Конспект урока по предмету окружающий мир по теме: «Средние века: время рыцарей и замков»





Скачать 125.72 Kb.
НазваниеКонспект урока по предмету окружающий мир по теме: «Средние века: время рыцарей и замков»
Дата публикации06.10.2013
Размер125.72 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок
Конспект урока

по предмету окружающий мир

по теме: «Средние века: время рыцарей и замков»

Автор урока:

учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 428

Баранова Оксана Геннадиевна

Москва, 2013
Предмет: окружающий мир

Программа: УМК «Школа России»

Возрастная категория: 4 класс

Продолжительность: урок

Межпредметная связь: литературное чтение, ОРКСЭ

Тема: «Средние века: время рыцарей и замков»

Цель урока: ознакомить с особенностями исторической эпохи Средние века.

Задачи урока:

Образовательные задачи:

  • познакомить с жизнью людей в Средневековье;

  • познакомить учащихся религиозной, политической и экономической обстановкой эпохи;

  • ознакомить с достижениями в области искусства, книгопечания, музыки и др.


Развивающие задачи:

  • развивать логику, воображение;

  • умение анализировать, сравнивать, сопоставлять;


Воспитательные задачи:

  • прививать интерес к истории; воспитывать, художественный вкус, потребность ориентироваться на духовные ценности искусства.

Форма работы: индивидуальная, коллективная, фронтальная.

Учебный материал: учебник А. А. Плешакова, Е. А. Крючкова «Мир вокруг нас», 2 часть, «Просвещение»АО «Московские учебники», презентация, видео-ролики.

Оборудование для учителя: фотоаппарат, экран, проектор, видеокамера, компьютер, Интернет, аудио-колонки, раздаточный материал тесты, справочный материал понятий и терминов.

Оборудование для учащихся: учебник «Мир вокруг нас» 2 часть «Просвещение», тест, ручка.

Дополнительная подготовка учащихся: выполнение домашнего задания, подготовка текстового материала по теме.

Использованы материалы: ИНТЕРНЕТ ресурсы, иллюстрации: миниатюра второй половины XV " Жанна д'Арк", Портрет Иоганна Гутенберга, Б. Торвальдсен. Памятник Гутенбергу в Майнце. 1837, Печатный станок, «Дуччо ди Буонинсенья. "Маэста" 1308-11гг. Сиена, собор», «Чимабуэ. Мадонна с ангелами. Лувр», «Статуя Джотто в нише пилона Флоренция галереи Уффици", «Портрет Джотто. Деталь картины «Пять основателей флорентийского искусства», конец XV - начало XVI вв.», « Исав перед Исааком. Фреска. Ок. 1295. Ассизи, церковь Сан Франческо, верхняя церковь».

Ссылки на видео – ролики:

"Рыцарский турнир" http://video.yandex.ru/#search?text=%D1%80%D1%8B%D1%86%D0%B0%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BD%D0%B8%D1%80%20%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE&where=all&p=1&filmId=m%2F%2B1nwUTUXI%3D

"Замки Средневековья" http://www.youtube.com/watch?v=2TU6_j11n3k

Танец Средневековья http://www.youtube.com/watch?v=osOkZLHBc8g
Ход урока

I. Организационная часть. Готовность к уроку рабочего места учеников.


  1. Проверка домашнего задания.

Тест (перфокарта) по теме: «Мир Древности: далёкий и близкий»
III. Вступление в тему урока. Актуализация темы.

Мы живем в 21 веке. Нашему веку предшествуют многие века, прожитые другими людьми. Это время принято называть историческими эпохами.
Скажите является ли необходимым изучение исторических эпох для современных людей? Да, это является актуальным, т.е. нужным, т.к. для развития человечества необходимо знать о развитии и достижениях общества в предыдущие эпохи, чтобы исходя из опыта предыдущих поколений не допустить тех ошибок в политике или экономики, которые были допущены.
IV. Мотивация к учебной деятельности. Сообщение темы урока. Постановка учебной цели.
Первобытная история----Мир древности---Средние века----Новое время---Новейшее время

На предыдущих уроках мы ознакомились с двумя историческими эпохами. Какими?

Тема урока: «Средние века: время рыцарей и замков»

Цель: ознакомление с исторической эпохой Средневековья, основными терминами и понятиями данного периода. Рассмотрим с вами эпоху Средневековья с нескольких сторон.

На доске:

  • религиозная (особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину);

  • политическая (государственная деятельность);

  • экономическая (хозяйственная деятельность общества);

  • развитие культуры, искусства и др.


V. Объяснение нового.
Историческая эпоха Средние века или Средневековье охватывает тысячу лет с V века до конца XV века.

В средней школе на уроках истории вы будете более полно знакомится с этим периодом. Весь период Средних веков можно разделить на несколько этапов:

раннее средневековье

высокое или классическое

позднее средневековье


  • Религиозная сторона Средневековья

Распространение по всей Европе христианства, на Ближнем Востоке — ? ислама, кто верит в это религиозное учение называют - ? мусульманами в древности в Индии возник - ?, их называют ? буддистами строились буддийский храмы в Китае, Японии.

Безусловное доминирование (главенствующее положение) Церкви в религиозной и политической жизни, власть церкви (инквизиция — борьба церкви с теми, кого считают ведьмами и колдунами.

Миниатюра второй половины XV " Жанна д'Арк"

Одной из жертв политической борьбы стала Жа́нна Д’Арк, - национальная героиня Франции, одна из главнокомандующих французскими войсками в Столетней войне Между Англией и Францией. Попав в плен к бургундцам (союзники французов), была передана англичанам и сожжена на костре как колдунья. Впоследствии была реабилитирована (оправдана) и канонизирована - причислена Католической церковью к лику святых.


  • Политическая жизнь Средневековья

Феодалы-землевладельцы и полузависимые крестьяне. Крестьяне обеспечивали , продуктами сельского хозяйства и ремесла не только себя, но и своего господина, его семью, слуг и гостей. Все необходимое для жизни крестьян и феодалов производилось в самой вотчине: ни феодалам, ни крестьянам почти ничего не нужно было покупать (феодалы приобретали лишь предметы роскоши, дорогие заморские вина и пряности). Идеалы монашество и рыцарство. Крестовые походы. Первый сын в семье становился наследником, а остальным приходилось уходить в монахи.
Рыцари - средневековый дворянский почётный титул в Европе.

Просмотр видео-ролика «Рыцарские турниры»
Рассказ ребенка:
1) Одним из любимым занятием рыцарей было участие в турниры — военные состязания в ловкости и силе. Все рыцари вели военный образ жизни, любили и умели пользоваться оружием. Для сражения требовалась долгая выучка, поэтому к военной службе готовились с детства. В семь лет мальчик покидал родительский дом и становился пажом у знатного феодала. К пятнадцати годам он уже был оруженосцем рыцаря. Лишь после долгой службы особо отличившихся посвящали в рыцари. Также вы видите, что турниры, а также и пиры сопровождалось выступлением жонглеров, факиров.
2) Рыцарь имел свой герб — отличительный знак рода и девиз, объяснявший смысл герба.

Существовало такое понятие, как «кодекс рыцарской чести»: мужественный рыцарь обязан был помогать женщинам, осужденным за страдания невинно, священникам и служителям церкви. Рыцарь обязан был совершать подвиги во имя справедливости, защиты чести, во имя Бога и возлюбленной.

3) Другой культ - «культ прекрасной дамы». Рыцарь должен был избрать себе объект поклонения и служить избранной даме как своему сеньору, даже если его чувство никогда не было вознаграждено.Причем необязательно эта дама должна была быть его женой или возлюбленной. Прекрасная дама в представлении средневековых авторов должна была обладать любезностью, способностью вести светскую беседу, красотой, благородством манер, веселым нравом и кокетливостью. Рыцарь всячески демонстрировал свое чувство: хорошим тоном считалось в отсутствии дамы или при ее очевидной неблагосклонности обнаруживать свои страдания. От него ожидалось, что он не сможет ни есть, ни спать, прекратит всякие развлечения, громко оплакивая свою участь.

4) Если он побеждал в турнире, будучи одетым в цвета своей дамы, он посылал ей коня и оружие побежденных противников. Дама могла оставаться равнодушной к ухаживаниям, не проявляя жалости и сострадания, но могла и принять их, также нося герб своего поклонника и демонстрируя его дары.

5) Но есть и обратная сторона этой лирической стороны рыцарства. Повседневная жизнь средневекового рыцаря была очень далека от нравственного совершенства. В число спасаемых рыцарем никогда не входили собственные крестьяне и горожане. По отношению к ним рыцари вели себя совсем не по-рыцарски. Они могли ограбить, отобрать последнее, просто убить. Побежденных неприятелей рыцарь мог годами держать по собственному желанию в тюрьме при собственном замке. Встретиться с рыцарем один на один в безлюдном месте не предвещало ничего хорошего. Рыцарь, не исключая и лиц дворянского происхождения, был груб и непредсказуем в своих поступках. А также груб и жесток в обычной жизни и к жене: "Муж имеет право наказывать свою жену и бить её для её исправления, ибо она принадлежит к его домашнему имуществу".

С эпохой Средних веков связано такое понятие как «крестовые походы». Это военные походы из Западной Европы, которые носили религиозный характер, направленные против людей мусульманской веры: и других. Как вы думаете, почему появилось название «крестоносцы»?

Название «крестоносцы» появилось потому, что участники крестовых походов нашивали себе на одежду кресты. Считалось, что участники похода получат прощение грехов, поэтому в поход отправлялись не только рыцари, но и простые жители и даже дети.

В 1240 году шведские рыцари крестоносцы, которые должны были наносить первый удар по Новгороду с севера, со стороны реки Невы, были разбиты молодым новгородским князем Александром Ярославичем, который после этой битвы получил прозвище «Невский». В истории это сражение носит название Ледовое побоище.

4) Средневековый быт. Женщины проводили время за рукоделием, рождением детей и уходом за ними.

Кроме военных походов и турниров, охота была излюбленным занятием среди рыцарей. Охотились в заповедных лесах. Чем богаче феодал, тем больше в его лесу дичи. Несомненно, самая лучшая охота была в заповедниках королей. Охотились обычно на кабанов или оленей.

Также пользовалась популярностью соколиная охота. В те времена умение охотиться, было важным качеством рыцаря. Все высшие слои населения были настоящими фанатами охоты. Забить дичь было очень почетно.

Как и во все времена, после тяжелой работы (в данном случае охоты) следует большой пир. Вся дичь, которая была забита на охоте, в обязательном порядке подавалась к столу. Во время пира выступали скоморохи, жонглеры, факиры и др.

Замки «Видео — ролик «Замки Средневековья» Приложение

http://www.youtube.com/watch?v=2TU6_j11n3k

Сначала рыцари жили в деревянных укрепленных домах, которые мало чем отличались от жилища крестьян.

Со временем они начали выстраивать каменные замки – преимущественно на высоких холмах или на островах посреди рек и озер. Почему?

Рассказ ребенка:

Главное, в чем соревновались между собой владельцы-феодалы – это высота замка. Чем выше замок, тем дальше обзор, тем быстрее можно обнаружить неприятеля и подготовиться к отпору. Высота замка еще и символизировала статус феодала. Считалось, что более высокий замок может построить только очень богатый и успешный рыцарь. И поэтому феодалы делали все возможное и невозможное для того, чтобы построить свой замок выше, чем у соседа.

Подумайте, зачем феодалы, рыцари строили замки?

Эти укрепленные жилища были нужны феодалам для защиты от нападений врагов и собственных восставших крестьян. Замок возводился на холме или скале и окружался рвом с водой, через который вел перекидной мост. За двойным рядом крепостных стен возвышалась главная башня, в которой можно было выдержать долгую осаду. Из замка часто шел подземный ход, выводивший к реке или в лес.

Это было безопасное, но очень неудобное жилище: Окон не было. Закрывались ставнями. В каменных громадах: Сырость. Ветер гуляет по коридорам огромного каменного замка. . Холодно. Камин - дорого и греет слабо. Толстенные одеяла, горячие камни в постель, чтобы прогреть ее перед сном. Кашель. Воспаление легких.

  • Экономическая сторона Средневековья

В Восточной Европе эпоха высокого средневековья ознаменована расцветом Киевской Руси. Нашествие монголов в XIII веке нанесло непоправимый ущерб развитию Восточной Европы. Многие государства этого региона были разграблены и порабощены.
Возникновение городов Берлин (столицы Германии), Копенгаген (столица Дании), Амстердам (столица Нидерландов), Москвы (столица России).

Начиная с XII—XIII веков в Европе произошёл резкий подъём развития технологий и увеличилось число нововведений в средствах производств, что способствовало экономическому росту. Менее чем за столетие было сделано больше изобретений, чем за предыдущую тысячу лет.

Были изобретены пушки, очки, артезианские скважины, порох, шёлк, компас и астролябия (астрономический инструмент) пришли с Востока. Были также большие успехи в судостроении и в часах. В то же время огромное количество греческих и арабских работ по медицине и науке были переведены и распространены по всей Европе. С Средние века при лечение было популярным и полезным кровопускания и лечение пиявками.

Около 1300 года период роста и процветания Европы закончился целой серией бедствий, таких как великий голод 1315—1317гг., который случился из-за необыкновенно холодных и дождливых лет, погубивший урожай. За голодом и болезнями последовала Чёрная смерть, эпидемия чумы, которая уничтожила более половины европейского населения.

Работа с учебником. Стр. 20.

Одним из достижений Средних веков является изобретение книгопечатания.

Изобретение книгопечатания

«Портрет Иоганна Гутенберга"

Иоганн Гутенберг - немецкий ювелир и изобретатель. Все изображения Гутенберга относятся к более позднему времени, и являются плодом фантазии художников. Настоящего портрета Гутенберга нет.

«Б. Торвальдсен. Памятник Гутенбергу в Майнце. 1837"

Гутенбергу воздвигнуты памятники в Майнце Германия), Страсбурге (Франция) и Франкфурте на Майне (Германия), а также в Вене (Австрия).

"Печатный станок"

В середине 1440-х годов создал европейский способ книгопечатания подвижными литерами, распространившийся по всему миру. 1445 год считается годом рождения книгопечатания.

Развитие культуры и искусства неотделимо от политики, экономики и религии.

Жизнь, быт и подвиги рыцарей были воспеты в многочисленных средневековых песнях, стихах и романах. Эта тема оставалась излюбленной в европейской литературе и более позднего времени.

Искусство трубадуров зародилось на юге Франции. Трубадурами назывались поэты, слагавшие свои песни именно на языке "ок". Стихи на этом языке, посвященные Прекрасной Даме, были первыми произведениями высокой литературы, написанными не на "вечной" латыни, а на разговорном языке, что делало их понятными всем. Трубадуры были активными участниками социальной, религиозной и политической жизни общества. Они были преследуемы за критику церкви.

Видео — ролик «Бранль»

Простейшие бытовые танцы появились в средние века. Они представляли собой, как правило, хоровод или цепь. Они могли быть мужские, женские и смешанные. Танцевальные движения состояли из прыжков, скачков и шагов. Характерные положения рук: у мужчин - на бедрах, женщины свободной рукой придерживали юбку. Танцы сопровождались пением танцующих. Зачастую танец, его движения воспроизводили содержание текста песни. Одним из популярных танцев средневековья был бранль (в переводе означает покачивание, колебание). Во Франции, например, известно очень много разновидностей бранля. Танец мог быть тесно связан с трудовой деятельностью, о чем говорят названия: бранль прачек, бранль башмачников, бранль гончаров и т. д.

В 1430-х гг. расцвету фламандской живописи способствовало важнейшее техническое нововведение - масляные краски.

В XIII веке дворцы и замки высшей знати украшались с невиданным ранее великолепием, бурно разрастались Париж, Прага, Лондон, города Италии и Фландрии.

Наступил и расцвет настенной живописи. Двое итальянских мастеров конца XIII века - Чимабуэ и Дуччо оставили потомкам знаменитые алтарные образы, где главными персонажами выступают Мадонна с младенцем.

«Дуччо ди Буонинсенья. "Маэста" 1308-11гг. Сиена, собор»

«Чимабуэ. Мадонна с ангелами. Лувр»

«Портрет Джотто. Деталь картины «Пять основателей флорентийского искусства», конец XV - начало XVI вв.»«

Джотто ди Бондоне (1267-1337) стал подлинным основателем итальянской школы живописи, разработал абсолютно новый подход к изображению пространства.

Статуя Джотто в нише пилона Флоренция, первый этаж галереи Уффици»

« Исав перед Исааком. Фреска. Ок. 1295. Ассизи, церковь Сан Франческо, верхняя церковь»»

Создавая свои панно, Джотто применял изобретенную к тому времени итальянцами технику фресковой живописи.

VI. Закрепление. (3 мин.)

  • Какую историческую эпоху изучали?

  • С какими новыми понятиями познакомились?

«Термины и понятия эпохи средних веков»

  • Что больше всего запомнилось?


VII. Домашнее задание. Знать термины и понятия. Дополнить самостоятельно при необходимости. Стр. 15 — 21 читать, пересказывать.(1 мин.)

VIII. Рефлексия.

Оцените усвоение своих знаний на уроке:

круг - интересно, узнал много нового, все понятно

квадрат — интересно, узнал много нового, не все понятно

треугольник — ничего не понятно

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока по предмету окружающий мир по теме: «Средние века: время рыцарей и замков» iconТема: Средние века: время рыцарей и замков
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация по периоду Средневековья, рыцарские доспехи
Конспект урока по предмету окружающий мир по теме: «Средние века: время рыцарей и замков» iconУрок по окружающему миру в 4 «А» классе мобу сош №85 мобу сош №85...
Оборудование: компьютер, презентация по теме урока, интерактивная доска, обучающая программа Мультимедийный диск «Большая детская...
Конспект урока по предмету окружающий мир по теме: «Средние века: время рыцарей и замков» iconКонспект урока по предмету окружающий мир по теме «Дорожные знаки»
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Национальный исследовательский...
Конспект урока по предмету окружающий мир по теме: «Средние века: время рыцарей и замков» iconАнтичность Средние века Новое время
Античность, Средние века и Новое время – три великих эпохи в истории Западной Европы. Под античностью мы понимаем историю Древней...
Конспект урока по предмету окружающий мир по теме: «Средние века: время рыцарей и замков» iconМ. В. Дмитриев : Сегодняшний наш день посвящен сравнению отношения...
Священное Писание, сакральные тексты и религиозное знание в христианских традициях (Средние века раннее Новое время)
Конспект урока по предмету окружающий мир по теме: «Средние века: время рыцарей и замков» iconКонспект урока по курсу «Окружающий мир»
Конспект урока по курсу «Окружающий мир» для 3 класса по программе «Перспективная начальная школа»
Конспект урока по предмету окружающий мир по теме: «Средние века: время рыцарей и замков» iconКонспект урока по предмету «Окружающий мир»
Учитель: Разделитесь на группы по желанию. Соберите картинку и узнаете тему урока. (картинки в группах разного вида транспорта)
Конспект урока по предмету окружающий мир по теме: «Средние века: время рыцарей и замков» iconРабочая программа по предмету «Окружающий мир»
«Окружающий мир» составлена на основе авторской программы Плешакова А. А. «Окружающий мир» (Сборник рабочих программ «Школа России»,...
Конспект урока по предмету окружающий мир по теме: «Средние века: время рыцарей и замков» iconМ. В. Дмитриев : Задача нашей сегодняшней сессии обсудить вопрос...
Церковь и государство в христианских культурах Востока и Запада Европы: идеалы и практика (Средние века – XIX в.)
Конспект урока по предмету окружающий мир по теме: «Средние века: время рыцарей и замков» iconМ. В. Дмитриев : Задача нашей сегодняшней сессии обсудить вопрос...
Церковь и государство в христианских культурах Востока и Запада Европы: идеалы и практика (Средние века – XIX в.)
Конспект урока по предмету окружающий мир по теме: «Средние века: время рыцарей и замков» iconКонспект урока по предмету окружающий мир, 1 класс
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Методика обучения эстрадному пению» составлен в соответствии
Конспект урока по предмету окружающий мир по теме: «Средние века: время рыцарей и замков» iconКонспект урока по предмету «Окружающий мир»
Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение,...
Конспект урока по предмету окружающий мир по теме: «Средние века: время рыцарей и замков» iconПлан-конспект интегрированного урока. Предметы: Окружающий мир и Основы православной культуры
Учебный материал: окружающий мир- урок 7, с. 39-45; Древняя Русь- страна городов; опк урок 7; Устройство храма
Конспект урока по предмету окружающий мир по теме: «Средние века: время рыцарей и замков» iconПрограмма по предмету «Мы и окружающий мир» призвана решать в системе...
Программа «Мы и окружающий мир» разработана в соответствии с психолого-педагогическими основами системы обучения, нацеленной на...
Конспект урока по предмету окружающий мир по теме: «Средние века: время рыцарей и замков» iconКонспект урока Окружающий мир 2 класс «Животные леса»
Учебный комплект (система учебников, автор учебника, стр в учебнике): «Школа России». Окружающий мир, 3 класс. Плешаков А. А., стр....
Конспект урока по предмету окружающий мир по теме: «Средние века: время рыцарей и замков» iconКонспект урока «Домашние животные. Значение домашних животных в жизни...
Федотова О. Н., Трафимова Г. В., Трафимов С. А. Окружающий мир, 2 класс, 2 часть. М.: Академкнига/учебник, 2007


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск