Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» боу шмр «Нифантовская сош» умк «Начальная инновационная школа»





Скачать 378.26 Kb.
НазваниеРабочая программа по предмету «Окружающий мир» боу шмр «Нифантовская сош» умк «Начальная инновационная школа»
страница1/3
Дата публикации11.07.2013
Размер378.26 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > География > Рабочая программа
  1   2   3
Принято решением педагогического совета Утверждено приказом директора

Протокол № _______ от ________________ №_____ от __________________

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир»

БОУ ШМР «Нифантовская СОШ»

УМК «Начальная инновационная школа»
Авторы программы: В.А. Самкова;

Авторы учебника: В.А. Самкова, Н.И. Романова;

Москва: ООО «Русское слово-учебник», 2012 год


  1. Пояснительная записка.


Данная программа является одним из вариантов реализации содержания предметной области «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. «Окружающий мир» представляет собой интегрированный предмет, в содержании которого отражены идеи сближения и взаимопроникновения естественнонаучных и обществоведческих дисциплин. Под интеграцией в данном случае понимается функциональное объединение различных областей научного знания (науки о

природе, социальные и гуманитарные науки) и других сфер культуры (прежде всего искусства), имеющих своей целью сформировать у младших школьников целостное представление о социоприродном окружении человека, о своем месте в окружающем мире.

Основная цель изучения предмета «Окружающий мир» — приобщение младших школьников к культурному опыту человечества, отражающему различные стороны взаимодействия человека с его социальным и природным окружением. Данная цель достигается благодаря систематизации и расширению знаний младших школьников о многообразии, взаимосвязях и универсальной ценности объектов и явлений окружающей действительности; формированию элементов исследовательской деятельности по изучению ближайшего природного и социального окружения; развитию устойчивого познавательного интереса к объектам и явлениям окружающего мира.

В качестве основных обобщающих идей курса выдвинуто положение о единстве человека и природы, их целостности и взаимодействии, идея системности и причинности в познании этого единства, а также идея единства художественно-научного познания.

Искусство, создаваемые в процессе творчества художественные образы обогащают научное познание новыми смыслами, развивают эмоционально-чувственное восприятие ребенка, его способность к пониманию окружающего мира.

Интеграция естественнонаучных и социогуманитарных знаний о взаимодействии человека и общества с природой и соответствующих художественных образов служит не только преодолению разрыва между логической и образной формами познания действительности, но и гуманизации содержания курса «Окружающий мир».

Основными задачами реализации содержания курса являются:

— формирование уважительного отношения к семье, школе, населенному пункту, региону, в котором проживают дети, к России, ее природе и культуре, истории и современной жизни;

— осознание ребенком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;

— формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

— формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.


  1. Общая характеристика курса «Окружающий мир».


Курс «Окружающий мир» имеет ряд особенностей. Прежде всего, его отличает аксиологический подход к отбору содержания, ориентирующий педагога на формирование у младших школьников системы потребностей, ценностей, установок. В содержание предмета включены как объективные знания о природе и обществе, так и те

знания, которые несут в своей основе нормативно-ценностную нагрузку. Содержание курса ориентировано на формирование у младших школьников основ личностной культуры, фундамент которой составляют общечеловеческие ценности (добро, истина, красота и др.) и система отношений к окружающему миру (к природе, рукотворному миру, другим людям), к себе.

Последовательность изложения нового материала базируется на принципе открывающейся перспективы — младшие школьники приобретают новые знания, умения, способы деятельности в такой системе, которая раскрывает перед ними горизонты новых знаний, новых способов деятельности, побуждает строить догадки, выдвигать гипотезы, активизировать потребность постоянного движения к новым знаниям.

Изучение курса предусматривает обращение младших школьников за помощью в познании мира к различным источникам информации (словари, справочники, энциклопедии, различные электронные издания, Интернет и др.). Школьники усваивают элементарные навыки работы с информацией: поиск, оценка, преобразование, представление информации и её практическое применение. Таким образом, в данном случае правомерно говорить об интеграции учебного предмета «Окружающий мир» и мультимедиаобразования.

Программа 1 класса преимущественно рисует картину природы и человека на уровне «Что есть что». Цель данного курса — обобщение и систематизация имеющихся у первоклассников знаний, умений и навыков, а также адаптация их к новой социальной роли — учащихся начальной школы.

Системообразующая идея программы 2 класса — «Разнообразие». В содержании раскрывается разнообразие природного мира, многообразие растений и животных. Учащиеся знакомятся с различными народами, населяющими РФ (с разнообразием культуры и быта этих народов, с различными объектами, внесенными в международный список Всемирного культурного и природного наследия).

Основное содержание программы 3 класса может быть охарактеризовано как «Взаимосвязь». Раскрываются основные связи, существующие между живой и неживой природой, между растениями и животными в различных природных экосистемах. Рассмотрены взаимосвязи в системе «человек — природа — общество» (в личностном, социальном и глобальном контекстах).

Содержание программы 4 класса построено в логике понятия «Развитие». Углубляются и расширяются знания младших школьников о развитии человека (исторический и индивидуальный аспекты), о зависимости здоровья от образа жизни и состояния окружающей среды. Важнейший компонент содержания — знакомство с основными этапами исторического развития России.

Программа курса предусматривает проведение практических работ и опытов, экскурсий, а также участие младших школьников в уходе за растениями и животными в своем ближайшем окружении.


  1. Описание места курса «Окружающий мир» в учебном плане.


Предмет относится к образовательной области «Окружающий мир».

Данная программа рассчитана на 4 года обучения. На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2 часа в неделю. Программа рассчитана на 270 часов: в 1 классе – 66 часов, во 2, 3 и 4 классах – по 68 часов.

В результате обучения в начальной школе должна быть обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему обучению, достигнут необходимый уровень экологического образования и воспитания, решены задачи формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единства российского общества.

Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом для 1–4 классов, который включает учебники в двух частях и тетради с печатной основой по каждому классу, тетрадями тестовых заданий для 2, 3, 4 классов, методическими рекомендациями для учителя.


  1. Описание ценностных ориентиров содержания курса «Окружающий мир».


Ценностные ориентиры курса представлены следующими системообразующими понятиями:

• человек — биологическая и социальная природа человека; исторически сложившиеся виды деятельности; влияние на природ(виды воздействия, изменения, последствия); система отношении к себе и своему социоприродному окружению; строение и функции организма; здоровье, здоровый образ жизни; безопасная жизнедеятельность;

• окружающий [человека] мир — природа, общество, техника; состояние и охрана окружающей среды;

• природа — планета Земля, сферы Земли, Солнечная система, Вселенная; тело, вещество; организм (живое существо), растения, животные, грибы, бактерии; природные явления: физические, химические, географические, биологические;

• общество — человек как член общества, семья; класс и школа; родной край, страна; планета — общий дом человечества.

Курс имеет линейно-концентрическое построение содержания: в программе 1 класса представлены основные содержательные линии, определенные стандартом начального образования («Человек и природа», «Человек и общество»), которые в дальнейшем последовательно развиваются в программах 2, 3 и 4 классов. Многообразие и динамичность окружающего мира предстают перед учащимися в процессе знакомства с разнообразными природными и социальными объектами и явлениями, которые рассматриваются не только с научных, но и с эстетических позиций.



  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Окружающий мир».


Результаты освоения программы курса «Окружающий мир» проявляются на личностном, метапредметном и предметном уровнях.

Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:

  1. устойчивый интерес к изучению объектов и явлений социоприродного окружения;

  2. повышение уровня интеллектуальных и творческих способностей младших школьников;

  3. осознание младшими школьниками необходимости соблюдения этических норм и правил, составляющих основу самовоспитания.

Важнейшие личностные результаты проявляются также в повышении осмысленности и осознанности ценностно-смысловых установок, благодаря которым ребенок приобщается к системе социальных норм и ценностей:

  1. уважительное отношение к семье, школе, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;

  2. осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;

  3. формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

  4. формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких умений как:

  1. ставить цели и планировать личную учебную деятельность;

  2. оценивать собственный вклад в деятельность группы;

  3. проводить самооценку уровня личных учебных достижений;

  4. владеть элементами исследовательской деятельности: формулировать цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составлять его план, фиксировать результаты, использовать простые измерительные приборы, формулировать выводы по результатам исследования;

  5. работать с информацией в соответствии с учебной задачей или реальной жизненной ситуацией: поиск и систематизация информации; понимание информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т.д.; развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии; участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.

Предметными результатами выпускников начальной школы являются:

  1. в ценностно-ориентационной сфере — формирование представлений о целостности окружающего мира, о важнейших способах его познания человеком;

  2. в познавательной сфере — расширение и систематизация знаний о многообразии объектов и явлений окружающего мира; формирование представлений о взаимосвязи природы, человека и общества, об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение важнейших элементов естественнонаучных и обществоведческих знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде;

  3. в эстетической сфере — развитие эколого-эстетического восприятия окружающего мира; умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами литературы и искусства;

  4. в сфере правил безопасности жизни — расширение представлений о здоровом образе жизни, овладение простейшими приемами самоконтроля своего физического состояния, оказания первой помощи при легких травмах; знание и соблюдение правил безопасного поведения в городе и на природе.




  1. Региональный аспект предметных результатов.


Региональный компонент нашёл отражение в требованиях к уровню подготовки обучающихся по каждому году обучения:
Требования к уровню подготовки обучающихся. 1класс
К концу 1 класса обучающиеся должны знать:

- свой домашний адрес и безопасную дорогу от дома до школы; важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы;

-название городов Вологодской области и областного центра – Вологды, г. Череповца, г. Великий Устюг; р.Шексна;

Обучающиеся должны уметь:

- различать основные части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами на примере растений, произрастающих в Вологодской области.
Требования к уровню подготовки обучающихся. 2 класс

К концу 2 класса обучающиеся должны знать:

- название главной улицы п. Шексна и улицы, на которой находится школа, свой домашний адрес;

-виды транспорта, распространённых в посёлке;

- три вида растений, занесённых в Красную книгу России и произрастающих на территории области, и три вида животных, обитающих на территории области.
Обучающие должны уметь:

- объяснять сезонные изменения в природе: природные явления, экологические связи в лесу на примере природных комплексов Вологодской области;

- распознавать изученные растения, животных, распространённых в Вологодской области;

Названия реки Шексна/, Рыбинского водохранилища;

- приводить примеры достопримечательностей Вологодской области и посёлка Шексна.
Требования к уровню подготовки обучающихся. 3 класс

К концу 3 класса обучающиеся должны знать:

- основные сведения о п. Шексна, названия ведущих предприятий посёлка;

- пять видов растений, занесённых в Красную книгу России и произрастающих на территории области, и пять видов животных, обитающих на территории области;

- названия главных городов и рек Вологодской области.
Обучающие должны уметь:

- осуществлять проектную деятельность, связанную с объектами родной природы Вологодского края, Шексны;

- распознавать изученные растения, животных, распространённых в Вологодской области;

- приводить примеры помыслов Вологодской области и Шексны;

- показывать на карте Вологодской области г. Вологда, Череповец, п. Шексна, р. Сухона;
Требования к уровню подготовки обучающихся. 4 класс

К концу 4 класса обучающиеся должны знать:

- о природных ископаемых Вологодской области, о природной зоне лесов, в которой находится Вологодская область;

- основные сведения о п. Шексна и Вологодской области;

- герб, флаг Шекснинского района и Вологодской области;

- имена великих людей Вологодчины и их вклад в развитие региона.
Обучающие должны уметь:

- осуществлять проектную деятельность, связанную с краеведческими, патриотическими, экологическими, экономическими, промышленными аспектами развития Вологодского края, Шекснинского района.
Рабочая программа может корректироваться по итогам учебного года.


    1. Содержание курса «Окружающий мир».




Тема


Кол-во

часов

Содержание


Требования к уровню

подготовки обучающихся

1 класс (58 часов + 8 резервных часов)

Человек в окружающем мире

8

Природный и рукотворный мир, окружающий человека.

Природа — весь многообразный мир, который окружает человека и может существовать без его участия.

Тела (объекты) живой и неживой природы: признаки сходства и отличия.

Человек — часть природы.

Предметы, созданные человеком — вещи (изделия).

Различать и описывать (характеризовать) объекты окружающего мира.

Предлагать способы разделения объектов окружающего мира на группы (группировать).

Находить признаки сходства и различия тел (объектов) живой и неживой природы; природных тел и изделий.

Резервные часы

1







Как человек

познаёт окружающий мир


11

Источники получения новых знаний. Обучение — передача опыта, знаний, умений от старшего поколения младшему. Обучение у животных. Учеба — это тоже труд.

Знакомимся со школой. Класс (помещение), в котором ты учишься.

Экскурсия — коллективное посещение музея, выставки; поездка или прогулка с образовательной целью. Правила поведения во время экскурсии.

Книга — хранитель знаний и опыта людей. Бережное отношение к учебникам и другим книгам.

Характеризовать различные способы получения новой информации на личном примере.

Объяснять необходимость обучения. Сравнивать игры животных и игры детей, приводить доказательства того, что игра — это один из способов приобретения опыта.

Объяснять назначение игр разных народов для приобретения важных умений и навыков, необходимых в повседневной жизни.

Выполнять практическую работу «Изготовление бумаги».

Использовать информацию, полученную во время экскурсий («Школа — новый мир, в котором я живу», «Мир

осенних красок», «Наша школьная библиотека»), для решения учебных задач и в реальных ситуациях.

Резервные

часы

1







Природа вокруг нас

8

Удивительный мир природы. Тела земные и небесные (космические).

Солнце, Луна, звезды — космические тела. Солнце — ближайшая к Земле звезда. Солнечная система. Земля — планета Солнечной системы.

Общее представление о форме и раз

мерах Земли. Земля — планета жизни. Солнце — источник света и тепла для всего живого на Земле. Сутки; смена дня и ночи. Времена года, смена времен года.

Изменения в природе. Явления природы: суточные (рассвет, закат); сезонные (листопад, перелеты птиц, весенняя и осенняя линька, зимняя спячка животных); погодные (ветер, дождь, гроза, снегопад, туман).

Значение точных прогнозов погоды в жизни людей.

Указывать различия между телами земными и небесными.

Описывать ближайшие к Земле небесные тела: Солнце и Луну.

Характеризовать (выборочно) объекты Солнечной системы с использованием таблицы «Строение Солнечной системы».

Выполнять опыт «Образование тумана и облаков».

Резервные

часы

1







Многообразие

живой природы

7

Многообразие живых обитателей планеты.

Условия, необходимые для существования живых организмов: свет, тепло, воздух, вода, пища.

«Зеленый наряд» планеты: отличительные особенности растений, их разнообразие.

Эти удивительные животные: отличие животных от растений, разнообразие животного мира. Дикие и домашние животные.

Культурные и дикорастущие растения.

Разнообразие грибов. Съедобные и

ядовитые грибы.

Бактерии — микроскопические живые существа.

Правила гигиены, позволяющие защититься от болезнетворных бактерий.

Природа — наш общий дом. Бережное отношение к природе. Правила поведения в лесу, на реке, на озере.

Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями.

Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных (на примере своей местности).

Группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: домашние/дикие животные; культурные/дикорастущие растения.

Анализировать примеры использования человеком богатств природы.

Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу, на реке и озере).

Оценивать конкретные примеры поведения в природе.

Резервные

часы

1







Я - школьник


4

Новый статус ребенка — школьник, ученик. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых. Правила поведения в школе, на уроке, на перемене. Обращение к учителю. Друзья, взаимоотношения между ними.

Правила взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Культура поведения в школе и других общественных местах.


Познакомиться с учителем и одноклассниками.

Проводить наблюдения во время экскурсии по школе (научиться находить класс, свое место в классе).

Познакомиться с правилами поведения в школе, взаимоотношениями со взрослыми, сверстниками и обсудить их.

Моделировать и оценивать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах.

Выбирать формы поведения, приемлемые с точки зрения этических норм и правил, допустимых в школе и других общественных местах.

Работать в группах по составлению режима дня.

Резервные

часы

1








Режим дня

и гигиена

школьника


9

Здоровье школьника. Почему необходимо заботиться о своем здоровье с ранних лет.

Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.

Правила личной гигиены школьника.

Режим дня школьника, чередование

работы и отдыха. Активный отдых: здоровье — в движении. Основные приемы закаливания. Правила здорового питания.

Характеризовать основные функции систем органов человеческого тела.

Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой помощи при несчастных случаях.

Характеризовать правила оказания первой помощи при несчастных случаях.

Измерять рост, вес. Измерять температуру, частоту пульса, частоту ударов сердца.

Проверять правильность осанки.

Выполнять упражнения комплекса утренней гимнастики.

Резервные

часы

1







Моя семья

6

Семья — самое близкое окружение ребенка. Семья ребенка и ее состав. Взаимоотношения в семье, забота членов семьи друг о друге. Домашнее хозяйство. Распределение домашних обязанностей. Обязанности ребенка в семье. Место работы членов семьи, их профессии. Дом — это не только стены: что делает дом уютным. Семейные праздники.


Рассказывать о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями.

Приводить примеры заботы школьников о младших членах семьи, престарелых и больных.

Резервные

часы

1







Наша роди-

на — Россия


1

Название родной страны. Государственный флаг России, значение цветов флага.

Государственный герб России, Государственный гимн России. Правила поведения при прослушивании гимна.

Конституция — основной закон Российской Федерации. Права ребенка.

Москва — столица России. Красная

площадь и Кремль — главные достопримечательности Москвы.

Праздничные дни России и родного города: Новый год, Рождество, 8 Марта, День города и др.

Объяснять назначение государственных символов России.

Описывать особенности государственного флага России (последовательность расположения полос, цвета флага), узнавать его среди флагов других стран.

Находить нужную информацию и иллюстрации о достопримечательностях Москвы, праздничных днях России.

Собирать материал на основании бесед с родными о праздничных днях России и родного города.

Рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города (села).

Резервные

часы

1







2 класс (68 часов)

Как человек

познает окружающий мир


8

Органы чувств человека — «окошки» в окружающий мир. Роль зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса в восприятии окружающего мира. Предметы и признаки предметов: цвет, форма, сравнительные размеры.

Память — хранительница опыта. Разум — отличительная особенность человека. Помощь старших в познании окружающего мира.

Методы познания окружающего мира: описание, сравнение, измерение, наблюдение, опыт (эксперимент), моделирование.

Простейшие измерительные инструменты и приборы (линейка, весы, термометр).

Работать в группах и самостоятельно с источниками информации об окружающем мире.

Различать и называть окружающие предметы, описывать их признаки.

Выделять главные (существенные) и второстепенные признаки.

Сопоставлять признаки предметов и органы чувств, с помощью которых их можно узнать.

Объяснять роль органов чувств, памяти и мышления в способности различать предметы и определять их признаки.

Составлять описания, проводить сравнения, выполнять измерения.

Использовать простейшие измерительные инструменты и приборы (линейка, весы, термометр).

Тела, вещества и энергия


8

Природа — часть окружающего мира человека. Тела (объекты) и вещества. Вещество — то, из чего состоят все объекты. Разнообразие веществ в окружающем мире: твердые, жидкие и газообразные вещества. Примеры веществ в различном состоянии (вода, воздух, соль, сахар).

Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Вода, свойства воды. Значение воздуха и воды для живых организмов.

Энергия — источник движения. Ее роль в природе и жизни человека.

Приводить примеры веществ.

Сравнивать и различать твердые тела, жидкости, газы.

Выполнять простейшие опыты, демонстрирующие свойства воздуха и воды.

Приводить примеры различных явлений и процессов, требующих поступления энергии.

Предлагать свои варианты опытов, демонстрирующих различные свойства веществ в твердом, жидком и газообразном состоянии.

Земля — планета Солнечной системы

6

Глобус — модель Земли. Вращение Земли вокруг собственной оси. Смена

дня и ночи на Земле. Вращение Земли вокруг Солнца. Смена времен года.

Географическая карта и план местности (общее знакомство).

Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте.


Находить на глобусе и карте материки и океаны.

Работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой): показывать на глобусе и карте материки и океаны.

Различать различные виды земной поверхности (на примере своей местности).

Находить на карте России равнины и горы, определять их названия.

Моделировать формы земной поверхности из песка, глины или пластилина.

Погода

5

Погода, ее составляющие: температура воздуха, облачность, осадки, ветер.

Метеорологические и фенологические наблюдения. Наблюдение за погодой из космоса. Прогнозирование погоды и его значение в жизни людей.

Самостоятельно наблюдать погоду и описывать ее состояние.

Сравнивать погоду и климат.

Уметь подбирать одежду в соответствии с погодными условиями.

Измерять температуру воздуха с помощью термометра.

Объяснять назначение флюгера, анемометра, гигрометра, осадкомера.

Изготавливать простейшие приборы: флюгер и анемометр из пластиковых стаканчиков, барометр из елового сучка или шишки.

Многообразие живой

природы

6

Растения, их многообразие. Строение цветкового растения, его основные части: корень, побег, цветок, плод.

Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Роль растений в природе и жизни людей.

Животные, их многообразие. Строение позвоночного животного на примере собаки. Особенности питания разных животных: хищные, растительноядные, всеядные. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Роль животных в природе и жизни людей.

Бережное отношение человека к растениям и животным.

Общее представление о строении тела человека. Признаки сходства и различия человека и животных (млекопитающих).

Распознавать виды растений, характерные для растительного мира России.

Использовать рисунки и схемы при описании строения цветкового растения.

Распознавать виды животных, характерные для животного мира России.

Описывать строение позвоночных животных с опорой на схему или рисунок.

Сравнивать способы питания растений и животных.

Приводить примеры взаимодействия растений и животных.

Приводить примеры сходства и различия человека и животных (млекопитающих).

Приводить примеры влияния деятельности человека на живую природу.

Обосновывать необходимость соблюдения определенных норм и правил поведения в природе.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» боу шмр «Нифантовская сош» умк «Начальная инновационная школа» iconРабочая программа по предмету «Технология» боу шмр «Нифантовская сош»
Российской Федерации. Исходя из этого, задача современной начальной школы заключается в организации творческих действий обучающихся,...
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» боу шмр «Нифантовская сош» умк «Начальная инновационная школа» iconРабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» 4 класс
«Окружающий мир» А. А. Плешакова, входящей в умк «Школа России» Школа России. Концепция и программы для начальных классов. В 2 ч....
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» боу шмр «Нифантовская сош» умк «Начальная инновационная школа» iconРабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир»
Мбоу сош №2 г. Тайшета и авторской программы А. А. Вахрушева,, Д. Д. Данилова, А. С. Раутиана, С. В. Тырина «Окружающий мир»,Образовательная...
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» боу шмр «Нифантовская сош» умк «Начальная инновационная школа» iconРабочая программа по предмету «Окружающий мир», 2 класс Рузанова Светлана Валерьевна
Примерной программы по учебным предметам фгос ноо, авторской программы по курсу «Окружающий мир» А. А. Вахрушева (Образовательная...
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» боу шмр «Нифантовская сош» умк «Начальная инновационная школа» iconРабочая программа курса «Окружающий мир»
России, планируемых результатов начального общего образования,Примерных программ начального общего образования и авторской программы...
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» боу шмр «Нифантовская сош» умк «Начальная инновационная школа» iconРабочая программа по предмету «Окружающий мир»
«Окружающий мир» составлена на основе авторской программы Плешакова А. А. «Окружающий мир» (Сборник рабочих программ «Школа России»,...
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» боу шмр «Нифантовская сош» умк «Начальная инновационная школа» iconРабочая программа по учебному курсу «Окружающий мир» ( умк «Начальная...
Островская средняя общеобразовательная школа Островского района Костромской области
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» боу шмр «Нифантовская сош» умк «Начальная инновационная школа» iconРабочая программа по окружающему миру 1 класс умк "Перспективная начальная школа"
Программа «Окружающий мир» Федотовой О. Н., Трафимовой Г. В., Трафимова С. А. (образовательная программа «Перспективная начальная...
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» боу шмр «Нифантовская сош» умк «Начальная инновационная школа» iconРабочая программа по окружающему миру Предмет
Умк: Планета Знаний. Окружающий мир. Г. Г. Ивченкова; И. В. Потапов. Традиционная система. Программы общеобразовательных учреждений....
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» боу шмр «Нифантовская сош» умк «Начальная инновационная школа» iconРабочая программа по предмету «Окружающий мир», 4 класс (Школа России)...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Нижнебаландинская начальная...
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» боу шмр «Нифантовская сош» умк «Начальная инновационная школа» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Предмет: окружающий мир Класс: 2 умк: «Окружающий мир». Плешаков А. А. Школа России
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» боу шмр «Нифантовская сош» умк «Начальная инновационная школа» iconРабочая программа учебного предмета «Окружающий мир»
«Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального...
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» боу шмр «Нифантовская сош» умк «Начальная инновационная школа» iconРабочая программа по окружающему миру в 1 классе Программа разработана на основе фгос ноо
Федерального государственного образовательного стандарта по начальной школе второго поколения и на основе умк «Гармония» программы...
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» боу шмр «Нифантовская сош» умк «Начальная инновационная школа» iconПояснительная записка рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир»
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 1 класса разработана на основе
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» боу шмр «Нифантовская сош» умк «Начальная инновационная школа» iconРабочая программа по окружающему миру Предмет
Программа: Планета Знаний. Окружающий мир. Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Традиционная система. Программы общеобразовательных учреждений....
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» боу шмр «Нифантовская сош» умк «Начальная инновационная школа» iconРабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 4 класса (далее рабочая программа)
Рабочая программа) разработана на основе авторской программы «Окружающий мир» А. А. Плешакова Школа России. Концепция и программы...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск