Скачать 326.29 Kb.
|
Согласовано Утверждаю Дворец Детского Творчества Директор ГБОУ СОШ № 55 Петроградского района Данько Н.С. __________________ ________________________ « »________ 20__ года. « »________ 20__ года. ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Поём вместе» ЭСТРАДНАЯ ПЕСНЯ (художественно-эстетическая направленность) Возраст обучающихся: 9-15 лет. Срок реализации программы -3 года (4 часа в неделю, в год 144 часа. Курс 432 часа.) Составитель: Гумель И.В., Педагог дополнительного образования САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 2011 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительное образование детей – неотъемлемая часть общего образования, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов и реализуется посредством дополнительных образовательных программ и услуг. К общей проблеме совершенствования методов воспитания школьников относится и проблема поиска новых путей эстетического развития детей. Приобщение учащихся к музыкальному искусству через пение как один из доступнейших видов музыкальной деятельности является важным средством улучшения их художественного и эстетического вкуса. На современном этапе возрос интерес к новым музыкальным синтетическим жанрам, и одна из задач педагога состоит в том, чтобы помочь ребёнку разобраться во всём многообразии музыкальной палитры и дать возможность каждому ученику проявить себя в разных видах музыкальной деятельности. Вокальное воспитание детей осуществляется главным образом через хоровое пение на уроках музыки. Из-за ограниченности учебных часов данного предмета в образовательной школе реализация задач, связанных развитием детского голоса, возможна при введении дополнительного курса. Дополнительная образовательная программа «Поём вместе» по содержательной, тематической направленности является художественной, по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации – групповой; по времени организации – трёхгодичной. Актуальность данной программы обусловлена также её практической значимостью: занимаясь в вокальной группе, дети приобретают опыт совместной творческой работы, опыт участия в концертной деятельности на разных уровнях (школа, районный конкурсы, фестивали). ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: Создать условия для реализации творческого потенциала учащихся в рамках популярного жанра – эстрадная песня и данной программы. Логика освоения учебных тем определяется обучающими, развивающими, воспитательными задачами:
Программа предназначена для детей 9-15 лет, учащихся начальных и средних классов общеобразовательной школы, и направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по вокалу. Содержание программы «Поём вместе» направлено на формирование у учащихся певческой культуры, творческого отношения к исполняемым музыкальным произведениям, на развитие у школьников знаний и умений, связанных с усвоением способов вокальной техники, на воспитание любви к музыке, эстетического вкуса, способности наслаждаться красотой, испытывать чувства радости от общения с прекрасным. В основе развития музыкальных способностей лежат два главных вида деятельности учащихся: изучение теории и творческая вокальная практика. Содержание программы расширяет представления учащихся о музыкальных жанрах, стилях и направлениях в эстрадном искусстве, знакомит с традициями и новаторством вокального пения. Программа рассчитана на три года. Занятия проводятся два раза в неделю по два часа (в год - 144 часа), полный курс обучения – 432 часа. В группу первого года обучения принимаются дети младшего школьного возраста, то есть учащиеся 2 – 4 класса, желающие заниматься в объединении. Набор на второй и третий год обучения рассчитан на учащихся 5 – 9 классов, прошедших обучение первого года и соответственно второго года обучения. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ:
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: По окончании полного курса обучения воспитанники должны
- соблюдать певческую установку, - чисто интонировать, - петь сольно и в ансамбле, - самостоятельно создавать образ исполняемой песни, - видеть другие сферы применения своим знаниям, умениям и навыкам. Дети, продолжающие заниматься по истечении трёхгодичного срока занятий в объединении, не только совершенствуют полученные навыки, но и проходят педагогическую подготовку. В течении учебного года, по окончании каждого тематического блока, учащие представляют творческий отчёт в рамках представленного мероприятия, также принимают участие в конкурсах, смотрах, внеклассных мероприятиях, в концертной деятельности на разных уровнях (школа, районные конкурсы, фестивали). УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Первый год обучения
Основное содержание программы Тема «Эстрадное творчество» - 4 часа Занятие 1-4 - знакомство, - инструктаж по ТБ, - постановка певческой задачи, - расширение представления о жанре «Эстрадное пение», - понятие «манера исполнения», - индивидуальное прослушивание. Тема «Фонограмма, её особенности и возможности» - 10 часов. Занятие 5-14 - понятие фонограмма, её виды и особенности, - слушание и анализ «плюсовок» и «минусовок», - подбор песенного репертуара, - пение учебно-тренировочного материала, направленного на формирование вокальных навыков в жанре эстрадного пения (чистоты интонирования, унисона, мягкой атаки звука, глубокого певческого дыхания…), - запись фонограмм. Тема «Приёмы работы с микрофоном» - 10 часов Занятия 15-24 - знакомство с техническим устройством – микрофон, его типами (стационарный проводной, радиомикрофон) и возможностями, - индивидуальная работа с обучающимися по формированию технических умений и навыков работы с микрофоном (положение в руке, направление, приближение и удаление), - пение учебно-тренировочного материала, направленного на формирование вокальных навыков в жанре эстрадного пения (чистота интонирования, унисона, дикции), - разучивание песенного репертуара. Тема «Пластическое интонирование» - 10 часов Занятия 25-34 -знакомство с понятием «сценическое движение», «сценическая пластика», - просмотр видиозаписи-примера эстрадно-вокальной коспозиции с включением хореографических элементов, - пение учебно-тренировочного материала с введением элементов хореографии в рамках жанра эстрадной песни. Тема «Сценический имидж» - 30 часов Занятия 35-64 - знакомство с понятием «сценический имидж», приёмы его создания, - знакомство с понятием – культура эстрадного мастерства, - знакомство с понятием – образ песни, - выявление певческой наклонности обучающихся, - индивидуальный подбор песенного материала, - индивидуальная работа с обучающимися по составлению исполнительского плана песни, - введение тренировочных занятий по формированию навыков сценического мастерства (манера исполнения, вокал, костюм, пластика, поведение на сцене, общение со зрителем), - индивидуальная работа с обучающимися по созданию сценического образа исполняемых песен. Тема «Вокальный ансамбль» - 8 часов Занятия 65-72 - знакомство с понятием – вокальный эстрадный ансамбль, - слушание записей примеров вокального ансамбля в рамках жанра эстрадного пения, - пение учебно-тренировочного материала, направленного на развитие навыков ансамблевого эстрадного пения (унисон, двухголосие) и разучивание песенного репертуара. Тема «Приёмы ансамблевого исполнения» - 40 часов Занятия 73-112 - знакомство с приёмами ансамблевого исполнения-солист + подпевка, смена солистов, - пение учебно-тренировочного материала, направленного на развитие ансамблевого эстрадного пения (унисон, двухголосие), - индивидуальная и групповая работа, направленная на разучивание песенного репертуара со сменой солистов. Тема ««Бек-вокал» и его роль эстрадном жанре» -26 часов Занятия 113-138 - знакомство с понятием «бек-вокал» и его роль в эстрадном жанре, - слушание записей примеров сольного исполнения с «бек-вокалом», - пение учебно-тренировочного материала, направленного на развитие навыков ансамблевого эстрадного пения соло + бэк-вокал, - подготовка к творческому отчёту в рамках представленного мероприятия. Занятие 139 - творческий отчёт 2 часа. Отчётный концерт. Занятия 140-14 - резерв 4 часа. Резервное время используется на репетиционные моменты во время выезда на конкурсы, фестивали. Также используется в случае необходимости проведения дополнительных индивидуальных занятий с учащимися. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В процессе первого года обучения решаются следующие задачи:
Решение этих задач осуществляются в процессе изучения следующих разделов:
На первом этапе Учащие знакомятся с особенностями вокального эстрадного жанра, техникой безопасности обращения с ТСО и основами работы с фонограммой. Под руководством преподавателя совершенствуют свой голосовой аппарат, занимаются постановкой голоса. На втором этапе Учащиеся знакомятся с основами работы над песней, над созданием своего сценического образа и образа песни. Учащиеся разучивают песенный репертуар, инициируемый педагогом. На третьем этапе Учащиеся знакомятся с приёмами эстрадного ансамблевого пения. Изучение материалов осуществляется в ходе кружковых занятий. Виды занятий:
ПО ЗАВЕРШЕНИЮ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ: - знать о стилевых особенностях вокального эстрадного жанра; - иметь представление о средствах создания сценического имиджа; - уметь пользоваться ТСО (кассета, СД-диск, микрофон); - овладеть следующими вокальными навыками: петь в диапазоне: первые голоса СИм – РЕ2; Вторые голоса СИм – СИ1; - соблюдать певческую установку; - петь только с мягкой атакой, чистым, лёгким звуком; - формировать правильно гласные и чётко произносить согласные звуки; - не форсировать звучание при исполнении песен героического склада; - петь выразительно. Осмысленно простые песни; - петь чисто и слаженно в унисон, несложные двухголосные музыкальные упражнения; - уметь исполнять сольно; - знать правила охраны детского голоса. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ Теоретический блок 1. Введение. - Инструкция по технике безопасности работы с используемым оборудованием (муз. центр, кассеты, СД-диски, микшерский пульт, стойки под микрофон). - История развития вокального эстрадного жанра (менестрели, трубадуры, труверы – французские шансонье – современная эстрада). - Особенности вокального эстрадного жанра (условия, предназначение). 2. Фонограмма, её особенности и возможности: - раскрытие значения слова «фонограмма», - возможности фонограмм: «плюсовки» и «минусовки»; - понятие «аранжировка» и её связь с фонограммой. 3. Приёмы работы с микрофоном: - виды микрофонов (стационарные, проводные, беспроводные); - приёмы работы с микрофонами: у стойки, положение «микрофон в руке», «со сменой рук»; - передвижение с микрофоном по сцене. 4. Пластическое интонирование: - понятие «пластическое интонирование»; - сценическое движение и его роль. 5. Сценический имидж: - понятие «имидж»; - виды сценического имиджа; - связь сценического имиджа с пластикой и образом песни. 6. Вокальный ансамбль: - виды ансамблей вокальных и инструментальных, - состав ансамблей: «дуэт», «трио», «квартет», «квинтет», «секстет»… 7. Приёмы ансамблевого исполнения: - понятие «приёмы ансамблевого исполнения», - понятие «многоголосие». 8. «Бек-вокал» и его роль в эстрадном жанре: - понятие «бек-вокал» и его задачи, - роль «бек-вокалистов» и их состав, - приёмы исполнения «бек-вокалистов». 9. Пение произведений: - беседы о разучиваемых произведениях, - современная эстрадная песня: сообщение о композиторе, раскрытие содержания музыки и текста, её актуальности, музыкально – выразительных средств. Практический блок Учебно-тренировочные задания (УТЗ) на: - обучение умению соблюдать певческую установку; правильному звукообразованию, спокойному вдоху, экономному выдоху; - формирование основных свойств певческого голоса: звонкости, полётности, вибрато, ровности, разборчивости; - обучение правильному формированию гласных и согласных звуков; - развитие певческого рабочего диапазона ре1 – си1, опевание этой зоны; - формирование ансамблевого строя: унисона, ритмического, динамического, орфоэпического, темпового, тембрального. Развитие умения анализировать и кратко характеризовать исполняемое произведение в единстве его формы и содержания: - обучение осмысленному и выразительному пению. Слушание музыки: - слушание записей-примеров вокального ансамблевого пения как фактор расширения музыкального кругозора ( «Биттлз», «Лицей»...). Пластическое интонирование (музыкально-двигательные упражнения): - развитие умения координировать движения с музыкой; - развитие умения образно-ритмического восприятия музыки. Примерный песенный репертуар: «Куда уходит детство» «Проснись и пой» «Как прекрасен этот мир» «Замыкая круг» «Я, ты, он, она – вместе дружная семья» «Дорога» муз.Баневича «Топ-топ, топает малыш» «Балтийский берег» «Колокола» муз. Е.Крылатова «Песня гардемаринов» муз.Е.Крылатова «Вечерняя песня» муз.Соловьёва-Седова «Здравствуй, песенка моя» сл. и муз. И. и Е.Челноковых «Наша школа» __________\\_________ «Кот на крыше» ___________\\________ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Второй год обучения
Основное содержание программы |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя... Частное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «Альтернатива» | Министерство образование и науки рт муниципальное бюджетное общеобразовательное... Государственное общеобразовательное учреждение-средняя общеобразовательная школа | ||
Тамбовское областное государственное бюджетное общеобразовательное... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Косицынская средняя общеобразовательная школа | Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение г. Бузулука... Государственное бюджетное образовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Покровка муниципального района Кинельский... | ||
Статья 1 Общие положения Муниципальное бюджетное общеобразовательное... «Средняя общеобразовательная школа №6 города Лесосибирска» (далее Учреждение), ранее именуемое муниципальное общеобразовательное... | Публичный доклад мбоу «Средняя общеобразовательная школа №3» городского округа Протвино Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» – это общеобразовательное учреждение... | ||
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №17» | Находкинского городского округа муниципальное бюджетное общеобразовательное... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная | ||
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Колесурская... Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Карловка Пугачёвского района Саратовской области»... | Н. Б. Пантюшова Приказ №29/33 Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа | ||
Н. Б. Пантюшова Приказ №29/33 Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа | Н. Б. Пантюшова Приказ №29/33 от Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа | ||
Н. Б. Пантюшова Приказ №29/33 Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа | Н. Б. Пантюшова Приказ №29/33 Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа | ||
Н. Б. Пантюшова Приказ №29/33 Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа | Н. Б. Пантюшова «2» сентября 2013 г Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа |