Скачать 378.26 Kb.
|
Принято решением педагогического совета Утверждено приказом директора Протокол № _______ от ________________ №_____ от __________________ Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» БОУ ШМР «Нифантовская СОШ» УМК «Начальная инновационная школа» Авторы программы: В.А. Самкова; Авторы учебника: В.А. Самкова, Н.И. Романова; Москва: ООО «Русское слово-учебник», 2012 год
Данная программа является одним из вариантов реализации содержания предметной области «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. «Окружающий мир» представляет собой интегрированный предмет, в содержании которого отражены идеи сближения и взаимопроникновения естественнонаучных и обществоведческих дисциплин. Под интеграцией в данном случае понимается функциональное объединение различных областей научного знания (науки о природе, социальные и гуманитарные науки) и других сфер культуры (прежде всего искусства), имеющих своей целью сформировать у младших школьников целостное представление о социоприродном окружении человека, о своем месте в окружающем мире. Основная цель изучения предмета «Окружающий мир» — приобщение младших школьников к культурному опыту человечества, отражающему различные стороны взаимодействия человека с его социальным и природным окружением. Данная цель достигается благодаря систематизации и расширению знаний младших школьников о многообразии, взаимосвязях и универсальной ценности объектов и явлений окружающей действительности; формированию элементов исследовательской деятельности по изучению ближайшего природного и социального окружения; развитию устойчивого познавательного интереса к объектам и явлениям окружающего мира. В качестве основных обобщающих идей курса выдвинуто положение о единстве человека и природы, их целостности и взаимодействии, идея системности и причинности в познании этого единства, а также идея единства художественно-научного познания. Искусство, создаваемые в процессе творчества художественные образы обогащают научное познание новыми смыслами, развивают эмоционально-чувственное восприятие ребенка, его способность к пониманию окружающего мира. Интеграция естественнонаучных и социогуманитарных знаний о взаимодействии человека и общества с природой и соответствующих художественных образов служит не только преодолению разрыва между логической и образной формами познания действительности, но и гуманизации содержания курса «Окружающий мир». Основными задачами реализации содержания курса являются: — формирование уважительного отношения к семье, школе, населенному пункту, региону, в котором проживают дети, к России, ее природе и культуре, истории и современной жизни; — осознание ребенком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем; — формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; — формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Курс «Окружающий мир» имеет ряд особенностей. Прежде всего, его отличает аксиологический подход к отбору содержания, ориентирующий педагога на формирование у младших школьников системы потребностей, ценностей, установок. В содержание предмета включены как объективные знания о природе и обществе, так и те знания, которые несут в своей основе нормативно-ценностную нагрузку. Содержание курса ориентировано на формирование у младших школьников основ личностной культуры, фундамент которой составляют общечеловеческие ценности (добро, истина, красота и др.) и система отношений к окружающему миру (к природе, рукотворному миру, другим людям), к себе. Последовательность изложения нового материала базируется на принципе открывающейся перспективы — младшие школьники приобретают новые знания, умения, способы деятельности в такой системе, которая раскрывает перед ними горизонты новых знаний, новых способов деятельности, побуждает строить догадки, выдвигать гипотезы, активизировать потребность постоянного движения к новым знаниям. Изучение курса предусматривает обращение младших школьников за помощью в познании мира к различным источникам информации (словари, справочники, энциклопедии, различные электронные издания, Интернет и др.). Школьники усваивают элементарные навыки работы с информацией: поиск, оценка, преобразование, представление информации и её практическое применение. Таким образом, в данном случае правомерно говорить об интеграции учебного предмета «Окружающий мир» и мультимедиаобразования. Программа 1 класса преимущественно рисует картину природы и человека на уровне «Что есть что». Цель данного курса — обобщение и систематизация имеющихся у первоклассников знаний, умений и навыков, а также адаптация их к новой социальной роли — учащихся начальной школы. Системообразующая идея программы 2 класса — «Разнообразие». В содержании раскрывается разнообразие природного мира, многообразие растений и животных. Учащиеся знакомятся с различными народами, населяющими РФ (с разнообразием культуры и быта этих народов, с различными объектами, внесенными в международный список Всемирного культурного и природного наследия). Основное содержание программы 3 класса может быть охарактеризовано как «Взаимосвязь». Раскрываются основные связи, существующие между живой и неживой природой, между растениями и животными в различных природных экосистемах. Рассмотрены взаимосвязи в системе «человек — природа — общество» (в личностном, социальном и глобальном контекстах). Содержание программы 4 класса построено в логике понятия «Развитие». Углубляются и расширяются знания младших школьников о развитии человека (исторический и индивидуальный аспекты), о зависимости здоровья от образа жизни и состояния окружающей среды. Важнейший компонент содержания — знакомство с основными этапами исторического развития России. Программа курса предусматривает проведение практических работ и опытов, экскурсий, а также участие младших школьников в уходе за растениями и животными в своем ближайшем окружении.
Предмет относится к образовательной области «Окружающий мир». Данная программа рассчитана на 4 года обучения. На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2 часа в неделю. Программа рассчитана на 270 часов: в 1 классе – 66 часов, во 2, 3 и 4 классах – по 68 часов. В результате обучения в начальной школе должна быть обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему обучению, достигнут необходимый уровень экологического образования и воспитания, решены задачи формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единства российского общества. Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом для 1–4 классов, который включает учебники в двух частях и тетради с печатной основой по каждому классу, тетрадями тестовых заданий для 2, 3, 4 классов, методическими рекомендациями для учителя.
Ценностные ориентиры курса представлены следующими системообразующими понятиями: • человек — биологическая и социальная природа человека; исторически сложившиеся виды деятельности; влияние на природ(виды воздействия, изменения, последствия); система отношении к себе и своему социоприродному окружению; строение и функции организма; здоровье, здоровый образ жизни; безопасная жизнедеятельность; • окружающий [человека] мир — природа, общество, техника; состояние и охрана окружающей среды; • природа — планета Земля, сферы Земли, Солнечная система, Вселенная; тело, вещество; организм (живое существо), растения, животные, грибы, бактерии; природные явления: физические, химические, географические, биологические; • общество — человек как член общества, семья; класс и школа; родной край, страна; планета — общий дом человечества. Курс имеет линейно-концентрическое построение содержания: в программе 1 класса представлены основные содержательные линии, определенные стандартом начального образования («Человек и природа», «Человек и общество»), которые в дальнейшем последовательно развиваются в программах 2, 3 и 4 классов. Многообразие и динамичность окружающего мира предстают перед учащимися в процессе знакомства с разнообразными природными и социальными объектами и явлениями, которые рассматриваются не только с научных, но и с эстетических позиций.
Результаты освоения программы курса «Окружающий мир» проявляются на личностном, метапредметном и предметном уровнях. Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
Важнейшие личностные результаты проявляются также в повышении осмысленности и осознанности ценностно-смысловых установок, благодаря которым ребенок приобщается к системе социальных норм и ценностей:
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких умений как:
Предметными результатами выпускников начальной школы являются:
Региональный компонент нашёл отражение в требованиях к уровню подготовки обучающихся по каждому году обучения: Требования к уровню подготовки обучающихся. 1класс К концу 1 класса обучающиеся должны знать: - свой домашний адрес и безопасную дорогу от дома до школы; важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы; -название городов Вологодской области и областного центра – Вологды, г. Череповца, г. Великий Устюг; р.Шексна; Обучающиеся должны уметь: - различать основные части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами на примере растений, произрастающих в Вологодской области. Требования к уровню подготовки обучающихся. 2 класс К концу 2 класса обучающиеся должны знать: - название главной улицы п. Шексна и улицы, на которой находится школа, свой домашний адрес; -виды транспорта, распространённых в посёлке; - три вида растений, занесённых в Красную книгу России и произрастающих на территории области, и три вида животных, обитающих на территории области. Обучающие должны уметь: - объяснять сезонные изменения в природе: природные явления, экологические связи в лесу на примере природных комплексов Вологодской области; - распознавать изученные растения, животных, распространённых в Вологодской области; Названия реки Шексна/, Рыбинского водохранилища; - приводить примеры достопримечательностей Вологодской области и посёлка Шексна. Требования к уровню подготовки обучающихся. 3 класс К концу 3 класса обучающиеся должны знать: - основные сведения о п. Шексна, названия ведущих предприятий посёлка; - пять видов растений, занесённых в Красную книгу России и произрастающих на территории области, и пять видов животных, обитающих на территории области; - названия главных городов и рек Вологодской области. Обучающие должны уметь: - осуществлять проектную деятельность, связанную с объектами родной природы Вологодского края, Шексны; - распознавать изученные растения, животных, распространённых в Вологодской области; - приводить примеры помыслов Вологодской области и Шексны; - показывать на карте Вологодской области г. Вологда, Череповец, п. Шексна, р. Сухона; Требования к уровню подготовки обучающихся. 4 класс К концу 4 класса обучающиеся должны знать: - о природных ископаемых Вологодской области, о природной зоне лесов, в которой находится Вологодская область; - основные сведения о п. Шексна и Вологодской области; - герб, флаг Шекснинского района и Вологодской области; - имена великих людей Вологодчины и их вклад в развитие региона. Обучающие должны уметь: - осуществлять проектную деятельность, связанную с краеведческими, патриотическими, экологическими, экономическими, промышленными аспектами развития Вологодского края, Шекснинского района. Рабочая программа может корректироваться по итогам учебного года.
|
Рабочая программа по предмету «Технология» боу шмр «Нифантовская сош» Российской Федерации. Исходя из этого, задача современной начальной школы заключается в организации творческих действий обучающихся,... | Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» 4 класс «Окружающий мир» А. А. Плешакова, входящей в умк «Школа России» Школа России. Концепция и программы для начальных классов. В 2 ч.... | ||
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» Мбоу сош №2 г. Тайшета и авторской программы А. А. Вахрушева,, Д. Д. Данилова, А. С. Раутиана, С. В. Тырина «Окружающий мир»,Образовательная... | Рабочая программа по предмету «Окружающий мир», 2 класс Рузанова Светлана Валерьевна Примерной программы по учебным предметам фгос ноо, авторской программы по курсу «Окружающий мир» А. А. Вахрушева (Образовательная... | ||
Рабочая программа курса «Окружающий мир» России, планируемых результатов начального общего образования,Примерных программ начального общего образования и авторской программы... | Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» «Окружающий мир» составлена на основе авторской программы Плешакова А. А. «Окружающий мир» (Сборник рабочих программ «Школа России»,... | ||
Рабочая программа по учебному курсу «Окружающий мир» ( умк «Начальная... Островская средняя общеобразовательная школа Островского района Костромской области | Рабочая программа по окружающему миру 1 класс умк "Перспективная начальная школа" Программа «Окружающий мир» Федотовой О. Н., Трафимовой Г. В., Трафимова С. А. (образовательная программа «Перспективная начальная... | ||
Рабочая программа по окружающему миру Предмет Умк: Планета Знаний. Окружающий мир. Г. Г. Ивченкова; И. В. Потапов. Традиционная система. Программы общеобразовательных учреждений.... | Рабочая программа по предмету «Окружающий мир», 4 класс (Школа России)... Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Нижнебаландинская начальная... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Предмет: окружающий мир Класс: 2 умк: «Окружающий мир». Плешаков А. А. Школа России | Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального... | ||
Рабочая программа по окружающему миру в 1 классе Программа разработана на основе фгос ноо Федерального государственного образовательного стандарта по начальной школе второго поколения и на основе умк «Гармония» программы... | Пояснительная записка рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 1 класса разработана на основе | ||
Рабочая программа по окружающему миру Предмет Программа: Планета Знаний. Окружающий мир. Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Традиционная система. Программы общеобразовательных учреждений.... | Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 4 класса (далее рабочая программа) Рабочая программа) разработана на основе авторской программы «Окружающий мир» А. А. Плешакова Школа России. Концепция и программы... |