. Зарождение горного туризма. Элитарный туризм.

  6. Становление туризма в Российской империи (XVIII в.) Исторические предпосылки развития путешествий в XVIII веке в России. Виды туризма в России в XVIII в.: образовательный, лечебный, паломнический, детский (школьный). Первые попытки организованного туризма.

Раздел II. Эволюция организованного туризма (XIX-XX вв.). Перспективы развития в XXI в

  1. Формирование основ организованного туризма в странах Европы и США. Исторические предпосылки зарождения организованного туризма в Европе и США: складывание колониальной системы мира, промышленный переворот, развитие новых видов транспорта, социальные предпосылки, развитие системы гостеприимства. Первый туроператор – Томас Кук. Появление рекреационной концепции туризма. Первые железнодо­рожные экскурсии в Англии (1841 г.).Зарождение организованных морских круизов в США (1867 г.).Расширение сети обслуживания, новые турагентства в Европе, разви­тие индустрии отдыха, гостиничной сферы. Массовый туризм.




  1. Развитие и совершенствование организованного туризма в России в XIX- начале XX. Деятельность русского туринг-клуба и его влияние на развитие туризма в России. Развитие музейного и экскурсионного туризма. Горный туризм в России и его значение для развития туристкой деятельности. лечебно-оздоровительный туризм в России. Начало туристского бизнеса в российской империи.

  2. Развитие туризма в СССР. Государственная политика управления развитием туризма в СССР. Туристские организации. Курортное дело в СССР. Экскурсионное дело в СССР. Иностранный туризм. Самодеятельный туризм. Основные достижения и проблемы советской системы туризма.

  3. Реорганизация туризма в СССР в период перестройки. Создание национальной туристкой индустрии. Распад советской индустрии туризма. Кризис 90-х гг. Формирование правовой базы национального туризма. Основные тенденции развития туристского бизнеса современной России.

  4. Развитие массового туризма в Европе, США, странах Азии. Исторические предпосылки развития массового туризма после II Мировой войны: совместные усилия народов мира в борьбе с фашизмом; качественное изменение уровня жизни населении; совершенствование системы коммуникаций; Международные туристские организации и их вклад в развитие туризма: резолюция № 36/41 Генеральной ассамблеи ООН, программа развития туризма ЭКОСОС, Международный союз официальных туристских организаций; Международная федерация организаций молодых путешественников; Европейская Ассоциация воздушного туризма; Всемирная туристская организация. Всемирные конференции по туризму и их вклад в развитие массового туризма: Римская декларация 1963 г., Манильская декларация 1989 г., хартия туризма и Кодекс туриста 1985 г. основные тенденции развития мирового туризма.


Практические и семинарские занятия
Семинарское занятие №1. ( 2 ч.) Коллоквиум «Феномен туристики».

Вопросы для обсуждения:

  1. Путешествие как феномен человеческой деятельности. Туристика как наука.

  2. Основные подходы к пониманию роли путешествий в развитии человеческой цивилизации: географический, гносеологический, деятельностный, аксиологический, феноменологический

  3. Мотивации путешествий в исторической ретроспективе.

  4. Периодизация путешествий с точки зрения феноменологии путешествий. Феноменологические разделы туристики.


Литература:

Зорин И.В. Феноменология путешествий как предмет туристики. URL: http://www.rmat.ru/rurector1?r421_id=5
Семинарское занятие № 2. (4 ч.) Коллоквиум «Паломничество как доминирующая форма путешествий в эпоху средневековья»
Вопросы для обсуждения

  1. Понятие и мотивы паломничества.

  2. Виды паломничества

  3. Основные паломнические центры эпохи средневековья

  4. Основные паломнические маршруты.


Литература:

  1. Мосолкина Т.В. от средневекового паломничества к современному туризму.// Все о туризме. Туристическая библиотека [сайт].

URL: http://tourlib.net/statti_tourism/mosolkina.htm

  1. Малер-Матьязова Е. Паломнические пути средневековой Европы // КАТЕХОН. Интеллектуальный клуб [сайт]:

URL: http://www.katehon.ru/html/top/eccleo/palomnicheskie%20puti%20Europi.htm

Семинарское занятие № 3. ( 2 ч.) Традиции путешествий и гостеприимства в русском средневековом обществе.


  1. Древнерусские литературные памятники о путешествиях и традициях гостеприимства.

  2. «Сказания» иностранцев о русском гостеприимстве.


Литература:

Изборник Святослава 1076. URL: http://museum.xattusa.ru/history/russia/texts/izbornik.html

Изборник. Сборник произведений Древней Руси / Сост. Л.А. Дмитриева, Д.С. Лихачев; Вступ. Статья Д.С. Лихачева. М.: Изд-во «Художественная литература», 1969. С.146-171

Домострой. URL: http://www.hrono.info/dokum/1500dok/domostroi.php#

Герберштейн С. Записки о Московии. URL: http://www.bibliotekar.ru/rus/269.htm

Проезжая по Московии (Россия XVI-XVII веков глазами дипломатов) / Отв. ред. и авто вступительной статьи Н.М. Рогожин; сост. И автор комментариев Г.И. Герасимова. М.: Международные отношения, 1991. С. 139-166.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность 100110. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050706. 65 «Педагогика и психология»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 5-го заочного отделения...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность : 040101. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информатика» для студентов очной формы обучения по специальности 040101. 65 социальная...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины по выбору направление 050700. 62 «Педагогика»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины по выбору (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 4-го курса...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины iconПояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)...
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко
Учебно-методический комплекс дисциплины iconПояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)...
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс «дисциплины»
Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс «дисциплины»
Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины Культура повседневности зарубежных стран Направление/ специальность — 031400. 62, культурология...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «информатика»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Риторика»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины Источниковедение истории культуры Направление/ специальность — 031400. 62,культурология Форма...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск