Рабочая программа по предмету «Окружающий мир»





Скачать 264.83 Kb.
НазваниеРабочая программа по предмету «Окружающий мир»
Дата публикации07.08.2014
Размер264.83 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Право > Рабочая программа
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для третьего класса на 2013-2014 учебный год составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования , Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, программ начального общего образования и авторской программы А.А.Плешакова «Окружающий мир. 1-4 классы» (учебно-методический комплект "Школа России").

Пояснительная записка

1. Цель рабочей программы

Реализация рабочей программы по предмету «Окружающий мир» в начальной школе направлена на достижение следующих целей:

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в услови­ям культурного и конфессионального многообразия российского общества.


2. Задачи реализации программы

Основными задачами реализации содержания программы являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, сво­ре места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
3. Нормативно - правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

1. Приказ Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

2. Приказ Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 6 октября 2009 года».

3. Постановление Главного государственного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10…».


Общая характеристика учебного предмета

Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учеб­ных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с то­бой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса.

Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы культуры родного края.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

В основе методики преподавания курса "Окружающий мир" лежит проблемно - поисковый подход, обеспечивающий "открытие" детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармо­ничной жизни человека и общества.

• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятель­ности во всём многообразии её форм.

• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стрем­ление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости чело­века, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспи­тания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизне­способности российского общества.

• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нрав­ственно развитой личности.

• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здо­ровье физическое, психическое, духовно- и социально-нрав­ственное.

• Нравственный выбор и ответственность человека в отноше­нии к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа составлена на 68 учебных часов (из расчёта 2 часа в неделю) в соответствии с учебным планом МКОУ СОШ с.Саянское и календарным учебным графиком.
Планируемые результаты изучения курса

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении мета-предметных результатов начального образования.

У третьеклассника продолжают формироваться регулятивные, познавательные и ком­муникативные универсальные учебные действия.

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

- В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы остальных учеников, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая ин­формация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и яв­ления; определять причины явлений, событий.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

  • Работать с текстом: осознанное чтение текста с целью удовлетворения познава­тельного интереса, освоения и использование информации; достаточно полно и доказа­тельно строить устное высказывание; описывать объекты наблюдения, выделять в них су­щественные признаки; устанавливать последовательность основных исторических событий в России в изучаемый период; оформлять результаты исследовательской работы; состав­лять план текста и небольшое письменное высказывание; формулировать выводы, основы­ваясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; приобретение первичного опыта критического отношения к получаемой информации, сопоставление её с информаци­ей из других источников и имеющимся жизненным опытом; делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования.


Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

  • Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться обосновать, приводя аргументы.

  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

  • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести "диалог с автором" (прогнозировать будущее чтение, ставить вопросы к тексту и искать ответы, проверять себя), отделять новое от известного, выделять главное, составлять план.

  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать совместном решении проблемы (задачи).

  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

У третьеклассника продолжится формирование предметных результатов обучения:

  1. понимать особую роль России в мировой истории, переживать чувство гордости национальные свершения, открытия, победы;

  2. уважительно относиться к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

  3. осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

  4. осваивать доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, за измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из се архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

  5. устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

У третьеклассника продолжится формирование ИКТ-компетентности:

  • оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных . и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники ее лучения; критически относиться к информации и к выбору источника информации;

  • создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их:

  • готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации.


Для реализации данной программы используется учебник А.А.Плешаков. Окружающий мир. 3 класс, Просвещение, 2012 г.
Содержание учебного предмета

  • Как устроен мир

  • Эта удивительная природа

  • Мы и наше здоровье

  • Наша безопасность

  • Чему учит экономика

  • Путешествие по городам и странам

Как устроен мир: природа; человек; общество; мир глазами эколога; природа в опасности!

Эта удивительная природа: тела, вещества, частицы; разнообразие веществ; воздух и его охрана; вода; превращение и круговорот воды; берегите воду!; как разрушаются камни?; что такое почва?; разнообразие растений; солнце, растения и мы с вами; размножение и развитие растений; охрана растений; разнообразие животных; кто что ест?; невидимая сеть и невидимая пирамида; размножение и развитие животных; в царстве грибов; великий круговорот жизни;

Мы и наше здоровье: организм человека; органы чувств; надёжная защита организма; опора тела и движение; наше питание; дыхание и кровообращение; умей предупреждать болезни; здоровый образ жизни;

Наша безопасность: огонь, вода и газ; чтобы путь был счастливым; дорожные знаки; опасные места; о молниях, змеях, собаках и прочем; экологическая безопасность;

Чему учит экономика: для чего нужна экономика; три кита экономики; полезные ископаемые; растениеводство; животноводство; какая бывает промышленность?; что такое деньги?; государственный бюджет; семейный бюджет; экономика и экология;

Путешествие по городам и странам: золотое кольцо России; наши ближайшие соседи; на севере Европы; что такое Бенилюкс?; в центре Европы; путешествие по Франции и Великобритании; на юге Европы; по знаменитым местам мира;


Материально-техническое обеспечение:


  1. Плешаков А.А. Мир вокруг нас: учебник для 3 класса четырехлетней начальной школы.- М.: Просвещение, 2009.




  1. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Проверим себя: Тетрадь для учащихся 3 класса.- М.Вита- Пресс,2008.



  1. Плешаков А.А. 100 заданий по природоведению. Рабочая тетрадь для 3 класса.- М.Вита- Пресс,2007.




  1. Плешаков А.А. От земли до неба: атлас – определитель для начальной школы.- М.: Просвещение, 2007.



  1. Плешаков А.А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классовю_М.:.Просвещение,2006.




  1. Плешаков А.А., Румянцев А.А. Великан на поляне, или первые уроки экологической этики: книга для учащихся 3 класса. - М.: «АСТ-Пресс школа»,2007



  1. Тихомирова Е.М. Книга для учителя по предмету «Окружающий мир» 3 класс.- М.:»Экзамен»,2006.

  2. Аудиоприложение к учебнику

Поурочное планирование




урока

Дата



Тема

Характеристика деятельности учащихся

Примечание


По

плану

По

факту










Как устроен мир (6ч)








1








Природа


Оперировать понятиями: неживая природа, живая природа организм, биология, царства, бактерии, микроскоп.




2








Человек.


Различать чем человек отличается от других объектов живой природы. Выделять ступени познания: восприятие, память,

мышление,

воображение.




3







Проект «Богатства, отданные людям»

Распределять обязанности по проекту в группах;

Собирать материал, оформлять стенд, презентовать проект




4







Общество.



Различать понятия государство,

территория. Определять герб, флаг России.




5







Что такое экология



Отличать экологию от других похожих наук. Определять экологические связи.




6







Природа в опасности!


Применять правила поведения в природе, правильно вести себя в зелёной зоне. Различать некоторые виды растений и животных, занесённых в Красную книгу.













Эта удивительная природа (18ч)








7







Тела, вещества, частицы.

Определять понятия: тело, вещество, частица.




8







Разнообразие веществ.



Распознавать вещества: соль, сахар, крахмал, кислота. Правильно пользоваться этими веществами.




9







Воздух и его охрана.


Определять состав и свойства воздуха.




10







Вода. Свойства воды.


Определять основные свойства воды. Знать о значении воды для живых существ. Очищать воду с помощью фильтра.




11







Превращения и круговорот воды в природе.



Увязывать круговорот воды с её свойствами. Применять понятия: испарение,

круговорот воды.




12







Берегите воду!



Распознавать причины загрязнения водоёмов, меры охраны водоёмов от загрязнения.





13







Как разрушаются камни.



Определять причины разрушения твёрдых тел.




14







Что такое почва.



Распознавать основные свойства почвы, состав почвы. Определять наличие разных компонентов в почве.




15







Разнообразие растений.

Отличать растения одной группы от другой, Знать основную классификацию растений.




16







Солнце, растения и мы с вами.



Устанавливать взаимосвязь солнца, растений и человека. Составлять схему дыхания и питания растений.




17







Размножение и развитие растений.



Распознавать этапы развития растения из семени, способы размножения растений.





18







Охрана растений.



Объяснять , почему многие растения становятся редкими. Применять основные экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормой поведения в природе.




19







Разнообразие животных.

Распознавать классификацию животных и их групповые признаки. Относить животное к определённой группе.




20







Кто что ест? Проект «Разнообразие природы родного края»



применять классификацию животных по типу пищи. Составлять цепи питания.




21







Размножение и развитие животных.

Знать способы размножения животных.




22







Охрана животных.



Определять причины исчезновения животных. Применять экологические правила, которые должны выполнять люди.




23







В царстве грибов.



Распознавать съедобные и несъедобные грибы. Определять строение шляпочного гриба. Выполнять правила сбора грибов.




24







Великий круговорот жизни.


Распознавать основные звенья круговорота жизни. Устанавливать взаимосвязь между ними.













Мы и наше здоровье (9 ч)








25







Организм человека.

Иметь представление: внутреннее строение организма человека. Показывать внутренние органы на модели человека.




26







Органы чувств

Иметь представление: органы чувств и их значение для человека. Беречь органы чувств.



27







Надёжная защита организма.

Оказывать первую помощь при небольших повреждениях.




28







Опора тела и движение.



Показывать основные кости скелета. Применять правила посадки за столом и выполнять их.



29







Наше питание. Проект «Школа кулинаров»

Соблюдать правила питания. Устанавливать взаимосвязь продуктов питания и пищеварительной системы.




30







Дыхание и кровообращение

Заботиться о своём здоровье.




31









Умей предупреждать болезни



Закаливать свой организм.




32







Здоровый образ жизни.



Применять главные правила здорового образа жизни, выполнять их.




33







Повторение.

Проверим себя и оценим свои достижения.
















Наша безопасность ( 8ч)







34







Огонь, вода и газ.



Выполнять правила пожарной безопасности, правила обращения с газовыми приборами.




35







Чтобы путь был счастливым.



Выполнять правила безопасного поведения на улицах и дорогах.




36







Дорожные знаки.




Узнавать основные дорожные знаки, ориентироваться на дороге.




37







Проект «Кто нас защищает»







38







Опасные места.


Узнавать опасные места для человека. Предвидеть опасность, избегать её, при необходимости действовать решительно и чётко.




39








Природа и наша безопасность

Соблюдать правила безопасности при общении с природой.





40








Экологическая безопасность.



Выполнять правила личной экологической безопасности.




41







Экологическая безопасность.

Повторение
















Чему учить экономика (12 ч)







42







Для чего нужна экономика?


Определять понятие экономика, главную задачу экономики.




43







Природные богатства и труд людей – основа экономики.



Применять основные составляющие экономики.




44








Полезные ископаемые.

Распознавать основные полезные ископаемые, их значение в жизни человека.




45







Растениеводство.



Отличать культурные растения от дикорастущих. Различать культурные растения.




46







Животноводство.



Иметь представление: особенности разведения и содержания домашних животных.




47







Какая бывает промышленность?

Различать продукцию каждой отрасли промышленности.




48







Проект «Экономика родного края»







49







Что такое деньги?

Определять роль денег в экономике. Распознавать современные российские монеты.




50







Государственный бюджет.



Оперировать терминами: бюджет, доходы, налоги, расходы.




51







Семейный бюджет.

Основы семейного бюджета.




52








Экономика и экология.

Составлять простейшие экологические прогнозы.




53







Экономика и экология. Повторение.
















Путешествие по городам и странам (15 ч)








54








Золотое кольцо России.

Распознавать некоторые города Золотого кольца России и их главные достопримечательности, показывать их на карте.




55







Золотое кольцо России – слава и гордость страны.







56







Золотое кольцо России. Повторение.







57







Проект «Музей путешествий»







58








Наши ближайшие соседи.



распознавать государства – ближайшие соседи России, показывать их на карте.




59







На севере Европы.

Распознавать северные европейские государства. Показывать их на карте.



60







Что такое Бенилюкс?

Иметь понятие: страны Бенилюкса, особенности их экономики. Показывать страны на карте.




61








В центре Европы.

Иметь понятие: страны, расположенные в центре Европы, показывать их на карте.




62







По Франции и Великобритании. (Франция)

Иметь понятие: страны, расположенные в центре Европы, показывать их на карте.




63







По Франции и Великобритании. (Великобритания).








64







На юге Европы.



Иметь понятие: страны, расположенные в центре Европы, показывать их на карте.



65







По знаменитым местам мира.

Иметь понятие: страны, расположенные в центре Европы, показывать их на карте.




66







По знаменитым местам мира. Повторение.







67







Повторение. Проверим себя и оценим свои достижения.







68







Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий».







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» iconРабочая программа по предмету «Окружающий мир»
«Окружающий мир» составлена на основе авторской программы Плешакова А. А. «Окружающий мир» (Сборник рабочих программ «Школа России»,...
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» iconПояснительная записка рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир»
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 1 класса разработана на основе
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» iconРабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» 1-4 класс
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» включает в себя следующие разделы
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» iconРабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир»
Мбоу сош №2 г. Тайшета и авторской программы А. А. Вахрушева,, Д. Д. Данилова, А. С. Раутиана, С. В. Тырина «Окружающий мир»,Образовательная...
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» iconРабочая программа по предмету «Окружающий мир»
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования,...
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» iconРабочая программа по учебному предмету окружающий мир
Программа (примерная программа) Окружающий мир авторы: Е. В. Чудинова, Е. Н. Букварёва
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» iconРабочая программа по курсу «Окружающий мир»
Рабочая программа курса «Окружающий мир» для 2 класса на 2010 – 2011 учебный год составлена на основе стандарта начального общего...
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» iconРабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» 4 класс
«Окружающий мир» А. А. Плешакова, входящей в умк «Школа России» Школа России. Концепция и программы для начальных классов. В 2 ч....
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» iconРабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 4 класса (далее рабочая программа)
Рабочая программа) разработана на основе авторской программы «Окружающий мир» А. А. Плешакова Школа России. Концепция и программы...
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» iconРабочая программа учебного предмета «Окружающий мир»
«Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального...
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» iconРабочая программа по предмету «Окружающий мир» боу шмр «Нифантовская...
«Окружающий мир» представляет собой интегрированный предмет, в содержании которого отражены идеи сближения и взаимопроникновения...
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» iconРабочая программа по окружающему миру в 1 классе Программа разработана на основе фгос ноо
Федерального государственного образовательного стандарта по начальной школе второго поколения и на основе умк «Гармония» программы...
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» iconРабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир»

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» iconРабочая программа по предмету «Окружающий мир», 2 класс Рузанова Светлана Валерьевна
Примерной программы по учебным предметам фгос ноо, авторской программы по курсу «Окружающий мир» А. А. Вахрушева (Образовательная...
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» iconРабочая программа по предмету «окружающий мир»
Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, примерной...
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» iconРабочая программа по учебному курсу «Окружающий мир» (3 класс)
Учебник «Окружающий мир», А. А. Плешаков. «Просвещение», аоа «Московские учебники», Москва 2012 г


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск