№
| Тема
урока
| Содержание урока
| Задание в учебнике
| Приме чание
|
1
| Условия современной жизни. Взаимосвязи между человеком, природой и миром, созданным человеком.
| Выявить связи древнего человека и природы. Обсудить связи современного человека с окружающим миром. Понятие «государство». Понятие «цивилизация».
| Часть 1.
С. 5 - 12
|
|
2
| Первопроходцы в науке. Техника и человек.
| Значение достижений в области науки и техники для жизни современного человека. Возникновение экологических проблем.
| С. 12 – 17
Дом.зад: подго
товить дополнит. материал об изобретениях
|
|
3
| Человек познает самого себя. Клетка – основа строения и роста живых организмов. Пр.р №1 Рассматривание клетки под микроскопом.
| Что вы знаете о своём организме? Строение и функции клетки.
| С. 19 – 23 зарисовать строение клетки
|
|
4
| Рост и развитие организма. Режим дня. Пр.р № 2 Составление режима дня школьников
| Родители и дети. Зависимость особенностей роста и развития организма от условий окружающей среды. Режим дня и его влияние на организм.
| С. 23 - 25
|
|
5
| Достижения медицины в древние времена. Лекарственные растения. Пр.р №3 Работа с гербарными экземплярами лекарствен. растений
| Познакомить детей с особенностями лечения людей в древности, с лекарственными растениями и их свойствами. ОБЖ. Первая помощь при травмах.
| С. 17-19, 25 – 27 подготовить сообщение об одном лекарств. растении
|
|
6
| Наши соседи на Западе. Условия жизни европейцев в Средние века. Где и как жили рыцари.
| Географическое положение. Рельеф. Климат. Природа Западной Европы. Замки и их обитатели. Сравнение природных условий Западной и Восточной Европы. Работа с физической и контурной картами Европы.
| С. 28-32 дополн. материал о рыцарях
|
|
7
| Осанка
| Можно ли по внешнему виду отличить рыцаря, князя и крестьянина? Что такое осанка? Как ее сформировать?
| С. 33 - 35
|
|
8
| Опора и защита тела. Скелет. Состав и свойства костей
| Строение скелета, его значение.
| С. 35 - 38
|
|
9
| Части скелета. Позвоночник
| Правильная походка, осанка. Как правильно сидеть.
| С.38 - 40
|
|
10
| Части скелета: череп, грудная клетка.
| Выявить зависимость строения и функций органов. Правила здорового образа жизни. ОБЖ.
| С. 40 - 42
|
|
11
| Части скелета.Конечности. Функции скелета.
|
| С.43 - 45
|
|
12
| Мышцы и движение.
| Мышцы и движение. Работа и утомление. Тренировка мышц. Мимика.
| С. 46 - 50
|
|
13
| Обобщение знаний о скелете и мыщцах.
| Самостоятельная работа.
| -
|
|
14
| Жизнь людей в средневековом городе Европы.
| Антисанитарные условия в городах. Болезни. Эпидемии.
| 51 - 54
|
|
15
| Начало Нового времени.
| Развитие науки, культуры. Книгопечатание.
| С. 54 - 57
|
|
16
| Расширение знаний о Земле
| Кругосветное плавание Ф.Магеллана. Открытие Х.Колумбом Америки. Знакомство с градусной сеткой. Ориентирование по космическим телам и карте
| С. 57 - 63
|
|
17
| Природа Нового света.
| Открытие Америки. Работа с физической, контурной картами. Обзор природных зон Северной и Южной Америки. Сравнение их с природными зонами Евразийского материка (России).
| С. 64 - 65
|
|
18
| Развитие науки. Устройство Вселенной. Почему предметы падают вниз.
| Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Ученые, сделавшие великие открытия (Коперник, Галилей, Ньютон).
| С. 66 - 70
|
|
19
| Открытие невидимого мира. Пр. р. № 4 Устройство микроскопа и его значение.
| Устройство микроскопа и работа с ним. Зарисовка клеток одноклеточных организмов, увиденных под микроскопом.
| С. 70 - 72
|
|
20
| Победа над эпидемиями.
| Врачи и ученые, которые помогли человечеству справиться с эпидемиями. Вакцинация. Современные болезни и борьба с ними.
| С. 72 - 74
|
|
21
| Правила здорового образа жизни. Гигиена.
| Отношение к гигиене в древних государствах. Правила гигиены в современном обществе. ОБЖ
| С. 74 - 76
|
|
22.
| Кожа. Строение и функции кожи Пр.р №5 Первая помощь при переломах и порезах.
| Рассматривание кожи через лупу. Строение и значение кожи.
| С. 76 - 78
|
|
23
| Особенности кожного покрова. Особые образования кожи (загар, волосы, ногти)
| Осязание. Загар. ОБЖ
| С. 79 - 82
|
|
24
| Преобразования в России при Петре 1. Реформы
| Познакомить детей с жизнью и деятельностью царя Петра 1.
| С. 83 – 86, 92 – 95 найти и выделить основные направления преобразований в России
|
|
25
| Петр 1, царь и человек. Строительство Санкт-Петербурга
| Достопримечательности Северной столицы
| С. 86 – 92 сообщение «Петербург-один из прекраснейших городов мира»
|
|
26
| Становление российской науки. М. В. Ломоносов-основоположник русской науки.
| Российская Академия наук. Университет. М.В.Ломоносов.
| С. 96 - 100
|
|
27
| Горные породы. Полезные ископаемые. Каменное царство.
| Ознакомление с горными породами, минералами, полезными ископаемыми. Строительные полезные ископаемые
| С. 100 - 107
|
|
28
| Руды металлов. Главный металл – железо (Практическая работа)
| Ознакомление с рудами черных и цветных металлов, их добычей и использованием. Определение свойств железа
| С. 107 - 109
|
|
29
| Горючие полезные ископаемые Полезные ископаемые родного края. Геологи. Пр.р №6 Работа с коллекциями горных пород и минералов и с физической картой России
| Образование горючих полезных ископаемых, их добыча и использование Работа с физической картой и картой полезных ископаемых родного края. История открытия и добычи ископаемых
| С. 109 - 116
|
|
30
| Русское военное искусство А.В.Суворов
| Военные реформы Петра. Российская армия. А.В.Суворов – «ни разу не побежденный». Ф.Ф.Ушаков
| С. 116 – 118 подобр. доп. материал о Суворове
|
|
31
| Отечественная война 1812 года
| Познакомить с событиями войны 1812 года, с героической борьбой народа с иноземными захватчиками
| С. 119 - 122
|
|
32.
| План местности Пр.р №7 Составление плана школьного участка
| Масштаб. Ориентирование. Построение плана участка
| С. 123 - 125
|
|
33
| Экскурсия в ЦНТК
|
|
|
|
|
| 2 полугодие
|
|
|
34
| Разнообразие природы Земли. Северные земли России.
| Географическое исследование Севера. Экспедиция В.Беринга
| Часть 2, с. 5 - 7
|
|
35
| Открытие Австралии
| Особенности природы Австралийского материка. Современная Австралия
| С. 7 – 11 доп. материал о животных и растениях Австралии
|
|
36
| Открытие Антарктиды
| Русские на шестом континенте. Особенности природы. Современные научные исследования в Антарктиде.
| С. 12 - 15
|
|
37
| Дальний Восток России
| Особенности природы Уссурийского края. Охрана заповедных земель.
| С. 15 - 17
|
|
38
| Особенности природы гор
| Особенности распределения природных зон в горах. Сравнение с широтным расположением зон. Жизнь людей в горах
| С. 18 - 19
|
|
39
| Человеческие расы
| Ознакомление с расами и многонациональным населением Земли
| С. 19 - 21
|
|
40
| Развитие науки и техники
| Развитие промышленности.
| С. 22 – 25
|
|
41
| Новые знания о человеке. И. П. Павлов.
| Новые знания о человеке.
| С. 25 - 26
|
|
42
| Открытие деятельности нервной системы.
| Координирующая роль нервной системы в организме человека. Роль нервной системы в познании окружающего мира и приспособляемость к нему
| С. 27- 28
|
|
43
| Нервная система человека и органы чувств.
| Боль и её значение. Сон и его значение.
| С. 28 - 31
|
|
44
| Значение кровеносной системы. Кровь.
| Рассматривание крови под микроскопом. Кровь, её состав и значение.
| С. 32 - 36
|
|
45
| Путь крови. Первая -помощь при кровотече-ниях. Органы выделения
| Ознакомление с движением крови в теле человека. Исследование работы сердца. Удаление вредных веществ из организма.
| С. 36 - 40
|
|
46
| Россия в начале ХХ века
| Лента времени. Основные события в России в этот период. Образование СССР.
| С. 42 - 46
|
|
47
| Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
| Дать представление о войне: главных сражениях, героизме людей на фронте и в тылу, подвигах детей
| С. 46 – 51
|
|
48
| Страны участники Второй мировой войны.
| Беларусь, Великобритания
| С. 52 58
|
|
49
| Судьба родного края в период 1941-1945 гг.
|
| Как В.О. война затронула вашу семью?
|
|
50
| Век научных открытий. Экологические проблемы
| Современные достижения в науке и технике. Загрязнение окружающей среды.
| С. 58 – 61
|
|
51
| Охрана природы. Заповедники и национальные парки
| Создание заповедников, национальных парков. Формирование экологической культуры.
| С. 62 - 67 подгот.сообщение о заповедниках России
|
|
52
| Органы дыхания
| Органы дыхания и их значение для обеспечения газообмена в организме
| С. 68 - 69
|
|
53
| Гигиена дыхания. Болезни дыхательных путей.
| Правильное дыхание – защита и укрепление организма. Комнатные растения. Вред курения. ОБЖ
| С. 70 - 72
|
|
54
| Сельское хозяйство России. Животноводство
| Значение одомашнивания животных. Отрасти животноводства.
| С. 72 - 77
|
|
55
| Растениеводство
| Отрасли растениеводства. Выведение новых сортов растений.
| С. 77 - 80
|
|
56
| Зачем человек ест Состав пищи.
| Значение питания. Состав пищи
| С. 81 - 82
|
|
57
| Витамины. Пища разных народов.
| Витамины и их значение. Нацио-нальная кухня народов России и мира
| С. 83 – 87 сообщ. о витаминах
|
|
58
| Система пищеварения
| Органы пищеварения. Зубы. Правила гигиены ротовой полости
| С. 87 - 91
|
|
59
| Органы пищеварения.
| Длинная дорога бутерброда. Правильное питание
| С. 91 - 95
|
|
60
| Правила здорового образа жизни: правильное питание, полезные и вредные привычки.
|
| С. 96 - 97
|
|
61
| Человек и общество. Россия – многонациональ-ное государство
| Человек в семье и обществе. Россия – наша Родина (географическое положение, флаг, столица, достопримечательности, знаменитые люди)
| С. 98 - 102
|
|
62
| Москва – столица. Уваже-ние к культуре, языку, истории народов России.
| Исторические памятники. Современная Москва
| С. 103 - 105
|
|
63
| Устройство государствен-ной власти. Конституция- основной закон России.
| Конституция. Права ребенка
| С. 106 - 110
|
|
64
| Символы и праздники России
| Флаг, герб, гимн. Государственные праздники
| С. 110 - 115
|
|
65
| Человек в современных условиях. Человек, семья.
| Особенности характера, памяти разных людей
| С. 115 - 118
|
|
66
| Нравственные нормы жизни. Современная культура. Культура общения. Этические правила.
| Сборники вечной мудрости (3 класс) и современные нравственные нормы жизни
| С. 119 - 123
|
|
67
| Местные органы власти. Родной край в изучаемый исторический период. Экскурсия в краеведческий музей.
|
|
|
|
68
| Государства – соседи России
| Знакомство с 2 – 3 государствами. Географическое положение, столица. Особенности и достопримечательности
| -
|
|